Социально-гигиенический мониторинг
Организация и ведение социально-гигиенического мониторинга
Социально-гигиенический мониторинг представляет собой государственную систему наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека. При ведении мониторинга решаются следующие задачи:
Организация и ведение СГМ на федеральном и региональном уровнях регламентируется следующими законодательными документами: Законом Российской Федерации от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (статья 45 «Социально-гигиенический мониторинг»), Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2006 г. № 60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга», приказами Роспотребнадзора.
В Архангельской области порядок ведения СГМ определяется Постановлением администрации области от 27.06.2002 № 123 «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге в Архангельской области», которым также утвержден перечень показателей, подлежащих мониторированию. В Архангельской области действует ряд приказов, определяющих мониторинг факторов среды обитания и здоровья населения.
Формируются и ведутся 13 электронных баз данных регионального информационного фонда:
Отдел социально-гигиенического мониторинга:
телефон (8182) 20-63-48.
Заведующий отделом Крутская Ксения Валерьевна.
Версия для печати | Версия для MS Word | Социально-гигиенический мониторинг |
(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области», 2006-2021 г. Адрес: 163001, Архангельская область, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 164, корпус 1 Социально-гигиенический мониторингАналитические материалыОбеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. Важнейшим инструментом для принятия научно обоснованных решений в области охраны здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, является социально-гигиенический мониторинг. Социально-гигиенический мониторинг представляет собой государственную систему наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания. Основными задачами социально-гигиенического мониторинга являются: 1. гигиеническая оценка (диагностика) факторов среды обитания и здоровья населения; 2. выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения; 3. установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений); 4. подготовка предложений для принятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления необходимых мер по устранению выявленных вредных воздействий факторов среды обитания человека в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 5. формирование федерального и регионального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга; 6. обеспечение межведомственной координации деятельности по ведению социально-гигиенического мониторинга в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Социально-гигиенический мониторингВ свете последней редакции закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ, а также Постановлений Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2006 г. № 60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга» и от 16 мая 2005 г. N 303 «О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности» социально-гигиенический мониторинг проводится Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. При ведении мониторинга решаются следующие задачи: а) гигиеническая оценка (диагностика) факторов среды обитания человека и состояния здоровья населения; б) выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения; в) установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений); г) подготовка предложений для принятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления необходимых мер по устранению выявленных вредных воздействий факторов среды обитания человека. В целях ведения мониторинга используются данные осуществляемых федеральными органами исполнительной власти наблюдений: б) за факторами среды обитания человека, включая: На основе данных мониторинга Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека формирует федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга, который представляет собой базу данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, формируемую на основе постоянных системных наблюдений, а также совокупность нормативных правовых актов и методических документов по вопросам анализа, прогноза и определения причинно- следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека. Задачи и функции отдела 1. Организует систему наблюдения и сбора информации в рамках ведения социально-гигиенического мониторинга; 2. Организует и контролирует формирование федерального информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга, в том числе передачу данных в сроки с огласно приказу Роспотребнадзора о сборе данных социально-гигиенического мониторинга; 3. Организует и контролирует формирование информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга в Калужской области; 5. Осуществляет политику единства и преемственности в программно-аппаратном обеспечении социально-гигиенического мониторинга; 6. Формирует материалы социально-гигиенического мониторинга для ежегодных государственных докладов о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, информационных бюллетеней и аналитических справок; 7. Разрабатывает методические материалы по ведению социально-гигиенического мониторинга; 8. привлекает в установленном порядке научные и иные организации, ученых, экспертов и специалистов для проработки вопросов ведения социально-гигиенического мониторинга. 10. Организация и участие в проведении научно-исследовательских работ по данному направлению деятельности. 11. Подготовка предложений по совершенствованию кадрового, программного и аппаратно-технического обеспечения социально-гигиенического мониторинга. 12. Участие в процессе подготовки кадров по вопросам социально-гигиенического мониторинга. Социально-гигиенический мониторингИз Постановления Правительства Российской Федерации от 02.06.2006 г. №60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга» проведение СГМ обеспечивает: а) установление приоритетных факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, и их оценку; б) изучение состояния здоровья населения и среды обитания человека и их прогнозирование; в) определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания человека на здоровье населения; г) разработку проектов предложений для принятия управленческих решений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; д) информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения о результатах, полученных при проведении социально-гигиенического мониторинга. Порядок проведения социально-гигиенического мониторинга, представления данных и обмен ими регламентирует отношения c рядом Федеральных служб и структур. Информационными показателями для социально-гигиенического мониторинга являются данные наблюдений за: — факторами среды обитания человека, в том числе биологическими, химическими, физическими (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловое, метеофакторы, освещенность, ионизирующее, неионизирующее и др.), социальными (уровень жизни, условия жизни, медицинское обеспечение); — источниками антропогенного воздействия на окружающую среду, в том числе на атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почву; — состоянием охраны и условиями труда работающих; — структурой и качеством питания, безопасностью пищевых продуктов для здоровья населения. -состоянием воспитания и обучения детей и подростков; Специалисты подразделений СГМ проводят: Постоянно осуществляется совершенствование подходов к сбору и анализу информации о состоянии среды обитания, унификации процессов получения многоплановой информации, установлении связи показателей здоровья и факторов окружающей среды, с последующим выделением приоритетных территорий и их гигиенического ранжирования. Внедряются унифицированные программные средства ведения баз данных и анализа показателей социально-гигиенического мониторинга, геоинформационные технологии. Строго контролируется сохранность баз данных. Задачи отдела социально-гигиенического мониторинга 1. Ведение государственной системы социально-гигиенического мониторинга в Калининградской области на региональном уровне, обеспечивающей наблюдение за состоянием санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установление, предупреждение и уменьшение вредного влияния факторов среды обитания на здоровье человека. 2. Осуществление межведомственного информационного взаимодействия по обмену данными о состоянии здоровья населения и факторах окружающей среды с организациями, участвующими в ведении социально-гигиенического мониторинга. 3. Осуществление информационного взаимодействия со специалистами профильных отделов Управления Роспотребнадзора по Калининградской области и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» в рамках ведения СГМ. 4. Сбор, обработка и анализ данных о неинфекционной, в том числе онкологической заболеваемости, врожденных пороков развития у детей, медико-демографических показателях, о состоянии среды обитания и др. 5. Формирование информационного фонда социально-гигиенического мониторинга на основе ведения компьютерных баз данных. 6. Выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения Калининградской области и факторов среды обитания на основе системного анализа, использования методологии оценки риска здоровью. 7. Внедрение и эксплуатация автоматизированных систем социально-гигиенического мониторинга, использование современных геоинформационных технологий для оценки и наглядного отображения данных о состоянии здоровья населения во взаимосвязи с факторами среды обитания. 8. Внедрение в практику работы методических подходов и принципов ведения социально-гигиенического мониторинга, разработанных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным Центром гигиены и эпидемиологии. Социально-гигиенический мониторинг: значение и содержаниеСанитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается целой системой. И это неудивительно – ведь от него зависят здоровье, удовлетворенность и множество прочих общественных моментов. Социально-гигиенический мониторинг – это ведущее направление деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Оно имеет большую важность. Вводная информацияСоциально-гигиенический мониторинг является государственной системой наблюдения за здоровьем народонаселения, а также состоянием среды обитания. Данные анализируются, оцениваются, прогнозируются, а также определяется наличие причинно-следственных взаимосвязей между здоровьем людей и состоянием окружающей среды, оказывающими влияние факторами. Регулирует это Постановление правительства о социально-гигиеническом мониторинге № 60 от 02.02.2006. Согласно этому документу, система должна обеспечивать: Получаемые данныеСистема социально-гигиенического мониторинга осуществляет наблюдение за такими важными моментами: При работе в этих направлениях система социально-гигиенического мониторинга решает ряд немаловажных задач. Чем же занимаются специалисты?Какие органы осуществляют социально-гигиенический мониторинг? В первую очередь следует напомнить про Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Она охватывает абсолютно все. Но отдельные моменты могут наблюдаться другими службами. Например, экологи следят за состоянием окружающей среды. Спасатели мониторят содержание вредных элементов. Медики позволяют получить информацию про состояние здоровья населения. В конечном счете все специалисты выполняют определенную совокупность работ: Что делают с полученными данными?Устанавливается связь между показателями здоровья и отдельными факторами, характеризующими окружающую среду. В последующем можно выделять приоритетные территории и осуществлять их гигиеническое ранжирование. Выдвигаются новые требования к сбору информации и анализу полученных данных, унифицируется процесс их получения, внедряются новые средства администрирования баз данных, телекоммуникационные и геоинформационные технологии. Осуществляется наблюдение, оценка, прогнозирование. Все усилия направляются на работу с ухудшением состояния здоровья населения для улучшения условий жизнедеятельности. Это включает разработку полноценного комплекса оздоровительно-профилактических мероприятий, задача которых – предотвратить и устранить неблагоприятные воздействия на организм человека. Положение о социально-гигиеническом мониторинге позволяет узнать более подробно обо всем этом. Преследуемые целиКакой желаемый конечный результат должен быть? Если обратиться к нормативным регулирующим документам, то из них можно вынести, что основная цель, ради которой и осуществляется социально-гигиенический мониторинг здоровья населения, – это выявление рисков, которые могут на него повлиять, а также разработка мероприятий, что направлены на уменьшение, устранение и предупреждение негативных факторов. Но не только на это приходится ориентироваться. Про задачиОдной целью не обойтись. Еще необходимо помнить и про выполняемые задачи социально-гигиенического мониторинга: Оценка рисковИтак, что же дальше? Получены показатели социально-гигиенического мониторинга, затем наступает черед оценки риска. Этот процесс состоит из нескольких этапов: идентификация опасности, расчет воздействия, определение дозовой зависимости эффекта. И замыкает этот перечень подсчет конкретного риска. Давайте разберем каждый пункт. Идентификация опасностиВ данном случае подразумевается учет факторов, которые могут неблагоприятно повлиять на здоровье человека. Анализ экологической обстановки, а также регистрация и фиксирование химических веществ, обнаруженных на территории, – это то, с чего всегда необходимо начинать. Могут проводиться выборочные исследования окружающей среды для выявления тех опасностей, которые есть, но ранее не были учтены. При этом делается ставка на качественный аспект. Расчет воздействияИли оценка воздействия. На этом этапе определяют фактический уровень распространения и поглощения ядовитого вещества определенной совокупностью индивидуумов. Расчет осуществляется в массе вещества, поглощенного за единицу времени, или как доза по отношению к весу тела. При этом выделяют три подэтапа. На первом формируется характеристика окружающей обстановки. Она предусматривает проведение анализа основных физических параметров, которые присутствуют на территории. Это гидрогеологические условия, тип почв, климат, растительность и тому подобное. Также дается характеристика популяциям, которые потенциально могут быть подвержены вредоносному влиянию. Это расположение жилых районов, место проживания, демографический состав, виды деятельности. Вторая часть предусматривает проведение идентификации маршрутов воздействия, а также потенциальных путей распространения, то есть как вещество передвигалось от источника возникновения до пораженного организма. При этом внимание уделяется механизму выброса, среде распространения, месту потенциального контакта, типу проникновения (с воздухом, продуктами питания, при потреблении воды). И заключительная часть – это проведение количественной характеристики. При этом устанавливается и оценивается величина, частота и продолжительность воздействия. Оценивается воздействующая концентрация и рассчитывается величина поступления вещества. Завершающие этапыСоциально-гигиенический мониторинг после получения необходимых данных предусматривает выявление: О системностиВажно отметить, что данный предмет необходимо рассматривать как целостность. В противном случае будет не соблюдено понятие о социально-гигиеническом мониторинге. Гигиеническая диагностика на должном уровне позволяет определить угрозы. Но если нет адекватных действий по приведению ситуации в порядок, то все оказывается пустым времяпровождением. Если что-то делать, не имея представления о потребностях, то может оказаться, что все было зря. Про принципыВ рассматриваемую концепцию заложены такие основы: О рискахКакие же угрозы поджидают человечество? Социально-гигиенический мониторинг выделяет: Adblockdetector |