что такое социально культурная сфера

Тема 1. СЕРВИС И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА

4. Отраслевая структура социально-культурной сферы

Социально-культурная сфера – это совокупность предприятий, учреждений, организаций и органов управления, осуществляющих производство, распределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг социально-культурного и информационного назначения, обеспечивая тем самым удовлетворение культурных и информационных потребностей населения.

Цель СКС – обогащение духовной жизни людей и создание условий для социально-культурной деятельности.

1. Труд работников СКС осуществляется в форме услуг.

2. Труд работников индивидуализирован. СКС имеет дело с индивидуальными запросами людей с их разнообразными вкусами и настроением. Это определяет особые требования к личным качествам работников СКС. Высоко ценится умение и способность работать с людьми.

3. СКС имеет дело с обслуживанием населения, поэтому территориальное размещение ее учреждений, организаций зависит от демографических факторов (численность, плотность, состав населения и т.д.).

4. Труд в СКС относительно в меньшей степени поддается механизации и автоматизации. Отрасли этой сферы отличаются повышенной трудоемкостью.

5. Услуги являются предметами потребления, однако услуги нельзя накапливать, услуга может быть потреблена лишь в момент производства.

6. Природный фактор не играет огромного значения как в материальном производстве.

7. Труд работников СКС непроизводительный, т.к. этот труд не участвует в создании материальных благ.

8. Основные работники – это специалисты со средним и высшим образованием, большая часть из которых женщины.

9. Однородность структуры потребляемых затрат. Удельный вес материальных затрат очень низкий: в театре –13%, в цирке – 17%, в парках – 20%, в концертных организациях – 3,5% (в промышленности – 83%, в строительстве – 65%).

Сфера услуг – это совокупность отраслей и видов деятельности, предназначенных для удовлетворения духовных и материальных потребностей населения.

Нематериальное благо – это благо, действующее на развитие способностей человека, созданное в непроизводственной сфере. Блага бывают:

а) внутренние – блага, данные человеку природой (голос, музыкальный слух, способность к наукам);

б) внешние – то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция).

В соответствии с выполняемыми функциями все отрасли СКС и туризма классифицируются на 3 большие группы:

1. Отрасли, обеспечивающие процесс воспроизводства материальных и нематериальных благ:

— жилищно-коммунальное хозяйство; наука.

2. Отрасли, направленные на развитие способностей человека, поддержание его здоровья, удовлетворение его культурных и духовных потребностей:

— бытовое обслуживание; пассажирский транспорт; связь по обслуживанию населения;

— здравоохранение; социальное обеспечение; туризм; культура и искусство.

3. Отрасли, удовлетворяющие потребности общества в целом:

— управление и планирование народного хозяйства;

— отрасли, обеспечивающие безопасность государства;

— обеспечение охраны собственности.

Существует ещё одна классификация СКСФ:

1. Государственное управление, социальные услуги.

2. Финансирование, страхование, пенсионное обеспечение.

3. Жилищное хозяйство частного типа.

4. Коммерческие, социальные, пенсионные услуги.

6. Пассажирский транспорт.

7. Здравоохранение и соц. обслуживание.

9. Оптовая и розничная торговля.

10. Природно-хозяйственная деятельность.

11. Культура, искусство и СМИ.

12. Физкультура, спорт, отдых, развлечения.

13. Гостиничный бизнес.

14. Ресторанный бизнес и общественное питание.

Все эти сферы обеспечивают развитие человеческого потенциала, как источник и конечную цель общественного развития.

Отраслевая структура СКС включает:

1. Отрасль культуры идейное и нравственное состояние общества, определяемое материальными условиями жизни общества и выражаемое в его быте, идеологии, образовании, воспитании, в достижениях науки, искусства, литературы (кино, театр, музей, библиотека, выставки, концертные залы, клубы и т.д.).

Функции отрасли культуры:

а) сохранение исторических и национальных памятников культуры;

б) приобщение людей к творениям культуры;

в) воспитание культурного человека;

г) пополнение копилки культурных достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи и скульптуры;

д) проведение исследования в области культуры;

е) духовное обогащение человека.

2. Отрасль образования занята всеми формами обучения в самых разнообразных учебных заведениях (школы, дошкольные учреждения, гимназии, колледжи, училища, техникумы, ВУЗы, исследовательские учреждения в области педагогики).

Функции отрасли образования:

· удовлетворение потребностей людей в знаниях;

· осуществление подготовки и переподготовки к работе и труду;

· способствование приобретению специальности и овладению профессией;

3. Здравоохранение система государственных и общественных мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продолжению жизни человека (поликлиники, больницы, амбулатории, пункты скорой помощи профилактории, родильные дома, здравпункты, диспансеры и т.д.).

Функции отрасли здравоохранения:

§ забота о поддержании здоровья людей;

§ проведение профилактики и лечение болезней;

§ оказание медицинской помощи;

§ обеспечение людей лекарственными средствами;

§ восстановление потерянного здоровья.

К отрасли здравоохранения тесно примыкает физкультура и спорт в той части, в которой они решают задачу укрепления здоровья, утверждения здорового образа жизни людей.

4. Отрасль бытового обслуживания по оказанию непроизводственных и производственных услуг (бани, фотосалоны, прачечные, химчистки, шиномонтаж, СТО, мастерские, парикмахерские, услуги по уходу за детьми).

5. ЖКХ отрасль, которая поддерживает жилищно-коммунальное хозяйство в рабочем состоянии: дома, лифты, водоснабжение, канализацию, теплоснабжение и другую жилищную инфраструктуру.

6. Социальное обеспечение (социальная защита) удовлетворяет потребности ряда категорий населения в финансовых ресурсах и источниках существования, в особенности не имеющих стабильных доходов (социальное страхование, предоставление материальных благ).

Читайте также:  что такое распалубка бетонных изделий

7. Наука сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний и действительности (прикладная, фундаментальная).

Источник

Понятие социально-культурной сферы. Особенности и отраслевая структура

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Социально-культурная сфера – это совокупность предприятий, учреждений, организаций и органов управления, осуществляющих производство, распределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг социально-культурного и информационного назначения, обеспечивая тем самым удовлетворение культурных и информационных потребностей населения.

Цель СКС – обогащение духовной жизни людей и создание условий для социально-культурной деятельности.

Особенности СКС:

1. Труд работников СКС осуществляется в форме услуг.

2. Труд работников индивидуализирован. СКС имеет дело с индивидуальными запросами людей с их разнообразными вкусами и настроением. Это определяет особые требования к личным качествам работников СКС. Высоко ценится умение и способность работать с людьми.

3. СКС имеет дело с обслуживанием населения, поэтому территориальное размещение ее учреждений, организаций зависит от демографических факторов (численность, плотность, состав населения и т.д.).

4. Труд в СКС относительно в меньшей степени поддается механизации и автоматизации. Отрасли этой сферы отличаются повышенной трудоемкостью.

5. Услуги являются предметами потребления, однако услуги нельзя накапливать, услуга может быть потреблена лишь в момент производства.

6. Природный фактор не играет огромного значения как в материальном производстве.

7. Труд работников СКС непроизводительный, т.к. этот труд не участвует в создании материальных благ.

8. Основные работники – это специалисты со средним и высшим образованием, большая часть из которых женщины.

9. Однородность структуры потребляемых затрат. Удельный вес материальных затрат очень низкий: в театре –13%, в цирке – 17%, в парках – 20%, в концертных организациях – 3,5% (в промышленности – 83%, в строительстве – 65%).

Сфера услуг –это совокупность отраслей и видов деятельности, предназначенных для удовлетворения духовных и материальных потребностей населения.

Нематериальное благо – это благо, действующее на развитие способностей человека, созданное в непроизводственной сфере. Блага бывают:

а) внутренние – блага, данные человеку природой (голос, музыкальный слух, способность к наукам);

б) внешние – то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция).

В соответствии с выполняемыми функциями все отрасли СКС и туризма классифицируются на 3 большие группы:

1. Отрасли, обеспечивающие процесс воспроизводства материальных и нематериальных благ:

— жилищно-коммунальное хозяйство; наука.

2. Отрасли, направленные на развитие способностей человека, поддержание его здоровья, удовлетворение его культурных и духовных потребностей:

— бытовое обслуживание; пассажирский транспорт; связь по обслуживанию населения;

— здравоохранение; социальное обеспечение; туризм; культура и искусство.

3. Отрасли, удовлетворяющие потребности общества в целом:

— управление и планирование народного хозяйства;

— отрасли, обеспечивающие безопасность государства;

— обеспечение охраны собственности.

Существует ещё одна классификация СКСФ:

1. Государственное управление, социальные услуги.

2. Финансирование, страхование, пенсионное обеспечение.

3. Жилищное хозяйство частного типа.

4. Коммерческие, социальные, пенсионные услуги.

6. Пассажирский транспорт.

7. Здравоохранение и соц. обслуживание.

9. Оптовая и розничная торговля.

10. Природно-хозяйственная деятельность.

11. Культура, искусство и СМИ.

12. Физкультура, спорт, отдых, развлечения.

13. Гостиничный бизнес.

14. Ресторанный бизнес и общественное питание.

Все эти сферы обеспечивают развитие человеческого потенциала, как источник и конечную цель общественного развития.

Отраслевая структура СКСвключает:

1. Отрасль культуры идейное и нравственное состояние общества, определяемое материальными условиями жизни общества и выражаемое в его быте, идеологии, образовании, воспитании, в достижениях науки, искусства, литературы (кино, театр, музей, библиотека, выставки, концертные залы, клубы и т.д.).

Функции отрасли культуры:

а) сохранение исторических и национальных памятников культуры;

640 1

б) приобщение людей к творениям культуры;

в) воспитание культурного человека;

г) пополнение копилки культурных достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи и скульптуры;

д) проведение исследования в области культуры;

е) духовное обогащение человека.

2. Отрасль образования занята всеми формами обучения в самых разнообразных учебных заведениях (школы, дошкольные учреждения, гимназии, колледжи, училища, техникумы, ВУЗы, исследовательские учреждения в области педагогики).

Функции отрасли образования:

· удовлетворение потребностей людей в знаниях;

· осуществление подготовки и переподготовки к работе и труду;

· способствование приобретению специальности и овладению профессией;

3. Здравоохранение система государственных и общественных мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продолжению жизни человека (поликлиники, больницы, амбулатории, пункты скорой помощи профилактории, родильные дома, здравпункты, диспансеры и т.д.).

Функции отрасли здравоохранения:

§ забота о поддержании здоровья людей;

§ проведение профилактики и лечение болезней;

§ оказание медицинской помощи;

§ обеспечение людей лекарственными средствами;

§ восстановление потерянного здоровья.

К отрасли здравоохранения тесно примыкает физкультура и спорт в той части, в которой они решают задачу укрепления здоровья, утверждения здорового образа жизни людей.

4. Отрасль бытового обслуживания по оказанию непроизводственных и производственных услуг (бани, фотосалоны, прачечные, химчистки, шиномонтаж, СТО, мастерские, парикмахерские, услуги по уходу за детьми).

5. ЖКХ отрасль, которая поддерживает жилищно-коммунальное хозяйство в рабочем состоянии: дома, лифты, водоснабжение, канализацию, теплоснабжение и другую жилищную инфраструктуру.

Читайте также:  Если приснился сон пятницы субботу

6. Социальное обеспечение (социальная защита) удовлетворяет потребности ряда категорий населения в финансовых ресурсах и источниках существования, в особенности не имеющих стабильных доходов (социальное страхование, предоставление материальных благ).

7. Наука сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний и действительности (прикладная, фундаментальная).

Источник

Понятия «социально-культурная сфера» и «социально-культурная среда»

В тесной связи с трактовкой понятия «социально-культурная деятельность» находится обоснование термина «социально-культурная сфера». На протяжении многих предшествующих десятилетий были распространенными и сохраняются поныне понятия «сфера культуры» (в более широком варианте «сфера культуры и искусства») и «отрасль культуры». Для уточнения смысла этих понятий целесообразно обратиться изначально к термину «социальная сфера».

Являясь составной частью сферы непроизводственной, социальная сфера представляет собой инфраструктуру общественной деятельности, направленной на удовлетворение социальных и духовных потребностей людей. В повседневном обиходе существуют более узкие, но практически оправданные определения социальной сферы: 1) деятельность по оказанию широкого комплекса услуг и социально-бытовому обслуживанию; 2) деятельность по социальной защите, социальному обеспечению и социальной реабилитации отдельных, нуждающихся в такой поддержке, слоев населения; 3) совокупность отдельных социальных страт в рамках того или иного региона.

Понятие социально-культурная сфера входит в структуру социальной сферы. Это понятие используется для характеристики широкой совокупности областей, институтов и служб социальной сферы, в рамках которых осуществляется социально-культурная деятельность. К этой совокупности, удовлетворяющей культурные и информационные потребности населения, относятся культура, досуг, образование, искусство, физическая культура и спорт, здравоохранение и социально-культурная реабилитация, средства массовой информации, туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, природоохранная деятельность и другие.

В структуру социально-культурной сферы включаются субъекты культуры, обеспечивающие массовую культурную деятельность: клубы, развлекательные учреждения, детские учреждения, СМИ, кино, видеопрокат, музеи, библиотеки, парки, учебные заведения и субъекты искусства: концертные залы, театры, цирк, галереи и выставочные залы, киностудии, народные художественные промыслы и ремесла, художественные коллективы, учебные заведения.

Многие из таких областей социально-культурной сферы, как досуговая индустрия, образование, туризм, физкультура и спорт, здравоохранение и другие, превратились в отдельную, самостоятельную отрасль культуры, являющуюся предметом изучения экономических наук. Каждая отрасль культуры обладает присущей ей спецификой характера, содержания и разделения труда, производства определенного продукта, способного формировать удовлетворять культурные потребности людей.

В социально-культурной сфере, таким образом, функционируют следующие отрасли: искусство, профессиональное художественное творчество, образование; культурно-досуговая деятельность населения, массовое народное творчество, просвещение и самодеятельность; социальная защита и реабилитация отдельных категорий граждан средствами культуры, искусства, досуга, спорта; межнациональные и межгосударственные культурные обмены и сотрудничество и др.

Таким образом, социально-культурная сфера предстает в виде обобщенного, универсального, системообразующего термина, с помощью которого изначально обозначено тесное единство и взаимодействие следующих подсистем: духовных, культурных потребностей граждан; различных видов социально-культурной деятельности; конкретных результатов (продуктов) различных видов этой деятельности; наличия широкой сети социальных институтов, осуществляющих эту деятельность как в коллективном, так и индивидуальном порядке.

К важнейшим объектам сферы социокультурной деятельности относятся: выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры; художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование; книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей; эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области; научные исследования культуры; международные культурные обмены; производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей; иная деятельность, в результате которой создаются, сохраняются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

Для полного представления о сущности социально-культурной деятельности принципиальное значение имеет конкретная, содержательная трактовка такого понятия как «социально-культурная среда».

Это понятие наполнено огромным социальным смыслом. Говоря о социально-культурной среде, нельзя ограничивать ее сферой науки, культуры и образования, оставляя вне поля зрения такие социально значимые вопросы, как, например, права и свободы человека, цивилизованные формы контактов между людьми, свободное и широкое распространение информации.

Принято считать, что культурная среда творится профессиональными работниками культуры, художниками, дизайнерами, другими представителями творческой интеллигенции, специализи-рованными государственными и негосударственными организациями и службами. Они призваны предоставить человеку некое культурное пространство, которое он обживает. При этом в самом понятии «обживание культурного пространства» как будто бы содержится признание необходимости активного, деятельностного начала. Однако на практике такое «обживание», как правило, сводится к освоению предложенных и реализованных кем-то извне идей и проектов. Подобнее «обживание» ничего общего не имеет с подлинной социально-культурной деятельностью многочисленных субъектов, в первую очередь, представителей различных групп населения, творческим их сотрудничеством, взаимодействием с профессионалами. Это сотрудничество, взаимодействие возникает только тогда, когда широким слоям населения предлагаются культурная среда, культурное пространство, действительно открытые для самодеятельности.

Читайте также:  К чему шампанское во сне

edugr4

Социально-культурная сфера – одно из важнейших направлений деятельности государства. Она имеет целью создание необходимых социально-экономических, правовых и организационных условий и гарантий для развития сети и ресурсов различных социально-культурных институтов, реализации на их базе творческого духовного потенциала детей, подростков, взрослых в интересах обновления общества. Это и осуществляемая в рамках возможностей и правомочий государства координация деятельности различных формирований и структур в сфере культуры и досуга: общественных организаций, фондов, движений и др.

В общей сложности структуру социокультурной сферы можно представить следующим образом:

Социально-культурная сфера
Культура
Образование
Физкультура и спорт
СМИ и ком-муникации
Искусство
Социальное обеспечение
Охрана здоровья

Среда досуга и общения имеет ярко выраженный социальный характер. Наш курс рассматривает ее в самом широком плане – как социально-культурную среду, предполагающую наличие трех обязательных элементов: активных субъектов социально-культурной деятельности в лице различных общественных институтов, социальных групп и отдельных индивидуумов; самого процесса этой деятельности на всех ее этапах; совокупности объективных условий, факторов и возможностей для ее реализации.

Понятие «социально-культурная среда» означает, таким образом, конкретное своеобразие и проявление общественных отношений в сфере культуры и досуга. Эти отношения между участниками социально-культурной деятельности могут выстраиваться как по вертикали (по принципу субординации), так и по горизонтали (по принципу координации). Они могут носить либо сугубо формальный (для формализованных структур), либо неформальный (для неформальных групп и общностей) характер.

В отличие от широкой социально-культурной макросреды, в которой действуют факторы, закономерности и институты общегосударственного масштаба, микросреда – это сфера действия малых групп и входящих в них личностей, их непосредственное социально-культурное окружение.

Социально-культурная микросреда, ближайшее окружение человека, включает в себя множество составных элементов – микросред досуга и общения. К ним относятся: среда общения в семье; среда общения с ближайшими родственниками, друзьями, соседями по квартире, дому, двору; среда личностного общения в дошкольных учреждениях, школе, техникуме, вузе; внешкольная, внеучебная и внесемейная среда общения; производственно-трудовая среда общения; среда внеличностного общения (влияние средств массовой информации, общение с книгой, искусством, природой, животными и т.д.); круг общения по профессии, а также непрофессиональным интересам, временным увлечениям.

Личность может менять свое место в социально-культурной среде, постоянно переходить из одной микросреды досуга и общения в другую и тем самым конструировать в определенной мере свою социально-культурную среду. Естественно, подобная и, на первый взгляд, ничем не ограниченная мобильность человека в социально-культурной среде на самом деле не является абсолютной. Она имеет определенные пределы, обусловленные общественно-экономическими отношениями, структурой общественного устройства. Тем не менее, эта свобода выбора, активность личности по отношению к избираемой ею среде досуга и общения не может не учитываться в процессе разработки и реализации социально-культурных проектов, организации социально-культурной деятельности.

Альтернативность, инвариантность социально-культурной среды представляет собой широкое поле для проявления инициативы и самостоятельности, творчества и самоутверждения человека, свободы его социального поведения и социальных ориентации, оценок и предпочтений, свободного участия в принятии социальных решений. При этом эффективность социально-культурной среды определяется во многом социально-культурной инфраструкутрой города (района).

Термин «инфраструктура» (от лат. infra – ниже, под и structura – строение, расположение), комплекс отраслей хозяйства, производства, социальной жизни, обеспечивающих условия жизнедеятельности общества. Например: производственная инфраструктура включает в себя дороги, каналы, водохранилища, порты, мосты, аэродром, склады, транспорт, связь и др.; социальная инфраструктура включает в себя систему просвещения, здравоохранения, научно-техническую сферу и др.

Отсюда социально-культурная инфраструктура включает в себя различные субъекты и институты социально-культурной сферы, которые составляют базу социокультурной деятельности.

Субъекты массового культурно-сервисного обслуживания – клубы, библиотеки, парки, развлекательные, оздоровительные и образовательные центры, планетарии, музеи, ярмарки и выставочные центры, комплексы и залы, театры, филармонии и концертные залы, цирки, компьютерные центры, клубы и салоны, казино и залы игровых автоматов, учреждения кино- и видеопроката, рестораны и гостиницы, дома отдыха, турбазы и пансионаты, предприятия индустрии досуга, полиграфии, кино- и видеопроизводства составляют основу социально-культурной инфраструктуры любого отдельно взятого региона – области, края, города, района. В свою очередь социально-культурную, в том числе культурно-сервисную, отраслевую инфраструктуру обычно рассматривают как исторически сложившуюся в данной местности совокупность субъектов (творцов и пользователей культурных ценностей), учреждений, средств и методов, служащую для осуществления социально-культурной деятельности и массового сервисного обслуживания.

Цементирующей основой для сохранения и развития жизнеспособной социально-культурной среды является, как свидетельствует практика, наличие в существующей инфраструктуре города или района достаточно популярных у жителей традиционных и современных нетрадиционных досуговых центров, в которых преобладающим фактором является досуговая активность населения, самодеятельное культуротворческое начало. На региональном уровне, в масштабах микрорайона, малого, среднего, крупного города должны предприниматься попытки найти достаточно эффективные пути, которые смогут в той или иной мере приостановить, нейтрализовать сам процесс относительного спада культурно-творческой активности населения. В муниципальных программах социально-культурного развития регионов предусматривается совершенствование отдыха людей, развлечений, концертно-зрелищной и физкультурно-оздоровительной работы, борьба с алкоголизмом, наркоманией, правонарушениями, профилактика антисоциального поведения.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

DACHARAI - самый большой ресурс для садовода
Adblock
detector