что такое социализация и воспитание молодежи

Что такое социализация и воспитание молодежи

Ноздрина Тамара Михайловна
воспитатель
ГУО «Санаторный ясли-сад №17 «Солнышко»»

Молодечно, Республика Беларусь

Научный руководитель:
Самаль Елена Викторовна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
Российский государственный социальный университет (филиал в г.Минске)
Минск, Республика Беларусь

Социальное развитие личности осуществляется как процесс, направленный на одновременное развитие личностных качеств и освоение социальных ролей в различных сферах жизнедеятельности. Поэтому социализация личности является частью целостного процесса ее становления как социального субъекта. Общество, заботясь о самосохранении и стремясь обеспечить бесконфликтность жизнедеятельности, старается наделить молодое поколение навыками группового выживания, выработанными и устоявшимися именно в данном сообществе.

Молодежь – социально-демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливаются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в обществе [1]. Молодежь – это не только будущее, она «живое настоящее», и важно понять, насколько уже сегодня молодое поколение определяет содержание и характер будущего, насколько несет в себе «дух нового времени».

В этом аспекте, целью и назначением социализации является формирование молодого человека, живущего и действующего как элемент именно этого сообщества, несущего его признаки и обладающего его опытом.

Термин «социализация» обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация – процесс, играющий значительную роль в жизнедеятельности, как общества, так и личности, обеспечивающий самовоспроизводство общественной жизни. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни [2].

С точки зрения А.М. Караева, под социализацией можно понимать процесс усвоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, в конкретных социальных общностях. Ученый выделяет в социализации несколько аспектов. Социализация может быть представлена как процесс освоения социальных норм, становящихся неотъемлемой стороной жизни личности не в результате внешней регуляции, а вследствие внутренней необходимости следовать им. Это – один аспект социализации. Второй аспект касается характеристики ее как существенного элемента социального взаимодействия, предполагающего, что люди хотят изменить свой собственный имидж, улучшить представление о себе в глазах других, осуществляя свою деятельность в соответствии с их ожиданиями. Следовательно, социализация связана с выполнением социальных ролей личности [3].

Следовательно, можно сделать вывод, что социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Существует несколько подходов к выделению этапов социализации. Самый распространенный – выделение трех основных этапов социализации – дотрудовой, трудовой, послетрудовой (связанный с выходом человека на пенсию). Согласно второму – выделяется семь основных этапов: младенчество, детство, подростковый период, этап юности и выбора профессии, этап функционирования социально зрелой личности (от 20–25 до 35–40 лет), период от 35–40 до 55–65 лет, этап пенсионного возраста и отказа личности от активной профессионально-трудовой деятельности. Анализируя описание каждого из вышеперечисленных этапов, предложенного В.В. Касьяновым, В.Н. Нечипуренко, С.И. Самыгиным, мы можем видеть, что активно социализации молодежи наблюдается на четвертом и пятом этапе.

Четвертый этап имеет нижней границей подростковый возраст (13–14 лет) и характеризуется известной временной неопределенностью верхнего рубежа. В содержательном отношении это завершение учения и переход к профессионально-трудовой деятельности. У одних он происходит в 18 лет, у других – в 23–25 и даже позже. Основной формой деятельности продолжает оставаться образовательная, однако серьезную конкуренцию ей составляют досуговая деятельность и общение. Завершается половое созревание личности, и чаще всего начинается половая жизнь. В рамках именно этого этапа происходит выбор профессии, способа достижения карьеры, путей построения дальнейшей жизни, что имеет подчас решающее значение в процессе социализации. Создаются все условия для мировоззренческой рефлексии, адекватного осознания себя, своих способностей и предназначения. Рассматривая роль институтов социализации на этом этапе, необходимо отметить снижающееся значение семьи, сохраняющееся – учреждений образования и резко возрастающее – социальной микросреды, товарищеского окружения.

Пятый этап характеризуется высокой активностью личности в профессиональной сфере, созданием собственной семьи, превращением личности из «объекта» в «субъект» социализации. На этом этапе происходит полное раскрытие личностного потенциала, чему могут способствовать основные институты социализации: производственный (трудовой) коллектив, семья, средства массовой информации, образование и др. Ведущими формами деятельности, наряду с профессионально-трудовой, могут быть семейно-бытовая, образовательная, общественно-политическая, досуговая, деятельность общения [4].

Эти вышеописанные этапы соответствуют либо фазе начала трудовой деятельности, либо профессиональной подготовке к ней. Именно здесь у молодого человека формируется самосознание, социальное сознание и ценностные установки, которые будут определять траекторию личностного развития на протяжении последующей жизни.

В.Т. Лисовский обращает внимание на тот факт, что для этих этапов характерна большая роль воспитательного воздействия. Социализация молодежи – это объективный процесс ее вхождения в социальную сферу. В обществе существует институциональное, целенаправленное воздействие на молодежь в форме воспитания подрастающего поколения. Этот процесс осуществляется через систему различных социальных институтов, таких как государство, семья, школа, армия и ряда других. Отказ общества от целенаправленного проведения воспитательной функции через официальные институты приводит к деформации социализации, доминированию в ней адаптационного, т.е. приспособительного, аспекта [5]. Значение социальных институтов для процесса социализации молодых людей состоит, прежде всего, в том, что под их влиянием, в результате предлагаемых образцов поведения происходит усвоение тех или иных социальных ролей, норм, ценностей. В первую очередь, здесь наибольшее влияние на личность оказывают институты семьи, образования и воспитания.

Роль семьи в настоящее время особенно значительна, поскольку другие институты социализации не всегда выполняют свои функции. Вместе с тем, в реализации данной задачи семья сталкивается с трудностями, одной из которых является возросшая занятость родителей в сфере экономического и материального обеспечения потребностей членов семьи. Старшее поколение (дедушки и бабушки) не всегда способно в полной мере выполнять функции социализации, передавать свой накопленный жизненный опыт, культурные традиции и образцы поведения молодежи, поскольку резко изменившаяся социальная среда уже не обеспечивает жизнеспособности молодых поколений на основе социокультурного опыта прошлой эпохи. Молодежи самой приходится накапливать свой жизненный опыт в новых условиях, и нередко она является более приспособленной, чем старшие поколения.

По своему содержанию, процесс социализации молодого человека в семье направлен на освоение социальных ролей в семейно-бытовой сфере, включая национальные особенности выполнения этих ролей – детей, родителей и т.п. В семье закладываются основы знания национальной культуры: национального языка, фольклора и других проявлений народного художественного творчества. Поэтому, как указывает Б.А. Ручкин, при воспитании в семье следует уделять больше внимания участию молодежи в проведении народных праздников и национальных обрядов. Народные традиции, как правило, передаются от одного поколения другому в семье, при участии младших членов семьи в исполнении различных праздников и обрядов, в ходе чего младшие осваивают ритуально-знаковые действия, старшие передают им содержание и смысл осуществляемых действий. Так происходит укрепление внутрисемейных связей [6].

Система образования в социализации личности занимает особое место, поскольку она выступает как социальный институт, обеспечивающий становление целостной личности. Практически весь период взросления молодого человека, вплоть до его самостоятельного вступления в самостоятельную трудовую жизнь, проходит в образовательных учреждениях различного типа. Поэтому можно считать, что на определенном этапе основным социальным институтом, осуществляющим социализацию молодежи в сфере систематического освоения регионального компонента культуры, становятся общеобразовательные учреждения. Если в семье происходит освоение личностью социокультурных стандартов и общечеловеческих норм и ценностей, то в рамках институтов образования происходит освоение знания, аккумулированного в нем социального опыта, реализация способностей и дарований личности. В процессе социализации личности, на этапе подготовки к трудовой деятельности, осуществляемой, прежде всего в процессе образования и воспитания, формируются профессионально-значимые качества и социально-нравственные установки и ценности молодого человека, социально-психологические качества его личности [3].

Если рассматривать процесс становления молодежи по сферам ее включенности в жизнь общества, то одной из наиболее значимых сфер социализации молодежи является формирование гражданственности и патриотизма у молодого поколения. Взаимоотношения личности и социальной общности проявляются на разных уровнях и в различных аспектах. Каждый человек живет, будучи одновременно включенным в разные уровни социальных общностей: семьи, социально-профессиональной группы, города, республики и т.п. При этом он может в большей или меньшей степени ощущать себя членом той или иной общности. Поэтому степень проявления гражданственности и патриотизма у молодежи во многом определяется тем, в какой степени она чувствует свою причастность к данному государству [5]. Во многом это определяется и влиянием на социализацию СМИ.

Среди новых каналов социализации молодежи наибольшее значение приобретают СМИ и Интернет. В роли мощных каналов социализации выступают аудиовизуальный мир: телевидение, реклама, игровые технологии современных СМИ, а также деятельность радикально изменившихся социальных организаций. В противовес глобальным развиваются и усиливаются региональные и локальные традиции в современной духовной культуре подрастающих поколений, что необходимо учитывать в процессе работы с молодежью.

Таким образом, если мы хотим способствовать успешной социализации современной молодежи, соответствующей целям общественного развития, имеющей позитивно направленный вектор, необходимо, чтобы условия, создаваемые обществом для становления молодого человека, обеспечивали его социализацию во всех сферах общественного бытия, способствовали развитию творческого потенциала, формированию способностей и ориентировали на соответствующее физическое, психическое и нравственное развитие. Кроме того, социализация подрастающего поколения должна быть опережающей, учитывающей возможные в будущем изменения.

Литература:

1. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 267с.

2. Борисова, Л.Г. Социология личности / Л.Г. Борисова, Г.С. Солодова. – Новосибирск, 1997. – 427с.

3. Караев, А.М. Социализация молодежи: Методологические аспекты исследования/ А.М. Караев // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2005. – №3. – С.124-128.

5. Лисовский, В.Т. Социология молодежи: Учебное пособие / В.Т. Лисовский. – СПб., 1996. – 141с.

6. Ручкин, Б.А. Молодежь и становление новой России / Б.А. Ручкин // Социс.– 1998. – №5. – С.90-98.

Источник

Социализация и воспитание молодежи

(Выдержки из статьи) (1989 г.)

Увеличение объема и значимости межпоколенных различий неиз­бежно предполагает изменения содержания и стиля социализации детей и молодежи. Объем понятия «социализация» несколько шире, чем «вос­питание». Воспитание подразумевает прежде всего систему направлен­ных воздействий, с помощью которых индивиду пытаются привить ка­кие-то желаемые черты и свойства, тогда как социализация включает также ненамеренные, спонтанные влияния, посредством которых индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом соответ­ствующего общества

Читайте также:  Значение сна есть соленый огурец

Сталкиваясь с трудностями современного воспитания, многие пред­ставляют, что раньше все было проще, лучше и эффективнее. Однако стиль воспитания детей, его цели, институты, методы, достижения и не­удачи нельзя понять вне целостного образа жизни и культуры народа, общества. Здесь далеко не все зависит от свободного усмотрения. Между прочим, некоторая рассогласованность целей и результатов вос­питания — необходимое условие и предпосылка исторического разви­тия вообще. Если бы какому-то поколению взрослых удалось сформиро­вать детей целиком по своему образу и подобию, последующая история стала бы простым повторением пройденного.

Традиционные институты и методы воспитания были эффективны в передаче унаследованных от прошлого ценностей и норм, в частности, потому, что увязывались тесно с относительно неизменным способом ведения хозяйства, экологическими условиями и социальной структу­рой. Сколько-нибудь серьезное изменение социальной среды и рода занятий ставило традиционную систему воспитания в тупик, вызывало напряжение и неустойчивость.

Наряду с другими вопросами научно-техническая революция выдви­гает перед обществом необходимость уточнить сами критерии эффек­тивности воспитания. В прошлом старшие оценивали успешность своей воспитательной работы прежде всего по тому, насколько им удалось передать детям накопленные знания, умения, навыки, ценности. Детей готовили к жизни в обществе, которое — это молчаливо предполага­лось — в главных своих чертах будет похоже на тот мир, в котором жили их родители. Ныне положение меняется. Социальные изменения — научно-технические, культурные, бытовые — настолько быстры и значи­тельны, что никто уже не сомневается: сегодняшним детям предстоит жить в мире, существенно отличном от того, в котором живут их роди­тели и воспитатели. Поэтому и свою воспитательную работу мы должны оценивать не столько по тому, как нам удается передать молодым свои знания и убеждения, сколько по тому, сумели ли мы подготовить их самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни родительского поколения.

Проблема эта является мировой, глобальной. Во всех странах соци­ологи и экономисты констатируют колоссальный разрыв между расту­щей стоимостью образования (удлинение сроков обучения, рост его массовости, удорожание его технических средств) и его недостаточной социальной эффективностью, а также между формальным, техническим обучением, в ходе которого человек обладает некоей суммой знаний, и формированием культурной, творческой и социальной ответственности личности.

Воспитание в эпоху научно-технической революции должно быть прежде всего воспитанием самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности, которые друг без друга невозможны. Знаем ли мы, как этого достичь? В общем виде — да: самостоятель­ную, творческую личность формирует самостоятельная, творческая дея­тельность, т.е. самостоятельность.

Это не голословное утверждение, а научно доказанный факт. Уче­ные разных стран разными методами и на разном материале установи­ли: самоуправление, т.е. возможность проявить инициативу, собствен­ную мысль и независимость суждений в учебной деятельности, не толь­ко способствует развитию у школьников более творческого, гибкого, оригинального стиля мышления, но и повышает уровень их общей соци­альной самостоятельности и активности, а также степень психологичес­кой устойчивости.

Та же закономерность действует в трудовой деятельности взрослых. Чтобы труд, учеба или досуг помогали становлению самостоятельной творческой личности, они должны отвечать двум главным требованиям. Во-первых, деятельность должна быть содержательно сложной, интересной, требующей интеллектуального и эмоционального напряжения; во-вторых, быть достаточно самоуправляемой, воплощая тот принцип, который у нас сейчас провозглашен применительно к хозяйственной деятельности: жестко контролировать конечный результат, допуская вместе с тем ши­рокие вариации в способах его достижения. Только при этих условиях личность эмоционально вовлекается в деятельность целиком и берет на себя ответственность за ее результаты. Напротив, чрезмерная опека, мелочный внешний контроль, нивелирующий индивидуальность, снижают уровень социальной ответственности и благоприятствуют формированию иждивенческих установок умственного и социального потребительства Перестройка экономики неотделима от демократизации и развития об­щественного самоуправления.

♦ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

О Закон Российской Федерации «Об образовании» // Бюллетень Госу­дарственного комитета РФ по высшему образованию. 1996. № 2.

О Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. пособие. Екатеринбург: Деловая книга, 1996.

О Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: В 2 ч. Материалы экс­периментального курса. Ч. 1. Екатеринбург: Уральский госпедин­ститут, 1992.

О Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики (Курс лекций). Ч. 1. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

О Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учеб. пособие. М., 1997.

О Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. М.: Педагогика, 1982.

О Ильина Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1984.

О Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Вос­питание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитатель­ных систем. М.: Новая школа, 1996.

О Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. М.: Просвеще­ние, 1987.

О Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие. М.: Проме­тей, 1992.

О Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М.: Просвещение, 1981.

О Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса // А.С. Макаренко. Пед. соч.: В 8 т. М., 1983. Т. 1. С. 267-329.

image394

О Макаренко А. С. Педагогическая поэма // А.С. Макаренко. Пед. соч.: В 8 т. М., 1984. Т. 3.

О Макаренко АС. Проблемы школьного советского воспитания (лек­ции // Пед. соч.: В 8 т. М., 1984. Т. 4. С. 123-203.

О Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Пе­дагогика, 1984.

О Ободовский А.Г. Руководство к педагогике, или науке воспитания // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М., 1987.

О Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Роспедагентство, 1996. О Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. О Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шия-

нов. М.: Школа-Пресс, 1997. О Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. М.: Педагогика, 1987. О Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. О Поляков С.Д. О новом воспитании: очерки коммунарской методики. М.: Знание, 1990.

О Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной моно­графии с элементами учебного пособия и научной фантастики. М.: Новая школа, 1996. О Психология развивающейся личности / Под ред. А.В.Петровского.

М.: Педагогика, 1987. О Редким П.Г. На чем должна основываться наука воспитания // Анто­логия педагогической мысли России первой половины XIX в. М„ 1987. С. 373-385. О Слободников В. И., Исаев Е.И. Основы психологической антрополо­гии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. Пособие. М.: Школа-Пресс, 1995. О Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников.

М.: Педагогика, 1986. О Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // В.А. Сухомлинский.

Избр. пед. соч.: В 3 т. М., 1979. Т. 1. С. 267-538. Q Харламов И.Ф. Педагогика. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1990.

Тема Q

♦ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭТОЙ ТЕМЫ:

• вы узнаете о том, что такое педагогический процесс, каковы его основные функции; • выявите важнейшие закономерности

организации и осуществления педагогического

• определите его структуру; • проанализируете основные компоненты педагогического процесса: цель, задачи, содержание, характер воспитательного взаимодействия участников, формы, методы, средства и условия организации и осуществления;

• выполните комплекс заданий для самостоятельной работы.

image396

ЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС — специально организо­ванное, развивающееся во времени и в рамках определен­ной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и вос­питанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

image398

Педагогический процесс — главная структурная единица про­цесса воспитания; особенность его состоит в том, что он конкре­тизирует систему педагогического взаимодействия воспитателей и воспитанников: если понятие процесс воспитания включает в себя всю совокупность целенаправленных формирующих влияний на личность, то понятие педагогический процесс отражает систему преднамеренно организованных воспитательных взаимодействий.

♦ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Педагогический процесс происходит в рамках определенной воспитательной системы. В настоящем пособии мы будем рас­сматривать в качестве базовой — воспитательную систему обще­образовательной школы.

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 358 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Проект на тему Социализация молодежи

1.1. Социализация: понятие и сущность…………………………..

1.2. Молодежь как социальная группа…………………………

1.3. Факторы, влияющие на социализацию молодежи……………..

1.4. Проблемы социализации молодежи……………………………….

2.1. Проблемы социализации молодежи Алапаевского района.

2.2. Пути решения проблем социализации молодежи Алапаевского района.

Мир молодежи — особый мир, познать который стремятся ученые разных областей научного знания — психологии, педагогики, демографии, права, политологии, философии, социологии, истории, культурологии, социальной психологии и др.

Молодежью принято считать людей, чей возраст находится в рамках от 15 до 30 лет. Причем, с одной стороны они еще не имеют социального статуса взрослого, а с другой стороны и детьми их уже не назовешь. Из-за этого положение молодежи является неопределенным в обществе, что рождает множество проблем разного характера.

Процесс включения личности в сферу социальных отношений, то есть процесс социализации в рамках данного возрастного периода – это «больная мозоль» всего общества в целом. От того насколько благополучно складывается процесс социализации молодого поколения зависит не только жизнь отдельно взятого индивида, но и всего общества в целом.

Современное общество ещё не осознало ни масштабов данной проблемы, ни её мощи, хотя не раз уже испытало беспокойство и озабоченность по поводу отдельных её проявлений. Все это обуславливает актуальность данной темы.

В данной работе были поставлены следующие задачи:

— проанализировать литературу по вопросам процесса социализации и её особенностей в среде молодёжи;

— изучить общую характеристику социализации и молодежи, как социальной группы;

— рассмотреть особенности и проблемы социализации современной молодёжи;

— найти пути решения проблем социализации молодежи.

Объектом исследования данной работы является процесс социализации.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, анкетирование

1.1. Социализация: понятие и сущность.

Понятие «социализация» имеет множество определений, широко употребляется в науке. Единого толкования не имеет. Термин заимствован из политэкономии, где имел значение «обобществления» земель, средств производства.

Автором термина «социализация» применительно к человеку является американский социолог Франклин Г. Гидингс, который в 1887 году в книге «Теория цивилизаций» употребил его в значении, близком к современному – «развитие социальной природы или характера индивида», «подготовка человеческого материала к социальной жизни [1].

Американский социолог Нейл Смелзер определяет социализацию как «процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям» [3].

Польский социолог академик Ян Щепанский определил социализацию как «влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей».

Читайте также:  Гадания во сне перед рождеством

В различных словарях социализация определяется как:

1) «процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит».

2) «как процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта.

3) «процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе».

4) как «сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности»[.

5) Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе.

Таким образом, социализация личности представляет собой сложный процесс взаимодействия индивида с социальной средой, в итоге которого формируются качества человека как полноценного субъекта социальных отношений. Социализация, следовательно, выступает как процесс и как результат усвоения социального опыта на основе общения и деятельности индивидов.

Необходимость социализации обусловлена двумя причинам:

2. Социокультурные причины. Необходимость социализации обусловлена также рамками культуры данного общества, которая требует формирования у человека определенных, важных именно для данного социума качеств. Так, у американцев ценится прагматизм, деловая активность, независимость, свобода и пр. именно эти качества формируются у американцев с помощью разных институтов и многообразными средствами. Таким образом, культура определяет направленность социализации и ее методы. [12]

Социализация является непрерывным процессом и происходит в течение всей жизни человека. Вместе с тем имеются значительные различия социализации в детстве, молодости, в зрелом и пожилом возрасте.

Выделяют следующие этапы социализации.

1. младенчество (от рождения до 1 года),

2. раннее детство (1-3 года),

3. дошкольное детство (3-6 лет),

4. младший школьный возраст (6-10 лет),

5. младший подростковый (10-12 лет),

6. старший подростковый (12-14 лет),

7. ранний юношеский (15-17 лет),

8. юношеский (18-23 года) возраста,

9. молодость (23-30 лет),

10. раннюю зрелость (30-40 лет),

11. позднюю зрелость (40-55 лет),

12. пожилой возраст (55-65 лет),

13. старость (65-70 лет),

Существуют различные периодизации, и приводимая выше не является общепринятой. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения.

Особенности социализации взрослых: социализация взрослых выражается, главным образом, в изменении их внешнего поведения, тогда как детская социализация формирует базовые ценности и нормы поведения. Взрослые способны оценивать нормы, тогда как дети только усваивают их.

Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Только включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации.

Таким образом, в содержание понятия «социализация» входит:

— усвоение социальных норм, умений, стереотипов;

— формирование социальных установок и убеждений;

— вхождение индивида в социальную среду;

— приобщение индивида к системе социальных связей;

— самоактуализация Я личности;

— усвоение индивидом социальных влияний;

— социальное обучение принятым в обществе формам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами.

1.2. Молодежь как социальная группа.

Впервые категорию молодёжь стали выделять социологи в 60-е годы. Они увидели в молодёжи присущие только ей социальные черты, специфические интересы, ценности, нормы поведения и проблемы. Постепенно в 70-е годы формировался более широкий взгляд на эту социально-демографическую группу. Понятие «молодёжь» было впервые дано в 1968 году. Как часть общества, молодёжь является предметом изучения многих социальных наук: философия, психология, педагогика, социология, демография, политика, право, история.[5]

Естественно, в каждой из этих наук в понятие «молодёжь» вкладывается своё содержание. В последние годы с изменением общенаучного подхода возникла потребность в целостном подходе молодёжи. Возрастная терминология относительно молодёжи никогда не была однозначной. Важной деталью является то, что возрастные категории обозначали не столько хронологический возраст, сколько его общественное положение, социальный статус.

Полное определение было дано И.С. Коном: “ Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанные с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации”. Это определение получило всеобщее признание среди российских ученых.

Что касается верхних границ, то на современном этапе развития России вряд ли можно отнести к молодежи людей в возрасте 33-40 лет. Т.е. социальные трансформации XXI века предопределили поэтапное снижение возрастных характеристик юношества.

В зарубежной науке молодежный возраст чаще всего ограничивают более низкими рамками. Так, британский исследователь К. Вильямс считает возрастом молодежи период от 13 до 19 лет. В отечественной социологической и психологической литературе представление о молодежи как возрастной группе во многом определяется, однако не исчерпывается, его толкованием в зарубежных теориях молодежи. Эту особенность в методологических основаниях дефиниции понятия «молодежь» показал еще В.Н. Боряз в ходе их скрупулезного анализа. Специфика социологического подхода здесь нередко понимается как социальная интерпретация возрастных характеристик молодежи [7].

Молодость — это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведения.

Молодость является определенной фазой, этапом жизненного цикла человека и биологически универсальна.

Особенности социального положения молодежи

— Высокий уровень мобильности.

— Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.

— Активный поиск своего места в жизни.

— Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.

Молодежь — это наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерантности (от лат. tolerantia — терпение); стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической молодежной субкультуры.

Возрастные границы данной социальной группы размыты. Нижняя возрастная граница определяется, в частности тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и открывается доступ к трудовой деятельности. Верхней границей является возраст достижения трудовой и социальной стабильности (экономическая самостоятельность, профессиональное самоопределение), создание семьи, рождение детей.

Находясь на переходной стадии от мира детства к миру взрослых, молодое поколение переживает важнейший этап в своей жизни –социализации.

Типичным для молодежи является объединение в неформальные группы, которые характеризуются следующими признаками:

— возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации;

— самоорганизация и независимость от официальных структур;

— обязательные для участников и отличающиеся от типичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищенности и престижной самооценки);

— относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп;

— выражение иных ценностных ориентации или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;

— атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.[7]

Ускорение темпов развития общества обусловливает возрастание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.

1.3. Факторы, влияющие на социализацию молодежи.

— макрофакторы (космос, планета, мир, страна) которые влияют на социализацию всех жителей планеты или больших социальных групп, например, жителей одной страны;

— мезофакторы – условия социализации больших социальных групп как реальных (народ, нация, класс), так и номинальных (зрительская аудитория);

— микрофакторы – явления, оказывающие прямое влияние на социализацию личности (семья, группа сверстников, организация и т.д.).

Макрофакторы влияют на всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах. [8]

На развитие человека оказывает влияние географический фактор (природная среда). В 30-е годы XX века В. И. Вернадский констатировал начало нового этапа развития природы как биосферы, который получил название современного экологического кризиса (изменения в динамическом равновесии, опасные для существования всего живого на земле, включая человека). В настоящее время экологический кризис приобретает глобальный и общепланетарный характер, прогнозируется наступление следующего этапа: либо человечество активизирует взаимодействие с природой и сможет преодолеть экологический кризис, либо погибнет. Чтобы выйти из экологического кризиса, необходимо изменить отношение каждого человека к окружающей среде.

На социализацию подрастающего поколения влияют качественные характеристики полоролевой структуры общества, которые определяют усвоение представлений о статусном положении того или другого пола. Например, равенство полов в Европе и патриархат в ряде обществ Азии и Африки.

Различные социальные слои и профессиональные группы имеют разные представления о том, какой человек должен вырасти из их детей, то есть вырабатывают специфический стиль жизни. Верхний слой — политические и экономические элиты; верхний средний — собственники и менеджеры крупных предприятий; средний — предприниматели, администраторы социальной сферы и пр.; базовый — интеллигенция, работники массовых профессий в сфере экономики; низший — неквалифицированные работники государственных предприятий, пенсионеры; социальное дно. Ценности и стиль жизни тех или иных слоев, в том числе и криминальных, могут становиться для детей, чьи родители к ним не принадлежат, своеобразными эталонами, которые могут влиять на них даже больше, чем ценности того слоя, к которому принадлежит их семья.

Государство можно рассматривать с трех сторон: как фактор стихийной социализации, так как характерные для государства политика, идеология, экономическая и социальная практика создают определенные условия для жизни его граждан; как фактор относительно направляемой социализации, так как государство определяет обязательный минимум образования, возраст его начала, возраст вступления в брак, сроки службы в армии и т. д.; как фактор социально контролируемой социализации, так как государство создает воспитательные организации: детские сады, общеобразовательные школы, колледжи, учреждения для детей, подростков и юношей с существенно ослабленным здоровьем и др.

Этническая или национальная принадлежность человека определяется прежде всего языком, который он считает родным, и культурой, стоящей за этим языком. У каждого народа существует своя географическая среда обитания, оказывающая специфическое влияние на национальное самосознание, демографическую структуру, межличностные отношения, образ жизни, обычаи, культуру.

Этнические особенности, связанные со способами социализации, подразделяются на витальные, то есть жизненно важные (способы физического развития детей — вскармливание ребенка, характер питания, охрана здоровья детей и др.) и ментальные, то есть духовные (менталитет — совокупность установок людей к определенному типу мышления и действия).

Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образа жизни: в жизненном укладе сел силен контроль за поведением человека, характерна открытость в общении; город предоставляет личности возможность широкого выбора групп общения, системы ценностей, стиля жизни, многообразные возможности для самореализации; результатом социализации подрастающего поколения в поселках является усвоение опыта, созданного в них из традиционного бытия, свойственного селу, и норм городского образа жизни.

Читайте также:  Ключ с номером во сне

Основные функции средств массовой коммуникации: поддержание и укрепление общественных отношений, социальное регулирование и управление, распространение научных знаний и культуры и т. д. СМИ выполняют социально-психологические функции, удовлетворяя потребность человека в информации для ориентировки в социуме, потребность в связях с другими людьми, в получении человеком информации, подтверждающей его ценности, идеи и взгляды.

Общество всегда обеспокоено тем, чтобы темпы социализации подрастающего поколения не отставали от темпов и уровня развития самого общества, осуществляет данный процесс через институты и агентов социализации (общепринятые нормы, семья, а также государственные и общественные учреждения и организации).

Ведущая роль в процессе наряду с семьей принадлежит образовательным учреждениям — детским садам, школам, средним и высшим учебным заведениям. Непременным условием также является его общение со сверстниками, которое складывается в группах детского сада, школьных классах, различных детских и подростковых объединениях. Учителя являются агентами социализации, ответственными за обучение культурным нормам и усвоение ролей.

Таким образом, социализация молодежи осуществляется под общим воздействием социальных (прежде всего, обще молодежных), экономических, культурно-образовательных и демографических процессов, происходящих в обществе.

1.4. Проблемы социализации молодежи в современных условиях

Выделяют три основных направления проблем социализации:

Социально-психологические проблемы связаны со становлением самосознания молодых людей, их самоопределением, самоактуализацией, самоутверждением и саморазвитием. На этапе молодости эти проблемы социализации имеют особое, специфическое содержание, появляются разные способы их решения.

Естественно-культурные проблемы также оказывают влияние на процесс социализации молодежи в современном Российском обществе. Его содержание связано с достижением человеком определенного уровня физического и сексуального развития. Проблемы эти часто касаются региональных различий, поскольку темпы физического и полового созревания могут заметно разниться. Естественно-культурные проблемы социализации могут затрагивать также вопросы формирования эталонов мужественности и женственности в различных культурах, этносах, регионах.

Социально-культурные проблемы социализации имеют своим содержанием приобщение личности к определенному уровню культуры, к той или иной совокупности знаний, умений и навыков.

Все перечисленные проблемы социализации и их решения являются объективной необходимостью для личности. В случае осознания таких проблем она вполне способна их плодотворно решать конечно, при наличии необходимых объективных предпосылок для этого.

Одиночество может становиться следствием еще одной проблемы, набирающей обороты в молодежной среде и тормозящей процесс социализации, проблемы возрастания случаев суицида. Исследования показывают, что на подобное решение молодых людей толкает отсутствие доверительных отношений с семьей и сверстниками. Все это говорит о низкой способности к адаптации современной молодежи, что затрудняет освоение ими социального пространства. Россия сохраняет лидирующее место по смертности от самоубийств, несчастных случаев и других внешних воздействий [11].

Обозначенный круг проблем социализации молодого поколения лишь приблизителен. Он может включать и другие проблемы, но не обязательно, что каждый молодой человек столкнется со всеми вышеперечисленными проблемами. Возникающие трудности в процессе социализации и пути их решения зависят от индивидуальности каждого члена общества, его воспитания, психологической устойчивости, взаимодействия с социальным окружением и множества других факторов.

Таким образом, выявление проблем социализации молодежи в современном социуме поможет избежать проблем в развитии государства и общества в целом. Ведущее положение в решении данных проблем занимают органы государственной власти и общественные объединения. Целью их деятельности является успешное формирование зрелой личности с правильными жизненными установками, обладающей самостоятельностью, ответственностью, активностью и независимостью, успешно преодолевшую процесс социализации.

Глава II . Выявление проблем социализации молодежи и пути их решения.

2.1. Проблемы социализации молодежи Алапаевского района.

В первой главе были выделены следующие проблемы, ухудшающие процесс социализации современной молодежи:

1. нежелание подчиняться социальным нормам и правилам;

2. ухудшение уровня и качества жизни молодых россиян;

3. трудности в получении образования;

4. изменения образа жизни молодежи и брачно-семейных отношений;

5. проблема одиночества;

5. социальные болезни (алкоголизм, наркомания и т.д.);

6. незащищенность молодежи в сфере труда и занятости.

Докажем на практике некоторые из этих проблем. Для начала были определены основные характеристики испытуемых для дальнейшего удобства исследования: В анкетировании приняли участие 175 человек поселка Асбестовского, а также других населенных пунктов Алапаевского района возрастной категории от 14 до 30 лет, имеющие разный социальный статус (Приложение 1). Итак, среди испытуемых оказались:

Ученики основной школы – 64

Студенты (среднее профессиональное образование) – 35

По данным анкет (Приложение 1,2) были выявлены следующие результаты:

Основными проблемами молодежи, большинство опрошенных, считает социальные болезни – алкоголизм, наркоманию, курение, а так же, ухудшение уровня жизни населения и безработицу, учитывая, что главная цель молодого поколения – устройство на хорошо оплачиваемую работу и получение хорошего образования.

Виноваты в проблемах молодежи, по мнению большинства, государство и общество.

Выявляя причины проблем социализации работающей и неустроенной молодежи, были получены следующие результаты:

Опрошено – 71 человек, женщины – 28, мужчины – 43.

2. Какое у вас образование?

3. Почему у вас нет высшего образования?

4. вам нравится ваша работа? (если не работаете – пропустите)

5. Вы работаете по специальности? (если не работаете – пропустите)

6. если не работаете, укажите причину:

В. нет возможности – 11

7. как часто вы употребляете спиртные напитка?

8. Как вы относитесь к запрещенным препаратам?

9. как вы оцениваете свое состояние здоровья?

10. Ваш уровень дохода:

11. Кто, по вашему мнению, виноват в ваших проблемах?

Выводы по анкете следующие:

1. основная масса опрошенных не имеет высшего образования и возможности его получить у них так же нет;

2. среди работающих большинство не удовлетворены своей работой и работают они не по специальности;

3. основная причина безработицы – это отсутствие работы;

4. больше половины опрошенных в возрасте от 18 до 30 лет злоупотребляют спиртными напитками;

5. большинство опрошенных оценивают свой уровень дохода как недостаточный для нормальной жизни, так как приходится экономить;

6. в своих проблемах основная масса опрошенных обвиняет общество и государство.

2.2. Пути решения проблем социализации молодежи Алапаевского района.

Поиск путей решения проблем социализации молодежи является одной из важнейших задач современного общества. Многое, конечно, зависит от государства. В данном случае, проанализированные ситуации, требуют так же вмешательства государства. Мы не сможем повлиять на количество бюджетных мест в высших учебных заведениях и оплату за образование. Мы не сможем повлиять на расписание общественного транспорта, так как транспортные предприятия запустили бы дополнительные маршруты, если бы им было выгодно. Раз этого ничего нет, значит, на то есть веские причины.

Что же тогда делать? Все проблемы социализации молодежи вытекают одна из другой. Образование зависит от уровня доходов населения, а те в свою очередь зависят от наличия работы.

В сложившейся ситуации молодое поколение испытывает духовное опустошение, разочарование, чувство бессмысленности и бесперспективности.

В этом случае следует менять мировоззрение, понимание проблемы. Как говорится, безвыходных ситуаций не бывает. Многие люди живут, и достаточно неплохо живут, в столь сложных условиях. Как у них это получается? Был найден такой ответ на этот вопрос – люди занимаются тем, что создают оригинальные вещи своими руками. Есть несколько примеров в подтверждение этому:

— Лиза Андреева, на данный момент ученица 5 класса школы №5 г. Алапаевск. Уникальный ребенок с редким заболеванием, в простонародье «хрустальный ребенок», зарабатывает себе на лечение тем, что плетет из бисера замечательные изделия. Мама Лизы утверждает, что у нее их активно покупают и заказывают.

— ученица 4 школы, вернее, ее уже выпускница – изготавливает на заказ замечательные шкатулки в виде кукол. Говорит, хотелось бы делать больше, но не успевает – заказов на месяц вперед.

Большой спрос есть и на картины, развивающие книжки для малышей, гардины, столы, шторы, игрушки и многое другое, что отличается оригинальностью.

Из этого напрашивается вывод, что можно решить проблему социализации молодежи на местном уровне хотя бы частично. Что для этого можно сделать:

Все эти мероприятия нужно проводить с самого раннего возраста и, если они не помогут создать им в будущем свой бизнес, то хотя бы для себя они научатся что-то делать и окружать себя прекрасными вещами.

При изучении данной темы были сделаны следующие выводы:

В его понятие входят:

— усвоение социальных норм, умений, стереотипов;

— формирование социальных установок и убеждений;

— вхождение индивида в социальную среду;

— приобщение индивида к системе социальных связей;

— самоактуализация Я личности;

— усвоение индивидом социальных влияний;

— социальное обучение принятым в обществе формам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами.

2. Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Ее возрастные границы определены 15-30 годами.

3. Социализация молодежи осуществляется под общим воздействием социальных (прежде всего, обще молодежных), экономических, культурно-образовательных и демографических процессов, происходящих в обществе.

4. к проблемам, ухудшающим процесс социализации молодежи относятся нежелание подчиняться социальным нормам и правилам, ухудшение уровня и качества жизни молодых россиян, трудности в получении образования, изменения образа жизни молодежи и брачно-семейных отношений, проблема одиночества, социальные болезни (алкоголизм, наркомания и т.д.), незащищенность молодежи в сфере труда и занятости.

С помощью проведенных исследований были доказаны такие проблемы социализации современной молодежи, как трудности получения образования, ухудшение уровня жизни молодого поколения, а так же его незащищенность в сфере труда и занятости.

Предложены так же пути решения доказанных проблем такие как:

— учить детей творчеству и нестандартному мышлению;

— с детства прививать трудовые навыки и уважение к труду;

— вести в школе кружки вязания, выжигания, резьбы по дереву, дизайнера и т.д.;

— учить продвигать себя, свой труд и свою личность в жизни;

— ввести в школах факультативы, помогающие самоопределению в жизни;

— учить детей навыкам общения и взаимодействия с людьми и обществом в целом (проблема одиночества в современном мире так же очень актуальна);

— приобщать детей к прикладному искусству и культуре своих предков.

— ввести дополнительные уроки трудов, связанных с прикладным искусством.

Задачи, поставленные, вначале исследовательской работы выполнены, цель достигнута.

Источник

DACHARAI - самый большой ресурс для садовода
Adblock
detector