Что такое сопрано и альт
В хоре выделяют четыре основные хоровые партии (голоса):
В вокальном сольном пении голоса имеют более сложное деление:
Женские (сверху вниз): колоратурное сопрано, лирико-колоратурное сопрано, лирическое сопрано, драматическое сопрано, меццо-сопрано, контральто)
Мужские (сверху вниз): тенор, баритон, бас. Каждый из них может иметь разновидности.
Ниже мы рассмотрим каждый из голосов в отдельности. Для каждого бужет также голоса указан диапазон звучания. Т.к. этот вопрос интересует многих артистов хора, то мы вынесли эти данные еще и в отдельную таблицу. Но при этом хочется обратить внимание, что эти диапазоны применимы больше для профессиональных певцов-исполнителей, нежели чем для любителей.
В раздел о вокальных голосах мы также включили некоторые понятия и термины, которые не перечислены выше, но которые непосредственно связаны с делением на голоса и звукоизвлечением (дискант, колоратура, фальцет).
Итак, наш небольшой терминологический путеводитель по голосам. Термины располагаются по алфавиту.
АЛЬТ (лат. altus — высокий; в ср.-век. музыке исполнялся выше тенора, ведущего основной напев) —
1) Партия в хоре или анс., сост. из низких детских или средних и низких жен. голосов (меццо-сопрано — первые альты, контральто — вторые альты); диапазон от фа мал. окт. до фа 2-й окт. (выше — очень редко), наиболее употр. соль (ля) мал. окт. — ми-бемоль (ми) 2-й окт.
2) Низкий детский голос
БАРИТОН (греч. — тяжелозвучный) — Средний по высоте муж. голос; диапазон ля-бемоль (соль) больш. окт. — ля-бемоль 1-й окт.; переходная регистров. нота ре-диез (ре) 1-й окт.
Различают Баритон лирический (по легкости звука приближающийся к тенору) и драматический (по широте и мощности близкий басу), с промежуточными оттенками между ними.
В хоре баритоны входят в партию первых басов; диапазон соль большой октавы — фа 1-й октавы (выше очень редко, преимущ. в унисон с тенорами)
БАС (итал. basso — низкий) —
1) Самый низкий муж. голос; диапазон фа большой октавы — фа 1-й окт., переходная регистровая нота до-диез (до) 1-й окт.
Различают Басы высокий (кантанте — певучий), центральный и профундо (глубокий) — низкий (их еще называют Басы-октависты. Особая, редко встречающаяся, разновидность самого низкого баса; название Октависты обычно применяется к хоровым певцам (в сольном пении — бас-профундо). Октависты поют октавой ниже басов (в редчайших случаях спускаясь до фа контр-октавы). Октависты чаще всего применяется в аккордовом складе, при негромком звучании. Акустический эффект участия октавистов состоит в слиянии звуков аккорда, который по отношению к основному тону является как бы обертонами (поэтому всего естественнее употреблять Октавистов при пении оснований мажорных трезвучий). Применять Октавистов следует осторожно, считаясь с указаниями композитора и стилем произв.)
2) Партия в хоре или вок. ансамбле; составляется из баритонов и собственно басов; диапазон (без октавистов) фа большой октавы (ниже редко) — фа 1-й окт., наиболее употребительные соль большой октавы — ре (ми-бемоль) 1-й октавы. Применение октавистов расширяет диапазон басовой партии на октаву вниз. Басовая партия — гармонич. фундамент хора, отсюда необходимость ее интонац. устойчивости и звучности. В то же время она должна обладать подвижностью, гибкостью в динамич. отношении, что благоприятно и для чистоты интонирования.
3) Самый низкий голос в многоголосной музыке.
ДИСКАНТ (от лат. dis — приставка, означающая расчленение, cantus — пение) —
1) Высокий детский голос, соответствующий по диапазону сопрано (чаще всего до1 — соль2).
2) Партия в хоре или вок. ансамбле, исполняемая высокими детскими голосами.
КОЛОРАТУРА (от лат. coloro — окрашиваю) — быстрые виртуозные пассажи (гаммы, арпеджии) и мелизмы, украшающие вокальную партию. Колоратура часто применялась в старинной хоровой музыке (начиная с эпохи Возрождения), у Баха, Генделя, в рус. церк. концерте XVIII в. В современных хоровых сочинениях иногда используется как изобразительный прием. Колоратура — также способность голоса к движению (отсюда термин — колоратурное сопрано). Виртуозная подвижность любого хорового голоса (в т. ч. и баса) желательна в каждом квалифицированном хоре; она помогает выработке легкости звучания, точности интонирования.
КОНТРАЛЬТО (итал. contralto — низкий женский голос; диапазон от фа малой октавы (ниже — редко и преимущ. в нар. хорах) до фа2. Переходные ноты ми1 (фа1), до-диез2 (ре)2; в хоре — партия вторых альтов. Иногда используется в унисон с тенорами как своеобразная вокальная краска или для поддержки высоких теноровых нот; т. к. при этом меняется тембр теноровой партии, последнее не может служить правилом, а скорее — исключением.
МЕЦЦО-СОПРАНО (итал. mezzo — средний) — средний женский голос. Диапазон ля мал. окт. — ля2 (выше редко). Различают высокое (лирическое) Меццо-сопрано, по характеру звучания приближающееся к сопрано, и низкое, приближающееся к контральто. Переходные регистровые ноты фа-диез1 (фа1) — ре-диез2 (ре2). В хоре Меццо-сопрано составляют партию 1-х альтов, в 3-голосном жен. хоре, в зависимости от конкретн. условий, включаются в партию 2-го или 3-го голоса.
МИКСТ (от лат. mixtus — смешанный) — регистр певческого голоса, переходный между грудным и головным (фальцет) регистрами; характерен большей мягкостью, легкостью по сравнению с грудным регистром и большей насыщенностью, звучностью, чем фальцет. В хорошо поставленном голосе необходимо смешение основных регистров (грудного и головного) на всем диапазоне, причем по направлению вверх увеличивается головное звучание. В Миксте у мужского голоса преобладает грудной характер звучания, у женского — головной. Роль Микста особенно важна у мужских голосов хора; в частности, у теноров звуки 1-й октавы должны быть микстовыми.
СОПРАНО (от итал. sopra — над, выше) —
1) Самый высокий женский, детский (также дискант) голос. Диапазон до1 — до3, изредка встречаются более высокие (соль3) и низкие (ля малой октавы) звуки. Имеется 3 основные разновидности Сопрано: драматическое (характерное полнотой и силой звучания), лирическое (более мягкое) и колоратурное (отличается подвижностью, способностью к высоким нотам, ярко выраженным вибрато; в хоре не находит применения). Существуют также промежуточные виды (лирико-драматическое и лирико-колоратурное). Переходные регистровые ноты ми1 — фа1 и фа2 (фа-диез2).
2) Самая высокая партия в хоре или вок. ансамбле, состоящая из лирических (первые Сопрано) и драматических (вторые Сопрано) голосов; диапазон до1 (ниже редко) — до3, наиболее употребляемые ре1 — соль2 (ля2).
Сопрановая партия — важнейшая в хоре, поскольку (в гомофонно-гармонич. музыке) ей чаще всего поручается мелодия; отсюда необходимость ее динамич. гибкости, подвижности, красоты тембра.
ТЕНОР (итал., от лат. teneo — держу) —
1) В Средн. вв. (с XII в.) основной голос контрапунктических. сочинений, излагавший главную мелодию (cantus firmus); сначала был нижним голосом, с присоединением баса стал средним.
2) Высокий мужской певческий голос. Диапазон до малой октавы — до2; переходная регистровая нота (между грудным и головным регистрами) фа — фа-диез1. Нотируется в скрипичном ключе (октавой выше действительного звучания), в басовом и теноровом ключах.
Основные разновидности Т.: лирический (tenore di grazia), драматический (tenore di forza), а также средний между ними — меццо-характерный — и редкий Тенор-альтино (с развитым верхним регистром — выше до2). В хоре Тенора лирические и альтино составляют первую партию, остальные — вторую. Вследствие частого применения в хоре (особенно в мужских) высокой тесситуры важно умение теноров пользоваться фальцетом и микстом.
ФАЛЬЦЕТ (от итал. falso — ложный), фистула — один из регистров мужского певческого голоса (верхний), в котором используется лишь головной резонатор, изолированно от грудного; голосовые связки смыкаются неплотно и колеблются краями, в результате чего Фальцет звучит слабо, бесцветно. В сольном пении Фальцет упортебляется изредка как своеобразная краска. В хоровом пении Фальцет применяется при разучивании высоких нот, на PP, при задавании дирижером тона. Некоторst тенора, исполняя предельно высокие ноты, пользуются «озвученным» Фальцетом, приближающимся к миксту: такие голоса для хора очень полезны. Умение пользоваться Фальцетом для певцов (ради «экономии голоса») и для дирижера обязательно.
Таблица диапазонов певческих голосов:
Хоровая партия | Диапазон |
Сопрано | до1 — до3, изредка встречаются более высокие (соль3) и низкие (ля мал. окт.) звуки. Наиболее употр. ре1 — соль2 (ля2) |
Альты | от фа мал. окт. до фа 2-й окт. (выше — очень редко), наиболее употр. соль (ля) мал. окт. — ми-бемоль (ми) 2-й окт. |
Тенора | до мал. окт. — до2 |
Басы | наиболее употр. соль больш. окт. — ре (ми-бемоль) 1-й окт.Баритоны: соль больш. окт. — фа 1-й окт.Басы-октависты поют октавой ниже басов (в редчайших случаях спускаясь до фа контр-октавы) |
Сольные голоса:
Голос | Диапазон |
Колоратурное сопрано | до1 — до3, изредка встречаются более высокие (соль3) |
Лирическое сопрано | до1 — до3, изредка встречаются более высокие (соль3) и низкие (ля малой октавы) звуки; наиболее употр. ре1 — соль2 (ля2) |
Драматическое сопрано | до1 — до3, изредка встречаются более высокие (соль3) и низкие (ля малой октавы) звуки; наиболее употр. ре1 — соль2 (ля2) |
Меццо-сопрано | ля мал. окт. — ля2 (выше редко) |
Контральто | от фа мал. окт. (ниже — редко и преимущ. в нар. хорах) до фа2 |
Лирический тенор | до мал. окт. — до2 |
Драматический тенор | до мал. окт. — до2 |
Тенор-альтино | тенор с развитым верхним регистром — выше до2 |
Баритон | ля-бемоль (соль) больш. окт. — ля-бемоль 1-й окт. |
Бас | фа больш. окт. — фа 1-й окт. |
Бас-профундо | поют октавой ниже басов (в редчайших случаях спускаясь до фа контр-октавы) |
Подборка и компоновка материалов подготовлена Федотовой Т.А.
Были использованы следующие издания: Романовский Н.В. Хоровой словарь. Крунтяева Т., Молокова Н. Словарь иностранных музыкальных терминов
Урок 5. Тембр и высота голоса
Тема данного урока – тембр и высота голоса. В начале курса мы изучили все основные свойства и характеристики голоса в общем и целом, а последующие уроки посвящаем более подробному знакомству с каждой из них.
Сегодня мы более подробно рассмотрим такие характеристики голоса как высота и тембр. Цель нашего урока – научиться управлять высотой голоса и тембром, передавать при помощи высоты и тембра различные эмоции, делать акценты голосом.
В этом уроке мы изучим различные типы тембра, зависимость высоты голоса от тембра, и поймем, как можно пользоваться этим на практике.
Содержание:
Наши задачи понятны, поэтому в путь!
Классификация тембров и взаимосвязь с высотой голоса
Для начала напомним вкратце материал предыдущих уроков, чтобы вы могли двигаться дальше. Начнем с пояснения понятий и терминов. Высота голоса – это способность говорить выше или ниже. У среднестатистического человека диапазон до полутора октав, а в повседневном общении большинство использует 3-4 ноты. Расширение диапазона сделает коммуникации более выразительными.
Тембр голоса – это его индивидуальная окраска, совокупность дополнительных колебаний или обертонов, которые возникают наряду с основной частотой. Проработка резонаторов может обогатить тембр голоса.
Высота и тембр голоса – это тесно взаимосвязанные характеристики. Общепринятая классификация певческих голосов как раз и построена на прямой зависимости тембра от высоты голоса. Подобная классификация, как мы уже говорили ранее, весьма условна, потому что есть люди, чей голос может охватывать диапазон баса и баритона, баритона и тенора, контральто и меццо-сопрано, а то и гораздо больше.
Например, певец Димаш имеет диапазон в 6 октав плюс 5 полутонов от «ля» контроктавы до ноты «ре» 5-й октавы. Таким образом, его голос полностью вмещает диапазон, в котором поет баритон, тенор, альт и сопрано, а также захватывает верхнюю часть басового регистра и часть так называемого «свисткового регистра», который выходит за пределы верхних нот сопрано.
Тем не менее у большинства людей голос находится в рамках диапазона или баса, или баритона, или тенора (у мужчин), либо в рамках контральто, либо меццо-сопрано, либо сопрано (у женщин), даже не достигая крайних нот диапазона. Поэтому традиционная классификация голосов для определения тембра большинства людей полностью пригодна. Итак, давайте разберемся, что же означает каждый тип голоса.
Тембры голоса у мужчин:
На представленном ниже рисунке диапазоны обозначены на клавишах фортепиано зеленым цветом. По 3-4 ноты справа и слева, выделенные желтым – это крайние ноты диапазона, которые человек, в принципе, может взять, но не полным голосом, а, как сказали бы фониатры, на разомкнутых связках.
Тембры голоса у женщин:
Детские голоса не делятся по признаку пола. Низкий голос называется альт, высокий – сопрано, причем как у мальчиков, так и у девочек. У мальчиков высокий голос имеет второе название: дискант.
Для чистоты эксперимента сравнивали голоса некурящих студенток в возрасте 18-25 лет, дабы исключить влияние на голос различных факторов вроде курения, нервной работы, большого количества родов, возраста, гормональной перестройки организма. Оказалось, что за почти полвека среднестатистическая основная частота женского голоса понизилась на 23 Гц. Если в 1945 году среднестатистическая молодая женщина разговаривала на частоте 229 Гц (примерно «ля диез» малой октавы), то уже в начале 1990-х молодые женщины вещали в среднем на частоте 206 Гц (примерно «соль диез» малой октавы). Таким образом, женский голос за полвека понизился почти на ноту [ВВС, 2018].
Интересно, что когда из исследования начала 90-х решили исключить молодых женщин, принимающих гормональные противозачаточные средства, которые, как известно, могут незначительно менять гормональный фон организма и влиять на голос, общие результаты исследования никак не изменились.
Ученые склонны считать это следствием успеха в борьбе за гендерное равенство. Желая использовать открывшиеся в жизни возможности, женщины быстро переняли и освоили скиллы лидера, позволяющие добиться успеха в карьере, науке, бизнесе, политике. А ввиду того, что более низкий голос традиционно считается более пригодным для лидерства, женщины научились манипулировать и этой способностью своего организма.
Кроме того, мужское окружение в трудовом коллективе и топ-менеджменте, необходимость доказывать свою компетентность и профессиональную состоятельность приводят к тому, что женщины, попавшие в такие обстоятельства, подсознательно начинают говорить в более низком диапазоне, чем раньше.
Данную гипотезу волне подтверждает еще одно исследование, сделанное Джой Чен из Университета Иллинойса. Участники эксперимента, разделенные на группы от 4 до 8 человек, должны были выстроить в порядке важности предметы, необходимые астронавту, попавшему в аварию на Луне [ВВС, 2018]. Это была коллективная часть задания.
Далее с участниками беседовали один на один и просили выстроить на основе личных впечатлений рейтинг лидерства и влиятельности остальных участников группы. Разговоры записывались и, изучая затем аудиозаписи, ученые увидели (услышали), что большинство участников изменяло высоту собственного голоса в первые же минуты беседы. Тех участников, чей голос был ниже, остальные оценивали как более влиятельных и авторитетных. Данная закономерность наблюдалась как в отношении мужчин, так и в отношении женщин.
Значение тембра голоса для успеха в карьере подтверждают и другие исследования. Например, аналитическая компания Quantified Impressions из Техаса изучила спичи 120 топ-менеджеров путем использования специального программного обеспечения для сегментации характеристик голоса и опроса более тысячи человек. Среди опрошенных было 10 экспертов и тысяча обычных слушателей.
23% оценок опрошенных, так или иначе, касались тембра и других характеристик голоса оратора, и только 11%, оценивая выступление в целом, пытались как-то оценить содержание речи [S. Shellenberger, 2013]. Остальные участники опроса оценивали эмоциональность, личное обаяние и компетентность как таковую, независимо от текста выступления.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что, слушая слабые, уставшие или писклявые голоса, люди воспринимают спикера как пассивного, наряженного или некомпетентного. Спикеры с нормальным тембром, темпом и выразительностью речи кажутся более успешными, интеллектуальными и компетентными.
Значит ли это, что природный голос человека заранее предопределяет его успех или неуспех в жизни? Конечно же, нет! Человек всегда может улучшить природные данные и развить способность красиво говорить как в нижнем диапазоне своего голоса, так и в верхнем. Как это сделать? Сейчас будем разбираться!
Как управлять тембром и высотой голоса
Итак, как же управлять тембром и высотой голоса? Как вы поняли из вышеприведенных экспериментов и исследований, немного поднять или слегка снизить тональность голоса может практически каждый человек, даже не проходивший специальную подготовку по постановке голоса. Различные факторы психологического свойства тоже могут влиять таким образом, что человек начинает говорить тише или выше.
Коль скоро тональность и тембр голоса, в принципе, поддаются влиянию, почему бы не взять этот факт на вооружение и не пытаться влиять на голос осознанно и осмысленно? И не просто чуть-чуть, а столько, сколько нам нужно для достижения красивого тембра… Идея заманчивая и, что самое главное, полностью реальная для воплощения в разумных пределах!
Голос, который формируется исключительно «в голове» без участия грудного резонатора, будет или слабым и писклявым, или бездыханным и неразборчивым, или визгливым, а то и просто сорвется.
Если вы захотите говорить низким бархатистым голосом, но у вас от природы металлический тенор, то и нижний диапазон без тренировки соединения резонаторов будет или скрипучим, или сиплым, или вы вообще посадите голос.
Кроме того, чтобы голос (любой!) звучал красиво и убедительно, вам всегда следует помнить о глубоком дыхании со вздохом в нижнюю часть легких. Такое дыхание еще называют диафрагменным или диафрагмальным.
Еще следует помнить о дикции и артикуляции, которые должны быть достаточными, но не должны быть избыточными. Так, если вы почти не открываете рот и не задействуете артикуляционные мышцы, звук будет застревать во рту и полноценного звучания не получится. Если артикуляция избыточна, а вы слишком широко открываете рот там, где это не нужно, звук получится грубым.
Все эти аспекты работы с голосом – постановка дыхания, опора для звука, дикция, артикуляция, соединение резонаторов – мы изучили в уроке 2. Это базовые знания для постановки глосса, которые нам уже неоднократно понадобились и понадобятся в следующих уроках тоже. Поэтому если что-то осталось непонятным, прочитайте и проработайте материал урока 2 еще раз.
В принципе, чтобы умело управлять звуковысотностью собственного голоса, вам нужно запомнить и применять на практике два важных момента:
Кроме того, не забывайте, что ротовой резонатор обеспечивает более открытое, громкое звучание голоса, способствует снятию зажимов с горла, помогает говорить более свободно, а носовой резонатор выступает соединительным звеном для всех резонаторов, придает четкость и ясность звучанию каждого резонатора и голоса в целом.
Напомним еще раз, что резонаторы – это природные усилители нашего голоса внутри нашего организма. Они позволяют сделать голос выше или ниже, звонче или тише, обогатить окраску тембра. Научившись управлять потоком воздуха и направлять его в тот или иной резонатор, вы сможете раскрыть свой голос по-новому и мгновенно менять многие из тех характеристик голоса, о которых вы узнали в первой части урока.
Поэтому, если хотите расширить диапазон – работайте над резонаторами, и со временем вы сможете звучать выше или ниже, чем сейчас. Более того, при работе над той или иной частью диапазона часто можно наблюдать некоторую симметрию результатов. Если вы работаете над верхними нотами и расширением диапазона вверх, нижние ноты начинают звучать более уверенно и рабочий диапазон расширяется не только вверх, но и чуть-чуть вниз.
И еще один немаловажный аспект. Мы не зря начали практическую часть урока с темы осмысленности и осознанности в работе над тембром. Дело в том, что вы можете планировать не только содержание и структуру речи, паузы и логические ударения, но и все аспекты звукоизвлечения! Вкратце мы затронули этот момент в предыдущих уроках, а сейчас самое время продолжить.
В уме, а затем вслух можно репетировать не только текст будущего сообщения, но также его эмоциональную насыщенность, громкость, высоту, темп. Можно попытаться задать тот или иной тембр и репетировать речь с разными интонациями. Знания анатомии голоса, полученные на нашем курсе, и понимание, как те или иные движения и положения органов звукоизвлечения влияют на ваш голос и вашу речь, помогут вам в этом.
Интересный момент: словарь ассоциаций предлагает около 70 возможных определений к слову «тембр» [Словарь ассоциаций, 2020]. Поэтому если вы затрудняетесь с тем, как можно разнообразить вашу речь, такая подборка ассоциаций вполне может вам помочь.
Кроме того, наработать осмысленный подход к звуковедению, научиться управлять высотой и менять (в пределах разумного!) тембр голоса вам помогут специальные упражнения, котоорые предлагает профессор из Франции Филипп-Николя Мело, обучающий пению профессионалов и любителей.
Упражнения для контроля над тембром и высотой голоса:
1 | Сделайте из ладоней «наушник» и «микрофон»: одну ладошку поднесите к уху, вторую – ко рту, и начинайте читать текст (считать ворон, напевать песню). Так вы услышите свой голос в максимальном приближении к тому, как его слышат окружающие, при этом сохраните мобильность и возможность тут же что-то поменять и попытаться отрегулировать высоту или тембр голоса, если вам что-то не нравится. Это не вместо записи голоса на диктофон и контроля результата. Это в придачу, чтобы иметь возможность быстро уловить взаимосвязь между своими усилиями по голосоведению и результатом. |
2 | Делайте зарядку для лицевых мышц, чтобы снять нагрузку с горла и голосовых связок и максимально задействовать диафрагму и артикуляцию. Произнесите слоги «кью», «икс» один за одним, но на «кью» губы должны округляться, а на «икс» расходиться в широкой улыбке. Повторить 30 раз. Если вы попытаетесь рассказать что-то сразу после этого, то услышите, что речь стала более внятной и свободной. |
3 | Читайте вслух тексты (стихи, рассказы, песни), искусственно растягивая гласные. Можно даже просто пропускать согласные буквы, если это поможет сосредоточиться на гласных. Это поможет сделать речь более мелодичной. К слову, носителям французского языка Филипп-Николя Мело советует именно пропускать согласные и тянуть гласные (напомним, что Филипп-Николя Мело француз). Так что если вы репетируете речь или песню на французском, тяните гласные без согласных. Теперь тот же текст нужно прочитать, чеканя и артикулируя согласные. Так ваша речь станет более внятной. |
4 | Теперь читайте текст с резкой гневной интонацией. Представьте, что этот гнев идет будто бы у вас изнутри. Для контроля ощущений нужно положить руки на солнечное сплетение. Это добавит насыщенности вашему звучанию. Можно репетировать и с другими эмоциями. |
5 | Стоя на полу без обуви, спокойно дышите, надувая воздухом бока и живот. Затем начинайте медленно переносить вес тела с пятки на носок и обратно. Продолжайте раскачиваться уже с закрытыми глазами, сосредоточив внутреннее внимание на стопах. Это для того, чтобы не потерять равновесие. Контролируйте только ступни – так вы научитесь распределять энергию внутри себя, использовать энергию и мышцы тела для лучшего звучания речи. |
Посмотреть, как правильно делать эти упражнения, можно в специально подготовленном видео:
Задать голосу нужный тембр, научиться регулировать его высоту в зависимости от ситуации вам помогут советы Лиллиан Браун, профессора Северо-Восточного университета в Бостоне (США). Свои советы она адресовала англо-говорящим соотечественникам, однако в адаптированном для русскоязычной аудитории виде эти рекомендации полностью приемлемы. Она считает, что независимо от того, какой у человека глосс от рождения, он всегда может улучшить его практикой [L. Brown, 2020].
Советы для улучшения голоса от Лилиан Браун:
И, конечно, огромное значение тембр голоса и способность петь выше и ниже имеет для вокалистов. В нашем курсе вокалу посвящен отдельный урок, однако начать тренироваться вы можете уже сейчас. Вы помните, что за доступ к высоким нотам отвечает головной резонатор, а низкие ноты мы поем с помощью грудного резонатора. Поэтому стоит дополнительно поработать над грудным и головным резонаторами.
Советы новичкам, как справиться с высокими нотами:
Более мужественный плач, а также другие упражнения продемонстрировал в своем видео певец, музыкант, автор блога, посвященного вокалу, Иван Радьков:
К слову, обратите внимание, что, когда вам на видео показывают, как открывать рот, язык у певца лежит ровно, а кончик языка находится у нижних зубов. Не забывайте повторять (и применять!) материал предыдущих уроков на практике. И помните, что каждая новая тема – это совсем не повод забыть то, что вы выучили ранее. Если у вас получились упражнения из предыдущего видео, можете попробовать выполнить более сложные упражнения:
Похожие мысли и, в придачу к этому, советы, как снять зажимы с голоса, можно найти у певицы, блогера и вокального коуча Александры Стройцевой. Обратите внимание, что к своему голосу нужно относиться адекватно и не требовать от него тех высоких нот и тех оттенков тембра, которых в нем пока что нет. И ноты, и оттенки звучания достигаются упорными тренировками и осознанным контролем за своим голосом:
Давно известно, что обладатели низких голосов мечтают заполучить в свое распоряжение высокие ноты, а обладатели высоких голосов почти всегда хотят освоить нижний диапазон. На самом деле, помочь можно и тем, и другим.
Советы новичкам, как справиться с низкими нотами:
И, конечно, видео на эту тему:
Итак, в этом уроке мы разобрались с такими характеристиками голоса как высота и тембр, и поняли, как влиять на эти характеристики своего голоса. Если формированию красивого голоса и тембра мешает гнусавость, персонально для вас видео, как избавиться от гнусавости в голосе:
Нам остается только закрепить полученные знания с помощью проверочного теста и продолжить работу над прочими характеристиками голоса в следующем уроке.
Тест на усвоение материала урока
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
А теперь давайте изучим тему громкости и силы голоса.