что такое социальная революция кратко

Содержание

Определение, сущность и особенности социальной революции

Концепция о социальной революции является исключительно значимой для социологии управления, вследствие чего, весьма важным является рассмотрение вопросов ее методологических проблем, сущности, причин появления, а также закономерностей функционирования и значимость в контексте жизни общества.

Определение социальной революции

В эпоху начала активного становления буржуазного строя и построения его идеологии, а также с восторгом воспринимая революционные перемены, социологами проводились исследования проблемы революции, а также необходимость ее проведения и причины возникновения.

Для того, чтобы полным образом, понимать идею социальной революции, необходимо обладать представлениями о таких категориях, как «общественно-экономическая формация», «надстройка» и «базис». Разберем основную суть этих категорий.

Общественно-экономическая формация – это тип социальной системы, который формируется на базе определенного вида производственных отношений.

Экономический базис – это сумма всех производственных отношений, которые задействованы в определенном производственном способе.

Общественная надстройка – это совокупность всей массы общественных идей, а также организаций и учреждений, которые им соответствуют и возникновение которых было обусловлено работой доминирующего класса общественных отношений. Именно надстройка и базис выступают в качестве определяющих элементов в общественно-экономической формации.

Термин «социальная революция» в литературе встречается в двойном значении: в широком смысле это необходимо для определения всего периода преобразования текущего положения в новую общественно-экономическую формацию, а в узком применяется в качестве определения качественных перемен в определенных областях жизни общества: экономической, политической, культурной и прочих. В текущей статье революция будет трактоваться в своем широком значении.

Развитие общества всегда является естественно-историческим процессом, связанным с появлением, развитием и угасанием конкретных общественно-экономических формаций. Переход к иным общественно-экономическим формациям представляет собой многогранный и комплексный процесс, в рамках которого происходят изменения в идеологии, культуре и политической жизни общества. Данные перемены суммарно способствуют образованию тех социальных явлений, которые принято называть революциями.

Исходя из этого, можно заключить, что социальная революция представляет собой определенное положение сменяемости в общественно-экономических формациях.

Сущность социальной революции

До определенного момента в собственном развитии, материальная производительная сила общества начинает входить в противоречие с уже существующей системой производственных отношений, либо с тем, что выступает в качестве их юридического отражения – с отношением к собственности, в рамках которых происходило их развитие до настоящего момента.

Данные отношения, из состояния производительной силы начинают становиться их оковами. В этом случае принято говорить о начале эпохи социальной революции, в рамках которой происходит разрушение старых производственных отношений. В ходе преобразований экономических основ, так или иначе со временем назревает переворот во всей масштабной структуре общественных надстроек.

Для того, чтобы разрушить старый строй государственной власти на целостном уровне, революционные классы применяют механизмы социального насилия. Без использования такой формы насилия ни одна революция не может быть успешной.

Исходя из этого, социальная революция представляет собой высшую, наиболее острую форму классового противоборства. Данную форму революции целесообразно использовать в тех случаях, когда классовое противоборство в максимальной степени обострено и достигает собственного пика.

Социальная революция – это не результат различных заговоров, либо определенной деятельности меньшинства, которое является изолированным от всех. Данная форма революции проявляется в тех случаях, когда происходят глубокие общественные изменения, привлекающие к себе массу широких слоев населения.

Результатом проведения социальной революции становится переход политической власти от старых рекреационных классов к прогрессивным демократическим классам. Исключительно после того, как государственная власть переходит от конкретных господствующих классов, а его сопротивление подавлено, демократические партии могут одержать победу новых форм и процессов над старыми. Исходя из этого, вопросы политической власти имеют тесную связь в контексте исследования особенностей социальной революции.

Что является причиной того, что среди массы аспектов социальных революций приоритетной для изучения категорией выступают вопросы власти? Суть данного феномена заключается в том, что мощнейшим козырем, которым может обладать господствующий класс выступает государство, в понимании его в качестве публичной власти, имеющей доступ ко всем насильственным органам – полиции и армии, а также доступ к средствам воздействия идеологии на массы людей.

Государство, находясь во власти господствующих классов имеет стремление к сохранению экономического базиса, совместно с соответствующими элементами общественных надстроек, а также стремится к подавлению выступлений передовых классов, агитирующих к противоборству с устоями старого общественного порядка. Исходя из этого, для того, чтобы снизить силы господствующих классов, следует прежде всего отнять у них силу и возможности политической власти.

Сущность социальной революции заключается в призыве к осуществлению коренных преобразований, первичной сферой в чем являются все приоритетные области жизни общества: экономическая и политическая, вслед за чем идут особенности духовных общественных процессов и форм общественной культуры.

Воздействие социальной революции на различные сферы общественной жизни

В рамках экономической сферы, важнейшая задача социальной революции заключается в разрешении конфликтов между производительной силой, которая постепенно развивается, и устаревшими формами производственных отношений, совместно с заменой старой хозяйственной системы на новую, более возвышенную. Предпосылкой этих процессов является смена характера взаимодействия между средствами производства и формами собственности.

В области политики, социальная революция призвана разрешить конфликты между устаревшими формами политических надстроек и развитыми формами новых экономических отношений, либо назревающих потребностей в экономическом развитии. Благодаря социальной революции возможно создание новых правовых и политических надстроек, которые необходимы для развития и укрепления зарождающихся новых общественно-экономических формаций.

Читайте также:  Если тебя затопили во сне

Важно подчеркнуть, что между политической революцией и государственным переворотом существует колоссальная разница. Так, политическая революция предполагает переход власти от старых реакционных классов к новым передовым классам, в процессе чего происходит изменение понимания классовой сущности власти, а также изменение доминирующих классов.

В случае государственного переворота, классовый смысл власти остается неизменным, происходит процесс передачи власти из рук одной группы господствующих классов в другие.

В рамках культурной жизни общества, благодаря революции происходит смена старых социальных установок и установление новых, которые включают в себя различные культурные и материальные ценности, которые были накоплены человечеством в процессе всего исторического развития.

Новые формы культуры не выносятся за рамки единой цепочки преобразований мировых цивилизаций, а выступают в качестве закономерных преемников старых форм культурного наследия. При этом, для формирования нового типа культуры необходимо критическое освоение всего прошлого культурного опыта, а не бездумное заимствование и модификация некоторых его элементов.

Таким образом, социальная революция в историческом контексте является совокупностью экономических, политических и культурных изменений. Исходя из особенностей определенных формаций, конкретные условия содержания и последовательность элементов преобразования, процесс социальной революции может иметь ряд различий в отдельных сферах.

Например, отдельные составные части социальной революции могут изменяться неравномерно: процессы преобразования в одной области могут завершаться, в другой только приходить к началу, а в третьих – проводиться активные мероприятия изменений в различных ее частях.

Исходя из этого, социальную революцию следует трактовать не в качестве кратковременного взрыва, а в качестве длительного исторического периода, который охватил годы и целые десятилетия. Это то время, когда разрешаются ключевые противоречия, наблюдаемые в жизни общества.

Как говорил В. И. Ленин: социальная революция – это не один бой, а целая серия битв всей совокупности вопросов, касающихся демократических и экономических перемен.

Этапы социальной революции

В ходе своего развития, у социальной революции наблюдается несколько последовательных этапов, в каждом из которых подготавливаются специальные условия для следующих этапов. В наиболее обобщенном варианте, можно выделить следующие основные этапы социальной революции:

Несомненно, в конкретных революциях могут существовать определенные отклонения от представленного алгоритма (например, большее количество этапов, размытость границ одного этапа от другого, некоторая незавершенность определенных процессов и прочее).

Представленные этапы отражают общее логическое течение революционных процессов. Для того, чтобы появилась полноценная социальная революция, необходимо наличие субъективных и объективных предпосылок.

Схематично, данные предпосылки революции отражены на рисунке:
1 DlBSolo

Источник

40. Социальная революция и ее роль в общественном развитии. Революционная ситуация и политический кризис в обществе

40. Социальная революция и ее роль в общественном развитии. Революционная ситуация и политический кризис в обществе

Центральную роль в марксистской философии исторического материализма играет теория социальной революции.

Теория социальной революции в марксизме основывается на диалектическом законе перехода количественных изменений в качественные, который (переход) происходит скачком.

В переложении на социальное бытие исторический материализм видит действие этого закона в том, что эволюционное развитие общества на каком-то этапе должно совершать революционное по характеру, быстрое изменение всех своих сторон, и называет это «социальной революцией».

Таким образом, социальная революция означает резкие, сжатые во времени коренные качественные изменения общества в целом, в ходе которых происходит отрицание старого порядка новым порядком.

Социальная революция — это сложный процесс отрицания, в котором:

— уничтожается всё отжившее в обществе;

— сохраняется преемственность между новым и старым состояниями общества;

— появляются элементы, которых не было в старом, отрицаемом состоянии общества.

Социальная революция, таким образом, как и любое отрицание, это есть разрешение какого-то противоречия.

В социальной революции разрешается не какое-то, а основное противоречие любой общественной системы — противоречие между её производительными силами и производственными отношениями.

На определенной ступени своего развития производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. Когда, в результате этого противоречия, производственные отношения превращаются в оковы для стремящихся развиваться производительных сил, наступает эпоха социальной революции, которая, решая основное противоречие, меняет, прежде всего, экономические основы общества, то есть меняет базис общественно-экономической формации.

С изменением экономической основы общества, то есть с изменением базиса, более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке общественно-экономической формации.

В конечном итоге, социальная революция — это совокупность переворота материального производства, и переворота идеологического, происходящего в политической, религиозной, художественной, философской и в иных сферах жизни, где люди осознают социальный конфликт и борются за его разрешение.

Если рассматривать ход человеческой истории, то социальные революции — это важнейшие этапы общественного развития, которые не только отделяют одну общественно-экономическую формацию от другой, но и сохраняют преемственность исторического движения. Без социальной революции не было бы исторического движения, поскольку ни одна общественно экономическая формация без нее не смогла бы занять место предшествующей формации.

Социальные революции, таким образом, можно назвать выражением сути естественно-исторического процесса развития общества. Будучи, по Марксу, неизбежными, социальные революции являются законом истории, ее «локомотивами» и обеспечивают смену одной общественно-экономической формации другой, более прогрессивной, в следующем порядке:

— первобытнообщинный строй;

— рабовладельческий строй;

— феодальный строй;

— капитализм;

— коммунизм.

Несмотря на всю непохожесть и специфичность социальных революций для разных стран и для разных исторических эпох, у них всегда есть повторяющиеся существенные черты и процессы.

Эта повторяемость обнаруживается в том, что коренная ломка старой формации всегда имеет свои истоки в обострении противоречий между производительными силами и производственными отношениями данного общества. Поэтому социальная революция протекает в форме классовой борьбы и вообще, социальная революция — это есть высший этап развития классовой борьбы, дошедшее до наибольшего ожесточения.

В ходе социальной революции решается вопрос о власти, и, следовательно, социальная революция свидетельствует, прежде всего, о политическом кризисе данного общественного строя, поскольку политическая устойчивость любого общества выражается в устойчивости его власти.

Читайте также:  что такое основы светской этики

Именно политический кризис общества, если он переходит в кризис власти и сопровождается экономическим и социальным кризисом, свидетельствует о возникновении революционной ситуации в обществе, то есть о возникновении условий, формирующих возможность социальной революции.

Кратко революционную ситуацию можно назвать общенациональным кризисом, который, по разработкам Ленина, характеризуется следующими главными признаками:

1. Невозможность для господствующих классов сохранять в неизменном виде свое господство. То есть — «верхи больше не могут», хотя и хотят, жить по старому.

2. Обострение выше обычной степени нужды и бедствий угнетенных классов. То есть — «низы больше не хотят» жить по старому, потому что не могут.

3. Значительное повышение активности масс, приводящее к их самостоятельному историческому выступлению.

Для победы социальной революции недостаточно только наличия революционной ситуации. Необходимо также, чтобы к этим объективным предпосылкам социальной революции присоединились субъективные предпосылки:

способность масс к смелой, самоотверженной борьбе и

— наличие опытной революционной партии, осуществляющей правильное стратегическое и тактическое руководство борьбой масс.

БАЗИС (марксизм) — совокупность условий, составляющих экономическую основу структуры общества.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ — марксистское учение о закономерностях исторического развития общества.

КАПИТАЛИЗМ — общество, в котором собственностью, определяющей социальное положение и влияние на власть, является промышленно-финансовый капитал.

КЛАССОВАЯ БОРЬБА — непримиримое столкновение классов.

КОММУНИЗМ (в марксизме) — сменяющая капитализм бесклассовая формация, основанная на общественной собственности на средства производства.

НАДСТРОЙКА (марксизм) — совокупность духовной культуры, общественных отношений и социальных институтов общества.

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ — определенный, исторически сложившийся тип общества, основанный на том или ином способе производства.

ОТРИЦАНИЕ (диалектика) — переход старого в новое с сохранением всего лучшего из старого.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС — состояние общегосударственного конфликта, сопровождающееся бессилием власти осуществлять руководство обществом.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ — совокупность применяемых в производстве орудий труда, технологий, транспорта, помещений, предметов труда и т. д., и людей, как носителей знаний, умений, навыков, производственного опыта.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ — отношения людей в процессе производства.

ПРОТИВОРЕЧИЕ — момент постоянного противоборствующего взаимодействия противоположностей.

РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ СТРОЙ — общество, в котором основной экономической собственностью являются рабы.

РЕВОЛЮЦИЯ — полный и внезапный кардинальный переворот в государственном и общественном устройстве.

СКАЧОК — процесс коренного изменения наличного качества и рождения нового качества в результате накопления количественных изменений.

СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — резкие, сжатые во времени коренные качественные изменения общества в целом.

ФЕОДАЛЬНЫЙ СТРОЙ — общество, в котором собственностью, определяющей социальной положение и влияние на власть, является земля и прикрепленные к ней люди.

Читайте также

Роль научной рациональности в развитии общества

Роль научной рациональности в развитии общества Ситуация, сложившаяся в процессе взаимодействия науки и социума обострила проблему научной рациональности, ее сущностного содержания, и соответственно ее роли в развитии общества. Вообще, эта проблема всегда была одной

Роль Дицгена в развитии марксистской философии

Роль Дицгена в развитии марксистской философии Дицген был воинствующим материалистом, непримиримым противником идеализма и фидеизма. Врагов материализма он называл не иначе, как «дипломированными лакеями поповщины», решительно настаивая на проведении принципа

Глава XII. ЭВОЛЮЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ

Глава XII. ЭВОЛЮЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ Диалектическая обработка истории человеческой мысли, науки и техники неизбежно предполагает анализ таких важнейших типов общественного развития, как эволюция и революция. Необратимые качественные изменения,

1. Диалектика прошлого, настоящего и будущего в общественном развитии

1. Диалектика прошлого, настоящего и будущего в общественном развитии В предыдущих главах книги были охарактеризованы системность общественной жизни, источники и движущие силы ее развития, диалектика эволюционности и революционности в социальной форме движения

Роль миграции народов в развитии азиатского способа производства

Роль миграции народов в развитии азиатского способа производства В 40-х годах XIX в. Восток был представлен в работах К. Маркса и Ф. Энгельса лишь азиатскими странами, в первую очередь Индией и Китаем. Иногда упоминается Египет. В 50 – 70-х годах К. Маркс и Ф. Энгельс уже считали,

Разговор 17-й. О том, какую роль в развитии играет духовное тело

Разговор 17-й. О том, какую роль в развитии играет духовное тело у. Ну что ж. Этот вопрос, как говорится, созрел. Что такое духовное тело? У. Волшебный кристалл. Он собирает духовный свет и освещает им человека. И наоборот, собирает свет от человека и направляет его в тонкие

Глава XII. ЭВОЛЮЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ

Глава XII. ЭВОЛЮЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ Диалектическая обработка истории человеческой мысли, науки и техники неизбежно предполагает анализ таких важнейших типов общественного развития, как эволюция и революция. Необратимые качественные изменения,

1. Диалектика прошлого, настоящего и будущего в общественном развитии

1. Диалектика прошлого, настоящего и будущего в общественном развитии В предыдущих главах книги были охарактеризованы системность общественной жизни, источники и движущие силы ее развития, диалектика эволюционности и революционности в социальной форме движения

Роль физики элементарных частиц в развитии современного естествознания[49]

Роль физики элементарных частиц в развитии современного естествознания[49] Нет необходимости говорить о том, что физика элементарных частиц играет в современной науке очень важную роль. Свидетельством тому — и большое количество физиков, занятых исследованиями в

3.2. Социальные группы и общности. Их роль в развитии общества

3.2. Социальные группы и общности. Их роль в развитии общества Социальная группа– это объединение людей, связанных системой социальных ценностей, норм и образцов поведения, все члены которого участвуют в деятельности.Для возникновения любой социальной группы необходимы

СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ Формирование советского коммунистического сверхобщества происходило в противоречии с марксистскими основоположениями: тут не власть приводилась в соответствие с неким существовавшим «экономическим базисом», а, наоборот, это «базис» создавался

XI. РОЛЬ НОВОЙ ФИЗИКИ В СОВРЕМЕННОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

XI. РОЛЬ НОВОЙ ФИЗИКИ В СОВРЕМЕННОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Философские выводы современной физики были обсуждены в различных разделах этой книги. Это обсуждение было проведено с той целью, чтобы показать, что эта новейшая область естествознания во многих своих

Оранжевая революция: политический и PR-инструментарий

Оранжевая революция: политический и PR-инструментарий Революция моделирует ситуации разрыва с прошлым состоянием, причем переход этот может носить как насильственный, так и ненасильственный характер. Интенсивный разрыв отличается от естественного разрыва активным

Читайте также:  Есть чужие блины во сне

2.2. Социальная революция

2.2. Социальная революция Пожалуй, наиболее важным разделом в книге Поппера, наряду с идеей социального детерминизма, является его критика теории социальной революции. Начну с первых фраз, которыми открывает эту главу сам Карл Поппер: «В этом пророчестве утверждается, что

Глава 15 РОЛЬ РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Глава 15 РОЛЬ РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Печально, но это факт человеческой истории – религия была главным источником конфликтов. Даже сегодня убивают людей, уничтожают общины, нарушают покой общества в результате религиозного фанатизма и ненависти. Неудивительно,

Источник

Революция (социальная)

Революция (от позднелат. revolutio поворот, переворот, превращение, обращение) — глобальное качественное изменение в развитии природы, общества или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием.

Первоначально термин revolution употреблялся в астрологии и алхимии. В научный язык вошел из названия книги Николая Коперника «О вращениях небесных сфер» (1543).

Различают революции в природе (например, геологическая революция), в развитии общества, в том числе экономическом (неолитическая революция, научно-техническая революция, промышленная революция, культурная революция, «зелёная революция», сексуальная революция, демографическая революция, «революция растущих потребностей») и политическом (социальная революция, политическая революция), в науке (революции в физике, философии, космологии, биологии, медицине).

Томасом С. Куном введён в обращение термин «научная революция» (в книге «Структура научных революций», 1963, русский перевод 1977).

Иногда «революциями» традиционно называют те или иные социально-политические явления, которые, строго говоря, не носят революционного характера. Например, государственный переворот, приведший к замене на английском престоле династии Стюартов династией Оранских-Нассау («Славная революция» 1688—1689 годов); политику модернизации Ирана при шахе Мохаммеде Реза Пехлеви («белая революция») или кампанию Мао Цзэдуна по ликвидации своих конкурентов в структурах КПК сверху донизу в 1966—1976 годах («Великая пролетарская культурная революция»).

Революцию как качественный скачок в развитии, разрыв постепенности отличают и от эволюции, где развитие происходит постепенно, и от реформы, в ходе которой производится изменение какой-либо части социальной, политической и т. п. сферы, без затрагивания существующих основ системы.

Содержание

Историко-политологическое понимание

180px prise de la bastille

Если буржуазная революция приводит к замене феодализма капитализмом в экономике не до конца или не ликвидирует при этом феодальный политический режим, это обычно влечет за собой возникновение буржуазно-демократических революций, смыслом которых является приведение политической надстройки в соответствие с экономическим базисом. Примерами таких революций являются революции 1848 и 1871 годов во Франции, Вторая американская революция (Война Севера с Югом), Революция 1905 года и Февральская революция 1917 года в России, Синьхайская революция 1911 года и Революция 1924—1927 годов в Китае, революции 1918 года в Германии и в Австро-Венгрии, Кемалистская революция 1918—1922 годов в Турции, Революция 1931—1939 годов в Испании, Исламская революция 1979 года в Иране и т. п.

180px stormningen av vinterpalatset

Социалистическая революция приводит к переходу от капитализма к социализму. Сталинистская традиция такой революцией считает Октябрьскую революцию 1917 года в России, народно-демократические революции 1940-х годов в Восточной Европе, Китайскую революцию 1949 года, Кубинскую революцию 1959 года и т. д. [5] [6] Однако целый ряд направлений в марксизме (каутскианство, неомарксизм, постмарксизм, коммунизм рабочих советов, Франкфуртская школа, фрейдо-марксизм, марксистский экзистенциализм, школа «Праксиса», меньшинство в троцкизме (сторонники Тони Клиффа) и др., а в Восточной Европе — отдельные теоретики, например, Рудольф Баро, Иштван Месарош, Юрий Семёнов, Александр Тарасов, Борис Кагарлицкий) отрицает социалистический характер этих революций.

В истории возможна ситуация, когда революция терпит поражение (крестьянские войны в Англии, Франции, Германии, России и других странах; Революция 1905 года в России; Революция 1808—1814, Революция 1820—1823, Революция 1834—1843, Революция 1868—1874 годов в Испании; Революция 1848 года и Парижская коммуна во Франции; Сентябрьская революция 1836 года в Португалии; революции 1848—1849 годов в Германии, Австрии, Венгрии и Италии; Революция 1905—1911 годов в Иране; пролетарские революции в Баварии, Венгрии и Словакии 1919 года и т. д.).

Известны также национально-освободительные революции, в ходе которых те или иные страны освобождаются от колониальной, полуколониальной или иной иностранной (национальной) зависимости. Примерами таких революций являются Нидерландская революция XVI века, Первая американская революция, войны за независимость в Латинской Америке в XIX веке, Филиппинская революция 1896—1898 годов, Августовская революция 1945 года во Вьетнаме, Июльская революция 1952 года в Египте, Иракская революция 1958 года, Алжирская революция и т. д. Однако в этих революциях национально-освободительный характер является внешним выражением классового характера революций — буржуазных, буржуазно-демократических или социалистических.

Проблема «бархатных революций»

«Бархатные революции» в странах Восточной Европы (и в Монголии), в ходе которых в 1989—1991 годах были ликвидированы политические режимы советского типа, представляют собой определенную методологическую проблему. С одной стороны, поскольку в результате этих «бархатных революций» произошла смена общественно-политического строя, они полностью удовлетворяют определению революции. С другой стороны, они часто осуществлялись с участием правящих элит этих стран (номенклатурой), которые в результате усилили свои позиции (присоединив к власти также и собственность), а революции не осуществляются правящими классами и слоями, наоборот, они приводят к тому, что дореволюционные правящие классы и слои утрачивают власть и собственность. Кроме того, революции не приводят к воссозданию положения, существовавшего до предыдущей революции (в случае «бархатных революций» — восстановлению капитализма). Обычно такие изменения именуются не «революцией», а «реакцией» или «реставрацией».

Поэтому неудивительно, что в левых кругах (за исключением части анархистов и социал-демократов) «бархатные революции» рассматриваются как контрреволюции.

«Цветные революции»

В конце XX — начале XXI века возникла тенденция называть в средствах массовой информации «революциями» любые смены политического режима или даже только правительства. Так, приход к власти в Прибалтике в 1989—1991 годах «народных фронтов» был назван «поющими революциями», отстранение от власти президента Шеварднадзе в Грузии в 2003 году — «розовой революцией» («революцией роз»), отстранение от власти президента Кучмы на Украине в 2004 году — «оранжевой революцией» и т. д. Подобное использование термина «революция» девальвирует его содержание и серьезными историками, социальными философами и политологами не принимается.

Источник

DACHARAI - самый большой ресурс для садовода
Adblock
detector