Занятие в ГПД «Что мы знаем о часах»
Цель: Закрепить и расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в жизни человека. Помочь детям устанавливать зависимость конструкции и внешнего вида от назначения часов. Воспитывать интерес к технике, уважение к труду взрослых, бережное отношение к приборам.
Тема рассчитана на три занятия:
ЗАНЯТИЕ 1.
Первый рассказ. СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ.
Давным – давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Встало солнышко – пора людям вставать, за работу браться. Поднялось оно, прошло полдороги по небу – надо людям отдохнуть и пообедать. А спряталось солнышко за леса, за горы, за синее море – пришло время людям идти по домам на покой. И вдруг человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся и заметил, что тень не стоит на месте. Она движется вслед за солнцем. Кончился день, солнце сделало по небу круг, и тень тоже пробежала.
Смотрел человек, смотрел, как тень по кругу бегает, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом.
Так были изобретены первые часы. Назывались они солнечными. Но пользоваться ими человек не всегда мог. Почему? (По И.Мельникову.)
На прогулке сделать солнечные часы. Понаблюдать за их работой.
Второй рассказ. ЧАСЫ – ПЕТУХ.
Узнавали люди время и по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат “ку – ка – ре – ку!”.
Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, дерет горло.
Скоро утро! Довольно спать!
Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалится – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать, то лиса петуха унесет и съест. А если нет петуха? Как узнать время ночью, когда нет солнца и звезды не светят в пасмурную погоду? И придумал человек часы более надежные: они и с жердочки не свалятся и лиса их не унесет.
Третий рассказ. ВОДЯНЫЕ ЧАСЫ.
Демонстрируются водяные часы.
В высокий и узкий сосуд с дырочкой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Воды в сосуде становилось все меньше. На стенках сосуда были сделаны черточки – отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду.
Водяные часы тоже оказались неудобными (почему?), потому что нужно было постоянно доливать воду в опустевший сосуд. Иногда вместо воды в сосуд наливалось молоко. Но какую шутку могли сыграть молочные часы с человеком?
Четвертый рассказ. ЧАСЫ – ЦВЕТЫ.
Давным – давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, третьи – только ночью, а днем они всегда закрыты. Открываются не когда им вздумается, а в “свое собственное” время. Так появились цветочные часы. Но “ходят” они только в солнечную погоду.
Рано утром навстречу солнечным лучам поднимают свои головки золотистые одуванчики, а за ними открывает лепестки гвоздика полевая, шиповник, лен и другие.
Цветы, которые рано раскрыли свои лепестки, днем начинают засыпать. В пасмурную погоду цветочные часы не “работают” совсем. Цветки у них остаются закрытыми. Поэтому люди их используют только для украшения клумб. (По Ю. Дмитриеву.)
Пятый рассказ. ЧАСЫ – СКАЗКА.
Часы – сказка висят на стене Центрального театра кукол в Москве. Как только стрелки замирают на цифре 12, золотой петух, сидящий на высоком шесте, важно поворачивается, расправляет крылья и на всю улицу кричит: “Ку-ка-ре-ку-у!” – приглашая людей на представление. Раздается звон колокольчиков, следует 12 размеренных ударов. Все ждут чуда. И чудо происходит.
Отыграют музыканты и снова спрячутся в домики.
Шестой рассказ. КРЕМЛЕВСКИЕ КУРАНТЫ.
Самыми главными являются Кремлевские часы. Они установлены на Спасской башне в Москве. Каждый новый день начинается и заканчивается боем часов на Спасской башне. Торжественный бой курантов разносится над Красной площадью и проникает во все уголки нашей необъятной Родины.
И в столице,
И в станице,
И в ауле слышат нас.
В облаках –
На самолетах,
И в морях –
На пароходах,
В рудниках
И на заводах,
Всюду, всюду
Слышат нас.
С. Погореловский.
ЗАНЯТИЕ 2.
На втором занятии воспитатель рассказывает о Кулибине и читает следующие два рассказа о часах.
Седьмой рассказ. ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ.
После неудач с солнечными и водяными часами люди стали голову ломать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем, и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали.
У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло 3, 5, 10 минут. Часы переворачивают и счет времени продолжается. У меня в руках песочные часы на 1 минуту. Как вы думаете, что можно успеть сделать за одну минуту? Пользуются ли теперь песочными часами? Кто? (Врачи и медсестры в поликлиниках, больные по этим часам получают процедуры. Даже повара пользуются ими, чтобы сварить яйца всмятку или вкрутую.)
(По М. Ильину, Е. Сегал.)
Восьмой рассказ. КАК УСТРОЕНЫ ЧАСЫ.
Прошло много времени с тех пор, как человек придумал часы с механизмом. Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка. Когда ее поворачивают, то слышится внутри часов поскрипывание. Это закручивается пружина.
Есть часы без пружины. Вместо нее внутри часов находится маленький электрический моторчик, который работает при помощи батарейки.. Такие часы заводить не надо. А заводная головка служит только для перевода стрелок.
На улицах, башнях, в метро висят большие электрические часы У них стрелки прыгают по команде командира – главных часов. Прошла минута – прыгнули, еще минута – снова прыгнули.
Но человек не остановился и изобрел часы без стрелок. В таких часах светятся только цифры. Они очень быстро меняются, только успевай их разглядеть. Эти часы электронные и работают, как и электрические, на батарейках.
Еще есть карманные, настольные, настенные часы, часы – кулон и много других часов.
ЗАНЯТИЕ 3.
На третьем занятии организуется выставка часов, проводится игра – викторина.
– Сегодня я поведу вас в сказочный замок – Волшебный замок часов. Хозяин этого замка – добрый Гном.
Закройте на минутку глаза, а когда откроете, окажетесь перед воротами Волшебного замка.
Дети закрывают глаза. В это время входит старшеклассник в костюме Гнома (борода, шапка).
Дети открывают глаза и видят перед собой Гнома.
– Здравствуйте, дети. Я – Главный часовщик замка. Вы сможете попасть в замок, если отгадаете мои загадки.
Кто ходит ночь,
Кто ходит день,
Не зная, что такое лень?
– Конечно же это часы! – восклицают дети.
– Послушайте еще одну загадку:
Стучат, стучат, не велят скучать.
Идут, идут, а все тут, да тут.
– Это загадка тоже про часы.
После этого Гном приглашает детей пройти в ворота Замка (красочно оформленная дверь в другую комнату).
Главный часовщик начинает свой рассказ:
– В этом Замке хранятся самые разнообразные часы. Здесь вы найдете настенные и напольные часы. О чем вам говорит их название?
– Настенные потому, что их надо вешать на стену, а напольные стоят на полу.
– Верно. Может быть вы догадаетесь, как называются часы на башне? (Показать иллюстрации)
Затем Гном обращает внимание детей на часы, похожие на дворец.
– Это старинные часы, – поясняет Гном. – они обычно стоят на камине. Попробуйте дать им название. (Каминные).
А здесь стоят будильники. Они бывают с колокольчиками, с трещетками, звоночками.
Гном заводит будильник и он звенит.
– Когда за ним хорошо ухаживают, не забывают заводить, он всегда показывает точное время и будит вовремя.
Затем Гном привлекает внимание детей к другим часам.
– Эти часы носят на руке. Они называются.
– А вы видели часы круглые с крышечкой? Они висят на цепочке. Только их не надевают на руку, а прячут в кармане. Дайте им название.
– В старину делали карманные часы с музыкой. Крышка открывалась и звучала мелодия.
Вы видели много разных часов. Все они чем-то похожи. Чем же?
– У всех часов есть стрелки, цифры.
– Совершенно верно. Стрелки и циферблат есть почти у всех часов. Посмотрите вокруг и найдите часы без стрелок.
Дети показывают электронные и песочные часы. Дают им названия.
– Самые современные – электронные часы. Точное время на этих часах показывают светящиеся цифры.
Художники – дизайнеры придумали разные виды часов: часы – кулон, часы – перстень, часы – браслет и т д.
Дети благодарят Главного Часовщика и уходят из замка.
Далее проводится игра – викторина “Кто больше знает о часах”.
Викторина строится на вопросах и проводится в виде соревнования двух команд. Для каждой команды приготовлен циферблат. За каждый правильный ответ стрелка на циферблате перемещается на одно деление.
Занятие заканчивается подведением итогов викторины.
Конспект занятия «Солнечные часы» (на метеостанции)
Татьяна Туева
Конспект занятия «Солнечные часы» (на метеостанции)
Цель. Формирование у детей реалистического представления о природных явлениях.
Задачи. Познакомить детей с солнцем как источником тепла и света, подвести к пониманию зависимости сезонных изменений в живой природе от солнечного света и тепла. Расширять знания о приборах метеоплощадки.
С помощью какого прибора люди определяют время? (Время люди определяют при помощи часов).
Какие вы знаете часы? (Песочные, цветочные, солнечные, электронные и механические, настенные, напольные, ручные, настольные).
А вы знаете как устроены часы? (часы имеют корпус, часовой механизм, циферблат и стрелки).
Кто там ходит влево-вправо? Это маятник в часах.
Он работает исправно И твердит: «Тик-так, тик-так».
(Руки на поясе, наклоны вправо и влево)
А над ним сидит кукушка, Это вовсе не игрушка.
Птица дверцу отворяет, Время точное сообщает.
(Руки перед грудью, резкими рывками руки распрямляются в стороны)
А часы идут, идут, Не спешат, не отстают. (Ходьба на месте)
Мы без них не будем знать, Что уже пора вставать. (Потянуться)
Какая сегодня погода: солнечная или пасмурная. Светит ли солнце?
— Какое у вас настроение в солнечный день и что вам хочется делать в такую погоду? (в солнечную погоду настроение веселое, радостное, бодрое, задорное, хочется прыгать, скакать, кувыркаться, веселиться, петь песни).
— Ребята, вспомните произведение Чуковского «Краденое солнце», когда не стало солнышка, не только зверям, даже маленьким воробушкам было плохо.
Нам без солнышка обидно В поле зернышка не видно»
— Как вы думаете, на что влияет солнечный свет и его тепло?
(солнечный свет и его тепло влияет на рост деревьев, кустарников и травы, согревает землю, на настроение людей и животных).
Его свет несет людям радость, здоровье и красоту. Когда мы находимся на солнце, наш организм получает витамин «Д».
Давайте порассуждаем о том, что было бы, если б солнца не стало.
От солнца светло, значит, если не будет солнышка, что будет на земле? (все погрузится в темноту и жизнь на Земле угаснет).
Солнце служит людям не только на Земле, но и в космосе. Космические корабли работают за счет солнца. Там солнечный свет превращается в электрический ток, от которого работают все приборы.
Солнце еще и греет. И мы с вами знаем, что солнце нагревает предметы. Поверхность Земли нагревают солнечные лучи, а от них уже нагревается воздух. Когда греет солнце, то тает снег, растет трава, появляются листья на деревьях, весело щебечет птицы – все радуются лучам солнца.
Солнце называют источником жизни на Земле. Если бы оно не согревало и не освещало своими лучами Землю, наша планета превратилась бы в мертвую ледяную пустыню, на ней дарила бы вечная ночь. Погибли бы растения, ведь для жизни им необходимы солнечный свет и тепло.
А растениями в свою очередь питаются люди и животные.
Кроме того, растения забирают из атмосферы углекислый газ, выделяют в нее кислород, который нужен нам для дыхания. Вот и получается, что благодаря Солнцу на Земле есть растения, животные, люди!
Солнце дарит тепло и жизнь всему миру. Оно – наш главный друг. Солнечныйсвет необходим всему живому: человеку, животным, растениям.
Недаром говорят в народе «Солнышко, что мать родная и согреет и приласкает». Как вы понимаете эту пословицу? (Солнце сравнивается с родной матерью, греет и ласкает солнышко, как родная мама).
А как вы понимаете поговорку «В октябре с солнцем прощайся, ближе к печке подвигайся».
В старину, когда не было часов, люди определяли время по солнышку, глядя на небо. Человек заметил, что длина тени изменяется в течение всего дня. Стало ясно, что точней можно определить время, если глядеть на тень, а не на солнце. От этого открытия оставалось всего один шаг до изобретения солнечных часов, которые на самом деле являются теневыми часами. Вместо попыток взглянуть на солнце и связать с этим время дня, лучше взглянут на тень, которая отражает положение солнца на небе.
Первыми солнечными часами был просто столб, воткнутый в землю. Камни, размещенные вокруг столба, показывали положение тени, как она двигается в течение дня. Так человек мог измерить текущее время.
Солнце палку осветило, Показало? Вот те раз?
Но потом я догадалась! Палочку воткнула в грунт,
Тень от палочки мгновенно Показала мне тот час!
Принцип «работы» солнечных часов, основан на тени, которая образуется при свете солнца, так как в разное время суток, длина тени и её положение различно. Солнечная тень указывала на число на круглом диске, таким образом, определялось время. Например, если тень, указывает на цифру девять, значит время – девять часов утра. Конечно же, у солнечных часов были и свои недостатки, прежде всего это то, что ими можно пользоваться только в течение светового дня.
Конспект занятия «Солнечные лучики» Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о солнце; Чтение детям стихотворений о солнце и других природных явлениях; Наблюдения.
Конспект занятия «Часы из фетра» Тема: Часы Цель (возраст 3-7 лет): выполнение часов из готовых деталей. Цель (возраст 8-18 лет): составление часов собственного дизайна.
Конспект интегрированного занятия по сенсорному развитию во второй младшей группе «Солнечные лучики» Тема: «Солнечные лучики» Виды деятельности: коммуникативная, игровая, музыкальная, двигательная, познавательно-исследовательская, изобразительная.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по рисованию «Солнечные лучики» Солнечные лучики Цель: формировать умение рисовать линии, уподобляя предметам (солнечные лучики); Задачи: • формировать умение слушать.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим предметным миром «Такие разные и важные часы» Тема: «Такие разные и важные часы Цель: расширение представлений детей о разновидностях часов. Задачи: Образовательные: Познакомить детей.
Конспект прогулки «Наблюдение за ветром на метеостанции» Программные задачи:Формировать у детей умение замечать изменения происходящие в природе, отмечать это на стенде метеостанции условными.
Конспект занятия в форме мини-музея «Часы» Часы бывают разные Есть детские, есть важные. Будильники пузатые, Настенные глазастые, Карманные почтенные, Наручные надменные, Настольные.
Презентация проекта «Организация метеостанции своими руками на территории детского сада» На участке детского сада старшей группы выделен специальный участок, на котором создана детская метеостанция. Детская метеостанция выполнена.
Консультация для педагогов и родителей «Солнечные часы. История возникновения и виды»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» пгт. Мортка
Консультация для педагогов и родителей
«Солнечные часы. История возникновения и виды»
Доля Татьяна Ивановна
воспитатель I категории
Сколько времени сейчас?
Солнце палку осветило,
Показало? Вот те раз?
Но потом я догадалась!
Палочку воткнула в грунт,
Круг вокруг нарисовала,
Тень от палочки мгновенно
Показала мне тот час!
На двенадцати у нас!
Материал будет полезен для воспитателей старших и подготовительных групп ДОУ, а также для творческих и увлечённых родителей.
С помощью солнечных часов педагог ДОУ закладывает прочный фундамент для интеллектуального потенциала детей. Речь о развитии мыслительных, математических, логических и аналитических способностей дошкольников всех половозрастных групп.
Изготовление с детьми старшей группы простейших солнечных часов.
Наблюдение за движением стрелки в зависимости от солнца.
-Познакомить детей с историей возникновения часов, расширение кругозора.
-Ознакомить с принципами работы и роли в жизни человека.
-Познакомить детей с деталями часов (циферблат, стрелки)
-Формировать пространственно-временные представления.
Представьте себе день без учета времени. Первый день отпуска не в счет. Как не опоздать на работу? Как договориться о встрече или вовремя забрать ребенка из садика? Немыслимо!
Определять время по часам – для нас дело привычное. С этим справляются даже дети. Однако когда и где появились первые часы, и как они выглядели, ответит не каждый взрослый.
Солнечные часы – старинный прибор для измерения времени по Солнцу.
Родиной солнечных часов принято считать Древний Египет. Жрецы-мудрецы наблюдали за тем, как каждый день солнце перемещается по небу. Они вдруг заметили, как колонны храма отбрасывают тень то в одну сторону, то в другую, причем плавно, будто бы по кругу. Жрецам пришла в голову идея создания солнечных часов.
В солнечных часах небольшой стержень (гномон) укрепляли на плоскости (кадран, разграфленной линиями — циферблате. Часовой стрелкой служила тень от гномона.
В старинном городе Афины бегали люди-часы и сообщали желающим, который час. Они узнавали время по единственным в городе солнечным часам и за мелкую монету сообщали время.
Людям идея с часами понравилась, ведь появилась возможность определять точное время. Солнечные часы стали устанавливать в общественных местах – на площадях, в банях, в имениях императоров и других местах.
Солнечные часы были разных видов и конструкций:
— горизонтальные (расположены прямо на земле, их можно построить на песке, и на любой горизонтальной поверхности);
— вертикальные (эти часы расположены на вертикальной поверхности, а их гномон торчит в строну);
— зеркальные солнечные часы, которые отражали солнечный луч зеркалом на циферблат, расположенный на стене дома.
И хоть работать (то есть показывать время) солнечные часы могут лишь в солнечную ясную погоду, тем не менее, эти часы служили людям в течение многих тысячелетий. И люди ими были очень довольны. Солнечные часы живы до сих пор!
Дома (если есть такая возможность) или во время летнего отдыха сделайте с ребёнком солнечные часы и проведите интересный эксперимент с ними.
Модель солнечных часов, которую мы сделали – самая что ни на есть действующая.
А, сделать их совсем несложно.
При изготовлении солнечных часов надо знать некоторые моменты и особенности их конструкции.
Солнечные часы состоят из стрелки-указателя, (эта стрелка называется гномон) и циферблата солнечных часов. Время по солнечным часам определяют по тени, отбрасываемой гномоном на циферблат. Циферблат солнечных часов делится на 24 часа, а не на 12 часов, как в обычных механических часах. Солнечные часы работают в самый разгар лета только в ясную или малооблачную погоду в светлое время суток.
Существует несколько видов солнечных часов.
Мы сделали самые простейшие горизонтальные, практически не производя никаких расчетов.
Нам потребовались материалы:
4. Черенок от граблей
5. Несколько штук спилов
6 Натуральный камень
Сначала выбрали по возможности хорошо освещенную площадку, чтобы на часы не падала тень от деревьев или каких-нибудь других сооружений.
Затем выкопали в земле небольшой котлован для фундамента будущих часов.
Низ котлована засыпали песком и выровняли.
Отметили центр и установили гномон. В качестве гномона использовали черенок от граблей, немного подрезав ему длину. Песок сверху полили из лейки водой, для того чтобы он стал более плотным.
Затем равномерно рассыпали щепу.
В солнечный день через каждый полный час, подходили к часам и делали пометки на плитке и на земле в том месте, куда указывала тень от гномона.
Прежде чем нанести деления и цифры на циферблат, решили сделать часы яркими и красивыми. Вокруг часов выровняли площадку и посыпали ее песком. Из баллончика покрасили щепу краской, а гномон украсили полосками, используя ту же краску.
Вот так выглядят наши готовые солнечные часы. И показывают они настоящее время!
Солнечные часы просты в использовании. Дети, которые знают цифры и умеют считать до 12, определяют по часам время. У остальных ребят есть прекрасная возможность расширить свои знания по арифметике.
Понаблюдайте за работой таких часов в начале прогулки, середине. И перед уходом снова подойдите к часам и посмотрите, где будет «стрелка» т. е. тень от палочки.
Главное, что нужно увидеть, что «тень – стрелка» передвигается по кругу. На следующий день повторите наблюдения – несколько раз подойдите и посмотрите на «стрелку-тень» от палочки.
Понаблюдайте за солнечными часами и сделайте ещё один вывод – тень от палочки будет разная по длине в разное время суток (утром, днём, вечером).
На протяжении всего солнечного дня тень от гномона поворачивается за Солнцем по кругу часов. Каждый раз, выходя на прогулку, дети будут замечать этот удивительный факт, напоминающий о беспрерывном движении нашей планеты.
Детям очень нравится наблюдать за такими солнечными часами, это вызывает у них просто восторг.
Вопросы детям на закрепление темы:
Как называется прибор, отсчитывающий время в пределах суток?
Где устанавливали солнечные часы?
Из чего состоят солнечные часы?
Какие недостатки есть у солнечных часов?
Трудно ли их самим сделать?
А, мы теперь с детьми во время прогулки узнаем по солнечным часам, не пора ли нам заходить в детский сад.
Давайте рассмотрим несколько примеров, как педагог может работать с детьми, используя прибор «Солнечные часы».
Занятие 1. «Скажи, который час»
Групповая работа для детей средней, старшей и подготовительной групп. Педагог знакомит детей с конструкцией солнечных часов, расширяет кругозор, вводя новые понятия и объясняет их принцип действия.
«Дети, посмотрите внимательно на наши солнечные часы. Давайте скажем, какой они формы. Правильно – круглые. Вы видите на них цифры – это циферблат часов. А вы заметили, что на наших часах, в центре, есть плавничок. Этот плавничок называется гномон, и именно он поможет нам определить время.
Когда солнце встает над землей, у гномона-плавничка появляется тень. Вот посмотрите! Солнце катится по небу, и тень скользит по нашим часам, переходит с одной цифры на другую. Вот эта тень и есть стрелка солнечных часов. И на какую цифру тень-стрелка показывает — такое сейчас время.»
Вопрос: «Скажите, а сейчас у нашего гномона-плавничка есть тень? (Ответы) Правильно, есть! На какую цифру она показывает? (Ответы) Верно, это значит, что сейчас ___ часов. Теперь мы с вами умеем определять время по солнечным часам. Молодцы ребята!»
Дети задают вопросы. Завершает занятие игра, в которой каждый ребенок группы пробует определить время.
Занятие 2. «Научный эксперимент»
Групповая работы для детей средней, старшей и подготовительной групп. Вместе с детьми отмечайте длину тени гномона 3 раза в день (утром, днем, вечером). Одновременно фиксируйте время и обращайте внимание детей на положение солнца.
Понаблюдав так за солнечными часами в течение 2-3 дней, помогите детям сделать важный научный вывод. Длина тени гномона зависит от положения Солнца. Тень всегда длиннее утром и вечером. А днем она короткая.
Задайте детям вопросы:
Всегда ли можно определить время по солнечным часам. Почему так?
Чем удобны или неудобны солнечные часы?
Можно ли самим смастерить солнечные часы?
В конце упражнения прочитайте детям стихотворение о том, как делить сутки (можно показывать время суток по солнечным часам).
Я хочу Вам объяснить,
Как на части день делить.
Каждый может по часам
Время дня увидеть сам.
Утром солнышко встает,
За окошком рассветет.
Просыпаться нам пора,
В детский сад идти с утра.
Вот на улице светло,
Время полдника пришло.
Мы гулять, играть идем,
Много дел бывает днем!
Вот и солнышко садится,
Это вечер к нам стучится.
Вся семья вернется в дом,
Соберется за столом.
День закончился давно.
На дворе совсем темно.
Ночь приходит. Нам она
Доброго желает сна.
Занятие 3. «Какое время суток?»
Групповая работа для детей средней, старшей и подготовительной групп. Педагог учит детей определять время суток. Дает понятия: сутки, утро, день, вечер и ночь. Это занятие проводится с детьми во время прогулок в течение дня. Лучше в летнее время, когда утром воспитатель встречает детей на игровом участке детского сада.
Задача состоит в том, чтобы определить по солнечным часам:
утреннее время – время прихода детей в сад,
дневное время, когда дети выходят на улицу играть,
и вечернее время – уход домой.
Делайте солнечные часы в детском саду, дома, чтобы каждая прогулка стала для Ваших ребятишек интересной и познавательной.