СОЛХАТ
Смотреть что такое «СОЛХАТ» в других словарях:
солхат — сущ., кол во синонимов: 1 • старый крым (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Солхат — Старый Крым Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия
Солхат — … Википедия
Солхат — искаженное от армянского Сурб Хач, средневековое название Старого Крыма … Топонимический словарь Крыма
Солхат — Старый Крым … Топонимический словарь
Старый Крым — У этого термина существуют и другие значения, см. Старый Крым (значения). Город Старый Крым укр. Старий Крим крымскотат. Eski Qırım Герб … Википедия
Имена Старого Крыма — Основная статья: Старый Крым (город) Известно 22 имени города Старый Крым. В книге академика Кёппена П. И. «Крымский сборник» перечислено и исследовано 21 имя, начиная от Кареи до Левкополя (русское название Старый Крым появилось несколько… … Википедия
Старый Крым (Крым) — У этого термина существуют и другие значения, см. Старый Крым. Город Старый Крым укр. Старий Крим крымскотат. Eski Qırım … Википедия
Кырым — Город Старый Крым укр. Старий Крим крымскотат. Eski Qırım Герб … Википедия
Столицы Крымского ханства — Главным городом Крымского Юрта был город Кырым (Кырым западно кипчакское qırım «мой холм» (qır холм, возвышенность, ım аффикс принадлежности I лица единственного числа))(современный Старый Крым), известный также как Солхат, ставший столицей хана… … Википедия
Солхат-Крым
Умеряя и приводя к благоразумным представлениям пышные фантазии восточных писателей, все же приходится город Крым, по крымскому масштабу, признать обширным и многолюдным. С образованием Крымского Юрта была создана резиденция золотоордынского наместника в Солхате-Крыму, откуда он управлял владениями Юрта. Интересно, что этот город в одних источниках именуется «Солхат», в других носит название «Крым». Специалисты отмечают, что в тех случаях, когда речь идет об экономической жизни и, прежде всего, торговле, упоминается Солхат, в то время как о Крыме говорится в связи с политическими вопросами. Одно из первых упоминаний поселения Крым относится к 1263 г. Арабский путешественник отмечает, что в этом городе проживают кипчаки, русские, аланы. Привлекает внимание тот факт, что в генуэзских источниках город носит имя «Солхат», в татарских — «Крым». В дискуссии по поводу двоименного города Солхат-Крым убедительней выглядит предположение о том, что на этом месте первоначально возникло торговое поселение (вероятнее всего, связанное с активной деятельностью генуэзцев), получившее название Солхат. Востоковед А.Я. Гаркави предложил рассматривать топоним «Солхат» как татарское слово от «сал» — левый и «хат» — сторона. Перед тем, как сделать правильный вывод, следует учесть еще один важный нюанс. Востоковед академик В.В. Бартольд обратил внимание, что «. в монгольском письменном языке правой стороной называется западная сторона, левой — восточная». Таким образом, топоним «Солкат» (Солхат, Солгат) обозначал восток, восточную сторону. Название «Крым» значительная часть исследователей связывает со словом «ров».
Развалины ханского склепа. Эски-Крым. М. Вебель Логично предположить, что рядом с торговым поселением Солхат, расположенным в стратегически важном месте, через которое к тому же проходили важнейшие торговые пути, было решено основать резиденцию золотоордынского наместника. Расположившись рядом с Солхатом, татары окружили резиденцию рвами. Так, очевидно, и появился Солхат-Крым. Название «Крым» закрепилось и за всем полуостровом. Как уже отмечалось, первоначально Крым-Солхат — это политический, административный центр Крымского Юрта. Золотоордынский наместник решает важные внутренние, но прежде всего «внешнеполитические» вопросы, принимает всевозможные посольства, которые через Крым направляются к хану Золотой Орды. Достаточно много внимания уделяет Крыму Египетский султан, в основном как центру распространения ислама на полуострове. И, как утверждают письменные источники, на деньги египетского султана в Солхате-Крыму была построена величественная мечеть, названая его именем — мечеть Бейбарса. Однако у города вскоре появляется не менее важная и, самое главное, очень доходная роль: через него устремляется широкий поток товаров транзитной торговли из глубин евразийского пространства на Запад. Это приводит к чрезвычайно тесному сотрудничеству Солхата-Крыма с крупнейшей генуэзской факторией в Крыму — Каффой. Через Солхат-Крым шли огромным потоком товары из Русских земель, Поволжья, Средней Азии и Кавказа. Благодаря этому Солхат-Крым превратился в довольно большой, многолюдный, процветающий и благоустроенный город. В нем сооружен водопровод, есть рынок, караван-сарай, кофейни, бани, дворец правителя, дома знати, прекрасные мечети и церкви, многочисленные жилые строения. Зданием, которое подчеркивало важность торговли для Солхат-Крыма (в дальнейшем Крым), являлся караван-сарай — постоялый двор. Это пятиугольное здание, вместе со своими пристройками больше напоминало башни, занимало площадь в 2500 квадратных метров. Здание опоясывала довольно угрюмая на вид, глухая наружная стена с узкими окнами-бойницами. Постройки образовывали просторный, вымощенный плитами двор, на который открывались двухэтажные деревянные галереи, окна и двери комнат для «гостей». Необходимость караван-сарая власти города хорошо осознавали: чем больше торговых людей бывало здесь, чем уютней и, главное, безопаснее они себя чувствовали, тем больше доходов получал город. И власти стремились обеспечить сохранность многочисленных и дорогих товаров, да и объемистых кошельков купцов от искателей легкой наживы. С этой целью постоялые дворы строились таким образом, чтобы торговые люди могли здесь остановиться для решения своих дел, разместить товар, а в случае нападения грабителей караван-сарай мог стать крепостью. Вероятно, рядом с караван-сараем находился рынок и сопутствующие ему различные ремесленные мастерские.
Старый Крым. Древние постройки Солхата Во время археологических раскопок на территории караван-сарая была обнаружена часть водовода из гончарных труб. Последующие исследования убедительно доказали, что по существу водовод был проложен по всему городу. Подача воды осуществлялась по специальным каналам, проложенным под землей. Такие каналы свидетельствовали о высоком профессиональном мастерстве строителей, использовавших многовековой опыт восточных мастеров по созданию водоводных систем. Принцип их строения заключался в том, что каналы перекрывались плоскими каменными плитами, обкладывались камнем на водонепроницаемом растворе, так называемом хоросане (смесь гашеной извести, просеянного песка и мелко измельченной керамики-цемянки). Кяризы (средневековые системы водоснабжения) перехватывали грунтовую воду из водоносного слоя, выбирали дождевые и паводные потоки, в засушливое время года конденсировали атмосферную влагу. В местах, где отдельные каналы перекрещивались, мастера сооружали колодцы — отстойники для использования скапливавшейся в них воды, при этом днища кяризов имели уклон в сторону колодцев. Создание такой системы водоснабжения показывало достаточно высокий уровень городской культуры Крыма. Как уже отмечалось, по свидетельству многих путешественников, город украшали многочисленные мечети, текие и церкви. В письменных источниках упоминаются мечеть Бейбарса, Мюск-Джами — Мускусная мечеть (при постройке которой строители, якобы, добавляли в раствор драгоценное благовоние — мускус), мечеть хана Узбека.
Развалины мечети султана Бибарса. М. Бебель В городе кипела жизнь: процветали многочисленные ремесла, в округе занимались земледелием, но самое главное — успешно развивалась торговля. Многочисленный город населяли представители самых разных национальностей: татары, греки, генуэзцы, русские, армяне, караимы, черкесы, кипчаки и другие. Однако Солхат-Крым процветал относительно не долго. Этому способствовал целый ряд факторов. В конце 40-х гг. XIV в. на значительную часть полуострова и, в частности, Солхат-Крым обрушилось страшное бедствие — чума. Арабский автор Эль-Айни констатирует: «Это был сильный мор, опустошивший страны и жилища. Погибло народу приблизительно две трети». А во второй половине XIV в. разгораются междоусобицы в Золотой Орде, последствия которых приводят к утрате Солхат-Крымом своего лидерства в Крымском Юрте. Одному из самых активных претендентов на золотоордынский престол хану Мамаю пришлось в разгар борьбы укрываться в Крымском Юрте в 1374—1375 гг. К концу XIV в. Солхат-Крым теряет свое значение как столица Крымского Юрта, у него появляется приемник Кырк-Ор. Некогда могущественная Золотая Орда начинает распадаться, все с большей силой нарастают центробежные тенденции. Начинается «смутное время» междоусобии. Посол литовского короля Витовта де Лануа о событиях 20-х г.г. XV в. пишет: «Солхатский император недавно умер, и там царила неурядица, ибо всякий хотел иметь своего императора и все в означенной стране были в резне и вооружении». С образованием Крымского ханства его первый хан Хаджи-Гирей выбирает своей резиденцией более безопасный Кырк-Ор. И вскоре Солхат-Крым приходит в упадок. Побывавший здесь в последней четверти XVI в. Мартин Броневский увидел Солхат-Крым полузаброшенным. Постепенно за городом закрепляется новое название — Эски-Крым (Старый Крым), говорившее о былом, но уже утраченном величии. Важные даты1223 г. — первое вторжение монголо-татар в Таврику. Середина XIII в. — образование Крымского юрта (улуса) в составе Золотой Орды. Вторая половина 30-х годов XIII в. Крым в составе Золотой Орды. Первая четверть XV в. СловарьХоросан — строительный раствор, смесь гашеной извести, просеянного песка и мелко измельченной керамики-цемянки. Кяризы — средневековые системы водоснабжения. Мечеть — молитвенный храм мусульман. Медресе — духовное училище мусульман. Текие — обители дервишей. Михраб — молитвенная ниша в мечети. Аюрбе — мавзолей, монументальное погребальное сооружение. Улус — 1) территория владения хана в Азии и Восточной Европе; 2) уделы потомков Чингисхана. Юрт — 1) территория, в пределах которой происходила кочевка племен; 2) в русских источниках Юрт означал территорию государств, возникших после распада Золотой Орды. Ислам — одна из мировых религий, основанная в VII в. пророком Мухаммедом, главный догмат которой вера в единого бога Аллаха. Курултай — большой съезд у монголо-татар, на котором решались важнейшие вопросы. Караван-сарай — постоялый и торговый двор. Старый Крым. Откуда есть пошла Крымская земляКрым испокон веков был местом встречи разных народов. Одни приходили сюда по суше — киммерийцы, тавры, скифы, сарматы, печенеги, хазары, половцы, славяне; другие по морю — греки, римляне, генуэзцы, османы. Здесь переплетались морские торговые пути, идущие из Средиземноморья, с сухопутными караванными, убегавшими в Индию и Китай. И весь полуостров, словно сам двуглавый орёл, всегда был обращён в две стороны: приморскую — «яркий, постоянно попадающий в самый фокус исторический лучей сторожевой пост, выдвинутый Европой на восток», и степную — «глухую, провинциальную, безымянную, огромную, как всё, что идёт от Азии». В далёкой древности этот край был известен как Таврика — земля тавров. В наши дни мало кто об этом задумывается, но современным названием полуострова — Крым — мы обязаны половцам (тем самым, которые когда-то «терзали нашу страну». Происходит оно от столицы некогда располагавшегося на полуострове улуса Золотой Орды. Когда-то этот город назывался Къырым. В наши дни он известен как Старый Крым. XIII век — один из интереснейших в истории полуострова. Именно тогда на захваченной Золотой Ордой степной части Крыма был создан Крымский улус. Основу его населения составляли половцы, из языка которых довольно быстро вырос крымскотатарский, всего столетие спустя ставший лингва франка для всех многочисленных населявших в те годы Крым народов. Столицей Крымского улуса был Къырым. Его название, вероятнее всего, происходит от тюркского (читай: половецкого) слова qirim — «окоп» или «ров». Обосновавшиеся примерно в то же время на южном побережье Крыма генуэзцы называли этот город иначе — Солхат (Solcati), что историки связывают с итальянским словом solcati — «борозда» или тот же «ров». По одной из версий в XIII-XV веках Къырым/Солхат вообще был разделён на две части: мусульманскую, где располагалась резиденция крымского эмира, и христианскую, в которой проживали генуэзские купцы. Как бы там ни было, Къырым того времени — крупный торговый центр на Великом шёлковом пути, по своему величию превосходящий многие города Востока. В городе строятся мечети и медресе, а с 1267 года начинается чеканка своей монеты, ходившей по всему Северному Причерноморью. Местный невольничий рынок считается одним из крупнейших в регионе, причём основными поставщиками рабов на него помимо воинов Золотой Орды являются русские и литовские князья. Арабские купцы, приезжающие в Къырым, из-за обилия садов, благодаря которым кажется, что город построен не посреди голой степи, а в лесу, называют его «Вторым Багдадом». XV век переворачивает всё с ног на голову. Итальянцы вместе с прочими идейными христианами изгоняются из Крыма Османской империей, а Крымский улус преобразовывается в независимое Крымское ханство, вскоре попадающее в вассальную зависимость к турецкому султану. Къырым лишается столичного статуса: административный центр переносится в крепость Кырк-Ор (ныне — Чуфут-Кале). К XVI веку город окончательно утрачивает своё былое значение, превращаясь в тихую провинцию. Мартин Броневский, польский дипломат, историк и картограф, оказываясь в Къырыме в 1578 году, пишет:
Старый Крым наших дней — сонный город с населением около десяти тысяч человек. Со стороны он больше похож на огромную деревню: почти вся его территория — одноэтажный частный сектор. По одной из версий в Къырыме то ли в 1223, то ли в 1225 году родился Аз-Захир Бейбарс аль-Бундукдари, ставший позднее великим султаном Египта и Сирии. По легенде, захваченный в юности монголами, он был продан в рабство в Африку, где сначала сделал блестящую военную карьеру, а после стал одним из величайших правителей Мамлюкского султаната, разгромив монголов в битве при Айн-Джалуте. На самом деле, где родился Аз-Захир Бейбарс аль-Бундукдари точно никто не знает, но факт: в конце XIII века он неоднократно посылал щедрые подарки в Къырым, а в 1288 году там на его деньги была построена первая в Крыму мечеть. До наших дней от неё остались лишь полуразваленные остовы стен (хотя у местных властей периодически появляются порывы её восстановить). Вторая по древности мечеть Крыма — мечеть хана Узбека. Её построили в 1314 году. Хан Узбек (полное имя — Султан Гийас ад-Дин Мухаммед) известен тем, что в 1313 году объявил ислам государственной религией Золотой Орды. В советские времена мечеть была закрыта и несколько десятилетий пребывала в разрушенном состоянии. Её восстановили лишь в середине 1980-х годов. В наши дни мечеть — действующая. Интересно, но со стороны её здание очень похоже на трёхнефную христианскую базилику, сходство с которой ещё больше дополняет разделённый на три части колоннами внутренний зал. Не знаю, как там было на самом деле, но моя теория такова: в начале XIV века, когда ислам только-только проникал в Крым, у местных зодчих банально не было опыта создания мусульманских религиозных сооружений, поэтому для мечети хана Узбека был позаимствован стиль распространённых в то время на южном побережье полуострова христианских храмов (в первую очередь — византийских и армянских). В результате получился такой интересный архитектурный симбиоз. С юга к мечети хана Узбека примыкают руины медресе, построенного в 1332—1333 годах. Когда-то здесь изучали Коран, арабский язык, законоведение, риторику, философию, арифметику и астрономию. Был в то время в Къырыме и свой караван-сарай — укреплённый постоялый двор для купцов. До наших дней от него сохранилась единственная стена, около которой в наши дни очень любит пастись одинокий флегматичный бык. Несмотря на то что большая часть населения Старого Крыма — русские (крымских татар здесь — всего одна треть), дух города — чисто мусульманский. Прогуливаясь по местным улицам, можно подумать, что мы — где-нибудь в Малой Азии. И хотя сейчас город застроен преимущественно по регулярному плану — с прямоугольными кварталами, нарезанными перпендикулярами и параллелями грунтовых дорог, неподалёку от мечети хана Узбека можно отыскать несколько уютных извилистых проулков, которым, кажется, — много-много сотен лет. У высоких заборов, ограждающих дворы старокрымчан, растут раскидистые грецкие орехи. Старый Крым неразрывно связан с именами советских литераторов. Здесь жили и были похоронены: Александр Грин, Константин Паустовский, Алексей Каплер. В городе есть сразу несколько литературных музеев. В прошлом для записи крымскотатарского языка использовался арабский алфавит. В 1928 году он был заменён на латиницу, а в 1938 — на кириллицу, которая и используется по сей день. На рубеже XX-XXI веков крымские татары пытались отказаться от кириллицы в пользу латиницы (хотя это решение, очевидно, несло скорее политический, чем какой-либо ещё смысл), однако этот процесс шёл ни шатко ни валко, ну а после включения Крыма в состав России ожидаемо совсем зачах. Дом-музей «Солхат»Официальные раскопки на территории города ведутся как минимум с середины XIX века, но по мнению археологов на сегодняшний день старая столица Крыма исследована лишь на несколько процентов. Главные открытия, скорее всего, — ещё впереди. На одной из извилистых улочек, носящей имя местного героя-партизана Павлика Косенко, за высоким забором стоит одноэтажный саманный дом, облицованный красной черепицей-«татаркой». Со стороны он похож на миниатюрную крепость. Считается, что этом дому, по меньшей мере, — двести лет. Вполне возможно, что он был построен ещё до присоединения Крыма к Российской империи. В небольшом уютном дворе расположен частный музей «Солхат». Свою историю он ведёт с 2004 года. Его основатель — житель Старого Крыма Аким Гиясов. Ещё в начале 1980-х годов, живя в Киргизии, он увлёкся коллекционированием различных вещей и, переезжая на историческую родину в Крым в 1989 году, перевёз собранную к тому моменту коллекцию с собой. В наши дни это — один из самых искренних и добрых музеев Крыма. Я очень люблю и ценю такие места. В прошлом году Аким Гиясов умер. Теперь дело его жизни продолжает вдова Гульнара, удивительно гостеприимная, добрая, милая и по-российски немного печальная. Прогуливаясь по Старому Крыму, мы просто не могли не заглянуть к ней на пару часов в гости. Коллекция музея «Солхат» насчитывает несколько тысяч экспонатов. Гульнара рассказывает, что её муж мог про каждый из них рассказывать часами. Теперь, после его смерти, ей приходится разбираться во всём с самых азов. Долгими зимними вечерами Гульнара смотрит книги по истории Крыма и учит арабский язык (и даже недавно смогла прочитать на нём Коран). Один из редчайших экспонатов в коллекции музея — древний крымскотатарский родовой камень. Во всём Крыму таких сохранилось всего два. Каменные чаши. Гульнара утверждает, что это — тарапаны, давильни для винограда. Но у меня есть некоторые сомнения по этому поводу: в традиционном тарапане должен присутствовать сток для надавленного виноградного сока, а у этих чаш его нет. Интересно, что всего сотню с небольшим лет назад вино в Крыму давили ногами. Описание этого процесса приводится в путевых заметках писателя и краеведа Семёна Васюкова:
Татары в своих традиционных мелких барашковых шапках, с засученными по колена штанами, заложив за спину, как полотёры, руки, прыгают по виноградной массе. Не лёгок их труд — это видно по мрачным, потным лицам прыгающих, которые будто говорят: «Попробуй попрыгать, ну-ка». Какие-то древние черепки, найденные на соседских огородах. Античные вазы II-III веков нашей эры. Черепица-«татарка». Такими глиняными пластинами и сегодня покрыта немалая часть крыш по всему Крыму. Слева — более древняя черепичина, изогнутая, для созданий которой мастер раскатывал глину по своему бедру. Справа — более современная плоская. А по таким глиняным трубам раньше к домам местных жителей поступала вода. Её источник располагался в нескольких километрах от города на горе Агармыш, куда был построен водопровод. Удивительно, но часть этой древней системы водоснабжения, которой не одна сотня лет, сохранилась до наших дней и даже продолжает функционировать. В хорошую погоду с музейной террасы видно Чёрное море. От Старого Крыма до Феодосии, ближайшего черноморского порта, — около двадцати пяти километров. В прошлом Феодосия называлась Кефе. Один из голландских путешественников, побывавший в городе в XVII веке, упоминал, что за две недели, что он там гостил, в городскую гавань зашло свыше четырёхсот крупных торговых судов, при том что количество маломерных, курсировавших вдоль крымского побережья, вообще не поддавалось учёту. На фото — старые весы из Феодосии. Такие когда-то использовали на местных рынках генуэзские купцы. Медные кумганы, традиционные для мусульманского Востока кувшины с узким носиком, применявшиеся для мытья рук. Османский путешественник Эвлия Челеби, побывавший в Крыму в XVII веке, рассказывал в своей «Сейяхатнаме»:
Турки для кофе различных размеров: для одного, для пары, для компании. Тестомеска. В таких чашах, созданных из лиственницы, раньше замешивали тесто для лепёшек и чебуреков. Этой тестомеске — больше ста лет. Уникальные монеты времён Золотой Орды. Такие были в ходу в Крымском улусе в XIII веке. По Великому шёлковому пути в Старый Крым попадало множество товаров как из Средиземноморья, так и из Индии и Китая. На фото — индийские чаши: слева — для супа, справа — для печенья и сладостей. Пистолеты на подоконнике — эхо Первой мировой войны. Статуэтки советской эпохи. Симбиоз Родины-матери и Венеры Милосской. Уникальная карта Крыма, изданная в 1920 году. На ней указаны все крымскотатарские топонимы Крыма. Старая крымскотатарская арба с бочкой. Согласно легенде, именно на ней везли на местное кладбище умершего в 1932 году писателя Александра Грина. Плиты со старого мусульманского кладбища. В советские времена большая его часть была уничтожена, а выкопанные надгробия использовались для мощения тротуаров. Советское панно с картой Крыма. «Дерево войны». Его «ветви» созданы из раскопанных в окрестностях Старого Крыма винтовок, карабинов и пулемётов, а «листья» — из старых гранат, мин и обойм. Раньше пока Аким проводил экскурсии, Гульнара угощала гостей свежими ароматными лепёшками, испечёнными в специально построенном для этого посреди музея тандыре. Теперь, после смерти мужа, она его больше не разжигает. Но крымскотатарские обычаи гостеприимства не позволяют отпускать гостей с пустыми руками. Поэтому на прощание Гульнара дарит нам старую подкову — «на счастье», а заодно снабжает огромным пакетом свежих грецких орехов и несколькими гроздями ароматного чёрного винограда. И орехи, и виноград оказываются самыми вкусными, что я пробовал в своей жизни. Армянский монастырь Сурб-ХачИз Старого Крыма извилистая дорога убегает в горы. Там в нескольких километрах от города расположен древний армянский монастырь Сурб Хач. Проезжающие по асфальту машины вздымают за собой жёлто-красные хороводы из опавшей листвы. В XIII веке, примерно в то же время когда в степной части Крыма создавался Крымский улус, Армения переживала одну из трагичных страниц своей истории — завоевание монголами. Армянская государственность была ликвидирована, после чего начался массовый исход армян в другие регионы. Часть из них отправилась в Малую Азию, другие — в Крым. Удивительно, но к началу XV века две третьих жителей генуэзских колоний в Крыму были армянами, и в некоторых источниках того времени южное побережье Крыма даже именовалось Морской Арменией. Монастырь Сурб Хач был основан в 1358 году. Интересно, что обитель продолжала действовать даже после включения Крыма в состав мусульманской Османской империи. А в XVII веке Сурб Хач вообще считался одной из важнейших армянских святынь чуть ли не во всём Причерноморье. В наши дни монастырь вновь действует. Со стороны он похож на средневековый укреплённый замок. Во внутренний двор ведёт небольшая дверь. За толстыми каменными стенами — поразительно умиротворённо и спокойно. . Это малая часть истории Крыма. Подробнее можно прочитать вот здесь. А чтобы узнать, как там живется сегодня — приезжайте и посмотрите своими глазами. Автор текста и фото — путешественник и блогер Владимир Кезлинг, источник — по ссылке. Adblockdetector |