Всё о вышивке
Новые статьи
У вас набор вышивки из Китая?
Популярные статьи
Мой видеоурок
Другие видео доступны здесь.Присоединяйтесь!
Калькулятор канвы
Отдохни от вышивки, почитай 😉
Свежая книга
Что такое бленды в вышивке крестом 28
Нередко ко мне обращаются начинающие вышивальщицы с просьбой помочь расшифровать некоторые обозначения в схемах к наборам для вышивания (в том числе китайского производства), и чаще всего у них возникают сложности именно с блендами в вышивке. Поэтому я решила собрать в одном материале всё, что знаю о блендах: для чего они нужны и как их вышивать. А также продемонстрировать некоторые варианты обозначения блендов на конкретных примерах схем.
Начнем с главного, то есть с ответа на вопрос
Что такое бленды в вышивке?
Бленд — или ещё некоторые производители называют их «меланж» — это смешанные цвета, которые получаются путём сложения нитей разных оттенков.
Обращаю внимание:
На самом деле меланж имеет всё-таки совсем иное значение. Потому что меланж представляет собой окрашенную нить, оттенки цвета которой произвольно меняются по её длине. Но некоторые производители вышивки почему-то создают такую вот путаницу понятий, называя меланжем бленды.
Как правило, часто используются бленды для более плавной передачи оттенков на лицах людей, но также могут применяться и в вышивке фона, каких-то деталей. Например, в моей вышивке «Цветочный ангел» смешанные цвета использовались не только на лице и руке девочки, но и на её волосах, лепестках цветов, и общем фоне.
Обычно наличие блендов говорит о более творческом подходе дизайнера и используется в качественно проработанных дизайнах. За счёт использования смешанных цветов можно значительно расширить имеющуюся цветовую палитру, смягчая переходы между оттенками.
На фото ниже я попыталась наглядно показать, как получается переход от голубого к серому, но совсем забыла, что фотоппарат не так точно передаёт тонкие оттенки, как человеческий глаз… 🙂 Но суть, думаю, всё равно ясна…
Как обозначаются бленды в вышивке
Конечно, все варианты обозначений смешанных цветов собрать в одной статье просто невозможно — ведь каждый производитель обозначает в ключе их по-своему. Но несколько примеров я приведу.
Вариант 1.
На мой взгляд, один из самых простых случаев — когда в ключе обозначен отдельный блок «Бленд», и вынесены номера ниточек, которые нужно сложить. Обращаю внимание — здесь нет указания на количество ниточек, следовательно, нужно отталкиваться от условия к обычным, полным крестикам.
То есть, если набор вышивается в две нити, то для вышивки бленда нужно взять по одной каждого цвета, если же основные крестики вышиваются в четыре нити, то по две, соответственно.
Вариант 2.
Тоже довольно понятный вариант — под красной цифрой 1 я отметила бленды, которые вышиваются полным крестом, под номером 2 — полукрестом.
Здесь бленды не вынесены в отдельный блок, но всё-таки заметны. Здесь нужно обратить внимание, что в первой графе указаны номера ниток на нитедержателе, затем идет обозначение в схеме, а затем количество нитей каждого цвета. То есть, для полного креста, например, номера 010 и 041, обозначенные «чёрной елочкой», нужно взять каждого цвета по одной ниточке; а для полукреста, номера 014 и 030, обозначенные чёрной звездочкой на зелёном фоне, нужно взять каждого цвета по две ниточки. Обратите внимание — номера 004 и 011, обозначенные черной точкой на желтом фоне (последняя строка в этом блоке), там номер 004 нужно взять 2 нити, а номер 011 — 3 нити.
Почему я так подробно на этом останавливаюсь — чтобы девочки, у которых есть похожие трудности со чтением ключей, не упустили эти «тонкости» при вышивании стежков смешанными цветами.
Вариант 3.
Тоже довольно простой вариант, который я взяла из своей вышивки «Волки», набора китайского производства. Здесь первая графа — символ в схеме, вторая — номера ниток на нитедержателе, а четвертая графа — это количество нитей, которые нужно взять для вышивки бленда.
Вариант 4.
Более «заморочный», на мой взгляд, ключ у Dimensions. Хотя, может, просто я не привыкла к наборам этой марки.
Здесь первая графа — название цвета, третья — полный крест, четвертая графа — полукрест. В красном прямоугольнике я выделила один бленд, где после названия цвета и его кода, идет символ в схеме и в скобках указано количество сложений нити для каждого цвета.
Вариант 5.
Этот вариант как раз от какого-то производителя, который обозвал бленды «меланжем». В красном прямоугольнике пример — символ на схеме, внизу указание, что это символ для полного креста, и рядом указаны номера на нитедержателе и символы, которые необходимы для получения смешанного оттенка. В скобках указание на количество нитей каждого цвета.
Думаю, примерно стало более понятно, немного разобрались с ключами, теперь обсудим следующий вопрос.
Как вышивать бленды
Тут всё просто — смотрим в ключ, обычно смешанные цвета используются только для полного креста и полукреста.
Указанное в ключе количество нитей заправляем в иглу и шьём, как обычные стежки — полные или половинные.
Никаких дополнительных манипуляций в данном случае не требуется — нитки не нужно скручивать, переплетать или наоборот расправлять. Вставляем в иглу и шьём, как обычно.
Два момента, за которыми нужно следить при вышивке блендов:
Поэтому при работе с блендами нужно быть особенно внимательными, чтобы потом не пришлось исправлять ошибки. 😉
Всем вышивального вдохновения и ровных крестиков!
Бленды и меланж в вышивке — что это такое и в чем разница
Добрый день, дорогие читатели! Самое время разобраться в вышивальных понятиях бленд и меланж. В статье постаралась подробно рассказать, в чем же все-таки состоит разница между ними.
Бленды в вышивке вызывают у большинства мастериц негативные эмоции. Из-за одинакового спектра рукодельницы допускают массу ошибок при вышивании с использованием бленда. Дизайнеры же любят смешивать колор, чтобы сделать картину четкой, естественной, живописной. Соединение цветовой гаммы позволяет получить гармоничный, плавный переход.
Путаница вышивальных понятий
Начинающие мастерицы под блендом понимают меланжевые нитки. Это неверное суждение. Бленды подразумевают использование двух и более цветов нескольких мотков. Причем смешивается как одинаковая, например, зеленые схс 470+471, так и контрастная гамма: схс черный 310 + бордовый 814.
Пейзажи, портреты, натюрморты, монохромы, сепии не обходятся без объединения тонов. Для лица, рук, открытых участков кожи дизайнеры используют мягкое сочетание палитры, берут схожие оттенки. Одежда, волосы, шерсть, листья включают смесь контрастных тонов.
Вышивка портрета блендом
Меланж продается отдельными мотками, окрашен яркими и тусклыми секциями схожей палитры. Такое мулине подходит монохромным схемам. Тогда сердце получится розово-красно-бардовым, а дерево салатовым и зеленым.
Понять, что это за термин, начинающим рукодельницам помогут три момента:
Здесь тюльпаны вышиты крестом в 2 нити, а фон полукрестом в 4 нити
Путаница терминов возникает из-за современных авторов, которые разрабатывают схемы для вышивальщиц. Краткое описание работы содержит графу наличия или отсутствия меланжа. В пояснении картинам этих авторов данные термины взаимозаменяемы.
Сравните вышивки с блендом и без
Как работать с блендом
Чтобы не ошибиться при вышивании, подготовьте материал. Мотки разрежьте на равномерные отрезки: складывайте концы до тех пор, пока длина не составит 50-60 сантиметров. Закрепите нарезки соответствующим символом.
Следуя ключу картины, закрепите по пасме каждого цвета к органайзеру. Если символ с единым номером, то берете один отрезок. Обратите внимание, что цифры органайзера строго соответствуют описанию разработчика.
Так выглядит органайзер
Теперь приступайте к вышивке крестом:
Если ключ предполагает контрастное смешение, где темный перекрывает светлый оттенок, тогда перекрутите сплетение или подденьте иглой нужную нитку, сделайте полукрестик. Вышиваете картины со смешанными мулине обычным способом.
Дизайнеры советуют брать Аиду 18, полный крест, 2 нитки. Но можно вышивать 4 нитями полукрестиком. Тогда из пасмы вытягивайте по одной ниточке, далее эти четыре складывайте друг с другом, чтобы получить восемь сложений. Если вытягивать по два ворса каждого цвета, то стежок будет неровным.
Пример вышивки полукрестом в 4 нити
Не стоит к органайзеру крепить больше пасм одинаковых тонов, так как не видно, чей выдернули ворс. Лучше систематически пополнять номера. Также после окончания работы оставшиеся отрезки вставляются обратно в мулине. Даже если непонятно, что за оттенок остался, «выбрасывается» меньше материала.
Важно! Если разработчик схемы не рекомендует вышивать бленды полукрестом, то стоит последовать правилу при отшиве портретов. Натюрморты, пейзажи можете вышить желаемым полукрестиком. На мелкой канве при отдалении незаметны виды стежков. Посмотрите на фото яблок, выполненных полностью полукрестом, и тюльпанов, где бутоны вышиты полным крестиком 2 нитками, а фон полукрестом 4 нитями. Разницу трудно заметить даже вблизи.
Подведем итог о том, что такое бленд. Используется смешение нескольких тонов во всех видах рукоделия: крест, гладь, хардангер, монохром. Для ровности стежка каждая нить выдергивается отдельно. При вышивании следите, чтобы мулине сильно не перекручивалось. Благодаря объединению оттенков цветовые при помощи бленда переходы становятся плавными, количество ниток сокращается, а вышивка получается натуральной.
Пишите в комментариях, что вы понимаете под блендом и какая вышивка содержала смешение нитей. Если статья была полезна, поделитесь с друзьями через социальные сети.
Термины и определения, часто используемые при вышивке крестом
В схемах для вышивания, журналах, статьях о вышивке часто встречаются различные термины и определения, которые так или иначе связаны с вышивкой крестом. Но, к сожалению, не всегда можно найти там же достойную расшифровку того или иного термина, а иногда отсутствует даже просто перевод на русский язык. Для того, чтобы все эти «умные» словечки не пугали вас, поклонников вышивки крестом, предлагаем вашему вниманию данную, весьма полезную для расширения вышивального кругозора, статью 🙂
Разновидности вышивки
Counted Cross Stitch — счётная вышивка крестом — обычная вышивка крестом с использованием схемы и канвы для вышивки, на которой не напечатаны символы, крестики, границы, но может быть напечатан фон.
Иероглиф (справа) напечатан непосредственно на канве
Assisi — вид счётной вышивки (родом из итальянского города Ассизи), особенность которой заключается в том, что крестом вышивается фон, а рисунок остаётся не вышитым, только очерчивается стежком BackStitch. Для наглядности — несколько схем вышивки в технике Ассизи
Blackwork (Блэкворк) — вид счётной вышивки на белой или другой светлой ткани, в которой используется только один цвет нити — черный.
Tweeding — вышивка двумя или более цветами нитей, вставленных одновременно в иглу. Создает интересный эффект в работе, который обусловлен тем, что нити в крестиках ложатся каждый раз по-разному, и тем самым цвет получается очень живым и естественным. Очень часто используется в дизайнах Dimensions.
Монохромная вышивка — вышивка одноцветного предмета или сюжета, нарисованного с помощью различных оттенков одного цвета.
Монохромная вышивка одним цветом — белым
Монохромная вышивка оттенками одного цвета — бежевого
Ещё больше работ, вышитых одним цветом и оттенками одного цвета,
вы можете посмотреть в нашем Фотоальбоме.
Английский или Традиционный метод — способ вышивки крестом, при котором каждый крестик вышивают отдельно и только после этого приступают к следующему.
Датский метод — способ вышивки крестом, при котором сначала прокладываются нижние стежки, а затем, возвращаясь назад, верхние.
Разновидности нитей
Floss (с англ. — нить, мулине) — специальные нитки для вышивки, которые изготавливаются из 100%-мерсеризированного хлопка. Нить состоит из шести тонких ниточек, которые и используются при вышивке. Продаются обычно в моточках по 8 метров, но встречаются и другие упаковки и другие метражи.
Мерсеризация — процесс, в ходе которого нить подвергается специальной обработке концентрированным йодным раствором с целью придания ей блеска, повышения способности окрашиваться и увеличения прочности.
Metallic thread (с англ. — металлизированные нити) — нитки мулине, используемые как отдельно, так и вместе с другими мулине для придания вышитой картине особых эффектов и текстур.
Пример применения ниток Металлик в вышивке
Textured threads (с англ. — текстурированные нити) — нити с самой различной текстурой, которые используются в вышивке крестом для придания особых эффектов.
Variegated thread — разноцветное мулине, в котором на протяжении всей длины нити в мотке цвет меняет свой оттенок от светлого до тёмного и обратно (в variegated thread DMC, например, цвет возвращается к тому же оттенку приблизительно за 1,8 м).
Blends — cмесь, смешение (имеется ввиду смешанная, составленная из нескольких цветов нить, применяемая для более плавного перехода цветов или при замене недостающего цвета)
Basting — наметка. Basting thread — нитка для наметки.
Check list — это контрольный лист, который удобно использовать при покупке мулине и для контроля за тем, какие номера мулине у вас уже есть, а каких нет.
Чек-лист фирмы Гамма
Разновидности канвы
Канва – это основа для вышивания, используемая для изготовления как отдельных изделий, так и для украшения одежды, обложек книг, полотенец и других вещей. Это не ткань для вышивки как принято считать или называть, а именно основа. Она может по окончанию вышивки удаляться (Waste Canvas), может быть как двуниточной (Double Thread Canvas), например — Penelope Canvas Zweigart или Tapestry Canvas Zweigart, так и однониточной (Mono Canvas), например — Mono Deluxe Zweigart.
Waste canvas — так называемая растворимая канва, её нити склеены специальным водорастворимым клеем. Используется при вышивке крестом на ткани, не предназначенной для этого (одежда, махровые полотенца, постельное бельё и т. п.). Растворимая канва накладывается на другую ткань, пришивается, а затем по ней вышивается рисунок. По окончании работы ткань увлажняется (при этом клей растворяется) и нити канвы аккуратно вытаскиваются. Вышитый рисунок остаётся на ткани.
Aida — это общее название для тканей, используемых в вышивке крестом, которые сотканы из так называемых блоков (blockweave). Выпускаются в широкой цветовой гамме и бывают разных счетов (6″, 8″, 11″, 14″, 16″, 18″, 20″, 22″). Считается, что для первых работ лучше использовать именно эту ткань, но при этом нужно иметь ввиду, что если на вашей схеме встречаются неполные крестики (3/4, 1/2 или 1/4), то лучше использовать ткани evenweave или linen. Так как в этом случае достоинства и удобства ткани Aida превращаются в значительные недостатки. Среди продукции Zweigart к тканям этого типа относятся: Aida, Brenda, Damask Aida, Hardanger, Hearthstone Aida, Herta, Oslo, Regina, Rustico Aida, Yorkshire Aida, Wool Hardanger.
Пластиковая канва – канва, применяемая в качестве основы для вышивки, её не нужно удалять после вышивки.
Накладная канва – канва, которая намётывается на ткань и выдергивается после работы.
Плотная канва – иначе говоря «рогожка», используется для постоянного назначения.
Страмин – материал, используемый для счётной вышивки, в основном при изготовлении гобелена.
Полотно (linen) — это ткань для вышивки, изготовленная из льна. Нити, из которых изготовлена ткань, могут быть неравномерной толщины, но это не столь заметно на готовой работе. Зато вышивка на полотне выглядит очень благородно. Так же как и на тканях типа evenweave, вышивать нужно через две нити полотна.
Хлопчатобумажная ткань – прочная и мягкая ткань, используемая для глади, ришелье, креста и контурной вышивки.
Мешковина – ткань с редкой структурой. Используется реже других видов тканей.
Evenweave — общее название для тканей, которые могут быть использованы в вышивке крестом, кроме ткани Aida и полотна. Вышивка на ткани этого типа выполняется, как правило, через две нити полотна. Сама ткань намного мягче, чем Aida. Может быть изготовлена из любых естественных волокон (как правило, кроме льна), искусственных волокон или их смешения.
Перфорированная бумага — бумага с отверстиями, напоминающая ткань Aida — используется в качестве основы для вышивки крестом вместо ткани. 14 count (или 54 клеточки в 10 см) — это обычный размер для такой бумаги. Для вышивки лучше использовать три нити мулине. Необходимо довольно осторожно обращаться с ней, иначе она может порваться. Использование этой бумаги вполне уместно, например, при вышивке книжных закладок или новогодних украшений.
Count Cross Stitch — счётный крест – метод отсчитывания крестиков при вышивке. Используется при наличии схемы вышивки, по которой сначала отсчитываются крестики одного цвета, затем такое же количество крестиков переносится на ткань и располагается в том же порядке, что и на схеме.
No Count Cross Stitch — несчётный крест – метод, при котором нет подсчёта стежков. Когда на вышивальное полотно сразу нанесены контуры каждого фрагмента рисунка. Необходимо только определить по схеме цвет, число нитей и вид стежка, а затем заполнить фрагмент нитками внутри контура.
Гобеленовый шов – метод зашивания фрагмента рисунка так, чтобы не оставалось просветов ткани. Гобелен выполняется на ткани полотняного переплетения по счёту её нитей.
Неполные стежки — общее название для стежков 1/4, 1/2, 3/4, которые используются для придания более естественного вида вышитой картине. Стежок 1/2 обычно обозначается отдельным символом в ключе, а стежки 1/4 и 3/4 — более мелким значком по сравнению с обозначением полного стежка.
Back Stitch — стежок «назад иголку» — в вышивке крестом это, как правило, контурный стежок, который используется, чтобы придать завершённый вид вышивке. Прокладывается поверх вышивки.
Half cross stitch — половинный стежок — стежок 1/2.
Stamped Cross Stitch — печатный крест — крестики напечатаны на ткани, которая совсем не обязательно будет привычного для вас качества.
French knot — «французский узелок» — стежок, который довольно часто можно встретить в схемах для вышивки крестом, который напоминает узелок. Этим стежком можно с натяжкой заменить бисер, если он используется в дизайне.
Орнамент – в переводе с латинского означает «украшать». Орнаментом может быть украшена вся поверхность предмета (например, ковёр) или какая-либо его часть (края салфетки или середина наволочки) и т. д.
«Петля» — способ закрепления нити в начале вышивки, который используется для того, чтобы избежать образования узелков. Удобнее использовать, когда в иглу вставлено чётное количество нитей.
Гобеленовая игла — это игла с тупым концом, который проходит между нитями ткани, не повреждая их, и довольно большим ушком, в которое удобно вставлять нити мулине. Используется при вышивке крестом практически на всех тканях. Бывает разных размеров (наиболее часто используемые — от 18 до 26, при этом как и в счёте ткани, чем больше номер, тем меньше и тоньше игла). Необходимо внимательно подходить к выбору размера, т. к. слишком толстая игла будет сильно раздвигать нити полотна и тем самым искажать работу, а слишком тонкая будет способствовать обтрёпыванию нити мулине.
Двусторонняя игла — позволяет делать стежки по лицевой и изнаночной стороне работы, не переворачивая иглы. При некоторой сноровке позволяет увеличить скорость вышивания.
Beading needle — бисерная игла — длинная, очень тонкая, чаще острая игла с маленьким круглым ушком. Используется в работе с бисером. Бывают с тупым или острым кончиком. В вышивке удобнее использовать первые.
Позолоченная игла — игла, которая имеет специальное покрытие, которое защищает её от окисления и ржавчины.
Пяльца — круглая рамка, выполненная из дерева или пластмассы, которая состоит из внешнего и внутреннего колец. Ткань для вышивки натягивается между ними. Стежки при использовании пялец (а также других подобных устройств) обычно получаются более ровными и красивыми.
Flexi-hoop — пяльцы для вышивки, которые можно впоследствии использовать как рамку для вышитой работы. Именно для этого на каждой такой рамке имеется петелька. Они бывают различных размеров и форм — круглые, овальные, квадратные.
Lanarte — голландский производитель наборов для вышивки.
Vervaco — бельгийский производитель наборов для вышивки.
Kreinik — американский производитель некоторого ассортимента товаров для рукоделия. В основном, это металлизированные нити, а также шёлковые нити и аксессуары.
Zweigart — немецкий производитель качественных и разнообразных тканей для вышивки.
Спектр – цветовая полоса, разложенная на составные части.
Цветовая гармония – это согласованность в сочетании цветов, их основные свойства и взаимодействия между собой.
Цветовой тон — цветность, по которой отличают один цвет от другого.