Конспект урока по русскому языку «Согласные звуки» (2 класс)
Конспект урока русского языка по теме
«Как определить согласные звуки» 2-й класс
Урок разработан по программе » Школа России». ( В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 2 класс)
Цели: уточнить общее представление о согласных звуках и их основных признаках, о буквах, которыми обозначаются согласные звуки на письме.
— осознавать роль языка и речи в жизни людей;
— чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
— проявлять интерес к новым знаниям;
— выполнять правила поведения ученика на уроке.
Регулятивные : умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные : умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
— знать признаки согласного звука;
— правильно произносить согласные звуки;
— находить в слове согласные звуки;
— различать согласные звуки и буквы, обозначающие их.
1. Организационный момент
1.Проверка готовности к уроку.
Ребята, я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие, радость от работы друг с другом и стали добрее.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем сами рассуждать,
И друг другу помогать.
— Найдите главные слова в этом четверостишии.
А для этого всем надо быть очень внимательным и работать активно.
Я тетрадочку открою
И с наклоном положу.
Я от вас, друзья, не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
— Запишите число, классная работа.
-Ребята, прочитайте написанные в квадрате слова:
Согласные звуки и буквы, их обозначающие
Признаки согласных звуков:
Таблица согласных букв и звуков:
Буквы | Звуки | |
твёрдые | мягкие | |
бэ | [б] губа [губа] | [б’] бег [б’эк] |
[п] зуб [зуп] | [п’] дробь [дроп’] | |
вэ | [в] вол [вол] | [в’] ветка [в’этка] |
[ф] шов [шоф] | [ф’] бровь [броф́] | |
гэ | [г] гамак [гамак] | [г’] гиря [г’ир’а] |
[к] порог [порок] | [х’] лёгкий [л’ох’к’ий́] | |
дэ | [д] дар [дар] | [д’] день [д’эн’] |
[т] лодка [лотка] | [т’] медь [м’эт’] | |
жэ | [ж] жаба [жаба] | |
й | [й’] мой [мой’] | |
ка | [к] кол [кол] | [к’] кеды [к’эды] |
эль | [л] лук [лук] | [л’] лепка [л’эпка] |
эм | [м] мама [мама] | [м’] мел [м’эл] |
эн | [н] нос [нос] | [н’] песня [п’эсн’а] |
пэ | [п] полено [пол’эно] | [п’] пение [п’эн’иэ] |
эр | [р] роль [рол’] | [р’] речь [р’эч’] |
эс | [с] соль [сол’] | [с’] сено [с’эно] |
тэ | [т] стул [стул] | [т’] тень [т’эн’] |
эф | [ф] фазан [фазан] | [ф’] кофе [коф’э] |
ха | [х] хорёк [хор’ок] | [х’] хитрый [х’итрый’] |
цэ | [ц] цирк [цырк] | |
че | [ч’] чайник [ч’ай’н’ик] | |
ша | [ш] шишка [шишка] | |
ща | [щ’] щука [щ’ука] |
! Иногда буквы ч, щ произносятся как звук [ш]. Это происходит в сочетаниях щн, чт, чн:
помощник [памошн’ик], что [што], конечно [кан’эшна]
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 47. Как определить согласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются согласные звуки?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Как определять согласные звуки.
2) Какими буквами на письме обозначаются согласные звуки.
Гласный звук – этот звук состоит только из голоса; при произнесении его воздух проходит через рот свободно, без преград; этот звук образует слог.
Буква – графический знак звука.
Согласный звук – этот звук состоит из голоса и шума или только из шума; при произнесении струя воздуха во рту встречает преграду (язык, губы, зубы); согласный звук образует слог только вместе с гласным.
Основная и дополнительная литература по теме урока
2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
1.Произнесите звуки [Ш] и [С]. Определите, как проходит воздух при произнесении звуков [Ш] и [С]
Согласные – это звуки, при произнесении которых струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык). Эти звуки состоят из шума или из голоса и шума.
Произнесите и другие согласные звуки, например: [р], [ж], [м], [п], [л], [т]. Почувствуйте, как проходит струя воздуха во рту, что ей мешает? Что слышно во время произнесения звука: шум? Голос? Шум и голос?
[р] – воздуху мешает язык и слышен голос
[ж] – воздуху мешают язык и немного зубы, слышен голос и шум
[м] – воздуху мешают губы и слышен голос
[п] – воздуху мешают губы и слышен шум
[л] – воздуху мешают язык и губы, слышен голос
[т] – воздуху мешают язык и губу, слышен шум
3. Согласных звуков 36. Их обозначает 21 буква. Объясняется эта разницу тем, что в русском языке есть твёрдые и мягкие согласные звуки, которые обозначаются одной и той же буквой. Например:
в слове «рысь» есть согласные звуки [р] [с’], на письме их обозначают буквы эр и эс;
в слове «рис» есть согласные звуки [р’] [с] – это другие звуки, хотя и похожие, и на их месте стоят те же самые буквы эр и эс.
4. Название буквы отличается от произношения обозначаемых ею согласных звуков. Потренируйтесь правильно называть буквы и произносить звуки:
буква бэ – звуки [б] [б’]
буква вэ – звуки [в] [в’]
буква гэ – звуки [г] [г’]
буква дэ – звуки [д] [д’]
буква зэ – звуки [з] [з’]
буква и краткое – звук [й’]
буква ка – звуки [к] [к’]
буква эль – звуки [л] [л’]
буква эм – звуки [м] [м’]
буква эн – звуки [н] [н’]
буква пэ – звуки [п] [п’]
буква эр – звуки [р] [р’]
буква эс – звуки [с] [с’]
буква тэ – звуки [т] [т’]
буква эф – звуки [ф] [ф’]
буква ха – звуки [х] [х’]
5. А ещё нужно запомнить, что согласные не могут самостоятельно образовать слог. Им обязательно нужен гласный. В слоге гласный должен быть один, а вот согласных может быть несколько.
6. Подведём итог – чем же согласный звук отличается от гласного? Основных признаков три:
1. Выдыхаемый воздух, выходя изо рта, встречает преграду.
2. В отличие от гласного согласный произносится с голосом и шумом или с шумом.
3. Согласный без гласного не образует слог.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Прочитайте пары слов. Сравните. Какими согласными звуками они отличаются? Подчеркните буквы, обозначающие эти звуки.
Подсказка: Обращайте внимание на гласные после согласных.
Прочитайте скороговорки. Определите, какие согласные звуки они учат правильно произносить? Соедините скороговорку с буквами, обозначающими согласные звуки, которые затруднительно произносить в этой скороговорке.
Лера велела Вере не реветь.
Воинов у воеводы видимо-невидимо.
Дина дыню не доела,
Подсказка: Произносите скороговорку несколько раз.
Лера велела Вере не реветь.
Д-Н
Конспект урока русского языка во 2 классе на тему «Согласные звуки и буквы»
Конспект урока русского языка по программе «Школа России» (2 класс).
Тема: «Согласные звуки»
б) познавательных: строить сообщение в устной форме, находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; воспринимать смысл предъявляемого текста;
в) коммуникативных : формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для собеседника высказывания;
Личностные УУД: интерес к предметной деятельности, предложенной в учебнике; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок.
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки.
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят.
Давайте откроем тетрадки и запишем сегодняшнюю дату. Какое сегодня число, какой месяц. Как мы будем записывать дату.(Дети объясняют орфограммы при записи числа, месяца и записывают).
-Ребята, прочитайте написанные в квадрате слова:
2. Выполнение учебных действий.
-Рассмотрите образец для работы в тетради и сформулируйте цель вашей деятельности в соответствии с первым правилом красивого письма. ( Наша цель – писать все буквы (графические элементы) одинаковой высоты.).
3.Контроль и оценка.
-Ребята, подчеркните карандашом те буквы, которые соответствуют правилу красивого письма, и оцените работу
Вы знаете, ребята, что словарные слова очень важны. Почему мы проводим ежедневно словарную работу. ( Чтобы запомнить эти слова, так как их нельзя проверить). Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом.
Давайте отгадаем ребус. Дети отгадывают мороз, запись в словарик, ставим ударение, находим орфограмму. Лексическое значение слова мороз. Погода с низкой температурой воздуха. Произошло от древнего слова – мерз «холодный». От него образовано и слово мёрзнуть. Проводим звуко-буквенный анализ( 2 слога, 5 букв, 5 звуков, 2 гласных, 3 согласных). Подбираем однокоренные слова морозный, морозец, морозко, заморозил, подморозил, заморозки. Устно составляем предложения, одно записывается в тетрадь, указывается грамматическая основа. Это слово нужно запомнить.
Слова лисица, народ, ягода, лопата, капуста, класс, малина, язык, пенал
Рассмотрим ещё раз слово мороз и назовём гласные звуки в этом слове А, о. А теперь назовём согласные м, р, с. Послушаем, в чём разница. (гласный звук мы можем петь, он состоит из голоса, а согласный мы петь не можем. Мы слышим шум или шум и голос.).
Чем отличается проход воздушной струи при произнесении гласных и согласных звуков.( при произнесении гласных звуков воздух проходит через ротовую полость свободно, а при произнесении согласных встречается преграда).
А теперь посчитаете, сколько в слове слогов – 2 слога, а сколько согласных- 3. Это потому, что согласный звук сам не может образовывать слог, а образует его только вместе с гласным. Теперь проверим по учебнику, правильно ли мы дали определение согласным. Прочтите правило. (Да правильно дали определение)
Самопроверка со слайда. Оценивание.
А как же обозначаются согласные звуки на письме. (Буквами). Правильно, при помощи букв. Но это достаточно сложно. Ведь согласных звуков 36. А букв всего 21.Чтобы лучше понять, мы отправимся с вами в страну гномиков-звуковичков. Наши согласные звуки живут на двух улицах. Первая улица –это парные согласные звуки. Почему они так называются. Они образуют пары по мягкости –твёрдости и по глухости-звонкости. ( работа с плакатом).
Медведь согл, мягк, звонк. Что общего. Оба согласные, звонкие, обозначаем одной буквой « эм». Маша и Медведь хотят свами поиграть в игру «Собери предметы».
— Рассмотрите предметы (малина, мороженое, молоток, морковь, мешок, мяч).
— Поможем героям собрать предметы по первым звукам. Маша собирает предметы, название которых начинается с твёрдого согласного звука [м] – ей помогают девочки. Покажите нужную карточку.
— Медведь собирает предметы, название которых начинается с мягкого согласного звука [м’] – ему помогают мальчики. Покажите нужную карточку. (Работают стоя)
— Мальчики, какие предметы поймал медведь, назовите (мешок, мяч).
— Девочки, какие предметы поймала Маша, назовите (малина, мороженое, молоток, морковь).
— Какими бывают согласные? (твердыми и мягкими, )
— Как обозначается мягкость согласных на письме?(ь или гласными буквами: е,е, ю, я, и). А какими ещё бывают согласные звуки. Глухие и звонкие.
Об этом мы будем говорить на последующих уроках.
— Чем отличается проход воздушной струи через ротовую полость у гласных и согласных звуках?(При произнесении согласных звуков воздушная струя встречает препятствие, а гласные произносятся свободно )
— Какими же бывают согласные звуки? (твердыми- мягкими, звонкими- глухими).
— А в чем разница между звонкими согласными и глухими? (звонкие образуются с участием голоса, а глухие без участия).
— А какая разница между твердыми и мягкими согласными? (Одни мы произносим мягко, другие- твердо).
— Как обозначается мягкость согласных на письме? (ь знаком или гласными буквами: е, е, ю, я, и).
Мне было интересно…
1.Крупное животное, обитающее в арктических тундрах, внешне схожее с быком, покрытое густым волосяным покровом.
4.Грызун очень крупных размеров, имеет плавательные перепонки, хвост, покрытый роговыми чешуйками, строит хатки под водой и даже плотины.
5. Вид тюленя, обитающий в озере Байкал.
7.Крупный хищник, обитающий в амурских лесах, имеющий оранжево-жёлтую с чёрными полосами окраску.
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 47. Как определить согласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются согласные звуки?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Как определять согласные звуки.
2) Какими буквами на письме обозначаются согласные звуки.
Гласный звук – этот звук состоит только из голоса; при произнесении его воздух проходит через рот свободно, без преград; этот звук образует слог.
Буква – графический знак звука.
Согласный звук – этот звук состоит из голоса и шума или только из шума; при произнесении струя воздуха во рту встречает преграду (язык, губы, зубы); согласный звук образует слог только вместе с гласным.
Основная и дополнительная литература по теме урока
2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
1.Произнесите звуки [Ш] и [С]. Определите, как проходит воздух при произнесении звуков [Ш] и [С]
Согласные – это звуки, при произнесении которых струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык). Эти звуки состоят из шума или из голоса и шума.
Произнесите и другие согласные звуки, например: [р], [ж], [м], [п], [л], [т]. Почувствуйте, как проходит струя воздуха во рту, что ей мешает? Что слышно во время произнесения звука: шум? Голос? Шум и голос?
[р] – воздуху мешает язык и слышен голос
[ж] – воздуху мешают язык и немного зубы, слышен голос и шум
[м] – воздуху мешают губы и слышен голос
[п] – воздуху мешают губы и слышен шум
[л] – воздуху мешают язык и губы, слышен голос
[т] – воздуху мешают язык и губу, слышен шум
3. Согласных звуков 36. Их обозначает 21 буква. Объясняется эта разницу тем, что в русском языке есть твёрдые и мягкие согласные звуки, которые обозначаются одной и той же буквой. Например:
в слове «рысь» есть согласные звуки [р] [с’], на письме их обозначают буквы эр и эс;
в слове «рис» есть согласные звуки [р’] [с] – это другие звуки, хотя и похожие, и на их месте стоят те же самые буквы эр и эс.
4. Название буквы отличается от произношения обозначаемых ею согласных звуков. Потренируйтесь правильно называть буквы и произносить звуки:
буква бэ – звуки [б] [б’]
буква вэ – звуки [в] [в’]
буква гэ – звуки [г] [г’]
буква дэ – звуки [д] [д’]
буква зэ – звуки [з] [з’]
буква и краткое – звук [й’]
буква ка – звуки [к] [к’]
буква эль – звуки [л] [л’]
буква эм – звуки [м] [м’]
буква эн – звуки [н] [н’]
буква пэ – звуки [п] [п’]
буква эр – звуки [р] [р’]
буква эс – звуки [с] [с’]
буква тэ – звуки [т] [т’]
буква эф – звуки [ф] [ф’]
буква ха – звуки [х] [х’]
5. А ещё нужно запомнить, что согласные не могут самостоятельно образовать слог. Им обязательно нужен гласный. В слоге гласный должен быть один, а вот согласных может быть несколько.
6. Подведём итог – чем же согласный звук отличается от гласного? Основных признаков три:
1. Выдыхаемый воздух, выходя изо рта, встречает преграду.
2. В отличие от гласного согласный произносится с голосом и шумом или с шумом.
3. Согласный без гласного не образует слог.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Прочитайте пары слов. Сравните. Какими согласными звуками они отличаются? Подчеркните буквы, обозначающие эти звуки.
Подсказка: Обращайте внимание на гласные после согласных.
Прочитайте скороговорки. Определите, какие согласные звуки они учат правильно произносить? Соедините скороговорку с буквами, обозначающими согласные звуки, которые затруднительно произносить в этой скороговорке.
Лера велела Вере не реветь.
Воинов у воеводы видимо-невидимо.
Дина дыню не доела,
Подсказка: Произносите скороговорку несколько раз.
Лера велела Вере не реветь.
Д-Н