что такое социально бытовые навыки у ребенка

Формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков с детьми с умственной отсталостью через практическую деятельность

Сила мотивов связана с эмоциями, возникшими у человека в процессе и в результате деятельности. Деятельность должна быть положительно мотивирована, ребенок должен испытывать чувство удовлетворения при ее совершении. Это обеспечивается, во-первых, формированием у ребенка отношением к этой деятельности (трудовым процессам, поведению, общению, как к важной в его жизни личностно значимой для него (следовательно, необходимой для исполнения). Лишь когда у ребенка сформировано такое отношение к деятельности, оно будет воплощаться и в его поведении и в его соответствующих действиях.

Четко представляя модель выпускника ДДИ,цель занятий: научить детей самостоятельной практической жизни, снижение уровня опеки со стороны близких и окружающих людей, а также формировать у каждого ребенка максимально возможного уровня самостоятельности. Исходя из поставленной цели,определили задачи:

Формирование уверенности в себе, способности познавать;

Формирование умений ориентироваться в окружаемом социуме на бытовом уровне, обслуживать себя с минимальной посторонней помощью;

• Развитие пространственно-временных представлений, ориентировки в окружающей среде и адекватное познание;

• Развитие ориентации в социально-бытовых отношениях, формирования включаться в них, утверждать себя и участвовать в созидательной деятельности;

Формирование навыков и умений осуществлять контакт с окружающими людьми, адекватно вести себя в обществе.

Системообразующим компонентом коррекционно-развивающей среды для детей являются занятия. Из своего опыта работы могу сказать, что очень результативными являются интегрированные занятия. Задания распределяю с учетом возможности ребенка, одни справляются сами с другими индивидуально.

Большое значение для привлечения интереса детей к занятиям, активизации их деятельности имеет разнообразие форм проведения. Это могут быть традиционные комплексные занятия с системой различных методов и приемов; экскурсии, занятия-игры, занятия-путешествия (например: «Путешествие в страну Грязнулию», «В гости к бабушке Федоре», «Спасательный поход в «Заколдованный замок»; занятия-практикумы.

Занятия-практикумы по обучению детей умениям бытового труда: это

(уход за одеждой, обувью, помещением, приготовление простейших блюд); даю занимательные названия занятиям (например: «Шустрая иголочка», «В царстве мыльных пузырей», «В гостях у тетушки прачки».

На занятиях по формированию знаний, умений и навыков по социально-бытовой подготовке,использую следующие методы и приемы обучения: демонстрация,наблюдение,обьяснение,экскурсия,беседа,моделирование реальных ситуаций, дидактические, режиссерские, сюжетно-ролевые, имитирующие игры, упражнения,, игровые ситуации, проблемные ситуации, решение логических задач, оценивание действий людей в реальных ситуациях и на изображениях,чтение и обсуждение произведений художественной литературы, просмотр фильмов, создание тематических альбомов, стендов. Главной опорой в усвоении любого познавательного материала умственно отсталым детям служат наглядные средства обучения. Поэтому демонстрация является одним из важных методов в обучении и воспитании таких детей.

На занятиях используются различного вида наглядность: натуральные предметы (например, одежда, посуда, продукты, реальные объекты, муляжи, игрушки, модели, макеты; изображения, фотографии, практический показ действий людей в реальных ситуациях; технологические, операционные, предметные планы (карты).

Успешность социальной адаптации у детей с умственной отсталостью определяется не только количеством сформированных у них знаний, умений и навыков, но и способностью адекватно применять их в разнообразных жизненных ситуациях. С этой целью следует использовать приемы проблемного обучения. К ним прежде всего относится создание проблемной ситуации. Возможность создания проблемной ситуации имеется на каждом занятии и реализуется в процессе беседы, сюжетно-ролевых и режиссерских игр, моделирование реальных ситуаций. Например была такая ситуация, при проведении занятия «К нам пришли гости», при сервировке стола поставили вазу с конфетами, разрешила девочкам угоститься и девочки взяли столько, сколько уместилось у них в ладошке. Откуда им знать сколько надо и почему другим не хватило, объясняю, чтобы хватило всем надо брать по одной, предложить гостям.

Обучение по теме может считаться завершенным, если ребенок овладел содержанием составляющих ее знаний и умений настолько, что способен учить других. Девочки с удовольствием демонстрируют свои умения как взрослым, так и сверстникам. При этом, обучая других, ребенок и сам добивается еще лучшего овладения знаниями, навыками и умениями по теме.Очень любим занятии с куклами: делаем хвостики, учимся заплетать косички, ходим в «магазин» за продуктами, готовим, сервируем стол, наливаем из чайничка в кружечки чай, кормим, убираем, моем посуду ; одеваем на прогулку, и не просто одеть куклу на прогулку, а сортировать одежду по сезону т. е. выбрать из предложенных вещей (платье, шапка, шарф, кофта) ту, которая подходит по сезону, тем самым формируя знания, умения и навыки одеваться и обуваться самим в «правильную» одежду и обувь.

Список используемой литературы

1. В. В. Воронкова, С. А. Казакова. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5–9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида (пособие для учителя).

2. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Практическое пособие.

3. Девяткова Т. А. и др. Социально-бытовая ориентировка в специальных /коррекционных/ учреждениях 8 вида. Москва, 2003.

«Технология модульного планирования внеучебной нагрузки на неделю». Успех внеучебной деятельности, в ходе которой обеспечиваются формирование практических умений, социальная адаптация, становление коммуникативных.

Читайте также:  Высказывания матроны московской о снах

Пусть будет дом зеленым Образование и воспитание дошкольников в области окружающей среды и взаимодействия с ней является одним из приоритетных направлений работы.

Источник

«Развитие социально – бытовых умений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья».

Развитие социально-бытовых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.

При формировании навыков самообслуживания и бытовой ориентации необходимо учитывать наличие у детей с церебральным параличом целого ряда нарушений общей моторики и функциональных движений кисти и пальцев рук, речи, познавательной деятельности, в частности недостаточность пространственных представлений. Обучение должно быть максимально индивидуальным в зависимости от двигательных возможностей ребенка. Важно, чтобы двигательные умения включались в повседневную жизнь и практическую деятельность, постоянно развивались и постепенно становились автоматизированными навыками. Все бытовые умения и навыки отрабатываются в пассивно-активной форме (с помощью воспитателя или родителей), постепенно роль взрослого уменьшается и, наконец, ребенок, по возможности, овладевает самостоятельным выполнением различных действий, например, берет в руки ложку, пытается надеть шапку.

Родители должны быть предельно внимательны к ребенку и часто хвалить его даже за самые небольшие достижения. Не следует постоянно указывать ребенку на его ошибки и неправильные движения. Если взрослый, пытаясь обучить ребенка, нервничает, спешит, тот быстро теряет интерес к деятельности, которая вызывает у него затруднения, и долго будет требовать, чтобы его кормили, одевали, причесывали, умывали.

Важной задачей при развитии навыков самообслуживания является обучение самостоятельному приему пищи. Одной из главных причин, затрудняющих формирование этого навыка, является недостаточное развитие у детей зрительно-моторной координации, схемы движения «глаз—рука» и «рука—рот». Эти схемы движения необходимо развивать, начиная работу еще на первом году жизни. Для того чтобы у ребенка развивались необходимые предпосылки для формирования навыка самостоятельного приема пищи, уже на первом году жизни в момент кормления надо тянуть руки ребенка к бутылочке с молоком, помогать направлять свои руки ко рту, препятствуя только сосанию большого пальца. Если взрослый поит ребенка из чашки, надо класть его руки на (или под) руки взрослого, держащего чашку.

Во время кормления ребенку необходимо надевать фартук или нагрудник с глубоким карманом внизу. Если у ребенка еще слабо развиты реакции равновесия, обучать навыкам самостоятельного приема пищи надо, посадив его на специальный стул так, чтобы обе руки были свободны. Для большей устойчивости этого положения его можно фиксировать поясом. Если у ребенка сильно выражены непроизвольные движения и он с трудом сохраняет равновесие в положении сидя, необходимо фиксировать его стопы. Однако все приспособления для фиксации должны использоваться как временные средства в начале обучения.

Как показывает опыт работы с такими детьми, начинать обучение рекомендуется с приема твердой пищи. Затем используют густую и полужидкую пищу (каши, пюре). Вначале прививают навык подносить свою руку ко рту, затем брать кусок хлеба, бублик, сухарь, ложку и подносить их ко рту. На первых занятиях лучше использовать небьющиеся чашки и тарелки. Желательно, чтобы ложки, а позже вилки, которыми пользуется ребенок, имели пластмассовые рукоятки, так как такие приборы меньше скользят по поверхности стола. Для начального обучения приему пищи лучше использовать десертную ложку. Для более удобного захвата ручку ложки можно изменить (изогнуть, подобрать толщину, длину). При сильно выраженных гиперкинезах, атаксии тарелку нужно закрепить.

Важно научить ребенка брать кружку или чашку, удерживать ее в одной или двух руках и пить из нее. При обучении питью можно сначала использовать резиновую трубку, соломинку, поильник с носиком, кружку с двумя ручками, пластмассовый стакан с вырезанным краем.

Детей с нарушением опорно-двигательного аппарата надо обязательно приучать есть за общим столом с другими членами семьи. При обучении ребенка самостоятельному приему пищи важно помнить и о развитии общегигиенических навыков: мытье рук до и после еды (с мылом и без), вытирание рта и рук салфеткой.

Обучая ребенка правильно умываться, нужно прививать ему умение совершать действия в определенной последовательности. На первых этапах можно показать и объяснить самые простые действия (засучить рукава, смочить руки водой, потереть ладони). Позже, когда у ребенка образуются отдельные умения, нужно усложнить требования — учить открывать и закрывать кран, пользоваться мылом, полотенцем. Постепенно нужно научить детей чистить зубы, умываться, вытираться, причесываться.

Навыки одевания, раздевания.

Формируя навыки самообслуживания, важно обучить ребенка действиям, которые требуется выполнять во время раздевания и одевания. Начинать учить снимать и надевать одежду лучше с майки, трусов, шапки, т. е. с одежды, не требующей застегивания. Позднее применяются различные приспособления для тренировки таких тонких движений, как расстегивание и застегивание пуговиц (сначала больших, потом мелких), расшнуровывание и шнурование ботинок. Эти же навыки тренируются при раздевании и одевании больших кукол. После закрепления в играх на кукле они переносятся на самого ребенка. Для упражнений на развитие мелкой моторики используем различные игры и пособия: пристежки, шнуровки, прищепки, бусы и т. д.

При развитии навыков социально-бытовой ориентации важно научить ребенка пользоваться предметами домашнего обихода, овладеть различными действиями с ними: открывать и закрывать дверь, пользоваться дверной ручкой, ключом, задвижкой; выдвигать и задвигать ящики; открывать и закрывать кран; пользоваться осветительными приборами; включать и выключать телевизор, радио, регулировать силу звука; снимать телефонную трубку, вести разговор по телефону, правильно набирать номер.

Читайте также:  Какие сны снятся предвещающие беременность

Обязательно нужно стимулировать и поощрять стремление ребенка к самостоятельной деятельности. Если ему хочется все делать самому, воспитатели и родители должны оказывать лишь необходимую помощь. В дальнейшем по мере усвоения навыка потребность в непосредственной помощи взрослого при выполнении определенных движений постепенно снижается. При этом важно учитывать возможности ребенка и четко знать, что можно от него потребовать и в каком объеме. Все занятия лучше проводить в игровой форме и обязательно поощрять ребенка за правильное выполнение действий, результаты которых он всегда должен видеть.

Таким образом, из всего изложенного хотелось бы добавить: положительная динамика в освоении навыков самообслуживания будет достигнута только при успешном взаимодействии воспитателей и родителей.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, поступающий в школу, должен уметь самостоятельно одеваться, раздеваться, застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки и молнии, снимать и надевать обувь, не путая правую и левую ногу, расшнуровывать и зашнуровывать ботинки; самостоятельно есть, пить из чашки, уметь пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой) и салфеткой, носовым платком, зубной щеткой, расческой, уметь мыть руки, умываться, вытираться.

Овладение навыками самообслуживания делает ребенка более независимым в домашней, школьной и общественной среде, снижает степень его инвалидности, что очень важно для социальной адаптации ребенка и дает возможность подготовить его к овладению профессией.

Источник

Программа социально-бытовые навыки «Я всё умею»

Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания

«Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавлики»

на педагогическом совете №___

Приказом директора КГБУСО «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавлики»

Программа «Я всё умею»

(социально-бытовая ориентировка для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

1. Актуальность программы.

3. Содержание обучения.

4. Календарный учебный график.

5. Организационно – педагогические условия.

6. Формы аттестации.

7. Список литературы.

Программа социально-бытовой ориентировки – нацелена на практическую подготовку детей с ОВЗ к самостоятельной жизни. В процессе занятий социально-бытовой ориентировкой ребята получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, которые позволяют им успешно адаптироваться в быту и социуме. Накопление социально-бытовых знаний и умений должно идти постепенно, последовательно и систематично. На занятиях осуществляется повторение, закрепление и расширение знаний, автоматизация умений и приобретение новых, формирование полезных привычек, эталонов поведения, оценочного отношения к жизненным различным ситуациям. Все это необходимо для самостоятельной деятельности, успешной адаптации в коллективах, общения с окружающими людьми. Обязательным условием является практическая направленность социально-бытовой ориентировки, вариативность ее содержания и форм, учет индивидуальных и типологических особенностей воспитанников.

Цель: способствовать социальной компетентности воспитанников с особыми образовательными потребностями и подготовка их к самостоятельной деятельности в обществе.

-формировать у воспитанников знания и умения, способствующие социальной адаптации в условиях современного общества;

-формировать и совершенствовать необходимые навыки социально-бытовой ориентировки в окружающем мире;

-создавать условия для освоения теоретической информации, а также для приобретения практических бытовых навыков;

-развивать умения, необходимые воспитанникам с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности;

-воспитывать позитивные качества личности.

Основными формами и методами обучения являются : Эффективное усвоение воспитанниками материала программы предполагает использование соответствующих методов, форм, приемов и средств: объяснение, рассказ, беседа, практические работы, экскурсии, игры; использование наглядных средств, демонстрация презентаций.

Объяснение – проводится при четком соблюдении различных дидактических принципов. Метод объяснения используется при изучении нового материала или для закрепления сложного, не усвоенного ранее.

Рассказ – повествовательное изложение содержания материала. На занятиях используют: рассказ-вступление, направленный на подготовку к восприятию нового материала; рассказ-изложение, раскрывающий содержание новой темы; рассказ-заключение, обобщающий материал.

Поручение – метод воспитания, развивающий необходимые качества, приучающий к положительным поступкам. Вхождение в воспитательную ситуацию формирует у несовершеннолетних определенную позицию, ответственность. Применяется на практических занятиях.

Поощрение –это выражение положительной оценки действий воспитанников. Поощрение закрепляет положительные навыки и привычки. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, награждение. Применяется на каждом занятии для создания ситуации успеха.

Беседа – это вопросно-ответный метод обучения. Она может применяться для сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также для контроля. Для построения беседы педагог выбирает небольшой по объему материал, делит его на несколько логических частей, к каждой части подбирает вопросы. Учитывается знания, опыт и типологические особенности воспитанников. Беседа является одним из основных методов обучения на занятиях.

Практические работы – вид самостоятельной деятельности воспитанника при выполнении задания.

Экскурсия – позволяет проводить наблюдения, изучение различных предметов, явлений. Экскурсия может быть использована с целью введения в тему, и как способ получения новой информации, и для закрепления и углубления уже имеющихся знаний.

Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы.

1) познавательный, т. е. то, чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами ему нужно в данной игре передать;

2) воспитательный, т. е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

На занятиях по социально бытовой ориентировке следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной, письменной речи. Необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения.

Читайте также:  Как учить стихи во сне

На занятиях используются все виды наглядности: натуральная (посуда, одежда, и др.); образная (рисунки, плакаты, картины); символическая (например, температурных режимов электроутюга и др.); графическая (инструкционные карты, стандартные инструкции, таблицы); разнообразный дидактический раздаточный материал.

Презентация – мотивирует несовершеннолетних на лучшее выполнение работы. Используется почти на каждом занятии, с целью наглядного материала.

Каждый воспитанник, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, уборкой помещений, ухода за мебелью, приготовление пищи, сервировкой стола, упражнениями по развитию мелкой моторики.

Особое внимание необходимо обратить на изучение правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими предметами, а так-же навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д. Необходимо постоянно приучать ребят к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ.

Программа является нормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации коррекционно-развивающего процесса воспитанников с ОВЗ. Она представляет собой модель процесса развития и коррекции знаний и умений на основе современных методов, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей и ведущего вида деятельности в определенном возрастном периоде. Программа рассчитана на 1 сезон обучения.

Формы организации деятельности воспитанников:

Основными формами и методами образовательной деятельности являются практические работы, сюжетно-ролевые игры, беседы, демонстрация учебных кинофильмов, слайдов. Методы организации практических работ: индивидуальные задания. Планируемые результаты освоения программы: в результате реализации программы у воспитанников должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту.

Программа рассчитана на детей от 10 до 18 лет (разновозрастные), с особыми образовательными потребностями (ППЦНС, ЗРР, ЗПР, ДЦП, РДА).

Ожидаемые результаты обучения:

Реализация данной программы на базе стационарного отделения КГБУСО «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавлики» предполагает комплексное воздействие на развитие социально-бытовой ориентации, приобретение бытовых навыков и умений достаточных для самообслуживания, помощи семье, ориентации в социуме и быту. Рост уровня общей социализированности воспитанников.

-выполняет задания согласно инструкции педагога;

-знает особенности стирки белья, устройство стиральной машины;

-знает последовательность и особенность глажения одежды из различных тканей;

-ремонтирует одежду путём накладывания заплаты, пришиванием пуговиц;

-знает правила и периодичность уборки жилого помещения;

-знает моющие средства для уборки и ухода за мебелью;

-знает ТБ работы с кухонными приспособлениями, электроприборами;

-умеет пользоваться кухонными приспособлениями и приборами;

-правильно пользуется ножницами, канцелярскими предметами.

Учебно-тематический план занятий для детей 10 – 18 лет

Источник

Развитие и формирование социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания

Алгоритмы формирования навыков опрятной еды

Наполненная ложка должна находиться в горизонтальном положении.

Рекомендации родителям

по развитию и формированию социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания

Главной целью обучения детей с ТМНР является их социальная адаптация и интеграция в обществе. Каждому ребенку необходимо помочь обрести максимально возможную независимость в рамках удовлетворения основных жизненных потребностей, овладеть необходимыми умениями, позволяющими обслуживать себя. Дети с ТМНР наделены особыми способностями, имеют свой собственный темп и ритм развития, а также большое количество ограничений. Многие из них затрудняются свободно передвигаться, самостоятельно удовлетворять личные потребности, приобретать опыт деятельности, подражать социальному поведению, инициировать и поддерживать социальное взаимодействие. Весь процесс обучения и воспитания направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в общество. Задача педагога состоит в выявлении альтернативных путей развития деятельности ребенка, которые позволяют в некоторой мере компенсировать его ограничения.

Главной опорой в усвоении любого познавательного материала служат наглядные средства обучения. Детей с ТМНР необходимо учить самым простейшим, но таким необходимым социально-бытовым навыкам и навыкам самообслуживания. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка.

К социально-бытовым навыкам относят навыки социального характера: самообслуживания, культурно-гигиенические навыки и навыки бытового характера: умение одеваться, убирать за собой и др. Самообслуживание включает в себя следующее:

Формирование навыка самообслуживания и культурно-гигиенических навыков осуществляется в процессе упражнений по отработке действий, постепенно повышающих уровень самостоятельности детей при их выполнении. Вначале действия выполняются совместно с взрослым, затем по подражанию действиям педагога, с комментариями каждого действия. Каждый этап показа сменяется практическими действиями. В дальнейшем упражнения детей осуществляются по словесной инструкции педагога, чередующейся с вопросами к детям.

Занятия по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должны включать следующие этапы:

Формирование социально-бытовых умений у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития:

Вариант программы по формированию навыка питья из чашки:

Обучение проводится в два этапа.

Прежде чем вы перейдете ко второй части программы, убедитесь, что ребенок научился крепко держать чашку в руках. Когда он осознает, какой должна быть последовательность действий при питье из чашки, переходите ко второму этапу программы и прорабатывайте каждый ее шаг.

Второй этап можно отрабатывать, начиная с обучения брать чашку, т.е. в обратном порядке.

При организации процесса обучения бытовым навыкам необходимы правильная организация пространства, рабочего места, наборы бытовых и специальных предметов:

Источник

DACHARAI - самый большой ресурс для садовода
Adblock
detector