1.2 Взаимосвязь профессионализма и творчества
1.2 Взаимосвязь профессионализма и творчества
Итак, профессионализм представляет собой сложное явление, включающее в себя в качестве одной из основных составляющих достижение человеком высокого уровня профессиональной компетенции в своей профессиональной деятельности. Вторая составляющая профессионализма определяется разными исследователями по–разному. Одна группа исследователей определяет профессионала как высококлассного специалиста, достигшего уровня мастерства или творчества в своей профессиональной деятельности. Другая концентрируется на том, что, помимо обладания профессионалом высоким уровнем профессиональной компетенции, необходимо наличие явно выраженной профессиональной позиции, которая проявляется в стремлении к достижению в своей деятельности социально значимого результата и продуктивного развития личности средствами профессии, превращение своей профессиональной деятельности в инструмент собственного нравственного развития. Различие в определении второй составляющей профессионализма, как представляется, вызвано тем, что при ее выявлении исследователи рассматривают либо внутренние, личностные основания и последствия профессиональной деятельности, либо ее внешние проявления.
При этом все исследователи в том или ином виде связывают развитие профессионализма со стремлением субъекта труда привносить в свою деятельность ценностные основания и осуществлять ее творчески. Достижение уровня творчества характеризуется как высшая степень развития личности в профессии. Многими авторами творчество характеризуется как высшее проявление профессионального мастерства: помимо упоминавшихся ранее, можно отметить также выводы В. С. Леднева, что для ряда профессий (врач, педагог, юрист) творчество является необходимым условием нормального функционирования [цит. по 103]; значение творческой деятельности и реализации творческого потенциала для развития личности у Н. Ф. Вишняковой [21], Е. Н. Шиянова и В. В. Колпачева [127] и др.
Здесь мы сталкиваемся со сложностью, вызванной тем, что понятие творчества не имеет общепринятого определения. Самое общее — как создание чего–то принципиально нового — плохо выполняет свою задачу, так как указанным словосочетанием возможно обозначить самые разные явления. В обиходе творчеством часто называется не сама деятельность, а ее результат (как объективация опыта, деятельности). Использование при рассмотрении проблемы творчества термина «креативность» (являющимся просто английским аналогом слова творчество, или творческая способность), в случае когда им заменяют понятие творчества, может свидетельствовать о попытке уйти от рассмотрения ценностных основ творческой деятельности, сосредоточившись исключительно на ее технологической стороне. Неопределенность понятия творчества сама по себе свидетельствует о неповторимости и уникальности этого явления, что и становится причиной трудно определимости его формальными методами и вызывает необходимость использования метафорического языка. Эта неповторимость имеет своей основой неповторимость человека как субъекта творческой деятельности, уникальность творческой личности.
Многие авторы указывают на то, что творчество является внешним проявлением особой ценностно–мотивационной установки (А. А. Деркач, Э. В. Сайко, И. А. Колесникова, Д. Н. Завалишина, К. Е. Романова, Е. Н. Пономарева, В. Н. Дружинин). Важным также является общее определение творчества как «взаимодействия, ведущего к развитию», данное Я. А. Пономаревым [91, с. 18]. Некоторые исследователи обращают внимание на то, что творчество подразумевает выход за пределы поля активности или за рамки системы [11, 78, 101]. Необходимо также привести мнение С. Л. Рубинштейна, указывавшего, что творчество предполагает не просто создание чего–то нового, но значимого с точки зрения культуры [99]. Т. В. Черникова рассматривает творчество в трех аспектах: как создание новых по замыслу и исполнению материальных и культурных ценностей, как решение нестандартных задач, а также как самовыражение — актуализацию человеком своих личностных потенциалов [123].
С учетом всех этих определений, И. А. Колесникова приходит к совершенно обоснованному выводу о том, что творчество необходимо рассматривать не просто как уровень развития профессиональной деятельности, но и более широко как «способ бытия в профессиональной сфере» [78, с. 60].
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что упоминавшаяся в начале раздела вторая составляющая профессионализма связана не столько со способом деятельности, сколько в целом со способом осуществления бытия конкретным человеком. Именно способ бытия в профессии проявляется в качестве личностных оснований профессиональной деятельности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Взаимосвязь или взаимозависимость?
Взаимосвязь или взаимозависимость? Что такое взаимосвязь или взаимозависимость? Когда человек находится среди людей, он вступает с ними в определенные взаимоотношения. Возьмем, например, экономические взаимоотношения. Купцы. Именно эти люди начинали передвигаться из
ГЛАВА 3 Развитие компетентности Формирование профессионализма
ГЛАВА 3 Развитие компетентности Формирование профессионализма В качестве первого урока я хочу, чтобы вы проиграли все, что было опубликовано в книге «Современное начало шахматной партии», включая сноски. А в качестве следующего урока я хочу, чтобы вы сделали это
Взаимосвязь
Взаимосвязь Для успешного выполнения упражнений вам следует установить четкую взаимосвязь между избранной спортивной программой и личными целями. Так, если вы стремитесь в первую очередь снизить вес, вам необходимо постепенно увеличивать количество подходов и
4.7. Личностно-профессиональное развитие (становление профессионализма) как акмеологическая проблема
4.7. Личностно-профессиональное развитие (становление профессионализма) как акмеологическая проблема Достижение профессионализма в акмеологическом понимании связано с развитием волевых качеств (целеустремленности, инициативности, организованности, упорства,
Взаимосвязь лжи и самообмана
Взаимосвязь лжи и самообмана Предположение, что самообман развился как способ, помогающий успешно лгать (Триверс, 1985), представляется обоснованным. Множество примеров доказывают, что человек, обманывающий себя (и следовательно, более умелый актер), успешнее доносит свое
Глава 3. Взаимосвязь
Глава 3. Взаимосвязь Я стоял в фойе реанимации, ожидая скорой помощи. Звонок из полиции не дал много информации о самоубийце; был назван только пол и возраст пациента. С другой стороны, этой информации было достаточно, чтобы сделать предположения.Почему тридцатипятилетняя
Взаимосвязь
Взаимосвязь Надеюсь, вы заметили, что счастливая, полноценная жизнь зависит не от одного фактора. Не все так просто, хотя на самом деле все очень просто, потому что если изменить хотя бы один небольшой аспект своей жизни, то это повлияет на все остальное.Ученый Стивен
Глава 4 Взаимосвязь и взаимозависимость
Глава 4 Взаимосвязь и взаимозависимость Цель жизни – прожить ее в согласии с природой. Зенон Китийский, греческий философ (334–262 до н. э.) Раздробленная вселенная Если бы все во вселенной было независимо друг от друга, ничего бы не менялось. Не было бы хаоса. Не было бы
ВЗАИМОСВЯЗЬ НЕЙРОНОВ МОЗГА
ВЗАИМОСВЯЗЬ НЕЙРОНОВ МОЗГА Доктор Дэвид Сэмуэлс из Института Вейцмана подсчитал, что при совершении мозгом основных операций происходит от 100 000 до 1 000 000 различных химических реакций в минуту!В мозгу имеется не менее 1 000 000 000 000 индивидуальных нейронов, или нервных клеток.
Взаимосвязь темпераментов и режима дня
Взаимосвязь темпераментов и режима дня Учитывать, каков темперамент нашего малыша и к какому роду «пернатых» он относится, важно не только потому, что упорство в деле укладывания «совенка» спать раньше 23:00 не принесет нам ничего, кроме нервного срыва… От особенностей
1. Развитие профессионализма в высшем образовании
1. Развитие профессионализма в высшем образовании 1.1 Понятия «профессионализм» и «развитие профессионализма» в психолого–педагогической литературе Изучению проблемы профессионализма посвящено в последнее время достаточно большое количество работ. О необходимости
1.1 Понятия «профессионализм» и «развитие профессионализма» в психолого–педагогической литературе
1.1 Понятия «профессионализм» и «развитие профессионализма» в психолого–педагогической литературе Изучению проблемы профессионализма посвящено в последнее время достаточно большое количество работ. О необходимости интегрального подхода при исследовании феномена
1.4 Взаимосвязь модуса бытия и уровня развития профессионализма
1.4 Взаимосвязь модуса бытия и уровня развития профессионализма Итак, модус, или способ бытия, осознанно и целенаправленно реализуемый, накладывает отпечаток на все сферы жизнедеятельности, включая профессиональную. Характерные особенности, присущие модусу, выражаются
1.5 Обобщение: развитие профессионализма в пространстве образования
1.5 Обобщение: развитие профессионализма в пространстве образования Обобщение и систематизация исследований феномена профессионализма позволяет выделить в различных определениях профессионализма две основные составляющие. Одна из них говорит о высоком уровне
2. Условия развития профессионализма в профессиональном образовании
2. Условия развития профессионализма в профессиональном образовании 2.1 Профессиональные образовательные программы для взрослых: постановка задачи В предыдущей главе было сформулировано фундаментальное требование к образовательному процессу, предполагающему
Научная статья «Педагогический артистизм как профессиональная и личностная характеристика»
Педагогический артистизм как профессиональная и личностная характеристика
Настоящий этап развития образования предъявляет педагогу серьезные требования и усиливает потребность в скорейшем формировании индивидуального стиля творческой педагогической деятельности. Избранные учителем приемы и методы педагогического взаимодействия должны быть системны, гармоничны, согласованы, созвучны между собой; должны соответствовать личности учащихся и особенностям коллектива, а также творческой индивидуальности самого учителя. В этом и проявляются составляющие педагогического артистизма: свобода, естественность, целесообразность и гармоничность поведения, его соответствие ситуации, задаче и сверхзадаче педагога.
Одной из актуальных проблем современной профессиональной и личностной характеристики педагога, является отрицание важности педагогического артистизма. Это результат того, что долгое время в изучении и описании опыта учителей артистизм не улавливался, находился без внимания исследователей, в лучшем случае интерпретировался как феномен, присущий конкретному педагогическому дарованию. Очень часто, важность вопроса педагогического артистизма не осознается педагогами. В свою очередь, педагогическая деятельность воплощает в себе своеобразное единство науки и искусства, логического и эмоционального. Труд педагога, по многим параметрам приближен к труду актера и режиссера.
Только педагог с качествами артистичной личности (с богатством личностных проявлений и естественностью, свободой, красотой и изяществом решений) может самоутвердиться в опыте учащихся, сформировать мотивационно-ценностное отношение к содержанию образования и передать ученику опыт предшествующих поколений соответствующими средствами. Это напрямую связано с переходом от функции «передатчика знаний» к функции «учителя жизни», «актуализатора развития».
Артистизм в структуре личности педагога
Неоднозначное отношение к набору необходимых для педагога профессиональных качеств, споры о том, должен или нет, учитель обладать артистизмом, является ли это показателем его профессионализма и вообще, в чем сущность этого феномена, заставляют подробнее разграничить понятия артистизма и актерствования, педагогического мастерства и педагогической техники.
Актерствование – это манерность, с которой учитель «изображает» учителя на уроке, играя доброго или щедрого «повелителя», разговаривает покровительственным тоном, любуется своей властью над учениками, играет непогрешимость своего Я. Такой «артистизм» начала способен «подкупить» ученика, но потом может и испугать своими проявлениями и надолго отвернуть его от учителя, и от школы.
Под педагогическим мастерством понимается выражение повышенного уровня всех качеств, которыми должен обладать педагог в соответствии с профессиограммой, комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, а также следствие высокого уровня развития некоторых педагогических качеств. Фундаментом этого мастерства являются общая культура педагога, его теоретические знания и владение педагогической техникой.
Педагогическая техника – это тот комплекс умений, который помогает учителю глубже, ярче, талантливее выразить себя, добиться оптимальных результатов в работе. Ядро элементов педагогической техники составляют умения педагогического общения, техника и культура речи (голос, дыхание, дикция, интонация, окраска, грамотность и т.д.), выразительный показ чувств и отношений (мимика, пантомимика и вообще, внешний вид учителя), профессиональна саморегуляция педагогом своего психического состояния (самоконтроль, выдержка и т.п.). Педагогическая техника- это те умения, которые помогают учителю через визуальную и аудиальную стороны восприятия донести до воспитанников свои чувства и мысли, способствует творческому поведению и эффективному взаимодействию с детьми [7,с.114-116].
Булатова О.С. под артистизмом в педагогике понимает:
3. Концепция педагогического творчества, по которым педагогическая деятельность рассматривается «незавершенным» взглядом, вся окружающая действительность работает на нее, а содержимое урока не сводится до какого-то узкого аспекта – «по делу». События во время взаимодействия учителя и ученика разворачиваются по законам жизни, в которой нет чего-то не главного.
Педагогический артистизм – это феномен, функционирующий с той или иной степенью активности на всех стадия процесса педагогического творчества.
Задача артистичного педагога – оказать на учеников эмоциональное воздействие, вызвать в душах отклик, определенные переживания, без которых осложняется глубинное восприятие жизни и ее понимание; утвердить веру в себя в сознании и сердцах ребят, вызвать впечатление своим отношением, чувствами; заставить играть воображение, а игра – всегда свободный выбор.
Основная цель педагога – способствовать формированию у ученика личной позиции на основе системы убеждений, которые не сводятся к сумме знаний; определенного отношения к объектам окружающего мира, а в целом – положительного отношения детей к учебному процессу и, следовательно, ко всем воздействиям, организуемым школой; выбора учеником собственных средств для самореализации.
Основной жанр уроков артистичных педагогов – соимпровизация, абсолютная творческая свобода каждого в русле заданной темы и совместной ансамблевой работы. Урок не разыгрывается «по нотам», а создается его партитура – каждый раз заново. Отсюда – импровизация. А так как в ней участвуют все, то она становится соимпровизацией.
Главным результатом артистичных педагогов является то, что постоянное нахождение в «лаборатории», где протекает процесс творчества, и активное участие в нем оказывают непосредственное влияние на творческое становление учеников, на их охотное желание раскрыться, поделиться тем что есть внутри, на их способность рефлексировать от знаний на себя через другого, переводить знания в личностный план, видеть их смысл.
Структура педагогического артистизма
«Артист» в широком смысле слова – это мастер своего дела, виртуоз, искусник. А артистизм – это деятельность, поднятая до уровня искусства, тот высший уровень совершенства в работе педагога, когда уроки поднимаются на желанную духовную высоту. Педагогический артистизм является сложным сплавом духовных и физических качеств.
Булатова О.С. в структуре педагогического артистизма выделяет две стороны:
1.Внутренний артистизм – культура педагога, непосредственность и свобода, обаяние и эмоциональность, игра воображения, изящество, образный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в «сценарии» урока, внутренняя «настройка» на творчество, самообладание в условиях публичности и др..
Педагогический артистизм предполагает открытость и непосредственность педагога, умение говорить и действовать напрямую, делиться тем, что есть внутри. Артистичный педагог обладает способностью заражения своими переживаниями, сомнениями, радостью других людей. В.И. Немирович-Данченко считал, что именно в этой способности заключается талант, а К.С. Станиславский определял заразительность актера как обаяние или силу притяжения.
Творческая деятельность учителя характеризуется необходимостью быстро, оперативно ориентироваться в сиюминутных, непрерывно меняющихся ситуациях живого общения, импровизировать на основе ранее задуманного в зависимости от текущих педагогических задач и своего творческого самочувствия.
В.А. Кан-Калик определяет педагогическую импровизацию как «способность педагога оперативно и правильно оценивать ситуации и поступки учащихся, принимать решения сразу, порой без предварительного логического рассуждения, на основе предшествующего опыта, педагогических и специальных знаний, эрудиции и интуитивного поиска и органично воплощать его в общении с детьми, продуктивно действовать в меняющихся обстоятельствах деятельности, чутко реагируя на изменения, корректируя собственную деятельность» [6].
Л.Ю. Берикханова выделяет три наиболее часто встречающихся типа поведения педагогов при осуществлении импровизации: учитель- « солист », который слышит только себя и импровизирует на основе возникновения собственных ассоциаций, аналогий, воспоминаний; учитель – « камертон », который отзывается на любые внешние изменения, и его педагогическая «мелодия» начинает звучать в той тональности, которую ей задают внешние обстоятельства, в результате, интересный диалог, обогащение партнеров по общению; учитель – « импровизатор», который не только исполняет свою педагогическую «партитуру», двигаясь к намеченной цели урока, но и импровизирует в соответствии с тем, как складываются конкретные обстоятельства деятельности. При этом ипровизационные моменты не препятствуют поставленной цели урока, а дают возможность обогатить предварительно продуманный замысел, улучшить и усовершенствовать его непосредственно в процессе деятельности.
Очень важен такой личностный, эмоциональный компонент педагогического артистизма, мобилизация творческого самочувствия, способность саморегуляции, владение своим настроением.
Средства, роли и функции педагогического артистизма
Артистичный педагог демонстрирует высокую коммуникативную компетентность, умеет организовать такие формы взаимодействия, которые бы удовлетворяли духовную потребность детей в соразмышлении, собеседовании, сопереживании, сопричастии, сопереживании, сострадании. Для этого учитель сам должен обладать развитыми эмпатией и идентификацией. Эмпатия – способность к сопереживанию, возможность эмоционально, а не только рационально воспринять воспитанника, проникнуть в его внутренний мир и ответно выразить свое понимание этих чувств. Наряду с эмпатией, важна рефлексия – способность педагога как бы со стороны увидеть, как он воспринимается и оценивается детьми, осознание учителем своих психических состояний. Это необходимо для того, чтобы приводить в соответствие планируемый и реальный воспитательный процесс.
Одним из критериев оценки артистизма учителя является его красноречивость, выразительность звучания голоса, умение внушать и убеждать, владение искусством оперирования словом.
В структуре личности педагога артистизм как способность к органичному существованию и эффективному действию в условиях педагогического процесса играет следующие роли:
1. Синтезирующую – постановка и решение сверхзадачи своей деятельности заставляет педагога ставить ребенку в определенный мировоззренческий и нравственный контекст.
4. Защитную – педагогический артистизм, контроль над своими ощущениями и самочувствием, естественное и живое поведение, ощущение свободы повышают уверенность, самооценку учителя.
Одним из важных факторов обуславливающих педагогическое мастерство, является сила переживаний педагога на уровне суггестивного действия. Чем ярче, многообразнее переживания педагога на уроке, тем больше его самоутверждение в опыте учащихся. Урок – всегда творчество. Вне переживания это немыслимо. Поэтому развитие чувственной сферы учителя, его артистизм – важный элемент становления этого мастерства.
В процессе педагогического общения артистизм педагога выполняет следующие функции:
1. Мотивационная – осуществляется во время подготовки к занятиям, во время деятельности, когда артистизм педагога играет важную роль для ученика, способствуя повышению познавательной мотивации учения, эмоциональному восприятию и формируя убеждения через образное обобщение картины мира.
2. Мобилизационная – осуществляется на этапе предвосхищения предстоящего общения с классом, когда педагог становится способным освободиться от напряжения, снять зажимы, настроиться на положительную психологическую доминанту, противостоять стрессу.
3. Аттрактивная (притягивающая) – механизм восприятия себя как личности и своих действий.
4. Фасилитаторская – облегчает взаимодействие между преподавателем и учеником, способствует принятию, пониманию, проявлению терпимости к чужой культуре, мнению, верованию
5.Стимуляционная – стимуляция творческого самочувствия учителя и стимуляция творческой активности учеников, которые, находясь в постоянном процессе творчества, через личность учителя, через механизмы сотрудничества, соучастия, сопереживания попадают в мир познания искусства и могут находить в безличной форме культуры свой личностный план.
6. Синтетическая – свойственно богатство личностных проявлений, неординарность, «настрой» на учеников, открытая позиция. Происходит синтез устремлений педагога и учеников.
Е.Н. Ильин обращает внимание на то, что соавторство с учениками и рождается стремлением дополнить и обогатить друг друга творчески.
Педагогу необходимо обладать развитыми режиссерскими способностями, которые появляются в умении сплотить ученический коллектив, воодушевить его на решение важных задач, предоставив разумную степень самостоятельности, а также в способности учителя правильно организовать свою работу. Артистичный учитель, как правило, может быть хорошим режиссером, обладает чувством целого, гармонии, энергией, инициативностью, творческой наблюдательностью. Важными режиссерскими способностями являются фантазия и воображение, чувство ритма, пространства и времени.
Главная режиссерская задача педагога – выделение основных по мысли и силе эмоционального воздействия отрезков урока и выстраивании их в режиссерскую композицию педагогических событий. Урок является в определенной степени педагогической пьесой, автором сценария и режиссером которой является учитель.
Подводя итоги, необходимо отметить, что педагогический артистизм как феномен является личностной и профессиональной категорией. Под ним понимаются: 1) черты личности учителя, ее своеобразие; 2) совокупность учебных приемов, техник, заключающихся в том, что урок разыгрывается по особым законам; 3) концепция педагогического творчества, по которой вся окружающая действительность оказывается вовлеченной в педагогическую деятельность. В целом, педагогический артистизм может быть определен как способность к органичному существованию и эффективному действию в условиях педагогического процесса. Эта способность связана наряду со знанием учителя и развитием искусством самовыражения (умения воплощать мысль и переживание в образе, поведении, слове), импровизации, умением анализировать психическое состояние, конструированием «партитуры педагогического общения».
В структуре педагогического общения артистизм выполняет следующие функции: мотивационную, мобилизационную, аттрактивную, фасилитаторскую, стимуляционную, синтетическую.
Особое воздействие на учеников оказывает речевой артистизм учителя, компонентами которого являются энергетика, интенсивность, выразительность и др. Важную роль в овладении речевым артистизмом играет использование учителем коммуникативных эффектов «риторического инструментария» (эффект визуального имиджа, первых фраз, воображения и т. д.).
Обучение студентов элементам театральной педагогики играет важную роль в процессе становления их как творческих личностей. У будущих учителей исчезают атрибуты отрицательной психофизиологической доминанты, появляется способность владеть «рычагами» вдохновения; возникает умение воздействовать на внимание аудитории и поддерживать интерес к содержанию образования; активизируется способность выявлять и демонстрировать свои личностные и мировоззренческие установки, выражать мысль вербально и невербально; облегчается возможность самоутверждения в опыте учащихся; стимулируется развитие чувственной сферы и способность сочетать логическое и эмоциональное, образное в своем внутреннем мире и действиях, и таким образом адекватно передавать ребенку богатство культуры; формируется привлекательный для ребенка гуманистический потенциал учения; возникает умение этической защиты в случаях, когда необходимо отстоять достоинство и скорректировать поведение; облегчается передача чужого опыта, активизируется способность ставить эмоциональные впечатления ребенка, творческое задание ему в определенный мировоззренческий и нравственный контекст, соотносить с индивидуальными особенностями ребенка, его жизненным опытом; появляется возможность представления перспективы творческого роста.
В результате этого у учеников формируется эмоционально-творческое отношение к содержанию образования; эмоциональное восприятие материала способствует сохранению устойчивого внимания и интереса, углублению мотивов учебного познания, ответному желанию раскрыться, появляется чувство раскованности, свободы, расположенности к собеседнику, исчезает нервозность в ожидании вызова; облегчается восприятие и принятие чужого опыта, возрастает способность подняться выше по уровню разделяемых интеллектуальных трудностей; нахождение в «лаборатории», где протекает процесс творчества, и непосредственное участие в нем оказывают внимание на способность переводить знания в личностный смысл.
Педагогический артистизм является качеством, имеющим сегодня реальное право быть включенным в профессиограмму современного педагога, ибо важна равнозначная представленность в содержании образования трех взаимосвязанных блоков, в которых отражены знания, эмоции и вера.
Список используемой литературы
1.Аникеева Н.П. Режиссура педагогического взаимодействия. – Новосибирск, 1991
2.Булатова О.С. Педагогический артистизм. – М., 2001
3.Ваганова Ж.В. Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности: Дис. на соискание ученой степени к.п.н. – Челябинск, 2000
4.Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1980
5.Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л. Психология высшей школы. – Мн.,2006
6.Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990
7.Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию. – М., 1999
8.Рапопорт С.Х. Эстетика общения: Эстетическая культура и эстетическое воспитание. – М., 1983
9.Рыданова И.И. Основы педагогического общения. – Минск, 1998
10.Савостьянов А.И. Техника речи в профессиональной подготовке учителя. – М., 1999
11.Шейнов В.П. Как управлять другими. Как управлять собой. – Минск, 1996