что такое социальная структура общества 8 класс

Социальная структура общества

Урок 28. Обществознание 8 класс

20210413 vu tg sbscrb2

28

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

20210706 unblock slide1

20210706 unblock slide2

20210706 unblock slide3

Конспект урока «Социальная структура общества»

Вы уже говорили, что в общественной жизни принято выделять 4 сферы: экономическую, социальную, политико-правовую и духовную. Сегодня мы начинаем изучение раздела, посвящённого социальной сфере общества.

Социальная структура общества

Люди в процессе своей жизни объединяются, и человеческое общество представляет собой множество различных социальных общностей. Совокупность этих общностей, связи, возникающие между ними, составляют социальную структуру общества.

image001

Общность людей с устойчивыми связями, схожими интересами, определёнными правилами поведения и взаимоотношений принято называть социальной группой.

image002

По численности членов все социальные группы можно разделить на малые, средние и большие. Малые группы объединяют людей, занимающихся общим делом, которые при этом непосредственно общаются друг с другом. Это, например, семья, школьный класс, спортивная команда или дружеская компания.

image003

Члены средней социальной группы объединены общей целью, их деятельность упорядочена, организована. Но внутри такой группы межличностные отношения связывают не всех участников, они могут быть лично не знакомы друг с другом. Это может быть предприятие, школа, университет.

image004

Большая социальная группа может существовать в масштабах всего общества, страны: общественный класс, нация, верующие той или иной конфессии. Большая группа может объединять людей, независимо от места их проживания. Лозунг коммунистов: «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!» был обращён к рабочим всех стран мира. Члены большой социальной группы могут не осознавать своё отношение к ней. Вы, например, вряд ли задумывались над тем, относитесь ли вы ещё к группе малолетних несовершеннолетних граждан России. Изучая основы правовых знаний, вы сможете получить точный ответ на этот вопрос.

Социальные группы можно выделять и по другим признакам. Скажем, по характеру взаимодействия: первичные и вторичные группы. В первичных группах оно носит межличностный характер, предполагает взаимную поддержку. То есть первичной группой мы можем назвать друзей, родственников, соседей. Во вторичной группе взаимодействие носит деловой характер и направлено на достижение конкретной цели. Производственные коллективы, политические партии – это вторичные группы.

image005image006

По способу организации и регулирования взаимодействия можно выделить формальные (официальные) и неформальные (официально не оформленные) группы. Коллектив школы или хоккейная команда ЦСКАформальные группы, так как они имеют определённую структуру и официально признаны, юридически оформлены. А вот театральный кружок школы или болельщики хоккейной команды ЦСКАнеформальная группа, возникшие на базе личных интересов их участников.

Также можно выделить группы номинальные, искусственно созданные для каких-либо целей, например, статистического учёта населения, и реальные. К первой категории можно отнести, скажем, покупателей растворимого и молотого кофе. Этот признак важен для продавцов кофе, но вряд ли может повлиять на положение любителей этого напитка в обществе. Реальные группы выделяют по социально значимым признакам, осознаваемым людьми: пол, возраст, национальность, уровень дохода, профессия и другие. Например, мужчины, женщины, дети, студенты, горожане и так далее.

image007

С чем связано социальное неравенство? Есть разные варианты ответов на этот вопрос.

Первоначально причиной неравенства могла быть естественная дифференциация – люди рождались и рождаются разными: мужчинами и женщинами, сильными и слабыми, здоровыми и больными, умными и очень умными. Во многих религиях прослеживается идея о том, что Бог или боги изначально создавали людей неравными. Так, верующие индусы считают, что Брахма создавал представителей 4 основных варн из разных частей своего тела: брахманов – из губ, кшатриев – из плеч, вайшьев – из бёдер, а шудр – из ступней. Именно поэтому от рождения люди занимают определённое место в обществе и изменить его никак нельзя, по крайней мере, при жизни.

Читайте также:  Корейский актер ли сон гюн

В современном демократическом обществе влияние естественных различий на социальное положение человека уменьшается: ведётся активная борьба против дискриминации по признаку пола, национальности, цвета кожи, создаются условия для труда и полноценного быта инвалидов и так далее. Зато гораздо большее значение приобретают такие естественные факторы, как одарённость в разных областях, интеллектуальные и духовные качества.

Но многие различия порождаются социальными факторами. К их числу можно отнести, например, род занятий. Во всех обществах одни профессии считаются более важными, чем другие. В первобытных обществах самыми уважаемыми были воины и целители, в современных обществах самые важные профессии – это профессии банкира и предпринимателя, инженера и врача. Те люди, которые выполняют главные функции в обществе, имеют максимальное количество престижа и материальных благ. Правда, утверждение, что оплата труда отражает вклад человека в развитие общества, часто вызывает сомнения. Если поп-звезда с доходом в 100 миллионов долларов в год зарабатывает за два дня больше, чем президент США за целый год на своём посту, означает ли это, что выступать на сцене важнее, чем руководить страной?

Марксисты объясняли социальное неравенство существованием частной собственности. Именно отношение к собственности на средства производства они считали главной причиной различий в положении общественных классов: рабовладельцев и рабов, феодалов и зависимых крестьян, буржуа и пролетариев. Социальное неравенство, считают они, исчезнет тогда, когда частная собственность будет заменена общественной.

По мнению русско-американского социолога Питирима Сорокина, социальное неравенство связано с четырьмя группами факторов: права и привилегии, обязанности и ответственность, социально богатство и нужда, власть и влияние. Учитывая все эти признаки, Сорокин предложил выделять различающиеся по своему положению в обществе страты (слои), которые располагаются иерархично, то есть друг над другом.

В современном обществе социологи выделяют высший, средний и низший классы, учитывая не какой-то отдельный фактор, а общественное положение в целом.

image008

К высшему классу относят самых богатых и влиятельных людей. Владение значительной собственностью обеспечивает им прочное общественное положение и возможность оказывать решающее влияние на экономику и политику.

Средний класс включает врачей, учёных, юристов, инженеров, чиновников среднего и высшего уровня, владельцев небольших магазинов, предприятий, высококвалифицированных рабочих. Представители этого класса формируют и выражают общественное мнение, активно влияют на все сферы жизни общества.

Низший класс составляют работники физического труда невысокой квалификации, а также те, кто занят неквалифицированным трудом. Их влияние на жизнь современных развитых стран продолжает падать.

Различия в положение социальных групп может порождать и порождает социальные конфликты. Интересы различных социальных общностей могут входить в противоречие друг с другом, особенно когда речь идёт о неравенстве в распределении ресурсов, будь то материальные ценности, власть, информация либо ещё что-нибудь.

image009

Наёмные работники стремятся к увеличению зарплаты, а работодатели хотели бы сократить издержки производства, используя дешёвую рабочую силу. Представители экологического движения во имя сохранения природного равновесия и здоровой окружающей среды требуют закрыть целлюлозный комбинат, отравляющий озеро, а его работники боятся остаться без средств существования, так как других крупных предприятий в ближайшей округе просто нет.

image010

Английские бароны, недовольные произволом королевской власти, восстали и вынудили короля Иоанна Безземельного подписать Великую хартию вольностей.

Поскольку трудно предположить, что когда-либо общество станет абсолютно однородным, то есть исчезнет социальное неравенство, то и социальные конфликты будут существовать всегда. Конфликты вскрывают противоречия, существующие в обществе, и, так или иначе, приводят к их разрешению.

image011

Другое дело, что часто конфликты приводят к открытой враждебности участников, к военным столкновениям, разрушительно воздействуют на общество. Людям не стоит избегать конфликтов, ведь проблемы, их порождающие, не исчезнут сами по себе. Ради общего блага необходимо научиться их правильно и умело разрешать.

Социальное неравенство, различное общественное положение тех или иных групп порождает желание это самое положение изменить, перейти на более высокую ступеньку. Перемещение групп или отдельных людей в социальной структуре, изменение их социального статуса (положения в обществе) называют социальной мобильностью.

Для современного общества характерен высокий уровень социальной мобильности. Принадлежность ко многим социальным группам определяется не фактом происхождения, а личностными характеристиками человека: уровень образования, профессия, развитие способностей.

Выделяют горизонтальную и вертикальную социальную мобильность.

image012image013

Горизонтальная – это перемещение из одной социальной группы в другую без изменения социального статуса: переезд в другой город, переход в параллельный класс, смена профессии без изменения степени её престижности или уровня оплаты труда.

Читайте также:  Идти на вечеринку во сне

Вертикальная мобильность приводит к подъёму или спуску по социальной лестнице: например, индивидуальный предприниматель может вырасти в крупного бизнесмена, а потом разориться.

Подведём итог урока.

· Социальная структура обществасовокупность общностей людей, связи, возникающие между ними.

· Социальная группаобщность людей с устойчивыми связями, схожими интересами, определёнными правилами поведения и взаимоотношений.

· Социальная дифференциацияразделение общества на неравные по своему положению общности.

· Различия в положение социальных групп порождает социальные конфликты.

· Социальная мобильностьперемещение групп или отдельных людей в социальной структуре, изменение их социального статуса.

· Для современного общества характерен высокий уровень социальной мобильности.

Источник

Презентация к уроку обществознания 8 класс «Социальная структура общества»

presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

Социальная структура общества урок обществознания, 8 класс

Вспомни Что называют обществом? Какие сферы деятельности людей входят в структуру общества?

Общество: 1) группа людей; 2) исторический этап развития; 3) человечество в целом.

В чем проявляется социальное неравенство в обществе? Каковы основные критерии разделения общества на страты? Существует ли социальное неравенство в обществе? Подумай

Критерии социальной стратификации

Можно ли изменить социальное положение человека в обществе? Подумай

Социальная мобильность? Каким образом можно изменить социальное положение человека в обществе?

Социальная мобильность Вертикальная Горизонтальная Нисходящая Восходящая

Какие механизмы способствуют восходящей социальной мобильности? Подумай

Социальные лифты (каналы)

Рассмотрите ситуации Рабочий завода Николай Коваленко остался без работы в связи с сокращением производства предприятия. Узнав об этом его давний друг предложил ему устроиться на работу в автотранспортное предприятие. В настоящее время Коваленко находится в раздумьях. Существует ли в данном примере факт социальной мобильности? Почему? Поясните свой ответ

По какому принципу образованы ряды? Мужчины, женщины, дети, взрослые Москвичи, татарстанцы, горожане Врачи, учителя, экономисты, крановщики Мусульмане, католики, православные, буддисты Татары, русские, буряты, якуты, белорусы «Общего у людей только одно: все они разные» (Р. Зенд) Как вы понимаете смысл данного высказывания?

Многообразие социальных групп Этносоциальные Социально-классовые Социально-демографические Социально-территориальные

Классификация социальных групп Приведите примеры больших и малых групп

Маргинальные группы Маргинал – от латинского marginalis – человек, находящийся на обочине общественной жизни. Люмпены –от немецкого lumpen – «лохмотья». Люди, опустившиеся на дно социальной жизни.

Домашнее задание § 13 прочитать Учебник, стр. 113 «В классе и дома» № 1, 4 (выбрать одно из заданий)

placeholder

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

placeholder

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

placeholder

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

a loader

Номер материала: ДВ-328786

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

placeholder

Новые аккредитационные показатели для вузов вступят в силу с 1 марта

Время чтения: 1 минута

placeholder

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

placeholder

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

placeholder

Для школьников к 1 сентября разработают короткие экскурсионные маршруты

Время чтения: 1 минута

placeholder

ОНФ проверит качество охраны в российских школах

Время чтения: 2 минуты

placeholder

В России планируют создавать пространства для подростков

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока обществознания 8 класс «Социальная структура общества»

Тема: Социальная структура общества

Читайте также:  что такое размах вариационного ряда лимиты

дать представление о социальном устройстве общества;

показать виды социальных групп;

способствовать осмыслению опасности социальных конфликтов и пути их разрешения.

Основные понятия: социальная структура, социальная мобильность, горизонтальная мобильность, вертикальная мобильность, восходящая вертикальная мобильность, нисходящая вертикальная мобильность, социальная группа, социальный конфликт.

Оборудование: учебник, презентация, проектор, экран, ноутбук.

Изучение нового материала

Социальная структура общества

Многообразие социальных групп

Социальные конфликты и пути их разрешения

Что такое общество?

Какие сферы деятельности входят в структуру общества?

Известно ли вам общество, в котором отсутствует социальное неравенство?

Почему люди объединяются в группы?

Задание на урок: если люди рождаются равными, то почему в обществе сохраняется социальное неравенство?

Вы уже знаете, что одной из сфер жизни является социальная сфера. Взаимосвязь основных элементов в этой сфере и создаёт социальную структуру общества.

Общество как из кирпичиков строится из социальных групп: классов, социальных слоёв, профессиональных групп и т.д.)

Группы не просто отличаются друг от друга, они образуют иерархическую систему: высшее, среднее, низшие классы.

hello html 63b4bd0e

Может ли такое общество быть благополучным? Скорее всего, нет. Те огромные слои населения, которые лишены возможности удовлетворять свои экономические потребности рано или поздно проявят своё неудовольствие и заберут те богатства, которые есть у вершины этой пирамиды.

Современные развитые общества, скорее всего более похожи на ромб.

hello html 19af045b

Такое расположение социальных групп говорит о существовании социального неравенства.

Что же является основными критериями разделения общества на старты?

Сюда мы отнесём: доход, власть, образование и престиж.

Как правило, в верхних слоях социальной лестницы концентрируются богатство, власть, престиж и хорошее образование. Однако ранговые позиции могут не совпадать.

Таким образом, основаниями стратификации могут служить только те показатели, которые позволяют построить шкалу рангов: больше-меньше, лучше-хуже, престижно-непрестижно и т.д.

Работа с учебником стр. 106. «Ситуация»

2. Социальная мобильность – способность отдельных людей или целых групп перемещаться внутри социальных слоёв либо вертикально, либо горизонтально.

Нисходящая вертикальная мобильность – перемещение вниз по стратификационной лестнице социальной системы, то есть, ухудшение своего статуса (например, урезание заработной платы, влекущее за собой смену страты, отчисление из ВУЗа за неуспеваемость, что влечет значительное сужение возможностей дальнейшего социального роста).

Социальное падение, как и восхождение, могут совершать целые группы.

Пример: после революции 1917 г. дворянство резко потеряло свои социальные позиции, а потом и вовсе перестало существовать. В 90-е гг. престиж многих интеллектуальных профессий резко понизился.

Работа с учебником стр. 107 «Ситуация»

Конечно же все люди стремятся двигаться вверх, к более высоким социальным позициям. Как же это можно сделать?

Вступление в правящую партию, активная работа и выдвижение на руководящею должность.

Работа с учебником стр. 109 «Ситуация»

3. Если мы говорим об обществе мы не выделяем, действия отдельного человека. Однако действия каждого человека связаны с другими людьми. Так создаются социальные группы.

Социальная группа – совокупность людей, занимающих одну и ту же позицию в обществе или выполняющих одну и ту же роль.

Групп в обществе мы можем выделять огромное количество.

Друзья – люди объединённые общими интересами.

Большие группы (Люди одного возраста – старшеклассники, не одной конкретно какой то школы)

Формальные – группы определённые как то документально. (Вооружённые силы. Ученике. Работнике предприятия и т.д.)

Неформальные – группы ни чем не регламентируются. Таких людей на много больше в нашем обществе. (поездка в автобусе, друзья – объединения по интересам, т.к. ни что не связывает документально)

Работа с учебником стр. 111 «Документ»

4.Так или иначе, общество – это крайне сложный механизм. И возникает вопрос как люди столь разные могут жить сообща? По своей сути человек крайне агрессивное. Мы не очень любим своих соседей, не желаем впускать в свой мир посторонних людей. И поэтому в обществе неизбежно возникают социальные конфликты.

Работа с учебником стр. 112 «Ситуация»

Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 112-113.

Задание: выписать в тетрадь виды конфликтов.

Закрепление изученного материала.

Задание на урок: если люди рождаются равными, то почему в обществе сохраняется социальное неравенство?

Прочитать параграф 13

Рубрика «В классе и дома» № 1,4

Выучить новые термины.

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Источник

DACHARAI - самый большой ресурс для садовода
Adblock
detector