Что такое сословие в истории
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Если мы вспомним, кем были наши предки несколько поколений назад, то увидим, что они относились к какому-либо сословию – дворянству, крестьянству, купечеству или другим.
Это неудивительно, так как даже в XIX веке у людей не было правового равенства, поэтому их права и обязанности определялись принадлежностью к определенной социальной группе.
Давайте подробнее разберемся, что такое сословие и как менялась сословная структура в разные исторические периоды.
Сословие — это.
Сословие – это группа людей, которая имеет свои права и обязанности. Их привилегии устанавливаются законом, а принадлежность наследуется.
Сословное деление общества было распространено в период европейского средневековья, а также во времена Древней Руси и Российской империи. Характеризуется существованием иерархии (что это такое?), поэтому положение сословий в социуме было неодинаковым.
Формирование системы происходит длительное время и подразумевает закрепление правового и имущественного неравенства, а также наделение представителей сословий следующими социальными функциями:
По сравнению с кастами в сословной системе возможна смена социального положения.
В России это позволял сделать «Табель о рангах», принятый в 1722 году. Согласно этому документу, чиновник, получивший чин XIV разряда получал личное дворянство, а по достижении VIII разряда — потомственное.
Виды европейских сословий
Для государств средневековой Европы было характерно деление на три сословия. К первому относились дворяне, второе составляло духовенство.
В третье входили те, кто не входил в первые два. Среди них:
Состав третьего сословия был достаточно разнообразным, но всех этих людей объединяла обязанность платить налоги.
Во Франции интересы сословных категорий должен был учитывать открывшийся в 1302 году парламент (это как?) Генеральные штаты. Однако право голоса в нем принадлежало каждому сословию по отдельности, поэтому интересы привилегированных подданных короля в нем преобладали.
Сословия в России
В России формирование сословной системы приходится на период завершения складывания централизованного государства.
Процесс происходил на фоне падения авторитета местной феодальной аристократии и увеличения влияния дворян в верхушке посада. При этом юридическое понятие «сословие» в стране до конца XVIII века отсутствовало.
Тем не менее сословия в России в 17 веке были и включали следующие категории:
Подавляющее большинство в это время составляли крестьяне (около 90% населения), которые по Соборному уложению 1649 года были закрепощены. Численность феодалов (бояр и дворян) была около 5%, а количество представителей духовенства не превышало 120 тысяч.
Сословия в России в 19 веке претерпели изменения.
В начале XVIII века Петром I было ликвидировано боярство, а статус дворян в течение этого столетия серьезно возрос. Их огромные привилегии были закреплены «Жалованной грамотой» 1785 года, которую издала Екатерина II.
Манифест (это что такое?) Николая I от 10 апреля 1832 года учреждал в стране новое сословие – почетные граждане, в которое входила привилегированная прослойка городских жителей.
Также в это время существовали следующие сословия:
После проведения либеральных реформ Александра II и начавшегося промышленного переворота сказать однозначно, что такое разделение стало затруднительно, так как четкие различия прав и обязанностей социальных групп сохранились лишь применимо к дворянам.
Сословия в России должны были быть ликвидированы после Февральской революции решением Временного правительства. Предполагалось, что оно будет утверждено Учредительным собранием. Однако приход к власти большевиков изменил эти планы и реально их упразднили в ноябре 1917 года декретом «Об уничтожении сословий и гражданских чинов».
Сословия в истории
Сословия в истории – это группы людей, с помощью которых можно проследить, кто выступает опорой власти.
В Европе и России на вершине социальной иерархии традиционно находились дворяне и духовенство, что подчеркивало их особую политическую роль.
За время существования человеческого общества его социальная структура существенно изменялась.
Касты, сословия и классы – это исторические формы стратификации, которые существовали в разные периоды.
Первая форма доминировала в период древности в Индии, вторая была распространена в традиционном обществе Средневековья, а третья форма возникла в индустриальную эпоху в связи с промышленным переворотом, вызвавшим появление рабочих и капиталистов.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Жаль, что в настоящее время многие пытаются возраждать институт сословий. Это по своей сути омерзительная вещь, способная до предела накалить революционную обстановку. Особенно при зарвавшейся верхушке, как кое-где в постсоветском мире.
Сословие
Сосло́вие — социальная прослойка, группа, члены которой отличаются по своему правовому положению от остального населения.
Сословное деление было характерно для средневековой Европы, и обычно включало аристократию, священников и общинников. В ряде государств последние разделялись на бюргеров (буржуа, мещан) и крестьян. Принадлежность к сословиям, как правило, передаётся по наследству.
Первые законодательные собрания Европы базировались на сословном принципе; характерными примерами являлись трёхпалатные Генеральные Штаты во Франции и двухпалатный Парламент Англии.
Содержание
Сословия Древнего Рима
Сословия у Платона
Сословия описаны Платоном в VIII книге «Государства». Все население в таком государстве разделено Платоном на три сословия:
Франция
Так называемый «Старый режим» во Франции (то есть существовавший до революции) разделял общество на три сословия: первое (священники), второе (аристократы) и третье (общинники).
В обязанности Первого сословия входили: регистрация браков, рождений и смертей, сбор десятины, осуществление духовной цензуры книг, исполнение обязанностей моральной полиции и помощь бедным. Духовенство владело 10-15 % земель во Франции; они не облагались налогом.
Общая численность Первого сословия на 1789 год оценивалась в 100 тыс. чел, из которых около 10 % принадлежали к высшему духовенству. Существовавшая во Франции система наследования старшему сыну приводила к тому, что младшие сыновья зачастую становились священниками.
Второе сословие представляло собой аристократию, и, фактически, королевскую семью, за исключением самого монарха. Нобилитет разделялся на «аристократов плаща», представлявших юстицию и гражданскую службу, и «аристократов меча».
Численность аристократов составляла около 1 % населения; они были освобождены от трудовой повинности на строительство дорог, а также от ряда налогов, в частности, габель (налог на соль), и традиционный налог талья.
К особым привилегиям аристократов относились право ношения меча и право на фамильный герб. Также аристократы собирали налоги с третьего сословия, опираясь на традиционную феодальную систему.
Третье сословие состояло из всех французов, не вошедших в первые два сословия, и представляло собой буржуа, рабочих и крестьян. Представители этого сословия были обязаны платить налоги, и составляли на 1789 год около 96 % населения.
Традиционным сословно-представительным органом во Франции являлись трёхпалатные Генеральные Штаты, впервые учреждённые Филиппом IV в 1302 году. Постепенное нарастание экономического влияния Третьего сословия привело к тому, что в 1789 власть перешла к однопалатной Национальной Ассамблее (17 июня), затем — к Национальной Конституционной Ассамблее (9 июля). Фактически, представители Третьего сословия в Генеральных Штатах провозгласили себя Национальной Ассамблеей, которая, по их утверждениям, являлась представительством не сословия, но всего народа. Несмотря на то, что ряд аристократов, в частности, маркиз де Лафайетт, поддержали отмену традиционной системы, налоговые льготы для привилегированных сословий были отменены.
Англия
В Англии вплоть до настоящего времени сохраняется формальное разделение на дворянство (англ. lord temporal ), духовенство (англ. lord spiritual ) и общинников (англ. commoners ). Низшее духовенство при этом считается входящим в сословие общинников.
Сословия в российском обществе
Московская Русь
Для периода Московской Руси характерно разделение сословий на «тяглые» (обязанные государству повинностями и податями) и «служилые» (обязанные службой).
Привилегированным классом являлась традиционная аристократия, бояре; низшие слои аристократии назывались дворянами и «детьми боярскими». К числу других служилых сословий относились стрельцы.
К тяглым сословиям в Московском царстве относились крестьяне и посадские люди.
Низший слой населения составляли несвободные холопы.
Российская Империя
В России со 2-й половины XVIII века утвердилось сословное деление на:
С введением Петром I Великим Табели о рангах стало возможным получение дворянства недворянами; для этого было достаточно получить чин низшего, XIV класса. С целью сдержать массовый приток недворян, с 1856 года планка повышается до IX класса. С той же целью в 1832 году вводится сословие почётных граждан, получавших ряд дворянских привилегий (в частности, свобода от телесных наказаний), но, вместе с тем, не получавших даже личного (не говоря уж о потомственном) дворянства.
Русское православное духовенство традиционно разделялось на белое (приходское), и чёрное (монашествующее).
Купечество также пользовалось рядом привилегий, и с конца XVIII века было разделено на три гильдии, членство в которых определялось размером капитала.
Те, кто не относился ни к одному сословию, назывались разночинцы. К ним относились российские подданные, положение которых было неопределённым; в частности, дети личных (не потомственных) дворян.
Русское крестьянство в сословной системе разделялось на ряд категорий: государственные крестьяне, проживавшие на землях, принадлежавших государству, монастырские крестьяне, помещичьи крестьяне, удельные крестьяне, проживавшие на землях, принадлежавших императорской фамилии, поссесионные (приписные крестьяне), приписанные к определённым заводам, однодворцы.
10 ноября 1917 года Декрет ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» ликвидировал все сословные привилегии и ограничения и провозгласил равенство граждан.
Сословное общество: за или против
23 ноября 1917 года был издан «Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов».
В начале ХХ века социальная структура общества в Российской Империи по-прежнему покоилась на историческом фундаменте сословной иерархии. Сохранение данной структуры проявлялось во всех сферах общественной жизни – в занятии государственных должностей, в личных взаимоотношениях и т.д. Основными сословиями, социальный статус которых определялся законом и принадлежность к которым наследовалась, были дворянство, духовенство, казачество, мещанство, крестьянство и почетные граждане. Данная система была характерна для большей части Европейской России, Сибири и Дальнего Востока с преимущественно русским населением. На национальных окраинах сохранялась особая социальная иерархия, сложившаяся в этих местах исторически.
Сословная структура русского общества складывалась на протяжении нескольких столетий. В царствование Петра I началось ее законодательное оформление. В 1722 году был учрежден «Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных». Документ, с одной стороны, подтвердил привилегии прежних высших сословий, а с другой – внёс существенные изменения в процесс их воспроизводства. В царствование Екатерины II были изданы «Жалованная грамота дворянству» и «Жалованная грамота городам», окончательно оформившие положение дворянского и городского сословий в Российской Империи. В 1832 году законодательное оформление получило духовное сословие посредством издания «Полного свода законов Российской империи». Таким образом, к середине XIXвека сословная структура российского общества представляла собой цельную картину.
Ситуация практически не изменилась и к началу ХХ века – дворянство оставалось высшим сословием Империи. Его численность доходила до 1,8 млн человек, что составляло 1,5 % всего населения государства. Но было ли оно все той же единственной и непоколебимой опорой монархии? Вопрос дискуссионный, поскольку дворяне все еще были широко представлены в высших государственных органах (Совет министров, министерства, Государственный совет, Дума). Однако экономическое положение дворянства стремительно ухудшалось, а во властных структурах Империи неуклонно росла прослойка профессиональных чиновников, обозначенная термином «высшая бюрократия». Именно эта прослойка стала истинной опорой монархии в последние десятилетия ее существования.
Остальные сословия не были так близки к верховной власти, как дворянство. Духовенство составляло 0,5 % от общего числа населения империи и насчитывало 589 тыс. человек. Оно также имело привилегированный общественный статус, но не имело доступа к властным структурам. Основу городского населения составляли мещане – 10% от населения России. Внутри этого сословия формировались определенные слои – купцы, ремесленники, рабочие, мелкие служащие. Отдельным сословием считались т.н. почетные граждане – лица, получившие от Императора особое звание за выдающиеся заслуги. Численность этого сословия была незначительной – всего 300 тыс. человек. Особым служилым сословием являлось казачество – 2% населения Империи или 4 млн человек. За государеву службу казаки наделялись землей, находившейся в собственности отдельного казачьего войска и передаваемой им в пользование казачьих станиц. В годы войны казаки призывались на фронт, а в остальное время использовались для сторожевой службы на окраинах. Самым многочисленным сословием, было, разумеется, крестьянство – 97 млн человек или 77 % населения. В начале ХХ века оно переживало процесс глубокой социальной дифференциации, вызванный, в том числе, и отменой крепостного права. Также крестьянство служило источником пополнения для других сословий.
Февральская революция не привела к немедленной отмене сословий и прочих гражданских чинов, однако в атмосфере всеобщего хаоса этот шаг был лишь вопросом времени. В итоге, отмена сословий стала одним из первых преобразований советской власти. 23 ноября 1917 года ЦИК Советов рабочих и крестьянских депутатов утвердил «Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов». Вот некоторые положения данного декрета:
Ст. 1. Все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а равно и все гражданские чины упраздняются.
Ст. 2. Всякие звания (дворянина, купца, мещанина, крестьянина и пр.), титулы (княжеские, графские и пр.) инаименования гражданских чинов (тайные, статские и проч. советники) уничтожаются и устанавливается одно общее для всего населения России наименование граждан Российской Республики.
Ст. 3. Имущества дворянских сословных учреждений немедленно передаются соответствующим земским самоуправлениям.
Ст. 4. Имущества купеческих и мещанских обществ немедленно поступают в распоряжение соответствующих городских самоуправлений.
Ст. 5. Все сословные учреждения, дела, производства и архивы передаются немедленно в ведение соответствующих городских и земских самоуправлений.
До сегодняшнего дня существуют абсолютно полярные точки зрения на вопрос о необходимости сословной структуры общества. Сторонники отмены сословий аргументируют это тем, что бессословное общество предполагает социальное равенство, справедливость и прочие «блага». Для них термин «сословие» означает нечто отсталое, архаичное, характерное для «темных» Средних веков. Их оппоненты также имеют серьезные аргументы на руках в пользу своей позиции. Они утверждают, что на практике в бессословном обществе равенства новые сословия заводятся почти сразу, как только государство формирует социальный запрос. Во времена Петра это были прежде всего военные, после революции – военные в том числе, но кроме них – учёные, инженеры, а также люди героических профессий, а чуть позже – партийные чиновники. Кроме того,привилегии высших сословий в Российской Империи сполна уравновешивались их высокой ответственностью, что поддерживало динамику сословного общества на достаточном уровне. Так или иначе, однозначный ответ на вопрос о необходимости сословной организации общества пока что не найден. Структура общества современной России более размытая, нежели дореволюционная сословная, и это значит, что на ее основе можно и, наверное, нужно формировать новую, более четкую организацию общества. Какой она будет – покажет время…