СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
Полезное
Смотреть что такое «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» в других словарях:
Социальная работа — Социальная работа профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет… … Википедия
Социальная работа — – оплачиваемая профессиональная деятельность, цель которой – помочь людям преодолеть серьезные трудности в своей жизни за счет предоставления помощи, защиты или КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. Что же такое социальная работа? Одни считают ее деятельностью по… … Словарь-справочник по социальной работе
Социальная работа — – профессиональная сфера, которая объединяет психологию, социальную психологию и социологию. Обычно разделяется на три широкие области социальной работы: 1. изучение условий жизни неблагополучных семей и помощь им, при этом особое внимание… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА — Профессиональная сфера, которая объединяет психологию, клиническую психологию и социологию. Социальная работа направлена на применение социально научных принципов к социальным проблемам. Хотя эту область трудно ограничить, в частности, потому,… … Толковый словарь по психологии
Социальная работа — особый интегрированный, междисциплинарный видпрофессиональной деятельности, направленный на решение социальных проблем отдельных, прежде всего социально уязвимых, личностей и общественныхгрупп и удовлетворение потребностей граждан на создание… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Социальная работа в исправительном учреждении — представляет собой комплексную деятельность по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных, создающей предпосылки для их исправления в период отбывания наказания и ресоциализации после освобождения, оказанию … Официальная терминология
Социальная работа с осужденными (психологический аспект — ). Комплексная деятельность по обеспечению социальной помощи, поддержки, защиты осужденных в целях их исправления в период исполнения уголовных наказаний и ресоциализации после освобождения. Социальная работа основывается на международных… … Энциклопедия современной юридической психологии
социальная работа с беженцами и иммигрантами — а) профессиональная деятельность специалистов по оказанию помощи беженцам и иммигрантам в повседневной жизни для адаптации и восстановления их способности социального функционирования в новой иноэтнической среде; создание условий для преодоления… … Этнопсихологический словарь
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С БЕЖЕНЦАМИ И ИММИГРАНТАМИ — а) профессиональная деятельность специалистов по оказанию помощи беженцам и иммигрантам в повседневной жизни для адаптации и восстановления их способности социального функционирования в новой иноэтнической среде; создание условий для преодоления… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ — – специфический вид профессиональной деятельности, направленной на улучшение качества молодежной популяции, осуществляемой государственными, муниципальными и коммерческими организациями и включающей в себя комплекс правовых, социально медицинских … Терминологический ювенологический словарь
Что такое социальная работа?
Вячеслав Николаевич Келасьев
Заведующий кафедрой теории и практики социальной работы
Доктор философских наук, профессор
Забота о человеке свята! Настало время ПРОФЕССИОНАЛОВ в этой сфере.
Социальный работник — тот МАСТЕР, который может реально изменить общество, повысить социальное благополучие и качество жизни россиян.
Смысл жизни человека в том, чтобы самореализоваться, раскрыть все свои способности и таланты. Социальный работник (соционом) помогает человеку в раскрытии его потенциалов. Он ориентирует человека на адекватное понимание жизненного успеха, помогает достичь личного благополучия и признания со стороны других людей. Одна из важных функций профессионала социальной работы также в том, чтобы помочь человеку избегать различных рисков и угроз современного мира, помочь выстроить траекторию своего жизненного пути, активизировать свои силы и ресурсы. Его усилия направлены как на повышение качества жизни отдельного человека, так и на достижение социального благополучия общества в целом. В его распоряжении арсенал методов по изменению социальной среды, улучшению ситуации в обществе. С моей точки зрения, все это позволяет социальному работнику чувствовать значимость своей профессии и наполняет его жизнь высоким смыслом.
«Если кто-нибудь скажет, что любовь и мир — это клише, которое ушло вместе с шестидесятыми, это будет его проблемой. Любовь и мир вечны». Джон Леннон
«Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой». Марк Твен
«Искусство управления состоит в том, чтобы не позволять людям состариться в своей должности». Наполеон Бонапарт
Ирина Первова, д. соц. н., к. психол.н., профессор кафедры теории и практики социальной работы, координатор межвузовской программы российско-американского взаимодействия
В современном постоянно меняющемся мире с его нестабильностью, экономическими кризисами и блокадами, войнами и террористическими угрозами социальная работа занимает все более значимое место для населения всех стран. Население, особенно его наиболее уязвимые группы, не в состоянии самостоятельно справиться с вызовами современности, и роль социальной работы в качестве платформы, удерживающей отдельных индивидов и социальные группы, от проваливания в океан эксклюзии — объективна и признана.
Социальная работа в России, в ее настоящем прочтении, является относительно молодой дисциплиной, и поэтому опыт зарубежных стран в этой области социальной действительности чрезвычайно важен для дальнейшего развития, совершенствования технологий работы и научной деятельности. В связи с этим обмен знаниями и опытом с зарубежными учеными и практиками в виде совместных исследований, ознакомительных и учебных практик особенно важен как для профессорско-преподавательского состава, так и для студентов.
Имеющиеся научные связи кафедры теории и практики социальной работы со специалистами в данной сфере таких стран как Австрия, Великобритания, Индия, Испания, Италия, Португалия, США, Финляндия, Швейцария, ЮАР и др. взаимно обогащают научную и учебную деятельность соответствующих департаментов, способствуют более успешному и целенаправленному усвоению учебных пограмм как магистров, так и бакалавров, а также развитию их социальной активности и креативности.
Сегодня компетентность профессионалов социальной сферы не может ограничиваться лишь способностью помогать людям в сложных жизненных ситуациях. Социальный работник должен знать и уметь предотвращать современные риски, выявлять причины уязвимости клиентов и способствовать достижению социального благополучия как отдельных индивидов, различных социальных групп, так и общества в целом.
Современное понимание социальной работы закреплено в «глобальном» определении, сформулированном Международной Федерации социальных работников (IFSW):
«Социальная работа является практической профессией и академической дисциплиной, которая способствует общественным изменениям и развитию, содействует социальной сплоченности и укреплению способностей к самостоятельному функционированию людей в обществе, их освобождению. Принципы социальной справедливости, прав человека и уважения многообразия являются центральными в социальной работе. Опираясь на теории социальной работы, общественные и гуманитарные науки, специализированные знания, социальная работа вовлекает людей и структуры в решение жизненно важных проблем и повышение благополучия» (International Federation of Social Workers (IFSW), Global Definition of Social Work, 2014).
«Социальная работа сегодня — это сфера инновационных технологий, креативных подходов, возможностей карьерного роста, и самое главное, социальная работа — это реальная помощь людям. в том числе нашим близким». Ольга Бородкина, д. соц. н., профессор кафедры теории и практика социальной работы, эксперт учебно-методического объединения вузов России по направлению «Социология и социальная работа», со-организатор Международной Летней Академии «Социальная работа и общество»
«Социальная работа — эта та часть социальных наук, которая взяла на себя функции ранней социологии. В начале своего существования социологи-основатели хотели понять как можно переустроить мир, а сегодня социология отказалась от такой повестки и занимается только социальной диагностикой. А социальная работа занимается именно этим, т. е. улучшением общества, пусть и на микроуровне». Ирина Григорьева, д. соц. н., к. филос. н., профессор теории и практика социальной работы, член редколлегий «Журнала социологии и социальной антропологии», «Журнала исследований социальной политики»
«Социальная работа является деятельностью родственной врачеванию. Разновидностью социальной работы является медико-социальная работа, направленная на охрану и поддержку физического и психического здоровья (индивида, коллектива, населения в целом), способствующая достижению ими социального благополучия. Медико-социальная работа представляет собой организованную высокопрофессиональную деятельность в лечебно-профилактических учреждениях и вне их с особым упором на связанные со здоровьем социальные проблемы». Василий Середа, д. мед. н., профессор кафедры теории и практики социальной работы, президент Межрегионального общественного благотворительного фонда «За здоровое поколение на пороге XXI века», консультант ЮНИСЕФ (Детского Фонда ООН ).
Социальная работа
Что же такое социальная работа? Одни считают ее деятельностью по изменению социальных структур, которые способствуют угнетению тех или иных групп, другие – помощью индивидам в адаптации к конкретным обстоятельствам, а если люди не могут или не хотят подчиняться существующим социальным нормам – например, в поведении или методах воспитания детей, – социальные работники обязаны использовать властные полномочия.
Социальная работа зародилась в недрах благотворительных организаций в последней четверти XIX в. С самого начала она была основана на личном контакте добровольных помощников, предлагающих практическую помощь, совет и поддержку, и нуждающихся в этой помощи, например заброшенных детей, пожилых и немощных, бездомных, пострадавших, как тогда казалось, в результате быстрого роста промышленности. Таким образом, социальная работа была составляющей социальной реформы, начатой после того, как удалось документально зафиксировать последствия урбанизации, БЕДНОСТИ и депривации для жизни городской бедноты. Первые добровольные социальные работники были приписаны к больницам, судам и тюрьмам. Другие посещали людей на дому в рамках благотворительной жилищной программы. Их методы работы используются и поныне, в частности систематический расспрос, ведение записей и разработка простейших планов вмешательства. Кроме того, тогда же были проведены различия между «заслуживающими» и «не заслуживающими помощи», теми, кому можно и нельзя помочь, что оказало сильное влияние на последующую работу.
К середине XX в. социальная работа обогатилась психологическими аспектами. Под влиянием ПСИХОАНАЛИЗА социальные работники стали уделять больше внимания раннему семейному опыту, бессознательной мотивации и корням непоследовательного и иррационального поведения. Практическим следствием стала работа над отношениями, которые складывались с отдельными клиентами и семьями. Через эти отношения КЛИЕНТЫ компенсировали свои прежние переживания и осваивали стратегии преодоления трудностей. Хотя в социальной работе по-прежнему уделяется много внимания следствиям бедности, значительное место отводится психологическим проблемам клиентов.
В конце 1960-х – 1970-х гг. социальная работа, во всяком случае частично, затронула социальную депривацию и влияние общественного устройства на проблемы клиентов. РАДИКАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА в этот период была посвящена выражению солидарности с рабочим классом, в частности сотрудничеству с центрами занятости, общественными движениями, консультативными центрами. Что касается индивидуальных клиентов, радикальные социальные работники разъясняли им социальные первопричины проблем. Каждый этап развития оставил след в социальной работе и породил множество критических выступлений как самих специалистов, так и не причастных к социальной работе лиц. По сути дела, социальная работа многообразна и многолика, ее цели подчас столь грандиозны, что свести их к простому перечню не представляется возможным. Попытки дать определение социальной работы предпринимались давно, вот, например, как считала в 1977 г. Британская ассоциация социальных работников: «Социальная работа – это целенаправленное и этичное применение личных навыков межличностных отношений для улучшения личного и социального функционирования индивида, семьи, группы или сообщества, что обязательно включает практический опыт создания социальных условий всеобщего благосостояния».
Поскольку социальным работникам трудно объяснить свою роль в обществе, эта сфера деятельности подверглась нападкам на протяжении 1980-х гг., когда политические силы ополчились против концепции процветающего государства. В современной социальной работе пришлось отказаться от некоторых высоких целей и смириться с тем, что ряд задач в перспективе будут определены как на правительственном уровне, законодательно, так и на уровне общества наиболее настойчивыми клиентскими группами. Проще помочь людям преодолеть проблемы, если: 1) помочь потребителям четко и ясно определить свои проблемы и наметить конкретные шаги к их преодолению; 2) договориться с потребителями о разбиении крупных задач на более мелкие, которые легче решить поочередно; 3) мобилизовать ресурсы и заручиться поддержкой значимых для клиента людей; 4) достичь намеченных целей, которые предварительно были согласованы с клиентом и сформулированы в письменном виде, при активном участии в принятии решений самого клиента.
Консультирование – вид деятельности, привлекательный для многих социальных работников, в настоящее время занимает все меньшее, но по-прежнему значительное место в работе. Это терапевтическое направление вызывает критику со стороны социальных работников и представителей других профессий, оно подверглось сокращению в ряде сфер деятельности, в частности при работе с трудными детьми и в больницах. На смену интенсивному личному взаимодействию с клиентами пришла управленческая работа. Так, организация и планирование медико-социального вмешательства, когда социальный работник занимается оцениванием потребностей и приобретением услуг, внесли заметное изменение в природу социальной работы. Предположительно, это главный источник изменений в социальной работе за последние пятьдесят лет. Повышенное внимание общественности к защите прав клиентов, выписанных из психиатрических клиник, а также детей, насильственно разлученных с семьями, заставило правительство регламентировать поведение социальных работников в подобных случаях, а местные департаменты социального обслуживания – вкладывать в это направление значительные ресурсы.
Полезное
Смотреть что такое «Социальная работа» в других словарях:
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА — (англ. social work) вид профессиональной деятельности, содержание которой определяется процессами, происходящими в социально экономической, политической и духовной сферах жизни общества. С. р. заключается в оказании государственного или… … Большая психологическая энциклопедия
Социальная работа — Социальная работа профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет… … Википедия
Социальная работа — – профессиональная сфера, которая объединяет психологию, социальную психологию и социологию. Обычно разделяется на три широкие области социальной работы: 1. изучение условий жизни неблагополучных семей и помощь им, при этом особое внимание… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА — Профессиональная сфера, которая объединяет психологию, клиническую психологию и социологию. Социальная работа направлена на применение социально научных принципов к социальным проблемам. Хотя эту область трудно ограничить, в частности, потому,… … Толковый словарь по психологии
Социальная работа — особый интегрированный, междисциплинарный видпрофессиональной деятельности, направленный на решение социальных проблем отдельных, прежде всего социально уязвимых, личностей и общественныхгрупп и удовлетворение потребностей граждан на создание… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Социальная работа в исправительном учреждении — представляет собой комплексную деятельность по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных, создающей предпосылки для их исправления в период отбывания наказания и ресоциализации после освобождения, оказанию … Официальная терминология
Социальная работа с осужденными (психологический аспект — ). Комплексная деятельность по обеспечению социальной помощи, поддержки, защиты осужденных в целях их исправления в период исполнения уголовных наказаний и ресоциализации после освобождения. Социальная работа основывается на международных… … Энциклопедия современной юридической психологии
социальная работа с беженцами и иммигрантами — а) профессиональная деятельность специалистов по оказанию помощи беженцам и иммигрантам в повседневной жизни для адаптации и восстановления их способности социального функционирования в новой иноэтнической среде; создание условий для преодоления… … Этнопсихологический словарь
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С БЕЖЕНЦАМИ И ИММИГРАНТАМИ — а) профессиональная деятельность специалистов по оказанию помощи беженцам и иммигрантам в повседневной жизни для адаптации и восстановления их способности социального функционирования в новой иноэтнической среде; создание условий для преодоления… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ — – специфический вид профессиональной деятельности, направленной на улучшение качества молодежной популяции, осуществляемой государственными, муниципальными и коммерческими организациями и включающей в себя комплекс правовых, социально медицинских … Терминологический ювенологический словарь
Социальная работа
Социа́льная рабо́та — профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.
Как следует из определения социальной работы, принятого Международной ассоциацией школ социальной работы и Международной федерацией социальных работников 27 июня 2001 года в Копенгагене, «профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует укреплению способностей к функциональному существованию в обществе и освобождению людей в целях повышения их уровня благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы». [1]
Содержание
Понятие и статус социальной работы
По поводу статуса социальной работы в современной науке существует три точки зрения:
Социальная работа как наука
Каждая наука должна иметь объект, предмет и методы исследования, принципы, закономерности, теоретические модели, понятийно-категориальный аппарат и своё место в системе наук. Не является исключением и социальная работа. Социальную работу как науку можно понимать как область научного знания о закономерностях управления процессом использования внутренних и внешних ресурсов индивида, семьи или общности в ситуациях нарушения социального функционирования (Б. В. Куприянов).
Объект исследования
Объект науки — определенная область действительности, совокупность тех или иных явлений, процессов, которые изучает данная наука.
Объект социальной работы — система социальных отношений (устойчивые связи между субъектами, группами и слоями общества). Некоторые считают, что объектом социальной работы является человек. Но при таком понимании человек рассматривается абстрактно от его социальных связей (а общество — это система). Объект социальной работы — это не только индивиды, но и социальные группы. В социальной философии Маркс говорил: «Личность понимается как система общественных отношений». Противники данной точки зрения считают, что при таком подходе теряется человек как индивидуальный неповторимый субъект, теряется его индивидуальное содержание: сведение индивидуального к социальному или индивидуальное растворяется в социальном. Если в качестве объекта рассматриваются индивиды или группы, то это нужно рассматривать в рамках тех социальных связей, в которые они включены в реальном обществе. Социальная работа изучает тот же объект (общество), что и ряд других гуманитарных наук (социология, например). Да, один и тот же объект изучается различными науками, но каждая их них выделяет и исследует свой специфический предмет. Объект социальной работы — это целый ряд социальных связей (социальная поддержка, социальная помощь, социальная реабилитация), который до сих пор не изучался специалистами ни одной науки.
Предмет исследования
Предмет исследования науки — это сторона, срез, определенный аспект объекта, который изучается только данной наукой и никакой другой. Предмет науки непосредственно связан с её объектом, но не совпадает с ним. Если объект — это фрагмент действительности, который существует объективно (то есть независимо от того, изучается он человеком или нет), то предмет выделяется человеком в рамках объекта.
Предметом социальной работы являются не все социальные отношения, а группа отношений, которые являются наиболее проблемными, то есть приводят к дестабилизации, социальной дезорганизации, росту социальной напряженности, возникновению социальных конфликтов, попаданию людей в трудные жизненные ситуации; а также закономерности взаимодействия субъектов социальной работы при оптимизации социальных отношений (в процессе формирования способности восстановления социального субъекта). Социальная работа изучает деятельность, то есть введение активного субъекта в предмет социальной работы (И. С. Романычев)
Закономерности
Первая группа закономерностей социальной работы (закономерности функционирования и развития субъекта социальной работы):
Вторая группа закономерностей социальной работы (закономерности связи между субъектами и объектами социальной работы):
Само по себе теоретическое знание закономерностей еще не гарантирует их систематического использования в повседневной практике специалистов по социальной работе. Закономерности — это лишь некие ориентиры, которые должен знать специалист по социальной работе. Поэтому на практике социальный работник чаще всего исходит из типичности проблем клиентов, использует, в первую очередь, те выводы и правила, которые формулируются наукой и практикой на основе открытых закономерностей.
Принципы
Принципы социальной работы являются важными структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности.
Группы принципов социальной работы:
Специфические принципы социальной работы, определяющие основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению:
Таким образом, система закономерностей и принципов социальной работы является фундаментом, на основе которого строится вся практическая деятельность специалиста по социальной работе (Л. И. Кононова)
Теоретические модели
Понятийно-категориальный аппарат
Важнейшим компонентом системы логически упорядоченного знания является понятийный аппарат науки — совокупность понятий, категорий и терминов, которые позволяют в обобщенной форме отразить явления, изучаемые данной наукой, а также связи между ними путем фиксации их существенных свойств, признаков и закономерностей.
Принято различать понятия двух уровней. Во-первых, это понятия, отражающие эмпирический опыт социальной работы, результаты наблюдений и экспериментов. Во — вторых, понятия, образующиеся путем интерпретации первичных понятий (понятий первого уровня) и логических операций над ними.
Классификация понятий по степени общности:
Методы исследования
Метод — это совокупность приемов деятельности субъектов социальной работы, рассматривающая социальные проблемы клиентов как способ стимулирования их сил и конструктивной деятельности в социуме с целью изменения неблагоприятной ситуации. Методы — способы познания действительности.
Методы социальных наук: социологии, психологии, социальной психологии.
Номотетические методы: направлены на обобщение эмпирических фактов и выявление общих объективных законов (закономерностей) — это генерализирующие методы, то есть общие. Предполагают переход от частных случаев к общим законам. Цель науки видят в открытии этих общих законов.
Идиографические методы. В современной науке главная методологическая оппозиция проявляется в противостоянии 2-х методологических подходов: парадигмы естественнонаучного познания и парадигмы социогуманитарного познания. Парадигма социогуманитарного познания основывается на идеях о том, что в жизни общества и человека во многих случаях невозможно установить общие закономерности, так как социальные системы более сложные, связи в системах носят открытый характер. Каждый человек, система отношений, в которую он включен, неповторимые, индивидуальные, уникальные, поэтому задача науки состоит во всестороннем изучении и описании этого индивидуального случая. Методы, которые используются при таком исследовании, получили название индивидуализирующие. Такого рода исследования в современных социальных науках получили название «работа со случаем» (М. В. Вдовина).
Место в системе наук
Междисциплинарные связи в изучении проблем человека, общества и характера их взаимодействия реализуются через комплексные исследования. Соотношение теории социальной работы с другими теориями опирается на традиционные модели системного подхода. Выявление взаимодействия социальной работы с другими науками показало её междисциплинарный характер, а также отличие от таких смежных областей знания как социология, психология и т. д.
При исследовании причин, порождающих социальные проблемы, описание социальных процессов, социальных отношений, при анализе особенностей социальных групп, социальная работа как наука неизбежно пользуется научными представлениями, понятийным инструментарием других социальных наук, чей предмет близок к предмету социальной работы (социология, психология и т. д.) (И. С. Романычев)
Социальная работа как профессиональная деятельность
Деятельность — это совокупность действий человека, направленных на желаемое изменение какого-либо предмета. У социального работника — это человек, нуждающийся в помощи, не способный решить свои проблемы без посторонней помощи.
Таким образом, социальная работа — это деятельность, причем профессиональная, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней (находящимся в трудной жизненной ситуации), не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить (Павленок П. Д.).
Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, где каждый элемент органически связан и взаимодействует с другими, выполняет свои функции. Социальная работа — целостная структура, которая состоит из следующих элементов: субъектов; содержания, которое раскрывается через функции; средств (организационно-технических, финансовых и др.), управления и цели.
Целью социальной работы как профессиональной деятельности является с одной стороны удовлетворение интересов клиента, а с другой стороны — поддержание стабильности в обществе. Оптимальный вариант решения данной проблемы — это нахождение компромисса между этими двумя целями.
Сущность профессиональной соц.работы — это «троекратный образ» Гордона Гамельтона «личность-в-ситуации».
Социальная работа как учебная дисциплина
Социальная работа как учебная дисциплина есть систематизированное изложение с учебными целями основной теории и практики социальной работы применительно к профилю учебного заведения.
Задачи учебных дисциплин — донести добытые наукой знания до обучающихся в наиболее приемлемой и доступной форме.
В структуре вузовской подготовки социального работника, к внешней форме системы подготовки, было выделено 3 уровня, включающие 11 самостоятельных блоков (например, ознакомление с отечественным и зарубежным опытом, изучение и анализ нормативных документов, анализ различных социальных ситуаций, прохождение практики в социальных службах, саморазвитие студентов).
Подготовка социальных работников основана на принципах гуманизма, толерантности, практической направленности.
Студенты обучаются дисциплинам по четырём циклам:
Российская социальная работа в общественном сознании
Социальная работа в России очень молода. Но существует множество других профессий, которые также стали известны россиянам совсем недавно. В пример можно привести такие профессии, как аудитор, брокер, дилер, имиджмейкер, рекламный агент, системный интегратор и т. д. Все перечисленные профессии в начале 90-х годов были знакомы россиянам ничуть не больше, чем социальная работа. А сейчас эти профессии известны и привлекательны для российской молодёжи, чего нельзя сказать о социальной работе.
История
Европа и США
Мировой опыт в сфере социальной работы говорит о том, что при помощи социальных технологий можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рискованные ситуации, принимать и выполнять оптимальные управленческие решения. Для зарубежных стран основным источником финансирования остается государство. Социальная работа в европейском измерении существует в тесной взаимосвязи с социальной политикой и таким социальным институтом, которым является, в частности, социальное государство. Важное значение для формирования за рубежом современной системы социальной помощи оказали принципы Эльберфельдской системы. В середине XIX в. она распространилась практически на всей территории Германии и части Франции. В основе этих принципов:
• самостоятельность каждого попечительства при рассмотрении частных вопросов и централизация общего направления дел;
• индивидуализация помощи при детальном обследовании каждого нуждающегося;
• привлечение всех слоев общества к активному участию в деле призрения бедных.
Россия
Социальная работа в России как вид деятельности имеет многовековую историю. Обычно выделяют следующие периоды:
Архаический период (до X века)
Этот период характеризуется наличием родовых и общинных форм помощи у славян. В древнеславянских общинах можно выделить следующие формы помощи и взаимопомощи:
Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности (X—XIII века)
Изменение парадигмы помощи связано с изменением социально-экономической и социокультурной ситуаций, в первую очередь с крещением Руси в 988 году. Христианизация оказала решающее влияние на все сферы жизни общества. Наибольшее значение имели идеи о спасении души, человеколюбии, духовности, милосердии, стыде и совести.
Изменение содержания милосердия в данный период характеризуется следующим образом:
Содержание понятия «милосердие» | XI век | XII век | XIII век |
Милостыня | Милосердие, сострадание, сочувствие, подаяние | Благотворение, добрые дела | |
Милость | Милосердие, сострадание, сочувствие; благосклонность, особое расположение, любовь | Милостыня, подаяние; плата, жалованье | Прощение, снисхождение |
Милование | Сострадание, сочувствие, милосердие, прощение, снисхождение | Готовность помочь, оказание милости | Благосклонность, любовь |
Миловати | Поддерживать, помогать | ||
Миление | Сострадание |
Период церковно-государственной помощи (XIV — вторая половина XVII века)
Период государственного призрения (вторая половина XVII века — вторая половина XIX века)
Система государственного призрения сложилась в России при Екатерине 2,издавшей указ, в 1763 году, об открытии Московского воспитательного дома, в который принимались даже сироты до 3 лет. В 1770 году такой дом был открыт в Петербурге. В 1764 году — указ об основании воспитательного общества благородных девиц — Смольный институт. Через год при этом институте было открыто училище, в которое принимались девушки нищенского происхождения. Вступив на Российский престол, после смерти Екатерины 2,в 1796 году, ее сын Павел 1,поставил во главе воспитательного общества свою жену, более известную, как Мария Федоровна. Через год она встала во главе императорских воспитательных домов и коммерческого училища для мальчиков. Еще в 1776 году во всех губерниях России были созданы приказы общественного презрения, которые занимались вопросами помощи нуждающимся. Этими вопросами, позже, в 19 веке, активно занимались ведомство учреждений императрицы Марии. В связи с реформой местного самоуправления, начатое в России, в 60 годах 19 века, функции приказов общественного презрения к земству. К концу прошлого столетия в России был накоплен большой опыт в деле помощи нуждающимся, которых, однако казалось, в значительной мере не востребованным вплоть до наших дней.
Период общественного и частного призрения (конец XIX — начало XX веков)
Период государственного обеспечения (1917—1991 годы)
В первые послереволюционные годы деятельность Советского правительства была направлена на повышение благосостояния трудящихся. С декабря 1917 г. было введено «Положение о страховании на случай безработицы». Тогда же вышел Декрет ВЦИК и СНК «О страховании на случай болезни». В апреле 1918 г. Наркомат Государственного призрения был преобразован в Наркомат социального обеспечения (НКСО). Это означало, что вопросы социального обеспечения трудящегося населения становились стержнем государственной политики в области социальной помощи. Начала формироваться общедоступная и бесплатная система медицинского обслуживания населения. Осенью 1918 г. был образован Всероссийский фонд социального обеспечения, порядок создания которого определялся «Положением о социальном обеспечении трудящихся» от 31.10.1918 г. 20-30-е гг. — борьба с детской беспризорностью; 1923 г. — стали создаваться кооперативные организации инвалидов; 1923 г. — Всероссийское общество слепых; 1926 г. — Всероссийское общество глухонемых; 1928 г. — пенсии по старости рабочим текстильной промышленности; 1929 г. — введены пенсии по старости для рабочих тяжелой промышленности и транспорта, 26 июня 1941 г. был принят Указ Президиума ВС СССР «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время». В июле 1944 г. увеличены льготы для матерей и беременных. После смерти Сталина внесены изменения в социальную политику. Успешная социальная политика позволила снизить смертность, рост промышленности, улучшение жилищного строительства, увеличение заработной платы. К середине 80-х гг. с 10 до 20 % был увеличен размер надбавки к пенсии по возрасту за непрерывный стаж рабочим и служащим, проработавшим на одном предприятии не менее 25 лет. Была введена скидка 50 % на лекарства пенсионерам. Для женщин вводился частично оплачиваемый отпуск. Но в начале 80-х гг. уровень жизни стал снижаться. В стране назревала необходимость проведения реформы социальной системы и ее важной части — социального обеспечения. Попытки реформирования были предприняты в период перестройки, а также в 90-е гг. в условиях самостоятельного развития РФ.
Период социальной работы (1991 — по настоящее время)
Социальная работа как профессия появилась в России 23 апреля 1991 года, когда в соответствии с решением № 92 Государственного комитета по труду и социальным вопросам в перечне профессий появились новые специальности — социальный работник, социальный педагог и специалист по социальной работе.
День социального работника
Годом ранее, аналогичный праздник появился на Украине. В 1986 г. вышло Постановление государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам «О проведении эксперимента по организации отделений социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам»
Структура социальной работы
субъект — содержание — управление — объект
Обучение социальной работе
Обучение студентов по специальности Социальная работа началось в сентябре 1991 года в 20 вузах России. Сейчас получить высшее образование по данной специальности можно почти в 200 вузах страны. Координирующим вузом по научной и методической подготовке стал Российский государственный социальный университет, на базе которого создано учебно-методическое объединение (УМО) вузов РФ в области социальной работы.
В настоящее время большинство вузов готовят специалистов по социальной работе, но в связи с Болонским процессом происходит постепенный переход на подготовку бакалавров и магистров в области социальной работы.
Есть возможность получения профессии и в рамках среднего специального (профессионального) образования. Однако учебные заведения здесь представлены не так широко. В настоящий момент подготовку социальных работников осуществляют 52 учебных заведениях.
Субъект Федерации | Высшее учебное заведение | Среднее учебное заведение | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Республики | ||||||
Адыгея | филиал Российского государственного социального университета в г. Майкопе | |||||
Алтай | Горно-Алтайский государственный университет | |||||
Башкортостан | Башкирский государственный университет, | Туймазинский юридический колледж Башкирский экономико-юридический техникум (Уфа) | ||||
Ингушетия | ||||||
Кабардино-Балкарская | Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М.Бербекова, | Кабардино-Балкарский педагогический колледж (Нальчик) | ||||
Калмыкия | ||||||
Карачаево-Черкесская | Карачаево-Черкесский филиал | |||||
Карелия | Петрозаводский государственный университет | Педагогический колледж № 1 (Петрозаводск) | ||||
Коми | Сыктывкарский государственный университет | Педагогический колледж № 3 (Воркута) Высшее педагогическое училище (колледж) № 1 (Сыктывкар) | ||||
Марий-Эл | Марийский государственный технический университет | |||||
Мордовия | Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва | Саранский государственный промышленно-экономический колледж | ||||
Саха (Якутия) | ||||||
Северная Осетия | Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова | |||||
Татарстан | Казанский государственный технологический университет Казанский медицинский университет Казанский социально-юридический институт | Педагогический колледж № 1 (Казань) | Финансово-юридический колледж (Ижевск) | |||
Хакасия | Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова | |||||
Чеченская | Грозненский техникум информатики и вычислительной техники | |||||
Чувашская | филиал Российского государственного социального университета в г. Чебоксары | |||||
Края | ||||||
Алтайский | Алтайский государственный технический университет имени И. И. Ползунова, | |||||
Камчатский | филиал Дальневосточного государственного технического университета в г. Петропавловске-Камчатском | |||||
Краснодарский | Институт экономики и управления Филиал Кубанского института международного предпринимательства и менеджмента (г. Кропоткин) | государственный педагогический университет в Армавире | ||||
Красноярский | Красноярская государственная архитектурно-строительная академия | Ачинский педагогический колледж Красноярский педагогический колледж № 2 филиал Московского открытого социального университета в г. Перми | Чайковский политехникум | |||
Приморский | Владивостокский государственный университет экономики и сервиса | Большекаменский технический колледж Дальневосточный государственный гуманитарно-технический колледж (Владивосток) Северо-Кавказский социальный институт | ||||
Области | ||||||
Амурская | Амурский государственный университет | |||||
Архангельская | Северный Арктический Федеральный Университет имени М. В. Ломоносова, | |||||
Брянская | Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского | |||||
Владимирская | Муромский институт, филиал Владимирского государственного университета, филиал Московского психолого-социального института в г. Муроме | Волгоградский педагогический колледж № 2 | ||||
Вологодская | Вологодский государственный педагогический университет | |||||
Воронежская | Воронежский филиал Российского государственного социального университета | Воронежский промышленно-гуманитарный колледж | ||||
Ивановская | Ивановский государственный университет | |||||
Иркутская | Байкальский государственный университет экономики и права | Братскский педагогический колледж № 1 Иркутскский педагогический колледж № 2 ПК № 2 | ||||
Калининградская | Российский государственный университет имени Иммануила Канта | |||||
Калужская | Калужский государственный педагогический университет имени К. Э. Циолковского | Анжеро-Судженский политехнический колледж | Нерехтское медицинское училище | |||
Курганская | Курганский государственный университет, | Курганский технологический колледж | ||||
Курская | Курский государственный медицинский университет Курский гуманитарно-технический институт Курский институт государственной и муниципальной службы | |||||
Ленинградская | Ленинградский областной институт экономики и финансов (Гатчина) | |||||
Липецкая | Липецкий государственный педагогический университет | |||||
Магаданская | Северо-Восточный Государственный Университет | |||||
Московская | Российский государственный аграрный заочный университет (Балашиха) Институт бизнеса, психологии и управления (Химки) | |||||
Нижегородская | Арзамасский государственный педагогический институт имени А.П.Гайдара, | Нижегородский авиационный технический колледж Нижегородский педагогический колледж Перевозский государственный гуманитарно-технологический колледж | ||||
Новгородская | Старорусский филиал Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики | Боровичский педагогический колледж | ||||
Новосибирская | Институт социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета Омский гуманитарный университет НОУ | Омскский химико-механический техникум Гуманитарный техникум (Омск) Оренбургский институт экономики и культуры | Оренбургский учётно-финансовый техникум | |||
Орловская | Орловская региональная академия государственной службы Орловский государственный институт искусств и культуры | |||||
Пензенская | Пензенский государственный педагогический университет имени В.Г.Белинского, | Пензенский педагогический колледж | ||||
Псковская | Псковский государственный педагогический университет им. С.М. Кирова | |||||
Ростовская | Филиал Российского государственного социального университета в г. Азове | Азовский государственный гуманитарно-технический колледж Ростовский-на-Дону экономико-статистический колледж | ||||
Рязанская | Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний Рязанский филиал Московского психолого-социального института | Рязанский медицинский колледж | ||||
Самарская | Самарская государственная академия культуры и искусств Самарский медицинский институт РЕАВИЗ | Губернский колледж (Похвистнево) Самарский социально-педагогический колледж | ||||
Саратовская | Институт социального образования, филиал Российского государственного социального университета в г. Саратове Поволжский кооперативный институт Центросоюза Российской Федерации (Энгельс) | |||||
Сахалинская | ||||||
Свердловская | Уральский институт социального образования, Филиал Российского Государственного Социального Университета в Екатеринбурге Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия | Нижнетагильский государственный профессиональный колледж имени Н. А. Демидова | ||||
Смоленская | Смоленский государственный университет, | Смоленский педагогический колледж | ||||
Тамбовская | Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, филиал Московского психолого-социального института в г. Уварово филиал Северо-Западной академии государственной службы в г. Твери | Тверской политехнический техникум | ||||
Томская | Сибирский государственный медицинский университет | |||||
Тульская | Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого | Заокский христианский многопрофильный колледж | ||||
Тюменская | Тобольская Государственная Социально-Педагогическая Академия им. Д. И. Менделеева, | Тюменский государственный колледж профессионально-педагогических технологий | ||||
Ульяновская | Ульяновский государственный университет | Ульяновский социально-педагогический колледж № 1 | ||||
Челябинская | Челябинский государственный педагогический университет | Магнитогорский профессионально-педагогический колледж | ||||
Ярославская | Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова | |||||
Автономные округа | ||||||
Ненецкий | ||||||
Ханты-Мансийский | Нижневартовский государственный социально-гуманитарный колледж | |||||
Чукотский | ||||||
Ямало-Ненецкий | ||||||
Автономная область | ||||||
Еврейская | Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия | |||||
Города федерального значения | ||||||
Москва | Институт сервиса Российского государственного университета туризма и сервиса, Институт Международных Социально-Гуманитарных Связей, Московский социально-экономический институт, Российско-американский христианский институт, | |||||
Санкт-Петербург | Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина Северо-Западная академия государственной службы Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского Adblockdetector |