что такое практикум по русскому

Значение слова «практикум»

android bar znachenije

[От греч. πρακτικός — деятельный]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ПРА’КТИКУМ, а, м. [от греч. praktikos — деятельный] (книжн., педаг.). Особый вид учебных занятий, имеющих целью практическое усвоение основных положений какого-н. предмета, практическое занятие по какому-н. учебному курсу, преимущ. в высшем учебном заведении. П. в клинике. Лекции и п. по политэкономии.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

пра́ктикум

1. вид практических занятий по какому-либо учебному предмету (обычно в высшем учебном заведении)

Делаем Карту слов лучше вместе

USSR botПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: близиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «практикум&raquo

Предложения со словом «практикум&raquo

Сочетаемость слова «практикум&raquo

Каким бывает «практикум»

Понятия, связанные со словом «практикум»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «практикум&raquo

Им был организован современный для того времени лабораторный практикум, включающий до 50 работ.

В нашем психологическом практикуме можно и дальше подробно рассматривать разное восприятие одного товара людьми с разным типом мышления.

Поэтому данный практикум содержит так много упражнений на самовнушение.

Источник

Статья. Практикум по русскому языку

Практикум по русскому языку.

Цели: проверка знаний, работа над ошибками, выработка навыков грамотного письма.

Этому способствует деловой и эмоциональный контакт с компьютером, который постоянно предлагает выбор, стимулирует мыслительную деятельность.

Пример диалога «Учащийся – компьютер»

При запуске программы на экране дисплея появляется обращение: «Дорогой ученик! Если вы хотите проверить и усовершенствовать свои знания по русскому языку, выбирайте, с чего начать:

А) контрольные диктанты;

Б) тренировочные упражнения;

2. Допустим «Контрольные диктанты», программа снова дает выбор:

А) отрывки из произведений классиков;

Б) поэтические диктанты;

В) тексты из учебных пособий.

Перед подачей выбранного текста высвечиваются задания: «Вставить пропущенные буквы», «Указать слитное или раздельное написание», «Если нужно, расставить знаки препинания». После каждого вида работы компьютер фиксирует результат и оценивает знания учащегося, запрещая или разрешая переход к более сложной операции. Например, после выполнения контрольного диктанта на экране появился результат: 3/2 – три орфографических ошибки и две пунктуационных. В этом случае компьютер предлагает то же задание еще раз, и если ошибки допущены вновь, выдает правильный ответ (текст со всеми орфограммами и пунктограммами).

На экране перечень основных грамматических правил, и ученик выбирает те, на которые он допустил ошибки:, например:

$ 17. Правописание безударных гласных.

$ 55.Правописание частицы НЕ.

Ученик может обратиться к пособиям и повторить материал, выполнив упражнения. В дальнейшем вводим в программу и сами правила в виде справочного материала.

Предположим, выбрана А.А. Ахматова, на экране появляется «Мужество».

Мы знаем что ныне л…жит на в…сах

И что сов…ршается ныне.

Час мужества пробил на наших часах

И мужество нас (не)покинет.

(Не)страшно под пулями мертвыми леч…,

И мы сохр…ним тебя русская речь

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя прон…сем,

И внукам дадим и от плена спасем

Вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, учащийся многократно и вдумчиво читает стихотворение и непроизвольно запоминает его.

Можно сопровождать поэтические тексты музыкальными фрагментами из произведений известных композиторов. Например:

Это будет комплексная программа «ликвидация персональной безграмотности + поэзия + музыка», многие учительские проблемы исчезнут надолго.

Источник

Урок-практикум по русскому языку

hello html m3794e4a0

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ФИЛИАЛА МОУ «ЧУЛКОВСКАЯ СОШ» «СЕКИРИНСКАЯ ООШ»

СКОПИНСКОГО РАЙОНА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

КОСЫРЕВОЙ ЕЛЕНЫ ВИКТОРОВНЫ

Урок-практикум по развитию речи. hello html m39a17f3e

Тема: Напиши мне письмо.

Задача: повысить интерес к эпистолярному жанру и услугам почтовой связи.

Цель: познакомить с особенностями письма как одного из видов текста: логикой построения, эмоциональной окрашенностью, стилем изложения, сочетанием в письме различных типов речи, целями написания писем.

Оформление: в ысказывания о письме на стенде:

«В письмах человек обнажает свою душу». ( С. Джонсон)

«Письмо – это сама душа, эхо того, кто говорит, настолько точное, что люди тонкой души относят письма к самым ценным сокровищам любви». (О. де Бальзак)

«Пиши такие письма, которые ты хотел бы получить». (Античный афоризм)

Оборудование : тетради, конверты, образцы писем, памятки, презентация «Из истории письма».

— Приветствие. Создание эмоционального настроя.

Учитель: здравствуйте, ребята! Рада видеть вас бодрыми и жизнерадостными! Я вижу, что к уроку вы уже приготовились – распределились по группам, достали все необходимое. Но предлагаю сделать еще вот что: давайте закроем на несколько секунд глаза, вспомним о чем-нибудь хорошем и улыбнемся. Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало.

Мотивация к деятельности учащихся.

Учитель: ребята, сегодня утром я обнаружила у себя в почтовом ящике конверт с каким-то посланием, пока не знаю каким именно. Скажите, а в вашей семье получают письма? А кто вам пишет? А вам самим приходилось писать письмо? И вы сами заполняли конверт?

Отгадайте загадку: «Маком по белой земле посеяно, далеко вожено, а куда пришло, там и взошло». hello html m39a17f3e

Учитель : эту загадку можно встретить в качестве определения слова «письмо» в книге «Словарь великорусского языка» известного учёного, прекрасного знатока русского языка, фольклора – Владимира Ивановича Даля, известного под псевдонимом Казак Луганский.

Ребята, кто из вас помнит, в какое время жил этот писатель?

Дети: он жил в 1801-1872 гг.

Учитель : да, это было давно. В то время эпистолярный жанр, умение писать письма, был очень популярен. Почему?

Дети: не было телефона, телеграфа, телефакса, Интернета…

III . Постановка проблемного вопроса и сообщение темы урока.

Учитель: как вы думаете, писать письма – это актуально в наши дни? Разве это современно?

Читайте также:  К чему снится сон кража

Давайте сегодня на уроке попробуем убедиться в том, что письма очень важны и необходимы в нашей жизни. Познакомимся с разными видами писем, научимся заполнять конверт, узнаем о правилах написания письма.

Т ема нашего урока « Напиши мне письмо».

Учитель: ребята, скажите, пожалуйста, что такое письмо? Обратимся к толковому словарю и посмотрим значение этого слова. Скажите слово «письмо» однозначное или многозначное? Как вы думаете, с каким значением этого слова мы будем сегодня работать?

1. бумага с написанным на ней текстом, посылаемая для сообщения чего-нибудь, уведомления о чем-нибудь, для общения с кем-нибудь на расстоянии//самый этот текст//соответствующее почтовое отправление.

2. Официальный (преимущественно денежный) документ (истор.)

3. только ед. Умение, способность писать.

4. только ед. Графические знаки, начертания для передачи, запечатления речи на каком-нибудь материале//та или иная система, форма, тот или иной стиль таких знаков//внешний вид чего-нибудь написанного. hello html m39a17f3e

Учитель: ребята, как вы думаете, для чего изобрели письмо? Когда это произошло?

2 группа: история письма

Письма существуют с давних времен. Они необходимы человеку как вид информационной связи. Так в Южной Америке индейцы для письма использовали листья разных деревьев. Лист одного определенного дерева говорил о том, что в племени все здоровы, лист другого – сообщал об удачной охоте и т. п. И когда гонец одного племени приносил такое письмо старейшине другого племени, то казалось, что он вручает букет, а на самом деле – письмо.

На Востоке, в арабских странах существовали письма из набора камешков, принцип такого письма был таким же, как и у индейцев Южной Америки.

Позже, когда люди научились писать, но не умели еще делать бумагу, записи велись на глиняных табличках, коже, бересте. А вот эскимосы, жители севера, писали свои письма на замороженной рыбе.

Для писем существует не только свой стиль, но и свой предмет речи. Описание бытовых новостей, просьбы, поручения, расспросы с наблюдениями о мире и человеке содержались в письмах, как великих людей, так и простых корреспондентов минувших эпох. Письмо представляло тематическую и стилевую свободу, легкость перехода с предмета на предмет независимо от его значительности. Эту открытость разным жанрам бытовое письмо передало своим литературным потомкам.

V . Знакомство со структурой письма и правилами его написания.

Учитель: к ак вы думаете, существуют ли к письму какие-нибудь требования? Конечно, с деловыми письмами понятно – они оформляются по определенным законам эпистолярного жанра, а вот личные письма? hello html m39a17f3e

Дети: можно говорить и о белизне бумаги, разборчивом почерке, расстановке запятых, речевых нормах, и о доброте, конкретности, правдивости, юморе в содержании письма.

Учитель: какие требования предъявляются к сотрудникам отдела писем?

Дети: знание правил русского языка, терпеливость, внимательность, тактичность.

Учитель: таким образом, можно сказать, что работа сотрудников отдела писем напрямую зависит от знания русского языка, и насколько хорошо сотрудник знает все правила языка, настолько легче ему будет выполнять свою работу.

Все письма, независимо от того, шлют ли их обычной почтой, электронной или факсом, делятся на три категории.

К каждой из них разный подход. Как писать то, или иное письмо зависит от того, зачем вы его пишете.

Личные письма адресуют членам семьи, любимым, друзьям, как реальным, так и по друзьям по переписке.

Полуофициальные письма используют, как правило, для бытовых случаев, например, для заказа товаров или их возврата, инструкции по доставке, письма-запросы необходимой информации, либо письма-подтверждения о получении товара или сведений.

Официальные (деловые) письма подразумевают, использование определенных правил, придающих письму формальность и беспристрастность.

Правило 1. Бумага должна быть безупречно чистой. Неряшливо выглядят письма на листках, вырванных из тетради. Если письмо занимает несколько отдельных листков, их следует пронумеровать.

Правило 2. Любое письмо должно быть написано чисто и аккуратно. В тексте не допускаются подчистки и исправления.

Правило 3. Не торопись сразу отправлять письмо. Сначала перечитай и проверь его внимательно. hello html m39a17f3e

Учащимся предлагается схема текста письма.

Возможные части текста письма.

Обращение или приветствие.

( имя того, кому предназначено письмо)

Мои дорогие друзья!

Любимая моя мамочка!

2.Начальная фраза о состоянии переписки.

Получила твоё письмо…

Давно не было от тебя письма…

Решила Вам написать…

3.Основное содержание письма, сообщение о новостях.

(изложение информации, интересующей адресата)

У нас много новостей…

Я хочу рассказать Вам…

Опишу тебе, как идёт моя жизнь в школе и дома…

4. Вопросы адресату.

(вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания)

Какие у тебя новости?

Спасибо за внимание…

Спасибо, что ты прислала…

Я прошу тебя ответить на моё письмо…

Прошу писать мне… Жду ответа…

Передай большой привет…

9. Подпись. Дата и место написания.

20 апреля 2006года

Правила заполнения конверта hello html m39a17f3e

От кого Косыревой Е.В.

Откуда ул. Школьная, д.3, с. Секирино,

Скопинский район, Рязанской области

Кому Управление образования

Учитель: итак, любой из нас с нетерпением ждет письма, огорчается, когда долго нет ответа. Ребята, почему письмо можно так красиво назвать – «дорога к сердцу»?

Возможные ответы детей:

— Из писем мы узнаем, что о нас помнят.

— В письмах нас иногда поздравляют.

— Из писем мы узнаем об интересных событиях.

— В письмах с нами делятся радостью или заботами.

Деловые (привожу пример делового письма из налоговой службы)

Сообщают важную информацию, указания, распоряжения, предписания

Дружеские (демонстрирую детям личное письмо от подруги)

Поздравительные (зачитываю отрывки из Новогоднего письма от Деда Мороза)

С их помощью можно поздравить людей со знаменательным событием

Письма в газету (рассказываю о своём личном опыте написания письма в газету)

Помогают ребятам рассказать о своих делах, увлечениях, проблемах, получить совет, поддержку, помощь.

Письма – источник знаний о прошлом (демонстрирую музейный экспонат – письмо военных лет в треугольничке)

Такие письма помогают помнить и хранить историю семьи, страны, Родины.

Письма, которые стали книгой

(рассматриваем библиотечные книги)

Помогают людям как можно больше узнать о жизни писателей.

Задания для 1 группы. hello html m39a17f3e

Напишите письмо маме.

Дружеские письма играют очень большую роль в жизни людей. С их помощью люди общаются, раскрывают своё отношение к тому, что они видели, слышали, переживали. В таких письмах могут быть изложены самые заветные мысли и желания, о которых можно писать только близкому человеку. Поэтому есть важное правило: не читать чужих писем!

Когда вы подрастёте, и придёт время покинуть родной дом, не забывайте своих матерей, пишите им письма, звоните, помните и цените своих родителей!

Задание для 2 группы.

Напишите письмо об истории и легенде своей семьи.

Читайте также:  что такое сдвиг лейкоцитарной формулы влево диагностическое значение

Ребята, из уроков истории вам известны берестяные грамоты, они писались на бересте. Их писали жители Новгорода ещё в Х веке. В этих письмах учёные находят материалы о том, как жили люди в прошлом на Руси, о том, что их тревожило и заботило.

Если в ваших семьях хранятся письма с фронта, прочитайте их вместе с папой или мамой, дедушкой или бабушкой.

Берегите такие письма! В них запечатлена история твоей семьи, а эта частица истории нашей страны, нашей Родины.

Ребята, очень важно помнить и не забывать подвиг наших героев, наших земляков, которые завоевали 70 лет назад Великую Победу! Об этих суровых днях мы можем узнать из фронтовых писем наших земляков, которые хранятся в школьном музее (демонстрирую музейный экспонат).

Слова-подсказки: сердечно, от всего сердца, от всей души, очень благодарен, как я благодарен, большое спасибо, благодарю Вас за то, что…

Задание для 3 группы.

Напишите письмо на тему: « Как я понимаю слова «творить добро».

Давайте прочитаем, какое определение этому слову дал Сергей Ожегов, создатель толкового словаря русского языка: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение, к людям, стремление делать добро другим».

Какие качества человека определяются в его высказывании? Какой он – добрый человек?

Дети: отзывчивый – человек, готовый помочь, доброжелательный – желающий добра другому, добродетельный – человек, делающий добро другим. hello html m39a17f3e

Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами. Известный писатель Виктор Гюго говорил: «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце». На самом деле, добрый человек, как солнце, дарит окружающим свет и тепло. С таким человеком очень приятно общаться.

Не зря Антон Павлович Чехов говорил: «Пишите друг другу письма, ведь они помогают нам жить, делая нас добрее».

Ребята, заканчивая наш урок, ещё одно творческое задание для каждого из вас: грамотно написать письмо из своего будущего, правильно подписать конверт и отправить письмо по почте на мой домашний адрес. А я, поглядывая в свой почтовой ящик, с нетерпением буду ждать ваши письма доброты.

Ответив на все вопросы, мы можем сделать выводы:

 только те добрые дела имеют ценность, которые мы делаем для других;

 чем больше в добром поступке самоотдачи, тем большую ценность имеет этот поступок;

 творить добро человек должен для того, чтобы послужить ближнему и от этого пережить духовную радость.

0815 000105fc 035ac698

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

08ab 000315ea 818e2afc

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

1200 0003a7f7 2a609ffc

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

a loader

К огда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, наша мысль обязательно обращается к истории письма. Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. И читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое.
Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.
Вначале появилось картинное письмо (пиктография): какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (идеография, иероглифы), и, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия (звуковое письмо). Первоначально в звуковом письме употреблялись только согласные звуки, а гласные или вообще не воспринимались, или обозначались дополнительными значками (слоговое письмо). Слоговое письмо было в употреблении у многих семитских народов, в том числе и у финикиян. Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита.
Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Константин (при крещении принявший имя Кирилл) и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого ему с детства славянского языка (а это был, вероятно, один из диалектов древнеболгарского языка) основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенные обозначения. Читая по-старославянски, мы произносим слова так, как они написаны. В старославянском языке мы не встретим такого расхождения между звучанием слов и их произношением, как, например, в английском или французском.
Славянский книжный язык (старославянский) получил распространение в качестве общего языка для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные славяне (чехи, словаки), восточные славяне (украинцы, белорусы, русские).

В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности. Особенно торжественно отмечается он в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия со славянской азбукой и иконами святых братьев. Начиная с 1987 года, и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры. Русский народ отдает дань памяти и благодарности “славянских стран учителям. «

Источник

Уроки-практикумы в курсе преподавания русского языка

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО

Кафедра русского языка и литературы

Уроки-практикумы в курсе преподавания русского языка и литературы

заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, преподающих русский язык и литературу

ГЛЕЧИК ИННЫ ВИКТОРОВНЫ

В ФГОС начального общего и основного общего образования определен системно-деятельностный подход в обучении, направленный на развитие умений и навыков учащихся, применение полученных знаний в практических ситуациях.

Практические методы обучения используют для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний учащихся. В деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических задач. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Данный метод способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности.
Практический метод лучше других способствует приучению учащихся к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность и т. д. У учащихся формируется привычка тщательной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов). Практические методы обучения невозможно использовать без других, в частности, словесных и наглядных, методов обучения.

Практическая работа объединяет в себе все формы познавательной деятельности:

Читайте также:  Желтые листья на цветах сон

Изучением уроков-практикумов занимались С.О.Караман, В.В.Онищук, М.М.Фицула, Т.В.Никишина. В своих работах они предупреждают, что практическая работа – это не перечень заданий и упражнений, которые необходимо выполнить, пользуясь пособиями. Учителю нужно позаботиться о том, чтобы ученику было приятно получать задания, обобщать и демонстрировать их во время практической деятельности, проявлять себя при этом как личность. При таком условии данный тип урока займет одно из главных мест среди всех типов уроков, поскольку исключительно практическая деятельность (которая идет после понимания теории) дает возможность не только осознать изучаемый материал, повторить, обобщить, но и реализовать себя.

Уроки-практикумы проводятся с целью подачи ученикам разносторонних и упорядоченных сведений по предмету, обучения их самостоятельно добывать знания. Работать со справочной литературой.

Основная задача уроков-практикумов – совершенствование умений, знаний и навыков. На таких уроках выполняются специально подобранные задания в основном конструктивного характера. Во время работы целесообразно разрешить ученикам пользоваться таблицами, схемами, словарями, учебниками, справочниками, алгоритмами. Урок-практикум может содержать элементы поимка, исследования, наблюдения, игры, в зависимости от материала, возраста детей, уровня предыдущей подготовки.

Используем следующую структуру урока-практикума:

Сообщение темы, цели, задач урока.

Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

1. Объяснение учителя. Этап теоретического осмысления работы.
2. Показ. Этап инструктажа.

3. Проба. Этап, на котором два-три ученика выполняют работу с комментированием, а остальные школьники наблюдают и под руководством учителя делают замечания, если в процессе работы допускается ошибка.

4. Выполнение работы. Этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. Учитель на этом этапе особенное внимание уделяет тем ученикам, которые плохо справляются с заданием.
5. Контроль. Обговаривание и теоретическая интерпретация полученных результатов. На этом этапе работы учеников принимаются и оцениваются. Учитывается качество выполнения, скорость и правильное выполнение задания.

Дополнительные звенья практической работы для учащихся достаточного и высокого уровня:

— формулировка собственной цели занятия;

— составление собственной инструкции для работы;

— опережающее задание (практическая деятельность вне школьного времени);

— выполнение разноуровневых упражнений на конечный результат;

— создание дополнительных познавательных ситуаций;

— создание собственных проектов, алгоритмов, отчетов по теме (перед практикумом обязательно создается «банк идей», кторый выносится на защиту, обговаривание).

Уроки-практикумы легко внедрить в учебный процесс при условии соблюдения следующих принципов:

Последовательность обучения: от простого к сложному. Каждое задание разрабатывается с опорой на предыдущее.

Доступность материала для полного понимания учащимися.

Гибкость и динамичность обучения.

Учет индивидуальных и психологических особенностей учащихся.

Приемы повышения мотивации и высокой активности учащихся.

Разнообразие форм и видов учебной деятельности.

Условия развития ученика как индивида.

Фактор взаимодействия учителя и ученика.

Объективность, четкость и формализованность контроля учебной деятельности.

Различают специальные, производные комментированные упражнения. Специальными называются многократно повторяемые упражнения, направленные на формирование учебных, трудовых умений и навыков. Если в специальные упражнения вводятся применявшиеся прежде, то они называются производными. Производные упражнения способствуют повторению и закреплению ранее сформированных навыков. Без производных упражнений навык забывается.

Комментированные упражнения служат для активизации учебного процесса, сознательного выполнения учебных заданий. Сущность их в том, что учитель и учащиеся комментируют выполняемые действия, вследствие чего они лучше осознаются и усваиваются. Вначале к этому привлекаются лучшие учащиеся, а затем весь класс принимает участие в объяснении материала. Метод комментированных упражнений обеспечивает высокий темп урока, способствует сознательному, прочному усвоению материала всеми учащимися.

Устные упражнения широко используются в процессе обучения. Они связаны с развитием культуры речи и логического мышления, познавательных возможностей учащихся. Назначение устных упражнений разнообразное: овладение техникой и культурой чтения, устного счета, рассказа, логического изложения знаний и т.д. Большую роль играют устные упражнения при изучении языков. Устные упражнения постепенно усложняются в зависимости от возраста и уровня развития учащихся.

Письменные упражнения (стилистические, грамматические, орфографические диктанты, сочинения, конспекты, решения задач, описания опытов и т. д.) составляют важный компонент обучения. Их главное назначение — формирование, развитие и упрочение необходимых умений и навыков. Учителю необходимо заботиться об их достаточном количестве и разнообразии. Чтобы упражнения были эффективными, они должны отвечать ряду требований. К ним относятся:

• сознательная направленность учащегося на повышение качества деятельности;

• знание правил выполнения действий;

• сознательный учет и контролирование условий, в которых оно должно выполняться;

• учет достигнутых результатов;

• распределение повторений во времени.

Практикум – единственная форма урока, которая способствует наиболее полной реализации требований программы по русскому языку, стандартов образования. Она дает возможность соединить несколько нетрадиционных уроков в одном, получив при этом желаемый результат и удовлетворение от полной реализации личности каждого ребенка во время урока. (Приложение 1).

Виды упражнений для уроков-практикумов

Выразительно прочитать текст. Определить тему и основную мысль высказывания. Подобрать заголовок.

Разбор коллективный: 1 вариант читает предложения, 2 вариант слушает, контролирует и, если необходимо, исправляет ошибки. Записываем в тетрадь. Зачитать, что записали.

Можно пользоваться опорными карточками. Если возникают вопросы, поднять руку.

Два ученика у доски склоняют существительные степь, край.

4.Грамматический диктант. Учитель диктует слова в именительном падеже, 1 вариант записывает в родительном падеже, 2 вариант – в творительном. Обмен тетрадями, взаимопроверка. Учитель читает правильные ответы, исправляют карандашом.

5. Творческое задание: восстановить поэтические строки. Вставив на месте точек пропущенные имена существительные. Определить род, число, падеж, синтаксическую роль.

6. Языковая игра «Третий лишний».

7. Распределительный диктант: данные существительные распределить в соответствии с родом.

8.Самостоятельная работа. Записать существительные в 2 колонки: в первую те, что употребляются только в единственном числе, во вторую – во множественном.

Дополнительно: подобрать антонимы, составить предложения.

9.Работа со словарем.

10.Д/з. Составить тесты по теме «Имя существительное». 1 вариант: 5 заданий с вариантами ответов. 2 вариант: 7 заданий с конструированными ответами. 3 вариант: 9 заданий (6 с вариантами ответов, 2 с конструированными ответами, 1 – творческое задание).

1.Практический семинар «Распределение товара».

Разные виды предложений – товар. Учитель читает предложение – ученики поднимают карточку с указанием вида предложения.

2.Пороизводство «лингвистической продукции». Работа с текстом.

— Послушайте текст, дайте название. Определите тему, главную мысль. Определите тип, стиль текста. Найдите предложения с разными видами связи, выпишите, сделайте синтаксический разбор. (Возможно использование информационной карточки).

3. Конкурентная борьба:

а) провести рекламную кампанию (1 вариант – смешную, 2 вариант – удивляющую).

б) проработка орфографических материалов на время: выписать за 1 минуту как можно больше слов с орфограммами (1 группа – в корне, 2- в суффиксах, 3 – в приставках); синтаксический разбор словосочетаний; словообразовательный разбор; конкурс лингвистов-синтаксистов (методом «пресс» доказать, что предложение СС, СП, БС.

4. Домашнее задание: составить рекламу:

Требование: креативность, яркость, наглядность. Проза или стихи. Сделать синтаксический разбор сложного предложения.

Источник

DACHARAI - самый большой ресурс для садовода
Adblock
detector