Теоретические сведения по физкультуре «Гимнастическая терминология»
Учитель: Латышева Надежда Алексеевна
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ТЕРМИНОЛОГИИ
От слов общепринятой лексики термины отличаются точностью и специализированностью своего значения. Слова, становясь терминами, приобретают необходимую однозначность (вход, наклон, выпад, мост, спад, вис, упор и др.). При этом термины не только обозначают то или иное понятие, действие, но и уточняют его, отделяя от смежных.
К терминам предъявляются определенные требования:
ПРАВИЛА ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ
Способы образования терминов.
Наиболее распространенный способ образования терминов — придание нового терминологического значения существующим словам (переосмысливание). К таким терминам в гимнастике относятся, например, мост, вход, переход, выход.
Нередко термины образуются путем словосложения, например: разновысокие (брусья), далеко-высокие (прыжки).
В качестве терминов используются корни отдельных слов, например: вис, упор, мах, сед.
Термины маховых упражнений образуются с учетом особенностей того или иного двигательного действия, например: подъем махом вперед из упора на предплечьях (рис. 3, а), подъем разгибом (рис. 3, б), подъем двумя или одной (рис. 3, в).
Термины прыжков и соскоков в спортивной гимнастике определяются в зависимости от положения тела в фазе полета, например: прыжок согнув ноги, ноги врозь в художественной гимнастике — от положения тела и ног: закрытый, открытый, шагом, скачок, перекидной, выпадом, подбивной, кольцом и др.
ТЕРМИНЫ УПРАЖНЕНИЙ НА СНАРЯДАХ
Висы простые : вис (рис. 17, а), вис на согнутых руках, вис согнувшись (рис. 17, б), вис прогнувшись (рис. 17, б) и др.
Висы смешанные : вис присев (рис. 18, а), вис стоя согнувшись (рис. 18, б), вис лежа (рис. 18, в), вис стоя (рис. 18, г). Иные положения уточняются. Например, вис на согнутых ногах (рис. 18, 5).
Упор — положение занимающегося, в котором его плечи выше точек опоры (см. рис. 1). Различают упоры простые и смешанные. Упоры простые: упор, упор на предплечьях, на руках (см. рис. 1, а, б, в), упор на руках согнувшись (рис. 19, а), упор сзади (рис. 19, б), упор углом (рис. 19, в). В случаях очевидного положения в упоре достаточно применять одно слово «угол». Например (на брусьях), подъем махом назад — махом вперед угол или перемахом правой (над правой жердью) угол; упор ноги врозь вне (рис. 19, г).
Упоры смешанные : упор присев на правой, левую назад (или назад на носок, рис. 20, а), упор лежа на согнутых руках, левую назад (рис. 20, б), упор стоя ноги врозь (рис. 20, в) и др.
Сед — положение сидя на снаряде. Различают: сед ноги врозь на брусьях (рис. 20, г), сед на бедре (рис. 20, д) и др.
Начало упражнения на снарядах принято определять терминами: с прыжка, с разбега, из виса, из упора, из упора на руках и др. В отдельных случаях для краткости можно сразу называть начальное движение (первый элемент). Например, размахивание (на перекладине) и подъем разгибом — оборот назад.
Подъем — переход в упор из виса или из более низкого упора в более высокий. Различают: подъем силой поочередно (рис. 21, а), подъем силой (рис. 21,6), махом одной подъем переворотом (рис. 21, б), то же махом или силой, подъем правой (левой) или двумя (рис. 21, г), подъем разгибом и др.
Спад — движение, противоположное подъему. Медленный спад принято называть опусканием.
Оборот — круговое движение гимнаста вокруг оси снаряда (перекладина, жердь и др.), выполняемое из упора. Различают: оборот вперед (назад) из упора ноги врозь, оборот вперед или назад из упора, большой оборот.
Поворот — движение тела вокруг вертикальной оси. Различают поворот махом вперед, назад, поворот в стойке и др.
Стойка — вертикальное положение гимнаста ногами кверху с опорой какой-либо частью тела. Различают: стойку на плечах, на руках, на одной руке и др. Способы выполнения стоек: силой, махом, согнувшись, прогнувшись и др.
Мах — свободное движение относительно оси вращения. (Способы: силой, изгибами, с прыжка. Размахивание — мах, выполненный несколько раз.
Мах дугой — переход из упора в вис дугообразным движением.
Стойка и ее разновидности:
Все перечисленные стойки можно выполнять на носке или одна на носке, другая на всей ступне, а также на пятках или одна на пятке. В этих случаях к основному названию стойки добавлять слова – на носках, на пятках, правая (левая) на носке, правая (левая) на пятке.
При наименовании стойки на одной ноге достаточно указывать, например, «стойка на правой». Дополнительно определяется положение другой ноги, туловища или рук (согнуть вперед левую, левую руку в сторону, правую полусогнутую вверх).
^ Основная стойка – это вертикальное положение на одной или обеих ногах.
Стойка ноги врозь – в этой стойке ступни расположены так же, как в основной стойке, но ноги расставлены на шаг (на ширину плеч).
Широкая стойка ноги врозь – стойка, в которой ноги широко разведены в стороны; о положении рук, если они не внизу, должны быть дополнительные указания.
^ Узкая стойка ноги врозь – стойка, в которой ноги расставлены врозь вдвое меньше, чем в стойке ноги врозь.
^ Стойка ноги врозь правой – стойка, в которой правая нога находится на шаг впереди левой. Данная стойка может быть широкой и узкой, о чем следует указывать.
^ Стойка скрестно (скрестная), в которой одна нога находится перед другой скрестно и касается колена опорной ноги, ступни параллельны, на расстоянии 10-15 см. при названии слово «спереди» опускается, например стойка скрестно правой, если правая нога находиться перед левой.
^ Сомкнутая стойка – стойка, в которой ступни сомкнуты.
Стойка пятки врозь – стойка, в которой носки сомкнуты. А пятки разведены врозь.
Стойки с согнутыми ногами именуют следующим образом:
^ Стойка на коленях – стойка, в которой колени, голени и носки опираются о пол (снаряд) всей длиной, носки вытянуты (рис.), при выполнении из основной стойки или из сомкнутой стойки опусканием, сгибая ноги, указаний о способе выполнения не требуется.
^ Стойка на правом (левом) колене – при обычном способе выполнения одна нога поднимается и, сгибаясь, отводится назад. Одновременно с этим сгибается другая нога, опускаясь на колено так, чтобы бедро опорной ноги и голень другой (находящейся впереди) были перпендикулярны полу (опоре) (рис.). Иное расположение ног или способ выполнения указываются. Например, шагом правой стойка на левом колене, руки за голову (если она выполняется шагом вперед). Положение рук, если они не внизу, указывается дополнительно. Например, левую вперед-кверху, правую в сторону-назад (или назад-книзу).
Присед – положение занимающего, в котором ноги согнуты (опора на носках), руки в любом положении (рис.). Выполняется из основной стойки полным сгибанием ног. Положение ног на всей ступне указывать дополнительно.
Различают:
^ Присед на колено (наклонный) – присед, при выполнении которого бедра, туловище и голова на одной прямой линии. Положение рук, если они не вдоль тела, указывать дополнительно. Например, руки вперед (рис.).
^ Круглый присед (полуприсед) – приседание на носках, колени вместе, туловище согнуто вперед, руки вперед, голова опущена.
Присед на правой (левой) – приседание, выполняемое на одной ноге, другая поднята вперед, руки на пояс (рис. а). иное положение ноги и рук указывается дополнительно. При выполнении с захватом руками за голеностопный сустав свободной ноги называется «присед на левой с захватом» (рис. б).
^ Присед пружиня (пружинный) – приседание, выполняемое с добавочными пружинящими движениями после незначительного разгибания ног с последующим их полным сгибанием.
Выпад – выполняется выставлением ноги в любом направлении с одновременным сгибанием ее. Туловище сохраняет вертикальное положение, голова прямо (рис.).
По направлению движения различают:
^ Выпад правой (левой) – выставление ноги вперед с одновременным таким сгибанием ее, чтобы колено находилось на уровне носка, а ступня другой ноги несколько поворачивалась носком наружу.
^ Выпад вправо (влево) – выставление ноги в сторону. Ступни сохраняют положение основной стойки.
Выпад назад (или назад-наружу, внутрь и т. п.) – выставление ноги назад. если нужно, указывать ногу. Например, выпад правой назад (рис.). О других направлениях необходимы дополнительные указания. Например, выпад левой вправо (или вправо-вперед и т. п.).
Разновидности выпада:
^ Выпад наклонно (наклонный) – выпад, при котором туловище наклонено в сторону (вперед или назад) по направлению движения и составляет прямую линию с прямой ногой. Обычно руки подняты вверх (рис.). Иное положение рук указывается дополнительно.
^ Выпад с наклоном – соединение выпада с одновременным наклоном туловища вперед, руки свободно скрещиваются перед коленом выставленной ноги. Например, выпад влево (вправо) с наклоном (рис.)
^ Глубокий выпад – выпад с максимальным разведением ног. Положение рук и туловища указывается дополнительно. Например, глубокий выпад правой, руки в стороны-назад (рис.).
Наклон – сгибание туловища в любом направлении. При наклоне головы всегда добавлять слово «головы», например наклон головы вправо.
Различают:
Наклон – термин для определения сгибания тела в тазобедренных суставах вперед, назад или в стороны с полной амплитудой движения. При выполнении вперед указание о направлении можно опускать. Например, наклон (рис.).
^ Наклон прямым туловищем – наклон, при котором туловище сохраняет прямое положение. Например, из стойки ноги врозь (вперед) (рис. а) или из стойки на коленях – наклон назад прямым туловищем.
^ Наклон прогнувшись – выполняется обычно вперед, руки в стороны, голова приподнята (рис. б).
Наклон вперед-книзу – наклон, при котором туловище наклонено под углом 45° ниже горизонтали (рис. в). Полунаклон – наклон, при котором туловище наклонено на 45° выше горизонтали (рис. г).
^ Наклон с захватом – наклон вперед, при котором руки захватывают голеностопные суставы с подтягиванием (голени) снаружи (рис.).
Наклон касаясь – наклон назад, при котором руки касаются пола (рис.). Можно выполнять, касаясь одной рукой пола. В этом случае указывать: наклон назад, касаясь, например, левой.
^ Пружинящий наклон – обычный наклон вперед, выполняемый несколькими движениями при неполном выпрямлении туловища между наклонами.
Наклон в широкой стойке – наклон прогнувшись, выполняемый в широкой стойке ноги врозь, руки в стороны, смотреть вперед (рис.).
^ Наклон расслаблено – наклон, при котором тело гимнаста без напряжения, как бы падая (в силу тяжести), сгибается вперед или в другом направлении, о чем следует указывать дополнительно. Например, наклон расслабленно влево-вперед.
^ Наклон последовательно (последовательный) – наклон, при котором туловище сгибается последовательным включением в движение отдельных суставов (позвоночника). Выполняется в различных направлениях.
Для определения разгибания тела после наклонов установлен термин – «выпрямиться» (выпрямление).
Сед – положение занимающегося (гимнаста) сидя на полу или на снаряде с прямыми ногами, руки касаются опоры или находятся в каком-либо другом положении (рис.)
Существуют следующие разновидности седов:
^ Сед ноги врозь – положение сидя с разведенными врозь ногами.
Сед углом – положение сидя с поднятыми вперед ногами, образующими с туловищем прямой угол (примерно), голова прямо (рис.). Иные положения указывать дополнительно. Например, сед углом, руки в стороны.
^ Сед на бедре – сед, при котором тяжесть тела находится на бедре одной ноги; ноги обычно согнуты. При выполнении на полу руки обычно подняты в разноименную сторону.
^ Сед согнувшись – сед, при котором ноги подняты до вертикального положения (примерно).
Сед с захватом – то же, но туловище и голова наклонены к ногам, а ноги захватом за голеностопные суставы притягиваются к туловищу, голова опущена.
^ Сед на пятках – сед на обеих пятках, туловище вертикально, руки обычно на поясе (рис.). Иное положение рук указывается дополнительно.
^ Сед на пятках с наклоном – аналогичный сед, но туловище наклонено вперед до касания поднятыми вверх руками пола; при выполнении на одной ноге необходимо указывать ногу, на которой выполняется сед, и положение рук. Например, сед на правой пятке с наклоном, руки назад, голова опущена; или сед на правой пятке с опорой рукой, левую вперед (рис.).
Положение лежа:
Разновидности положения лежа:
На спине – ноги сомкнуты, прямые, руки вдоль тела. Иное положение рук указывается.
^ На животе – согнутые руки касаются пола (опоры), сомкнутые прямые ноги лежат свободно.
Прогнувшись – тело максимально прогнуто, руки вверх-наружу, ноги и голова приподняты (рис.). Иное положение рук или одной ноги указывается.
^ На груди с опорой коленом – положение с опорой на грудь и одно колено; другая нога отведена назад; руки обычно подняты в стороны. Иное положение рук и неопорной ноги указывается.
^ Правым (левым) боком – положение с опорой одним боком. Обычно ноги сомкнуты, прямые руки вверх. Иное положение ног и рук указывается дополнительно. Например, лежа левым боком с опорой предплечьем, правую руку в сторону.
Кольцом – положение лежа с касание ногами головы.
Кольцом с разноименным захватом.
Упоры – положение занимающегося (гимнаста) с опорой одними руками
Упоры делятся: на простые – с опорой одними руками и смешанные – с дополнительной опорой какой-либо частью тела, кроме рук (чаще всего ногами).
.
Различают:
Упор стоя – смешанный упор, при котором тело гимнаста ближе к вертикальному положению, т. е. угол больше 45° (по отношению к опорной плоскости). Аналогичным термином обозначается положение упора согнувшись (рис.); слово «согнувшись» можно опускать, поскольку такой упор представляет собой единственный вариант.
Упор лежа – положение, в котором угол меньше 45°.
По отношению к опоре (полу или снаряду) упоры могут быть:
Спереди – когда занимающийся обращен передней стороной тела к опоре. Термин «спереди» принято опускать, но всегда указывается термин «сзади», когда гимнаст обращен к опоре спиной (рис.)
Боком (правым или левым) – при опоре на одну руку, тело обращено боком к опоре, другая рука обычно у тела, о чем указаний не требуется (рис.). Иное положение свободной руки указывается.
^ Упор на коленях – тело опирается руками и коленями. Носки вытянуты.
Упор на правом (левом) колене – при наименовании указывается опорная нога, другая отведена назад.
^ Упор на колене одноименный – опора правой рукой и правым коленом или разноименный – опора правой рукой и левым коленом.
Упор на колене боком – тело обращено к опоре боком.
Упор на колене с захватом – упор, при котором неопорная нога захватывается свободной рукой за носок и сгибается в колене.
^ Упор присев – присед, колени вместе, руки опираются около носков снаружи, голова прямо (рис.). При выполнении на одной ноге указывается название ноги, на которой выполняется приседание, а также положение свободной ноги. Например, упор присев на правой, левая сзади на носке; или левую в сторону на носок.
^ Упор лежа на бедрах – упор, при котором тело максимально прогнуто (бедра касаются опоры или лежат на ней) (рис.). При опоре предплечьями именуется упор лежа на предплечьях и упор лежа на бедрах на предплечьях.
^ Упор лежа сзади на предплечьях (рис.). Если аналогичное положение выполняется сидя, то оно называется упор на предплечьях сидя.
^ Упор лежа кольцом (или кольцом правой, левой) – упор лежа на бедрах, при выполнении с неполной амплитудой называют полукольцом (когда нет касания). Кольцом – положение лежа с касание ногами головы.
Кольцом с разноименным захватом
Равновесие – положение, в котором занимающийся стоит на одной ноге, наклонившись вперед, другая нога отведена назад до отказа, руки в стороны (рис.). Для определения этого основного равновесия достаточно двух слов. Например, равновесие на правой (левой), так как положение рук и другой ноги само собой разумеется. Иные положения рук и свободной ноги указываются. Например: равновесие на правой, согнув левую назад («аттитюд»).
Большинство описанных равновесий можно выполнять как на всей ступне, так и на носке. Во втором случае необходимо дополнительно указывать – «на носке». Например, высокое равновесие на левом носке, правая слегка согнута назад, левую руку в сторону-назад, правую полусогнутую перед собой (кисть на уровне живота), голову наклонить назад.
^ Равновесие с наклоном – туловище наклонено вперед-книзу (под 45°), кисти у пола (рис. – пунктир).
Боковое равновесие – исполнитель находится боком к опоре, одноименная рука вверх, другая за спину (рис.). Иное положение свободной ноги и рук указывается.
^ Одноименное равновесие – одноименная с опорной ногой рука вперед-кверху, другая назад.
Разноименное равновесие показано на рис. Иное положение рук указывается.
^ Заднее равновесие – исполнитель обращен спиной к опоре, руки в стороны. Иное положение рук указывается.
Фронтальное равновесие – одна нога поднята в сторону (или выше), руки в стороны. ^
Фронтальное равновесие с захватом – аналогичное, но поднятая в сторону-кверху нога удерживается одноименной рукой, другая вверх-наружу (симметрично).
Высокое равновесие (вертикальное) – тело в вертикальном положении (или близком к нему), свободная нога отведена назад, одноименная рука в сторону, другая вперед или вверх (рис.). может выполняться на носке, со сгибанием свободной ноги и иным положением рук, о чем указывается особо. ^ Равновесие полукольцом – нога сгибается назад на уровне головы или выше, но не касаясь головы, руки вверх-наружу (рис.). Иное положение рук указывается.
^ Равновесие кольцом – аналогичное равновесие с касанием носком головы. Обычно выполняется с захватом рукой за носок за головой или над ней.
^ Равновесие на колене – выполняется с опорой коленом Заднее равновесие на колене – аналогичное, но спина к опоре.
Равновесие на локте – исполнитель уравновешивается, опираясь на локоть (рис.). При выполнении боком указывать – «боковое».
Крестообразное равновесие – выполняется отведением неопорной ноги в сторону с наклоном туловища вперед; одноименная опорной ноге рука в сторону, другая вперед (рис.).
^ Равновесие шпагатом – нога отведена назад с одновременном наклоном вперед и захватом (рис.).
Боковое равновесие на правой (левой) руке показано на рис
Терминология строевых упражнений :
Фигурная маршировка – такое передвижение группы занимающихся шагом, бегом и другими способами, при котором на ходу они образуют определенные фигуры. В зависимости от формы образуемой фигуры применяются следующие термины для образования передвижений.
Петля – противоход, в конце которого меняется направление движения. На рис. показана открытая петля, при которой направление движения меняется в противоположную сторону
Диагональ – движение, совершаемое по линии, соединяющей противоположные углы (рис.а)
Скрещение – прохождение встречных колонн через одну точку (рис.б)
Зигзаг – движение под углом, размер которого указывается командой преподавателя (на точки зала или на другие ориентиры)
Дробление – деление колонны на две, три и более колонн, т.е. из колонны по одному в две колонны по одному и т.д. (а)
Слияние – движение, противоположное дроблению (б)
Разведение – деление колонны на более мелкие колонны (вдвое, втрое), например: из колонны по два в колонну по одному (а)
Сведение – движение, противоположное разведению (б)
Дуга – половина круга (а)
Противодуга – две соединенные дуги разных направлений (б)
Восьмерка – две окружности, состоящие из двух пар противодуг (в)
Проходы – расхождения встречных колонн. Различают: проходы снаружи (внутри), проходы справа (слева) и другие
СЛОВАРЬ ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ
Взмах – целостное движение, начинающееся толчком и продолжающееся по инерции в других звеньях тела.
Вис – положение занимающегося на снаряде, при котором плечи находятся ниже точек хвата.
Вис присев – вис, при котором занимающийся находится в приседе лицом к снаряду.
^ Вис прогнувшись – вис на нижней жерди прогнувшись с опорой ступнями о верхнюю жердь.
Вис стоя – вис в стойке с отклонением от вертикального положения в пределах 45°.
Волна – сложное целостное движение, состоящее из последовательного разгибания в одних суставах и сгибания в других (вперед, вправо, влево, книзу).
^ Волна рукой – волнообразное движение рукой, начинающееся сгибанием руки и опусканием кисти, затем разгибания (от себя) с одновременным подниманием кисти.
Восьмерка – фигура, состоящая из двух пар противодуг.
^ Вперед – указание о направлении движения, выполняемое кратчайшим путем, единственно возможное направление движения.
Выкрут – оборот тела вокруг горизонтальной оси с вращением в плечевых суставах при фиксированном хвате. Различают (по направлению) выкрут вперед и назад.
^ Выпад – движение (или положение) с выставлением и сгибанием ноги.
Гимнастическая терминология – это система специальных наименований (терминов), применяемых для краткого обозначения упражнений.
Группировка – согнутое положение тела (лежа, сидя, в приседе).
^ Двойной подскок – два пружинящих подскока: первый основной, второй – дополнительный (меньше по амплитуде).
Дистанция – расстояние между стоящими в колонне.
Дробление – способ деления колонны на две и более таких же колонн, но соответственно меньших в глубину.
^ Замах – предварительный мах ногами назад после толчка ногами.
Замыкающий – последний в колонне.
Запись общеразвивающих упражнений – при записи движения надо указывать: исходное положение; название движения; направление; конечное положение.
^ Зигзаг – движение по различным углам зала.
Интервал – расстояние между стоящими в шеренге.
Исходные положения ног – стойка или иные положения, из которых выполняются упражнения.
^ Кач – однократное маятникообразное движение гимнаста вместе со снарядом. Качи, которые повторены несколько раз, называют раскачиванием.
Колонна – строй, в котором занимающиеся стоят в затылок один за другим.
Крест – крестообразное положение гимнаста на кольцах.
^ Круг – круговое движение руками, ногами, туловищем, головой, а также ногами (ногой) над снарядом или его частью.
Кувырок – вращательное движение тела с последовательной опорой и переворачиванием через голову (кувырок вперед, длинный кувырок, кувырок с прыжка, кувырок назад).
Мах – свободное движение тела относительно оси вращения.
Мах дугой – переход из упора в вис дугообразным движением.
^ Маховые движения нога ми – обозначаются терминами: перемах, круг, скрещивание, обратное скрещивание (выполняется махом вперед и назад, согнув ноги), круг двумя, круг поперек, круг прогнувшись, вход, переход, выход и их сочетание.
^ Мост – дугообразное, максимально прогнутое положение тела спиной к опоре.
Наклон – сгибание тела.
Направляющий – первый в колонне.
^ Неполный переворот – вращательное движение тела прыжком с одной его части на другую.
Оборот – круговое движение гимнаста вокруг оси снаряда, выполняемое из упора. Различают: оборот правой (левой); оборот вперед, назад; большой оборот, то же в висе сзади и др.
^ Обход – движение вдоль границ зала.
Основная стойка – положение, соответствующее строевой стойке.
Переворот – вращательное движение тела с полным переворачиванием с одной или двумя фазами полета (в сторону, с головы; с прыжка, на одну).
^ Переворот назад – вращательное движение тела назад с опорой на руки.
Перекат – вращательное движение тела с последовательным касанием опоры. Различают: перекат вперед, назад, в сторону, круговой перекат.
Перекидка – равномерное вращательное движение тела с полным переворачиванием без фазы полета.
Перелет – перемещение гимнаста с одной стороны снаряда на другую с его отпусканием.
^ Петля – выполняется в любом направлении.
Поворот – вращательное движение вокруг вертикальной оси тела или вокруг продольной оси (поворот руки, ноги). Различают повороты: переступанием на носках, скрестный, поворот махом, круговой, в приседе и т. д.
Поворот – движение тела вокруг вертикальной оси. Различают повороты: махом вперед, назад, в стойке, вокруг опорной руки, в стойку на руках и др.
^ Поворот разгибом – выполняется движением подъема с поворотом кругом в упор лежа.
Подскок – небольшое подпрыгивание на месте или с продвижением.
Подъем – переход в упор из виса или более низкого упора в более высокий. Различают подъем силой, подъем силой поочередно, подъем переворотом, подъем разгибом и др.
^ Подъем разгибом – подъем, выполненный из упора согнувшись на ноги.
Полушпагат – положение шпагата, но с согнутой ногой, находящейся впереди.
Присед – положение гимнаста на согнутых ногах.
Проходы – расхождение встречных колонн.
^ Пружинное движение руками – целостное пружинное движение с одновременным сгибанием во всех суставах.
Прыжок – преодоление расстояния (высоты, длины) или препятствия свободным полетом после отталкивания.
Прыжок – свободный полет после отталкивания ногами. Различают прыжок: прямой, прогнувшись, согнувшись, открытый, закрытый, в группировке, шпагатом и др.
Равновесие – горизонтальное положение занимающегося в стойке на одной ноге, в висе или упоре.
Разведение – деление колонны на две, вдвое меньше по фронту.
Размахивание – мах, выполненный несколько раз. Способы размахивания: силой, изгибами, с прыжками.
^ Рондат – переворот с поворотом кругом и приземлением на обе ноги.
Сальто – свободное переворачивание тела в воздухе.
Сведение – соединение двух колонн в одну, вдвое большую по фронту.
Сед на бедре – сед, при котором вес тела находится на бедре одной ноги.
Сед ноги врозь – положение сидя с разведенными врозь ногами.
Сед под углом – положение сидя с поднятыми вперед ногами.
^ Седы – положения сидя на полу или снаряде.
Слияние – способ соединения двух или большего числа колонн в одну такую же колонну, но соответственно большую в глубину.
Соскок – спрыгивание со снаряда из виса или из упора.
^ Спад – движение, противоположное подъему. Медленный спад называют опусканием.
Спереди – положение гимнаста передней стороной к опоре.
Стойка – вертикальное положение тела ногами вверх. Различают стойки: на лопатках, на голове, на руках.
^ Стойка ноги врозь – ноги расставлены на шаг.
Стойки на снарядах – стойка на плечах, на руках, на одной руке. Способы выполнения стоек: силой, махом, согнувшись, прогнувшись и др.
^ Темповый подскок (подскок ) – небольшое подпрыгивание на маховой ноге, другая согнута вперед.
Термин – (гимнаст.) – краткое (по возможности, однословное) условное обозначение двигательного действия.
Упор – положение занимающегося, при котором его плечи находятся выше точек опоры.
Упор лежа – положение, при котором угол между телом и плоскостью опоры не менее 45°.
^ Упор лежа на бедрах – бедра касаются опоры, тело максимально прогнуто.
Упор лежа сзади – положение, при котором спина обращена к опоре.
Упор на коленях – опора руками и коленями, носки вытянуты.
Упор присев – присед, колени вместе, руки опираются впереди носков снаружи.
^ Упор согнувшись – тело согнуто в тазобедренных суставах, ноги прямые, ладони касаются опоры.
Упор стоя – положение, при котором тело находиться под углом не менее 45° к плоскости опоры.
^ Упоры – положения, в которых плечи находятся выше точек опоры.
Упражнение с предметами – при их наименовании основным признаком служит положение предмета (его направление) и совершаемый путь.
^ Фланг – боковая оконечность строя.
^ Целостный взмах – выполняется всеми звеньями тела.
Шеренга – это строй, в котором занимающиеся становятся рядом по одной линии.
Шпагат – сед с предельно разведенными ногами (с касанием опоры всей длиной той и другой ноги).
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.