Последствия самовольного оставления части контрактником
Многие ошибочно полагают, что такие статьи Уголовного кодекса, как «Дезертирство» и «Самовольное оставление части» действуют только в отношении солдат-срочников, а к контрактникам не имеют никакого отношения. Однако, такое мнение является ошибочным и в определенной ситуации может весьма дорого стоить военнослужащему по контракту.
В очередной статье на сайте «Условка» мы расскажем читателю, что такое самовольное оставление места службы контрактником с точки зрения Уголовного кодекса и что будет если военнослужащий самовольно покинул часть.
Самовольное оставление части контрактником: какая предусмотрена ответственность?
Состав преступления, который образует самовольное оставление части с целью уклониться от военной службы, в уголовном законодательстве России предусмотрен статьей 337 УК РФ. При этом, следует иметь в виду, что состав этого преступления образует не только самовольное оставление части, но также и неявка в срок без уважительных причин на службу.
При этом, квалификация данного деяния, как уголовного преступления, применительно к контрактникам зависит от того, на какой срок была оставлена часть.
Так, уход контрактника из части на срок от 10 суток до 1 месяца квалифицируется по ч. 2 ст. 337 УК РФ, а самоволка продолжительностью свыше 1 месяца – по ч. 4 ст. 337 УК РФ.
Это важно! Уголовное наказуемым считается самовольное оставление части или места службы, либо неявка в срок без уважительных причин на службу, продолжительностью свыше 10 суток. Самовольное оставление части контрактником до 10 суток не влечет уголовной ответственности
Несколько раз на электронную почту нашего сайта поступали вопросы – наступит ли уголовная ответственность за самовольное оставление части на сутки или на более короткое время, например, на 2 часа. Ответ на этот вопрос однозначен – для военнослужащих-контрактников не предусмотрено уголовной ответственности за самовольное оставление расположения части на срок менее 10 суток. Вместе с тем, следует иметь в виду, что отсутствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в воинской части без уважительных причин более 4 часов подряд, является основанием для применения к нему мер дисциплинарного характера в соответствии с Дисциплинарным Уставом ВС РФ.
Наказание за самовольное оставление части контрактником
Вид и размер уголовного наказания за самовольное оставление части, совершенное военнослужащим по контракту, зависит от срока самоволки:
При рассмотрении дел данной категории суды всегда обращают внимание на обстоятельства и мотивы, побудившие военнослужащего самовольно покинуть часть.
Довольно часто случаются ситуации, когда военнослужащих-контрактников пытаются обвинить в неявке на службу без уважительных причин во время переезда воинской части из одного региона страны в другой и т.п., при этом, не принимают во внимание наличие уважительных причин (задержка самолета, поезда, поломка машины и т.п.). В таких случаях «Условка.Ru» рекомендует вам фиксировать данные обстоятельства любыми доступными средствами на тот случай, если кому-то из особо ретивых начальников придет в голову угрожать контрактнику уголовной статьей. В особо тяжелых случаях, если делу уже был дан ход, лучше обратиться к юристу (адвокату), с тем, чтобы совместными усилиями доказать отсутствие злого умысла на неявку на службу.
Если после прочтения статьи у вас остались вопросы, касающиеся самовольного оставления части военнослужащим по контракту, вы можете прямо сейчас задать их юристам на нашем сайте и получить квалифицированный ответ в течение ближайшего времени.
Статья 337 УК РФ. Самовольное оставление части или места службы
наказываются арестом на срок до шести месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года.
наказываются лишением свободы на срок до двух лет.
наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.
Примечание. Военнослужащий, впервые совершивший деяния, предусмотренные настоящей статьей, может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств.
Комментарии к ст. 337 УК РФ
1. Непосредственным объектом уклонений от военной службы, описанных в комментируемой статье, является установленный порядок пребывания на службе, порядок ее прохождения от призыва до увольнения в запас, в соответствии с которым военнослужащий должен проходить службу в установленном месте и выполнять служебные обязанности в полном объеме.
Установление и применение уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу (ч. 1 ст. 328 УК) и от прохождения альтернативной гражданской службы (ч. 2 ст. 328 УК), самовольное оставление части или места службы (ст. 337 УК), дезертирство (ст. 338 УК), уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами (ст. 339 УК) не затрагивают конституционного права на труд гражданина, совершившего указанные преступления, и не противоречат нормам международного права (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы»).
Признаки самовольности, отсутствия уважительных причин и цели временного уклонения от военной службы свидетельствуют о совершении содеянного умышленно.
В комментируемой статье предусмотрено несколько преступлений, различающихся между собой по субъекту и продолжительности уклонения.
2. Субъектом преступления, предусмотренного ч. ч. 1 и 2 ст. 337, являются военнослужащие, проходящие службу по призыву на должностях рядового и сержантского составов. К ним, в частности, относятся курсанты военных образовательных учреждений до заключения контракта о прохождении военной службы; курсанты, отчисленные из военного образовательного учреждения за неуспеваемость или недисциплинированность до заключения контракта, а также курсанты, отказавшиеся заключить контракт, если они в установленном законом порядке направлены или подлежали направлению для прохождения военной службы по призыву; военнослужащие в возрасте до 27 лет, проходящие военную службу по контракту, не прошедшие военную службу по призыву. Действие ст. 337 распространяется также на граждан, пребывающих в запасе, во время прохождения ими военных сборов.
Не могут являться субъектом воинских преступлений против порядка прохождения военной службы лица, которые в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» подлежали освобождению от призыва на военную службу либо не подлежали призыву на службу, но были призваны в нарушение требований законодательства.
3. В соответствии с п. 1 ст. 26 и п. 10 ст. 38 указанного Федерального закона после фактической отправки призывников из военного комиссариата субъекта РФ к месту прохождения военной службы призыв на военную службу завершен, и данные лица приобретают статус военнослужащих. В случае самовольного оставления ими воинского эшелона (команды) в пути следования к месту прохождения службы ответственность за уклонение от военной службы должна наступать по соответствующим статьям гл. 33 УК.
В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Поэтому после достижения возраста 27 лет уголовному преследованию за уклонение от призыва на военную службу могут подлежать только лица, совершившие это преступление до указанного возраста, при условии, что не истекли сроки давности привлечения их к уголовной ответственности (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3).
4. По делам об уклонении от призыва на военную службу необходимо выяснять, имеются ли предусмотренные ст. ст. 23 и 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» основания, при наличии которых граждане не призываются на службу.
5. Часть 2 ст. 337 устанавливает повышенную уголовную ответственность за самовольное оставление части или места службы (неявку в срок на службу) военнослужащих по призыву, которые фактически отбывают наказание в дисциплинарной воинской части в качестве осужденных, т.е. зачисленных в списки переменного состава дисциплинарного батальона (роты).
6. Под продолжительностью самовольного оставления части (места службы) или неявки в срок на службу понимается фактическое время незаконного пребывания военнослужащего вне части (места службы), исчисляемое с момента самовольного оставления части (места службы) либо истечения установленного срока явки на службу и до момента прекращения такого пребывания по воле или вопреки воле лица (например, добровольная явка в часть (к месту службы) или в органы военного управления, задержание). При этом срок незаконного пребывания военнослужащего вне части (места службы) исчисляется сутками и месяцами.
7. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает более строгую уголовную ответственность за самовольное оставление части или места службы, а также неявку в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше 10 суток, но не более одного месяца, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу как по призыву, так и по контракту.
Правовое положение лиц, проходящих службу по контракту, определяется Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Такой статус, в частности, имеют и те офицеры, которые поступили на военную службу посредством призыва.
Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, считается самовольно оставившим часть или место службы в случае ухода без соответствующего разрешения со службы в течение установленного регламентом служебного времени или установленного приказом (распоряжением) командира (начальника) времени, если этот уход не вызван служебной необходимостью. При этом для квалификации содеянного по ст. 337 необходимо установить наличие цели уклониться от исполнения обязанностей военной службы на срок свыше 10 суток, но не более одного месяца (ч. 3) либо на срок свыше одного месяца (ч. 4 указанной статьи) (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3).
8. По ч. 4 ст. 337 подлежат квалификации деяния, совершенные продолжительностью свыше одного месяца.
Если самовольное оставление части (места службы) или неявка в срок на службу продолжались ровно один календарный месяц, содеянное подлежит квалификации по ч. 3 ст. 337. При этом в расчет принимается календарный месяц независимо от количества содержащихся в нем дней. Течение срока начинается со дня самовольного оставления части (места службы) или истечения срока явки на службу, а оканчивается в день фактической явки либо задержания.
9. Если лицо совершает несколько уклонений от военной службы с единой целью, ответственность за которые предусмотрена одной и той же частью ст. 337, содеянное может быть квалифицировано как единое преступление.
Уклонения от военной службы, предусмотренные разными частями ст. 337, требуют квалификации и соответствующего наказания по правилам совокупности преступлений. При этом покушение на самовольное оставление части или неявку в срок на службу должно получить самостоятельную юридическую оценку (со ссылкой на ст. 30 УК).
10. Примечание к ст. 337 предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям военнослужащих, впервые совершивших самовольное оставление части или места службы или неявку в срок на службу вследствие стечения тяжелых обстоятельств. Перечень таких обстоятельств не определен, они должны оцениваться в каждом конкретном случае. С учетом нормативно определенных оснований отсрочек от службы и поводов для возможного предоставления отпусков по семейным причинам к ним могут быть отнесены крайне неблагоприятные обстоятельства, сложившиеся на военной службе, тяжелые семейные, личные причины и т.п.
Пленум Верховного Суда РФ под стечением тяжелых обстоятельств рекомендует понимать объективно существовавшие на момент самовольного оставления части (места службы) неблагоприятные жизненные ситуации личного, семейного или служебного характера, воспринимавшиеся военнослужащим как негативные обстоятельства, под воздействием которых он принял решение совершить преступление. К ним могут относиться, в частности, такие жизненные обстоятельства, которые обусловливают необходимость незамедлительного прибытия военнослужащего к месту нахождения близких родственников (тяжелое состояние здоровья отца, матери или других близких родственников, похороны указанных лиц и др.) либо существенно затрудняют его пребывание в части (в месте службы) в силу различных причин (например, из-за неуставных действий в отношении военнослужащего, невозможности получить медицинскую помощь) (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3).
Если тяжелые обстоятельства устранены или отпали (например, отпала необходимость ухода за близким родственником), а военнослужащий продолжает незаконно пребывать вне части (места службы), за последующее уклонение от военной службы он подлежит уголовной ответственности на общих основаниях.
Самовольное оставление части или места службы
Под самовольным оставлением части или места службы принято считать отсутствие военнослужащего без соответствующего разрешения командира (начальника). Это может проявляться как в действии — самовольном уходе из расположения части или с места несения службы, так и в бездействии — неявке в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения. В правовом отношении факт самовольного оставления части или места службы имеет весьма широкий спектр его оценок, от чего зависит квалификация такого деяния как уголовно наказуемого либо нет.
Ответственность за самовольное оставление части
Самовольным считается оставление части или места службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, без соответствующего разрешения командира (начальника). Под оставлением части или места службы следует понимать убытие военнослужащего за пределы территории части, в которой он проходит военную службу, или уход с места службы, не совпадающего с расположением части, где военнослужащий обязан присутствовать на основании приказа или одобрения командования.
Под территорией воинской части понимается район казарменного, лагерного или походного расположения воинской части в границах, установленных командованием. Не является самовольным оставлением части, если военнослужащий уходит из казармы, но находится в пределах территории воинской части.
Местом службы может являться объект, где осуществляются хозяйственные работы, организуются обучающие, массовые культурные и воспитательные мероприятия, происходит перемещение группы военнослужащих в автобусе, поезде и т. д. Также это может быть пункт назначения, куда военнослужащий отправился в командировку, учреждение, где солдат проходит лечение, будь то военный госпиталь или медицинская организация, принадлежащая иному ведомству.
Имеются важные нюансы в квалификации оставления места службы военнослужащим. Так, воинское преступление в виде самовольного оставления поста военнослужащим, несущим караульную службу, будет считаться отдельной категорией преступлений, подпадающих под иную статью Уголовного Кодекса РФ (ст. 342). Также в случае, если подразделения одной части расположены обособленно, оставление военнослужащим подразделения следует признавать оставлением части, а не места службы.
Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, считается самовольно оставившим часть или место службы в случае ухода без соответствующего разрешения со службы в течение установленного регламентом служебного времени или установленного приказом (распоряжением) командира (начальника) времени, если этот уход не вызван служебной необходимостью.
Для военнослужащих по призыву под неявкой на службу в срок без уважительных причин следует понимать неприбытие при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения на службу до истечения периода времени, установленного в соответствующих разрешительных документах (например, в увольнительной записке, отпускном билете).
Решающим фактором, который определяет степень виновности военнослужащего за самовольное оставление части или места службы, является период времени, на который распространяется продолжительность выявленного деяния. Фактическое время незаконного пребывания военнослужащего вне части (места службы) начинает исчисляться с момента самовольного оставления части (места службы) либо (в виде неявки) — истечения установленного срока явки на службу.
Окончанием периода такого пребывания служит момент возвращения военнослужащего в подчинение органов военного управления, совершенное как по его собственной воле, так и вопреки ей. Таким фиксирующим продолжительность деяния моментом могут служить, например, добровольная явка в часть (к месту службы) или задержание военнослужащего-нарушителя.
Оповещение военнослужащим (устное или в письменном виде, самостоятельно или через третьих лиц) о конкретной точке своего нахождения тоже можно рассматривать в качестве фактического завершения незаконного пребывания военнослужащего вне части (места службы). Но это касается лишь ситуации, когда сразу после этого военнослужащий получает и осуществляет другой приказ командования (прибывает на место прохождения службы, приходит в военный комиссариат, ждет встречи с представителем военной части и пр.) или если есть уважительная причина опоздания в воинскую часть.
Таким образом, исходя из установленного фактического периода времени самовольного оставления части или места службы военнослужащим определяются мера и характер его ответственности. В случае, когда этот период составляет менее двух суток, военнослужащий подлежит дисциплинарной ответственности. Правонарушение при этом квалифицируется как самовольная отлучка военнослужащего либо его неявка по неуважительным причинам.
Уголовная ответственность для военнослужащих однозначно наступает в случае самовольного оставления части (места службы) продолжительностью свыше 10 суток. За период незаконного пребывания военнослужащего вне части, составляющий свыше двух, но не более 10 суток, может наступать, в зависимости от обстоятельств и статуса военнослужащих (срочников либо контрактников) квалифицированы как дисциплинарная, так и уголовная ответственность.
Уголовное преступление
Деяние, при котором самовольное оставление части или места службы становится уголовным преступлением, определяются статьей 337 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). Уголовную ответственность за самовольное оставление части или места службы, несут как военнослужащие, так и лица, приравненные к ним в правовом отношении. К ним относятся:
Часть 1 ст. 337 УК РФ устанавливает, что самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или медицинской организации продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, — наказываются арестом на срок до шести месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года.
Те же деяния, совершенные военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части, наказываются в соответствии с частью 2 ст. 337 УК РФ более строго. Мерой наказания является лишение свободы на срок до двух лет.
Согласно части 3 ст. 337 УК РФ, ответственности подлежат военнослужащие, проходящие военную службу как по призыву, так и по контракту. Для квалификации по основаниям именно этого пункта продолжительность самовольного оставления части или места службы либо неявки в срок без уважительных причин на службу должна составлять свыше десяти суток, но не более одного месяца. Наказание может составлять ограничение по военной службе на срок до двух лет (кадровым военным), содержание в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет (срочникам), либо лишением свободы на срок до трех лет.
Часть 4. ст. 337 УК РФ устанавливает наказание за деяния, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, продолжительность которых составляет свыше одного месяца. За это предусматривается лишение свободы на срок до пяти лет.
К обстоятельствам, влияющим на смягчение наказания, также относят конфликтные ситуации служебного характера. Ими могут быть неуставные действия со стороны сослуживцев, бытовая неустроенность, материальные трудности, иные неблагоприятные жизненные ситуации, которые хотя и не лишают возможности, но существенно затрудняют пребывание военнослужащего на службе, нарушают его правовой статус, жизненные интересы, честь и достоинство. Вопрос о наличии таких обстоятельств должен решаться индивидуально, с учетом конкретных обстоятельств дела.
Есть ли административная ответственность
В случаях, когда по характеру и недостаточной продолжительности самовольное оставление части или места службы не содержит условий, указанных в статье 337 УК РФ, это деяние остается в разряде правонарушений. Оно уже не подлежит уголовной ответственности, а наказывается в административном порядке. Так, если военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, отсутствовал менее десяти суток, он несет не уголовную, а дисциплинарную ответственность.
Мерой наказания за такие проступки может служить дисциплинарный арест. Он назначается на срок максимум до 30 суток за один или несколько грубых дисциплинарных проступков. В последнем случае продолжительность ареста назначается путем поглощения менее строгого дисциплинарного взыскания более строгим либо путем частичного или полного сложения сроков ареста.
Дисциплинарный арест не применяется к офицерам, военнослужащим, не приведенным к Военной присяге (не принесшим обязательство), военнослужащим, не достигшим 18-летнего возраста, и военнослужащим женского пола. Кроме того, такая мера наказания исполняется только в отношении военнослужащего, который по состоянию здоровья может содержаться под дисциплинарным арестом.
Время отбывания дисциплинарного ареста в срок военной службы не засчитывается.
Предотвращение самовольного оставления части
Информация о подобных происшествиях широко публикуется в СМИ, многие из которых делают основной упор на негативные явления в ходе прохождения военной службы и стремятся использовать эти факты для возбуждения антиармейских настроений в обществе. Следует отметить, что в 1970-1990-е годы целый ряд негативных явлений, таких, как издевательства и денежные поборы со стороны старослужащих и офицеров, были достаточно распространенными в советской, а затем российской армии.
К настоящему времени подобные факты стали редкостью. После сокращения продолжительности срочной службы до 1 года, осуществленной с 2008 года, фиксируется стабильное снижение числа воинских преступлений. Этому способствует и ряд других факторов, связанных с совершенствованием российских Вооруженных сил в 2010-е годы, в том числе:
В текущей практике армейской службы предупредительная работа среди военнослужащих по профилактике самовольного оставления части занимает заметное место. В перечне мероприятий, проводимых с этой целью должностными лицами воинских частей, значатся:
Анализ переписки и получения корреспонденции военнослужащими, в котором должно отражаться выявление потенциальных проблем в жизни их близких, способных спровоцировать солдат к самовольному оставлению части, включен в число обязанностей заместителя командира по работе с личным составом. Также в его компетенцию входит доведение до военнослужащих статей УК Российской Федерации за преступления против военной службы и об ответственности за самовольное оставление воинской части. Ознакомление с этой информацией должно подтверждаться подписями военнослужащих в соответствующих ведомостях.
Эффективность подобных мероприятий сложно оценить объективными статистическими показателями, поскольку в последние годы эта информация перестала публиковаться в открытых источниках. Тем не менее, косвенными свидетельствами улучшения ситуации могут служить снижение частоты сообщений в СМИ о случаях самовольного оставления части и периодические отчетно-официозные публикации органов военной прокуратуры и других надзорных ведомств.
Так, весной 2020 года Следственный комитет Российской Федерации сообщил, не вдаваясь в особые подробности, что количество зафиксированных им случаев самовольного оставления части или места службы сократилось в 1,7 раза. Также военные следователи отметили, что снизилось число случаев рукоприкладства по отношению к подчиненным (на 18%) и в целом немного сократилось число военнослужащих, пострадавших от нарушений устава.
Заключение
Понятие самовольного оставления части или места службы военнослужащим имеет достаточно четко определенную юридическую трактовку, позволяющую устанавливать меру ответственности сообразно кругу лиц и обстоятельствам совершения этого деяния. Эта ответственность может быть как уголовной (по статье 337 УК РФ), так и дисциплинарной (находящейся в примерном соответствии с мерами административной ответственности, установленным в российском общегражданском законодательстве).
Случаи самовольного оставления части периодически проявлялись как серьезные происшествия, получавшие большой общественный резонанс. В ходе последовательного реформирования Вооруженных Сил России были предприняты разноплановые меры по предупреждению и профилактике данного вида преступлений. Судя по информации в СМИ за последние годы, число зафиксированных случаев самовольного оставления части или места службы удалось заметно сократить.