что такое социально психологический тренинг спт

Социально-психологический тренинг

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Социально-психологический тренинг (СПТ) — вид групповой практической психологии, ориентированный на развитие социально-психологической компетентности. Автор термина — М. Форверг. В литературе, кроме этого, существует ряд других названий (группы открытого общения, активное социаль­ное общение, группы интенсивного общения и т.д.). Но СПТ на сегодня является наиболее часто употребимым и наиболее устоявшимся термином. Нужно подчеркнуть, что это понятие является чрезвычайно широким, соответственно, им обозначают большое количество самых разнообразных методов.

Объединяя в себе элементы реального и лабораторного эксперимента, социально-психологические тренинги являются эффективным средством психологического воздействия, позво4 ляющим решать широкий круг задач в области компетентнос­ти в общении.

Социально-психологический тренинг — один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения, в котором общий принцип активности обучаемого дополняется принципом рефлексии над собственным поведением Щ поведением других участников групп. Для такой рефлексии и саморефлексии в группе создаются максимально благоприятные условия, основанные на ряде принципов. К основным прин­ципам социально-психологического тренинга относят 120 :

качественные изменения процессов общения в группе; активную позицию участника тренинга; ограничение обсуждения событий лишь в рамках тренинга («здесь и теперь»);

персонификацию высказываний; намеренную межличностную обратную связь; высокую степень включенности эмоциональной сферы частников.

Общей целью СПТ является повышение компетентности в сфере общения. К основным задачам СПТ относят следующие.

1. Приобретение психологических знаний, взглядов различных психологических школ на личность человека, процесс взаимодействия людей, приемы эффективного общения.

2. Приобретение внешне выражаемых умений и навыков
бщения: в парном взаимодействии, в составе группы, при вступлении в контакт, при активном слушании, т.е. обогащение тех­ники и тактики общения.

3. Коррекция коммуникативных установок, таких как партнерство — взаимодействие с позиции силы, искренность — «шшшуляция, вовлеченность — избегание общения, настойчи-кк-ть — соглашательство, т.е. выработка собственных страте­гий общения.

4. Адекватное восприятие себя и других в ситуациях общения.

5. Развитие и коррекция личности, ее глубинных образова­ний, решение личностных экзистенциальных проблем.

И зависимости от специфики задачи социально-психологический тренинг может приобретать различные формы:

1. Ориентироваться на приобретение и развитие специаль­ных навыков, например умения вести деловую беседу, решать межличностные конфликты и т.д.

2. Углублять опыт анализа ситуаций общения, например
риимитие способности адекватно воспринимать себя и других, мобилизировать ситуации группового взаимодействия.

Основные характеристики тренинга 121

1. Высокая степень неопределенности. В самом общем виде тренинг можно определить как некоторую ситуацию, в которой с некоторыми людьми происходят некоторые изменения.

2. Искусственность. Тренинг — это общение по особым правилам. Лишь благодаря этим правилам в группе возникает ин­тенсивный контакт между участниками.

3. Специальная атмосфера. Ввиду того, что тренинг «сжат»
во времени, тренеру необходимо как можно быстрее создать рабочую обстановку в группе. Решающим фактором здесь является возникновение особого психологического климата, в котором начинают «раскрываться» участники.

4. Познание через переживание. Отличительной чертой атмосфера на тренинге является ее эмоциональная насыщенность. Тренинг предназначен для передачи знаний, которые невозможно передать словами. Тренинг — это познание через переживание.

5. Встречная активность участников. Активность участников и их добровольность являются необходимым условием проведения тренинга. Если участники действительно активны, та из самой обычной ситуации они могут извлечь много полезной
информации («психологических открытий»).

640 1

6. «Колесо» тренинга. Тренинг, как и любое взаимодействие между людьми, состоит из трех элементов: тренер, участники и программа. В каждой ситуации есть желания тренера, реакции участников и программа тренинга. Все эти элементы должны быть
сбалансированны и соответствовать данной конкретной группе. Ни один из элементов не должен доминировать над другими.

Выделяют 5 основных этапов развития группы СПТ 122 :

1) вступление; цель — создание установок на участие, активность, необычность, доверие к психологу;

2) игровое общение; цель — создание атмосферы психологической безопасности, общего «Мы»;

3) конфронтация; цель — помощь во внутренней перестройке участников и выражении негативных состояний;

4) личностное общение; цель — помощь в создании «откры­того» общения участников тренинга;

5) клуб общения (творческое общение) за пределами тренинга; цель — закрепление отношений между участниками тренинга, планирование и осуществление их дальнейшего самостоятельного развития.

Каждое занятие социально-психологического тренинга включает четыре этапа 123 :

1. Создание единого психологического пространства, а также обратной связи (отдельный участник, вся группа и наоборот).

2. Проведение дискуссий, игры или интервьюирования для создания ситуаций рефлексии.

3. Решение конкретных задач, овладение знаниями, навыками, умениями, а также достижение иных развивающих или коррекционных целей.

4. Релаксационные восстановительные упражнения для снятия
и’мхологической напряженности и подведение итогов занятия.

Каждый этап, в свою очередь, предполагает соответствующие этапы:

—определение целей, темы дискуссии, характера проблемы, ориентацию на них участников занятия;

—круговая дискуссия по обсуждаемой проблеме, сбор инфоормации, суждений, мнений, новых идей, предложений от всех ее участников;

—упорядочение информации и ее обсуждение;

—обоснование альтернатив и совместная их оценка;

—подведение итогов дискуссии, совместное резюмирование;

— сопоставление целей занятия с полученным результатом;

— снятие психологической нагрузки, подведение итогов занятия.

Источник

Социально-психологический тренинг: виды, принципы, технология

Тренинг – один из самых популярных и известных методов психологической коррекции. Используют их повсеместно: в детском саду, школе, на работе, в коллективе, на производстве. Тренинг – способ весело и непринужденно решить острые проблемы и ответить на накопившиеся вопросы. Однако, как и любая психологическая методика, он имеет ряд своих особенностей, принципов и требований, соблюдение которых обязательно для достижения желаемого результата.

Что такое психологический тренинг

Социально-психологический тренинг был изобретен немецким исследователем М. Форвергом в 70-х годах. Изначально метод основывался на ролевых играх с элементами драматизации и посредством взаимодействия в группе был направлен:

С тех пор в практике тренинга мало что изменилось. Эти же основы сохранились до сих пор.

Социально-психологический тренинг – метод коррекции личностных качеств, характера взаимодействия в группе и межличностных отношений, поведения и эмоций. Это активный метод социально-психологического обучения. Грубо говоря, урок жизни. Рекомендуется проводить тренинги с 13-14 лет, но встречаются специальные разработки и для более раннего возраста.

Чаще тренинги проводятся в группах. Состав группы может быть самым разнообразным. Учитывается не столько возраст, пол или социальный статус, сколько сходство социально-психологических трудностей и особенности развития участников. Оптимальная численность группы – от 7 до 15 человек. Состав группы не меняется в течение одного курса. Средний курс рассчитан на 30-50 часов. Тренинг длительностью менее 20-24 часов оказывается неэффективен.

В ходе тренинга все участники получают знания, умения и навыки согласно заданной цели и теме занятия. В групповых социально-психологических тренингах это часто:

Общая цель социально-психологических тренингов – повышение компетентности в общении, но встречается дифференциация на более узкие направления. Например, обучение решению конфликтов или ведению деловых переговоров, повышение опыта в анализе ситуаций, коррекция установок, работа с самовосприятием и восприятием других людей.

Участники тренинга не получают сухие и кем-то переработанные знания и приемы, а за счет собственной активности сами приобретают опыт и делают выводы. Каждое занятие богато эмоциональным, перцептивным и когнитивным опытом. Обратная связь не оценочная, а описательная. Она актуальна для всех участников, сиюминутная.

Виды тренингов

По типу групп выделяют следующие тренинги:

В широком смысле социально-психологическим называют все виды существующих тренингов: коммуникативные, личностного роста, бизнес-тренинг и другие. Рассмотрим подробнее некоторые.

Тренинг жизненных умений

Среди современных и особо востребованных вариантов социально-психологических тренингов можно назвать группы уверенности в себе, жизненных умений. Они учат людей бороться с трудными жизненными ситуациями, адекватно реагировать на них и находить выход, повышают самооценку личности, вселяют уверенность. Основа тренинга – терапия условных рефлексов. В ходе тренинга жизненных умений человека учат решать жизненные задачи через ролевое проигрывание ситуаций, изменение мышления (убеждений и установок) и обучение методам релаксации и саморегуляции.

Тренинг социальных перцепций

На этом виде тренинга учат понимать свое психическое состояние и состояние партнера по невербальным признакам (жесты, мимика, положение тела, особенности речи). Инструменты тренинга – сами люди (их чувства и внешние проявления) и картинки с изображенными эмоциями. Участнику предлагается провести внутренний диалог, придумать историю к картинке, прочувствовать всех ее участников. Также применяются игры по демонстрации самого себя или партнера.

Интерактивный тренинг

В процессе тренинга участники обучаются тонкостям постоянного взаимодействия людей (интеракции) и умению вести дискуссии. В процессе работы определяются различия в ценностях, убеждениях, целях и представлениях участников, находятся точки соприкосновения. Для решения цели и задач тренинга применяется метод мозгового штурма и проблемных задач, упражнения на развитие переключаемости внимания и сосредоточения на главном.

Семейный тренинг

Для коррекции семейных отношений и воспитания ребенка тоже подойдет социально-психологический тренинг. В ходе такого тренинга сглаживается недопонимание и устраняется дисгармония за счет просвещения семьи по основам и ценностям теории семейного института, ведется работа над восприятием у каждого члена семьи самого себя и других участников, меняются психологические установки личности, члены семьи обучаются саморегуляции и конструктивным способам решения конфликтов.

Тренинг артпсихологии

Существует направление арт-терапии, но не так давно выделили и новый тип тренинга – артпсихологический. Он раскрывает способности личности, корректирует эмоционально-волевую сферу и способствует реабилитации человека (особенно популярно для реабилитации детей). То есть это два в одном: коррекция и реабилитация. Программа тренинга предполагает обучение ораторскому искусству, дыхательным техникам, тонкостям речевого общения (как содержание, так и оформление речи). Для реабилитации применяются психологические этюды.

Принципы тренинга

Проведение тренинга требует обязательного соблюдения нескольких принципов:

Проведение тренинга

ExternalLink shutterstock 182250053

Как правило, выбирается ведущий. Обычно это психолог, если мы говорим о тренинге как профессиональном методе коррекции. Сама группа располагается в форме круга.

Дискуссия

Главное отличие социально-психологического метода от других тренингов – в его содержание всегда входит дискуссия, цель которой – интенсивно и продуктивно решать групповые задачи. В ходе дискуссии участники:

Дискуссию можно строить на фоне проблемы, рассказа, реального случая из жизни какого-то участника. Реализуется дискуссия в три этапа: подготовительный (организационный), основной (свободное или программированное ведение, либо компромиссная форма) и заключительный.

Эффективность и успешность дискуссии во многом зависит от личности ведущего:

Кроме дискуссии тренинг включает ролевые игры. Признаки ролевой игры: управляющая модель, роли с разными целями и взаимодействием между собой, общие цели игры, множество решений и альтернативных сценариев развязки, групповое или индивидуальное оценивание игры, эмоциональное напряжение (управляемое).

Читайте также:  что такое поролить у подростков

Почему именно ролевые игры так популярны в психологическом тренинге? Они имеют ряд особенностей:

Ролевые игры выявляют ошибки в общении и поведении, помогают их анализировать. Вместе с этим корректируется эмоциональное состояние участника и накапливается опыт конструктивного ведения бесед. Кроме того, выявляются неэффективные и тормозящие личностное развитие стереотипы поведения.

Ролевые игры бывают двух типов: спонтанные (импровизация) и сюжетные (по сценарию). Спонтанные игры не требуют подготовки, они развивают творческий потенциал участников и ориентированы на актуальные в настоящую минуту проблемы (могут быть придуманы прямо во время тренинга).

Сюжетные игры решают популярные проблемы и задачи общего плана, которые ведущий ставит до тренинга. Как правило, это более сложные игры. Они не подходят для обучения новым моделям поведения.

Пример ролевой игры: участникам нужно представить, что они находятся на пресс-конференции. Выбирается ведущий. Каждый участник пишет три вопроса касаемо ценностей, на которые он хочет и может ответить. Далее ведущий произвольно указывает, кому обменяться листами. В итоге в парах один человек задает вопросы, другой отвечает, но происходит это на глазах группы. Как «журналист», так и группа имеет право задать один вопрос от себя, но опрашиваемый не обязан на него отвечать.

Упражнения

ExternalLink shutterstock 1070593889

Среди упражнений используется несколько типов:

Пример развлекательного упражнения. Все участники расположены по кругу, ведущий пускает мяч (произвольно бросает). Задача того, кто мяч получит, закончить фразу «Никто из вас не знает, что я…». Мяч можно кидать несколько раз одному и тому же участнику, но каждый член группы должен обязательно оказаться вовлеченным.

Пример разминочного упражнения. «Дефиле». Участники поодиночке или парами (тройками) должны выходить в центр круга и оригинально идти – так, чтобы на них обязательно обратили внимание.

Пример танцевально-песенного упражнения. «Хор». Участники разбиваются на группы, каждой дается лист с заданием. Задача – исполнить написанную песню указанным мотивом и (или) в сопровождении определенных действий. Например, «Маленькой елочке» на мотив «Катюши» и двигаясь влево-вправо.

Упражнение на развитие эмпатии. «Представление о группе». На листе ватмана каждый участник зарисовывает свою ассоциацию с группой. Можно несколько раз подойти к листу, но за один подход нарисовать только один образ (ассоциацию). Все обсуждения проводятся после упражнения и имеют характер обмена чувствами и впечатлениями.

Пример упражнения на невербальное общение. Из расположения по кругу участники подходят друг к другу и здороваются любым невербальным способом (оба участника предлагают свой вариант). Потом каждый участник из пары переходит к новому партнеру и начинает с приветствия, с которым перед этим обратились к нему. Если приветствия совпадают, то на момент перехода для следующего партнера нужно придумать что-то новое.

Хочу добавить еще несколько слов об упражнениях на развитие невербального языка. Несловесное поведение труднее контролировать, потому упражнения «без слов» представляют особую ценность в психогимнастике. Они учат выражать отношение к ситуации, себе, человеку без слов. Невербально мы получаем больше 70 % информации, а что еще важнее – правдивой информации.

Эти упражнения устраняют неуверенность, снимают скованность, но важно учитывать настроение группы и чувства конкретного участника. Не стоит сразу давать «тяжелые» упражнения с большим контактом, чем рукопожатие. Именно этот вид упражнений требует особого мастерства и осторожности ведущего. Например, запланировал ведущий одно из таких упражнений, но на занятии видит, что группа совершенно не готова для него – значит, нужно тут же сориентироваться и подобрать другое. Как и в медицине, действует правило «Не навреди».

Другие методы

Ролевые игры и дискуссия – базовые методы социально-психологического тренинга. Кроме них используются деловые игры, невербальные методики и анализ видеозаписи.

Сценарий

Сценарий тренинга разрабатывается заранее, как правило, он предполагает несколько занятий. Каждое занятие – опыт для участников. Отдельные занятия строятся приблизительно по следующему плану:

Результаты

ExternalLink shutterstock 793940869

Человек, прошедший социально-психологический тренинг:

Тренинг дает знания из области психологии личности, группы, общения. Тренинг – обучающий курс, потому и полный объем результатов становится заметным спустя время, через несколько недель или месяцев, когда все эмоции утихнут и останутся только полученные знания, умения и навыки. Не нужно проходить тренинги часто – максимум раз в полгода.

Личность ведущего

Не каждый человек имеет право проводить тренинг. Во-первых, необходимо пройти специальное обучение, а во-вторых, нужны определенные индивидуально-личностные особенности. Ведущий во время тренинга выполняет 5 ролей:

Ведущий выбирает стиль руководства, который во многом зависит от выбранной ранее роли. Как и у руководства в широком смысле, возможны 3 стиля: демократический, авторитарный и попустительский. Иногда необходим авторитарный стиль (когда участники становятся дезориентированными и пребывают в стрессе, атмосфера напряженная, требуется строгое соблюдение плана занятий для стабилизации и нормализации обстановки), но в остальных случаях оптимален демократический стиль. Возможно использование авторитарного стиля на первых занятиях (участники еще не избавлены от оков привычек и нуждаются в управлении) с постепенным переходом к демократическому. Иногда существует необходимость менять стиль несколько раз в течение одного занятия.

Стиль руководства не зависит от самого курса или школы (учреждения), где преподают. Он зависит только от ведущего.

Личностный портрет успешного ведущего:

Ведущий тренинга должен совмещать в себе творческого, чувственного и нестандартного человека с квалифицированным специалистом, профессионалом.

Обучают тренеров в высших учебных заведениях и некоммерческих тренинговых школах. Ведущий должен четко видеть цели, которые хочет достичь и иметь большой выбор профессиональных методов и средств их достижения, уметь быстро реагировать и импровизировать.

Послесловие

Социально-психологический тренинг повышает социально-психологическую компетентность личности за счет развития конкретных (цель, задачи и тема тренинга) компетенций. Тренинг можно рассматривать и как метод группового консультирования, и как метод воздействия на личность (коллектив) с целью изменения коллектива, особенностей поведения и мышления личности.

Компетентность в общении и социальном взаимодействии – одна из самых важных. Потому социально-психологические тренинги используют при подготовке врачей, педагогов, психологов, руководителей, менеджеров и других специалистов, чья профессия связана с ежедневными социальными контактами. Тренинги помогают формировать «социальный иммунитет».

Источник

Социально-психологический тренинг как метод воздействия на личностные и поведенческие характеристики людей

Психологические науки

Похожие материалы

Понятийная и деятельностная сущность социально-психологического тренинга

В настоящее время проблема изучения метода социально-психологического тренинга (СПТ) получила существенное развитие как в зарубежной так и в отечественной практической психологии. Разнообразие методического и учебного материала приводит к обогащению представлений психологов-практиков в этой области и влияет на неоднозначность понимания сути СПТ, его целей, задач в профессиональной среде.

Анализ литературных источников позволяет нам разделить основную совокупность существующих определений СПТ на три группы.

В первой группе под понятием СПТ понимается проведение работы с целью развития компетентности участников в общении. Так, например, в «Психологическом словаре» под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского (2006, с. 410) термин «социально-психологический тренинг» определяется как «область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении». А.А. Осипова в «Общей психокоррекции» (2008, с. 338) определяет понятие СПТ в узком смысле как «один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения, в котором общий принцип активности обучаемого дополняется принципом рефлексии над собственным поведением и поведением других участников группы».

Ко второй группе определений СПТ можно отнести целый ряд трактовок, в которых данный метод обозначается как средство формирования определённых поведенческих навыков, необходимых в учебной, профессиональной и любой другой деятельности. В.Г. Ромек в «Тренинге уверенности в межличностных отношениях» (2007, с. 28), анализируя тренинговую деятельность в рамках поведенческого подхода, объясняет само понятие как «систематическую тренировку (упражнение) заранее определенных телесных, когнитивных или эмоциональных навыков или устранение ошибочных или неудачных поведенческих, когнитивных или эмоциональных привычек». Ещё более чётко определяет СПТ Л. Рай в «Развитии навыков тренинга» (2002, с. 8), в определении которого он «является любой спланированной последовательностью действий, предназначенных и направленных на то, чтобы помочь индивиду или группе людей научиться эффективно выполнять работу или задание».

Однако ни термины СПТ первой группы, ни трактовка СПТ второй группы не являются полными в той мере, в которой они помогают раскрыть всю значимость СПТ для групповой работы с людьми. Именно поэтому, на наш взгляд, более полными и точными являются трактовки СПТ, включённые нами по смыслу и содержанию в третью группу.

Наиболее часто цитируемым в третьей группе является определение СПТ данное Макшановым С.И. в «Психологии тренинга» (1997, с. 26), который, описывая тренинговые методы работы, говорит о нём как о «. многофункциональном методе преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека». Вачков И.В. в «Психологии тренинговой работы» (2007, с. 21) даёт следующее понятие тренинга: «Групповой психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития». Ещё более полным является определение психологического тренинга, данное В.В. Никандровым в «Антитренинге» (2003, с. 6). «Психологический тренинг – это метод игрового моделирования психогенных ситуаций в целях развития психологической компетентности и формирования и совершенствования различных психологических качеств, умений и навыков у людей, включенных в эти ситуации в роли участников или зрителей. В конечном итоге психотренинг направлен на повышение адекватности самосознания и поведения людей и групп».

Таким образом, обобщая эти и другие определения социально-психологического тренинга, мы под этим термином будем понимать метод групповой работы, направленный на развитие всех сторон личности человека, качеств, умений и навыков общения, поведения, самосознания и саморазвития.

История становления и развития социально-психологического тренинга на Западе и в России

История возникновения групповых форм тренинговой работы в мире датирована 40-ми годами прошлого века, и связана с именами иностранных исследователей К. Левина и К. Роджерса. В своей лаборатории групповых отношений К. Левин пришел к выводу, что большая часть необходимых личностных изменений происходит не в индивидуальных, а в групповых условиях. К. Левин отмечал, что изменение неадаптивных установок и выработка новых форм поведения происходит в группе, где человек может себя видеть таким, каким видят его окружающие. (Рудестам К., 1998). К. Левиным и К. Роджерсом были разработаны теории групповой динамики и центрированной на клиенте терапии, которые легли в основу современного понимания сущности тренинговой работы. (Lewin K., 1993).

В 1970-е гг. в Йенском и Лейпцигском университете под руководством М. Форверга был разработан и научно обоснован социально-психологический тренинг. В основе тренинга, разработанного для сведения руководства ряда фирм – производителей промышленных товаров, легли ролевые игры и игры-драматизации, которые помогали развивать у участников коммуникативные навыки. (Фопель К., 2003). Как отмечает О.В. Евтихов (2007), опыт группы исследователей во главе с М. Форвергом, позволяет выделить пять основных типов тренинга:

Читайте также:  Если во сне видишь мекку

В нашей стране рост интереса отечественных психологов к методу социально-психологического тренинга (СПТ) начался с 80-х гг. XX-го века. Так, в 1982 году Л.А. Петровской была опубликована книга «Компетентность в общении», в которой большое внимание уделялось методике проведения СПТ. Несмотря на то, что Л.А. Петровская (2007) большое внимание уделяла именно тренингу общения, под самим термином «социально-психологический тренинг» автор понимала практику психологического воздействия, основанную на активных методах групповой работы.

В дальнейшем в отечественной учебной, методической и научной литературе появилось множество работ авторов, труды которых в той или иной степени были направлены на изучение теоретических основ тренинговой работы. Наибольший интерес здесь вызывают научные труды В.Ю. Большакова (1996), И.В. Вачкова (2007), О.В. Евтихова (2007), В.П. Захарова (1989), С.И. Макшанова (1997), Г.И. Марасанова (2007), В.В. Никандрова (2003), Л.А. Петровской (2007), В.Г. Ромека (2007), Е.В. Сидоренко (2008), А.П. Ситникова (1996) и многих других авторов.

Научно-методологические основы социально-психологического тренинга

В связи с тем, что само понятие социально-психологического тренинга (СПТ) в научной литературе не имеет чёткого определения, во многом и классификация различных видов тренинга чётко не определена. Анализ зарубежных и отечественных источников, а также наш собственный опыт работы в этой области позволяет выделить следующие основания для классификации СПТ:

Данная классификация социально-психологического тренинга отражает на наш взгляд основные характеристики тренинговой группы. При этом следует отметить, что любая эффективная тренинговая группа, по мнению целого ряда авторов (О.В. Евтихов (2007), Н.И. Козлов (1997), К. Фопель (2003) и др.), характеризуется следующими факторами:

Эти положения определяют основную направленность тренинга, которая может быть выражена в обучающих, профессиональных, личностно-ориентированных и других группах.

Социально-психологический тренинг как метод групповой работы реализуется на основе целого ряда принципов. В научной литературе выделяют несколько таких принципов, определяющих групповую форму работы в тренинге. Основная часть из этих принципов описывается большинством исследователей (И.В. Вачков (2007), О.В. Евтихов (2007), В.В. Никандров (2003), А.А. Осипова (2008) и др.).

Опираясь, по нашему мнению, на наиболее полную и целостную классификацию принципов, предложенную В.В. Никандровым в его работе «Антитренинг или контуры нравственных и теоретических основ психотренинга» (2003, с. 93-107), среди принципов можно назвать следующие базовые постулаты и комплексные положения:

Рассмотрим каждый из этих принципов-постулатов.

Игровой принцип или принцип моделирования реализуется в тренинговой деятельности в условиях использования игровых методов работы. Игровые упражнения выполняют функцию модели реальной жизни, что позволяет имитировать позитивные и негативные формы поведения в тех или иных ситуациях. Моделирование ситуации позволяет участникам пережить новый эмоциональный и поведенческий опыт, который они могут перенести затем в свою настоящую жизнь.

В эту подгруппу игровых и моделирующих принципов включены два наиболее важных принципа-положения, обеспечивающих условия протекания групповой работы:

Принцип обучения в тренинге предполагает его понимание как психологического метода, в рамках которого участники могут получать новые знания, умения и навыки. Источником новой информации могут быть как ведущие тренинга, так и члены группы.

Большую группу принципов тренинга представляют принципы систематической рефлексии. Эту группу составили следующие принципы:

Последняя группа – это принципы групповой формы работы. Эта группа выражена следующими принципами:

Таким образом, как мы видим, вся совокупность вышеперечисленных признаков определяет форму ведения группы, методики и техники, применяемые в процессе работы, её цели и задачи, длительность и эффективность использования метода социально-психологического тренинга для каждого из участников.

Одним из главных и центральных принципов СПТ является учёт знаний о групповой динамике в группе тренинга. По мнению подавляющего большинства исследователей, например, таких авторов как: А. Браткин (2006), И.В. Вачков (200), О.В. Евтихов (2007), С. Кратохвил (2008), В.В. Никандров (2003), А.А. Осипова (2008), К. Рудестам (2001), Е.В. Сидоренко (2010), И. Скоробогатова (2006), К. Фопель (2003), И. Ялом (2007) и многих других исследователей-практиков, понятие «групповая динамика» является центральным при обсуждении метода социально-психологического тренинга.

Сегодня термин «групповая динамика» может пониматься в нескольких значениях:

Каждое из этих представлений групповой динамики имеет важное значение для рассмотрения и изучения, в общем, социально-психологическом контексте. Однако в рамках исследования метода СПТ под групповой динамикой, прежде всего, следует понимать совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, которые характеризуют весь цикл жизнедеятельности тренинговой группы, начиная от её создания, и заканчивая её распадом.

В заключительной части нашего научного обзора социально-психологического тренинга, мы считаем необходимым дать общую характеристику основным методикам и техникам, применяемым в СПТ.

Центральным здесь, прежде всего, является понятие «интерактивная игра». Определение интерактивной игры в научной литературе даёт К. Фопель в работе «Психологические группы» (2004, с. 9), который трактует этот термин как: «интервенцию (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определённой учебной целью».

Интерактивные игры позволяют руководителю тренинговой группы сформировать мотивацию к участию в тренинге, способствуют развитию личности, облегчают усвоение новых для человека коммуникативных и поведенческих форм, ценностных норм. Интерактивные упражнения помогают снять чувство тревоги, стимулируют активность участников группы, помогают создать позитивную установку по отношению к ведущему и другим членам тренингового процесса, влияют на успешность проработки важных для человека личностных проблем.

Также одной из главных функций интерактивной игры является стимулирование у людей, проходящих тренинг, переживания инсайта. «Инсайт – это внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы». (Парыгин Б.Д., 2000, с. 139). Когда итогом проведения интерактивной игры является переживание инсайта, это означает, что человеку открылись те скрытые от него жизненные факты, которые являлись источником его проблем.

Среди других методов и методик, применяемых в СПТ, можно также назвать, согласно целому ряду авторов (В.П. Захаров (1989), Н.И. Козлов (1997), Е.В. Коротаева (1995), Г.И. Марасанов (2007), Н.Ю. Хрящева (1989) и мн. др.)), следующие методы и методики.

Следует отметить, что все эти методы могут также являться одними из составляющих элементов во время проведения интерактивной игры.

Итак, подводя итоги научному анализу социально-психологического тренинга как метода воздействия на личностные и поведенческие характеристики человека, мы можем сделать следующие выводы.

Социально-психологический тренинг – это метод групповой работы, направленный на развитие всех сторон личности человека, качеств, умений и навыков общения, поведения, самосознания и саморазвития.

Метод социально-психологического тренинга способствует удовлетворению потребностей человека в принадлежности к какой-либо социальной группе, а также потребности быть полезным другим людям. Метод СПТ способствует оказанию эмоциональной поддержки человеку; обеспечивает предоставление возможности для эмоционального реагирования и анализа собственных мотивов поведения, обучение навыкам рефлексирования и осуществление обратной связи другим людям.

Разработка любой тренинговой программы предполагает наличие знаний об этапах развития группы и групповой динамики. Рассмотренные нами принципы ведения тренинговой группы, этапы её развития и особенности протекания групповой динамики в тренинге, а также анализ интерактивных и других методов, применяемых в СПТ, – всё это необходимо реально учитывать при составлении программы СПТ любой направленности.

В качестве конкретного примера предлагаем нашу программу СПТ, направленную на развитие коммуникативных навыков и личностный рост подростков.

Обсуждение правил тренинга.

Принятие непреложных правил работы в группе. Ведущие обращают внимание на плакат, на котором написаны правила, раскрывают их смысл.

По желанию участников группы могут быть добавлены и еще какие-то правила.

Программа СПТ для подростков. Описание психологических упражнений

Краткое описание. По кругу каждый называет своё имя и имена всех уже назвавших перед ним. Цель игры. Знакомство и сплочение группы.

«Поменяйтесь местами, те кто».

Краткое описание. Все сидят на стульях в кругу, водящий в центре без стула. Задача водящего – занять пустой стул. Водящий говорит «Поменяйтесь местами те, у кого светлые волосы (любит лето, есть собака и т.д. и пр.)», сам при этом занимает освободившийся стул. Кому стула не досталось – тот водит. Цель игры. Знакомство, сплочение группы, разрядка.

Упражнения 5 и 6 для старших подростков (любое на выбор)

Краткое описание. Один из участников встаёт в центр круга, руки скрещивает на груди, закрывает глаза и падает, не отрывая ног от пола, назад. Остальные стоят вокруг плотным кольцом на расстоянии вытянутой руки и, не давая выполняющему упражнение упасть, бережно толкают его на противоположную сторону круга. Цель игры. Опыт доверия группе, опыт поддержки. Примечание. Ответственность ведущего обеспечить безопасность участников. Важно жестко следить за соблюдением правил. Обязательно сначала увидеть и принять участие в упражнении, а потом проводить с подростками. После выполнения упражнения обязательно должно быть проведено обсуждение в группе.

Краткое описание. Один из участников падает спиной на сцепленные руки ловящих с более высокой позиции (например, со стула). Задача группы – его поймать. Группа из шести человек при этом стоит в два ряда по три человека лицом к друг другу. Ловящие держат руки согнутыми в локтях под углом в 90 градусов открытыми ладонями вверх. Руки ловящих чередуются «ряд в ряд», ноги подпружинены, опорная нога отставлена назад, головы откинуты назад. Один из тренеров следит за готовностью группы поймать падающего, руководя её построением и страхуя падающего со стороны его головы. Другой тренер стоит лицом к падающему, следя за тем, чтобы руки падающего были в положении «по швам», скрещены или притянуты к груди. Помимо этого падающий должен распределить свой вес и вытянуться, упав «свечкой». прямо назад. Перед падением он задает вопрос группе: «Падать можно?». Группа должна дружно ответить: «Можно!», потом он задает второй вопрос, но уже тренеру, руководящему группой: «Падать?» и если тренер отвечает: «Падай!», то он выполняет упражнение. Пока четких ответов не получено – падать нельзя. Цель игры. Опыт преодоления недоверия и страха, опыт доверительного отношения и поддержки. Примечание. Важно обеспечить «поимку» падающего. Ни в коем случае не начинать упражнение при неготовности группы или падающего участника. После того, как группа поймает упавшего желательно подержать его на руках и немного покачать. Опускать участника на пол надо начиная с ног. При высоком уровне агрессии в группе проводить упражнение не следует.

Рисунок «карта моей личности».

Время: 20 минут. Цель – формирование позитивной самооценки, внимание к собственной личности и к особенностям другого. Материал: бумага (бланки), фломастеры. Описание упражнения. Рисунок на чистом листе на данную тему или рисунок или надписи на бланках (например на листе нарисованы пустые шарики, звездочки и т.д., которые надо заполнить информацией о себе «Мои особенности и преимущества»). По желанию можно показать рисунок группе и рассказать о нем. Рисунки надо оставить всем участникам и предложить им обращаться к рисункам в дальнейшем, что-то дополнять.

Игра «Кораблекрушение», инструкция, список предметов для оценки

Приведённое ниже ранжирование имеющихся на яхте предметов приводится вместе с его обоснованием. Краткие пояснения, разумеется, не исчерпывают всех способов применения каждого предмета, а отмечают только главные из них.

Примечание. Эксперты считают, что главным для потерпевших крушение посреди океана является то, что может привлечь к ним внимание, и то, что может поддержать их существование, пока не появится помощь. Навигационные приборы и спасательные шлюпки особого значения не имеют. Даже если небольшой спасательный плот и может доплыть до ближайшего берега сам по себе, необходимые запасы продовольствия на нем не уместятся. Поэтому первостепенную важность приобретают зеркальце для бритья и канистра с горючей смесью. И то и другое можно использовать для сигнализации. Менее важны запасы воды и пищи, например, ящик с армейским рационом питания.

Игра «Надписи на спине».

Время: 10 минут. Цель – опыт получения позитивной обратной связи и доверительного отношения к группе. Материал: бумага, скотч, фломастеры. Описание упражнения. Участникам прикрепляется к спине листок и все пишут на спинах то, что им нравится в этом человеке. Примечание. После игры обязательно обсуждение.

Время: 15 минут. Цель – опыт ответственности и доверия. Материал: платки. Описание упражнения. «Поводырь» ведет участника с завязанными глазами на другой конец помещения, преодолевая препятствия с помощью устных рекомендаций. Остальные наблюдают. Примечание. Участники могут по-разному доверять разным членам группы. Можно узнать заранее, кто с кем хочет идти, но может выявиться человек, которому никто не доверяет. В то же время кому-то было бы полезно узнать, что ему доверяют.

Разминка «Третий лишний».

Время: 10 минут. Цель – Разрядка, снятие напряжения. Описание упражнения. Участники разбиваются на пары и встают лицом в круг так, чтобы один был перед другим. Вокруг круга бегают ведущий и беглец. Беглец может стать впереди любой пары, тогда тот, кто стоит сзади становится беглецом. Если ведущий салит беглеца, они меняются ролями.

Упражнение «Учимся противостоять влиянию».

Время: 20 минут. Цель – развитие умения противостоять влиянию со стороны. Описание упражнения. Подросткам предлагается обсудить: что такое влияние и на что или на кого можно повлиять? Влияние — это способность убедить человека поступить так, как хочется тебе, или способность предпринять какие-либо действия, изменяющие исход ситуации. Далее обсуждается: всегда ли влияние отрицательно? Каким образом можно отличить отрицательное влияние? Каковы способы негативного влияния? (Запугивание, шантаж, угроза, подражание, зависимость, избиение, давление на личность и т. д.) Подросткам предлагается высказаться: хочется ли им поддаваться такому влиянию и к каким последствиям может привести соглашение? Что необходимо предпринять, чтобы уйти из-под негативного влияния? Составляется план безопасности. Необходимо убедить подростков, что обращение за помощью — это не признание собственной слабости, а проявление способности противостоять. В план должны быть включены и такие пункты, как обращение к родителям и взрослым, к учителям, в органы милиции, телефоны доверия. Примечание. У некоторых ребят, возможно, уже был опыт обращения за помощью с отрицательным исходом для них самих. В этом случае нужно сказать подросткам, что каждый человек имеет право на ошибку, но не нужно думать о всех людях, что они в каждом случае обращения за помощью оттолкнут, откажут или осмеют. Лучше обращаться за помощью не к посторонним, а в правоохранительные органы, там работают профессионалы, и они знают, как помочь.

Разминка «Птицы, блохи, пауки».

Дискуссия на тему «Как я справляюсь с жизненными трудностями» Обсуждаются проблемы, возникавшие в последние месяцы и о том, как участники вели себя в этих ситуациях.

Время: 20 минут. Цель – осознание ответственности за то или иное поведение в сложной ситуации, обмен опытом. Примечание. Можно написать примеры преодоления стрессовых ситуаций.

Упражнение «Оценка ситуации»,

можно делать небольшими группами и сразу обсуждать что сложно, что просто. Цель – осознание собственных установок и резервов возможностей оценки ситуации. Отработка навыков оценки ситуации. Описание упражнения. Участники называют несколько стрессовых или проблемных события, когда- либо перенесенных ими. Получившийся перечень записывается. Далее проводится первичная, вторичная оценки и переоценка этих событий каждым из участников, используя элементы ролевой игры, гротеска, наглядности, визуализации процесса мышления и т.д. Примечание. Можно найти тех, кто хочет развить мастерство в вопросах преодоления проблем и помогать другим. Предложите им расширить свои задачи и разработать подходы к консультированию по вопросам, оценки проблемы и выбора эффективного варианта поведения.

Работа с моделью «Остановись и подумай».

Время: 25 минут. Цель – отработка навыков оценки ситуации. Описание упражнения.

Модель принятия решения «ОСТАНОВИСЬ И ПОДУМАЙ».

Чего касается эта проблема?

В чём заключается проблема?

В чём заключается положительная

сторона того, что проблема возникла?

В чём заключается отрицательная

сторона того, что проблема возникла?

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНОЙ ЦЕЛИ

Какие решения в этой ситуации желательны?

Какие решения в этой ситуации возможны?

Подумай о последствиях

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОВОДОВ «ЗА» И «ПРОТИВ»

Что может произойти?

Представить обе стороны последствий, позитивную и

Каково моё решение?

Взвесьте все последствия, сделайте наилучший для Вас выбор.

Делай и оцени исход поступка

ДЕЙСТВИЕ И ОЦЕНКА ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ

Насколько положительны и отрицательны результаты действия для меня и для других?

Примечание. Желательно делать упражнение маленькими группками (3-4 человека), чтобы у каждого была возможность поделиться результатами. Можно подготовить плакат заранее.

Разминка «Разгоняем паровоз».

Время: 25 минут. Цель – развитие умения прогнозировать и актуализировать свои жизненные цели. Описание упражнения. Подросткам предлагается представить, что о каждом из них сняли фильм, когда им исполнилось 30 лет. У них есть возможность посмотрев этот фильм сейчас. Нужно рассказать о себе как о главном герое: как он выглядит, чем занимается, где живет, его семейное положение. В обсуждении предлагается рассказать: понравился ли фильм о себе, довольны ли участники успехами своего главного героя? Может, им что-то хочется изменить в сценарии фильма? Что нужно для этого сделать? Примечание. Ребятам нравится фантазировать, не нужно останавливать их в высказывании, казалось бы, недостижимых желаний. Может, это даст им толчок для саморазвития: высказанное сокровенное желание часто как раз и является таким толчком.

Знакомство со схемой «Шаги постановки цели».

Время: 20 минут. Цель – овладение навыком для использования при разработке краткосрочных и долгосрочных целей. Материал: схема. Описание упражнения. Обсуждение возможных краткосрочных и долгосрочных целей, которые можно поставить перед собой в своей жизни. Написание реального плана и обсуждение в тройках.

Примечание. Можно заранее подготовить плакат.

Время: 10 минут. Цель – разрядка, позитивные эмоции. Описание упражнения. Участники произносят счет «1,2,3,4,5» делая движения руками (как бы стуча в дверь сначала правой, потом левой рукой, сначала на уровне головы, на уровне пояса), наклоняются вперед и говорят 5 раз «ХИ», затем назад и 5 раз «ХА». Убыстряя темп делают это 5 раз, затем 4, 3, 2, и 1.

Игра «Любопытство, воля, разум»

— дискуссия об аргументах «за» и против» употребления наркотиков (психоактивных веществ).

Во время проигрывания ситуации убеждения воли и при последующем обсуждении ведущий может записывать все мифы, которые говорят ребята о наркотиках, а потом обратить на них внимание при обобщении, а также опираться на них при обозначении мифов в определенные моменты семинара.

Как правило, участники переходят на сторону разума, но при этом говорят о том, что у «любопытства» были более красочные аргументы. Как раз эти аргументы «любопытства» и являются мифами, которые потом разбираются в процессе семинара.

Упражнение. Миф в среде начавших употреблять наркотики (ПАВ) подростков «Я всегда смогу остановиться. Я контролирую ситуацию»

— о развитии зависимости от наркотиков. Время: 30 мин. Необходимые материалы: плакат «Развитие зависимости», стул.

Обозначение мифа. Часто одним из аргументов, который приводится в защиту наркотика, является: «Наркотики не всегда вызывают зависимость. Ты всегда сможешь остановиться. Ты контролируешь ситуацию». Это говорят люди, которые хотят привлечь другого человека к употреблению наркотиков, а также говорят люди, которые начали употреблять наркотики и пока не чувствуют что становятся зависимыми от них.

Вопрос группе. Как вы думаете, что такое зависимость?

Следуют ответы ребят.

Ведущий дает определение понятия «зависимость».

Зависимость представляет собой болезненное конечное состояние привыкания к каким-либо средствам или способам поведения. Зависимость характеризуется хроническим уклонением от кажущихся неразрешимыми конфликтов и от напряжения. Признаки зависимости:

Развитие зависимости от наркотиков. От наркотических веществ формируется два вида зависимости: психическая и физическая. Давайте и проследим их развитие.

Человеку кажется, что на этом этапе он независим, сможет остановиться, даже если пройдет еще немного дальше, он считает, что контролирует ситуацию формирования зависимости.

Давайте проведем небольшой эксперимент.

В этот период человек считает, что он сумеет вовремя отказаться от употребления наркотика и не попадет в полную зависимость; на этом этапе человек может привлекать других людей в круг потребителей, искренне рассказывая, как это здорово; не слышит поступающую информацию об опасности употребления наркотика. Это может быть как очень длинным, так и достаточно коротким периодом, в зависимости от информации, которую дает организм.

Есть несколько моментов, которые определяют физическую зависимость от наркотиков:

Упражнение. Миф в среде начавших употреблять наркотики (ПАВ) подростков «Я сильный, а наркоман слабый, поэтому я никогда не стану наркоманом»

— о качествах характеризующих человека, склонному к употреблению наркотиков. Время. 15 мин. Необходимые материалы: карточки 3-4 шт. со списком качеств личности; фломастеры 3-4 шт.; 1 большая карточка со списком качеств личности; список качеств от игры «Имена-качества».

Определение качеств личности, которые характерны, по мнению группы, для человека, склонного к употреблению наркотиков.

По некоторым выделенным качествам у группы следует спросить, что ребята имели в виду, когда отмечал эти качества, как присущее человеку склонному к употреблению наркотиков (например, уверенный, общительный или смелый — требуют пояснения и обсуждения).

Каждый обводит на листе бумаги контур ладони. В центре пишет свое имя, в в каждом пальце – что-то, что нравится в себе самом. Затем лист передают соседу справа, он в течение 30 секунд пишет на листе (снаружи ладони) что-то, что нравится в человеке, хозяине ладони. Так через весь круг. Хозяину лист возвращается в перевернутом виде. Цель. Позитивная обратная связь, возможность выражения позитивных эмоций.

Итоговый обмен впечатлениями и мнениями о тренинге.

Список литературы

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник

DACHARAI - самый большой ресурс для садовода
Adblock
detector