Солидол жировой: особенности применения и хранения
Название «солидол» фактически является неформальным синонимом любой консистентной смазки. С точки зрения технического стандарта, это не так. ГОСТ 1033-79 дает однозначное описание этого продукта, и его состав отличается от большинства аналогов. Мы поговорим о распространенной разновидности этого вещества, которая называется «Солидол – Ж».
Область применения – смазка общего назначения, без узкой специализации. Состав солидола достаточно сложный: традиционно это целый букет из нефтяных масел (изначально подбираются вязкие составы).
В качестве загустителя (речь идет о консистентной смазке) применяется замыливание кальциевыми жирными кислотами. Причем используются исключительно натуральные компоненты: растительного либо животного происхождения. Устаревшее название солидола – тавот.
Рассмотрим подробнее, из чего делают солидол
Основу составляют самые что ни на есть «нефтяные отбросы». То есть фракции, оставшиеся после возгонки бензина. Раньше это сырье называлось нефтяным маслом.
После механической очистки в эту массу (обычно состоящую из разносортицы, главное – соответствовать ГОСТ), добавляют загуститель. Почему используется именно кальциевое мыло?
Солидол жировой по определению не должен быть текучим. Адгезия у него средняя, поэтому надо как-то удерживать смазку на деталях механизма. Замыливание кальциевыми кислотами как раз придает составу отменную пластичность при этом, не превращая его в мед.
Кальциевое мыло хорошо тем, что не приводит к образованию свободных органических кислот. Поэтому технический солидол нейтрален к цветным металлам, что дает возможность использования его в алюминиевых узлах.
Отдельная категория – солидол синтетический. Основа остается прежней: вязкие нефтяные масла. А вот в качестве загустителя, применяются синтетические жирные кислоты. Натуральная смазка обладает лучшими вязкостно-температурными свойствами, а синтетика просто дешевле.
Солидол жировой: характеристики и применение
Исходя из перечисленных параметров, лучшая область применение солидола – сельское хозяйство и строительная техника.
Действительно, эта смазка может длительное время работать в условиях сильной нагрузки (только не на высоких оборотах).
Наилучшим образом свойства проявляются на массивных механизмах:
Поскольку смазка не адсорбирует пыль, можно не беспокоиться, что она быстро превратится в абразив. На первый взгляд, это не такое уж важное свойство (вместе с водостойкостью).
При этом оно реально экономит средства при использовании на коммерческой технике. Обслуживание проводится реже (в сравнение с аналогами), техника меньше простаивает.
Характеристики и применение солидола — видео
Когда механики принимают решение, задаваясь вопросом: «литол и солидол в чем разница?», учитываются не только эксплуатационные, но и экономические факторы. К тому же, солидол (даже жировой) имеет вполне доступный прайс-лист.
Заслуженным уважением смазка пользуется у автомобилистов. Чего стоит опыт применения в рессорной подвеске и шкворневых поворотных устройствах передних колес (как на легендарной «Волге» ГАЗ-24).
Еще одна область применения – механические и электроинструменты
Использовать солидол в инструментах с высокими оборотами вала не рекомендуется, мы знаем о проблемах при перегреве. А вот механизмы подачи суппортов фрезерных и токарных станков, редукторы медленного хода, различные ручные (и электрические) лебедки – оптимальный вариант.
Хорошо работает смазка на ленточных транспортерах, конвейерных линиях, шарнирах промышленных роботов. Кроме того, солидолом смазывают петли дверей и ворот, механизмы замков: особенно навесных, которые располагаются на улице.
Пресс-солидол
Вспоминаем старое название: тавот. От него произошла словоформа «тавотница». Это специальный клапан (пресс-масленка) в механической детали, через который внутрь узла впрыскивается смазка.
Для этой процедуры существует специальный шприц-нагнетатель. Он создает необходимое давление, и консистентный состав смазывает механизм.
Разумеется, для такой работы требуется специальная смазка. Обычный солидол или литол не способны эффективно проникать в узкие полости, особенно при пониженных температурах. Учитывая отсутствие визуального контроля наполнения узла смазкой, требуется гарантия качественной обработки.
Подходящими свойствами обладает пресс-солидол. Основные характеристики аналогичны обычному составу:
Однако производитель внес некоторые изменения:
Жировой солидол представляет собой безопасный для экологии продукт со сбалансированными характеристиками. Однако температурные ограничения не позволяют использовать его повсеместно вместо аналогов.
Исключения составляют лишь высоко оборотистые узлы, которые могут разогреться до температуры +80°C. Однако смазка актуальна не одно десятилетие, и ее не собираются снимать с производства.
Нетривиальное использование именно жирового солидола — интересное видео
Солидол и его лечебные свойства при кожных заболеваниях
Солидол — или, как ранее его называли, тавот, — пластичная густая смазка на основе кальциевого мыла. Его функциональная температура — около 70 градусов. Цвет светло-жёлтый или коричневый. Он практически несмываем водой, поэтому его в основном применяют в механической отрасли: в устройствах, которые работают в условиях повышенной влажности и не подвергаются нагреву.
Разновидности средства
Помимо отраслей, напрямую связанных с механикой, солидол используется также в лечебных целях. А садоводы применяют его в чистом виде как садовый вар, смазывая им места срезов на деревьях, чтобы в них не проникли вредители и грибок.
Солидолы бывают двух видов:
Жировые намного качественнее, внешне их трудно отличить, и при их смешивании негативных последствий не бывает.
Солидол и пресс-солидол отличаются по густоте. Пресс-солидол более мягок, но у него ниже верхний порог температуры, и разлагается он при 80 C. Применяют его через пресс-маслёнку, чтобы смазать механизмы.
К солидолам также относится графитная смазка УСсА, которая имеет серебристый оттенок. В состав включено около десяти процентов молотого графита-П, что придаёт ей повышенные противозадирные свойства и токопроводимость. Графитная смазка УСсА была необходима для смазки рессор. А благодаря высокой электропроводности, она использовалась в токопроводящих элементах: антеннах, клеммах аккумулятора.
Смазки подобного типа использовали, чтобы смазывать шарниры передней подвески на большинстве отечественных автомобилей. Их часто заменяли из-за негерметичности шарнира и невысокой стабильности самой смазки, разлагающейся и загрязняющейся во время эксплуатации. При шприцевании новая её порция смазывала шарнир и выдавливала из него загрязнение вместе со старым покрытием.
Солидолы использовали, чтобы смазывать разные малонагруженные труднодоступные пары скольжения: элементы дверных замков, стеклоподъемников, всевозможные рычаги, ручные тормоза, втулки педалей, шарниры дверей и прочее.
Значительно поздние автомобили ГАЗ имели переработанную подвеску, у которой были уменьшенные зазоры конструкции, повышенная шарнирная герметичность, игольчатые подшипники шкворней и совмещённая нижняя пресс-маслёнка, через неё смазывались нижние подшипник шкворня и резьбовая втулка. На применение консистентной смазки в этих узлах с целью предотвращения закоксовывания был наложен запрет. Это заставило техников начать использовать жидкое масло.
Эмульсионную разновидность применяют для охлаждения зон срезки, при механической обработке чёрных металлов.
Из-за водоотталкивающих свойств солидолы применяются как консервационная смазка, чтобы металлические детали и инструменты, изготовленные из быстрорежущих сталей, дольше хранились. В прошлом веке тавот использовали для смазки артиллерийских снарядов в целях консервации.
Преимущества технического солидола
Солидол обладает следующими преимуществами:
Технические характеристики литола
При его изготовлении также использовали «нефтяное масло», только другую плотность. Если на Солидол применялось всё подряд, то на Литол выбирается определённая плотность 60—80 г/м3, а также добавляется литиевое мыло. Были убраны агрессивные составы, которые разъедали силиконовые пыльники, добавлены антикоррозионные примеси для лучшей защиты металлических поверхностей.
Плюсов литол имеет много, и главным считается то, что он легко держит температуру в 120—125 градусов и не разрушается. Функционирует до крайне минусовых температур в 40−45 градусов. Водоустойчив, почти не вымывается водой. Это универсальное средство для чрезмерно влажных мест.
Минусов у литола мало, всего один — он активен, соприкасаясь с алюминием, разъедает его.
Сферы применения
Разница между обычным и медицинским солидолом заключается только в его очистке от примесей и остатков нефтепродуктов. Медицинский используют при лечении псориаза. Учёные доказали его результативность в этом случае.
Внешне это густая жирная мазь с коричневым оттенком, имеющая следующие полезные свойства:
После того как медики подтвердили лечебные свойства солидола, его начали добавлять во многие медпрепараты, предназначенные для лечения псориаза, экземы и других кожных заболеваний.
Среди самых популярных и результативных средств стоит выделить:
И хотя солидолом в нашей стране в медицинских целях пользуются более 80 лет, следует знать, что он вызывает аллергию в виде покраснений и прыщей.
Применение при псориазе
Курс лечения заболевания мазями и солидолом не должен длиться более двух месяцев. Этого периода хватит, чтобы избавиться от острых признаков болезни и восстановить кожу. Мазь Карталин, она же Белый салидол, широко используется в дерматологии.
Наносится ровным слоем на двадцать минут. Постепенно время содержания мази на коже следует увеличить до одного часа, чтобы добиться максимального лечебного результата. Наносят мазь перед сном или вечером и обматываются пищевой плёнкой, чтобы не загрязнять вещи. Смывают средство тёплой водой с применением натурального дегтярного мыла, которое, в свою очередь, будет оказывать лечебный эффект.
После того как мазь будет удалена, смазывайте поражённую кожу смягчающим кремом для предотвращения пересыхания эпидермиса.
Важно: Мазь наносится каждый день. Обязательно нужно пройти весь курс, даже если вам стало легче.
Способы выведения пятен с одежды
Хотя солидол абсолютно безвреден для человека, нужно быть аккуратней с ним. Попадая на одежду, он оставляет пятна, которые плохо выводятся. Что делать в этом случае?
Можно приобрести в магазине специальные пятновыводители.
Удалить пятно можно ватным тампоном, смоченным в очищенном бензине. Жирное пятно, которое останется, смочить нашатырным спиртом и потереть, а затем отстирать это место средствами для трудновыводимых загрязнений.
Народный метод — вместо бензина возьмите скипидар и осторожно нагрейте на водяной бане. Обработайте им загрязнение. Далее смочите нашатырным спиртом. Отстирайте специальными моющими средствами.
Можно воспользоваться столовым уксусом (несколько столовых ложек развести в 500 мл воды). Потрите загрязнённое место, а затем постирайте с помощью средства для трудновыводимых пятен.
Originally posted 2018-07-04 13:30:15.
Солидол – одна из первых пластичных смазок, разработанных в 20-х годах XX века для обслуживания узлов автомобильной и сельскохозяйственной техники.
Солидол (от лат. solidus — плотный и oleum — масло), устаревшие обозначения «тавот», «мадия», «маслёночная мазь», это пластичная смазка, получаемая загущением индустриальных масел средней вязкости кальциевыми мылами высших жирных кислот.
покупка отработанного масла
покупка отработанного керосина
Рабочая температура до 65…70 °C. По сравнению с литиевыми смазками, труднее вымывается водой.
Солидол используется в механизмах, работающих в условиях сырости (сельскохозяйственная техника и т. п.), но не испытывающих нагрева, а также в качестве консервационной смазки.
Состав солидола представляет из себя однородный состав от светло-желтого до темно-коричневого цвета, который получают путем загущения индустриальных масел кальциевыми мылами. Верхний порог рабочих температур составляет около +70 °C.
Солидолы используют не только для смазки машин и механизмов, но и в лечебных целях. В садоводстве известна положительная практика использования солидола «в чистом виде» вместо садового вара при проведении прививок и обрезке деревьев.
Существуют две основных разновидности солидолов:
Жировые солидолы, где в качестве загустителя применяются жирные кислоты растительного происхождения,
Синтетические солидолы, где загуститель получают путем химического синтеза.
Солидолы делят на две основные группы:
Солидол синтетический вырабатывался на базе масел кислотно-контактной и селективной очистки, причём доля последних в смеси по нормативам не превышала 30 %. В качестве сырья для приготовления загустителя используются кубовые остатки от перегонки синтетических жирных кислот (9-12 %), которые омылялись известью.
Солидол жировой загущается кальциевыми мылами жирных кислот, содержащихся в естественных жирах (как правило, хлопкового масла).
Для приготовления синтетического солидола в варочном котле готовится суспензия известкового молока в небольшом количестве готового солидола при температуре около 100 °С. Затем температура снижается до 65 °С и производится отстаивание смеси, выделившаяся при этом вода спускается, а взамен неё в котёл загружается небольшое (около 15 % от нормы) количество минерального масла и всё положенное по норме количество жирных кислот.
Следующим этапом приготовления синтетического солидола является омыление кислот и частичное обезвоживание полученного мыла путём нагрева смеси до 105 °С в течение 2…6 часов. В смесь добавляется остальное масло, что снижает её температуру до 70…75 °С. После перемешивания и охлаждения готовый солидол разливается в тару. На современно оборудованных предприятиях варка солидолов осуществлялась под давлением в герметически закрытых автоклавах с механическими смесительными устройствами, что ускоряло процесс приготовления смазки и увеличивало производительность, а для его охлаждения применялись холодильные барабаны.
Оба сорта солидола готовятся из минерального (нефтяного) масла, названия отражают способ получения использованного при этом мыльного загустителя.
Жировые солидолы считались более качественными, в частности — были менее склонны к упрочнению при хранении и к тиксотропному упрочнению при «отдыхе» после нагнетания в узел под давлением. Внешне жировые солидолы неотличимы и смешиваются без негативных последствий.
По консистенции различают также обычные и пресс-солидолы.
Пресс-солидолы применяются для смазки механизмов через пресс-маслёнки (шприцевания), они мягче по консистенции, но имеют более низкий верхний температурный порог и разлагаются уже при 80 °C (течь,терять свои смазочные свойства начинают еще при 45…50 °C).
К солидолам относят графитную смазку УСсА, имеющую серебристый оттенок. В её состав входит до 10 % молотого графита-П (грубого помола), это придаёт графитной смазке УСсА повышенные противозадирные и токопроводящие свойства и.
Солидолы использовались повсеместно долгие годы. Благодаря низкой стоимости, универсальности, хорошей влагостойкости, даже в наши дни они все еще находят себе применение.
Пластичная смазка оказалась настолько популярной, что не только механики, но и рядовые автолюбители стали называть солидолом любую пластичную смазку для автомобильных и промышленных применений.
Главный недостаток солидола – очень низкий порог верхних рабочих температур. Уже при +80 °C смазка разрушается и перестает выполнять свои защитные функции.
покупка отработанного масла
покупка отработанного керосина
Пластичная смазка литол была разработана в Советском Союзе в 70-80-х годах XX в как материал, который со временем призван полностью заменить солидол.
В качестве основы литола используется минеральное масло, загущенное литиевыми мылами стеариновых кислот. Такой загуститель позволил расширить диапазон эксплуатационных температур – смазка отлично работает до +120. +130 °C.
Наиболее известным и универсальным материалом из серии является Литол-24. Присадки, которые содержит этот состав, предотвращают процесс ускоренного окисления смазки. Консистенция, несущая способность, водоотталкивающие свойства и многие другие характеристики материала оказались достаточными для возможности его применения в большинстве узлов современных механизмов.
В настоящее время Литол является, пожалуй, самой универсальной и многофункциональной смазкой для механизмов, работающих в обычных условиях эксплуатации.
Сравнение солидола и литола.
Разобраться в смазках, что лучше – литол или солидол – можно, если знать их состав и свойства, которые придают смазкам их компоненты.
Основные особенности и различия материалов объясняются разным типом используемого загустителя.
Повышение термостойкости состава – заслуга именно литиевого мыла, применяемого вместо кальциевого в солидоле. Литол обладает также более высокими антикоррозионными свойствами.
Зато, если сравнивать оба состава, кальциевый солидол лучше противостоит вымыванию водой. Он также характеризуется меньшей химической активностью и может использоваться с теми конструкционными материалами (например с алюминием и другими цветными металлами), для которых литиевые смазки губительны.
Нельзя не отметить такой параметр как пластичность. Если сжать в одной руке литол, а в другой солидол, то первый материал размажется, а второй будет хорошо продавливаться между пальцами.
В отличие от солидолов, в составе литолов отсутствуют компоненты, агрессивные по отношению к большинству резин. Именно поэтому эти материалы часто применяют в узлах, контактирующих с резиновыми манжетами, сальниками, уплотнителями.
Таким образом, несмотря на явные преимущества литола по некоторым параметрам, разница в эксплуатационных свойствах не позволила литолам полностью вытеснить солидолы. Каждый из этих материалов по-прежнему используется, за каждым остались свои области применения.
Заметим, что чисто кальциевые смазки сейчас используются редко. На смену им пришли материалы на основе комплексных кальциевых мыл. Новые составы лишены недостатков, присущих литолам и характеризуются очень высокими рабочими свойствами.
В то же время ограничения, касающиеся той или иной смазки, накладывают определенные границы на ее применения в отдельных областях.
Так, например, литол не рекомендуется использовать на алюминиевых поверхностях, поэтому если есть альтернатива – использовать там солидол или литиевую смазку – лучше выбрать первый вариант.
Солидол незаменим там, где требуется хорошая защита от воздействий окружающей среды – влаги, пыли, грязи, солнца, ветра. Именно поэтому его применяют в качестве консервационной смазки, а также для сельскохозяйственных механизмов и дорожной техники.
В современной автомобильной технике применение солидола нежелательно и нецелесообразно, а иногда недопустимо.Применение солидола подходит для использования на устаревшей технике с большими смазочными зазорами и меньшими нагрузками на узлы и детали. Солидол отлично подходит в качестве смазок для консервации, где солидол оказывается незаменимым.
Солидол
Cолидо́л (от лат. solidus — плотный и oleum — масло, ранее назывался «тавот») — пластичная смазка, получаемая загущением индустриальных масел средней вязкости кальциевыми мылами высших жирных кислот. Рабочая температура до 70° C. По сравнению с литиевыми смазками, труднее вымывается водой. Поэтому используется преимущественно в механизмах, работающих в условиях сырости (сельскохозяйственная техника и т. п.).
Внешне солидол — однородная мазь без комков, от светло-желтого до темно-коричневого цвета
Первые более качественны. Внешне они неотличимы и смешиваются без негативных последствий.
По консистенции различают также обычные и пресс-солидолы. Последние мягче, но имеют более низкий верхний температурный порог — разлагаются уже при 80° C. Применяются для смазки механизмов через пресс-маслёнки (шприцевания).
Также к солидолам относят графитную смазку , имеющую серебристый оттенок. В её состав входит до 10 % молотого графита-П (грубого помола), что придаёт ей повышенные противозадирные свойства и токопроводность.
Используются солидолы не только для смазки машин и механизмов, но и в лечебных целях. В садоводстве известна положительная практика использования солидола «в чистом виде» вместо садового вара при проведении прививок и обрезки деревьев.
Содержание
Применение
Смазка узлов автомобилей
Смазка этого типа применялась для смазывания («шприцевания») шарниров передней подвески на многих отечественных автомобилях, включая «Победу» и «Волгу» ГАЗ-21. Шприцевание производилось при помощи рычажно-плунжерного шприца, нагнетавшего смазку в узлы через пресс-маслёнки. Смазка производилась достаточно часто (на ГАЗ-21 — раз в 1200…1800 км в зависимости от качества дороги) из-за невысокой стабильности смазки, которая разлагалась и загрязнялась в процессе эксплуатации. При шприцевании, новая порция смазки не только смазывала шарнир, но и выдавливала из него загрязнение вместе со старой смазкой.
Более поздние модели ГАЗ имели переработанную конструкцию подвески, имевшую уменьшенные конструктивные зазоры, повышенную герметичность шарниров, а также игольчатые подшипники шкворней и совмещённую нижнюю пресс-маслёнку, через которую смазывался как нижний подшипник шкворня, так и нижняя резьбовая втулка, что вынудило использовать жидкое масло — применение консистентной смазки в этих узлах было запрещено во избежание закоксовывания.
Также солидолы применяют в качестве консервационной смазки для длительного сохранения хромированных деталей автомобилей.
Относящаяся к солидолам графитная смазка ранее использовалась для смазки рессор, и, благодаря своей электропроводности, — для смазывания токопроводящих элементов — антенн, клемм аккумулятора. Также её рекомендовалось использовать в шарнирах полуосей «Запорожца», но позднее эта рекомендация была признана ошибочной из-за грубого помола добавляемого в смазку графита, что делало её непригодной для узлов, работающих с большой частотой вращения.