Социальные установки в психологии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Социальные установки
Говоря другими словами, та или иная установка побуждает человека к деятельности. Социальные установки дают возможность понять, как усвоенный личностью социальный опыт проявляет себя в действиях и поступках этой личности.
По мнению Д. Узнадзе социальные установки являются динамическим состоянием готовности личности к какой-то активности. Он считал, что установки являются показателем возможных направлений деятельности и, зная их, можно прогнозировать действия человека.
Понятие социальной установки на обычном бытовом уровне очень близко к понятию «убеждение». Формирование установок происходит под влиянием других людей, прочными они становятся к 20-30 годам и меняются с большим трудом. Формируются они и на основе личного опыта при часто повторяющихся ситуациях.
Установки являются чувствами или убеждениями и оказывают большое влияние на реакции человека. Например, если человек убежден, что ему грозит опасность со стороны другого человека, то понятно, что возникает чувство неприязни, а значит и действия в отношении этого человека будут недружелюбными. Однако думать и чувствовать – это одно, а реальное поведение совсем другое.
Деятельность регулируется установками на трех иерархических уровнях:
Смысловой уровень установки определяет отношение личности к объектам, которые для человека имеют личностное значение. Целевые установки связаны с конкретными действиями и желанием человека довести начатое дело до конца. Операциональный уровень установки обуславливает принятие решения в конкретной ситуации.
Социальные установки в западной психологии обозначаются понятием «аттитюд». Впервые это понятие в социальную психологию было введено в 1918 г У. Томасом и Ф. Знанецким. Этот термин определялся специалистами как психологическое переживание индивидом ценности, смысла, значения социального объекта.
Готовые работы на аналогичную тему
Социальным объектом могут выступать отдельные личности, группы, организации, социальные нормы, социальные институты и др.
Аттитюд – это определенное состояние сознания и нервной системы. Это состояние выражает готовность к реакции, оказывает влияние на поведение.
Психологи установили зависимость аттитюда от предшествующего опыта индивида и его регулятивную роль в поведении.
Аттитюды имеют свои функции:
Аттитюд имеет трехкомпонентную структуру, которая была определена в 1942 г. М. Смитом. Структура аттитюда включает когнитивный компонент, аффективный компонент, поведенческий компонент.
Установки и ролевое поведение
Частью процесса социализации личности является освоение социальных ролей, что является обязательным условием для «врастания» индивида в общество.
Социальная роль – это способ поведения людей в зависимости от занимаемого ими положения, соответствующий принятым нормам.
Любой человек за время своей жизни входит в ту или иную социальную группу, где занимает определенное положение и к нему предъявляются определенные ожидания. В каждой группе человек должен вести себя в соответствии с требованиями группы, т.е. выступать в разных ролях.
Социальная роль – это своеобразный устойчивый шаблон поведения для определенного статуса, который отвечает на вопрос – кто этот человек, какие у него права и обязанности.
Положение в обществе определяет только один статус – главный или интегральный.
Когда человек усваивает свою социальную роль, он усваивает и социальный стандарт поведения, и, как бы со стороны, учится оценивать себя, осуществлять самоконтроль. На самосознание человека, на его личность каждая социальная роль накладывает свой отпечаток, для исполнения которой человек мобилизует ресурсы своего организма и психики.
При выполнении роли, не соответствующей индивидуальному «Я», может возникнуть внутриличностный конфликт.
Внутриличностные конфликты могут быть следующие:
Осваивать ту или иную роль человека побуждают в основном внутренние мотивы, потребности, желания.
Социальные роли, выполняемые человеком в реальной жизни, могут иметь противоречивые требования, а для того, чтобы сохранить целостность своего «Я», возникает необходимость в каком-то механизме.
Этим механизмом является функциональный орган и сама личность, позволяющая интегрировать свое «Я», осуществлять нравственную оценку своих поступков, отказываться от одного в пользу другого. Ролевое поведение развитая личность может использовать как инструмент адаптации к той или иной социальной ситуации.
Социальная роль – это проявление внешнего «Я», а существует ещё внутреннее «Я». Внешнее поведение может быть образцовым, сам человек – законопослушным гражданином, а в своем внутреннем мире это может быть бунтарь.
Исходя из социального статуса и его требований, ролевое поведение человека детерминирует главным образом социальное «Я», демонстративное «Я», также ожидаемое другими, отраженное «Я» и реальное «Я» личности.
Социальные роли, исполняемые человеком, закрепляют у него соответствующие шаблоны поведения, мнения, взгляды, отношения, установки, оказывают большое влияние на стиль речи, одежду, образ жизни.
При изменении социальных ролей может произойти изменение поведения, взглядов, ценностей, установок личности.
Изменение социальных установок
Установки личности в процессе общения, социального взаимодействия могут изменяться. Причина этого заключается в том, что в процессе общения всегда есть элемент влияния на другого человека, есть попытка изменить его установки. Установки образуют систему, они связаны между собой, поэтому быстрого изменения не происходит.
В системе установок есть центральные фокальные установки, и есть периферийные, с небольшим количеством взаимосвязей, вот они то и поддаются более быстрому изменению. Фокальные установки связаны с мировоззрением личности, моральным кредо, а главная центральная установка – это установка к собственному «Я», вокруг которой строится вся система установок. Изменить фокальную установку можно при условии её удаления, что может привести к разрушению всей целостности личности.
Таким образом, изменение центральной установки болезненно и происходит очень редко.
При изменении какой-либо установки возможны такие ситуации:
Социальные и политические установки отличаются в зависимости от возраста человека – чем старше человек, тем консервативнее его установки.
Изменение и формирование установок происходит в ходе реальной деятельности человека, его вовлечения в ту или иную группу.
Групповое влияние очень сильно и заставляет своих членов отказаться от прежних установок, изолируя, таким образом, человека от общества, что приводит к «социальному коллапсу». Человек теряет способность к критическому мышлению и его единственной реальностью становится жизнь группы.
Мало изменяющиеся социальные установки постепенно перерастают в стереотипы и предрассудки.
Стереотипы являются плодом личного опыта, а предрассудок – это социальная установка с искаженным содержанием её когнитивного компонента.
Социальные установки: что это в психологии, функции, виды, структура, примеры из жизни
Как известно, в любом обществе существуют свои ценности. Они формируются исторически и являются общепринятыми. К ним относятся, например, свобода, порядочность, доброта, благородство, честность. Но индивидуальными эти постулаты можно назвать только тогда, когда человек их принимает и следует таким правилам поведения. В психологии это называется социальными установками, об определении и примерах из жизни которых я расскажу в этой статье.
История
Понятие возникло после того, как в 1918 году вышло исследование У. Томаса и Ф. Знанецки. Ученые анализировали письма людей, эмигрировавших из Польши в США. Выяснилось, что когда эмигранты ехали в чужое государство, определив для себя, что это временная необходимость для получения заработка, то период их адаптации проходил медленно и, можно сказать, даже болезненно. Им тяжело давалось изучение языка и культуры и они долго не могли ужиться на новом месте.
Но были и те, кто переезжал с мыслью остаться в стране навсегда и начать жизнь заново. И такие личности адаптировались к непривычным условиям гораздо быстрее и продуктивнее.
В результате этих наблюдений исследователи сделали вывод, что каждый индивид осознанно или подсознательно формирует внутреннее отношение к собственному нахождению в США. И именно от него зависит существование и мотивация. Такой феномен получил название «аттитюд».
Но это стало только началом изучения данного вопроса. В 1929 Льюисом Терстоуном были созданы первые способы измерить установки. Он стал утверждать о наличии в ее структуре эмоционального фактора.
Были и противоположные мнения. Например, ученый В. Парк считал, что состояние не подвергается непосредственному наблюдению. Оно имеет латентный характер и складывается посредством получения жизненного опыта.
Помимо этого, было еще множество теорий. Но работа У. Томаса и Ф. Знанецки дала толчок их возникновению и развитию и сделало феномен центральным в психологии.
Понятие социальной установки
Дать определение этому термину – не самая простая задача. Рассуждая в «Капитале» о таком явлении, как «товар», Карл Маркс шутил, что непонятно, с какой стороны за него взяться. Также дела обстоят и с аттитюдом. Пойду от истоков.
С самого начала понятие представляло собой психофизиологическую готовность человеческого организма к реакции на те или иные стремления и стимулы. Такие исследователи, как Л. Ланге, а позже Т. Шуман и Г. Мюллер заметили, что когда индивид делает одно и то же, то у него формируется предрасположенность к реагированию на определенное внешнее событие.
Приблизительно в начале 20-го столетия термин стал использоваться в различных разделах психологии, в частности, глубинной. К. Юнг считал этот феномен основополагающим для того, что раскрыть душевное и психическое состояние, влияющее на конкретные разновидности его поведения.
Но самое простое и понятное определение дали все те же Томас и Знанецкий. По их мнению, социальная установка личности – это такое усвоение определенной общественной ценности, которая, по сути, является ее субъективным осознанием. Другими словами, это общепринятая норма в виде индивидуального существования.
Возьму, к примеру, свободу. Каждый индивид воспринимает и следует ей по-своему. Поэтому и установочное состояние человека по отношению к этому явлению будет персональное.
Поэтому можно сказать о том, что это своеобразная форма взаимосвязи между индивидуумом и социумом. Одновременно она представляет собой и деталь психической структуры отдельного его участника и элемент системы общепринятых ценностей.
Виды установок в психологии
Сюда, в первую очередь, относится стереотип. Это давно устоявшееся и застывшее восприятие происходящих ситуаций. Впервые данный термин ввел У. Липпман. По его мнению, это исторически принятый образец понимания, фильтрации и объяснения полученной информации во время освоения окружающей действительности. Он основывается на предшествующем социальном опыте.
Полезен он в отношении простых событий, контактировать с которыми можно, используя привычные и подтвержденные представления. Но когда от человека требуется творческий подход, или объект изменился со временем, а понимание о нем осталось таким же, то стереотип тормозит процедуру взаимодействия индивида и реальности.
Социальная установка
В 1918 году исследователи У. Томас и Ф. Знанецки изучали письма эмигрантов из Польши (в США). Они выяснили, что если человек оценивал свое пребывание в Америке как временное с целью заработка, то адаптация проходила очень болезненно, а речь и культура усваивались крайне медленно. Но если он думал, что переехал в новую страну навсегда, то адаптировался значительно быстрее и эффективнее. В результате ученые пришли к выводу, что каждый человек формирует некое внутреннее отношение к своему пребыванию в стране, которое кардинальным образом влияет на его существование и мотивацию. Они назвали этот феномен аттитюдом.
Социальная установка (в статье также будем использовать термин «аттитюд» от англ. «attitude» – «отношение») – склонность человека к совершению определенного социального поведения. Предполагается, что она имеет сложную структуру и включает в себя ряд компонентов: способности воспринимать, осознавать, оценивать и, как следствие, действовать относительно социального объекта (или явления) каким-то образом.
Социальная установка выполняет четыре основные функции:
Ну и самое главное: при помощи аттитюда происходит социализация.
Стоит отметить, что социальная установка формируется постепенно, порой даже незаметно. То, что обобщается нами сегодня, через три недели становится устойчивым убеждением.
Внутри мышления человека действует определенный алгоритм (программа), который формируется на основе обобщений и оценок. Он облегчает работу мозга: тому не приходится каждый раз тратить энергию, чтобы оценить и проанализировать явление, у него уже есть определенная схема (вердикт, установка), которая позволяет действовать быстро – без затрат времени и ресурсов.
В связи с этим стоит понимать, что подобные социальные установки могут как помогать, так и мешать. Мы быстрее принимаем решения, фокусируемся на главном. С другой стороны, шаблоны поведения могут привести человека и на ложный путь.
Важная особенность социальных установок – это их многогранность. Они могут одновременно представлять знания и мнения, эмоции и чувства, поведенческие реакции и намерения действовать определенным образом.
Формирование социальных установок
Разумеется, такое сложное понятие как «социальная установка» нельзя рассматривать с одной точки зрения. Поэтому вполне логично, что свое определение и понимание есть в разных течениях психологической науки.
Бихевиористский подход
Здесь социальная установка понимается как промежуточная переменная между неким объективным стимулом и внешней средой. Ее формирование осуществляется практически без участия человека и может происходить за счет:
Когнитивный подход
Этот подход сформировался под влиянием ряда теорий (теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера, теории конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума, теории коммуникативных актов Т. Ньюкома), общим постулатом которых является стремление человека к внутренней согласованности.
Другими словами, формирование социальных установок происходит в результате стремления человека разрешить возникшие у него внутренние противоречия из-за несогласованности социальных установок между собой.
Мотивационный подход
Сторонники этого подхода отрицают бихевиористский, считая, что человек – не пассивный, а активный участник процесса. Он способен сам создавать, менять и модифицировать свои социальные установки. А делает он это при помощи взвешивания всех «за» и «против».
Есть две теории, описывающие формирование социальных установок:
Генетический подход
Сторонники данного подхода считают, что формирование социальной установки обусловлено генетическими особенностями:
При этом сторонники метода полагают, что помимо врожденных есть еще и приобретенные социальные установки. Однако первые значительно прочнее.
Структурный подход
В основе этого подхода лежит представление о том, что социальная установка – это функция структуры межличностных отношений. Человек сравнивает свои установки с установками других людей, пытаясь понять, как можно изменить собственные, чтобы лучше социализироваться.
Структура социальной установки
В 1942 году М. Смит предложил свою структуру социальной установки:
Данные компоненты пересекаются между собой, поэтому изменение одного влечет за собой изменение двух других.
В 1934 году психолог Ричард Лапьер провел исследование, вследствие чего появилось понятие «Парадокс Лапьера». Это феномен, который возникает, когда человек ведет себя не в соответствии со своими социальными установками. Прочитать об этом детальнее можно в статье на Википедии.
Однако через несколько лет Дж. Бем оспорил данный феномен, высказав мнение, что не социальная установка влияет на поведение, а как раз наоборот – сначала человек себя ведет определенным образом и только затем меняется установка. Возможно, мы имеем дело с классическим когнитивным диссонансом. Чтобы не возникло внутренних противоречий, человек пытается объяснить свое новое поведение тем, что «я именно такой».
Можно ли изменить социальные установки?
На этот вопрос нельзя ответить однозначно, потому что до сих пор непонятно, как именно формируются социальные установки. Как мы писали выше, существует несколько теорий на этот счет: кто-то считает, что они формируются генетически, кто-то – что они являются приобретенными.
Если исходить из того, что научиться можно всему, то, пожалуй, ответ – да, социальные установки можно изменить. Но чтобы поменять себя полностью, нужно сфокусироваться на глубинном уровне – уровне ценностей, моральных и религиозных убеждений.
Вид торта напоминает кому-то о неудачном дне рождения в детстве, а кто-то вспоминает, как отлично провел время в кругу семьи. Через какое-то время мнения этих двух людей могут измениться под влиянием будущего опыта. Человек также любит подражать поведению других людей, пусть не всегда признается в этом. Поэтому социальные установки рождаются и умирают постоянно.
Необходима полная осознанность и саморефлексия для того, чтобы изменить разрушительные установки и заменить их на продуктивные. Это процесс достаточно длительный, поэтому вам понадобится терпение.
И последнее. Как можно чаще задавайте себе три вопроса:
Ответы на эти вопросы, размышления и саморефлексия помогут выявить корни многих глубинных установок и изменить их в случае необходимости.
Что такое социальные установки?
Впервые о понятии «социальная установка» заговорили в 1918 году. Тогда ученые проводили анализ писем людей, которые приехали на заработки в США. Ученые пришли к выводу, что когда эмигранты ехали с установкой о том, что все это временно, их адаптация проходила очень медленно и болезненно. Эти люди не могли нормально ужиться на новом месте, а выучить иностранный язык было настоящим испытанием. Те, кто думал о том, чтобы навсегда остаться в стране и обустроиться, гораздо быстрее устраивались на новом месте. В результате подобных исследований ученые пришли к выводу, что каждый человек подсознательно формирует свое отношение к пребыванию в другой стране.
На этом изучение социальных установок не закончилось. Льюис Трестоун утверждал о наличии эмоционального фактора в структуре. Было еще множество теорий, относительно социальных установок, однако, основными стали работы Томаса и Знанецки.
Понятие социальной установки
В психологии данное понятие подразумевает готовность организма на психологическом уровне к реакции на определенные стимулы. Если человек занимается одним и тем же делом, то на подсознательном уровне у него вырабатывается предрасположенность к определенным внешним событиям. По мнению еще одних ученых, социальная установка — это усвоение общественной ценности, которая является субъективным осознанием. В качестве примера можно взять свободу, которую каждая личность воспринимает по-своему.
Что такое психологическая установка личности?
Все мысли, повторяемые фразы и высказывания являются психологическими установками. Установки могут зависеть от многих факторов:
Именно поэтому для изменения своей жизни можно использовать любую психологическую установку. Все психологические установки рассматриваются, как некая команда организму. Если вы формируете о себе какую-то установку, то на подсознательном уровне стараетесь взаимодействовать с похожими людьми, а также читать книги, подтверждающие ваши убеждения.
Формирование психологических установок
Данный процесс подразумевает, что вы будете мысленно проговаривать определенные установки, которые будут непосредственно касаться именно вас. Если вы хотите выглядеть более привлекательно, то вы начинаете это постоянно проговаривать, как бы убеждая себя в этом. Формируя установки, следите за тем, чтобы они были выполнимыми. Не стоит использовать те установки, которые вам вообще не свойственны по природе. Во время того, как вы даете себе установки, следите за тем, чтобы вы пребывали в хорошем расположении духа. В периоды плохого настроения рекомендуется использовать подходящие установки.
Кроме того, тип установок рекомендуется постоянно менять. Лучше всего для себя выбрать 2-3, которые будут вызывать у вас приятные ощущения и приближать вас к поставленной цели.
Примеры психологических установок:
Аффирмации
Бороться с нерешительностью и сомнениями вам помогут аффирмации. Если вас начинают посещать негативные мысли, непременно используйте установки. Сомнения являются мыслями, поэтому необходимо на них сконцентрироваться. Только человек решает каким мыслям быть в его сознании.
Понятие и основные виды
В социологии есть несколько определений социальных установок. Наиболее часто используют трактовку Гордона Олпорта. По его мнению социальная установка — состояние индивида, которое характеризуется определенными поведенческими принципами, исходящими от прошлого опыта с данным объектом. В психологической литературе представлены следующие виды социальных установок:
Основные функции социальных установок:
Ригидная установка
Ригидность — неумение человека в определенных ситуациях менять свое поведение и мышление. Ригидных людей невозможно переубедить даже тогда, когда это крайне необходимо. У таких людей нет способности сопереживать, или они это делают достаточно вяло. Эмоциональная ригидность может привести к развитию синдрома нарцисса. Ригидность, проявляющаяся в мягкой форме, может доставлять некий дискомфорт личности. Она может быть как врожденной, так и приобретенной.
Эффективное взаимодействие с обществом способствует достижению успеха. Как правильно взаимодействовать с обществом, научит курс Викиум «Эмоциональный интеллект».
Социальные установки, как одна из основных социально-психологических характеристик личности
Социальные установки характеризуют личность с социально-психологической стороны. Это отношение субъекта к людям, социальным группам, событийному ряду, происходящему в обществе. Все исследователи единодушны в определении смысла данного термина.
Социальные установки — это социально-психологический фактор в развитии личности.
Существует единое определение социальной установки личности как устойчивого отношения человека к социальным событиям, объектам и фактам. Однако этот термин в психологии имеет несколько значений с существенными различиями. Термин «attitude» в переводе на русский язык означает «пригодность», «соответствие».
Первоначальное значение — готовность человека к решению определенной задачи.
Объектами социальных установок являются люди, группы разной социальной направленности, текущие события, предметы материальной и духовной культуры. Социальная установка является важнейшим элементом характеристики личности и объясняет ее поведенческие действия в общественном процессе.
По прошествии времени значение термина «социальная установка» менялось. Понятие стали рассматривать как устойчивое отношение человека или объединения людей к чему-либо или к кому-либо. Внимательно изучив социальную установку, ученые пришли к выводу, что это явление сложное, относящееся к разряду психических состояний.
Трехмерная структура социальной установки
Как психическое состояние социальная установка представляет собой готовность человека к социальным действиям. Ученый М.Смит разработал и описал трехмерную структуру социальной установки, выделив в ней три компонента:
Когнитивный компонент — знание субъекта о том, к чему относится его социальная установка.
Аффективный компонент — эмоции, переживания, связанные с объектом, событием, процессом.
Поведенческий компонент социальной установки — реальные действия, действия, которые готов совершить человек, касающиеся рассматриваемого объекта.
Эти компоненты могут быть согласованы и не согласованы между собой. Если три составляющие не противоречат друг другу — это согласованные социальные установки. К примеру, позитивные знания, благоприятный эмоциональный фон и действия, охарактеризованные положительно, являются согласованной социальной установкой.
Несогласованная социальная установка включает в себя негативную информацию, положительное отношение и действия нейтрального характера.
При согласованной социальной установке человек действует последовательно. Рассогласованная социальная установка вызывает противоречия в поведении, амбивалентные чувства.
Исследования социальных установок можно объединить в три этапа. На первом этапе, в начале ХХ века, было введено понятие, начались теоретические и экспериментальные исследования. Эти исследования стали продвигаться значительно быстрее, когда в годы Первой мировой войны были применены средства «психологической войны». Это были пропаганда и агитация, которые оказывали психологическое воздействие на противника и на население, тем самым происходило изменение социальных установок.
Перед Второй мировой войной и после нее исследований почти не было. И только с конца 1950-х гг начался второй этап исследований.
До последней четверти ХХ века социальные установки были предметом науки, либо касались агитации и пропаганды. В настоящее время социальные установки интересны многим прикладным областям социальной психологии. Это и есть третий, современный этап исследований.
Основные функции социальных установок
Учеными были выделены и описаны три функции:
Верные социальные установки дают возможность человеку быстро получать знания о нужных объектах, событиях, процессах еще до того, когда он столкнется с этими явлениями в обществе. Познавательная функция может быть реализована через когнитивный сегмент.
Социальные установки показывают человека как личность в его отношении к людям, к жизни в целом. Эта функция проявляется через аффективный сегмент.
Социальные установки позволяют человеку безболезненно пройти адаптацию в обществе, группе. Эта функция может быть реализована через поведенческий сегмент.
Формирование и изменение социальных установок
Большой вклад в исследование этого вопроса внес ученый К. Ховланд. Он продемонстрировал, что на социальные установки влияют три группы факторов, которые связаны с источником информации, содержанием информации и аудиторией, для которой эта информация предназначается.
Если человек положительно относится к источнику информации, его соц. установки больше подвержены изменениям. Если человек отрицательно относится к источнику информации, может произойти явление, называемое «эффектом бумеранга». Социальные установки изменятся в противоположную ожидаемой сторону. Если источник информации является своим, которому человек безгранично доверяет, он может оказать большое влияние на изменение социальной установки. Чужой источник информации не оказывает существенного воздействия на соц. установку.
Содержание и порядок поступления информации также влияет на формирование и изменение соц. установок. Первая информация больше влияет на социальные установки, чем последующая. Такое явление называется эффектом первичности. Для того, чтобы данный эффект возник, необходимы следующие условия:
Информация, поступающая второй или последующей, эффективнее будет действовать при следующих условиях:
Если перед тем, как получить информацию, человек предупрежден о том, что ей нельзя доверять, а также если информацию воздействия человек получает заранее в небольших дозах (эффект прививки), он становится невосприимчив к ней.
Если человек уже получил информацию, а затем был предупрежден о недоверии к ней, то такое предупреждение вряд ли сможет повлиять на изменение социальной установки.
Информация должна быть простой и понятной. Сложная и противоречивая информация не в состоянии существенно влиять на соц. установки. Если человеку представлены две позиции по одному вопросу, он не изменит свою точку зрения только потому, что ему сложно разобраться.
Восприятие информации также зависит от особенностей аудитории. Люди с позитивным настроем примут информацию, если она даже недостаточно качественна: лишена логики, не аргументирована. Люди с отрицательным настроем могут не принять последовательную и логичную информацию. Люди с высоким интеллектуальным уровнем больше реагируют на доводы, чем на эмоции. Если уровень образования, воспитания и культуры низок, больше подойдет информация эмоционального плана.