Служба охраны труда предприятия
Работодатель обязан создать условия труда в соответствии с требованиями нормативных актов. С этой целью руководитель предприятия (собственник) обеспечивает функционирование системы управления охраной труда. Он создает соответствующие службы (службу охраны труда, отдел по технике безопасности), назначает должностных лиц, обеспечивающих решение конкретных вопросов по охране труда, утверждает инструкции об их обязанностях, правах и ответственности за исполнение возложенных на них функций и др. (Раздел III, ст. 13 ЗУОТ).
Служба охраны труда создается для того, чтобы организовать исполнение правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических, социально-экономических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предотвращение несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий в процессе труда.
Структура СОТ. На предприятиях служба охраны труда должна комплектоваться, как правило, специалистами следующего профиля: инженерами соответствующей специальности, специалистами по вопросам гигиены труда, юристами, специализирующимися по вопросам законодательства об охране труда. Должностным лицам определяют конкретные участки работ по охране труда (должностные инструкции).
Возглавляет СОТ не сам владелец предприятия, а заместитель главного инженера по охране труда.
Служба охраны труда предприятия подчиняется непосредственно работодателю.
Служба охраны труда входит в структуру предприятия как одна из основных производственно-технических служб.
По своему служебному положению и условиям оплаты труда руководитель и специалисты службы охраны труда приравниваются к руководителям и специалистам основных производственно-технических служб предприятия.
Ликвидация службы охраны труда допускается только в случае ликвидации предприятия.
Требования к работнику СОТ:
— работник СОТ должен иметь высшее образование;
— должен иметь стаж работы по профилю производства не менее 3-х лет;
— проверка знаний по охране труда работников СОТ производится до начала исполнения ими своих функциональных обязанностей и периодически, один раз в три года.
Численность СОТ. Служба охраны труда в зависимости от численности работающих может функционировать как самостоятельное структурное подразделение либо в виде группы специалистов или одного специалиста, в том числе по совместительству.
При численности работающих на предприятии от 50 до 500 человек включительно службу СОТ представляет 1 человек. На предприятиях, где используются взрывчатые материалы или сильнодействующие ядовитые вещества, в такой службе должно быть два специалиста.
Если на предприятии сотрудников менее 50 человек, то второй человек может работать по совместительству.
На предприятии с количеством работающих менее 20 человек для выполнения функции СОТ могут привлекаться сторонние специалисты на договорных началах, которые имеют соответствующую подготовку.
Расчет численности работников СОТ в зависимости от опасности и вредности производства на предприятиях с числом работающих более 500 человек осуществляется по формуле
|
где МСОТ – численный состав службы охраны труда на предприятии;
РСР – среднее количество работающих;
КВ – коэффициент, учитывающий вредность;
Ф – годовой фонд рабочего времени специалиста по охране труда, Ф = 1820 ч/год.
|
где РОП – численность работающих с веществами повышенной опасности;
РВ – численность работающих с вредными веществами, независимо от уровня их концентрации.
Расчет численности СОТ предприятия не учитывает специалистов по охране окружающей среды, специалистов, осуществляющих технический осмотр, испытание объектов на их соответствие установленным требованиям – эти работники не входят в состав СОТ.
Права специалистов СОТ:
— выдавать руководителям структурных подразделений предприятия обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных недостатков; получать от них необходимые сведения по вопросам охраны труда;
— требовать отстранения от работы лиц, которые не прошли установленных законодательством медицинского осмотра, обучения, инструктажа, проверки знаний и не имеют допуск к ответственным работам или не выполняют требований нормативно-правовых актов по охране труда;
— приостанавливать работу производства, участка, машин, механизмов в случае нарушений, создающих угрозу жизни или здоровью работающих;
— направлять работодателю представления о привлечении к ответственности работников, которые нарушают требования по охране труда.
Распоряжение специалиста по охране труда может отменить только работодатель.
Правом наложения штрафов сотрудники СОТ не обладают.
Задачи службы охраны труда:
1) обеспечение безопасности производственных процессов, оборудования, зданий и сооружений;
2) обеспечение работающих средствами индивидуальной и коллективной защиты;
3) профессиональная подготовка и повышение квалификации работников по вопросам охраны труда, пропаганда безопасных методов работы;
4) выбор оптимальных режимов труда и отдыха работающих;
5) профотбор исполнителей для определенных видов работ.
СОТ выполняет следующие основные функции:
— разрабатывает эффективную целостную систему управления охраной труда;
— осуществляет оперативно-методическое руководство всей работой по охране труда;
— составляет комплексные мероприятия для достижения установленных нормативов безопасности труда;
— проводит с работниками вводный инструктаж по вопросам охраны труда;
— в случае отказа работников от выполнения порученной им работы по причине наличия производственных ситуаций, опасных для их жизни или здоровья либо опасных для окружающих людей и природной среды, рассматривает факты данных ситуаций.
СОТ организует:
1) обеспечение работающих правилами, стандартами, инструкциями по охране труда;
2) паспортизацию цехов, участков, рабочих мест на соответствие их требованиям охраны труда;
3) учет и анализ несчастных случаев, профзаболеваний и аварий;
4) статистическую отчетность по ОТ;
5) повышение квалификации и проверку знаний должностных лиц по вопросам охраны труда, проверку знаний должностных лиц, работающих на опасных производствах.
В помощь комиссии по вопросам охраны труда СОТ принимает участие:
— в расследовании несчастных случаев и аварий;
— в формировании фонда охраны труда предприятия и распределении его средств;
— в работе комиссии по вводу в эксплуатацию законченных строительством объектов;
— в разработке положений, инструкций и других нормативных актов об охране труда на основе имеющихся правил (или разрабатывают правила там, где не хватает, и согласуют с отделами госнадзора);
— в работе постоянно действующей комиссии по вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда.
1.4 Общественно-ведомственный контороль.
Комиссия по вопросам охраны труда на предприятии (КВОТ)
На предприятии с целью обеспечения пропорционального участия работников в решении каких-либо вопросов безопасности, гигиены труда и производственной среды по решению трудового коллектива может создаваться комиссия по вопросам охраны труда (ст. 16 ЗУОТ).
Комиссия является постоянно действующим консультативно-совещательным органом трудового коллектива и работодателя или уполномоченного им органа.
Чего хотят от СОТа?
Не дожидаясь всеобщего обсуждения на официальном сайте законопроектов, задумаемся: чего же нового можно ждать от данного документа? Какими свежими обязанностями и полномочиями хотят наградить рядового российского СОТа? А главное, как это отразится на его работе и безопасности нашего труда в целом?
Довольно существенное изменение ожидается в должностной дифференциации специалистов по ОТ. В новой редакции предлагается учитывать квалификацию сотрудников (что вполне логично), разделив их на:
1) младшего специалиста по ОТ, для которого не предъявляются требования к опыту работы;
2) специалиста по ОТ. При высшем образовании опыт работы не требуется, а вот при среднем профобразовании стаж в области ОТ должен составлять не менее 3-х лет;
3) главного (ведущего) специалиста по ОТ. При высшем образовании – стаж работы в области ОТ не менее 3-х лет, при среднем профобразовании – не менее 4-х лет
Обобщенная трудовая функция данных специалистов: обеспечение функционирования системы управления охраной труда в организации.
Кроме «рабочих лошадок», скачущих по тернистым промплощадкам крупных и мелких организаций/компаний/ИП, предусмотрены и более солидные, давно знакомые всем должности:
1) руководителя службы ОТ;
2) начальника отдела по ОТ;
3) начальника управления по ОТ.
Тут уже новый профстандарт гласит о необходимости высшего профильного образования данных руководителей, а если не профильного, то с обязательной профессиональной переподготовкой в области ОТ и опытом работы в сфере охраны труда от 5 лет.
Обобщенная трудовая функция данных должностей – руководить, а именно: планировать, разрабатывать и совершенствовать систему управления охраной труда и оценки профрисков.
На этом привычная для российских СОТов профессиональная квалификация в сфере ОТ заканчивается. И если с первыми 3-мя специалистами и их руководителями всё понятно, то следующие должности, предложенные разработчиками в обновленном профстандарте, так же как и их трудовые функции начинают вызвать различные вопросы.
Попробуем (по возможности) разобраться и почувствовать глубину идеи:
1) эксперт по условиям и охране труда;
2) консультант по условиям и охране труда и управлению профрисками;
3) инструктор по условиям и охране труда.
Данным должностям предписывается высшее образование, при необходимости профессиональная переподготовка в области ОТ, а так же дополнительное образование по программе повышения квалификации по оценке профессиональных рисков и не менее 5-ти лет соответствующего стажа в ОТ. Кроме этого, настоятельно рекомендуется аттестоваться в области промбезопасности, электробезопасности, пожарно-техническому минимуму, работе на высоте и даже по оказанию первой помощи.
Обобщенные трудовые функции звучат следующим образом: экспертиза эффективности мероприятий, направленных на обеспечение функционирования системы управления охраной труда.
Судя по требованиям к подготовке вышеперечисленных экспертов-инструкторов, их обязанности выходят за рамки охраны труда и предполагают расширение сферы деятельности. Впрочем, СОТам и раньше было не привыкать совмещать охрану труда с промышленной безопасностью, ГО и ЧС, с пожарной и даже экологической безопасностью.
Последний уровень руководителей из нового профстандарта подразумевает «стратегическое управление профессиональными рисками в организации». Звучит многообещающе, но ограничивается рамками профрисков. На выбор предлагается два варианта должностей:
1) заместитель руководителя организации по управлению профрисками;
2) руководитель направления (подразделения) по управлению проферисками в организации.
Требования к образованию такие же, как у предыдущей группы, а вот к опыту работы, кроме 5-ти лет стажа в ОТ, добавляется не менее 2-х лет руководства какими то проектами, подразделением в области ОТ, внутреннего контроля или аудита.
Создается впечатление, что авторы проекта перерождающегося профстандарта пытаются навалить на 3-х рядовых СОТов (младшего, ведущего и обычного) дополнительных руководителей и новых специалистов – теоретиков, функции которых выглядят весьма туманно.
Хотя, по мнению чиновников, ничего принципиально нового в проекте профстандарта нет.
Более подробно можно ознакомиться с документом в приложении ниже и высказать свое мнение не только в комментариях, но и на официальном сайте законопроектов, пока он будет доступен для общественного обсуждения.
Документация предприятия по охране труда
Вариант организации системы документации описывающий охрану труда на предприятии. Документы отдела кадров. Назначение специалиста по охране труда. Приказы и положения по охране труда. Документы по проведению инструктажей. Документация по обучению по охране труда. Допуск к самостоятельной работе. Стажировка. Документация по СИЗ. Материалы расследования несчастных случаев. Медосмотры. Материалы специальной оценки условий труда. Документы, отражающие специфику предприятия.
Как не бывает двух одинаковых предприятий, так не бывает и двух одинаковых комплектов документов по охране труда. Мы рассмотрим типовой вариант организации системы документации описывающий охрану труда на предприятии. На практике можно найти и другие варианты описания системы управления охраной труда.
Сразу нужно сказать, что локальные акты по охране труда могут быть даже хорошо написаны, но абсолютно не работать на практике. На полке в кабинете у специалиста может лежать «как надо», а работа будет производиться «как принято» и вина в этом может быть именно в бездумном подходе к написанию документации.
Документы отдела кадров
Хотя кадровые документы не находятся в прямом ведении специалиста или службы охраны труда к нашей теме они имеют прямое отношение. Это:
В охране труда действует основное правило – руководитель отвечает за своих подчиненных. Не зная структуры предприятия, не зная обязанностей работников невозможно говорить о написании сколько-нибудь жизнеспособных документов по охране труда.
К сожалению, в последнее время становится все больше специалистов по подбору персонала, но все меньше кадровиков. Уже не редкость случаи, когда начальник числится в одном юридическом лице, а его подчиненные в другом юридическом лице.
Поняв структуру нужно приказами назначить ответственных.
Назначение специалиста по охране труда (СОТ)
Назначение специалиста по охране труда и создание службы охраны труда происходит на основании ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации.
В организации, численность работников которой не превышает 50 человек, задачи специалиста по охране труда может исполнять ее руководитель или организация, специализирующаяся на выполнении функций службы охраны труда и имеющая соответствующую аккредитацию Минтруда.
В организациях со штатом больше 50 человек вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Скачать приказ о назначении специалиста по охране труда
Управление охраной труда
Краткий документ, определяющий политику компании в области организации работы по охране труда. Общий смысл: Интересы сохранения здоровья работников выше интересов получения прибыли.
Документ, описывающий систему управления охраной труда. Разрабатывается на основе приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 г. N 438н
Перечень мероприятий на год, необходимых для соответствия требованиям законодательства об охране труда, обеспечения условий труда, соответствующих санитарным нормам и профилактике травматизма.
Положения, определяющие порядок взаимодействия
Определяет задачи права обязанности и полномочия службы охраны труда или специалиста по охране труда.
Распределяет обязанности по охране труда. (Не путаем с должностными обязанностями). Директор контролирует и отвечает, главный бухгалтер обеспечивает финансирование, руководители отвечают за подчиненных итд.
Определяет задачи права обязанности и полномочия комитета по охране труда в случае его наличия в организации.
Инструктажи
Подробно рассмотрено в главе «инструктажи по охране труда». Документация включает в себя:
Обучение
Подробно рассмотрено в главе «обучение по охране труда». Документация включает в себя:
Допуск к работе. Стажировка
Работники допускаются к самостоятельной работе после прохождения обучения по охране труда, инструктажей, медицинских осмотров (при необходимости) и стажировки на рабочем месте.
Здесь нужно внести ясность. Суть стажировки в том, что новый работник от 2 до 14 смен работает «под присмотром» более опытного сотрудника. За это время есть возможность показать работнику все нюансы, связанные с новым рабочим местом. С другой стороны, есть возможность посмотреть, насколько заявленная работником квалификация соответствует его умению работать.
На практике далеко не для каждого сотрудника есть возможность провести стажировку.
Рассмотрим пример. У нас в организации работает единственный сварщик. Он увольняется (уходит на пенсию, ложится в больницу). На его место мы принимаем нового работника. Вопрос. Кто должен его стажировать? Руководитель? А если он не обладает достаточной квалификацией?
Таких примеров можно привести не один. Важна суть. Стажировка очень важный элемент входа в должность. Принимать решение о необходимости нужно в каждом конкретном случае и проводить стажировку на основании конкретного приказа (распоряжения).
Средства индивидуальной защиты
Подробно рассмотрены в части «Средства защиты»
Средства защиты должны быть приобретены в соответствии с утвержденным перечнем.
Скачать образец перечня СИЗ
Так же при необходимости покупаются мыло и крема в соответствии с Перечнем рабочих мест и списком работников, для которых необходима выдача смывающих и обезвреживающих средств.
Скачать образец перечня смывающих средств
На все приобретенные СИЗы должны иметься сертификаты или декларации соответствия.
Подтверждает выдачу работнику СИЗ его личная карточка учета выдачи средств индивидуальной защиты.
Скачать форму личной карточки выдачи СИЗ
Расследование несчастных случаев
К документам по этой теме относятся:
Медосмотры работников
Порядок выбора медицинской организации и необходимые документы подробно рассмотрены в соответствующей главе.
Помимо перечисленных документов от специалиста по охране труда требуется закрепить механизм прохождения медосмотров через утвержденное положение.
Скачать положение о прохождении медосмотров
Документы, отражающие специфику предприятия
В случае наличия на предприятии особенных процессов или эксплуатации оборудования могут потребоваться документы, отражающие специфику. А именно:
Документация, по специальной оценке условий труда должна быть в наличии в организации. Порядок проведения СОУТ рассмотрен в одноименной главе.
Функции СОТ в компании со штатом менее 50 человек
Имеется офисная небольшая контора (менее 50 работников в штате), присутствует отдельная должность специалиста по охране труда (специалиста по ОТ нет, просто есть должность). Тк компания менее 50 человек, должность эту хотят убрать.
Согласно ст.217 ТК РФ при отсутствии у работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек, штатного СОТ, его функции может выполнять «руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник».
Теперь возникшие вопросы:)
1. Правильно ли я понимаю, что помимо самого генерального директора, функции СОТ может выполнять любой сотрудник компании, имеющий высшее образование и пройденное 256-часовое обучение по дополнительной образовательной программе «Техносферная безопасность и охрана труда»? Или этому работнику достаточно обучения по 40 часовой программе по ОТ для руководителей и специалистов?
2. Как оформить «выполнение функции специалиста по охране труда»? Достаточно ли прописать обязанности СОТ в должностной инструкции специалиста отдела кадров или ген.директора (например) и назначить его приказом Ответственным за охрану труда? Что-то упустила, возможно?
3. В некоторых статьях в Интернете натыкалась на следующую фразу: «Если в компании менее 50 человек и в штатном расписании нет должности СОТ, выполнять функции по охране труда сотрудник сможет только на основе совмещения должностей. Хотя совмещение и подразумевает наличие вакантной должности, случай с функциями специалиста по охране труда — исключение.» Кто-нибудь сможет пояснить, как это выглядит на практике? Как организовать совмещение, если в ШР нет должности СОТ?
Для чего нужен СОТ?
Цитата |
---|
Игорь Фурсов написал: если в локальных документах работодателя будет написано, что СОТ обязан при выявлении нарушений по ОТ выписывать предписания обязательные к исполнению, то это делает его должностным лицом. |
Могут ли привлечь к административной ответственности cпециалиста по кадрам или по охране труда?
04.12.2017 12:48:00
Действительно, такой вопрос возникает иногда у руководителей организаций, если инспектор ГИТ приходит с проверкой и находит нарушения. Штраф, предусмотренный для должностного лица, значительно меньше. Однако руководителям компаний следует знать, что занимать какую-то должность не означает быть должностным лицом. Давайте разбираться.
Действительно, такой вопрос возникает иногда у руководителей организаций, если инспектор ГИТ приходит с проверкой и находит нарушения. Штраф, предусмотренный для должностного лица, значительно меньше. Однако руководителям компаний следует знать, что занимать какую-то должность не означает быть должностным лицом. Давайте разбираться.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Ответственность за нарушения трудового законодательства предусмотрена ст. 5.27 КоАП РФ. Напомним, что по общему правилу за нарушение нормативных правовых актов в сфере трудового законодательства должностное лицо организации или индивидуального предпринимателя могут привлечь к ответственности в виде административного штрафа в размере от 1 000 до 5 000 руб., а организацию – от 30 000 до 50 000 руб.
Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, согласно ст. 5.27.1 КоАП РФ может повлечь административный штраф для должностного лица до 40 000 руб., а для компании – до 200 000 руб.
Если обратить внимание на иные основания привлечения к ответственности, практически в каждой статье Кодекса обнаружится наказание для должностного лица. Кто же является таковым? Тот, кто занимает определенную должность?
ПОНЯТИЕ «ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО»
Меры ответственности в КоАП РФ дифференцированы в зависимости от вида нарушения и совершившего нарушения лица. В частности, согласно ст. 2.4 Кодекса административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Чтобы пояснить, кто же является должностным лицом, к статье сделано примечание.
В нем написано, что таковым считается лицо:
– постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него;
– выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
Однако руководители и другие работники иных организаций, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица, если совершили административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
Как видим, руководители и другие работники (в том числе специалисты по кадрам, по охране труда) могут признаваться должностными лицами, только если они выполняют указанные функции.
ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ И
АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ
Содержание названных функций раскрыто в Постановлении Пленума ВС РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».
Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).
Согласно п. 5 Постановления № 19 как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, контролю движения материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
Теперь задайте себе вопрос: осуществляет ли специалист отдела кадров или специалист по охране труда что-то из названного выше? Нет, конечно же, нет.
Минтруд в Письме от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698 разъяснял, что специалист по охране труда в своей деятельности не осуществляет организационно-распорядительные функции или административно-хозяйственные функции и не может рассматриваться как должностное лицо, которое может быть привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа.
Суды при рассмотрении исков об отмене постановлений о привлечении к административной ответственности единодушны во мнении – штраф может быть наложен либо на руководителя организации, либо на саму организацию.
Например, постановлением государственного инспектора труда председатель правления ОАО «Банк» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (на момент обнаружения нарушения ст. 5.27.1 КоАП РФ еще не была введена), и ему назначено административное наказание в виде штрафа. Защитник считал, что инспектор неправильно определил субъект административной ответственности, поскольку в ОАО «Банк» назначено ответственное лицо за обеспечение безопасных условий труда, которому предоставлены соответствующие полномочия.
Суд, рассмотрев дело, решил, что инспектор правильно выбрал лицо, привлекаемое к ответственности.
В силу ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. По правилам абз. 1 ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, определенном Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29. Исходя из названных норм во всех организациях любой организационно-правовой формы за счет работодателя должно проводиться обучение по охране труда, а ответственность за обеспечение и своевременность этого обучения и проверку знаний требований охраны труда работников организации несет работодатель.
Согласно ст. 46 Устава ОАО «Банк» на председателя правления возлагаются обязанности по осуществлению текущего руководства банком, изданию приказов и распоряжений по вопросам текущей деятельности банка, даче указаний, обязательных для исполнения всеми работниками банка, утверждению правил внутреннего трудового распорядка и обеспечению соблюдения этих правил и др. Таким образом, председатель правления, выполняющий организационно-распорядительные функции в организации и наделенный соответствующими полномочиями, вопреки утверждению заявителя является надлежащим субъектом административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (Постановление Московского городского суда от 29.10.2015 № 4а-3049/2015).
Сославшись на невыполнение должностных обязанностей начальником кадров, хотел освободить организацию от ответственности и директор одного ООО. Но суд указал, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. А несоблюдение начальником отдела кадров должностных инструкций не является основанием для освобождения от ответственности организации (Решение ВС Республики Карелия от 16.07.2015 № 21-253/2015).
Итак, трудовая инспекция не может применить меры административной ответственности к специалисту отдела кадров или специалисту по охране труда, поскольку они не выполняют организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций.
Тем не менее. руководитель компании по итогам проверочных мероприятий ГИТ с учетом выявленных нарушений может применить к работникам, допустившим их, меры дисциплинарной ответственности, например объявить выговор. Помните, что при применении дисциплинарного взыскания нужно соблюдать правила ст. 192, 193 ТК РФ.
В.В. Данилова
Умница В.В. Данилова
Цитата |
---|
Игорь Фурсов написал: а сторона работодателя будет ссылаться на локальные акты работодателя и ТК, где написано что обязанности, а значит ответственность работника, определяет работодатель. |
Цитата |
---|
Игорь Фурсов написал: Как вы ответите на аргумент стороны работодателя, что согласно Положения о системе управления ОТ и Положения о порядке проведения контроля за ОТ на предприятии, СОТ обязан (подчеркиваю обязан) выявлять нарушения ОТ работниками предприятия, издавать Предписание, обязательные для исполнение работниками, контролировать его выполнение. СОт самоустранился от выполнения своих обязанностей, не проконтролировал работу конкретного работника, не издал Предписание, не проконтролировал его выполнение и работодатель считает, что вина полностью лежит на СОТе.Какие будут ваши аргументы в этом случае. |
Цитата |
---|
Игорь Фурсов написал: если в локальных документах работодателя будет написано, что СОТ обязан при выявлении нарушений по ОТ выписывать предписания обязательные к исполнению, то это делает его должностным лицом. |
И нафига их выписывать? Конечно я понимаю во времена СССР на военном заводе инженер по ТБ ходил и каждому выдавал по предписанию а РСП потом шли в тех отдел и другие отделы чтобы заказать нужное для выполнения предписания. Но времена то другие у нас! Нахрена всех под одному гребенку гнать то? В наше время за предписания могут и на луну послать! В наше время чтобы выполнить некоторые предписания (ведущие как раз раба в могилу) нужно ГОРЫ свернуть!
Цитата |
---|
Игорь Фурсов написал: Как вы ответите на аргумент стороны работодателя, что согласно Положения о системе управления ОТ и Положения о порядке проведения контроля за ОТ на предприятии, СОТ обязан (подчеркиваю обязан) выявлять нарушения ОТ работниками предприятия, издавать Предписание, обязательные для исполнение работниками, контролировать его выполнение. |
Теории, слишком много господа! Теории! Уже все сформулировано что нужно давно. И ПромтехтруднадзорЪ успешно читает лекции ученикам и нотации на форуме. Я таки думаю ПромтехтруднадзорЪ не лох и давно уже во всем разобрался.
Цитата |
---|
AGVeles написал: И нафига их выписывать? Конечно я понимаю во времена СССР на военном заводе инженер по ТБ ходил и каждому выдавал по предписанию а РСП потом шли в тех отдел и другие отделы чтобы заказать нужное для выполнения предписания. Но времена то другие у нас! Нахрена всех под одному гребенку гнать то? В наше время за предписания могут и на луну послать! В наше время чтобы выполнить некоторые предписания (ведущие как раз раба в могилу) нужно ГОРЫ свернуть! |
Цитата |
---|
Матрёшка написал: обязанностью СОТ является осуществление контроля соблюдения требований ОТ, а не выявление их нарушений, т.к. у РБТД нет обязанности по обеспечению их наличия, а наоборот есть обязанность по их недопущению. Обязывая кого-то выявлять нарушения РБТД подтверждает неисполнение им ТК, а именно ст. 212, предусматривающего его обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда. |
ЕСЛИ СОТ ВЫДАЕТ ПРЕДПИСАНИЯ ТО И ПОЛНОМОЧИЯ КАК НАЧАЛЬНИКУ НУЖНО ДАВАТЬ
Автор: Марина Галкина
Председатель дорпрофсожа Виталий Шатов сравнил работу этих специалистов и ревизоров по безопасности движения. Функции у них похожи. Однако «вес» запретов тех и других явно неодинаков.
Участники семинара говорили о перегруженности инженеров. Много времени занимает составление отчетов по травматизму, аттестации рабочих мест и проч. Как избавиться от вороха бумаг? Начальник отдела охраны труда Муромского отделения Владимир Сычов отметил, что многие отчеты, направляемые в разные инстанции, по сути, дублируют друг друга. Тем не менее каждым из них приходится заниматься отдельно: формы их различаются. И почему бы не унифицировать их, утвердить одну форму для всех?
. Такое совещание проводилось на дороге впервые. И уже это, отмечали некоторые его участники, свидетельствует о том, как меняется отношение к специалистам, которые занимаются вопросами охраны труда. А начальник дороги, обращаясь к залу, напомнил, что собравшимся в нем специалистам сейчас даны большие полномочия. А от них ждут результата, причем быстрого.
8. ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ РАБОТЫ (ОТДЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ), ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УЧАСТКОВ, АГРЕГАТОВ, ЭКСПЛУАТАЦИИ ЗДАНИЙ,
СООРУЖЕНИЙ, ПОМЕЩЕНИЙ, ПОДВИЖНОГО СОСТАВА, ПРОВЕДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ РАБОТ