Сочинительные союзы: группы, виды и примеры использования
Сочинительные союзы – это служебные части речи, которые используются в предложении для соединения однородных членов или равноправных частей сложного предложения.
Группы сочинительных союзов
Они бывают соединительными, разделительными, противительными, сопоставительными (двойными), пояснительными и присоединительными.
Группа союза
Союзы
Пример
и; да (в значении «и»); и. и; ни. ни; тоже; также
Он с утра был на ногах, я тоже не спал.
или; либо; то…, то; не то…, не то; то ли…, то ли
Это было то ли в прошлом месяце, то ли в позапрошлом.
а; но; да (в значении «но»); зато; однако; же
Она сделала пару шагов вперед, но дорогу ей преградил автомобиль.
как…, так и; не только…, но и; не столько…, сколько; не так…, как; хотя и…, но; не то что (бы)…, но (а); если не…, то
Этот человек должен был не только доставить документы, но и положить их на указанное место.
а именно; то есть; или (в значении «то есть»)
Парни решали вопрос силой, то есть затеяли драку.
тоже; также; да и; и; притом; причём; и то; а то
Арестованного вели в камеру, причем он совсем не сопротивлялся.
Соединительные союзы используются при перечислении однородных членов. Они также указывают на одновременность действий или их последовательность. Эти союзы бывают простые (и, да) и составные (ни… ни, и… и). В составных запятые нужны перед второй и последующими частями союза.
Важно не путать союзы «тоже», «также» и указательное местоимение «то» или наречие «так» с частицей «же». Для этого нужно помнить, что к союзу нельзя задать вопрос.
Разделительные союзы нужны, если в предложении речь идет о выборе, чередовании или взаимоисключении действия. Они тоже делятся на простые и составные.
Сопоставительные употребляются, когда в предложении речь идет о двух разных явлениях или предметах применительно к одной ситуации.
Пояснительные союзы нужны для конкретизации сказанного. Они также используются, чтобы переформулировать то, что было сказано ранее.
Присоединительные нужны для присоединения добавочных замечаний, которые не предусматривались в изначальном плане высказывания.
Сочинительные союзы
Сочинительные союзы
Соединительные: и, да (в значении «и»), ни-ни, тоже, также Я не могу прийти ни сегодня, ни завтра. Едой его были хлеб да вода.
Разделительные: или, либо, то-то, не то-не то, то ли-то ли Здесь близко река или озеро. Он то хмурился, то чуть шевелил губами
Противительные: а, но, да (=но), зато, однако, же Ее пригласили, а она не пришла. Она глупая, но красивая.
Двойные (сопоставительные): как…, так и; не только…, но и; не столько…, сколько; не так…, как; хотя и…, но; не то что (бы)…, но (а) если не…, то
Он выписывает как художественные, так и математические журналы. Это не столько моя заслуга, сколько везение. Книжная жизнь столицы не то чтобы бьёт ключом, но и не стоит на месте.
Пояснительные: то есть, а именно Ваша статья нас не заинтересовала, то есть мы не будем ее публиковать.
Присоединительные: тоже, также, да и, и притом, причем Она выражала вои чувства прямо, я также был прост и прям в обращении.
Сочинительные союзы связывают и однородные члены предложения, и простые предложения в составе сложного. По значению сочинительные союзы делятся на:
Примечание: В школе изучаются только первые три разряда.
Значение соединительных союзов можно условно обозначить фразой: “И ЭТО, И ТО”. Они соединяют два однородных члена между собой. Значение разделительных союзов можно определить так: “ИЛИ ТО, ИЛИ ЭТО”. Такие союзы указывают на возможность только одного однородного члена из нескольких или на их чередование. Значение противительных союзов выражается иначе: “НЕ ТО, А ЭТО”.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Сочинительные союзы
Тест на тему Союзы
Тест на тему Отличие союза от омонимичных частей речи
Тест на тему Смысловые отношения, выражаемые сочинительными союзами
вернуться на стр. “Служебные ЧР в табл.“, “Морфология в таблицах“, “Разбор служебных ЧР”
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
Сочинительная связь и сочинительные союзы
Сочинительная связь — это равноправная синтаксическая связь между однородными членами предложения или простыми предложениями в составе сложных.
Что такое сочинительная связь?
Любое высказывание состоит из минимальных значимых синтаксических единиц — слов, которые соединяются в предложение, представляющее собой законченное высказывание, с помощью двух видов связи:
Рассмотрим, что такое сочинительная связь.
Сочинительная связь в простом предложении
Этот вид синтаксической связи осуществляет равноправные отношения, во-первых, между членами предложения. В предложении подлежащее и сказуемое, составляющие его грамматическую основу, и второстепенные члены могут быть однородными, например:
Деревья и травы летом и в самом начале осени по-весеннему сочны и свежи (М. Горький).
В этом простом предложении несколько пар однородных членов предложения:
Эти члены предложения не зависят друг от друга, то есть они равноправны. Они связаны между собой сочинительным союзом «и» и перечислительной интонацией. Эти признаки указывают на то, что между ними существует сочинительная связь.
Сочинительные союзы
Равноправная синтаксическая связь оформляется между главными и второстепенными членами предложения с помощью сочинительных союзов. Перечислим их в соответствии с их грамматическим значением:
Сочинительная связь существует не только между второстепенными членами предложения, обозначенными отдельными словами, но и между однородными определениями, выраженными распространенными приложениями, причастными оборотами, или обстоятельствами — деепричастными оборотами, например:
Видеоурок «Сочинительные и подчинительные союзы»
Примеры простых предложений с сочинительной связью
На дворах и домах снег лежит полотном и от солнца блестит разноцветным огнем (И. С. Никитин).
Лошадь упиралась, шла неохотно. Приходилось не только понукать её лозой, но и тянуть за узду (В. Солоухин).
Кое-где по дороге попадается угрюмая ракита или молодая березка с мелкими клейкими листьями (Л. Толстой).
Сочинительная связь в сложносочиненном предложении
Этот вид синтаксической связи объединяет простые равноправные предложения в сложное, которое называется сложносочиненным.
Но вот солнце стало опускаться к западу, и из-за холма неожиданно показалось седое облако (А. Коптяева).
В сложносочиненном предложении уже не отдельные слова, члены предложения, а простые предложения объединяются в высказывание, выражающее законченную мысль. Их объединяет интонация и те же сочинительные союзы как признак синтаксического равноправия составляющих компонентов сложного предложения.
От простого предложения отличаем сложносочиненное по наличию в нём двух и более грамматических основ.
Между простыми предложениями с сочинительной связью существует значение одновременности, последовательности, чередования действия, взаимоисключения и пр.
Примеры сложносочиненных предложений
Ни облака на туманном беловатом небе, ни малейшего ветра на снежных равнинах (С. Аксаков).
Сочинительная связь в сложноподчиненном предложении
В сложноподчиненном предложении сочинительной связью соединяются однородные придаточные части одного вида с помощью сочинительных союзов, например:
Вода в затоне задымилась, точно её подожгли или словно над плёсом поднялась водяная пыль (Е. Пермитин).
Придаточные части сравнения соединены с главным предложением подчинительными союзами «точно» и «словно», а между собой — сочинительным разделительным союзом «или».
Примеры сочинительной связи в сложноподчиненных предложениях
А когда листья высохнут и трава сделается похожей на молодое сено, запах станет эфирно-легким и особенно душистым (М. Алексеев).
Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем и только к олотушка сторожа доносится с деревенской околицы (К. Паустовский).
Только некоторые из окрестных жителей умели по приметам пробираться через это опасное место, где коварная зелень мхов обманывает неопытного путника и тростник скрывает ямы (М. Лермонтов).
Видеоурок «Сочинительные союзы (7 класс)»
Союзы и союзные слова: функции, особенности, различия
Назначение союзов
В пятом классе, согласно учебнику «Русский язык. Теория. 5-9 классы» В. В. Бабайцевой, ученики знают, что союзы — служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного:
Простые и составные союзы
В седьмом классе в этом учебнике добавляются сведения о том, что союзы по строению бывают простые и составные.
Простыми союзами называются союзы, состоящие из одного слова, например, и, а, но, да, что, если, когда и др. Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются составными: потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока и др.
Сочинительные и подчинительные союзы
По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, ни — ни, то — то и др.) по значению делятся на три разряда:
Соединительные союзы | Противительные союзы | Разделительные союзы |
---|---|---|
и, да, ни — ни, и — и, не только — но и, как — так и, тоже, также и др. | а, но, да (в значении но), зато и др. | или, либо, то — то, не то — не то, или — или и др. |
Эти союзы имеют значение соединения (и это, и то): И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы. | Эти союзы имеют значение противопоставления (не то, а это): Не от росы урожай, а от поту; Труд при ученье скучен, да плод ученья вкусен. | Эти союзы имеют значение разделения (или то, или это): Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет; Либо рыбку съесть, либо на мель сесть. |
Подчинительные союзы (когда, что, чтобы, если, так что, потому что, как, как будто и др.) связывают простые предложения в сложноподчиненное: Я хочу, чтобы вы были хозяевами неба.
Подчинительные союзы по значению делятся на следующие разряды:
Временные (указывают на время): когда, пока, едва, лишь, лишь только и др. | Когда мы возвращались домой, было темно и тихо. |
Причинные (указывают на причину): потому что, так как, оттого что, ибо и др. | Я надел старую шинель и взял зонтик, потому что шел дождь. |
Целевые (указывают на цель): чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др. | Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать. |
Условные (указывают на условие): если, раз, если бы и др. | Если хочешь узнать человека, посмотри на его друга. |
Уступительные (указывают на противоречие одного события другому): хотя; несмотря на то, что; пускай и др. | Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми; Никто из нас не чувствовал ни малейшей усталости несмотря на то, что поход длился уже несколько суток; Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету. |
Сравнительные (указывают на сравнение): как, как будто, словно и др. | Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто звали с собой. |
Следственные (указывают на следствие): так что. | В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча. |
Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто и др. | Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало. |
На наш взгляд, на этом этапе целесообразно вспомнить о видах синтаксической связи или ввести новый для семиклассников термин «виды синтаксической связи».
Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная.
Сочинительная связь | Подчинительная связь |
---|---|
Сочинительная связь объединяет равноправные части. Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга) и сложносочиненных предложений: Гром скоро затих, но дождь все лил и лил. Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы (и, а, но, да и др.) | Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мною. Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчиненных предложений. |
Сочинительная и подчинительная связь может быть оформлена союзами, например:
Союзы и значения сложносочиненных предложений
В девятом классе ребята узнают, что в сложносочиненных предложениях простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. По характеру сочинительного союза и значению сложносочиненные предложения делятся на три группы:
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами и, да, да и, а (в значении и), тоже, так-же и др. | Сложносочиненные предложения с противительными союзами но, а, да (в значении но), однако, зато и др. | Сложносочиненные предложения с разделительными союзами или (иль), либо, то — то, то ли —то ли и др. |
Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю; Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески; Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце мое огрубело. | Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются; Все проходит, да не все забывается; Корень учения горек, зато плоды его сладки. | Можешь шагу прибавить, или силенок нет?; Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело; То ли гречка цветет, то ли речка течет. |
В предложениях с этими союзами выражаются разнообразные значения, чаще других временные значения: одновременность и последовательность. | В предложениях этой группы одно явление (событие) противопоставляется другому. | В сложносочиненных предложениях этой группы указывается на чередование явлений (событий), на то, что возможно одно явление из названных. |
Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях
В этом же, девятом, классе ребята узнают, что придаточные предложения присоединяются к главному или к другому придаточному подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами.
Под союзными словами авторы учебников учебно-методического комплекса В. В. Бабайцевой понимают относительными местоимения, которые используются для связи простых предложений в составе сложноподчиненного.
Подчинительные союзы | Союзные слова | |
---|---|---|
Простые | Составные | |
что чтобы как когда ибо пока будто словно если и др. | потому что оттого что так как так что лишь только как будто с тех пор как в связи с тем что для того чтобы и др. | что кто как когда который какой где куда откуда и др. |
Как видим, в некоторых случаях совпадают (по написанию) простые подчинительные союзы и союзные слова. Как девятиклассник сможет отличить союз от союзного слова (например, что, как, когда) в сложноподчиненном предложении?
Чтобы отличить союз от союзного слова, необходимо помнить:
1) Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному:
Союзные слова не только «прикрепляют» придаточные предложения к главному (или к другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений:
2) В некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя:
3) Союз можно заменить только другим союзом:
4) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное, например:
Авторы данного учебника обращают внимание девятиклассников, что умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.
Закрепляем полученные знания о союзах и союзных словах на практике
В учебнике «Русский язык. Практика. 9 класс» Ю. С.Пичугова, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой дается ряд упражнений, направленных на формирование умения отличать подчинительные союзы и союзные слова. Приведем некоторые такие упражнения.
Эту модель или ее фрагменты можно использовать как в 9 классе, так и в 7-8 классах.
Полагаем, предложенная модель обучения поможет учителю «расставить все точки над и» при изучении союзов и союзных слов на уроках русского языка: рассмотреть их функции, особенности строения и значения союзов, их использования в сложных предложениях; особенности использования союзных слов в сложноподчиненных предложениях.
Что такое сочинительный союз в русском языке
Чаще всего в заданиях под номером 2 требуется подобрать союзы (сочини-тельные и подчинительные), частицы, наречия, производные предлоги, вводные слова или словосочетания. Для выполнения задания необходимо вспомнить определения частей речи.
Союз — это служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте.
По строению союзы делятся на простые: а, и, чтобы, если и т. п.; на составные: потому что, как будто, то есть и т. п. По значению союзы делятся на сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы — это союзы, которые служат для связи однородных членов предложения и равноправных по смыслу простых предложений в составе сложного.
По значению сочинительные союзы делятся на три группы
Виды сочинительных союзов | Значение | Примеры |
---|---|---|
Соединительные | Соединительные союзы используются для выражения одновременно или по-следовательно происходящих событий, явлений действительности | и, да(=и), ни-ни, тоже, также |
Противительные | Противительные союзы выражают отношения противопоставления или разграничения | а, но, да (=но), зато, однако, же |
Разделительные | Разделительные союзы вносят в предложение значения чередования, выбора, предложения, неразличения | или, либо, то-то, то ли … то ли, не то … не то |
Подчинительные союзы — это союзы, которые связывают простые предложения в составе сложноподчинённого предложения. В таком сложном предложении от одного предложения к другому можно поставить вопрос.
По значению подчинительные союзы бывают
Виды подчинительных союзов | Примеры |
---|---|
Изъяснительные | как, чтобы, что, будто |
Временные | Когда, как, как только, между тем как, лишь, лишь только, едва лишь, пока |
Причинные | Ибо, потому что, оттого что, так как, из-за того что, благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что |
Целевые | Чтобы (чтоб), дабы, для того чтобы, с тем чтобы |
Условные | Если, если бы, ежели, ежели бы, коли (коль), когда, когда бы, раз |
Уступительные | Хотя (хоть), хотя бы, пусть, даром что, несмотря на то что, невзирая на то что |
Сравнительные | Как, как бы, как будто, будто, будто бы, словно, словно как, точно |
Следствия | Так что |
ЧАСТИЦА
Частица — это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.
НАРЕЧИЕ
Наречие — самостоятельная неизменяемая часть речи, которая означает при-знак и отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? сколько? и другие.
В зависимости от того, к какой части речи относится наречие, оно может обозначать:
— Признак действия — наречие примыкает к глаголу или деепричастию (выучить наизусть, читать внимательно, высоко поставив, сказав тихо);
— Признак предмета — примыкает к существительному (путь напрямую, совсем ребенок, платье наизнанку);
— Признак другого признака — примыкает к прилагательному, наречию, причастию (достаточно быстрый, потрясающе красивый, очень хорошо, вдвое больше, купленный вчера, сделанный аккуратно).
По значению наречия делятся на группы (разряды)
Разряды | На какие вопросы отвечают | Примеры |
---|---|---|
места | где? куда? откуда? | впереди, направо, издали |
времени | когда? | сегодня |
причины | почему? | сослепу |
цели | зачем? | назло |
образа действия | как? каким образом? | медленно |
меры и степени | в какой мере? насколько? | очень интересно |
ПРЕДЛОГИ
Предлог — это служебная часть речи, которая служит для связи существительного, местоимения и числительного с другими словами в словосочетании. Предлоги могут обозначать отношения между действием и объектом (смотреть на небо), объектом и объектом (лодка с парусом), признаком и объектом (готовый на самопожертвование).
Предлоги не изменяются, не являются самостоятельными членами предложения.
По образованию предлоги могут быть разделены на
2) производные (непервообразные), то есть такие, которые связаны по происхождению с другими частями речи:
а) наречные: вблизи, вокруг, напротив, вдоль;
в) отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя.
По строению предлоги могут быть разделены на
1) простые (пишущиеся без пробела): вокруг, благодаря, около, вследствие;
2) составные (пишущиеся с пробелом): в течение, в продолжение, за исключением, во время, в связи с, в зависимости от, по направлению к.
Предлоги могут выражать следующие значения
1) объектное: рассказать о себе, тоска по родине;
2) пространственное: жить в Москве / под Москвой / около метро;
3) временное: прийти к вечеру, работать до / после обеда, прийти через день;
4) причинное: не прийти из за / вследствие / по / ввиду болезни;
5) целевое: жить ради детей, подарить на память, сделать для друга;
6) сравнительное: величиной с кулак, пойти в мать;
7) образа действия: читать без выражения, есть с аппетитом;
8) определительное: лодка с парусом, юбка в клетку, пальто на пуху.
ВВОДНЫЕ СЛОВА. ВВОДНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
Вводные слова — это слова (или словосочетания), грамматически не связанные с предложением и вносящие дополнительные смысловые оттенки.
Например: Очевидно, общение с детьми развивает в человеке многие добрые свойства; К счастью, тайна так и осталась тайной.
Данные значения передаются не только вводными словами, но и вводными предложениями. Например: Вечер, ты помнишь, вьюга злилась. (Пушкин). К вводным единицам примыкают вставные конструкции, которые содержат различные добавочные замечания, поправки и разъяснения. Вставные конструкции, как и вводные, не связаны с другими словами в предложении. Они резко разрывают предложение. Например: Журналы иностранной литературы (два) я велел выслать в Ялту; Маша говорила с ним о Россини (Россини только что входил в моду), о Моцарте.
Вводное слово или словосочетание выделяется запятыми с двух сторон, если находится внутри предложения. Вводное слово или словосочетание выделяется запятой с одной стороны, если находится в начале или конце предложения. К своему стыду, я не читаю серьезной литературы, предпочитая ей детективы и, между нами говоря, любовные романы. Главная ошибка большинства пишущих связана с неточным знанием списка вводных слов. Поэтому прежде всего следует выучить, какие именно слова могут быть вводными, какие группы вводных слов могут быть выделены и какие слова никогда не бывают вводными. ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ 1. Вводные слова, выражающие чувства говорящего в связи со сказанным: к счастью, к несчастью, к сожалению, к досаде, к ужасу, на беду, чего доброго… 2. Вводные слова, выражающие оценку говорящим степени достоверности того, что он сказал: конечно, несомненно, разумеется, бесспорно, очевидно, безусловно, наверное, возможно, верно, может быть, должно быть, кажется, по всей видимости, по-видимому, по существу, по сути, думаю… Эта группа вводных слов наиболее многочисленна. 3. Вводные слова, указывающие на последовательность излагаемых мыслей и их связь между собой: во-первых, итак, следовательно, в общем, значит, кстати, далее, впрочем, наконец, с одной стороны… Эта группа также достаточно большая и коварная. 4. Вводные слова, указывающие на приемы и способы оформления мыслей: словом, другими словами, иначе говоря, вернее, точнее, так сказать… 5. Вводные слова, указывающие на источник сообщения: говорят, по-моему, по словам…, по слухам, по сведениям…, по мнению…, на мой взгляд, помнится… 6. Вводные слова, представляющие собой обращение говорящего к собеседнику: видишь (ли), знаете, пойми, простите, пожалуйста, согласись… 7. Вводные слова, указывающие на оценку меры того, о чем говорится: самое большее, по крайней мере… 8. Вводные слова, показывающие степень обычности сказанного: бывает, случалось, по обыкновению… 9. Вводные слова, выражающие экспрессивность высказывания: кроме шуток, смешно сказать, честно говоря, между нами говоря… Adblockdetector |