что такое социальная практика в школе

Формирование гражданственности школьников посредством организации социальных практик

83f2df697038a7ea6e35ede4ab16b7e4 Ирина Никитушкина
Формирование гражданственности школьников посредством организации социальных практик

«Формирование гражданственности школьников

посредством организации социальных практик«

Одним из трудных участков работы современной школы является подготовка учащихся к включению в социум.В обоснование актуальности выбранной темы хочется привести высказывание американского философа и педагога Джона Дьюи: «Добрая школа – это хорошо, умная школа – это великолепно, но ребёнок должен быть ещё и подготовлен к жизни».

Если мы оглянемся вокруг себя, то увидим, что кругом идёт конкурентная борьба за обладание местом в обществе. Растут требования и к ученикам, которые должны быть подготовлены к новым рыночным отношениям.

Социальная успешность определяется готовностью школьника осуществлять социальную практику, которая способствует приобретению опыта позитивной деятельности. Социальная практика в широком смысле – это ситуации, в которых человек получает социальный опыт. Такие ситуации возникают в результате делового общения и совместной деятельности ребят с представителями разных профессий на рабочих местах, самостоятельного поиска тех, кто нуждается в помощи и заботе.

Современный старшеклассник много знает, но абстрактно, много умеет, но только теоретически. А практика – это деятельность. Это значит, что у ребёнка должны быть цели и мотивы деятельности. Должны быть самостоятельные действия. Таким образом, социальная практика – это педагогически управляемая деятельность учеников, то есть при организации практики мы должны точно понимать, на получение каких возможных результатов они направлены. Хотим поделиться опытом социальных практик на примере нашей школы.

Социальная практика в нашей школе существует в трёх вариантах:

1) Активная практика:

• участие старшеклассников в школьном самоуправлении;

• участие в социальных и исследовательских проектах;

• разработка и проведение мероприятий в режиме коллективно-творческих дел.

2) Пассивная практика:

• учебные социально-практические ситуации на уроках и факультативах;

• проведение деловых игр.

3) Преобразовательная практика (волонтёрская деятельность):

• помощь социально-незащищённым слоям населения;

Ещё одна традиционная для нашей школы форма социальной практики для старшеклассников – проведение Дня дублёра на День Учителя. Потенциал этой формы социальной практики даёт возможность учащимся приобрести новый для них социальный опыт – опыт взаимодействия в новой ситуации, почувствовать ответственность, прочувствовать профессию учителя, таким образом, непреднамеренно осуществляется профессиональная ориентация.

Самым распространённым видом социальной практики является социальное проектирование, которое является также одним из эффективных способов развития гражданского общества. Социальный проект помогает учащимся проверить себя через включение в разрешение жизненных ситуаций. Именно эта технология позволяет увидеть обучающимися проблемы в обществе и сыграть активную роль в их решении. Например, все учащиеся нашей школы с 1-11 классы в течение двух лет были вовлечены в социальный проект «Историю школы в школьный музей». Учащиеся 11-х классов ежегодно участвуют в разработке и защите социальных проектов. Есть определённые успехи в этом направлении: наши ученики стали победителями финального этапа проекта «Гражданин» в 2015 году; 11-классники стали победителями Всероссийского конкурса по созданию и размещению социальной рекламы антинаркотической направленности и пропаганды здорового образа жизни; получили Диплом Победителей Всероссийского конкурса социально-значимых проектов учащихся «Изменим мир к лучшему!», в 2017 году стали призёрами областного краеведческого фестиваля «Победы России».

Таким образом, социальные практики, проводимые в разных формах, позволяют формировать у детей такие ценности, как коллективизм, забота о других людях, милосердие, доброта, социальная активность, организованность.

Источник

Социальная практика обучающихся в школе. Добровольческая деятельность.

Социальная практика обучающихся в школе.

Автор: Бакашкина Анна Павловна,

ГБОУ СОШ №306 с углубленным изучением английского языка

Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга

В наше время, когда выпускник школы должен обладать огромным набором компетенций социальные практики становятся актуальным решением для педагога. Они помогают ребенку достичь определенного уровня самостоятельности и определения специфики будущих профессий или своего образовательного пути.

Одним из наиболее востребованных сейчас видов социальной практики становится добровольчество или волонтерская деятельность.

В школьном коллективе на возможны разные варианты привлечения ребят к добровольческой деятельности. Одним из прекрасных примеров может служить шефство старшеклассников над начальной школой. Ребята могут помогать проводить уроки, обучать ребят правильно оформлять записи в дневниках и тетрадях. Проводить внеклассные мероприятия, игры на сплочение, конкурсы, выставки и многое другое.

Чаще всего в школах используют событийное волонтерство. Согласитесь, ведь в школе всегда на проведение любого мероприятия требуются помощники, такими помощниками могут выступить волонтеры из классов. Они делают рассадку в зале, помогают с декорациями, встречают гостей.

Примерами культурного волонтерства может служить забота о памятниках, создание экскурсий, восстановление достопримечательностей и памятников, уход за ними.

Экологическое волонтерство – организация субботников, трудовых десантов по уборке разных территорий, сбор мусора, уборка пришкольной территории, экологическое просвещение классов, проведение экоуроков, сбор пластика, макулатуры, батареек.

Медицинское волонтерство. В сотрудничестве с организацией «Волонтеры-медики» обучающиеся получают навыки оказания медицинской помощи, узнают о здоровом образе жизни и могут это применить с обучающимися своей школы.

Читайте также:  Гомеопатия крапивница ухудшение после сна

Вовлечением ребят в добровольческую деятельность в моем учреждении я занимаюсь с 2018 года. Даю возможность ребятам попробовать себя во всех сферах добровольчества. С 2019 года в школе открылось направление внеурочной деятельности «Добрые уроки».

Ребята самосовершенствуются, обретают полезные знакомства и связи, получают бесценный опыт публичных выступлений, организаторские навыки. Они самостоятельно придумывают форматы проводимых мероприятий и акций.

Считаю, что вовлечение в социальную практику, а именно, в добровольческую деятельность дает обучающимся сформировать набор своих компетенций и постоянно их пополнять не только учебной деятельностью, но и общественно-значимыми и полезными делами.

Источник

Уроки социальной практики через УМК «Школа-2100» (из опыта работы мастер-класса)

В новых условиях значение имеет не «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», а отношение человека к миру, осознание своей собственной роли в этом мире, нахождение своего места в нем, способность к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к анализу собственной деятельности.

Федеральный стандарт начального образования предусматривает социализацию личности через учебный процесс. Управлением образования администрации г.Ноябрьска на 2005-2006 учебный год была выбрана следующая методическая тема: Наша школа, в числе остальных, так же рассматривает методическую тему: «Функционирование и развитие МОУ СОШ № 8 как субъекта формирования экспериментального и инновационного пространства, организации профессионально-творческих коалиций, обеспечивающих развитие муниципальной и региональной образовательных систем, реализацию Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

Таким образом, мы, учителя начальных классов должны реализовывать предложенные нам методические задачи через уроки. А внедряем ли мы это на самом деле или все остается только на бумаге? Прежде чем говорить о социализации, об уроках социальной практики, определим само понятие «что же такое социальная практика?»

Социальная практика — вид практики, в ходе которой конкретно-исторический субъект, используя общественные институты, организации и учреждения, воздействуя на систему общественных отношений, изменяет общество и развивается сам.

1. Формального (делового) общения и совместной деятельности ребят с представителями разных профессий на рабочих местах.

2. Самостоятельного поиска в школе или во внешнем мире:

мест работы или стажировки тех, кто нуждается в помощи и заботе мест, нуждающихся в благоустройстве

Социальная практика может помочь человеку:

• найти для себя различные способы выстраивания делового общения
• изучать современный социум и найти свое место в нем
• узнать об интересующей профессии, попробовать себя на реальном рабочем месте, понять, подходит ли эта профессия тебе или нет
• получить ремесленные навыки
• получить опыт поиска рабочего места
• научиться нести ответственность за выбранное Дело и доводить задуманное до реализации
• научиться видеть социальные проблемы и приносить пользу людям
• учиться вступать в деловые отношения с организациями или частными лицами
• учиться работать с деловой документацией.
• учиться кооперировать с другими людьми и делать совместное Дело
• учиться проектировать свою деятельность

В начальной школе задачи социальной практики реализуются через внеклассную деятель- ность, через урочную деятельность в частности образовательную систему «Школа 2100».

Сегодня мы попробуем показать реализацию данных задач на примере фрагментов уроков социальной практики.

Уроки социальной практики можно реализовывать, используя различные УМК, по которым работают сейчас школы нашего города. Это могут быть уроки чтения, природоведения, истории, труда по традиционной программе.

Мы остановимся на двух предметах УМК «Школа 2100» и расскажем, на каком материале и как мы проводим уроки социальной практики.

Автор учебника Ладыженская Т. А.

Уже в планировании по вертикали с 1 по 4 класс можно увидеть цикл уроков социальной направленности, которые имеют общие задачи и цели, но рассматриваются в разных классах, а значит и на разных уровнях развития ребенка.

Раздел «Речевой этикет»

4 класс В чем состоит вежливость Вежливая речь. Вежливые слова. Тон вежливой речи. Одобрение, похвала. Приглашение, поздравление. Способы выражения согласия, вежливое возражение в споре

Речь – это тот инструмент, которым человек пользуется ежедневно в общении с другими людьми, и цель уроков социальной практики – обучение эффективному общению.

Обратимся к другому предмету – курсу отечественной истории и обществоведения. Учебник «Человек и человечество». 4 класс. (Авт. Данилов Д. Д. )

Во II разделе «Человек и мир людей» от уровня личности мы переходим к проблемам общества, группы, социума. Материал уроков дополняет представления ребят о том, что такое общество, знакомит с такими явлениями, как конфликт, общественная группа, совесть, мораль и право, личные права человека.

В раздел входят следующие уроки: (на экране слайды с темами уроков этого раздела)

ЧЕЛОВЕК И МИР ЛЮДЕЙ

Урок 11. Что такое общество?

Урок 12. Как жить в мире людей?

Урок 14. Права человека в обществе.

4 класс. Урок 11. Тема: «Что такое общество?»

Один из вопросов, который нам необходимо сегодня рассмотреть на уроке, что такое конфликт?

Во всех сферах человеческой жизни иногда возникают конфликты. Как вы понимаете слово «конфликт»? (высказывания «детей»)

В «Толковом словаре» С.И.Ожегова и Т.Ю.Шведовой дано определение: «Конфликт – столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, спор».

Конфликт – небольшая ссора – может произойти в классе, на улице, в магазине, в автобусе. Я хочу предложить ученикам способы выхода из конфликтной ситуации.

Для дальнейшей работы нам понадобится группа опорных слов.

Читайте также:  День рождения начальника во сне

Значение каких слов вам непонятно?

При подготовке к уроку группа ребят поработала с «Толковым словарем» С.И.Ожегова и определила смысл всех этих слов.

(По просьбе учителя учащиеся читают определения.)

Сотрудничать – работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле.

Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок.

Уклонение – избегая чего-нибудь, устраниться, отказаться от чего-нибудь.

Уступчивость – человек уступчивый, готовый уступить что-нибудь без спора, сговорчивый.

Противоборство – борьба против кого-нибудь или чего-нибудь.

А теперь задание нескольким парам: попробуйте самостоятельно

объяснить, используя опорные слова, указанные на доске, и примеры из вашей жизни, какой способ поведения может выбрать человек, попадая в ту или иную конфликтную ситуацию. (Четырем парам даются карточки с одним из опорных слов, а ситуация по оставшемуся слову разбираем всем классом)

Представьте ситуацию: Никите купили новый велосипед. Он вывез его во двор и предложил ребятам покататься. Всем хотелось сесть на велосипед первым. Назревал конфликт, который мог перерасти в драку. Какой способ выхода из конфликтной ситуации надо применить ребятам, чтоб все остались довольны? (Ответ: детям необходимо договориться – по считалочке, кто за кем будет кататься. Это способ компромисса.)

Какой из способов выхода из конфликта вам ближе и почему?

Давайте проверим на практике, как мы усвоили материал.

Сейчас мы рассмотрим сценки.

Ваша задача: одному участнику развивать конфликт на заданную тему, а другому стараться выйти из конфликтной ситуации одним из путей, о которых мы говорили.

(Два ученика, по желанию, принимают участие в инсценировке и выходят к доске.).

— Я была у вас на приеме неделю назад. Вы мне выписали очень дорогое лечение. Вчера я сдала анализы, а улучшений нет. Кто теперь мне вернет деньги? Вы сейчас назначите другие лекарства, и мне опять придется тратиться. Не знаете, как лечить, я буду обращаться к другому врачу, а на вас буду жаловаться.

— Успокойтесь. Поверьте мне, что лечение за неделю результатов не дает. У вас лечение комплексное, на 3-4 недели. Давайте проконсультируемся, если вы желаете, у главврача. Она подтвердит мои слова. С вами мы встретимся через две недели. Уверяю вас, ваше здоровье улучшится.

— Хорошо, доктор, я буду у вас в конце месяца. До свидания.

Каким образом был конфликт исчерпан? (Ответ: участники спора выбрали способ уклонения от конфликта).

Сценка вторая: Родители хотят, чтобы дочь приносила из школы только пятерки. И вдруг… «3!» Мама девочки считает, что учительница предвзято относится к ее дочери. Какой конфликт назрел? (Один из «артистов» держит в руках указку и классный журнал, исполняя роль учителя)

— Здравствуйте, Мария Ивановна!

— Вчера моя Лена принесла по истории 3. Я считаю, что оценка занижена. Историю я учила накануне вечером вместе с ней. Она отвечала по учебнику слово в слово. Вы придираетесь к ней.

— Я согласна с вами. Но Лена вызубрила урок, она не смогла ответить на вопросы, которые я сформулировала не так, как в учебнике, поэтому сбивчиво и невнятно отвечала, но ваша дочь – умная, толковая ученица. Пусть она самостоятельно готовиться к урокам. Скоро контрольная работа, и она сможет показать свои знания.

— Хорошо, я согласна. До свидания.

Какой из способов выбрали участники, чтобы выйти из конфликтной ситуации?

(Ответ: участники спора выбрали способ уклонения от конфликтной ситуации.)

Таким образом, мы представили вашему вниманию отрывки уроков в формах викторины, беседы, создания проблемной ситуации и ее решения, инсценировки, что позволило решить задачу социальной практики – формирование социальной компетенции у учащихся.

Рассмотрим пример фрагмента отечественной истории и обществознания «Человек и человечество» урока в 4 классе.

Раздел 4. Многоликое человечество.

Урок22. Расы и народы Земли.

Чтобы выяснить националистические настроения в классе и спланировать нашу дальнейшую деятельность, считаю рациональным провести анонимное анкетирование среди учащихся класса.

Предлагаем следующие вопросы:

а) только русские
б) разных национальностей
в) нет друзей

2. С человеком какой национальности Вы бы вряд ли подружились?

а) с человеком «кавказской национальности»
б) с евреями
в) с китайцами, корейцами, японцами
г) с представителями другой национальности
д) национальность не имеет значения

а) я не знаю, но раз ученые доказали.
б) совершенно верно, могу продолжить этот список.
в) почему это русские только самые находчивые. Они еще самые щедрые, гостеприимные и вообще самые-самые..
г) нет, все люди разные, характер не зависит от национальности

4. Недавно одна из московских газет напечатала материал о том, как группа подростков славянской национальности избивала и калечила лиц кавказской и еврейской национальностей. Как Вы относитесь к этим подросткам?

а) как таких свет держит?!
б) в чем-то они, конечно, правы, ведь они в своей стране. Но вообще-то, я против насилия
в) правильно! Так их! Все наши беды от этих.

5. Может ли принадлежность человека к какой либо расе помешать ему сделать научное открытие или написать красивую музыку? (Свой ответ объясни).

В данной игре учитель-судья-координатор, который направляет действия в поисках компромиссных решений.

Предлагаю участникам 1-го ряда выступить в роли адвокатов. Участникам 2-го ряда в роли истцов. Вы будете предлагать проблемные ситуации национального характера.

Читайте также:  что такое примитивы в 3d max

Участники 3-го ряда в роли обвинителей. Если вы хотите занять другую позицию, предлагаю вам пересесть. В зависимости от предварительного анонимного анкетирования, я предлагаю для обсуждения ту или иную ситуацию. Результатом данного анкетирования стала следующая проблемная ситуация.

Представитель истцов прошу зачитать поступившую жалобу.

Судья: Суть дела ясна. Что могут сказать представители Обвинения? Что на это может ответить Защита?

(Таким образом строится живой диалог.)

Вывод: Таким образом, используя нестандартные формы уроков, вчитываясь в «Федеральный стандарт», программы УМК, мы реально можем работать над социализацией личности младшего школьника не формально, а реально.

Источник

МБОУ СОШ № 7 им. В.П. Астафьева

г. Дивногорска с. Овсянка

%D0%BA7 2020

Социальные практики это…

Социальная практика – это специально организованная образовательная деятельность учащихся, направленная на развитие социальной компетентности, формирование и отработку индивидуальной модели социального поведения, социальных навыков (делового общения, социальной коммуникации с представителями различных социальных групп населения, социальных, профессиональных, административных структур и т.д.), получение опыта социального взаимодействия, осмысление и закрепление теоретических и практических знаний, полученных в ходе изучения учебных курсов обществоведческого содержания.

Впервые этот термин встречается в работе Н. И. Элиасберг, доктора педагогических наук, члена-корреспондента Академии гуманитарных наук, заведующего кафедрой теории и методики гуманитарного образования Санкт-Петербургского государственного педагогического университета, и как образовательное понятие в современной педагогике и дидактике четко не определен. И, тем не менее, под понятием «социальная практика» будем понимать вид практики, в ходе которой конкретно-исторический субъект, используя общественные институты, организации и учреждения, воздействуя на систему общественных отношений, изменяет общество и развивается сам.

Таким образом, социальная практика представляет собой вид деятельности, направленный на формирование позитивных социальных изменений, а значит, школа становится естественной площадкой социальной практики.

Область изменения проекта: стимулирование участия молодежи, граждан всех возрастов в общественно полезную добровольческую деятельность, повышение мотивации и уровня вовлеченности родительской общественности и детей в различные виды социальных практик (волонтерскую деятельность и социальное проектирование школы организация волонтерского движения

Виды социальных практик

Социальные практики имеют следующие виды:

1) Пассивная (учебные социально-практические ситуации на уроках и занятиях, встречи с представителями социальных институтов, оценочная деятельность, деловые и ролевые игры);

2) Активная (волонтерская деятельность, шефская работа, участие в школьном самоуправлении, участие в социальных и исследовательских проектах, оказание помощи в работе музеев, библиотек и т.п.);

3) Преобразовательная (помощь социально незащищенным слоям населения, общественно-полезные дела, строительные отряды, концертные бригады, культурно-массовая деятельность и др.).

4) Профессиональная проба – профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.

Результативность социальных практик обнаруживается (проверяется) либо в качестве освоенных действий, либо в качестве продукта. Действия или продукт являются объектами оценивания и для учеников, и для педагогов по соответствующим критериям.

Базы проведения социальных практик:

Социальная практика помогает учащимся:

Задачами социальной практики являются:

− формирование социальных компетенции на основе привлечения учащихся к общественно значимой деятельности;

− приобретение практических умений коммуникативной культуры в процессе осуществления различных социальных взаимодействий;

− знакомство с конкретными условиями и содержанием отдельных социальных процессов, проходящих в современном российском обществе;

− приобретение навыков формирования индивидуальных моделей поведения, адекватных ситуаций решения и преодоления проблем, сопровождающих деятельность учащихся во время прохождения социальной практики, умения применять теоретические знания в конкретной ситуации;

− формирование представлений учащихся о возможностях современных социальных технологий.

Мы выбрали ряд социальных проектов, которые по нашему мнению будут способствовать изменению сознания людей и их представлении о жителях села Овсянка, поэтому одним из проектов называется «Интересные люди села» цель которого, показать самые лучшие стороны истории села, познакомить с жизнью и трудом односельчан которые, сыграли в истории города, края, страны заметную роль, воспитать чувства гордости за свою малую Родину.

В реализации этой идеи в школе необходимы добровольцы, волонтеры и мы предлагаем Вам стать членами волонтерского отряда. (Мы надеемся что это перерастет в волонтерское движение).

Источник

Социальные практики в школе (презентация)

Применение социальных практик в учебной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Социальные практики в школе (презентация)»

img0

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ КАК ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС

img1

Модель социально успешной личности

УМЕНИЕ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ

УМЕНИЕ ВЫСТРАИВАТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

img2

img3

Социальная практика как педагогический феномен

вид деятельности, в ходе которого человек принимает позитивный социальный опыт, получает навыки социальной компетентности и реального действия в обществе: социальной группе или по отношению к отдельным людям.

Школа является естественной площадкой социальной практики

img4

Задачи социальной практики

img5

Виды социальных практик

img6

Пассивная социальная практика

Учебные социально-практические ситуации на уроках и занятиях, встречи с представителями социальных институтов, оценочная деятельность, деловые и ролевые игры, круглые столы, дебаты и т.д.

img7

Активная социальная практика

Волонтерская деятельность, шефская работа, участие в школьном самоуправлении, участие в социальных и исследовательских проектах, оказание помощи в работе музеев, библиотек и т.п.

img8

Помощь социально незащищенным слоям населения, общественно-полезные дела, строительные отряды, концертные бригады, культурно-массовая деятельность и др.

img9

Моделирующие элементы конкретного вида профессиональной деятельности, способствующие сознательному, обоснованному выбору профессии

img10

Базы проведения социальных практик:

img11

img12

Заместитель директора по ВР, заместитель директора по ПВ,

заместитель директора по УР

Социальный педагог, педагог-психолог

img13

СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА как элемент педагогических систем

img14

Социальная практика помогает учащимся :

Источник

DACHARAI - самый большой ресурс для садовода
Adblock
detector