Агенты социализации: понятие, примеры, классификация, роль
Социализация — это специфический процесс по усвоению человеком принятых и действующих в определенном сообществе правил. Именно социализация помогает конкретному индивиду успешно войти в состав какого-либо сообщества и начать коммуникацию внутри него, взаимодействуя с другими участниками данного сообщества. Осуществление указанного процесса невозможно без агентов социализации, о которых мы и поговорим чуть ниже.
Что такое «агенты социализации»?
Агенты социализации – это группы индивидов или отдельные люди, активно влияющие на личность в процессе ее жизнедеятельности и тем самым способствующие ее становлению с одновременным усвоением конкретной личностью социальных ролей, а также принятых в определенном сообществе норм.
Процесс социализации включает две стадии: первичную (состоящую из познания человеком принятых в социуме ценностей и их изучения) и вторичную (когда индивид прекращает поддерживать известные ему прежде нормы и полностью переходит к новой системе ценностей). В соответствии с этим делением, агенты социализации также делятся на первичных и вторичных:
Примеры агентов социализации
Агенты социализации окружают нас с момента появления на свет, к таковым относят:
Особенно ощутимое влияние на человека оказывают его родные, ведь они чаще всего контактируют с ним и являются наиболее близкими ему людьми. К тому же, успех социализации сильно зависит от условий формирования личности. Например, дети из благополучных семей могут получить хорошее образование и воспитание, в то время как дети неблагополучных родителей изначально лишены этого, что значительно замедляет процессы их развития и личностного становления.
Существенную роль при социализации личности играют друзья и школьный коллектив. Уже в школе дети получают свод определенных правил, регулирующих межличностные взаимоотношения внутри общества, а потому роль школы в процессе социализации можно оценить как положительную. В то же время, общение со сверстниками может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на формирующуюся личность, однако, только общение учит человека взаимодействовать с окружающими, из-за чего роль указанного фактора тоже скорее положительна, нежели отрицательна.
Немалое значение в жизни современного человека отводится Интернету и СМИ, следовательно, их тоже необходимо отнести к агентам социализации. Интернет и средства массовой информации привлекают людей возможностью получить информацию, к тому же, в Интернете человек может выразить собственное мнение, не боясь осуждения со стороны окружающих. При этом массив информации, предоставляемой людям в Сети в наши дни огромен, что мешает ее тщательной оценке и может приводить к восприятию индивидом ложной системы норм и ценностей.
Помимо этого, к агентам социализации относят и трудовой коллектив. С годами трудовые навыки индивида совершенствуются, он достигает впечатляющих карьерных успехов, и, одновременно с этим, начинает все больше общаться с коллегами, оказывающими на него все более ощутимое влияние.
Классификация агентов социализации по возрасту
На различных этапах социализации влияние тех или иных агентов на личность заметно отличается. Приведем примеры:
Роль агентов социализации в обществе
Агенты социализации выполняют ряд важных функций, к которым относят:
Понятие десоциализации, ее агенты
Десоциализацей называют противоположный социализации процесс, в результате которого человек теряет приобретенные им ранее качества по взаимодействию с другими членами общества, параллельно утрачивая имевшиеся у него нормы и ценности. Проявления данного процесса различны, он варьируется от малозначительной дезориентации при общении с окружающими до ситуаций, связанных с полной утратой человеком былых социальных связей, восстановить которые часто не представляется возможным.
Чаще всего к десоциализации приводит тюремное заключение, попадание в психиатрическую больницу, участие в военных действиях и т.д. Естественно, у данного явления есть собственные агенты, например, люди, ведущие асоциальный образ жизни, наркоманы, алкоголики, криминальные элементы.
Заключение
Таким образом, социализация продолжается на протяжении всей человеческой жизни, но ее наиболее активный период выпадает на юность и молодость. Благодаря социализации человек получает своеобразный свод правил по поведению в обществе, на котором в дальнейшем будет строиться его личная система ценностей и мировоззрение. К тому же, приобретенные при социализации навыки сказываются на умении человека общаться с другими людьми, на его способности работать в команде, а также на уровне его целеустремленности, социальной активности и творческого мышления.
Социализация. Понятие, факторы и этапы социализации личности.
Понятие социализации.
Понятие социализации подразумевает под собой процесс усвоения человеком правил поведения, социальных норм, моральных ценностей, умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми. Если у животных все отношения обусловлены биологическими мотивами, то у человека как биосоциального существа немаловажен процесс развития социальных навыков. Люди постоянно рождаются и умирают, и процесс обновления общества идет постоянно. Новые члены общества изначально не знают ни норм, ни правил поведения в нем. Вот тут и начинается процесс социализации.
Факторы социализации.
Факторы социализации – это механизмы, с помощью которых и происходит процесс социализации. Основных факторов, выделенных социальным педагогом А.В. Мудриком, три:
В каждом факторе есть действующий элемент, благодаря которому и происходит социализация. Например, в семье – это родители, братья, сестры, в школе – учителя, одноклассники. Эти элементы называются агентами социализации.
Виды и этапы социализации.
Виды социализации, как правило, классифицируются по временному периоду, поэтому их называют этапами социализации.
Остальные виды социализации:
Основными институтами социализации являются:
В социологии существует также такое понятие, как десоциализация. Десоциализация – это утрата человеком какого-либо социального опыта. Десоциализация может быть в виде легкой социальной дезориентации вследствие стресса, либо сильной десоциализацией по причине попадания в экстремальные ситуации (война, концентрационный лагерь, тюрьма, форс-мажорные обстоятельства по вине стихийных бедствий). Таким уровнем десоциализации уже занимаются не психологи, а психиатры.
Социализация индивида, её уровни и стадии
Содержание:
Социализация индивида – освоение человеком базовых общественных норм, ценностей, культуры, эталонов моделей взаимоотношения в социуме, куда относится индивид. Заключается в принятии и освоении ценностей, морали, норм поведения, знаний, господствующих в обществе. Социализация содержит в себе агентов, институты, которые специализируются на процессах приобщения индивида к обществу.
Социализация разделяется:
Уровни социализации
Первичная социализация | — включает детей до 6 лет. Происходит в кругу семьи и родственников, основываясь на познавательном развитии, которое у ребёнка намного активней, чем у взрослого представителя. Через игровую деятельность происходит восприятие языка, ролей, мира в целом. Ролевая деятельность представлена сигналами, которые находят отображение в сознании, выражена талантами к гуманитарным наукам, музыке, спорту и т.д. |
Вторичная социализация | – включает людей 18-22 года. Проходит второй круг социализации путём образования, формирующего личность и саморазвитие, приобретение новых ценностей, более тяжелых социальных ролях. |
Третичная социализация | – этап, касающийся сформировавшегося и получившего образование индивида. Этап характеризуется созданием склада ума, эмоциональными особенностями и ценностной базы, социальных статусов и ролей. |
Агенты социализации – специализированные лица, отвечающие за освоение культурных особенностей, ценностей, норм, господствующих в социуме.
Институты социализации – образования, призванные воздействовать на приобщение индивида к обществу.
Агенты первичной социализации – члены семьи, друзья, знакомые, учителя, соседи, группировки.
Семья – главный агент. Положение родителей в обществе задаёт статус ребёнку до 20 лет. Трудовая деятельность семьи задаёт культурный и образовательный уровень.
Спорт – оказывает положительное влияние на физическую и духовную форму, воспитывает волю и дисциплинированность индивида, обеспечивает здоровую психику и бодрость.
Школа – схожий агент с семьёй, но различия заключаются в эмоциональном уровне, где ребёнка оценивают объективно, согласно его уровню, потенциалу и качествам. Школа учит победам, поражениям, преодолению трудностей. В учебный период происходит формирование самооценки, которая зачастую определяет дальнейшую жизни.
Социализация в семье и школе, помимо целенаправленности, имеет нерегулируемый и стихийный характер. Ребёнок наблюдает и перенимает уровень общения учителей со сверстниками, сверстников между собой. Опыт имеет позитивный окрас (когда отвечает целям и методам воспитания) и негативный
Интернет – агент социализации, оказывающий сильное воздействие на мировоззрение, ценности и нормы поведения индивида. Формирует интернет-зависимость, воздействуя на психику.
Агенты вторичной социализации – специализированные лица в высший образовательных учреждениях, правоохранительных органах, сотрудники СМИ. Агенты вторичной социализации представлены институтами, в которые относятся: государство, церковь, университеты, СМИ и т.д.
Стадии процесса социализации
Факторы, влияющие на процесс социализации:
Социализация затрагивает каждый слой населения в обществе. Ресоциализация – взамен старым нормам приходят и усваиваются новые ценности. Десоциализация – лишение навыков общественного поведения. Если происходят отклонения в нормах поведения – девиация. Впервые Гоффман выделил характеристики ресоциализации в нетипичных условиях: изоляция от общества; взаимоотношения с одними и теми же индивидами; лишение идентификации; утрата старых привычек, ценностей, норм.
Обучение – процесс обучение формирует определённые способности и навыки: практические (приветствие, способность одеваться) мыслительные (размышление, умение анализировать). Обучение создаёт ролевое поведение, неосознанные ценности и мораль.
Воспитание – целеустремлённое создание в индивиде мотивов; нравов, морали, ценностей, правил, задающих темп жизнедеятельности. Проходит в семье, в близком окружении друзей и знакомых, интернете.
Образование – целенаправленное создание базы знаний о своей личности, окружении, окружающей среде, смысле жизни, которая наделена техническим или бытовым характером. Применяется в средний и высший образовательных учреждениях.
Защита – процессы, происходящие в психике, где человек устраняет внутренние противоречия, которые происходят между потребностями, интересами и ценностями. Воля человека определяет уровень защиты.
Адаптация – процессы, происходящие в психике, где человек устраняет напряженность в ситуации, к которой относятся другие индивиды. Человек предотвращает потерю общения с человеком, интересов. Составляющими элементами адаптации представлены: познание, память и воля.
Средства социализации:
Сторонники поведенческого типа психологии выдвигают идею о стихийности социализации, происходящей случайным образом под влиянием обстоятельств, независимых от индивида.
Теория структурного функционализма изучает социализацию через адаптацию, т.к. в ходе приобщения человека к обществу, индивид интегрируется в социальную систему, где происходит приспособление.
Павлов утверждает, что человеческая психика развивается закономерно, в ней присутствует становление последовательных этапов, которые позволяют управлять социализацией.
Две основные формы взаимодействия личности и среды в процессе социализации:
Проблемы социализации представлены соотношением различных культурных особенностей, ценностей через ряд факторов – социализацию (родственниками, друзьями, знакомыми). В процессе социализации наблюдается компромисс различных ценностей, культурных особенностей и норм. Компромисс распространяется и на взаимоотношения людей. В ходе социализации формируются различные типы личностей.
Осуществление процесса социализации происходит на основе 4 иерархических структур:
Что такое социализация, её виды и стадии
Взаимодействие людей в обществе – тема, достаточно актуальная в наше время. В связи с этим каждому из нас необходимо знать, что такое социализация и какое значение она имеет в жизни.
Определение социализации
Прежде чем рассуждать об этой теме, следует уяснить, что такое социализация как таковая.
Ещё одно, «неофициальное» определение гласит, что социализация – это то, что позволяет человеку жить в гармонии с окружающим миром. Как же достигается эта гармония?
Человек – единственное существо, которое, скажем так, не рождается самим собой. Любое животное при рождении принадлежит к определённому виду – тому же, к которому принадлежали его родители. И только человек для получения признаков, присущих его виду, обязан проходить долгий и сложный процесс социализации, отдельные формы которой протекают на протяжении всей его жизни. В самом деле, если новорождённого оставить в лесу и там он случайным образом выживет, то он не научится ни говорить, ни строить, ни даже охотиться. Определённые формы обучения, конечно, имеются и у многих животных, но они имеют место лишь непродолжительное время; животное, не прошедшее «социализацию», всё равно имеет большие шансы выжить и дать потомство, поскольку базовые навыки заложены у него в инстинктах. Долгая и сложная социализация наблюдается лишь у высших приматов, что доказывает, что это явление возникло не внезапно, а досталось нам от животных предков и в течение тысячелетий эволюционировало.
Виды социализации
Социализация – процесс непростой, даже противоречивый. В процессе своего развития индивид знакомится как со всем человечеством в целом, так и с отдельными группами людей, имеющими свои собственные правила, цели и установки.
Поэтому специалисты выделяют несколько видов этого явления:
Этапы социализации
Социализация – сложный и постепенный процесс, проходящий в несколько этапов. Первым делом должна наступить социальная адаптация. Так называют активное приспособление индивида к условиям социальной среды, в которой он оказался. Считается, что адаптация проходит на трёх уровнях – физиологическом, психологическом и социальном.
На физиологическом этапе человек изучает новую для себя обстановку, вступает в новые социальные связи и изучает свои возможности, которые помогут ему самореализоваться в данной социальной группе. В это время индивид активно общается и привыкает жить по новым правилам, после чего пытается приложить собственные усилия для достижения результатов, актуальных для данного коллектива.
На этапе индивидуализации человек уже прочно осознаёт себя как единицу общества. Происходит формирование, собственно, личности – индивида, имеющего свои убеждения, способности, навыки, свою оценку происходящего. Если на первом этапе социализации он учится быть во всём похожим на других, то на следующей стадии он пытается стать непохожим на других, имеющим свои особенности, которые, однако, входят в общую систему ценностей и регулируются ею.
Впрочем, индивидуализация – довольно субъективный процесс. Усвоение общих правил и общего опыта и самореализация в социальной группе происходят у каждого человека по-разному. Одни, например, принимают решение стать как можно более конформными, то есть во всём следовать нормам и правилам; такая педантичность у иных личностей доходит до абсурда. Другие же при социализации преодолевают стереотипы, нарушают определённые правила и ведут себя нестандартно, обеспечивая, однако же, общее развитие группы. Наконец, третьи разрушают самые основы данной социальной группы, в результате чего происходит либо её распад, либо изгнание из группы данного индивида.
Следующий этап социализации – интеграция. Этот термин пришёл в социальную науку из точных и естественных дисциплин – математики, биологии, физики; и означает он процесс принятия личности другими членами социальной группы. Общество достигает некоторого консенсуса – соглашается по меньшей мере «терпеть» новичка, обещающего жить хотя бы по базовым общим правилам и не мешать другим. Более успешная интеграция происходит в том случае, если новичок чем-то полезен данной социальной группе; этому индивиду общество даже готово прощать определённые «слабости» и несоответствия.
Следует заметить, что полное отсутствие каких-либо несоответствий в социализации нежелательно, по крайней мере, в развитых обществах. Абсолютный конформизм обычно воспринимается как одна из форм девиантного поведения, ибо конформист ничего полезного не приносит обществу. Основная часть той или иной социальной группы обладает определённой «степенью свободы», но так, чтобы не нарушать устои этой группы. Однако в неразвитых, примитивных обществах абсолютный конформизм приветствуется; в таких обществах малейшее отклонение от нормы, даже если оно полезно для всей группы, преследуется и устраняется. В таких обществах каждый человек обязан ложку за обедом держать в строго определённой руке, вставать с постели со строго определённой ноги, жевать пищу со строго определённой скоростью движения челюстей и т. д. Примером подобного общества может служить население Гаити – одной из беднейших стран мира. В развитых обществах правила и нормы воспринимаются лишь как средство, способствующее организации всех членов группы в систему; а в примитивных обществах нормы и правила – это самоцель, и социализация сводится к их зазубриванию.
Стадии социализации личности
Замечено, что одна из главных целей социализации – преодоление своего эгоцентризма. Вхождение в любую социальную группу требует понимания того, что «ты не один». Это и считается одним из признаков взросления. Известно, что ребёнок до определённого возраста воспринимает себя как центр вселенной, и это его естественное состояние. В дальнейшем мы наблюдаем то, что называется юношеским максимализмом: подросток продолжает считать себя «самым-самым», единственным и неповторимым, однако сталкивается с обилием таких же «единственных и неповторимых» вокруг себя. Это приводит к конфликтам, нередко серьёзным.
Индивиды, не прошедшие социализацию по каким-либо причинам, надолго сохраняют признаки, присущие детям или «новичкам». Окружающие воспринимают их как инфантильных и недалёких людей, но в действительности всё сложнее. Если во взрослом состоянии сохраняется присущая подросткам страсть к познанию нового, активному общению, освоению новых умений и навыков, то это можно только приветствовать. В то же время эгоцентризм и тяжёлое переживание своих неудач – явно нежелательные признаки для зрелой личности.
В школьные годы подросток сталкивается с невозможностью быть первооткрывателем в современном мире: всё, о чём он узнаёт, уже когда-то кем-то открыто, и его «открытие» уже не представляет большой ценности для окружающих. Психически полноценная личность постепенно свыкается с этой ситуацией и находит неисследованные области, где можно проявить свои умения и дать обществу что-то новое. А личность умственно неполноценная испытывает отторжение этой ситуации; вместо поиска неисследованных областей он горит желанием «переоткрыть» то, что уже открыто, произвести сенсацию и удостоиться лавров первооткрывателя, которые, как он уверен, просто обязаны принадлежать именно ему.
Биография Анатолия Фоменко, автора знаменитой псевдонаучной «Новой хронологии», очень ярко представляет нам именно такого человека – несоциализованного интеллигента, который ради чести быть первооткрывателем готов пойти на любую ложь и добиться своего любыми средствами. Долгое время он влачил жизнь «заштатного» математика, составлял стандартные учебники по геометрии для студентов и довольствовался скромной платой. В конце концов это ему надоело, он понял, что скромный и рутинный преподавательский труд счастья не приносит, и решил совершить нечто громкое и сенсационное. В его родной области, геометрии, стать первооткрывателем очень трудно, а вот история – другое дело. Написанная в соавторстве с таким же несоциализованным интеллигентом Глебом Носовским «Новая хронология» вмиг стала бестселлером; многие необразованные читатели сего труда всерьёз называют Фоменко «пророком».
Выше было сказано, что важной средой при первичной социализации становится школа. Действительно, задача школы – не только дать какие-то знания по различным предметам, но и научить жить в обществе. Во многих странах для этой цели используются особые приёмы. К примеру, в США в школах отсутствуют устойчивые классы; ученик, записываясь в школу, выбирает, какие предметы он будет изучать, и на каждом уроке оказывается в новой аудитории, в совершенно новом коллективе. Такая социализация весьма полезна, особенно в США, ведь значительная часть населения этой страны живёт в совсем маленьких поселениях, где «все друг друга знают», но излишняя привязанность к «своему углу» может создать проблемы в будущем, когда потребуется менять место жительства (в связи с учёбой, работой и т. д.).
Большинство россиян живёт в городах и посёлках со значительно большим населением, поэтому острой нужды в таком типе школ в нашей стране не испытывают. Вместе с тем необходим другой тип социализации – умение работать в устойчивом коллективе, с чем вполне справляется школа российского типа.
Агенты социализации человека
Социализация по факту представляет собой процесс с множеством участвующих сторон, в которых индивид выступает не только носителем норм и правил, но и изучает, усваивает их и воздействует на отдельные личности и сообщество в целом. Сейчас принято разделять первичный и вторичный типы социализации:
Оба типа социализации основываются на работе агентов социализации.
Обоснование агентов социализации
Они подразделяются на первичные и вторичные в зависимости от роли в социализации человека:
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Особенности базовых агентов социализации
Ключевыми агентами социализации до вступления во взрослый статус, то есть первичной, становятся родители, друзья, родственники, средства массовой информации, школа и интернет.
Семья занимает лидирующую позицию среди всех агентов социализации, так как ее воздействие воспринимается с рождения. Она создает базис, с помощью которого дальнейшие агенты могут действовать, а также в будущем проявится успешность вторичной социализации. Поэтому дети, которые воспитываются в семьях с высоким уровнем благополучия, культуры и социального статуса в будущем получат больше возможностей для удачной социализации. Следственно, дети из менее благополучных семей будут вынужденно сталкиваться с разного рода кризисами и обстоятельствами, усложняющими социализацию.
Очень важное и особое место в подростковом возрасте занимает друзья, школа и СМИ.
Школьная атмосфера и социализация в ее пределах имеет ряд существенных отличий от семейной. По сути это учреждение представляет собой авторитарную власть над большим количеством индивидов. Школа ка элемент социума помимо закладки социальных ценностей и норм помогает ученикам выстраивать межличностные отношения и по мере сил нейтрализует работу десоциализирующих стимулов.
Взаимодействие с другими индивидами одной возрастной группы вне школы может оказать разнонаправленное влияние на социализацию подростка – позитивное или негативное.
СМИ и интернет занимают важнейшую позицию с точки зрения современной социализации.
Через фильмы, журналы, музыку, периодическую прессу в представлении людей формируется образ успешного индивида, а также закладываются идеалы и ценности, необходимые для достижения успеха и лучшего уровня жизни.
Совершенно особенным агентом социализации выступает телевидение. Визуальные образы откладываются в памяти в 80% случаев, поэтому информация, передаваемая через экраны, воздействует на восприятие наиболее сильно.
Все больше внимания сейчас обращается на воздействие Интернета и разного рода информационных сетей. Они дают людям возможность самовыражаться без оглядки на мнение социума и выступая как анонимный пользователь. Разного рода игры виртуальной реальности помогают попробовать себя в новом амплуа и примерить другие социальные роли без негативных последствий реальной смены статуса. По факту, Интернет избавил человека от страхов. В то же время, обилие информации заставляет сталкиваться с выбором, чему верить и какие догмы отринуть. Такой информационный поток и постоянный выбор часто приводят к тому, что не сформировавшиеся личности усваивают неверные нормы и правила социума. Это находит выход в девиантном поведении.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Для зрелых личностей и старшего возрастного ценза огромное воздействие оказывает коллектив на работе. По мере взросления человек все больше совершенствуется в своей профессии, поэтому успешная трудовая социализация будет напрямую влиять на результат социального становления. Максимальное влияние на индивида оказывают руководители и коллеги. На этапе профессиональной социализации для человека важно реализовать себя как первоклассный специалист и получить должную оценку своим способностям от общества и сотрудников.
Десоциализация как понятие и ее агенты
Параллельно с социализацией было введено понятие десоциализации.
Этот процесс может выражаться на разных уровнях – от незначительной дезориентации в ситуациях взаимодействия с людьми до полной утраты социальных связей. При сильно выраженной десоциализации человек довольно редко сможет полностью восстановить потерянные нормы, ценности и роли. Она обычно возникает вследствие попадания в экстремальные ситуации и реальной угрозы жизни индивида. Самыми яркими примерами станут люди, пережившие войну, пребывание в тюрьмах, концентрационных лагерях, психиатрических учреждениях и других.
Десоциализация также имеет собственных агентов – людей и социальные группы, которые ускоряют и инициируют утрату социальных ценностей и норм человеком. В их число входят асоциальные семьи, алкоголики, криминогенные группировки, наркоманы и другие.
Не нашли нужную информацию?
Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.
Гарантия низких цен
Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.
Доработки и консультации включены в стоимость
В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.
Вернем деньги за невыполненное задание
Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.
Тех.поддержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.
Тысячи проверенных экспертов
Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».
Гарантия возврата денег
Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!
Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока
Гарантия возврата денег
В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы
Отзывы студентов о нашей работе
«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами
Используя «Всё сдал!», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:
Принимаем к оплате