что такое социально педагогическое направление

Социально педагогическое направление в дополнительном образовании

Вы будете перенаправлены на Автор24

Социально-педагогическое направление – это направление в дополнительном образовании, основная цель которого заключается в социальной адаптации, творческом развитии, профессиональной ориентации детей, а также повышении уровня готовности к освоению программ профессионального образования.

Значимость социально-педагогического направления в дополнительном образовании

В настоящее время в учреждениях дополнительного образования детей получило развитие такое направление как социально-педагогическое. Данное направление ориентировано на развитие психических свойств личности, интеллектуальных и коммуникативных способностей, корректировку общего развития, формирование у детей лидерских качеств, а также организацию досуга детей и подростков социализирующей направленности.

Учреждения дополнительного образования используют в своей деятельности традиции, методы и стиль максимально приближенный к условиям современного социума, то соответственно обладают большими возможностями по социализации подрастающего поколения.

Программы социально-педагогической направленности в дополнительном образовании предназначены для:

создания необходимых условий для осуществления социального творчества, посредством разнообразных форм деятельности; создания необходимых условий для самоутверждения, осознания себя как личности, развития собственных способностей и интересов, в рамках современных динамичных социально-экономических условиях. обеспечения соблюдения гармонизации интересов каждого учащегося и интересов окружающего его общества.

По продолжительности реализации, программы социально-педагогической направленности являются долгосрочными и многоуровневыми (общекультурный, углубленный и допрофессиональный уровни). Кроме того, они являются многофункциональными, так как способны охватить широкий возрастной диапазон учащихся.

Готовые работы на аналогичную тему

Коллектив учащихся, который работает по программе социально-педагогической направленности, является специфическим, так как основной задачей, направленной на получение конечного результата, является не получение конкретных знаний и умений, а положительная социализация каждого участника.

Группы социально-педагогического направления в дополнительном образовании

Многообразие программ социально-педагогической направленности дополнительного воспитания, принято делить на четыре основные группы:

Таким образом, программы социально-педагогической направленности, разрабатываются с целью создания необходимых условий для самоутверждения и самореализации личности, а также для предоставления возможностей апробации собственных знаний и умений в практической деятельности.

Возможности, предоставляемые детям дополнительным образованием

Все учащиеся, которые включены в социально значимую деятельность, в рамках дополнительного образования, имеют следующие возможности:

Реализация различных видов деятельности, включенных в программы социально-педагогического направления дополнительного образования, открывают перед детьми и подростками большие возможности для создания и прохождения развивающих ситуаций, решения жизненных и практических задач, получение необходимо социального опыта.

Участие в ситуациях позволяет учащемуся наращивать собственные личностные ресурсы, совершенствовать и управлять ими. Для этого педагогом не просто организуются определенные ситуации, а разрабатывается комплекс, который состоит из взаимосвязанных между собой ситуаций, причем каждая несколько сложнее предыдущей.

Последовательность ситуаций выстраивается от упрощенных, регулируемых педагогом ситуаций, к реальным, стихийно возникающим ситуациям взаимодействия и деятельности воспитанника. Переход должен осуществляться постепенно, с ростом возможностей учащегося, в использовании имеющихся у него ресурсов.

Источник

Социально-педагогическая направленность

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Последние годы в учреждениях дополнительного образования детей по­лучили развитие объединения социально-педагогического направления, ориен­тированные на корректировку и развитие психических свойств личности, ком­муникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие ли­дерских качеств, организацию социализирующего досуга детей и подростков. Поскольку традиции, стиль и методы работы УДОД максимально учитывают условия социума, то здесь, в сравнении со школой, более эффективно внедря­ются социально-педагогический модели деятельности.

Программы социально-педагогической направленности призваны обеспе­чить создание условий для социального творчества через многообразие форм деятельности, позволяющих воспитаннику осознать себя как личность, самоут­вердиться, развить интересы и способности в изменяющихся социально-экономических условиях. При этом обеспечивается гармонизация интересов общества и интересов каждой личности.

В подавляющем большинстве программы социально-педагогической на­правленности являются долгосрочными, многоуровневыми и включают три уровня освоения: общекультурный, углубленный, допрофессиональный. След­ствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, ос­нов демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи по различным аспектам со­циальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к из меняющимся условиям жизни, способствует гражданскому становлению под­растающего поколения.

Программы социально-педагогической направленности многофункцио­нальны по целевому назначению, охватывают широкий возрастной диапазон учащихся.

Детские коллективы, работающие по программам социально-педагогической направленности, являются весьма специфическими. Здесь при­оритетной задачей и, соответственно, ведущими результатами является поло­жительная социализация личности, а не получение предметных знаний умений и навыков.

Все многообразие программ социально-педагогической направленности условно можно разделить на четыре группы:

1) программы детских сообществ и детских общественных организаций;

2) досуговые программы;

3) программы направленные на приобщение к правовой культуре, современному экономиче­скому мышлению, навыкам предпринимательской деятельности, тренинговые психологические программы для подростков и молодежи, а также программы классов педагогической ориентации и допрофессиональной подготовки по раз­личным специальностям и др.;

Читайте также:  что такое скилл в игре world of tanks

4) программы для детей и подростков с ограни­ченными жизненными возможностями.

Через присущие им формы и методы работы программы детских сооб­ществ и детских общественных организаций призваны создавать необходи­мые условия для самореализации и самоутверждения личности, апробации приобретенных знаний в реальных отношениях.

Детские сообщества, волонтерские объединения и детские общественные организации реализуют включение механизмов внутренней активности подро­стка, расширение социальных связей, формирование стремления и готовности к самоотдаче, которая может реализоваться в просветительской, организатор­ской, природоохранной и других видах социально значимой деятельности, про­ведении праздников, акций и других массовых мероприятий.

Одной из задач деятельности детской организации является формирова­ние у ее членов правовой культуры и активной гражданской позиции. Реальное участие членов детской организации в самоуправлении приучает их к реальным практическим действиям, создает условия для приобретения личного опыта по­литических переживаний, формирует умение отстаивать свое мнение. В то же время подростки познают необходимость демократических принципов по­строения общественной жизни, уважения иной точки зрения.

Через игровые формы и реальное самоуправление у детей и подростков формируется представление об органах власти, о возможностях членов общест­ва существенно влиять на государственные решения.

640 1

Досуговые объединения, создаваемые в соответствии с интересами детей и подростков, призваны развивать способности, создавать условия для прове­дения содержательного досуга. Цели проектирования досуговых программ в дополнительном образовании направлены на решение комплекса задач, связан­ных с формированием культуры свободного времени: вовлечение подростка в яркий мир игр, соревнований, праздников, освоение традиционного и иннова­ционного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение.

Оказывая позитивное влияние на индивидуальность обучающегося, досу­говые программы создают предпосылки рационального использования свобод­ного времени, профилактику девиантного поведения воспитанников, становле­ния активно-отрицающей позиции по отношению к наркотикам, асоциальному поведению, дают ощущение успеха, самоутверждения, активизируют процессы самопознания и самовыражения.

Программы досуговых объединений, равно, как и программы детских общественных организаций, предоставляют возможность варьировать ролевой статус детей и подростков, что способствует освоению навыков бесконфликт­ного общения, развитию компетентности в коммуникативной сфере.

К третьей группе программ социально-педагогической направленности можно отнести программы, направленные на приобщение к правовой культуре, современному экономическому мышлению, навыкам предпринимательской деятельности. Они направлены на подготовку старшеклассников в области пра­вовых, производственных и экономических отношений нового типа и нацеле­ны на развитие коммуникативных навыков, навыков «представительства», по­вышения психологической и эмоциональной устойчивости личности. К ним от­носятся программы клубов делового общения, школ права, бизнеса, экономи­ки, тренинговые психологические программы для подростков и молодежи, а также программы классов педагогической ориентации.

Особую группу программ социально-педагогической направленности со­ставляют программы для детей и подростков с ограниченными жизненными возможностями. Цель этих программ состоит в медико-социально-психологической реабилитации детей-инвалидов, адаптации их к взрослой жизни и интеграции в современное общество. Занятия по таким программам, расширяя жизненное пространство детей с ограниченными жизненными воз­можностями, повышают уровень их жизнеспособности, способствуют форми­рованию стойких мотивов, ориентированных на активный образ жизни, соци­альную адаптацию в обществе.

В контексте компетентностного подхода круг задач, решаемых учащими­ся в объединениях социально-педагогического направленности, можно отнести, главным образом, к межпредметным (интегративным) и надпредметным (соци­альные, коммуникативные, лежащие в области формирования и развития лич­ности). Такие программы позволяют активизировать процессы самопознания и самовыражения, дают возможность в рамках одной программы попробовать се­бя в различных видах деятельности.

Содержание программ состоит в постепенной и последовательной подго­товке мыслей, чувств и действий учащегося к нравственно-ориентированному опыту поведения, в создании условий его реализации. Технология процесса проходит через осознание, эмоциональное переживание и практическое приня­тие учащимися нравственных образцов поведения в непрерывной цепи ситуа­ций нравственного выбора.

Смысл разнообразной групповой деятельности учащихся на занятиях за­ключается в осмыслении каждым ребенком и подростком своего «Я» на основе сформированние у него ценностных отношений к миру и себе. При проведении занятий приоритет отдается творческой самореализации, так как такой подход усиливает личностную направленность обучения.

Ряд программ социально-педагогической направленности органично включает блок, направленный на формирование социальных навыков сохране­ния здоровья. Наиболее успешно реализуются профилактические программы, в которых обучение социальным и здоровьесберегающим навыкам осуществля­ется не как заучивание правильных ответов, а через игру, проигрывание и пе­реживание ситуации. Итогом реализации такого рода блоков программ является компетентность воспитанников в бытовой сфере, показателем которой является привычка к здоровому образу жизни, возникающая у детей подростков не в си­лу формального подчинения требованиям взрослых, а в силу глубоких внут­ренних мотивов.

Таким образом, программы социально-педагогической направленности создают самые благоприятные условия для решения надпредметных задач.

Учащиеся, включенные в социально значимую деятельность, имеют возмож­ность:

— приобрести личный социальный опыт;

— развить такие качества личности, как трудолюбие, организованность,
собранность, чувство долга и ответственность, предприимчивость, требовательность к себе, культура общения и поведения, коммуника­бельность;

Читайте также:  Если во сне меня обвиняют

— реализовать себя в социально значимых делах и общественно значи­мой деятельности, направленную на становление его позиции гражда­нина города, страны через включение в работу детского объединения;

— активно использовать широкие образовательные возможности истории ко-культурной среды города (края) для развития своей личности, осоз­нать необходимость включения социокультурных начал в построение собственной жизни;

— активно реализовывать программы самосохранения, самореализации, саморазвития;

— овладеть способами постановки жизненно важных целей, определения
маршрута своего развития;

— овладеть способами рефлексии своего состояния, поведения.

В свою очередь, разнообразие видов деятельности, используемое в про­цессе реализации программ социально-педагогической направленности, откры­вает огромные возможности создания и использования развивающих ситуаций и решения ситуативных задач.

Участвуя в таких ситуациях, учащийся наращивает свои личностные ре­сурсы, совершенствуется в способах управления имеющимися ресурсами для решения собственных возрастных задач. В случае, когда педагог управляет от­дельными элементами ситуации, могут изменяться требования к интенсивности участия учащегося в деятельности объединения и к результатам деятельности учащегося. Последовательность ситуаций выстраивается от упрощенных, регу­лируемых педагогом ситуаций, к реальным, стихийно возникающим ситуациям взаимодействия и деятельности воспитанника. Переход должен осуществляться постепенно, с ростом возможностей учащегося в использовании имеющихся у него ресурсов.

При организации развивающих ситуаций педагог может использовать и комбинировать самые разнообразные педагогические средства, вовлекать уча­щегося в разнообразные виды деятельности. Эффективными педагогическими средствами являются ролевые и ситуационно-ролевые игры, тренинги, способ­ствующие развитию навыков саморегуляции, ситуационные задания (задачи) на усвоение способов деятельности и требующие использования приемов творческого мышления.

При решении ситуационной задачи главное для учащегося заключается в том, чтобы найти правильное решение, соответствующее заданной ситуации (сделать выбор, определить план действий, оценить что-либо и т.д.).

Столь же важной с точки зрения решения надпредметных задач в дея­тельности объединений социально-педагогической направленности является ролевая игра. В рамках ролевой игры воспитанник действует, познавая себя, осознавая собственные проблемы, ситуации выбора, принимая решение, проек­тируя и планируя собственную деятельность, взаимодействия с другими участ­никами (игроками).

В ситуационно-ролевой игре, учащийся, участвуя в разных ролях в раз­личных моделях социального взаимодействия, не только становится компе­тентным в сфере социальных отношений, но и относительно безболезненно приобретает опыт соревнования и сотрудничества, победы и проигрыша, разви­вает аналитические, организаторские, рефлексивные способности.

В качестве примера приведем примеры ситуационных заданий, которые можно организовать при подготовке к празднику Победы:

— «Поздравление ветерану» (изготовление художественной открытки, составление текстов поздравления, подготовка праздничных номеров, афиш, плакатов, подарков и т.п.);

— «Рядом с нами» (сбор материалов и подготовка экспозиции о подвиге тех, кто сражался за Родину, трудился в тылу, выпуск тематической газеты);

— «Операция «Забота» (помощь ветеранам войны, одиноким людям в быту; дети и подростки приносят им лекарства, продукты, читают вслух, пишут письма и др.);

— «Радость людям» (подготовка праздничных и трудовых сюрпризов, выступление с праздничным концертом перед жителями микрорай­она, города).

На основе описанной выше специфики образовательных программ различ­ных уровней освоения можно сформулировать обобщенный перечень критериев, показателей и возможных форм предъявления компетентностей воспитанников.

Компетентность в сфере самостоятельной познавательной дея­тельности.

Младший возраст:

— Критерий компетентности: способность познавать окружаю­щий мир и себя через знакомство с разнообразием явлений реальной жизни.

— Характеризуется такими показателями, как расширение ин­дивидуального опыта отношений к окружающему миру, дру­гим людям самому себе; наличие интереса ко всему новому, неизвестному.

— Формами предъявления компетентности на этом уровне яв­ляются личная тетрадь (дневник); различные продукты по­знавательной деятельности.

Подростковый возраст:

— Критерии компетентности: способность к самообразователь­ной деятельности в рамках поставленной педагогом задачи.

— Показатели компетентности: стремление к знаниям; накоп­ление опыта рациональной организации самообразовательной деятельности.

— Формы предъявления: личная тетрадь (дневник); продукты познавательной деятельности; динамика познавательных дос­тижений.

Старший возраст:

— Критерий компетентности: стремление к самообразованию, саморазвитию.

— Показатели компетентности: широкий кругозор; умение ори­ентироваться в потоке информации; умение управлять своей
познавательной деятельностью для совершенствования сво­его образования и развития.

Формами предъявления являются дневник самопознания; продукты познавательной деятельности; динамика познава­тельных достижений; программа-план самообразования, са­моразвития.

Источник

Социально-педагогическая направленность в образовательной программе

Важно научить ребенка охотно и добровольно вступать в различные коллективные проекты, развивать его общительность, способность включаться в групповую деятельность. Но не менее важно научить его не делать это любой ценой, то есть научиться отказываться от игры или компании, если при этом происходит нарушение его границ, попрание прав, унижение достоинства. В процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми у ребенка формируется на только представление о себе, но достоинство (которое можно определить, как четкое осознание своих границ) и толерантность (уважение к границам другого человека).

Читайте также:  Кобра во сне это к

Перед лицом жизненных задач человек должен чувствовать себя во всеоружии.

В течение многих лет, при анализе показателей результатов диагностики адаптации, учащихся к обучению в среднем звене школы отмечался рост значений школьной тревожности по таким шкалам как: «Переживание социального стресса», «Фрустрация потребностей в достижении успеха», «Страх самовыражения», «Страх несоответствия ожиданиям окружающих». Имея возможность сравнить данные этого обследования с показателями успеваемости и успешности учащихся во внеклассной деятельности, можно сказать, что эта тревожность негативно влияет на успешность учащихся во всех аспектах школьной деятельности. С чем связаны эти перемены? С возрастающими учебными и психологическими нагрузками; с усложняющейся социальной ситуацией в обществе; со снижающимися показателями соматического здоровья учащихся?

Для повышения качества обучения и развития подростков, необходима программа, позволяющая им получить такие практические универсальные знания и навыки, которые помогли бы подросткам снизить характерную для их возраста тревожность, способствовать улучшению психологического здоровья, облегчить социальные контакты, помочь раскрыть свои способности, реализовать свой потенциал.

Обучение позволяет конструктивно переживать переходный возраст, приобрести навыки работы в команде, получить возможность творческого самовыражения, реализации собственных творческих замыслов, проектов, умению найти интересное дело.

Важнейшая цель современного образования (как сформулировано во ФГОС-2) и одна из приоритетных задача общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и др. ценностей. В этом случае основными результатами воспитания должны являться: личностная культура, семейная культура, социальная культура.

Занимаясь по образовательной программе с таким направлением, учащиеся смогут развить готовность и способность к нравственному самосовершенствования, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению. Реализовать свой творческий потенциал в духовной и продуктивной деятельности, социальной мобильности на основе духовно-нравственной установки – «становиться лучше».

Сформировать готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки. Способность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за результаты своих поступков, настойчивость в достижении результатов. Осознанию ценности других людей, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, безопасности личности.

Современный ребёнок – дитя 21 века, века высоких компьютерных технологий. Само время требует изменений методических подходов в образовательной деятельности. Поэтому меняется роль учителя в информационной культуре, что обусловлено необходимостью общения учителя со своими учениками на одном языке.

Источник

Социально-гуманитарная направленность

События | Организации | Методики | Программы

Цель реализации программ cоциально-гуманитарной направленности:

освоение гуманитарных знаний и формирование готовности к самореализации детей в системе социальных отношений на основе формирования нового уровня социальной компетентности и развития социальной одаренности.

Программы социально-гуманитарной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на:

— расширение системы представлений и знаний в области гуманитарных наук;

— развитие социальной одаренности и социальной компетентности как способности к жизнедеятельности в обществе на основе присвоенных ценностей, знания норм, прав и обязанностей, умений эффективно взаимодействовать с окружающими и быстро адекватно адаптироваться в изменяющемся мире;

— развитие «универсальных» компетенций (критическое мышление, креативность, умение работать в команде, коммуникативные навыки, навыки разрешения конфликтов, способности принимать решения, социального проектирования и др.); «современной грамотности» (базовые умения действовать в типовых жизненных ситуациях, в меняющихся социально-экономических условиях (финансовая, правовая, информационная и др.)); развитие личностных качеств и социально-эмоционального интеллекта (ответственность, инициативность, стремление к саморазвитию и самопознанию, саморегулирование, эмпатийность, мотивации достижений и др.);

— развитие личностного и профессионального самоопределения (ориентации детей на группу профессий «человек – человек»).

Социально-гуманитарная направленность включает следующие группы программ дополнительного образования:

гражданско-правовые (знакомство с правовыми нормами отношений в государстве, правилами дорожного движения, основами безопасности жизнедеятельности; создание и реализация гражданско-патриотических проектов; имитационное и практическое решение правовых задач);

социокультурные (расширение знаний по философии, филологии, истории, искусствоведение, лингвистика, литературоведение, социология, журналистика, этнокультура, обществознание, педагогика, основы психологии личности и группы; лидерские и организаторские практики; практики социального творчества и активности; освоение медиа-информационных технологий; развитие гибких навыков и современной грамотности; волонтерская активность; профессиональная ориентация (формирование первичных профессиональных установок, профессиональных планов в специальностях «человек-человек»; программы детских педагогических отрядов));

управленческие (основы менеджмента; основы предпринимательской деятельности; практикумы управленческой деятельности; основы руководства совместной деятельностью людей; имитационное и практическое решение управленческих задач, включая детское самоуправление и командную работу);

экономические (знакомство с нормами экономических отношений, включая экономику ведения домашних хозяйств; основы финансовой грамотности; создание и реализация социально-экономических проектов; имитационное и практическое решение экономических задач).

Источник

DACHARAI - самый большой ресурс для садовода
Adblock
detector