Соцреализм — искусство хвалебного прославления коммунистических идеалов
Соцреализм, или социалистический реализм — стиль в искусстве, для которого характерно хвалебное изображение в произведениях коммунистических ценностей. Соцреализм — это также единственный официально признанный властью художественный метод отображения жизни людей в СССР в период с конца 1920-х до начала 1990-х годов.
Соцреализм, вопреки своему названию, имеет гораздо меньше общих черт с традиционным реализмом, чем с классицизмом и романтизмом. Для него также присуще идеализированное изображение жизни процветающего и счастливого общества людей, строящих светлое будущее под руководством Коммунистической партии.
Отличительные особенности соцреализма
Соцреализм всегда был важной частью официальной идеологии и пропаганды Советской власти. Поэтому руководство Коммунистической партии предъявляло жесткие требования к творчеству художников в соответствии с учением марксизма-ленинизма.
Основными отличительными чертами соцреализма принято считать:
Художественный метод соцреализма постоянно находился под плотной опекой и контролем государства. Любые произведения, не соответствующие установленным критериям, запрещались, а их авторы подвергались острой критике и гонениям со стороны властей.
История развития соцреализма
История развития соцреализма берет свое начало с дореволюционных времен, а его основоположником можно по праву назвать видного советского деятеля Анатолия Луначарского. Будущий первый нарком просвещения РСФСР в 1906 году придумал термин «пролетарский реализм» для обозначения произведений искусства, созданных в духе революционной классовой борьбы за свержение царской власти. В своих взглядах он опирался на идеи Ленина о неразрывной связи пролетарского искусства и партийной идеологии большевиков.
После революции 1917 года в России наступил период кардинальной ломки традиционных устоев общества во всех сферах, в том числе и в искусстве. Академические каноны создания произведений живописи, скульптуры, графики и литературы были объявлены устаревшими, наступило благодатное время для развития всевозможных течений авангардного искусства:
Но к концу 1920-х годов окрепшая Советская власть всерьез решила навести порядок в искусстве. Ей нужен был мощный инструмент идеологического воздействия на массы в условиях строительства коммунизма, которым и стал соцреализм.
Впервые название художественного метода «социалистический реализм» было озвучено общественным деятелем Иваном Гронским в статье в «Литературной газете», опубликованной 23 мая 1932 года. Спустя 2 года на Конгрессе советских писателей были официально определены основные каноны соцреализма, подлежащие неукоснительному соблюдению всеми деятелями искусств Советского Союза.
С этого момента социалистический реализм стал единственным художественным методом творчества в СССР на долгие годы. Главным героем произведений писателей, живописцев, скульпторов и кинематографистов был объявлен простой советский труженик — член идеального социалистического общества, а любая критика существующего строя была строго запрещена.
После Второй мировой войны соцреализм стал неотъемлемой частью идеологической системы стран Восточной Европы, в которых установились коммунистические режимы. Этот стиль в искусстве также взяли на вооружение лидеры многих стран Азии, Африки и Латинской Америки, выбравших социалистический путь развития после получения независимости.
Соцреализм успешно пережил времена правления Сталина и Хрущева, Брежнева, Андропова и Черненко. Только с приходом к власти Михаила Горбачева в 1985 году этот художественный метод начал стремительно терять лидирующие позиции в идеологической сфере. А с распадом СССР идеи социалистического реализма и вовсе утратили популярность. Художники бывшего Союза наконец получили возможность самостоятельно выбирать подходящий стиль для реализации своих творческих идей.
Самые известные художники-соцреалисты
Среди ярких представителей этого стиля есть много талантливых мастеров искусства. Большинство из них искренне верили в коммунистические идеалы и творили по велению собственного сердца. Среди самых известных художников-соцреалистов особо выделяются:
Соцреализм, несмотря на противоречивые оценки искусствоведов, в большинстве стран бывшего СССР признается частью культурного наследия. Этот художественный метод давно утратил свою актуальность, хотя в Северной Корее он и сегодня считается единственным официальным стилем искусства.
Соцреализм
Социалистический реализм – направление в искусстве, утверждающее торжество коммунистических идей и прославляющее человека-труженика. В качестве основного художественного метода в литературе, живописи, кинематографе и других видах искусства соцреализм окончательно утвердился в начале 30-х годов прошлого века. В 1934 году на Первом Всесоюзном съезде советских писателей соцреализм был назван главным художественным методом.
Стремительное развитие экономики в СССР, рост революционного движения и распространение социалистической идеологии в других странах требовали правдивого и исторически конкретного отражения на художественных полотнах и страницах книг. Действенным инструментом для этого призваны были стать произведения социалистического реализма – живописные, скульптурные, поэтические и драматургические.
Черты социалистического реализма в искусстве
Зарождение социалистического художественного реализма связано с появлением рабочего класса на исторической арене. Советской власти для утверждения своих идей требовался мощный идеологический инструмент. Воздействовать на сознание пролетариата, поощрять трудовой героизм Стаханова и веру в коммунистические идеалы государство поручило представителям интеллигенции – писателям, художникам, режиссерам.
Социалистический реализм и его черты легко распознавались по типичным сюжетам: воодушевленные лица рабочих, радостные пионеры и комсомольцы, энтузиазм субботников и спортивные успехи советских спортсменов. Абстракциям и метафорам нет места в художественных сюжетах: все предельно ясно, реалистично и однозначно. Светлые и красочные тона на полотнах, четкий и бескомпромиссный сюжет повествования, беспредельный оптимизм послевоенных кинолент заполонили выставочные залы, книжные полки и экраны кинотеатров.
Главными принципами произведений социалистического реализма были провозглашены народность, идейность и конкретность. Пейзажи и натюрморты наполнились идеологическим содержанием. Даже цветы в вазе не могли быть изображены увядшими или надломленными: только сочные цвета и жизнеутверждающие сюжеты, изобилие во всех своих проявлениях и энергичность персонажей могли сигнализировать о преимуществах социалистического образа жизни.
Ленинский лозунг «Искусство принадлежит народу!» стал активно внедряться в повседневную жизнь молодого советского государства. Деятели искусства стали заложниками «госзаказа»: они были вынуждены изображать ровно то, что хочет видеть государство. Прямых запретов или явных гонений творческие работники не испытывали, но и реализовать в полной мере свои таланты в разрез «генеральной линии партии» не могли. Только лишь соцреалисты были обласканы властью, – получали премии, награды, путевки в престижные санатории.
Соцреализм постепенно проникал во все виды искусства. Стихи и проза были насыщены плакатными лозунгами и персонажами с четко выраженным социалистическим мировоззрением. Живописные работы радовали глаз орденами и медалями передовиков производства, вдохновленными лицами советской молодежи.
Соцреализм в живописи
Монументализм и гиперболизация индустриальных пейзажей, подчеркнутое изобилие в натюрмортах, материальный напор в портретах – все эти приметы «тяжелой артиллерии» наглядно проявляются в произведениях художников соцреализма. Принципы народности, идейности и конкретности, провозглашенные Максимом Горьким в начале 30-х годов, продолжают оставаться неизменными и обязательными для художников послевоенного времени.
Небольшое отступление еще дозволено в лирических сюжетах: некий налет импрессионизма с его размытыми дождем силуэтами. В картине Юрия Пименова за рулем автомобиля сидит молодая женщина. Ее фигура изображена четко, хотя и со спины, а впереди расстилается «туманное будущее» с его новостройками, высотками и толпами нарядных людей… Такой художественный прием символизирует движение вперед и одновременно намекает на туманность перспективы.
Податливые, но талантливые деятели культуры умели находить компромисс между официальными требованиями власти и своими творческими предпочтениями. Они использовали скрытые метафоры или подобно Дейнеке умудрялись изображать полуобнаженную натуру в духе требований времени. Устремленность в коммунистическое будущее придавало картинам соцреализма некоторый футуристический вектор, что сглаживало однозначность и прямолинейность сюжета.
Не только в художественных полотнах соцреализма, но и в скульптуре доминирует монументализм, величие человека-воина и человека-труженика. И в многочисленных «девушках с веслом», расставленных во всех послевоенных парках культуры и отдыха, и в 90-метровом шедевре «Родина-мать зовет» (автор проекта Е. В. Вучетич) воплощена главная идея соцреализма – торжество социалистического образа жизни.
Главные художники соцреализма
Среди представителей социалистического реализма было немало талантливых творцов, настоящих мастеров своего дела. Они создавали нетленные шедевры по велению сердца, искренне веря в ложные коммунистические идеалы.
Среди признанных советских мастеров соцреализма можно выделить Александра Герасимова, Исаака Бродского, Александра Дейнеку. Культовая скульптура XX века, 24-метровый памятник «Рабочий и колхозница» (скульптор Вера Мухина) стала эталоном соцреализма и была растиражирована и установлена во многих городах СССР.
Постепенно на смену масштабным полотнам приходят камерные, семейные сюжеты. Меняется интонация художественного повествования: бравурные марши уступают место камерному семейному звучанию. Они по-прежнему наполнены социалистическим содержанием, но в уже более спокойном, «одомашненном» выражении.
Соцреализм как направление в живописи и искусстве в целом вполне можно было бы назвать положительным и прогрессивным явлением, соответствующим эпохе. Но при одном условии: если бы этот стиль не был единственно дозволенным на протяжении десятилетий.
Именно отсутствие альтернативы, гонение на все другие течения и направления в искусстве расшатывали изнутри монументальную конструкцию соцреализма. Начиная с 60-годов прошлого века новые художественные приемы и новые творцы начнут теснить тоталитарную утопию. Художники андеграунда пересмотрят сам вопрос о том, что такое искусство, и утвердят многообразие стилей и равноправие художественных методов.
Соцреализм
От Дейнеки до картины «Опять двойка»: какой стиль живописи создал Сталин
Фильм «Цирк» режиссера Григория Александрова заканчивается так: демонстрация, люди в белых одеждах с сияющими лицами шествуют под песню «Широка страна моя родная». Этот кадр через год после выхода фильма, в 1937-м, будет буквально повторен в монументальном панно Александра Дейнеки «Стахановцы» — разве что вместо чернокожего ребенка, который сидит на плече одного из демонстрантов, здесь на плечо стахановки посадят белого. А потом та же композиция будет использована в гигантском полотне «Знатные люди Страны Советов», написанном бригадой художников под руководством Василия Ефанова: это коллективный портрет, где представлены вместе герои труда, полярники, летчики, акыны и артисты. Такой жанр апофеоза — и он более всего дает зрительное представление о стиле, который практически монопольно господствовал в советском искусстве более двух десятилетий. Соцреализм, или, как назвал его критик Борис Гройс, «стиль Сталин».
Кадр из кинофильма Григория Александрова «Цирк». 1936 год Киностудия «Мосфильм»
Социалистический реализм сделался официальным термином в 1934 году, после того как Горький употребил это словосочетание на Первом съезде советских писателей (до этого были случайные употребления). Потом оно попало в устав Союза писателей, но объяснено было совсем невнятно и очень трескуче: про идейное воспитание человека в духе социализма, про изображение действительности в ее революционном развитии. Вот этот вектор — устремленность в будущее, революционное развитие — мог быть еще применен к литературе, потому что литература — временно́е искусство, в ней есть сюжетная последовательность и возможна эволюция героев. А как применить это к изобразительному искусству — непонятно. Тем не менее термин распространился на весь спектр культуры и стал обязательным для всего.
Главным заказчиком, адресатом и потребителем искусства соцреализма было государство. Оно рассматривало культуру как средство агитации и пропаганды. Соответственно, канон соцреализма вменял в обязанность советскому художнику и писателю изображать ровно то, что государство хочет видеть. Это касалось не только тематики, но и формы, способа изображения. Конечно, прямого заказа могло и не быть, художники творили как бы по зову сердца, но над ними существовала некая принимающая инстанция, и она решала, быть ли, например, картине на выставке и заслуживает ли автор поощрения или совсем наоборот. Такая властная вертикаль в вопросе о закупках, заказах и прочих способах поощрения творческой деятельности. Роль этой принимающей инстанции часто играли критики. Притом что никаких нормативных поэтик и сводов правил в соцреалистическом искусстве не было, критика хорошо ловила и транслировала верховные идеологические флюиды. По тону эта критика могла быть глумливой, уничтожающей, репрессивной. Она вершила суд и утверждала приговор.
Система госзаказа складывалась еще в двадцатые годы, и тогда главными наемными художниками были участники АХРРа — Ассоциации художников революционной России. Необходимость выполнять соцзаказ была записана в их декларации, а заказчиками были государственные органы: Реввоенсовет, Красная армия и так далее. Но тогда это заказное искусство существовало в разнообразном поле, среди множества совершенно других инициатив. Были сообщества совсем иного толка — авангардистские и не вполне авангардистские: все они конкурировали за право быть главным искусством современности. АХРР в этой борьбе победил, потому что его эстетика отвечала и вкусам власти, и массовому вкусу. Живопись, которая просто иллюстрирует и протоколирует сюжеты действительности, всем понятна. И естественно, что после принудительного роспуска всех художественных группировок в 1932 году именно эта эстетика сделалась основой социалистического реализма — обязательного к исполнению.
В соцреализме жестко выстроена иерархия живописных жанров. На ее вершине — так называемая тематическая картина. Это изобразительный рассказ с правильно расставленными акцентами. Сюжет имеет отношение к современности — а если не к современности, то к тем ситуациям прошлого, которые нам эту прекрасную современность обещают. Как и было сказано в определении соцреализма: действительность в ее революционном развитии.
В такой картине часто присутствует конфликт сил — но какая из сил правая, демонстрируется недвусмысленно. Например, в картине Бориса Иогансона «На старом уральском заводе» фигура рабочего находится на свету, а фигура эксплуататора-фабриканта погружена в тень; к тому же художник наградил его отталкивающей внешностью. В его же картине «Допрос коммунистов» мы видим только затылок белого офицера, ведущего допрос, — затылок жирный и складчатый.
Социалистический реализм
Социалисти́ческий реали́зм, соцреали́зм — основной художественный метод, использовавшийся в искусстве Советского Союза начиная с 1930-х годов, разрешенный, либо рекомендованный, либо навязываемый (в разные периоды развития страны) государственной цензурой, поэтому и тесно связанный с идеологией и пропагандой. Он был официально [источник не указан 251 день] одобрен с 1932 года партийными органами в литературе и искусстве. Параллельно ему существовало неофициальное искусство СССР.
Для произведений в жанре социалистического реализма характерна подача событий эпохи, «динамично изменяющихся в своём революционном развитии». Идейное содержание метода было заложено диалектико-материалистической философией и коммунистическими идеями марксизма (марксистская эстетика) во второй половине XIX—XX вв. Метод охватывал все сферы художественной деятельности (литературу, драматургию, кинематограф, живопись, скульптуру, музыку и архитектуру). В нём утверждались следующие принципы: [источник не указан 727 дней]
Содержание
История возникновения и развития
Термин «социалистический реализм» впервые предложен председателем Оргкомитета СП СССР И. Гронским в «Литературной газете» 23 мая 1932 года. Он возник в связи с необходимостью направить РАПП и авангард на художественное развитие советской культуры. Решающим при этом явилось признание роли классических традиций и понимание новых качеств реализма. В 1932—1933 Гронский и зав. сектором художественной литературы ЦК ВКП(б) В. Кирпотин усиленно пропагандировали этот термин.
На 1-м Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году Максим Горький утверждал:
Утверждать этот метод как основной государству потребовалось для лучшего контроля над творческими личностями и лучшей пропаганды своей политики. В предшествующий период, двадцатые годы существовали советские писатели, занимавшие порой агрессивные позиции по отношению ко многим выдающимся писателям. Например, РАПП, организация пролетарских писателей, активно занималась критикой писателей непролетарских. РАПП состоял в основном из начинающих писателей. В период создания современной промышленности (годы индустриализации) Советской власти необходимо было искусство, поднимающее народ на «трудовые подвиги». Довольно пёструю картину являло собой и изобразительное искусство 1920-х. В нём выделилось несколько группировок. Наиболее значительной была группа «Ассоциация художников революции». Они изображали сегодняшний день: быт красноармейцев, рабочих, крестьянства, деятелей революции и труда. Они считали себя наследниками «передвижников». Они шли на фабрики, заводы, в красноармейские казармы, чтобы непосредственно наблюдать жизнь своих персонажей, «зарисовывать» её. Именно они стали основным костяком художников «соцреализма». Намного тяжелее пришлось менее традиционным мастерам, в частности, членам ОСТ (Общество станковистов), в котором объединилась молодёжь, окончившая первый советский художественный вуз.
Горький в торжественной обстановке вернулся из эмиграции и возглавил специально созданный Союз писателей СССР, куда вошли в основном писатели и поэты просоветской направленности.
Характеристика
Определение с точки зрения официальной идеологии
Впервые официальное определение социалистического реализма дано в Уставе СП СССР, принятом на Первом съезде СП:
Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в её революционном развитии. Причём правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания в духе социализма.
Это определение и стало исходным пунктом для всех дальнейших интерпретаций вплоть до 80-х годов.
«Социалистический реализм является глубоко жизненным, научным и самым передовым художественным методом, развившимся в результате успехов социалистического строительства и воспитания советских людей в духе коммунизма. Принципы социалистического реализма …явились дальнейшим развитием ленинского учения о партийности литературы.» (Большая советская энциклопедия, 1947 [3] )
Ленин следующим образом выражал мысль о том, что искусство должно стоять на стороне пролетариата:
«Искусство принадлежит народу. Глубочайшие родники искусства могут быть найдены среди широкого класса трудящихся… Искусство должно быть основано на их чувствах, мыслях и требованиях и должно расти вместе с ними».
Принципы соцреализма
Метод включал в себя единство реализма и советской романтики, сочетая героическое и романтическое с «реалистическим утверждением подлинной правды окружающей действительности». Утверждалось, что таким образом гуманизм «критического реализма» дополнялся «социалистическим гуманизмом».
Государство давало заказы, посылало в творческие командировки, организовывало выставки — таким образом, стимулируя развитие необходимого ему пласта искусства.
В литературе
Писатель, по известному выражению Сталина, является «инженером человеческих душ». Своим талантом он должен влиять на читателя как пропагандист. Он воспитывает читателя в духе преданности партии и поддерживает её в борьбе за победу коммунизма. Субъективные действия и устремления личности должны были соответствовать объективному ходу истории. Ленин писал: «Литература должна стать партийной… Долой литераторов беспартийных. Долой литераторов сверхчеловеков! Литературное дело должно стать частью общепролетарского дела, „винтиками и колесиками“ одного единого великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса».
Литературное произведение в жанре соцреализма должно быть построено «на идее бесчеловечности любых форм эксплуатации человека человеком, разоблачать преступления капитализма, воспламеняя умы читателей и зрителей справедливым гневом, вдохновлять их на революционную борьбу за социализм». [источник не указан 727 дней]
Максим Горький, писал о социалистическом реализме следующее:
«Для наших писателей жизненно и творчески необходимо встать на точку зрения, с высоты которой — и только с её высоты — ясно видимы все грязные преступления капитализма, вся подлость его кровавых намерений и видно все величие героической работы пролетариата-диктатора».
«…писатель должен обладать хорошим знанием истории прошлого и знанием социальных явлений современности, в которой он призван исполнять одновременно две роли: роль акушерки и могильщика».
Горький считал, что главной задачей социалистического реализма является воспитание социалистического, революционного взгляда на мир, соответствующего ощущения мира.