что такое соха в древней руси

Значение слова «соха»

android bar znachenije

2. Единица податного обложения в Русском государстве 13—17 вв.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Соха — единица налогообложения на Руси.

Соха — древнее русское пахотное орудие труда.

СОХА’, и́, вин. со́ху́, мн. со́хи, со́ха́м, ж. 1. Примитивное земледельческое орудие для распахивания земли. Трактор и плуг совершенно вытеснили соху с социалистических полей Советского Союза. 2. Старинная мера земли в древней Руси, являвшаяся единицей налогового обложения (истор.). 3. Община от трех до нескольких десятков дворов как единица налогового обложения в древней Руси (истор.). 4. Бревно, толстая жердь, столб, подпора, подставка (с развилкой или без нее; обл., спец.). Две передние сохи (хлева) захватили собственную мою землю. Гоголь. Меньше всех нетерпения показывал пегий мерин. лизавший дубовую соху сарая. Л. Толстой. ◊

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

1. деревня в Печорском районе Псковской области, входит в состав сельского поселения «Круппская волость» (Россия)

соха́

1. с.-х. простейшее сельскохозяйственное орудие для вспашки земли ◆ Крестьяне приходили смотреть железную соху, дивовались немецкой хитрости и пашню одобрили. Энгельгардт, «Письма из деревни», 1872–1887 гг. г. ◆ Один из моих рабочих, Стёпа, вздумал было на сохе конкурировать с плугом и уверял, что он вспашет перелом и подымет облогу сохою во столько же времени, во сколько Сидор вспашет плугом, и сделает не хуже. Энгельгардт, «Письма из деревни», 1872–1887 гг. г.

2. истор. единица податного обложения на Руси в Средние века ◆ В новом виде соха просуществовала до четверти, даже половины XVII в., когда была принята за единицу живущая четверть, но и то не повсеместно. Г. Лучинский, «Соха, податная единица», 1890–1907 гг. г. // «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона»

3. истор. древнерусская мера земли ◆ Соха старая мера земли, неровная, по качеству, по местности и в разные времена; от 600 до 1800 десятин, или 800 четвертей доброй земли, 1200 средней, 1800 худой, в поле; 10 сох новгородских равнялись одной сохе московской «Толковый словарь живого великорусского языка»

4. шест, жердь, бревно, столб, подставка, подпора ◆ меньше всех нетерпения показывал пегий мерин, стоявший одиноко в углу под навесом и, прищурив глаза, лизавший дубовую соху сарая. Толстой, «Холстомер»

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

USSR botПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: лесозащитный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Куды соха ходила, куды коса и топор ходилъ (издавна)

Обычная форма указания границ пространства
(межевание) в древнерусских актах XIV-XVII вв.

Соха, двузубое пахотное орудие в отличие от подобного однозубого рала, с широкой рабочей частью (рассохой) из дерева, имела железные сошники и лопатку, соединена с оглоблями; упоминается в источниках со второй половины XIII века. Универсальное, доступное в изготовлении каждому крестьянину и основное почвообрабатывающие орудие до 30-х годов XX века; в 1928 году в СССР было 4,6 млн. сох. Штучное изделие, каждый крестьянин делал соху на собственном дворе исходя из возможностей и нужд. Термин «соха» в древних языках означает также «кол», «палка с развилкой».

* ЭСБЕ/Рало
Рало (стар.) — так называлась в старину на Руси преимущественно соха, именуемая и ролью, а иногда и другое какое-либо орудие, употребляемое для пахания. Кроме обыкновенной запряжки в одну лошадь, в Киевской области впрягали в рало и волов; отсюда название рало волово. С XIV в. название соха мало-помалу вытеснило рало.

* См. Сельскохозяйственные орудия раннего средневековья
http://blog.ratobor.com/semero-v-proshlom/2016/01/2495/

1) Существующая этимология

Этимология декларируется по Максу Фасмеру (праслав. – вставка)

Происходит от праслав., от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. соха «кол, дубина, подпорка, соха, мера площади», сербск.-церк.-слав. соха (греч. xylon), русск. соха, укр. соха «подпорка», белор. соха «соха», болг. соха «палка с развилком», сербохорв. соха — то же, словенск. sohа «столб с перекладиной», чешск. socha «статуя, скульптура», словацк. sосhа «колонна», чешск., словацк. sochor «дубина; олух», польск. sосhа «развилок», в.-луж., н.-луж. sосhа «кол с развилком», сюда же русск. усошье «расстояние между боковыми столбами овина», сохатый «лось», посох, рассоха «палка с развилком», русск.-церк.-слав. колъсоха (charax), осошити «очистить от сучьев».
Различные знач. объединяются общим «кол, дерево с развилком» и исключают заимствование, поэтому следует говорить о родстве с лит. saka «ветвь, сук, развилина», латышск. saka «разветвление дерева», sаkаs «хомут, ярмо», др.-инд. cakha «ветвь, сук», нов.-перс. ;;; «ветвь, сук, рог», арм. c;а; «ветвь», готск. h;hа «плуг» и и.-е. kh, русск. *сохатъ : лит. ;ak;tas «разветвленный».

б) П.Я. Черных. Историко-этимологический словарь современного русского языка, 1999

Соха – цельная лесина с развилкой, жердь с развилкой на конце. Др. русск с XI в. – соха, кол, дубина; с XIV века пашенное орудие.

2) Применение термина в русском языке

а) Словарь русского языка XI-XVII вв., РАН, М., 2002
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_26.pdf

б) Национальный корпус русского языка

* Игумен Никон. Купчая Троицкого м-ря иг. Никона на треть села Ал-дра Никитина с. Рахманова (1392-1427): «Се яз, игумен Никон, купил есмь у Фомы у Паюсова треть села Микитина Рахмановского, что купил у Олександра у Микитина сына Рохманова, куды ходила соха и топор и коса, да что х тому потягло издавна».

*А. Н. Радищев. [Описание Петербургской губернии] (1789): «Соха употребляется самая легкая, о двух рожках, с небольшим железом; бороны делают из сучьев».

* С. А. Еремеева. Лекции по русскому искусству (2000): «Занимая земли «куда топор и коса и соха ходили», монахи являлись распространителями культуры в этом краю».

в) Словарь… Владимира Даля

Соха ж. начально, шест, жердь, цельная лесина (от сохнуть, сухое дерево?), откуда рассоха, раздвоенная на конце, с развилиной; сошка и поныне подставка; || соха, стар. приклад или ложа самострела; в тул. соха, столб, подставка, подпора, особ. в стройке; в нов. влгд. орл. кал. смл. соха, рассоха, бревно или жердь развильем;.

3) Обобщение и вывод

а) Исследователи в комментариях перечисляют иудеохристианские территории, где фиксируется терминология СОХА, указывают на то, что термин имел ряд значений и производных слов; этимологии (происхождение, связь графики, фонетики и содержания) как таковой – нет.

Читайте также:  К чему выпадают брови сонник

б) Лексикон Ветхого Завета не знает понятий соха и рало, следовательно, термин является местным словом-артефактом. Из русских письменных документов ясно, соха изготовлялась из куска бревна с развилкой, первоначально термин имел значение – кол, с XIV века термин «соха» вытесняет термин «рало», собственно «сохой-ралом» называли любое земледельческое орудие, предназначенное для пахоты.

Следовательно, мы можем предположить связь терминов СОХА-КОЛ; кол – обрубленная ветвь дерева, заострен с одного конца; соха – лесина, часть ствола дерева, с развилками на конце, на которые надевают острые железные сошники; есть логическое общее. Если есть связь логическая, то должна быть связь ГРАФИКИ и ФОНЕТИКИ, с учетом разных алфавитов, транслитерации. Итак, мы выделили образ СОХИ – часть дерева с развилкой или мощная ветвь дерева с развилкой.

* Мышление и сознание человека изначально основывается на ОБРАЗАХ (суть предметов и явлений), которые являются плодом работы воспитательной и образовательной системы в данном конкретном обществе (многократные повторения (молитва, проповедь) = память); такую систему на территории Европы удалось создать только иудеохристианству. Церковь-организация обладала: письменным языком, Программой обучения и воспитания масс, властью светской и духовной, научными богословскими кадрами, разветвлённым аппаратом агитаторов и пропагандистов, финансовыми средствами и абсолютным авторитетом в народных массах в период средневековья.

Целесообразно рассмотреть слово в связи с терминологией сакрального иврита и библейских образов, тем боле, что исследователи игнорируют сакральный язык иудеохристиаства; не обучены, такова система высшего образования, где преобладает греческая и римская история.

4) Терминология иврита и библейский образ

Источник
* См. стронг иврита H7754 СОХА; транслитерация: sowk, sowkah.
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1ё878
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_464.htm

б) Библейский образ

* Судей 9:48: «И пошел Авимелех на гору Селмон, сам и весь народ, бывший с ним, и взял Авимелех топоры с собою и нарубил сучьев (СОХА) древесных, и положил на плечи свои».
* Судей 9:49: «И нарубил каждый из всего народа сучьев (СОХА), и пошли за Авимелехом, и положили к башне, и сожгли посредством их башню огнем, и умерли все бывшие в башне Сихемской, около тысячи мужчин и женщин».

Таким образом, русское слово-понятие СОХА является прямым заимствованием библейского термина, указывает на материнский язык иврит, откуда «черпались» слова-понятия и образы.

Это лингвистическое явление могло произойти лишь в одном случае, когда на территории работала мощная идеологическая организация, способная создать новый язык и тиражировать имя и термин на значительные территории. Из истории нам известна лишь одна организация, обладавшая соответствующими материальными, духовными и людскими ресурсами – христианская Церковь. Предтеча – иудейский Хазарский каганат (государственный язык иврит, религия – иудаизм), подготовил условия развития, заложил базовую лексику в бассейнах рек Дунай-Дон-Днепр-Волга и иудаизм хазар плавно «перетек» в иудеохристианство.

Источник

СОХА́

Том 30. Москва, 2015, стр. 741

Скопировать библиографическую ссылку:

31199 31791

СОХА́, тип па­хот­но­го ору­дия в Вост. Ев­ро­пе и Си­би­ри. Сфор­ми­ро­ва­лась в кон. 1-го тыс., упо­ми­на­ет­ся в ис­точ­ни­ках с 13 в. Вос­хо­дит к ра­лу с вы­со­ким при­ло­же­ни­ем тяг­ло­вой си­лы. Име­ла ра­бо­чую часть в ви­де ши­ро­кой во­гну­той, как пра­ви­ло раз­дво­ен­ной сни­зу, дос­ки (рас­со­ха) с втуль­ча­ты­ми сош­ни­ка­ми на кон­цах; по­пе­реч­ную ру­ко­ять (ро­галь) и две ог­лоб­ли (об­жи), в ко­то­рые впря­га­ли ло­шадь (рис., а ). С. с поч­ти вер­ти­каль­но рас­по­ло­жен­ной рас­со­хой (па­ло­вая С., чер­ку­ша, ца­пуль­ка) па­ха­ла не­глу­бо­ко и при­ме­ня­лась в осн. на не­дав­но ос­во­бож­дён­ных от ле­са уча­ст­ках (см. Под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие ) или для вто­рич­ной вспаш­ки, за­паш­ки се­мян и т. п. Ино­гда С. име­ла ко­рот­кую, поч­ти го­ри­зон­таль­но рас­по­ло­жен­ную рас­со­ху, что сбли­жа­ло её с по­дош­вен­ным ра­лом. На ста­ро­па­хот­ных зем­лях ис­поль­зо­ва­лась С. с по­ли­цей – ло­пат­кой, кре­пив­шей­ся к од­но­му из сош­ни­ков, ана­ло­гич­ной от­ва­лу у ра­ла и плу­га; по­ли­ца мо­жет быть пе­ре­клад­ной, т. е. ме­няю­щей на­прав­ле­ние от­ва­ла, ли­бо не­под­виж­ной (од­но­сто­рон­ка), даю­щей вспаш­ку, близ­кую к плуж­ной. С 16–17 вв. в Яро­слав­ском и Ко­ст­ром­ском По­вол­жье, на Во­ло­год­чи­не, по Су­хо­не и Вят­ке рас­про­стра­ни­лась С.-ко­су­ля с од­ним асим­мет­рич­ным сош­ни­ком с от­ва­лом и с рез­цом, т. е. сев.-рус. раз­но­вид­ность плу­га (рис., б ); к кон. 19 в. она по­лу­чи­ла по­все­ме­ст­ное рас­про­стра­не­ние в Вост. Ев­ро­пе. В 19 в. поя­ви­лась С. с ко­лёс­ным пе­ред­ком (ко­ле­су­ха). С. вы­шла из упот­реб­ле­ния в 1-й пол. 20 в.

Источник

Русская соха и ее виды

СОХА — одно из главных пахотных орудий русских крестьян северных, восточных, западных и центральных районов Европейской России. Соха встречалась также и на юге, в степных районах, участвуя в обработке земли вместе с плугом. Свое название соха получила от палки с развилиной, называвшейся сохой.

Устройство сохи зависело от почвы, рельефа местности, системы земледелия, местных традиций, степени обеспеченности населения. Сохи различались формой, шириной рассохи — доски, на которой закрепляли ральники (сошники) и оглобли, способом ее соединения с оглоблями, формой, размерами, количеством ральников, наличием или отсутствием полицы — отвала, способом ее установки на ральниках и рассохе.

Характерной чертой всех видов сох было отсутствие полоза (подошвы), а также высокое расположение центра тяжести — прикрепления тяговой силы, т. е. лошадь тянула соху за оглобли, прикрепленные в верхней части орудия, а не в нижней. Такое расположение тяговой силы заставляло соху вспарывать землю, не углубляясь в нее. Она как бы «черкала», по выражению крестьян, верхний слой почвы, то входя в землю, то выскакивая из нее, перепрыгивая через корни, пни, камни.

Соха была орудием универсальным, использовавшимся для множества различных работ. Ею поднимали новь на песчаных, песчано-каменистых, на серых с супесью почвах, лесных росчистях, проводили первую вспашку на старопахотных землях. Сохой двоили и троили пашню, запахивали семена, пропахивали картофель и т.д. В крупных помещичьих хозяйствах все эти работы проводили с помощью специальных орудий: плуга, рала, скоропашки, запашника, пропашника, культиватора, окучника.

Соха хорошо шла на лесных почвах, засоренных пнями, корнями, валунами. Ею можно было пахать не только сухую, но и очень влажную почву, так как она не имела полоза, на который быстро налипала земля, затрудняя движение. Соха была удобна для крестьянской семьи тем, что свободно работала на самых узких и небольших по размерам пашнях, имела сравнительно небольшой вес (около 16 кг), стоила довольно дешево, легко ремонтировалась прямо на поле. Были у нее и некоторые недостатки.

Известный русский агроном И.О.Комов писал в XVIII в.: «Соха тем недостаточна, что излишне шатка и чрезмерно короткие рукоятки имеет, отчего владеть ею столь удручительно, что трудно сказать, лошади ли, которая ее тянет, или человеку, который правит, ходить с нею труднее» (Комов 1785, 8). Пахота земли сохой была делом достаточно сложным, особенно для неопытного пахаря. «Пашню пашут — руками не машут » — говорит пословица. Соха, не обладая полозом, не могла стоять на земле. Когда в нее запрягали лошадь, соха шла неровно, толчками, часто заваливаясь набок или глубоко зарываясь сошниками в землю.

Читайте также:  что такое парсуна определение кратко

Пахарь при работе держал ее за рукоятки рогаля и постоянно регулировал ход. Если ральники очень сильно углублялись в почву, пахарю приходилось приподнимать соху. Если они выскакивали из земли, он должен был с силой нажать на рукоятки. Когда на пути пахаря встречались камни, он вынужден был или углубить ральники в землю, чтобы поднять на них камень, или вынуть соху из борозды, чтобы перескочить камень. В конце борозды пахарь поворачивал соху, предварительно вынув ее из земли.

Работа пахаря была крайне тяжелой, когда лошадь находилась в упряжке без дуги. Поддерживая соху на руках, регулируя ее ход, пахарь брал на себя треть всей сошной тяги. На лошадь же приходилась остальная. Работа пахаря несколько облегчалась при дужной запряжке лошади. Соха тогда становилась устойчивее, меньше заваливалась набок, ровнее шла в борозде, поэтому пахарь мог не держать ее «на руках». Но для этого нужна была здоровая, сильная, хорошо кормленная лошадь, так как именно на нее в этом случае приходилась основная тяжесть. Другим недостатком сохи была мелкая вспашка (от 2,2 до 5 см) при первой пахоте поля. Однако она компенсировалась двухкратной или трехкратной вспашкой, вторичной вспашкой земли «след в след», т.е.углублением уже сделанной борозды.

Сложность работы преодолевалась профессиональным навыком пахаря. Можно с полной уверенностью сказать, что соха, обладая широким агротехническим диапазоном, будучи экономически доступной для большей части земледельцев, была оптимальным вариантом пахотного орудия, удовлетворяя потребности мелкого крестьянского хозяйства. Русские крестьяне очень ценили свою соху — «матушку-кормилицу », «бабушку Андреевну», советовали: «Держись за со- шеньку, за кривую ноженьку».

Говорили: «У матушки-сошки золотые рожки». О сохе составлялось много загадок, в которых хорошо обыгрывалась ее конструкция: «Загуляла корова, все поле рогами перепахала», «Лиса всю зиму боса, весна пришла — в сапогах пошла». В некоторых загадках соха принимала антропоморфные черты: «Матушка Андреевна сгорбившись стоит, ноженьки в землюшку, рученьки раскинула, все хочет схватить». В былине о Вольге и Микуле создается идеальный образ сохи, которой пашет крестьянский богатырь Микула: Сошка у ратая кленовая, Омешики на сошке булатные, Присошечек у сошки серебряный, Рогачик-то у сошки красна золота.

Соха — орудие древнее. Сошные ральники обнаруживаются археологами в культурных слоях IX—X вв. Первое письменное упоминание о сохе относится к XIII в. Это берестяная грамота из Великого Новгорода, посланная владельцем земли, вероятно, своим родным в 1299—1313 гг. В переводе она звучит так: «А если я пришлю сошники, то вы им дайте моих голубых коней, с людьми дайте, не запрягая в сохи». Соха как пахотное орудие упоминается также в бумажной грамоте Дмитрия Донского, написанной около 1380—1382 гг. Самые ранние изображения сохи встречаются на миниатюрах Лицевого летописного свода XVI в. Сохи, бытовавшие в Древней Руси, не были полным аналогом сох XIX в.

В домонгольское время преобладали сохи без пблиц с кодовыми ральниками, при этом ральники были меньше и уже, чем коловые ральники крестьянских пахотных орудий XIX в. Их размеры варьировались в пределах от 18 до 20 см в длину, от 0,6 до 0,8 см в ширину. Лишь в XIV в.стали появляться более длинные коловые ральники с заостренной лопастью и одной режущей стороной, приближающиеся по типу к ральникам XIX в. Двузубая соха с перовыми ральниками и перекладной пблицей появилась, по мнению историков, на рубеже XIV— XV вв. или в XVI в., т.е. тогда, когда началось освоение русскими людьми крупных массивов земель с характерными почвенными и ландшафтными условиями.

Соха-двусторонка

Почвообрабатывающее орудие с высоким прикреплением тяговой силы, использовавшееся для пахоты на легких почвах с большим количеством корней, а также на хорошо распаханных землях. Корпус сохи-двусторонки состоял из рассохи, двух ральни- ков, рогаля, оглобель, полицы. Рассоха сохи представляла собой слегка выгнутую доску с развилкой — рожками (ногами) — на приподнятом вверх конце. Ее вырубали из комлевой части дуба, березы или осины, стараясь использовать крепкие корни для рожек. Ширина рассохи была обычно около 22 см.

Верхний конец рассохи вдалбливался в рогаль — круглый или четырехгранный в сечении толстый брусок длиной около 80 см, с хорошо обтесанными концами. Рассоха вбивалась в него неплотно, получая возможность некоторой подвижности, или, как говорили крестьяне, «хлябания». В ряде районов России рассоха не вбивалась в рогаль, а зажималась между рогалем и толстым брусом (корцом, подушкой), связанными на концах друг с другом. В рогаль плотно вбивали оглобли для запряжки лошади. Длина оглобель была такой, чтобы ральники не могли задеть ног лошади и поранить их.

Оглобли скрепляла деревянная поперечина (веретено, пасынок, перевяслок, перечень, спорник). К ней прикреплялся подвой (войло, земленка, мутики, перекрест, притужина, струна) — толстая витая веревка — или вица, т.е. перевитые ветви черемухи, ивы, молодого дуба. Подвой охватывал рассоху снизу, там, где она раздваивалась, затем два его конца поднимали вверх и закрепляли в местах соединения поперечины и оглобель. Подвой можно было удлинять или укорачивать при помощи двух деревянных палочек-клепней, расположенных около оглобель: клепни скручивали или раскручивали веревку.

Иногда веревочные или прутяные подвои заменяли деревянным, даже железным стержнем, укреплявшимся в поперечине между оглоблями. Составной частью сохи была полица (кляпина, наполок, отвал, присох, шабала) — железная лопатка прямоугольной формы с легким выгибом, слегка напоминавшим желоб, с деревянной рукояткой, длиной около 32 см. При веревочных подвоях рукоятку полицы вкладывали в место их скрещивания, при прутяных — привязывали к подвою, а при деревянном стержне она проходила в выдолбленное в нем отверстие.

Полица была перекладной, т.е. перекладывалась пахарем с одного ральника на другой при каждом повороте сохи. Соха-двусторонка являлась орудием для своего времени совершенным. Все ее детали были тщательно продуманы и функционально обусловлены. Она позволяла регулировать глубину вспашки, делать ровную борозду нужной глубины и ширины, поднимать и переворачивать подрезанную ральниками землю. Соха-двусторонка была самой распространенной среди русских сох. Принято считать, что она появилась в русском быту на рубеже XIV—XV вв. или в XVI в. в результате усовершенствования сохи без полицы.

Соха-односторонка

Почвообрабатывающее орудие, разновидность сохи. Для сохи-односторонки, как и для сохи-двусторонки, характерно высокое прикрепление тяговой силы, наличие деревянной рассохи, раздвоенной внизу, перовых ральников и пблицы. Однако рассоха односторонки имела более выгнутую форму, чем рассоха сохи-двусторонки, и иное расположение ральников. Левый перовой ральник такой сохи ставили вертикально к поверхности земли, другой же лежал плашмя. К левому ральнику прикрепляли неподвижно металлическую полицу — продолговатую лопатку, зауженную к концу. С правой стороны к рассохе прикрепляли небольшую дощечку — крыло,— помогавшую отваливать пласты земли.

Читайте также:  что такое паллиативная помощь тест с ответами

При пахоте левый сошник, стоявший ребром (в другом варианте брыла), подрезал почву сбоку, а правый сошник — снизу. Земля поступала на полицу и перекидывалась всегда на одну сторону — правую. Отвалец на правой стороне рассохи помогал переворачивать пласт. Сохи-односторонки были удобнее для пахаря, чем сохи-дву- сторонки. Пахарь мог работать на «один омеш», не наклоняя соху набок, как это ему приходилось делать, подрезая пласт на сохе-двусторонке. Наиболее удачно была сконструирована соха с брылой.

Благодаря двум близко поставленным, горизонтально расположенным ральникам борозда получалась значительно шире, чем в сохе с вертикально поставленным ральником, в которой ширина борозды равнялась ширине одного ральника. Сохи-односторонки были распространены по всей территории России. Особенно сохи с брылой. Они являлись одним из основных пахотных орудий в северо-восточной части Европейской России, в Приуралье, Сибири, встречались в центральных районах европейской части страны.

Во второй половине XIX в. на уральских заводах стали изготавливать и более совершенные сохи-односторонки с брылой. Их рассоха заканчивалась одним толстым рожком-зубом, на который надевали широкий треугольный лемех с брылой. К лемеху прикрепляли сверху неподвижный металлический отвал. Сохи могли варьироваться по форме лемеха, расположению отвала, могли иметь зачаток полоза, характерного для плуга, но при этом прикрепление тяговой силы всегда оставалось высоким.

Усовершенствованные варианты сох-односторонок носили разные названия: курашимка, чегандинка и прочие. Они получили распространение в Сибири и на Урале. Усовершенствованные сохи-односторонки имели значительное преимущество перед сохой-двусторонкой. Они глубже пахали, шире брали пласт, лучше разрыхляли землю, были более производительными в работе. Однако они дорого стоили, достаточно быстро изнашивались, при поломке их было трудно отремонтировать в поле. К тому же они требовали в упряжку очень сильных лошадей.

Соха многозубая или насошка, или трясуха

Почвообрабатывающее орудие с высоким прикреплением тяговой силы, разновидность сохи. Характерной чертой многозубой сохи было наличие на рассохе от трех до шести широконечных, тупых ральников, а также отсутствие полицы. Такую соху использовали для заделывания весной после осенней вспашки яровых посевов, заволакивания землей семян овса, перепахивания земли после пахоты сохой- двусторонкой или сохой-односторонкой. Многозубая соха была малоэффективна в работе.

Представитель новгородского земства священник Серпухов характеризовал многозубую соху: «При насошках c насошниками тупыми широконечными, наподобие коровьих языков, ни одной из главных целей или условий при возделывании земли не достигается, насошка почти несется на руках работника, иначе земля и овес буровятся, а при поднятии оной земля оставляется кучами и овес грядами, и в землю глубже вершка нейдет. Трудно понять, что за цель введения оной в сельское хозяйство, крестьяне насашивают землю сряду после посева, или, как обыкновенно говорят, заваливают насошкой овес. Но наблюдение за действиями оной нисколько не говорит в их пользу, а скорее разуверяет в противном » (Серпухов 1866, V,3). Многозубые сохи в XIX в. встречались довольно редко, хотя в более раннее время, в XII—XIV вв., они имели широкое распространение, пока не были вытеснены более совершенными типами сох.

Соха суковатка или дерябка, ельцы, ельчина, смык

Орудие для пахоты, боронования и заделывания землей семян, использовавшееся на подсеке — лесной поляне, на которой вырубили и сожгли лес, подготовив землю для пашни. Ее изготавливали из нескольких (от 3 до 8) бронниц — пластин с сучьями на одной стороне, полученных из стволов елей или сосен, расколотых продольно. Бронницы скрепляли двумя поперечинами, располагавшимися на двух противоположных сторонах суковатки.

Материалом для их скрепления служили тонкие стволы молодых дубков, ветви черемух, лыко или лоза. Иногда бронницы связывали друг с другом без поперечин. К двум крайним бронницам, более длинным, чем центральные, привязывали постромки, с помощью которых и впрягали лошадь. Иногда крайние бронницы были столь длинными, что их использовали как оглобли. Зубьями суковатки служили заостренные на концах сучья длиной до 80 см. На подсеке суковаткой взрыхляли слой земли, перемешанный с золой.

Зубья-сучья, крепкие и в то же время гибкие, хорошо прочерчивали подсеку, а наталкиваясь на корни, неизбежные на таком поле, пружинисто перескакивали через них, совершенно не ломаясь. Суковатка была распространена в северных и северо-западных губерниях Европейской России, преимущественно в лесных районах. Суковатки, отличавшиеся простотой своего устройства, были известны восточным славянам еще в эпоху Древней Руси. Некоторые исследователи считают, что именно суковатка явилась тем почвообрабатывающим орудием, на основе которого была создана соха. Развитие сохи из суковатки произошло путем уменьшения количества зубьев в каждой из пластин-бронниц, а затем и уменьшения количества и размера самих пластин.

Сабан

Почвообрабатывающее орудие с низким прикреплением тяговой силы, разновидность плуга, использовался для подъема залежи. Это орудие было известно русским в двух вариантах: однолемешный и двухлемешный сабан. Однолемешный сабан во многом повторял плуг малороссийский и состоял из полоза (подошвы), лемеха, отвала, резца, стойки, матки, рукояток, передка и грядиля.

От малороссийского плуга он отличался лемехом, имевшим форму разностороннего треугольника, более выгнутым резцом, касавшимся земли нижним концом обуха и отстоявшим от лемеха на значительном расстоянии, а также большей изогнутостью грядиля. Кроме того, деревянная стойка, скреплявшая полоз с грядилем, здесь была заменена на железную, а лемех соединялся с грядилем еще и подмогой — железным прутом. Сабан имел один или два железных отвала, которые напоминали крылья, прикрепляемые возле лемеха. Сабан, как и малороссийский плуг, был тяжелым, громоздким орудием. Его с трудом влекли за собой две лошади.

Обычно в него впрягали от трех до пяти лошадей или три—шесть пар волов. Двухлемешный сабан имел полоз, сделанный из двух толстых деревянных брусьев, на концах которых были лемехи в форме прямоугольного треугольника, располагавшиеся горизонтально по направлению к земле. Полоз соединялся с рукоятками. С их помощью пахарь и управлял сабаном. Один конец сильно изогнутого грядиля прикрепляли к полозу недалеко от лемеха, другой конец вставляли в передок с колесами. В грядиль перед лемехами вставляли резец в виде ножа, направленного лезвием вперед. Отвалом служили две деревянные доски, прикрепленные к рукояткам и грядилю справа и слева от подошвы.

Двухлемешный сабан был орудием более легким, чем однолемешный. В него запрягали обычно двух лошадей. Сабан хорошо скользил по земле на полозе, резец отрезал пласт земли вертикально, а лемехи подрезали его по горизонтали. Глубину пахоты регулировали с помощью клинышков, вставлявшихся сверху или снизу заднего конца грядиля. Если клинья вставляли сверху, то пахота была более мелкой, если снизу — то более глубокой. Сабаны были распространены главным образом в губерниях Нижнего Поволжья и на Урале.

Источник

DACHARAI - самый большой ресурс для садовода
Adblock
detector