что такое социальное проектирование определение

Что такое социальный проект и социальное проектирование?

chto takoe sotsialnyy proekt i sotsialnoe proektirovanie

Реализация социального проекта проходит в несколько этапов (их принято называть шагами):
1. Изучение общественного мнения и определение актуальной социальной проблемы.
2. Привлечение участников и общественности для решения данного социального проекта.
3. Определение целей и задач социального проекта.
4. Определение содержания социального проекта. Составление плана работы. Распределение обязанностей.
5. Определение необходимых ресурсов и составление бюджета.
6. Разработка системы оценки проекта.
7. Формирование общественного мнения.
8. Поиск деловых партнеров. Составление предложений по проекту.
9. Проведение официальных переговоров. Получение необходимых ресурсов.
10. Проведение плановых мероприятий.
11. Анализ результатов работы.

I. Разработка социального проекта

Этап 3 (шаг 3). Определение целей, задач социального проекта.
Определяются предполагаемые результаты реализации проекта. Они должны быть четкие, конкретные, достижимые. После того как будут сформулированы цели проекта, определяются задачи, направленные на реализацию конкретных этапов. Задачи помогают детализировать поставленные цели, раскрывают их. Решение задач должно привести к ожидаемому результату, достижению поставленных целей. От четкости и осознанности формулировок целей и задач проекта будет зависеть его успех.

Этап 4 (шаг 4). Определение содержания социального проекта. Составление плана работы. Распределение обязанностей
На данном этапе определяются основные направления, формы и методы деятельности в рамках проекта, объем предстоящей работы, сроки ее выполнения и ответственные. Все это может быть оформлено в виде плана. План должен быть четким, ясным и реально достижимым. В нем необходимо отразить не только конечные результаты, но и пути их выполнения, т.е. решения конкретных задач, с помощью которых реализуются этапы проекта. План обсуждается и одобряется всеми участниками и принимается ими для реа­лизации.
В ходе составления плана важно распределить обязанности между участниками проекта, что будет способствовать успеху его выполнения. При распределении обязанностей необходимо использовать принцип добровольности, т.е. учитывать желание человека, а также его индивидуальные особенности, опыт, знания, способности и уровень подготовленности. Каждый участник обязательно должен осознать, что он лично отвечает за определенный участок работы. Возможно предварительное обучение членов проекта. В про­грамму обучения могут быть включены как теоретические, так и практические занятия.

Этап 5 (шаг 5). Определение необходимых ресурсов и составление бюджета.
Для осуществления социального проекта могут понадобиться различные ресурсы: финансы, материальные ценности, информация.
В этом случае необходимо предусмотреть объемы требуемых ресурсов на всех этапах реализации данного проекта. Если он предусматривает поступление и расходование денежных средств, то необходимо составить бюджет. Все денежные поступления и расходы должны быть обязательно документально зафиксированы и оприходованы. Для этого заводится отдельная бухгалтерская книга. Такого же тщательного внимания требует и расходование имеющихся денежных средств. Все израсходованные суммы должны быть подтверждены документально: чеками, актами и другими документами.

Этап 7 (шаг 7). Формирование общественного мнения.
Успех реализации проекта во многом будет зависеть от благоприятного к нему отношения общественности. Привлечение общественности должно происходить на всех этапах создания и реализации проекта. Но когда уже определены цели, задачи, содержание, формы и методы, оформлены планы, эта работа приобретает особое значение. Необходимо познакомить общественность с основными целями, идеями и содержанием социального проекта. Для этого могут быть использованы различные методы: оформление плакатов, листовок, фото- и видеоматериалов, встречи и беседы с местными жителями, привлечение средств массовой информации, специалистов, экспертов, работников государственных учреждений и организаций. Эффективное формирование положительного общественного мнения, привлечение единомышленников к сотрудничеству создаст необходимые условия для осуществления проекта.

II. Практическая реализация проекта

Этап 9 (шаг 9). Проведение официальных переговоров. Получение необходимых ресурсов.
На данном этапе участники проекта встречаются с деловыми партнерами, обсуждают совместные действия, акции, заключают договоры, заручаются поддержкой со стороны местных органов власти, общественных организаций, средств массовой информации, получают ресурсы, необходимые для проведения мероприятий. Получение помощи со стороны поможет создать необходимые условия для реализации социального проекта. Важно, чтобы возникла дружественная, добрая, позитивная атмосфера доверия, которая поможет сотрудничать с государственными, общественными и частными организациями.
К встрече с деловыми партнерами нужно тщательно подготовиться: составить план предстоящей встречи, определить, о чем бы вы хотели договориться, подобрать веские аргументы, чтобы убедить партнера в важности осуществления проекта, получении обоюдной выгоды от его реализации. Лучше заключить договор на более длительный срок, чтобы его не пришлось заключать еще раз. Договор обязательно должен быть оформлен в письменном виде в двух экземплярах, скреплен подписями партнеров.
Любые материальные средства, получаемые для осуществления проекта, нуждаются в учете. Для этого целесообразно вести книгу учета материальных ценностей, чтобы фиксировать получение материальных ресурсов и их использование.

Этап 10 (шаг 10). Проведение плановых мероприятий.
Выполнение плана требует объединения усилий всех участников проекта. Только дружному, сплоченному коллективу, действующему на основе взаимопомощи и взаимовыручки, по плечу решение сложных задач и проведение запланированных мероприятий.
Не рекомендуется отступать от намеченных пунктов плана. Это может произойти лишь в исключительных случаях. Также не следует отступать от намеченных сроков. Лучше все делать вовремя, чтобы избежать спешки и суеты. С другой стороны, любой план требует корректировки. Он может быть доработан и изменен с учетом новых обстоятельств. Поэто­му нужно время от времени вносить изменения. Четкое, строгое, последовательное выполнение намеченных мероприятий приведет к воплощению в жизнь программы, достижению поставленных целей и решению социальной проблемы.

III. Итоги работы над проектом

Этап 11 (шаг 11). Анализ результатов работы.
Важным шагом является анализ работы над проектом. Необходимо сделать сравнение поставленной цели и достигнутых результатов. Для этого нужно ответить на вопросы:
— Достигнута ли цель проекта?
— Каковы положительные и отрицательные последствия проекта? (Что получилось? Что не получилось? Почему?)
— Какой была атмосфера проведения социального проекта?
— Каким был вклад каждого участника проекта в общий результат работы?
— Чему научились в ходе реализации проекта?
— Что нужно изменить, чтобы реализация следующего социального проекта была более успешной?

Источник

Социальное проектирование: как сделать лучше общество, в котором мы живём

Как происходит социальное проектирование?

Социальное проектирование — это создание ценности. Автору проекта будет необходимо принимать решения, исходя из тех ценностей, которые он разделяет и хочет отстоять в обществе — это этап формулировки проблемы. Наличие проблемы определяет постановку цели проекта. Цель, в свою очередь, достигается с помощью решения конкретных задач и подзадач. Поставленные проектом задачи могут быть решены с помощью проведения мероприятий. Организация мероприятий зависит от двух параметров — ресурсов и бюджета.

Самый главный ресурс любого проекта — это команда. Результаты проекта напрямую зависят от вовлеченности и вклада каждого из участников. Другие ресурсы также могут быть материальными, информационными, интеллектуальными. Бюджет проекта могут составлять как личные средства инициаторов, так и привлеченные средства, например, пожертвования.

Сумма всех результатов каждого проведенного мероприятия является результатом всего проекта. Результат социального проекта может быть оценён исходя из того, насколько, например, улучшилась социальная среда, где живет какая-то социальная группа. Кратко сущность социального проектирования может быть выражена в следующем виде: есть общественно значимая проблема и есть наше видение того, как эту проблему исправить.

Благотворительность может тоже быть социальным проектом, если это не разовое пожертвование, а проведение систематических мероприятий по распределению средств и благ в пользу нуждающихся.

Социализация подростков

Социальная активность школьников обусловлена их возрастными особенностями и потребностью в общении. Задача организации социальной деятельности подростков является одной из основных задач школы. Часто сугубо формальный подход к организации такой деятельности может привести к тому, что подростки уходят в сомнительные дворовые полукриминальные компании или становятся адептами специфических субкультур. По сути такой процесс тоже является проектированием, только не социальным, а асоциальным.

Читайте также:  Каковы современные толкования термина экология

Социализацию подростков определяют три основных фактора:

Экспектации — система ожиданий, требований относительно норм исполнения индивидом социальных ролей. Нередко экспектации представляют собой разновидность социальных норм и соответствующих санкций, упорядочивающих систему отношений и взаимодействия в группе. В отличие от официальных предписаний, должностных инструкций и других регуляторов поведения в группе, экспектации носят неформальный характер и не всегда осознаются.

Изменение поведения, что выражается в поиске, испытании и апробации новых форм взаимодействия подростка с социальным окружением. Такие формы обусловлены внешней (динамической) и внутренней (психической) активностью школьников. Одним из частных показателей их возрастного и психического развития является изменение речевого поведения, что проявляется главным образом в освоении новой лексики и фразеологии. Разумеется, изменения в поведении подростков могут быть как позитивными, так и негативными.

Склонность к конформизму. Она проявляется в податливости любого человека (не только подростка) реальному или воображаемому давлению группы. Это приводит к формированию такого свойства личности, как конформность, проявление которой вызывает изменение поведения, восприятия и установки в соответствии с первоначально не разделяющейся им позицией большинства. Обычно различают внешнюю (публичную) и внутреннюю (личную) конформность. Именно конформизм нередко является причиной того, что подростки «осваивают» вредные привычки, приобщаются к асоциальному поведению и т. п. И подверженность конформизму, и попытки преодолеть его обычно сопутствуют так называемому «переходному возрасту», соответствующему периоду пубертата.

0029293 550

Организация социальной деятельности для подростков

Строго говоря, социальные проекты не являются учебными, а представляют собой спланированную и организованную общественную практику. Включаясь в общественную практику, школьники учатся жить в социуме и взаимодействовать с другими людьми — детьми и взрослыми. Социальные проекты всё-таки можно рассматривать в одном ряду с учебными, поскольку обучение, воспитание и социальные практики в своей совокупности составляют единый образовательный процесс.

Социальные проекты должны быть органично включены в широкий поток учебно-познавательной и социальной деятельности школьников. Целенаправленную социальную деятельность следует выстраивать с прицелом на то, что основным социальным ожиданием подростков является успешность, признание со стороны родителей и сверстников. Подростки, сумевшие завоевать авторитет среди сверстников, устанавливают образцы поведения, более значимые для школьников, чем образцы родителей, учителей и других взрослых.

Социальное проектирование — особый вид деятельности подростков, по сути, являющийся ведущей деятельностью детей в возрасте 11–15 лет, в ходе которой и благодаря которой происходит их наиболее интенсивное развитие — физическое, интеллектуальное, психическое, эмоциональное. Именно социальное проектирование позволяет подростку решать основные задачи возраста: формировать свою Я-концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Под социальным проектированием принято понимать деятельность.

Конструктивная социальная деятельность школьников — это целенаправленный процесс постижения ими реального мира и взаимодействия с этим миром. Такой процесс преследует двойную цель: он позволяет школьникам на практике находить оптимальные и эффективные средства решения как своих собственных, так и общественных проблем.

Источник

Проектирование в социологии, его основные компоненты

Социальное проектирование — это регулярное описание социального эксперимента, одна из форм опережающего отображения социальной действительности, которая содержит идеи касательно данной разработки в практическом исполнении.

Итогом социального проектирования является обоснованные с точки зрения науки определения вариаций планового развития новых социальных процессов и явлений. Отсутствие социального проектирования исключает оценку правильности прогноза и разработки научно обоснованного плана социального развития.

Проектирование также принимает во внимание возможность неудачного эксперимента по мониторингу идей. В таком случае необходим скрупулёзное изучение причин: что вызвало несоответствие в решении намеченных задач? Процесс социального проектирования также имеет второе название социального конструирования.

Социальное проектирование применяется в качестве одного из компонентов целенаправленной деятельности, в случае разработки различных вариантов решения новых общественных проблем. Оно применимо также, когда следует подготовить социальные планы и программы по регулированию изменяемых процессов и явлений до этого ранее не нуждающихся в тщательном разборе и управлении.

При определении рациональных параметров той или иной организации взаимоотношений в развивающихся или зарождающихся социальных объектах, социальное проектирование является промежуточной точкой в ходе опредмечивания социальных знаний. Прежде всего, проектирование позволяет проявить творческую активность нашего сознания, не только отражающее мир, но и творящее, учитывая объективные закономерности согласно потребностями каждого человека.

Именно с помощью проектирования и дальнейшей реализации проектов в жизни решающим фактором анализируется истинность наших знаний. Социальное проектирование вполне может быть одним из мер истинности нашей осведомленности о социуме, так как оно направлено на практическое применение и представляет собой его необходимый элемент.

Условия конструирования социального будущего

Для конструирования социального будущего были определены такие условия:

Более того, стоит принимать во внимание детерминацию, а также ее особые черты в социальной жизни, где каждая из составляющих системы относительно самостоятельна, однако с другой стороны взаимосвязана с иными. Следовательно, деформация в одной составляющей прямо либо косвенно повлечет за собой изменения в других, а эти, теперь уже вторичные, изменения с помощью обратных связей в свою очередь оказывают влияние на первоначальную составляющую, изменяя ее.

Поведение каждой составляющей системы и системы целиком во многом подчиняется характеру и направленности обратных связей, причем сохраняется сумма этих связей, которая в значительной степени определяет поведение системы. Значит перед нами возникает крайне сложная форма нелинейной причинной зависимости, которой обладают целостные системы в общем и социальные системы в частности.

Социальное проектирование как особый тип общественно-инженерной деятельности есть одна из самых перспективных технологий, использующих знания в сфере социологии. Оно является эффективным средством использования на практике всех видов научной информации, новым способом относительно отдельной, единой инновационной деятельности, методом решения проблем в экономической, организационной, социально-культурной отраслях.

Социальное проектирование стало известно не так давно. Например, еще в 1970-е годы говорили о социальном планировании, программировании, инновациях. Однако возникновение класса новых сложных задач в таких отраслях как экономика, культура, градостроительство, дизайн помимо иных видов социально-инженерной деятельности отвело место социальному проектированию.

Социальное проектирование стоит характеризовать в контексте взаимосвязи методологии проектирования и общественных наук, а также в контексте социального действия. Лишь в данном случае станет возможным преодоление двух основных недостатков социального проектирования: низкой проектосообразности (социальные проекты либо нереальны и утопичны, либо замещаются социальными манифестациями) и потери социальных параметров.

Социальному проектированию, как и любой другой специфической сфере знаний, характерно наличие категориального (понятийного) аппарата, где категории являются ступеньками познания мира человеком. Суждения об уровне развития науки складываются исходя из ее категориального аппарата.

Категориальная структура социального проектирования

Категориальная структура социального проектирования — сумма принципов, которые направлены на научную трактовку основных параметров, характеристик грядущих систем, процессов, явлений, их блоков и так далее

Главными составляющими проектной деятельности, ее самыми важными теоретическими категориями являются:

Система социального проектирования

Важное место в проектной деятельности отводится понятию «система». В нынешней литературе встречается немалый перечень определений системы. Одно из них гласит так:

Система — это целостность, которая организованная множеством функций и подходящих им управленческих действий по принятию решений и их осуществлению.

Система включает в себя элемент и структуру. Под элементом подразумевается объект, которые представляет собой предел членения в рамках качества системы, под структурой — относительно устойчивый, организованный способ связи элементов, которые придают их отношениям характер единого целого.

Субъект и объект социального проектирования

Субъектом социального проектирования называют разного рода носители управленческой деятельности, например, отдельные личности, организации, трудовые коллективы, социальные институты, которые ставят своей целью четкую, целенаправленную деформацию социальной действительности.​​

Необходимыми атрибутами субъекта проектирования являются его социальная активность и прямое участие в ходе проектирования.

Качество создаваемых моделей и проектов во многом зависит от знаний и навыков, творчества и мастерства исполнения, культуры и уровня мышления субъекта проектной деятельности, от конкретных умений людей анализировать и синтезировать информацию, а затем предлагать небанальные и оригинальные идеи.

Читайте также:  Звуки свиста во сне

Объектами социального проектирования являются системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, которые включены в проектную деятельность и подвергаются манипуляциям со стороны субъектов проектирования.

В рамках социального проектирования существуют различного рода объекты:

Одним из элементов социальной деятельности можно определить социальное действие, то есть воздействие человека в качестве субъекта социальной активности на управляемую подсистему (социальную структуру), среду, регион, коллектив, группу, личность, которое направлено на воплощение сформированного проекта, достижение заданной цели.

В ходе проектирования систем, социальная деятельность является функционально-временной последовательностью социальных действий (социальная технология процесса проектирования), а проект — особой формой описания потребностей, интересов, установок, стремлений, которые получили выражение в определенной форме знаков.

Технология социального проектирования

Социальная технология — это организованный во времени и пространстве перечень актов социальной деятельности, сумма навыков, методов, приемов, которые направлены на достижение конкретной цели, осуществление социального заказа.

С помощью технологии абстрактные определения науки транслируются на конкретном языке указаний, решений, распоряжений, нормативов и, таким образом, направляют социальную активность людей на продуктивную работу по совершению нужных действий.

Условия социального проектирования

В числе характеристик социального проектирования особое место занимает условие — система социальных явлений и процессов, которая оказывает некое конкретное влияние на деятельность по проектированию. В условия проектной деятельности входит большое количество элементов: отношения, процессы, среда, действия, вещи, деятельность, средства и так далее.
Проектный фон — это сумма внешних по отношению к объекту проектирования условий, которые в значительной степени влияют на его функционирование и развитие.

Методы социального проектирования

Для того, чтобы избежать субъективизма в проектировании, следует опираться на научные методы.

Метод — это способ, с помощью которого можно достичь цели; построение социального проекта — определенным способом организованная деятельность субъекта проектирования.

Существует несколько методов социального проектирования:

Метод «мозгового штурма» напрямую связан с созданием идей, их здоровой конкуренцией, возможностью сопротивления.

Посредством данного метода происходит преодоление недостатков общепринятых устоявшихся способов решения проблем, например, проведение совещания, где различная активность участия отдельных членов группы, малосодержательные доклады, ощутимое влияние конфликтов и противоречий во мнениях участников в отрицательной и непродуктивной форме отражаются на всем деле. Обозначенные недочеты преодолеваются с помочью наличию специалиста, так называемого координатора работы в группе.

Метод деловой игры — комплексный метод, который охватывает все этапы процесса подготовки и принятия решения.

Данный метод используют во время сложных проблемных ситуаций (например, экологических), которые требуют для их решения взаимодействия большого количества неравнодушных ведомств, организаций, общественных сил. Главные цели деловой игры — упорядочить и выстроить единую деятельность всех участников решения проблемы таким образом, чтобы выявить существующие противоречия их интересов касательно проблемной ситуации, обозначить позиции, которые заставляют бороться за общие или групповые интересы, достичь опубликования нужной информации, посодействовать пониманию участниками друг друга, найти путь к консенсусу.

Метод вживания в роль способствует получению более точного представления о том, что необходимо сделать в ходе проектной деятельности. Это не только попытка заглянуть в создаваемое будущее, а желание глубже понять, как будет реализовываться проект. В настоящее время любая проблема заставляет учитывать интересы и желаний людей, что в лучшей степени достижимо при внимательном изучении проектировщиком условий, в которых проходит весь процесс.

Метод аналогии подразумевает, что продуктивно функционирующие предприятия, поселки, города, в которых рационально оптимизированы и решены те или иные социальные проблемы, в известных рамках являются примером, эталоном для формирования социальных задач и целей.

Метод ассоциации состоит в том, что при подготовке проекта зачастую появляется необходимость принимать новые решения, вызванные неприемлемостью имеющейся практики. Поэтому возникает вопрос, как оптимизировать положение, найти способ управления, который был бы рациональнее и эффективнее. Учитывая накопленные знания, формулируются подходы, позволяющие серьезно деформировать нынешнюю практику. Метод ассоциации подразумевает совокупность способов приспособления, преобразования и полной реорганизации.

Метод синектики базируется на том, что несколько представленных идей изучаются по отдельности друг от друга, а затем между ними выявляются определенные взаимные связь и зависимость.

Социальное проектирование и прогнозирование в сфере социальной работы используются для создания социальных программ, социальных предложений и проектов, совершенствования методики, техники и технологии четких форм социологической деятельности.

Источник

Что такое социальное проектирование определение

Сущность и содержание социального проектирования

Социальное проектирование — это научно-теоретическая и одновременно предметная практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, их свойств и отношений на основе социального предвидения, прогнозирования и планирования социальных качеств и свойств, являющихся значимой социальной потребностью. Прогнозируемые, моделируемые и конструируемые качества и свойства социальных объектов дают возможность управлять социальными процессами и являются выражением того социально нового, что характеризует тенденции социального развития. В соответствии с этим социальное проектирование связано с инновационной деятельностью и внедрением социальных инноваций.

Социальное проектирование — синтез научно-теоретической, предметно практической деятельности и элемент социального образования. Как научно-теоретическая деятельность социальное проектирование касается, прежде всего социологии, социальной работы (социономии), социальной философии, политологии, конфликтологии, регионоведения, экономики. Как предметно-практическая деятельность социальное проектирование выражается в создании конкретных социальных проектов, в планировании и управлении развитием территориально-промышленных, экономико-хозяйственных, социально-культурных и других комплексов. Как элемент системы образования социальное проектирование — учебная дисциплина, связанная с изучением методологии и технологии проектирования, инструментальных средств проектирования, его системных принципов, форм и методов.

Развитие социального проектирования связано с применением математических методов и математических моделей, теории игр, компьютерных технологий. Вместе с этим многовариантность разных векторов социального развития характеризуется применением для осмысления актуальных и возможных тенденций социальной динамики таких фундаментальных философских понятий, как концепция возможных миров, разработанная еще в трудах таких классических философов, как Г. Лейбниц и И. Кант, а также принципов кибернетики и синергетики, с привлечением таких понятий, как социальная энтропия (Э. выражает способность энергии к превращениям: чем больше Э. системы, тем меньше заключенная в ней энергия способна к превращениям; Э. означает переход системы от менее вероятных состояний к более вероятным) и ее уровни, социальная деструкция, хаос и порядок, социальная гармония, социальная динамика, социальное ожидание и социальная проекция. Систематическое представление о социальном проектировании выводит эту область знания на уровень теории социального проектирования, которая включает в себя субординированную систему понятий и принципов, методологии и методов, технологии и инструментария, форм и средств социального, предвидения, а также видов и типов социальных проектов, стратегий и тактик проектной деятельности.

Термин «проектирование» происходит от лат. «projectus» — брошенный вперед; это — процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. Проектирование — составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса.

Проектирование означает определение версий или вариантов развития или изменения того или иного явления.

Социальное проектирование — это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. В отличие от проектирования таких объектов, при изменении которых не учитывается субъективный фактор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться. Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования. При этом в основания социального проектирования должны быть заложены следующие параметры:

— противоречивость социального объекта;

— многовекторность развития социального объекта;

— невозможность описания социального объекта конечным числом терминов любой социальной теории (принципиальная неформализуемость);

— многофакторность бытия социального объекта;

— наличие множества субъективных составляющих, определяющих соотношение должного и сущего в отношении развития социального объекта;

— субъективные факторы формирования социального ожидания, социального прогноза и социального проектирования;

— факторы, определяющие разные критерии оценки зрелости развития социального объекта.

Перечисленные выше факторы не являются конечным списком причин, определяющих специфику социального проектирования. Они лишь являются системой тех параметрических черт, которые характеризуют то, что проектирование социальных объектов коренным образом отличается от проектирования таких объектов, которые не обладают указанными чертами.

Читайте также:  Зубы передние поломались сонник

Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей, так называемый отрицательный результат. При его получении необходим тщательный анализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач. Процесс социального проектирования также называют «социальным конструированием».

Проектирование социальных процессов направлено на внесение изменений в социальную среду человека. Оно в идеальной форме задает эти изменения, которые осуществляются последующей реализацией проекта. В этом качестве социальное проектирование выступает своеобразной инженерной деятельностью, по ряду показателей идентичной деятельности по проектированию технических систем. Говоря о деятельности социального проектировщика как о разновидности социально-инженерной деятельности, следует иметь в виду особенности определения поля творческого освоения социальной действительности.

Социальное проектирование тесно связано с технологией реализации проекта. Технология социального проектирования должна конструироваться на основе представлений методологии проектирования и методологии социальных наук. Только в этом случае удастся преодолеть два основных недостатка социального проектирования. Один недостаток — низкая проектосообразность (социальные проекты или утопичны, или подменяются социальными манифестациями), другой — потеря социальных параметров.

Социальное проектирование, как и всякая специфическая сфера знаний, имеет свой категориальный (понятийный) аппарат. Категории выступают как ступеньки познания мира человеком. Об уровне развития науки можно судить по ее категориальному аппарату.

Категориальная структура социального проектирования — это совокупность дефиниций, направленных на научное отражение основных параметров, характеристик будущих систем, процессов, явлений, их блоков и т. п.

Основными элементами проектной деятельности, ее важнейшими теоретическими категориями являются: конструирование, система, субъект проектирования, объект, социальная технология (как совокупность операций), методы социального проектирования, условия проектирования, механизмы социального проектирования и др.

Некоторые методики социального проектирования

Социальное проектирование использует специальные методики. Методики — это способы достижения цели; построение социального проекта — это определенным способом упорядоченная деятельность субъекта проектирования. Среди методик проектирования следует выделить следующие: методику матрицы идей, методику вживания в роль, метод аналогии, метод ассоциации, методику мозгового штурма, методику синектики, моделирование.

Методика матрицы идей — это когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты из этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. Этот важный прием применяется, как правило, при ограниченных возможностях.

Методика вживания в роль помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто заглядывание в будущее, проектируемое, а стремление глубже понять, как будет реализован проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.

Метод аналогии является общенаучным и логическим методом, с помощью которого на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков или отношений у явления, которое выступает объектом проектирования. Аналогия может быть простая, распространенная, строгая и нестрогая.

При подготовке проекта нередко возникает необходимость принять новое решение, которое вызвано неудовлетворенностью существующей практикой. В связи с этим встает вопрос, как улучшить положение, найти более рациональный и эффективный способ управления.

С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т. е. затрагиваются не только формы, но и существенные содержательные элементы. Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации.

Методика мозгового штурма — связь с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Он осуществляется посредством коммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различные проекты, осуществляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений.

Методика синектики . Согласно данной методике несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаются определенная взаимосвязь и взаимозависимость.

Социальное проектирование в качестве особого типа социально-инженерной деятельности оказывается одной из наиболее перспективных технологий использования социологического знания. В этом смысле оно представляет собой эффективное средство практического освоения всех видов научной информации.

Моделирование — это специфическое многофункциональное исследование. Его главная задача — воспроизвести на основании сходства с существующим объектом другой, заменяющий его объект (модель). Модель — это аналог оригинала. Она должна иметь сходство с оригиналом, но не повторять его, так как при этом само моделирование теряет смысл. Недопустимо и произвольное моделирование; в этом случае оно не дает должного представления об оригинале модели и также не выполняет своей, функции.

Стоит отметить, что моделирование выполняет важные эвристические функции: выявляет негативные тенденции, определяет позитивные пути решения проблем, предлагает альтернативные варианты. Моделирование выступает, таким образом, в единстве с прогнозированием, являясь его составной частью.

Условно можно выделить несколько видов (типов) моделей:

· модели будущего — прогностические;

· модели желаемого заданного состояния.

Однако моделирование сложных социальных проблем сочетает в себе все три типа моделей и основные их функции: эвристические, прогностические, прагматические. Многое зависит от цели и способа моделирования, объекта, имеющейся информации, владения методикой, уровня компетентности исследователя.

Учитывая остроту и сложность социальных процессов, моделирование преследует следующие цели:

· с одной стороны — отобразить состояние проблемы на данный, момент; выявить наиболее острые «критические» моменты, «узлы» противоречий;

· с другой стороны — определить тенденции развития и те факторы, влияние которых может скорректировать нежелательное развитие; активизировать деятельность государственных общественных и иных организаций и лиц в поисках оптимальных вариантов разрешения социальных задач.

В научной литературе довольно подробно описаны основные принципы процесса разработки моделей сложных объектов и явлений, которые вполне могут быть применимы в социальном моделировании: компромисс между ожидаемой точностью результатов моделирования и сложностью модели, баланс точностей, достаточное разнообразие элементов модели, наглядность модели, блочное представление модели, специализация моделей и др.

Различают модели материальные и идеальные. Модель является одновременно и средством, и объектом исследования, заменяющим оригинал.

Моделирование применяется тогда, когда сам объект исследования (в силу территориальной отдаленности, невозможности одновременного анализа всех его составных частей) не может исследоваться непосредственно.

Прогрессивность модели определяется характеристиками свойств модели, применимой в той или иной сфере в зависимости от целей и задач исследователей.

В качестве главных критериев выступают :

§ новизна отражения (интуитивное отражение, качественное описание, наглядная имитация, системное воспроизведение);

§ распространенность (социальная сфера в целом, отрасль, социальная группа и т.д.) — уровень разработанности (выдвинута идея, построена схема, разработан алгоритм, формализована материализованная система (кибернетическая)).

Моделирование социальных процессов преследует множество различных целей и задач. Моделирование позволяет определить оптимальные размеры, а также предсказать поведение системы (например, системы социальной защиты многодетных семей в условиях рыночных отношений).

В процессе моделирования анализируется целый ряд факторов, в результате которых обосновываются разные уровни жизни. В отечественной и зарубежной практике принято различать 4 уровня жизни: прожиточный минимум, достаточный, социально необходимый и социально комфортный. Каждый из уровней жизни содержит в себе ряд показателей, в связи с чем при моделировании рассчитываются возможности их осуществления (экономические, организационные, духовные и т.д.); определяются предполагаемые сроки реализации, их прогнозное видение.

Реализация на практике различных социальных моделей, прогнозов, построенных с помощью современнейших технологий и научных разработок – очень сложная работа. Инновационные начинания часто обречены на непопулярность в силу тех или иных, но чаще всего психологических, причин. В связи с возможностью негативных последствий и перемен, внедрение прогрессивных, продвинутых технологий ведется чрезвычайно медленно и осторожно.

Принципы проектирования и моделирования ситуации приобретают все большую популярность. Результативность проектирования обосновывается творческим потенциалом субъектов проектирования.

Источник

DACHARAI - самый большой ресурс для садовода
Adblock
detector