Социальная среда — что это в психологии
С малых лет детей приучают к тому, что они должны стать частью общества. Создаются искусственные группы по интересам, о которых в зрелом возрасте индивид вряд ли вспомнит, но это оставит свой отпечаток в его подсознании. На сегодняшний день важно быть частью социума, чтобы быстрее и успешнее добиваться своих целей.
Человек – часть общества, а общество – часть человека
Что такое социальная среда
Социальную среду можно описать, как отдельные группы людей, верные своим интересам либо объединенные некоторой идеей, способной влиять на человека. Ее также можно охарактеризовать формированием, деятельностью разных условий существования (социальных, экономических, духовных) личности, организации, класса.
Обратите внимание! Социальность – черты характера и поведения, приобретенные индивидом, находящимся в группе.
Они подвигают его к социуму – общности, которая объединена культурой, условиями жизни. Каждый человек подвергается социализации, т. е. вхождению в социальную среду через постепенное овладение нормами, правилами, знаниями и ценностями данного общества.
Изучением всего этого занимается социология, необходимая для познания общества в целом, его отдельных элементов, составляющих, закономерностей развития и деятельности. Уделяется внимание зависимости личности от окружения, например, различию в поведении подростка дома и среди сверстников.
Определение понятия в психологии и философии
Определение социальной среды бывает разнообразным, учитывая научную сферу, для которой его формулируют. В психологии этим термином принято описывать все то, что может окружать человека, влиять на его развитие, обретение места в обществе. Поэтому в педагогике преподают обществознание, чтобы ознакомить детей с данным понятием, помочь им определиться со своим предназначением в социальном обществе.
Таким образом, роль педагогики возрастает с каждым годом в целях поиска путей совершенствования социальной среды, поскольку это одна из важнейших составляющих в формировании личности человека. Познавая разнообразные воспитательные приемы, педагогика способствует развитию общества, формированию правильного взаимодействия человека с окружающей средой.
Существует такое направление науки, как социальная философия, где социальной средой принято называть содержание, состав, развитие общества, его жизнедеятельность и значимость. Здесь рассматривается термин социальной экологии – совокупности отраслей науки, сосредоточенных на связи разных социальных групп с природной средой. Обитание человека в природе, как бы он с ней ни взаимодействовал, не может вытеснить природных закономерностей.
Общество не властно над природой
Описание и характеристики
Социальная среда включает в себя взаимодействие индивидов, групп, культур. Это совокупность социальных, духовных, политических и экономических условий существования. Она состоит из так называемого социума – окружения человека (синоним – общество). Его развитие подразумевает появление социальной сферы, т. е. взаимоотношений групп, в т. ч. разных сословий, статусов. Социальная среда характеризуется структурой, устройством общества, в ней исследуются взаимоотношения между различными группами. Социальная группа может образоваться на фоне общих интересов, где отдельные личности выполняют свою роль.
Существуют также понятия социальных норм и санкций, где:
Посредством санкций проводится контроль за деятельностью общества. Образуются институты, исполняющие поощрение и наказание, например, правоохранительные и судебные системы отслеживают преступников и принимают соответствующие меры.
Классовый характер социальной среды
Классовый характер – это особенности неоднородных социальных слоев. Этот термин имеет исторические корни, когда людей делили на пролетариат, буржуазию и т. д. Суть в том, что каждый класс имеет свои слои, подразделения, для которых характерны определенные психологические черты.
Социальные классы можно расшифровать, как группы людей, объединенных общим признаком, выполняющих свои роли, но имеющих сходства в привычках, мировоззрении, поведении.
В качестве примера можно привести различия в образе жизни и поведении городских и деревенских жителей. Их схожая деятельность (производственная, умственная, политическая) протекает по-разному. Это составляет определенные характеристики личности людей, принадлежащих к тому или иному классу. Примечательно, что по общему поведению отдельно взятого человека можно выявить его корни.
Что понимается под микросредой и макросредой
Социология подразумевает совокупность разных условий существования, среди которых выделяют экономические, социальные, духовные, политические и др. Существует деление на социальные микро,- и макросреды:
Микросреда – семья и друзья индивида
Человек социализируется с самых малых лет. Довольно часто можно услышать, что посещение ребенком детского сада важно не столько для развития первых дошкольных навыков, сколько для налаживания связей, контактов с окружающими детьми.
Обратите внимание! Человеку свойственно быть частью коллектива, как одного целого.
Собираясь в группы, можно достичь больших результатов за короткое время, с учетом слаженности работы и взаимопонимания. Поэтому общество, социализация начинаются в столь раннем возрасте.
В чем различия
Сначала индивид воспитывается в микросреде, окруженный родителями, воспитателями и сверстниками. Многое поначалу делается именно для него, учитываются пристрастия, интересы, желания. Глядя на поведение окружающих, маленький ребенок проходит первые шаги к социализации, копируя то, что видит.
С возрастом ребенок вливается в другие группы, будь то спортивный кружок или летний лагерь. Совсем скоро формирующаяся личность становится частью общества, причем, как на него влияет макросреда, так и он вносит в нее свой вклад.
Социализация человека – это этап его существования, продолжающийся на протяжении всей жизни. Изо дня в день индивид переходит из одной социальной среды в другую, даже не задумываясь об этом. Примечательно то, что не только окружение имеет влияние на человека, но и он вносит в него значительные изменения.
Видео
Окружение человека
Окружение человека
Победившая гуманистическая точка зрения закрепила в массовом сознании лестное для каждого самомнение об «уникальной личности», о «богатом внутреннем мире», с которым нужно считаться. Однако, одна из проблем понимания гуманистических тезисов — это поиск в себе решений или задавание себе вопросов, ответы на которые по определению не могут находиться «внутри человека». Чтобы нейронная сетка могла дать адекватный ответ, она должна быть соответствующим образом настроена или обучена. Глупо спрашивать у детсадовца о пользе религии, а у школьника про реформу налоговой системы. Человек приходит в этот мир как tabula rasa (с лат.—»Чистая доска»), поэтому чтобы «слушать себя» и чего-то «раскрывать в себе», кроме животных инстинктов, необходимо предварительно что-то вложить в себя. И чем сложнее вопрос, тем больше необходимо вкладывать. Маленький ребенок всегда будет хотеть сладкую еду, похвалу и развлечение. Плохо, когда с возрастом интересы не сильно меняются. «Не знаю, чего хочу», скука или депрессия, вечный «поиск себя» — это с большой вероятностью результат недостаточного потребления качественной информации, которая расширяет кругозор и способствует формированию новых мыслей и идей. Широта и масштаб интересов определяет калибр личности. Одни не знают, чего хотят и убивают время, а другие имеют планетарные идеи, им не хватает времени. Вряд ли такое катастрофическое различие между двумя особями зависит от генов.
Формирование личности происходит в течение всей жизни и существенным образом на это влияет социальная среда, которая в том числе запускает заложенные природой программы. Мы говорили, что человек-деятель меняет мир, создавая системы. Но с другой стороны, окружающий мир или социальная среда непосредственным образом участвует в развитии личности человека: задает его интересы и кругозор, формирует «картины мира» и мастерство.
Социальная среда дает возможности человеку жить интересной жизнью, получая радости и развивая мастерство. Человек может использовать позитивное влияние социальной среды на свое развитие и устранять ее негативные влияния, или же может плыть по течению, следуя догмам и социальным стереотипам. Догмы, мифология и стереотипы сыграли положительную историческую роль, внося какой бы то ни было смысл жизни и вселяя в людей психическое спокойствие относительно хаоса реальности, как им кажется. Но отрицательные последствия ненаучных картин мира заключаются в том, что они построены на безоговорочной вере, не требующей проверки и научного анализа, или на упрощении, что легко в освоении и последующему подражанию. Догмы и стереотипы, успокаивая сознание, при этом имеют плохую предсказательную силу о действительности, хотя имеют силу власти над неокрепшими умами.
Социальная среда — это культура и страна, круг общения, образовательная среда Реклама, ТВ, соцсети, родители и друзья, учителя и коллеги — все они участвуют в формировании личности человека. Джунгли, средневековый город, российская глубинка или европейский мегаполис создадут совершенно разных людей. Со своими интересами, картинами мира (взглядом на мир), мастерством, потребностями и желаниями (неудовлетворенностями) Знания цивилизации приходят к человеку из социальной среды. Человек потребляет эти знания осознанным и неосознанным образом. Осознанное потребление знаний связано преимущественно с обучением, хотя обучение тоже может быть и неосознанным. Об этом поговорим в следующих в следующих разделах. А здесь обсудим незаметное для человека воздействие социальной среды.
Окружающая человека среда формирует личность настолько, что собственные интересы от навязанных отделить практически невозможно. К примеру, человек может выписать свои интересы или потребности, но он вряд ли сможет справиться с заданием разделить «истинные» его интересы/потребности от тех, что пришли из социальной среды. Счастья, любви, общения, безопасности желает каждый человек, и это заложено природой. Но человек не рождается с интересом к космосу, математике или к поэзии. У него может быть предрасположенность и природные способности, но интересы проявляются или усиливаются социальной средой. Нам важно понимать, как совладать со своей биологической природой и как социальная среда формирует наши интересы, чтобы, удовлетворяя их одновременно менять мир к лучшему.
Культура и социальная среда, в целом, призваны защитить человека от излишнего многообразия мира, она помогает сузить внимание человека до общественных норм и ограничивает возможности, чтобы не вносить хаос в сознание человека. Например, маркетологи заметили, что большой выбор товара негативно влияет на решение о покупке по сравнению с ассортиментом в несколько ходовых моделей. Культура определяет варианты жизненных стратегий, говорит что хорошо и что плохо, к чему должен стремиться человек и какими методами пользоваться. Придумываются такие метафоры как «социальный лифт» или «рай после смерти». В окружающей человека среде за его внимание конкурируют поставщики разных культурных норм. Человек может попадать в чьи умело расставленные сети посредством завладения вниманием или же осознанно выбирать нужное из социальной среды и более того, настраивать свое социальное окружение
Последние исследования о работе мозга кое-что говорят об отсутствии у человека «свободы выбора». Человек, конечно, делает выбор самостоятельно, но этот выбор обусловлен теми «картинами мира», которые заложены ранее в мозг человека. С биологической точки зрения в голове по нейронной сетке проходит определенный импульс и человек решает выбрать определенную зубную пасту. Если он специально не включит медленное мышление, то сработает автоматическое быстрое мышление, которое сделает предопределенный выбор. Этот выбор будет, скорее всего, связан с имеющимся опытом, но сам этот опыт был получен исходя из той информации о зубных пастах, которая ранее попала в мозг человеку. И не последнюю роль в загрузке данной информации сыграла реклама.
Достижения нейронаук стали массово использоваться в маркетинге, пропаганде и других сферах жизнедеятельности. Уберечься от того, чтобы кто-то не заложил в вашу голову свою модель мира довольно сложно. Особенно, если не знать об этом. Мозг постоянно потребляет информацию и человек не может постоянно думать о том куда направить внимание. Для этого нужно задействовать затратное медленное мышление. На это рассчитаны уловки поставщиков контента, которые завладевают вниманием человека. А далее, согласно теориям нейромаркетинга, дело за малым — провести «пойманного» потребителя по стадиям жизненного цикла (например, AIDAS — внимание, интерес, желание, действие, удовлетворение) до нужно им активного действия в виде покупки, отданного голоса, уделенного времени Для этого в мозг потребителя закладываются определенные картины мира.
Сложно уберечься от влияния социальной среды, ведь для этого нужно всегда находиться во внимании, что невозможно. Человек может осознанно формировать свою социальную среду, которая будет оказывать положительное влияние на кругозор, мастерство и упорядоченность сознания. Для этого необходимо всего лишь пересмотреть круг источников информации и/или выработать тактику взаимодействия с ними. Например, перестать залипать на ТВ и соцсети или влиться в сообщество, ставящих этические цели, выработать внутреннюю устойчивость к стрессам на работе за счет психопрактик и управления сознанием. Таким образом, главные вопросы социальной среды для человека — это качество потребляемой информации и управление вниманием. Как мы уже знаем качественная информация — это хорошие картины мира, которые имеют большую вероятность предсказания. Эти теории мы может получить за счет осознанного расширения кругозора и обучения практикам.
Источник: черновик онлайн курса «Введение в системное мышление».
Социальная среда
Социальная макросреда охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру.
Социальная среда оказывает основное воздействие на формирование бессознательного (подсознания) в психике индивида, и, как следствие подобного формирования, на манипуляции психикой. Таким образом происходит зарождение в подсознании тех импульсов, которые впоследствии преобразуются в паттерны поведения и будут оказывать достаточно большое влияние на сознание. Сознание в этом случае имеет соподчиненную функцию. Особенно это бывает более ярко выражено в неадекватном, полубессознательном состоянии (например: алкогольное опьянение), т.к. действиями (деяниями) индивида будет руководить в большей степени не сознание, а подсознание. И в данном случае будет иметь огромное значение окружающая среда, социальная среда, в которой живет индивид в настоящее время, а также та социальная среда, где этот индивид родился и воспитывался (т.к. именно она на раннем этапе оказывала влияние на формирование подсознания индивида).
Если рассматривать социальную среду как среду, свойства и характеристики которой постоянно изменяются, то используется понятие социальный континуум.
Связанные понятия
Социа́льные но́рмы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены.
Человек и ближайшее социальное окружение
Урок 17. Обществознание 6 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Человек и ближайшее социальное окружение»
Как мы с вами уже знаем, человек – это живое, разумное, биосоциальное существо.
И как существо социальное, любого человека окружает множество самых разных людей. Среди них есть те, с которыми общаться приходится в силу обстоятельств. И те, общения с которыми всегда мало. Есть люди, в которых чувствуется постоянная необходимость. Или потребность в регулярном, пусть и нечастом, контакте. Есть и такие, чьё общество вам нежелательно. Но по какой-то причине они все вместе являются частью социального окружения человека.
Учёные под термином «социальное окружение» понимают, прежде всего, часть окружающего мира человека, состоящую из людей, общественных и государственных структур, организаций, с которыми человек непосредственно контактирует в повседневной жизни.
По мнению психолога Анны Кулдошиной, можно выделить шесть уровней окружения человека.
Первый уровень – семья, родители, братья, сёстры, бабушки, дедушки, другие родственники.
Второй уровень – друзья и все те люди, с которыми есть частые и периодические встречи, связи, общение и поддержка, совместный досуг и так далее.
Третий уровень – коллеги по работе.
Четвёртый уровень – социальные связи.
Это все ваши соседи, которых мы можем по полгода не видеть. Все ваши друзья в социальных сетях. То есть все те люди, с которыми вы не общаетесь без необходимости и без вашего согласия.
Пятый уровень – все бывшие.
Например – это все бывшие одноклассники или друзья, с которыми вы перестали по каким-либо причинам видеться и общаться.
Шестой уровень – предки.
Этот уровень окружения человека также присутствует. Ведь иногда семейные истории или традиции могут оказать существенное влияние на жизнь человека. Например, если речь идёт о профессиональных династиях.
Учёные постоянно спорят о том, какое влияние оказывает на человека его окружение и насколько оно сильное?
Существует мнение, что каждый человек рождается с заложенной в него программой и ничто извне не может повлиять на его характер и способности.
С одной стороны, это так, и историй, подтверждающих это, огромное множество. Возьмём хотя бы известного русского учёного Михаила Ломоносова, который благодаря своим природным способностям преодолел все преграды на пути к своей цели.
Но посмотрим на ситуацию с Ломоносовым немного под другим углом. Юноша хотел учиться, а несложившиеся отношения с мачехой и желание отца женить его укрепили желание Михаила уехать из дома.
То есть социальное окружение будущего светила российской науки сыграло не последнею роль в выборе его жизненного пути.
А как вы считаете, может ли на вас, как на вполне сформировавшуюся личность, оказывать влияние ваше социальное окружение?
Давайте для начала обратимся к народной мудрости, которая гласит: «С кем поведёшься, от того и наберёшься».
В подтверждение этой поговорки, несколько лет назад психологом Мишель ван Деллен была проведена довольно интересная серия психологических экспериментов.
В одном из них добровольцам предложили понаблюдать за дегустаторами моркови и печенья.
Первая группа подопытных видела, как дегустатор выбрал вкусное печенье, вторая группа – то, как он выбрал сочную морковь.
Никакого другого взаимодействия между дегустаторами и добровольцами не было, только лишь наблюдение. Затем наблюдателям предложили на выбор попробовать печенье или морковь, предполагая, что большинство поступит так же, как дегустатор, и учёные не ошиблись в своих предположениях.
Во время другого эксперимента испытуемых разделили на три группы. Добровольцам из первой группы предложили описать своего лучшего друга, который обладает волевым характером. Вторая группа должна была описать своего друга с низким уровнем самоконтроля, ну а третья – друга, который, по их мнению, не хватает звёзд с неба, а просто является активным и общительным. В дальнейшем подопытные выполняли различные задания.
Результаты эксперимента показали, что лучше всего с выполнением заданий справилась именно первая группа подопытных, которая описывала человека с волевым характером.
Вторая группа продемонстрировала средние результаты. Ну а третья группа, соответственно, – самые худшие.
Результаты экспериментов позволили учёным сделать вывод о том, что любой контакт с людьми, будь то чисто визуальный, как в случае с дегустаторами, или мысленный, как в случае с друзьями, соответственно влияет на наше поведение.
То есть все те люди, с которыми мы общаемся, живём, работаем, ещё каким-то образом взаимодействуем – все они влияют на нашу жизнь.
Американский актёр Роберт де Ниро говорил: «Выбирайте своё окружение – какими мы ни были бы уникальными, оно все равно влияет на нас».
Но наибольшее влияние на человека оказывает его ближайшее социальное окружение. И это, прежде всего, семья.
Мы рождаемся в определённой точке земного шара, в стране и семье с определённой культурой, бытом, устоями и правилами. В первые годы жизни единственным реальным примером для ребёнка являются его близкие люди. Маленькие дети уже с первых дней жизни начинают подражать тем, кто им нравится, копировать мимику, манеру двигаться, говорить и другие особенности поведения окружающих людей.
Именно в семье начинается процесс социализации, то есть усвоения человеком социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения того общества, к которому он принадлежит.
А родители, братья, сёстры, бабушки, дедушки, другие родственники относятся к так называемым первичным агентам социализации человека.
Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям.
Это именно тот круг людей, которые оказывают самое значительное влияние на жизнь человека. Вспомните наш пример с Михаилом Ломоносовым.
Развиваясь, усваивая ценности конкретной социальной среды, человек начинает формировать, как правило, своё социальное окружение сам: заводит друзей и знакомых, создаёт семью, начинает самостоятельную трудовую деятельность.
Через своё ближнее социальное окружение человек получает дополнительные возможности для реализации потребностей. Такие дополнительные возможности в обиходе называют «связями». Согласитесь, что детям богатых и знаменитых родителей гораздо проще пробиться и занять своё место в жизни, чем детям простых обывателей.
К ближайшему социальному окружению человека можно, например, отнести друзей.
«Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты» – всем известная фраза, несущая в себе глубокий смысл. Или ещё: «С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь».
Наверное, каждому из вас родители запрещали дружить или общаться с тем или иным человеком. Психологи из университета Портсмута обнаружили, что друзья гораздо сильнее влияют на поведение и развитие человека, чем семья и родственники.
По их мнению, узы дружбы – это не пустой звук: человек скорее будет стремиться походить на друзей, чем на родителей.
Так что влияние дурной компании – не выдумка родителей, а факт.
Согласно наблюдениям учёных, обезьяны постоянно следят взглядом за другими и копируют окружающих в социальной жизни, причём делают это избирательно – здесь всё зависит от степени дружбы между ними: чем ближе друг, тем больше к нему доверия и тем чаще его копируют. Учёные считают, что это правило распространяется и на людей.
Причиной этого может быть убеждение в том, что информация, полученная от друга, вероятно, будет более уместной и полезной.
Отсутствие друзей означало для древнего человека опасность гибели, именно поэтому люди до сих пор испытывают огромную потребность в «своей команде» – людях, которые поддержат и придут на помощь в случае необходимости.
А американские учёные доказали, что как минимум три круга друзей из вашего окружения (ваши друзья – друзья ваших друзей – друзья друзей ваших друзей) влияют на вашу жизнь.
По мнению учёных, если человек из третьего круга питается нездоровой пищей, то вероятность того, что вы будете делать то же самое, составляет одиннадцать процентов, а если нездоровую пищу употребляет ваш друг, то целых тридцать шесть процентов.
Как видим, близкое социальное окружение серьёзно влияет на вашу повседневную жизнь.