что такое социализация каковы ее этапы

Содержание

Социализация личности: коротко о главном

119nСоциализация личности – процесс интеграции человека в социальную систему путём овладения нормами, правилами, навыками и знаниями, которые помогут ему нормально функционировать в обществе. Если поведение животных обусловлено инстинктами, то человеку для нормальной жизнедеятельности необходима социализация.

На онлайн-программе «Самопознание» вы сможете узнать свои особенности, сильные и слабые стороны и скорректировать вектор своего развития.

Типы и фазы социализации

Есть два базовых типа социализации:

Также выделяют дополнительные типы социализации:

Что же касается фаз, то основные фазы социализации личности таковы:

Кроме того, в процессе социализации человек проходит еще и несколько стадий.

Стадии процесса социализация личности по Эриксону

Эрик Эриксон – известный психолог в сфере психологии развития и психоаналитик. Согласно его, есть следующие стадии процесса социализации:

Младенчество (от рождения до полутора лет). На самой ранней стадии социализации происходит формирование базового доверия к миру. Главную роль в этом играет мать ребёнка, и динамика развития доверия зависит именно от неё. Если общения с матерью будет слишком мало, произойдёт замедление психологического развития ребёнка.

Раннее детство (от 1,5 до 4 лет). Происходит формирование независимости и автономности ребёнка. Ребёнок начинает ходить, уже сам может убирать за собой игрушки и т.д. Родители постепенно приучают ребёнка к опрятности и аккуратности.

Детство (от 4 до 6 лет). В процессе игры у ребёнка формируется чувство предприимчивости и инициативности, он развивает своё творческое начало, память, логическое мышление, получает представления о взаимодействии людей между собой. Он активно расширяет область своих знаний о мире. Если лишить ребёнка возможности развиваться и социализироваться через игру, это отразится пассивностью, безынициативностью и неуверенностью в себе в будущем.

Младший школьный возраст (от 6 до 11 лет). На этой стадии социализация происходит уже не только при участии родителей. Школа приобщает ребёнка к нормам поведения, а в общении с одноклассниками он получает необходимый ему социальный опыт. Успех или неуспех в учёбе может отразиться на дальнейшем развитии личности. Если, например, ребёнку не даётся учёба, а вместо помощи он получает от учителей и родителей упрёки, это может привести к неуверенности, потере интереса к учёбе и даже чувству неполноценности.

Отрочество (от 11 до 20 лет). На этой стадии индивид сильно озабочен тем, как он выглядит в глазах окружающих его людей. Отчасти это связано с половым созреванием. Перед подростком появляется необходимость самоопределиться и найти своё профессиональное призвание

Юность (от 21 года до 25 лет). Человек ищет спутника жизни, активно взаимодействует с другими людьми, особенно внутри своей социальной группы. Появляются чувства близости и единства с другими людьми, нередко индивид начинает идентифицировать себя с социальной группой. В то же время из-за кризиса идентичности человек часто чувствует себя одиноким и изолированным.

Зрелость (от 25 до 55-60 лет). Человек вкладывает себя в любимое дело, развивает чувство идентичности. Большое значение имеет взаимодействие с другими людьми, особенно с детьми.

Старость (от 55-60 лет до смерти). Для этой стадии характерны переосмысление своей жизни и размышления о прожитых годах. Человек понимает, что жизнь подходит к концу. В связи с этим он может отстраниться от происходящего вокруг него.

Конечно же, данная тема намного шире и интереснее, и в рамках одной статьи вряд ли удастся сказать обо всем. Однако сказанного уже вполне достаточно, чтобы составить представление о социализации, а также сделать определенные выводы о своем развитии и развитии своих детей.

Надеемся, эта статья была вам полезна. Желаем успехов!

Источник

Что такое социализация каковы ее этапы

Взаимодействие людей в обществе – тема, достаточно актуальная в наше время. В связи с этим каждому из нас необходимо знать, что такое социализация и какое значение она имеет в жизни.

Определение социализации

Прежде чем рассуждать об этой теме, следует уяснить, что такое социализация как таковая.

Ещё одно, «неофициальное» определение гласит, что социализация – это то, что позволяет человеку жить в гармонии с окружающим миром. Как же достигается эта гармония?

Человек – единственное существо, которое, скажем так, не рождается самим собой. Любое животное при рождении принадлежит к определённому виду – тому же, к которому принадлежали его родители. И только человек для получения признаков, присущих его виду, обязан проходить долгий и сложный процесс социализации, отдельные формы которой протекают на протяжении всей его жизни. В самом деле, если новорождённого оставить в лесу и там он случайным образом выживет, то он не научится ни говорить, ни строить, ни даже охотиться. Определённые формы обучения, конечно, имеются и у многих животных, но они имеют место лишь непродолжительное время; животное, не прошедшее «социализацию», всё равно имеет большие шансы выжить и дать потомство, поскольку базовые навыки заложены у него в инстинктах. Долгая и сложная социализация наблюдается лишь у высших приматов, что доказывает, что это явление возникло не внезапно, а досталось нам от животных предков и в течение тысячелетий эволюционировало.

Виды социализации

Социализация – процесс непростой, даже противоречивый. В процессе своего развития индивид знакомится как со всем человечеством в целом, так и с отдельными группами людей, имеющими свои собственные правила, цели и установки.

Поэтому специалисты выделяют несколько видов этого явления:

Этапы социализации

Социализация – сложный и постепенный процесс, проходящий в несколько этапов. Первым делом должна наступить социальная адаптация. Так называют активное приспособление индивида к условиям социальной среды, в которой он оказался. Считается, что адаптация проходит на трёх уровнях – физиологическом, психологическом и социальном.

1556797084 2

На физиологическом этапе человек изучает новую для себя обстановку, вступает в новые социальные связи и изучает свои возможности, которые помогут ему самореализоваться в данной социальной группе. В это время индивид активно общается и привыкает жить по новым правилам, после чего пытается приложить собственные усилия для достижения результатов, актуальных для данного коллектива.

На этапе индивидуализации человек уже прочно осознаёт себя как единицу общества. Происходит формирование, собственно, личности – индивида, имеющего свои убеждения, способности, навыки, свою оценку происходящего. Если на первом этапе социализации он учится быть во всём похожим на других, то на следующей стадии он пытается стать непохожим на других, имеющим свои особенности, которые, однако, входят в общую систему ценностей и регулируются ею.

Впрочем, индивидуализация – довольно субъективный процесс. Усвоение общих правил и общего опыта и самореализация в социальной группе происходят у каждого человека по-разному. Одни, например, принимают решение стать как можно более конформными, то есть во всём следовать нормам и правилам; такая педантичность у иных личностей доходит до абсурда. Другие же при социализации преодолевают стереотипы, нарушают определённые правила и ведут себя нестандартно, обеспечивая, однако же, общее развитие группы. Наконец, третьи разрушают самые основы данной социальной группы, в результате чего происходит либо её распад, либо изгнание из группы данного индивида.

Следующий этап социализации – интеграция. Этот термин пришёл в социальную науку из точных и естественных дисциплин – математики, биологии, физики; и означает он процесс принятия личности другими членами социальной группы. Общество достигает некоторого консенсуса – соглашается по меньшей мере «терпеть» новичка, обещающего жить хотя бы по базовым общим правилам и не мешать другим. Более успешная интеграция происходит в том случае, если новичок чем-то полезен данной социальной группе; этому индивиду общество даже готово прощать определённые «слабости» и несоответствия.

Следует заметить, что полное отсутствие каких-либо несоответствий в социализации нежелательно, по крайней мере, в развитых обществах. Абсолютный конформизм обычно воспринимается как одна из форм девиантного поведения, ибо конформист ничего полезного не приносит обществу. Основная часть той или иной социальной группы обладает определённой «степенью свободы», но так, чтобы не нарушать устои этой группы. Однако в неразвитых, примитивных обществах абсолютный конформизм приветствуется; в таких обществах малейшее отклонение от нормы, даже если оно полезно для всей группы, преследуется и устраняется. В таких обществах каждый человек обязан ложку за обедом держать в строго определённой руке, вставать с постели со строго определённой ноги, жевать пищу со строго определённой скоростью движения челюстей и т. д. Примером подобного общества может служить население Гаити – одной из беднейших стран мира. В развитых обществах правила и нормы воспринимаются лишь как средство, способствующее организации всех членов группы в систему; а в примитивных обществах нормы и правила – это самоцель, и социализация сводится к их зазубриванию.

Читайте также:  что такое постоянство внутренней среды организма

Стадии социализации личности

Замечено, что одна из главных целей социализации – преодоление своего эгоцентризма. Вхождение в любую социальную группу требует понимания того, что «ты не один». Это и считается одним из признаков взросления. Известно, что ребёнок до определённого возраста воспринимает себя как центр вселенной, и это его естественное состояние. В дальнейшем мы наблюдаем то, что называется юношеским максимализмом: подросток продолжает считать себя «самым-самым», единственным и неповторимым, однако сталкивается с обилием таких же «единственных и неповторимых» вокруг себя. Это приводит к конфликтам, нередко серьёзным.

Индивиды, не прошедшие социализацию по каким-либо причинам, надолго сохраняют признаки, присущие детям или «новичкам». Окружающие воспринимают их как инфантильных и недалёких людей, но в действительности всё сложнее. Если во взрослом состоянии сохраняется присущая подросткам страсть к познанию нового, активному общению, освоению новых умений и навыков, то это можно только приветствовать. В то же время эгоцентризм и тяжёлое переживание своих неудач – явно нежелательные признаки для зрелой личности.

В школьные годы подросток сталкивается с невозможностью быть первооткрывателем в современном мире: всё, о чём он узнаёт, уже когда-то кем-то открыто, и его «открытие» уже не представляет большой ценности для окружающих. Психически полноценная личность постепенно свыкается с этой ситуацией и находит неисследованные области, где можно проявить свои умения и дать обществу что-то новое. А личность умственно неполноценная испытывает отторжение этой ситуации; вместо поиска неисследованных областей он горит желанием «переоткрыть» то, что уже открыто, произвести сенсацию и удостоиться лавров первооткрывателя, которые, как он уверен, просто обязаны принадлежать именно ему.

Биография Анатолия Фоменко, автора знаменитой псевдонаучной «Новой хронологии», очень ярко представляет нам именно такого человека – несоциализованного интеллигента, который ради чести быть первооткрывателем готов пойти на любую ложь и добиться своего любыми средствами. Долгое время он влачил жизнь «заштатного» математика, составлял стандартные учебники по геометрии для студентов и довольствовался скромной платой. В конце концов это ему надоело, он понял, что скромный и рутинный преподавательский труд счастья не приносит, и решил совершить нечто громкое и сенсационное. В его родной области, геометрии, стать первооткрывателем очень трудно, а вот история – другое дело. Написанная в соавторстве с таким же несоциализованным интеллигентом Глебом Носовским «Новая хронология» вмиг стала бестселлером; многие необразованные читатели сего труда всерьёз называют Фоменко «пророком».

Выше было сказано, что важной средой при первичной социализации становится школа. Действительно, задача школы – не только дать какие-то знания по различным предметам, но и научить жить в обществе. Во многих странах для этой цели используются особые приёмы. К примеру, в США в школах отсутствуют устойчивые классы; ученик, записываясь в школу, выбирает, какие предметы он будет изучать, и на каждом уроке оказывается в новой аудитории, в совершенно новом коллективе. Такая социализация весьма полезна, особенно в США, ведь значительная часть населения этой страны живёт в совсем маленьких поселениях, где «все друг друга знают», но излишняя привязанность к «своему углу» может создать проблемы в будущем, когда потребуется менять место жительства (в связи с учёбой, работой и т. д.).

Большинство россиян живёт в городах и посёлках со значительно большим населением, поэтому острой нужды в таком типе школ в нашей стране не испытывают. Вместе с тем необходим другой тип социализации – умение работать в устойчивом коллективе, с чем вполне справляется школа российского типа.

Источник

Важность и необходимость процесса социализации личности

Нормальная жизнедеятельность человека напрямую связана с его нахождением в обществе. Доказано, что именно при наличии общения с людьми человек ощущает себя полноценным, важным, нужным, он не страдает от одиночества и невозможности проявления своих способностей, эмоций. Процесс социализации личности предполагает интеграцию человека в социальную систему путем приобретения им навыков и знаний о нормах и правилах поведения и взаимодействия в обществе. Проходя это, человек развивается, у него формируется определенное мышление. В чем суть социализации личности, как она происходит? Эта статья даст вам возможность ознакомиться с данным вопросом.

Почему человеку нужен социум?

Прежде чем подробно рассматривать понятие социализации личности, необходимо осознать важность нахождения человека в обществе. Это легко рассмотреть на примере Робинзона Крузо. Герой популярной книги волей судьбы попадает на необитаемый остров и годами живет в полном одиночестве. Казалось бы, у него есть все необходимое для жизни. В тропическом климате не нужна теплая одежда, на потерпевшем крушение корабле находится много полезных вещей, на острове легко добыть пропитание. Можно считать, что Робинзону повезло, по сравнению с его утонувшими товарищами. Однако спустя некоторое время он начинает испытывать мучительную тоску, у него появляется желание вернуться к людям. Оказалось, что свобода – это прекрасно, но без общения на необитаемом острове тяжело.

shutterstock 344201303

Заглядывая в историю человеческой цивилизации, мы видим, что люди добиваются успехов и преодолевают трудности только сообща. В каменном веке изгнание из рода или племени считалось самым страшным наказанием, ведь человек оставался один, ему было сложно выживать, и он был практически обречен на погибель. Даже если человек обладает внушительной физической силой и могущественным умом, он не может сделать так много, как группа людей. Ему не на кого положиться, он не может посоветоваться, попросить помощи. Если речь идет о ярко выраженной натуре лидера, то у личности есть потребность контролировать, раздавать указания. Поэтому без общества не выживает и лидер. Вне социума появляется чувство одиночества, оно угнетает, приводит к депрессии, которая может принимать очень тяжелые формы.

Вернемся к Робинзону. Чтобы не сойти с ума окончательно от одиночества и тоски, он разговаривал с животными, регулярно вел дневник, календарь. Но все это не заменяло в полной мере общение с людьми. Он все равно испытывал тоску и чувствовал себя одиноким, неполноценным.

Даже самый гордый и независимый человек периодически нуждается в помощи. Кроме того, сущность человека такова, что необходимо ставить какие-то цели, решать задачи. А какой толк в достижении целей, если это никто не увидит и не оценит? Получается, что все старания были тщетны. Конечно, человек получает удовлетворение от того, что он достиг желаемого. Но это должен увидеть и оценить еще кто-то. Так устроена психика. Этим и объясняется необходимость нахождения человека в обществе.

Основы и этапы социализации личности

Процесс социализации – это формирование личности, которое проходит в несколько этапов:

Известный психолог и психоаналитик Эрик Эриксон связывал процесс социализации личности с периодами взросления:

Так, с рождения до глубокой старости, под воздействием различных факторов формируется личность, происходит социализация и развитие индивида в обществе.

Основные и дополнительные типы социализации личности

В психологии принято выделять основные и дополнительные типы социализации. То, что описал психолог Эрик Эриксон с момента рождения до зрелости, называют первичной социализацией. Это первый основной тип, который исключительно важен, так как создает фундамент для дальнейшего развития личности в обществе. Семья, друзья, школа – все это является важнейшими источниками формирования мировоззрения, получения знаний о поведении в социуме, необходимости общения и взаимодействия с другими людьми.

Второй основной тип заключается в перерождении человека в социальном плане. Данный процесс протекает в течение всей жизни. Периодически человек задумывается о смене своего положения, избавляется от старых моделей поведения и установок, приобретает новые.

Дополнительные типы социализации личности определяются под воздействием многих аспектов, в разных жизненных ситуациях. Например, когда человек входит в определенную группу, например, компанию друзей, говорят о групповой социализации. Гендерный тип наблюдается при усвоении навыков и манер поведения, характерных для мужского и женского пола. Организационный тип проявляется в профессиональной среде, например, при ознакомлении с корпоративными правилами и нормами поведения в коллективе.

Тема социализации личности очень широка, и в рамках одной статьи довольно сложно осветить все важные моменты. Более глубокое самостоятельное изучение этого вопроса поможет оценить свой уровень социализации, определить возможные проблемы и ошибки при взаимодействии с обществом и изменить что-то к лучшему. В этом плане полезными будут и обучающие продукты Викиум. Например, обратите внимание на курс «Эффективное общение. Онлайн-интенсив». Он научит понимать мотивы поведения людей и строить общение так, чтобы в социуме чувствовать себя комфортно и уверенно.

Источник

Социализация, или Как стать человеком, а не Маугли

socializacija ili kak stat chelovekom a ne maugli

Социализация – скучная тема. Сплошная теория и заумные рассуждения об обществе. Но так кажется лишь на первый взгляд. На самом же деле социализация – наше все. Когда родители учили вас есть вилкой, пользоваться туалетом и общаться, а соседка Марья Ивановна грозила пальцем и твердила, что ходить по газонам – плохо, вас социализировали. И этот процесс продолжается по сей день.

Читайте также:  Все как во сне цитаты

YouTube и телевидение, церковь и рабочий коллектив – все эти институты закладывают в наши головы определенные ценности и нормы, осуществляя социализацию. Читайте статью дальше, и вы узнаете подробности, а также поймете, почему социализация так важна и что будет, если ее не пройти в детстве. Спойлер: будет очень плохо.

Определение и этапы социализации

Социализация – это непрерывный процесс подготовки человека к жизни в обществе путем знакомства с социальными нормами, ценностями и обычаями. Иными словами, это процесс обучения общественному порядку, который представляет собой развитие или изменение самоощущения человека.

Важно заметить, что социализация – это не добровольная процедура. Процесс установления социального порядка начинается сразу после рождения человека и задолго до того, как у него появится интеллектуальная способность понимать, что происходит. Давайте рассмотрим, как это работает.

Первое

Социализация начинается еще в роддоме, когда новорожденных разделяют на две большие группы: мальчики и девочки. Группам сразу же присваивают разные гендерные роли и статус. Девочек пеленают в розовые одеяла и априори отводят им роли будущих матерей, хранительниц очага и т.д., а мальчиков – в голубые одеяла и присваивают им роли лидеров, кормильцев, защитников.

В гендерной социализации родители являются мощнейшей силой, они относятся к мальчикам и девочкам неодинаково, накладывая на них разные ожидания: с ними по-разному общаются, играют, одевают и даже обнимают в зависимости от пола. Профессор в области гендерного развития, сегрегации и интеграции Кэрол Мартин провела эксперимент: она опросила группу взрослых людей, пытаясь выяснить, каковы их гендерные ожидания в отношении детей.

Оказалось, что, по мнению большинства взрослых, мальчики должны получать удовольствие от механических предметов, доминировать, быть независимыми, агрессивными, стремиться к конкуренции, но не плакать и не расстраиваться. От девочек ожидались такие характеристики, как нежность, аккуратность, отзывчивость, воспитанность, молчаливость и желание помогать по дому [Koenig A. M., 2018]. Поэтому родители учат девочек хорошо выглядеть, быть скромными, отказываться от доминирования, а мальчиков – демонстрировать активность и избегать слабости.

Несмотря на то, что в последнее время в некоторых обществах происходит ослабление гендерного разделения, подавляющее большинство семей по-прежнему воспитывают детей с мыслью, что женщина должна рожать потомство и нести основную ответственность за его воспитание, а мужчины – зарабатывать деньги для обеспечения семьи.

Второе

Кроме гендерной социализации, родители осуществляют дифференцированную классовую социализацию. Детей из рабочего класса учат быть пунктуальными и трудолюбивыми, следовать правилам и директивам. Представителей среднего класса – ценить стабильность и справляться с конкуренцией. Детей из числа «элиты» обучают быть лидерами, свободно мыслить и выражать собственное мнение, а также комфортно себя чувствовать, не соглашаясь даже с авторитетными лицами.

Согласно исследованию профессора в сфере образования и социальной политики Жан Аньон, в некоторых странах процесс классовой социализации активно продолжается и в школе. По ее мнению, методы преподавания и философия образования сильно отличаются в зависимости от классовой принадлежности учащихся и направлены на то, чтобы подготовить детей к соответствующим производственным ролям: заводские рабочие, менеджеры среднего класса, руководители высшего звена [Anyon J., 2016].

Третье

Примерно в возрасте 5-6 лет дети сами начинают социализировать друг друга. Они обеспечивают соблюдение гендерных и классовых ожиданий путем подшучивания, высмеивания или издевательства над теми, кто выходит за рамки предписывающих стереотипов.

Четвертое

Процесс социализации в школе длится около 11 лет и отмечается выпускным балом, символическое значение которого состоит в переходе новоиспеченных членов общества во взрослый мир, где они должны взять на себя соответствующие роли.

Пятое

Далее агентами социализации (т.е. людьми, группами или институтами, которые способствуют социализации индивида) становятся университеты, средства массовой информации, церкви, рабочие коллективы и т.д. Эти институты транслируют и укрепляют определенный образ мышления и модели поведения. Стоит отметить, что их влияние не всегда положительное.

Доцент социологии Университета Атабаски Майк Состерик в одной из своих статей высказал мнение, что всем известный фильм «Звездные войны» навязывает зрителям определенную идеологию, цель которой «превратить пассивных и мирных людей в послушные инструменты насилия» [Sosteric M., 2018].

Социализация личности продолжается в течение всей жизни. По мере того, как человек становится старше, он сталкивается с переходными этапами, которые требуют социализации в новой роли, например, при выходе на пенсию, поступлении в армию или переезде в другую страну, где требуется изучить новые традиции, язык, пищевые привычки. Такой процесс называется ресоциализацией и предполагает замену прежнего набора ценностей, убеждений и представлений человека новой идеологией или мировоззрением.

Важность социализации

Несмотря на то, что социализация часто носит насаждающий характер, стоит признать ее необходимость и важность как для отдельно взятого человека, так и всего общества.

В первую очередь, этот процесс помогает освоить навыки, необходимые для жизни, например, умение говорить, ходить, читать, писать, пользоваться туалетом, ухаживать за собой и многое другое. Существуют задокументированные наблюдения за детьми, которые по разным причинам не прошли социализацию в раннем возрасте, что привело к крайне негативным последствиям. В своей книге «Социология» профессор Джон Шепард приводит несколько шокирующих примеров:

Социализация детей особенно важна. Приведенные примеры это иллюстрируют. Посредством социализации люди учатся не только выполнять элементарные повседневные задачи, но и растут интеллектуально. Это вторая важная функция социализации личности – способствовать постоянному развитию. Когда человек находится в социуме и обучается его ценностям и нормам, ему не грозит застой, ведь общество динамично, а его законы переменчивы.

В-третьих, чем более социализирован человек, тем легче ему найти свое место в обществе. В 1960-х годах американский психолог Гарри Харлоу провел ряд экспериментов на макаках-резусах. Несмотря на противоречивость, неэтичность и даже жестокость этих опытов, эмпирическая работа Харлоу считается «классикой» в поведенческой науке: она привела к пониманию роли, которую социальные отношения играют в раннем развитии.

Детенышей макак-резусов забирали у их матерей и выращивали в лабораторных условиях, некоторых помещали в отдельные клетки без возможности контактировать с другими обезьянами. В социальной изоляции макаки демонстрировали неадекватное поведение, замирали в одном положении в углу клетки и занимались членовредительством.

Когда их возвращали к группе других обезьян, они не знали, как взаимодействовать с ними: сторонились соплеменников, проявляли агрессию и не были способны к нормальному сексуальному поведению, а некоторые даже умерли, отказавшись от еды [Harlow H. F., Dodsworth R. O., Harlow, M. K., 1965]. Этот опыт показывает, что отсутствие социального обучения приводит к самым плачевным последствиям.

Друзья, мы хотим, чтобы ваше социальное взаимодействие всегда было успешным и приятным. Поэтому создали онлайн-программу «Лучшие техники коммуникации» и приглашаем вас ее пройти. За 2 месяца вы узнаете о 72 способах плодотворного общения с людьми, а главное, поймете, в каких ситуациях их применять, чтобы получать максимум пользы и, конечно же, удовольствия от коммуникации.

В своей статье «Широкая и узкая социализация: семья в контексте теории культуры» профессор психологии и доктор философии Джеффри Арнетт выделил еще три ключевые функции социализации, считая, что она:

Социализация необходима не только для того, чтобы люди могли успешно функционировать в обществе и не имели проблем с личной адаптацией, но и для выживания всего человеческого вида в целом. Воспроизведение образа жизни, культуры, знаний зависит от передачи общественных ценностей, норм и правил от поколения к поколению. Младенцы рождаются совершенно беспомощными, и, если исключить процесс социализации, они не выживут, а общество, в конечном итоге, перестанет существовать.

Типы социализации

Поскольку социализация – сложный и многогранный процесс, существует множество ее типов. Давайте рассмотрим некоторые общепризнанные.

Первичная или базовая социализация

Происходит в самом начале жизни ребенка, в первую очередь, под влиянием семьи. Необходима для гармоничного физического и умственного развития и включает в себя изучение языка, правил поведения, основных социальных норм и обычаев той культуры, где родился ребенок.

Вторичная социализация

Происходит вне семьи и продолжается всю жизнь, когда человек сталкивается с группами и ситуациями, которые не были частью первичного опыта социализации, например, в школе, где требуется совершенно иное поведение по сравнению с тем, что было привычным для дома.

Растущий ребенок получает очень важные уроки социального поведения от своих сверстников. Вторичная социализация также происходит в университете, на рабочем месте или во время путешествий, т.е. в тех случаях, когда человек познает и адаптируется к «законам жизни», принятым в других группах.

Позитивная социализация

Это процесс усвоения моделей и норм поведения, которые являются социально допустимыми и желательными для общества. Например, нас с детства учат уступать место в транспорте пожилым людям, не брать чужие вещи, извиняться, когда причинили кому-то неприятности.

Негативная социализация

Представляет собой процесс, противоположный позитивной социализации, и предполагает усвоение человеком моделей поведения, которые не укладываются в рамки общепринятой морали или считаются асоциальными. Сюда относится злоупотребление алкоголем, наркомания, использование ненормативной лексики, беспорядочные половые связи.

Читайте также:  что такое панели edge в смартфоне самсунг галакси

Предвосхищающая или опережающая социализация

Это процесс подготовки человека к смене статуса или роли, когда он осваивает ценности и стандарты группы, к которой планирует присоединиться. Данный тип социализации необходим для облегчения перехода в новую группу и успешной адаптации в ней.

Концепция предвосхищающей социализации была предложена американским социологом Сэмюэлем Стоуффером. В одном из исследований он обнаружил, что рядовые солдаты, которые заранее моделировали свое поведение по образцу офицеров, имели больше шансов получить повышение, чем те, кто этого не делал [Stouffer S. A., Lumsdaine A. A., Lumsdaine M. H., Williams R. M., Smith M. B., Janis I. L., Star S. A., Cottrell L. S., 1949].

Примером опережающей социализации может служить совместное проживание мужчины и женщины до свадьбы. Так они привыкают к будущим новым ролям мужа и жены, прежде чем начинают выполнять их на законных основаниях.

Формальная социализация

Происходит в организованной среде, т.е. официально признанных учреждениях и организациях (например, в школе или трудовом коллективе) через обучение четко установленным правилам, нормам, навыкам, обязанностям.

Неформальная социализация

Это процесс обучения, происходящий вне формальной структуры, когда сверстники и другие опытные участники некой социальной группы обучают новичка исполнению своих ролей.

Гендерная социализация

Представляет собой процесс обучения людей тому, как вести себя в обществе в соответствии с гендером, который «назначается» при рождении на основе полового фенотипа. Сегодня широко распространено мнение, что большинство различий в гендерном самовыражении связано не с генетическими факторами, а с жестко закрепленными ожиданиями общества, которые, по мнению доктора медицины Роберта Блюма, приводят к возникновению у подростков проблем психического и физического плана [Blum R. W., Mmari K., Moreau C., 2017].

Культурная социализация

Осуществляется в основном родителями, которые знакомят детей с особенностями их расы, этнического наследия, культурных обычаев и традиций. Примерами культурной социализации могут служить: чтение книг об исторических личностях, участие в культурных праздниках, поощрение детей к использованию родного языка. Она также включает такое понятие, как «подготовка к предвзятости», когда родители рассказывают ребенку о проблемах, присущих той или иной культуре, расе (дискриминации) и способах справляться с ними [Aldoney D., Kuhns C., Cabrera N., 2018].

Репрессивная социализация

Тип социализации, при котором обучение определенным нормам осуществляется через ограничения и наказания за «неправильное» поведение. Репрессивная социализация направлена на развитие послушания и подчинения.

Партисипативная социализация

Представляет собой процесс обучения через вознаграждение за «хорошее» поведение.

Теперь, когда вы знаете больше о типах социализации и о том, почему она так важна, предлагаем познакомиться со взглядами ученых умов на этот процесс.

Теории социализации

В отличие от других живых существ, поведение которых определяется биологически, людям необходим социальный опыт, чтобы воспроизводить свою культуру и выживать. Поскольку социализация так важна, психологи, антропологи, педагоги, социологи и прочие специалисты всегда стремились понять, как она происходит и какое влияние оказывает на формирование самоидентичности. Результатами их исследований стали различные теории социализации. О них и пойдет речь далее.

«Зеркальное я»

В 1902 году американский социолог и социальный психолог Чарльз Хортон Кули разработал концепцию «зеркального я», согласно которой люди развивают представление о себе, наблюдая за тем, как их воспринимают окружающие. Другими словами, наше «я» или самоощущение развивается посредством взаимодействия с другими людьми.

Согласно Кули, этот процесс состоит из трех частей: сначала человек представляет, каким его видят другие люди, затем интерпретирует их реакцию на его поведение и, наконец, формирует самооценку на основе этих интерпретаций. Благоприятное отражение в «социальном зеркале» развивает положительную самооценку, в то время как отрицательная рефлексия приводит к негативной самооценке.

Например, человек устраивается на работу и уверен, что сможет легко продемонстрировать профессионализм и компетентность. Во время взаимодействия со своими новыми коллегами он обращает внимание на их язык тела, то, как они разговаривают и в целом на него реагируют. Если коллеги демонстрируют доброжелательность, например, поддерживают зрительный контакт или крепко жмут руку, вера человека в свой профессионализм укрепляется. Если же человек получает отрицательный отклик, например, коллеги отводят взгляд или быстро прекращают беседу, он может усомниться в собственном профессионализме.

По утверждению Кули, не все реакции имеют одинаковый вес. Люди серьезнее воспринимают мнения тех, кто имеет для них значение и заслуживает доверия. Даже если их реакция была неверно интерпретирована, эти ошибочные суждения все равно влияют на самооценку [Rousseau N., 2002].

Социализация через игру

Американский психолог, социолог и философ Джордж Герберт Мид считал, что благодаря социализации мы учимся понимать и предвидеть то, что думают и чувствуют другие люди, а также осознавать себя. По сути, Мид согласился с Кули, но добавил, что решающее значение для развития личности имеет процесс детской игры. Вот, как он это описал.

Сначала ребенок просто подражает взрослым, с которыми регулярно общается (в первую очередь родителям), имитируя их жесты, движения и слова. Затем следует этап игры, во время которого ребенок начинает брать на себя роли родителей, разыгрывая взрослое поведение, например, переодеваясь «в маму», или разговаривая по игрушечному телефону, как папа.

Притворяясь мамой и папой, ребенок относится к своим куклам так, как, по его мнению, относятся к нему родители. Так он лучше понимает, какого поведения от него ожидают. Дети постарше через игру начинают брать на себя роли не только значимых близких, но и других людей, усваивая общие поведенческие ожидания общества от них (вместо слова «общество» Мид применял термин «обобщенный другой», имея в виду нормы, ценности и ожидания людей в целом) [Mead G. H., 1934].

По мнению Мида, формирование подлинного «я» происходит, когда человек начинает воспринимать себя, как объект. Это становится возможным только через усвоение установок, полученных из взаимодействия с другими [Белик А. А., 2011].

Ид, Эго, Супер-Эго

Отец психоанализа, австрийский психолог Зигмунд Фрейд утверждал, что личность состоит из трех элементов: Ид, Эго и Супер-Эго. Их формирование происходит в детском возрасте.

По мнению Фрейда, цель Супер-эго – улучшить и цивилизовать поведение. Оно необходимо для подавления всех неприемлемых побуждений. Если Супер-Эго не становится достаточно сильным, человек подвержен риску того, что Ид будет подталкивать его к антиобщественному поведению [Freud S., 1926].

Теория психосоциального развития личности

Психолог Эрик Эриксон был последователем Фрейда, считая, однако, что развитие личности происходит на протяжении всей жизни и состоит из 8 этапов. Центральное место в его теории занимает социализация: если на каждом из жизненных этапов она успешно пройдена, человек продолжает развиваться, если нет, то он стагнирует [Erikson E. H., 1950].

Теория когнитивного развития

Швейцарский психолог и философ Жан Пиаже специализировался на детской психологии, и рассматривал роль социализации через призму 4 стадий развития когнитивных навыков:

Пиаже утверждал, что дети лучше всего проходят эти стадии развития посредством игры и через активное взаимодействие со взрослыми. Он призывал задавать детям вопросы, чтобы заставить их задуматься над своим поведением, и считал, что им поучительно видеть противоречия в своих рассуждениях.

Теория морального развития

Американский психолог Лоуренс Кольберг был согласен с теорией Пиаже, но решил дополнить ее своими идеями. Он особенно интересовался тем, как люди учатся понимать, что такое общественное «хорошо» и «плохо». Следствием работы Кольберга стала теория морального развития, согласно которой человек проходит несколько стадий на пути к нравственности:

По Кольбергу, человек руководствуется собственными моральными ценностями, осознавая, что является отдельной сущностью, которая не обязана подчиняться общепринятым правилам, если они несовместимы с ее личными принципами [Lind G.,1989].

Адаптация теории морального развития

Американский психолог, социолог и феминистка Кэрол Гиллиган не согласилась с выводами Кольберга, считая, что они демонстрируют гендерную предвзятость, поскольку свои исследования Кольберг проводил исключительно на мальчиках. Гиллиган уверена, что мальчики и девочки склонны мыслить по-разному, особенно когда дело касается морали.

В своем исследовании Гиллиган утверждает, что мальчики стремятся к справедливости, делая упор на соблюдение формальных правил и законов. Для девочек же важнее межличностные отношения, забота и чуткость по отношению к другим, что влияет на принятие ими моральных решений. Если требуется нарушить некое универсальное правило, чтобы помочь другому человеку, женщина не будет считать это аморальным [Gilligan C., 1982].

Несмотря на то, что перечисленные точки зрения на процесс социализации неоднократно подвергались критике, они продолжают вносить важный вклад в работу ученых из различных областей знаний.

Подводя итог, можно сказать, что социализация – это процесс, посредством которого от поколения к поколению передаются правила и нормы, соответствующие социальному порядку. Агенты социализации учат каждого человека думать, действовать и вести себя в соответствии с ожиданиями общества, в котором он родился, таким образом адаптируя его к нормальной жизни.

Друзья, желаем вам пребывать в гармонии с окружающими и самими собой. Успехов! Да, и не забудьте пройти небольшой тест на закрепление материала статьи:

Источник

DACHARAI - самый большой ресурс для садовода
Adblock
detector