Социальное неравенство: понятие, примеры, причины, критерии
Многообразие существующих общественных отношений, статусов и ролей отдельных индивидов ведет к возникновению между людьми существенных различий, в том числе в социальном плате. Сегодня социальное неравенство является одной из проблем не только российского общества. В этой стате мы поговорим о том, что такое социальное неравенство, рассмотрим его примеры, причины, и способы преодоления.
Что такое социальное неравенство?
Социальное неравенство — это дифференциация людей на основе их положения в обществе, ведущая к появлению различных возможностей использования материальных благ. Представляя данный процесс в виде пирамиды, его основание формируют беднейшие слои населения, в то время как верхний уровень составлен ограниченным числом богатейших лиц, выступающих угнетателями по отношению к расположенным под ними слоям общества.
Социальное неравенство способно проявляться в различных ипостасях, но основным является именно разделение населения на бедных и богатых.
Старт процесса расслоения общества приходится на освоение человечеством сельского хозяйства и возникновение частной собственности. Наиболее успешные из владельцев стремились к укреплению своего положения и передачи его наследникам. Именно в этот период начали формироваться основы права наследования. Не последнюю роль в расслоении общества сыграла религия, ставшая причиной возникновения отдельной касты священнослужителей, а в результате завоевательных войн появилась прослойка рабов, полностью лишенных каких-либо прав.
Признаки социального неравенства характерны для всех без исключения периодов развития человечества. Если в первобытной общине расслоение было минимальным, только главы имели некоторые преференции, то в дальнейшем процесс стал углубляться. Появление рабства, сословного или кастового деления общества было характерно для большинства стран, а в Индии кастовая система продолжает сохраняться до настоящего времени.
Примеры социального неравенства
Наиболее контрастными примерами стратификации, разделения общества на классы с различными правами и возможностями, необходимо выделить:
Причины социального неравенства
В различное время представители научного сообщества неоднократно обращались к изучению возникновения причин выстраивания иерархии в человеческом обществе и возможности его существования без неравенства. В целом при рассмотрении причин социального неравенства теоретики исходят из существования трех основных причин:
Функционализм кроется в различных функциях, возлагаемых в обществе на те или иные социальные группы. Общество способно развиваться только в условиях разделения труда, когда определенная группа отвечает за решение конкретных задач, играющих важную роль для всего социума в целом. Например, одни формируют материальные блага, другие духовные ценности. Третьи принимают на себя управленческие и контрольные функции.
Для успешного существования общества важна каждая из составляющих, но степень важности процессов будет различаться между собой. В результате иерархия, формируемая функционалом, становится причиной появления классов, обладающих различными возможностями.
Статусные причины неравенства кроются в поведении отдельных субъектов общества. Занимая определенное положение, индивид обретает и соответствующий статус, что позволяет социальное неравенство называть неравенством статусов. Успешная реализация собственной роли доступна человеку только при обладании определенными способностями, позволяющими добиться желаемого положения в социуме. Способностями при этом выступают не только профессиональные навыки и знания, но и личностные качества, позволяющие развивать карьеру.
В свою очередь возможности предусматривают потенциал, получаемый по происхождению, например, наличие финансового состояния, властных полномочий, развитых связей в высших кругах и так далее.
Экономические причины неравенства кроются в неравномерности распределения между населением материальных благ и различный уровень отношения индивидов к собственности. В результате формирующиеся классы с различным материальным достатком испытывают выраженный антагонизм к другим классам.
Критерии социального неравенства
Механизмы поддержания стратификации структуры в обществе могут быть различными. Традиционным признается сословное разделение, где представители каждого из сословий жестко ограничены в отношениях с представителями иных сословий, а их права и обязанности четко прописаны без возможности их обхода индивидом.
В индустриальном обществе декларируется равноправие, но фактически оно отсутствует. Разделение идет на основе различного уровня материального достатка, причем богатства консолидируются в руках ограниченной группы лиц, вызывая рост социальной напряженности в обществе. Вместе с этим именно неравенство выступает серьезным стимулом развития. Важную роль в современном обществе играет средний класс, часть индивидов, занимающих срединное положение между богачами и бедными слоями населения. Чем больше прослойка среднего класса, тем больше возможностей он имеет для влияния на государственную политику и формирование в обществе набора ценностных ориентиров.
В социологии экономические признании объяснения социального неравенства признаются недостаточными, поэтому вводится дополнительно социальный престиж – социальный статус, получаемый индивидом при рождении или в процессе реализации своих личностных характеристик. Для современного общества характерно разделение по следующим критериям:
Общество на всех этапах его развития разделялось на группы по принципу пирамиды, где на вершине сосредоточено ограниченное число лиц, обладающих богатством и властью. В свою очередь фундаментом выступает слой бедняков, традиционно наиболее многочисленный. В свою очередь для развитого общества пирамида трансформируется в ромб, где количество богатых и бедных ограничено, а большая часть населения представлена средним классом.
Проблемы, вызванные социальным неравенством
Социальное неравенство является глобальной проблемой, затрагивающей не только Россию. Одной из особенностей неравенства на современном этапе выступают различия в доступности ресурсов, в результате чего разделение одновременно происходит по двум направлениям – экономическому и социальному.
При всех минусах, свойственных для социального неравенства, его наличие дает обществу и определенные преимущества:
В свою очередь неравенство в обществе имеет прямую связь с такими социально негативными явлениями как:
Как результат, возникают риски социальной напряженности, способные в перспективе привести к акциям гражданского неповиновения, конфликтам, как на уровне граждан, так и населения против государственных структур. В экономике социальная несправедливость выражается в несоответствии между размером доходов и вкладываемого труда. Люди, реально работающие физически, и затрачивающие значительные силы, получают в разы меньше собственников средств производства и капитала.
Возможно ли искоренить социальное неравенство?
В мировой истории нет периодов, при которых не существовало бы разделения общества, но действительно негативной ситуация становится только в случае возникновения выраженного перекоса в одну сторону, что требует соответствующего баланса, при котором будет обеспечиваться динамичное развитие общества и экономики.
На сегодня в глобальном разрезе прослеживается несколько основных трендов:
Выделяют следующие направления борьбы с социальным неравенством:
Законодательство Российской Федерации не содержит единого определения категории «социально незащищенные граждане (группы населения)»
Законодательство Российской Федерации не содержит единого определения категории «социально незащищенные граждане (группы населения)».
Зачастую, при упоминании данной категории в нормативных актах не определяется и круг относящихся к ней лиц.
В отдельных нормативных актах (как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также в международных актах, участником которых является РФ) и в правоприменительной практике группы социально незащищенных граждан указываются применительно к регулируемым правоотношениям.
Традиционно это лица, которые в силу возраста, состояния здоровья, сложных жизненных обстоятельств нуждаются в социальной поддержке и защите.
Для сравнения отметим, что оценка дохода (среднедушевого дохода) требуется, например, для признания одиноко проживающего гражданина малоимущим в целях получения государственной социальной помощи (преамбула Закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ; ст. 1, ч. 4 ст. 8 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
В настоящее время в целях оказания предусмотренных законодательством мер государственной социальной поддержки преимущественно учитывается указанный выше социальный статус граждан и уровень их имущественной обеспеченности, а не просто отнесение их к категории социально незащищенных граждан.
Рассмотрим некоторые категории социально незащищенных граждан. К ним отнесены, в частности, следующие лица.
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
О легальном определении понятия «социально незащищенные категории граждан»
Асачева Мария Владимировна, аспирант кафедры «Конституционное право; Муниципальное право» Сибирской Академии государственной службы.
На основе анализа действующего российского законодательства рассмотрена дефиниция «социально незащищенные категории граждан», понимаемая как группы населения, которые в силу возраста, состояния здоровья и т.п. не в состоянии обеспечить себе (своим семьям) достойный уровень материального благосостояния. Сделан вывод о некорректности данного понятия с точки зрения статей 2 и 7 Конституции РФ и его идентичности понятию «малоимущие граждане».
Ключевые слова: социальная защита, право социальной защиты, малоимущие граждане.
On legal definition of the concept of «socially disadvantaged categories of citizens»
Asachyova Mariya Vladimirovna, postgraduate student of the Chair «Constitutional Law; Municipal Law» of the Siberian Academy of State Service.
Based on the analysis of the Russian legislation considered by definition socially vulnerable groups, understood as a group of people who, because of age, health, etc. unable to provide themselves (their families) a decent standard of living standards. It is concluded that this notion is incorrect in terms of Articles 2 and 7 of the Constitution and it is identical to low income.
Key words: social security, the right to social protection, low income.
Понятие социально незащищенные категории граждан в правовой литературе не имеет легального определения и понимается хотя и традиционно, но неопределенно широко. Категории граждан, получающие социальную поддержку государства и муниципальных образований, чрезвычайно разнообразны. Отсутствие ясности в понятии социально незащищенные категории граждан порождает сложности для правоприменителя.
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 25.12.2012) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2012) // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
Федеральный закон от 03.12.2012 N 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. N 50 (часть 4). Ст. 6950.
Закон Санкт-Петербурга от 06.12.2001 (ред. от 06.06.2012) N 812-106 «О потребительской корзине для основных социально-демографических групп населения в Санкт-Петербурге» // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2002. 23 января. N 1.
Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О государственной социальной помощи» // СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3699.
Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. N 43. Ст. 4904.
Федеральный закон от 05.04.2003 N 44-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» // СЗ РФ. 2003. N 14. Ст. 1257.
В совокупности к малоимущим гражданам (семьям) относятся те, чей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ. Малоимущие граждане и семьи во всех случаях относятся к социально незащищенной категории граждан, которая, таким образом, является собирательным понятием и определяется в совокупности различных норм как федерального, так и регионального законодательства.
Федеральный закон от 12.01.1995 (ред. от 16.10.2012) N 5-ФЗ «О ветеранах» // СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 168.
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 29.02.2012) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880; Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177; Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 326-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» 23.11.2011; Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»; Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // СЗ РФ. 1995. N 32. Ст. 3198.
В судебной практике понятие «социально-незащищенные категории населения» используется применительно к инвалидам, ветеранам боевых действий, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Комсомольская правда. 2012. 13 февраля.
В то же время, как и во всякой экономике рыночного типа, достижение полного материального равенства или всеобщего благополучия невозможно. Всегда существуют слои населения, нуждающиеся в защите государства. В связи с этим более определенно выглядит понятие, примененное в ЖК РФ и выделяющее «граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите» (ст. 98 ЖК РФ). Данное определение нуждается в корректировке. Так, на наш взгляд, будет неточным определение граждане, нуждающиеся в социальной защите ввиду его субъективности. Гражданин может определять свое состояние как нужду и при этом быть существенно более благополучным, чем окружающие. Так, «олигарх» тоже «нуждается» в социальной защите, т.к. несет большие риски и испытывает на себе неприязнь общества.
Закон Рязанской области от 20.07.2006 N 77-О «Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Закон Рязанской области от 02.03.2010 N 12-ОЗ (ред. от 09.12.2011) «Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», в Рязанской области» // Рязанские ведомости. 2010. 4 марта. N 38.
Социально уязвимые слои населения в Казахстане 2020: кто относится
Социально уязвимые слои населения нуждаются в поддержке, так как по объективным причинам не смогут обеспечивать себя необходимыми доходами. Руководство страны заботится о том, как живет население РК, и в первую очередь стремится помочь тем, кто без такой поддержки не справится. Разберемся, кто входит в данную группу согласно законодательству.
Социально уязвимые слои населения: определение
Кто такие социально уязвимые слои населения? Их также называют малообеспеченными, а речь идет о людях, которые оказались в сложной жизненной ситуации, из-за которой остались с низким уровнем доходов. Случается и такое, что у человека вовсе нет возможности самому заработать на жизнь.
Те категории, которые в подобных ситуациях должны быть обеспечены помощью, определяют профильные Министерства: труда и социальной защиты, здравоохранения, образования и науки.
Социально уязвимые слои населения — это граждане, которые из-за обстоятельств жизни лишились (или совсем не имели) жилья, кормильцев или физических способностей трудиться. Причинами зачисления к данному слою могут стать:
Фото: pixabay.com: UGC
Граждане, получившие данный статус, гарантированно обеспечиваются материальной помощью и различными льготами. Это касается жилищных условий, учебы молодежи в университетах.
Социально уязвимые слои населения в Казахстане
На законодательном уровне четко закреплен перечень тех, кому требуется материальная и прочая поддержка. Список представлен в Законе РК «О жилищных отношениях». Согласно тексту статьи 68, социально уязвимые слои населения РК включают такие категории, как:
Фото: pixabay.com: UGC
Все те, кто перечислен в этом перечне, приобретают права на получение различных форм поддержки в соответствии с законодательством. В том числе это касается и помощи в период введения карантинных мер.
Итак, незащищенными считаются те, кто не справится без поддержки с удовлетворением насущных потребностей. Все граждане, попадающие в список, имеют право на получение материальной помощи, льгот или жилья в соответствии с законом. Признание такой принадлежности и меры помощи регулируются законодательством.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Как государство поддерживает социально незащищенные слои населения
Какие законы позволяют поддерживать жизнь социально незащищенных слоев населения в Казахстане.
Медиа-портал Caravan.kz собрал всю самую полезную и актуальную информацию о том, какие льготы и пособия предоставляются социально уязвимым слоям населения в нашей стране.
Социальная защита – это система, призванная обеспечивать определенный уровень доступа к жизненно необходимым благам и определенный уровень благосостояния граждан, которые в силу неблагоприятных обстоятельств (старость, состояние здоровья, потеря кормильца или работы) не могут быть экономически активными и обеспечивать себя доходами путем участия в достойно оплачиваемом труде.
Международная организация труда, членом которой является Казахстан, определяет систему социальной защиты как комплекс мер, включающий в себя:
Количественные показатели систем социальной защиты в значительной степени определяются уровнем экономического развития, а степень солидарности между лицами, участия государственных институтов и уровень стимулирования находятся во взаимосвязи с выбранной социально-экономической моделью.
К социально уязвимым слоям населения относятся:
Защита и охрана прав ветеранов ВОВ
К ветеранам Великой отечественной войны в нашей стране всегда относились с особым трепетом. Неоднократно это подчеркивал президент страны.
По состоянию на 3 мая оказана единовременная материальная помощь 39,1 тыс. на сумму 838,2 млн. тенге; 8,2 тыс. ветеранам оплачены коммунальные услуги на сумму 205,9 млн. тенге; 52 ветерана обеспечены топливом на сумму 821,3 тыс. тенге; 56,2 тыс. ветеранов обеспечены льготными лекарственными средствами на сумму 296,4 млн. тенге; 476 ветеранам сделали зубное протезирование на сумму 11,8 млн. тенге; 5,8 тыс. ветеранов были обеспечены льготным проездом на пассажирском транспорте внутригородского и внутриобластного сообщения на сумму 30,6 млн. тенге; 4,9 тыс. ветеранов подписаны на периодическую печать на сумму 16,1 млн. тенге.
Свыше 6,7 тыс. ветеранов получили другие виды помощи (услуги социального такси, парикмахерских, бань, установка кабельного телевидения и др.) на сумму 226,5 млн. тенге.
Ежегодно увеличиваются размеры пенсионных и иных социальных выплат.
По состоянию на 1 января 2017 года средний совокупный размер получаемых социальных выплат составил для участников ВОВ – 114 655 тенге; инвалидов ВОВ – 118 499 тенге; лиц, приравненных к участникам ВОВ – 109 176 тенге; лиц, приравненных к инвалидам ВОВ – 81 798 тенге; лиц, трудившихся в тылу в годы ВОВ – 71 637 тенге.
Медицинская помощь ветеранам ВОВ оказывается бесплатно в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, как на республиканском, так и региональном уровнях.
На сегодня в республике стационарная медицинская помощь ветеранам оказывается в 2-х специализированных республиканских госпиталях для инвалидов и ветеранов ВОВ (в гг. Астана и Алматы), в специализированных отделениях в областных и городских больницах, в которых предусмотрены специальные сервисные палаты.
Кроме того, в рамках Единой национальной системы здравоохранения по принципу свободного выбора ветераны ВОВ получают высокоспециализированную медицинскую помощь в любой республиканской медицинской организации.
Создаются условия для реабилитации ветеранов ВОВ в дневных стационарах и стационарах на дому, в т.ч. для одиноких и нетранспортабельных лиц.
На сегодняшний день 850 ветеранов проживает в медико-социальных учреждениях стационарного типа, 349 ветеранов получили услуги в медико-социальных учреждениях полустационарного типа, санаторно-курортным лечением обеспечены 877 ветеранов.
Технические вспомогательные (компенсаторные), обязательные гигиенические средства согласно индивидуальной программе реабилитации были представлены 86 ветеранам на сумму 30,2 млн. тенге.
Организациями надомного обслуживания государственной и негосударственной форм собственности социальные услуги оказаны 8 503 одиноким и одиноко проживающим ветеранам, в том числе 70 инвалидам ВОВ, 199 участникам ВОВ, 21 лицу, приравненным к инвалидам ВОВ, 146 лицам, приравненным к участникам ВОВ, 137 вдовам воинов, погибших военнослужащих в ВОВ, 5 875 труженикам тыла, 2 055 другим ветеранам.
В преддверии празднования 72-й годовщины Победы в ВОВ местными исполнительными органами подготовлены планы мероприятий по оказанию мер поддержки ветеранам и их чествованию, в рамках которых предусмотрено проведение порядка 400 мероприятий по всей стране.
На сегодняшний день в республике проживает 2 776 участников и инвалидов ВОВ, 157 679 тружеников тыла, 194 граждан, работавших в период блокады в городе Ленинграде, 487 бывших несовершеннолетние узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, 7 806 жен умерших инвалидов ВОВ, 80 не вступивших в повторный брак супругов военнослужащих, партизан, подпольщиков, погибших (пропавших без вести) во время ВОВ, 778 других категорий граждан, внесших вклад в Победу.
Защита и охрана прав пенсионеров по возрасту
В Казахстане забота об обеспечении достойной старости каждого гражданина вынесена в один из ключевых приоритетов государства, и является одной основных задач социальной политики правительства.
Ключевым компонентом государственной политики в области социальной защиты населения является пенсионное обеспечение. Законодательно закреплена ежегодная индексация размеров пенсионных выплат на уровень инфляции с опережением на 2%. Только в 2017 году, с 1 июля, во исполнение поручения президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева размеры пенсионных выплат по возрасту и пенсионных выплат за выслугу лет, размер государственной базовой пенсионной выплаты повышены с целью обеспечения их роста до 20% в сравнении с 2016 годом.
Помимо ежегодного повышения размеров пенсионных выплат в целях предупреждения бедности пенсионеров и стимулирования экономической активности граждан с 1 июля 2018 года изменится порядок назначения базовой пенсии. Она будет назначаться в зависимости от трудового стажа и стажа участия в пенсионной системе.
Кроме того, с 1 января 2018 года в результате пересмотра структуры прожиточного минимума его величина по сравнению с 2017 годом увеличится на 16%, что соответственно повлечет за собой повышение размеров базовой пенсии, социальных пособий для инвалидов, семьям, потерявшим кормильца, адресной социальной помощи и пособий, воспитывающим детей-инвалидов, для порядка 3-х миллионов человек.
В целом, в течение текущего года с учетом возможностей местных бюджетов и в рамках социальной ответственности бизнеса направлено свыше 5 млрд. тенге:
В настоящее время за счет местного бюджета пожилые граждане и инвалиды обеспечиваются специальными социальными услугами. Сегодня функционируют 110 стационарных домов-интернатов, 53 дневных стационаров, услугами которых охвачено более 3,5 тыс. лиц преклонного возраста. Отделения социальной помощи на дому обслуживают сегодня около 44 тыс. лиц пожилого возраста и инвалидов.
Кроме того, создаются условия для реабилитации пожилых людей в дневных стационарах и стационарах на дому, в том числе для одиноких и нетранспортабельных лиц.
Защита и охрана прав оралманов
Оралманы – это иностранцы или лица казахской национальности не имеющие гражданства на момент обретения государственного суверенитета Казахстаном и приехавшие в Казахстан в соответствии с законодательством РК для постоянного проживания. Само понятие «оралман» (в переводе на казахский означает«возвратившийся») уникален, потому что в мировой практике оно неизвестно. Оралманы как и другие иммигранты обязаны регистрироваться по временному или постоянному месту жительства. Оралманы имеют право на квоту и льготы от государства, описанные ниже.
Нематериальная помощь и льготы от государства оралманам
Согласно Закону о Миграции населения оралманам предоставляются определенные льготы, компенсации и другие виды социальной помощи:
Акиматы после вынесения решения о приеме в гражданство РК могут устанавливать единовременные пособия, включающие затраты по проезду к постоянному месту жительства и провозу имущества, оралманам и членам их семей, переселившимся в РК вне квоты иммиграции оралманов. Оралманам и членам их семей кроме нематериальных льгот, компенсаций, пособий и других видов социальной помощи предоставляются следующая материальная помощь:
Если вы приобретаете жилье дешевле выделенной суммы, разница остается у вас, если стоимость жилья дороже – придется доплачивать за счет собственных средств.
Оралманы и члены их семей, включенные в квоту иммиграции оралманов, при въезде на территорию РК освобождаются от уплаты таможенных платежей на личное имущество, за исключением транспортных средств.
Защита и охрана прав лиц, пострадавших при ЧС
Согласно «Правилам возмещения вреда (ущерба), причиненного пострадавшим, вследствие чрезвычайных ситуаций природного характера» принятым от 19 декабря 2014 года, существуют следующие положения, на которые могут рассчитывать казахстанцы:
Оказание медицинской помощи. Пострадавшим, получившим вред здоровью вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, оказывается медицинская помощь организациями здравоохранения в пределах гарантийного объема бесплатной медицинской помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области здравоохранения.
Возмещение вреда (ущерба), причиненного пострадавшим, вследствие чрезвычайных ситуаций природного характера, осуществляется в пределах необходимых для удовлетворения минимальных потребностей пострадавших в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан, за счет бюджетных средств местных исполнительных органов, предусмотренных на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного характера в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан, и/или за счет средств организаций, добровольных взносов граждан, фондов и общественных объединений, иных источников, не противоречащих действующему законодательству Республики Казахстан.
Пострадавшие, понесшие материальный ущерб, в течение тридцати календарных дней со дня возникновения чрезвычайной ситуации представляют в местный исполнительный орган заявление о возмещении материального ущерба, заполненное по форме.
Согласно «Правилам предоставления жилищ гражданам, оставшимся без жилища в результате чрезвычайной ситуации» от 21 ноября 2014 года, казахстанцы, находящиеся в бедственном положении могут рассчитывать на следующую помощь.
По истечении двух календарных дней после завершения формирования списков граждан, оставшихся без жилища и нуждающихся в его получении, местный исполнительный орган на территории которого произошла чрезвычайная ситуация природного и/или техногенного характера, создает комиссию по обеспечению жильем граждан, оставшихся без жилища в результате чрезвычайной ситуации. Положение о комиссии определяется местным исполнительным органом.
Жилище из государственного жилищного фонда предоставляется на безвозмездной основе гражданам, жилище которых в результате чрезвычайной ситуации на территории Республики Казахстан стало непригодным для проживания.
Построенное жилище предоставляется гражданам, оставшимся без жилища в результате чрезвычайной ситуации, на основании решения комиссии по обеспечению жильем граждан, оставшихся без жилища в результате чрезвычайной ситуации.
Список граждан, получивших жилище, подлежит публикации на интернет-сайте местного исполнительного органа и региональных средствах массовой информации в течение десяти календарных дней со дня принятия решения комиссии по обеспечению жильем граждан.
Жилище предоставляется в размере не менее общей площади жилища, разрушенного или ставшего непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации.
Возмещение вреда (ущерба), причиненного гражданам (имуществу) чрезвычайными ситуациями техногенного характера, производится причинителем вреда (ущерба) добровольно или по решению суда.
Причиненный ущерб жилищу гражданина, которое на момент возникновения чрезвычайной ситуации являлось объектом страхования, подлежит возмещению в порядке, определенном Гражданским кодексом Республики Казахстан, за счет средств страховщика.
Защита и охрана прав многодетных семей
Многодетные мамы могут рассчитывать на материальную помощь со стороны государства, но сумма совсем не велика. Семьи, имеющие четырех и более совместно проживающих несовершеннолетних детей, могут получать ежемесячно по 8 824 тенге (4,16 МРП). Для многодетных матерей, награжденных медалями «Алтын алка» и «Кумiс алка», ежемесячное пособие составляет 13 575 тенге (6,4 МРП).
Кто может получить пособие:
Семьи, имеющие четырех и более совместно проживающих несовершеннолетних детей, в том числе детей, обучающихся в средних общеобразовательных, высших и средних профессиональных учебных заведениях очной формы обучения, после достижения ими совершеннолетия до времени окончания ими учебных заведений (но не более, чем до достижения 23-летнего возраста).
Как получить пособие:
Назначается данное пособие Алматинским городским филиалом Государственного центра по выплате пенсий (ГЦВП). Чтобы получить услугу в государственном органе, необходимы такие документы:
Защита и охрана прав детей-сирот
В соответствии с Налоговым кодексом РК, дети-сироты освобождаются:
В соответствии с Законом РК «Об образовании», дети-сироты относятся к категории граждан Республики Казахстан, которым оказывается социальная помощь в период получения ими образования в виде полной или частичной компенсации расходов на их содержание. В случае одинаковых показателей при проведении конкурса на получение образовательных грантов, а также на зачисление в состав обучающихся по государственному образовательному заказу на подготовку кадров с техническим и профессиональным, послесредним и высшим образованием преимущественное право имеют в том числе и дети-сироты. Детям-сиротам устанавливаются квоты приема при поступлении на учебу в организации образования, реализующие профессиональные учебные программы технического и профессионального, послесреднего и высшего образования. Дети-сриоты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся и (или) воспитывающиеся в организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержатся на полном государственном обеспечении.
Детям-сиротам, потерявшим родителей до совершеннолетия, и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются жилища из государственного жилищного фонда в пользование в соответствии с жилищным законодательством Республики Казахстан.
Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей относятся к категории граждан Республики Казахстан, которым оказывается социальная помощь. В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 марта 2012 года № 320 «Об утверждении размеров, источников, видов и Правил предоставления социальной помощи гражданам, которым оказывается социальная помощь», государство в период получения образования полностью обеспечивает расходы на социальную помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Полное государственное обеспечение включает предоставление места проживания в интернате организации образования, мягкого инвентаря, оборудования и обмундирования, питания, учебников и медицинской помощи.
Защита и охрана прав семей, воспитывающих детей-инвалидов
С первых дней жизни больного ребенка семья обречена на полную зависимость от него и его трудностей, а также на заботу государства, регламентированную в многочисленных законодательных актах.
Полная цифра выплат социального пособия складывается из трех видов:
Согласно статье 26 Закона РК от 13.04.2005 г., местные исполнительные органы в порядке, установленном законодательством страны, принимают на учет и предоставляют в пользование жилище инвалидам, нуждающимся в жилье. Это первое.
Также местные исполнительные органы обеспечивают инвалидам условия для доступа к культурно-зрелищным мероприятиям, а также спортивным сооружениям для занятия физической культурой и спортом, предоставляют специальный спортивный инвентарь.
Кроме того, инвалиды всех групп, а также один из родителей инвалида с детства освобождаются от уплаты сбора при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, равно как и от уплаты государственной пошлины в судах и по всем нотариальным действиям. Обратите внимание и на регистрацию места жительства, выдачу паспортов и удостоверений личности граждан РК, а также видов на жительство иностранного гражданина и удостоверений лица без гражданства. Это далеко не полный перечень.