Социальная психология
Информационные ответы на все вопросы курса «Социальная психология» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социальная психология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
5. Общее понятие социального развития личности
В психологии понятие социального развития человека означает развитие его личности и психики в процессе установления многообразных социальных отношений. Под развитием личности понимается формирование социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Развитие психики определяется как закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Развитие рассматривают в процессе филогенеза и онтогенеза. Филогенетическое становление структуры психики осуществляется в ходе биологической эволюции вида. Онтогенетическое формирование структуры психики происходит в течение жизни отдельного индивида от рождения до смерти.
Выделяют три основных фактора развития личности: задатки, активность и внешнее окружение.
Учение Л. С. Выготского о высших психических функциях человека обусловило необходимость исследования развития психики и социального развития человека в диалектическом единстве. Он один из первых изучил вопрос о влиянии социальных условий на динамику психических процессов человека. Определены два уровня психических процессов: естественные и высшие. Естественные функции реализуются в спонтанном реагировании (как, например, у животных). Высшие психические функции (ВПФ) могут быть развиты только при социальном взаимодействии. Определены пять основных признаков ВПФ: сложность, социальность, опосредованность, произвольность и пластичность.
Сложность проявляется в том, что ВПФ многообразны по особенностям формирования и развития, по структуре и составу условно выделенных частей и связей между ними. Сложность определяется спецификой отношений некоторых результатов филогенетического развития человека с результатами онтогенетического развития на уровне психических процессов.
Социальность ВПФ определяется их происхождением. Они могут развиваться только в процессе взаимодействия людей друг с другом.
Опосредованность ВПФ наблюдается в способах их функционирования.
Произвольными ВПФ являются по способу осуществления. Человек способен осознавать свои функции и осуществлять деятельность в определенном направлении, предвосхищая возможный результат, анализируя свой опыт, корректируя поведение и деятельность. Произвольность ВПФ определяется тем, что индивид способен действовать целенаправленно, преодолевая препятствия и прилагая соответствующие усилия.
Пластичность ВПФ представляет собой их способность к относительно устойчивому существованию вне зависимости от некоторых повреждений.
Что такое социальное развитие человека
Тема 6. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА
На базе представлений З.Фрейда были разработаны теории о социальном развитии человека как о смене жизненных кризисов. Наибольший интерес представляют две теории, разработанные Э. Эриксоном и Д.Б. Элькониным.
Как уже неоднократно говорилось, для образования связи между ребенком и каждым из его родителей наибольшее значение имеют первые мгновения его жизни. В основе формирования этих связей лежат взгляды, движения и особенно улыбки ребенка. C о второй недели жизни новорожденный не только проявляет интерес к человеческому лицу, но и отличает лицо своей матери
Детство и отрочество
· включать социально-фиксированные эталоны в перцептивную деятельность ребенка, то есть происходит переход к опосредованности понятий;
В этом же преддошкольном возрасте начинается формирование собственного «я». Тем не менее, к концу преддошкольного возраста «я» ребенка представляет собою весьма неустойчивый, элементарный, недифференцированный комплекс, включающий представление о своих простейших индивидных и социальных характеристиках.
Ребенок начинает называть себя по имени, выделять себя как постоянное целое из текущего потока изменяющихся собственных действий и состояний. Так, очень долго ребенок называет себя «он/она», практически только к трем годам он начинает говорить о себе «я».
К трем годам он может произвольно изменить поведение и затормозить непосредственные импульсы по словесному приказу взрослого.
Что может ребенок к 6/7 годам?
Обобщая, можно сказать, что к концу дошкольного периода у ребенка формируется готовность к обучению.
Здесь особенно большую роль играют группы сверстников, особенно для развития идентификации и формирования установок. Показано, что подростки гораздо легче идентифицируют себя с другими подростками, чем со старшими (даже если последние относятся к тому же полу, расе, религии и общине, что и сам подросток).
На этой стадии тесно связаны дружба и сексуальность. Так, у подростка «хороших друзей» обычно меньше, чем в любом другом возрасте (обычно не более 5), но среди них больше представителей другого пола
В расцвете зрелости приоритеты отдаются деятельности, направленной на достижение поставленных жизненных целей; поддерживаются только самые прочные связи. Число друзей снижается до 5 и менее.
С приходом старости и в связи с драматическими событиями (уходом близких и спутников жизни), тем не менее, дружеские связи укрепляются, особенно, когда друзья оказываются в сходной ситуации. Среднее число друзей у человека, ушедшего на покой, составляет 6 чел.
Теории жизненных кризисов
На базе представлений Фрейда были разработаны теории о социальном развитии человека как о смене жизненных кризисов. Наибольший интерес представляют две теории, разработанные Э. Эриксоном и Д.Б. Элькониным.
Жизненные кризисы по Эриксону..
Успешное преодоление кризиса 40 лет связано с выполнением следующих условий:
7.1. развитие уважения к мудрости, сменяющее примат физической храбрости.
7.2.замена сексуализации социальных отношений на их социализацию
7.3.сохранение эмоциональной гибкости в противовес аффективному обеднению за счет смерти близких и обособления детей
Здесь также выделяется несколько условий:
8.1.переоценка собственного «я» помимо его профессиональной роли;
Жизненные кризисы по Эльконину
Социальное развитие человека
Развитие — это направленное, закономерное изменение чего-либо под влиянием внешних и внутренних факторов. В результате разви- тия происходят качественное и количественное изменения. Социаль- ное развитие личности — это количественное и качественное измене- ние личностных структур в процессе формирования человека, его социализации и воспитания. Оно представляет собой естественное и закономерное природное явление, характерное для человека, находя- щегося с рождения в социальной среде.
Социальное развитие человека имеет непрерывный, но неравно- мерный характер. Непрерывность его заключается в постоянной по- требности социального изменения, сохранения, утраты социального опыта как естественного социального роста человека. Социальное в личности обогащается, приобретает или утрачивает что-либо, сохра- няет определенный уровень возможного в чем-либо и т.д. Неравно- мерность социального развития выражается в том, что оно не имеет линейного и постоянного характера. Этот процесс меняется в зависи- мости от многих факторов, в том числе от возраста, типа темперамен-
Глава 4. Педагогика социального становления личности 43
та, предрасположенности, состояния человека, условий среды, самоак- тивности и пр.
Выделяют актуальный и потенциальный уровень развития ребен- ка. Первый свидетельствует о возможности ребенка самостоятельно решать задачи. Другими словами, по уровню развития он представля- ет собой личность в настоящий момент. Зона ближайшего развития (Л.С. Выготский) свидетельствует о ранних возможностях развития ребенка. Потенциальный уровень — это его индивидуальные способ- ности, которые могут быть в нем реализованы в дальнейшем.
Социальное становление человека тесно связано с его психикой. В специальной литературе выделяют такое понятие, как «психосоци- альное развитие». Его особенности на этапе раннего возраста (Мэри Эйнверт и Джон Болби) заключаются в следующем: приспособление и интерес к миру (с момента рождения до 3 месяцев); влюбленность (от 2 до 7 месяцев); развитие интенциальной коммуникации (от 3 до
10 месяцев); появление устойчивого чувства Я (от 9 до 18 месяцев); возникновение эмоционального воображения (от 18 до 36 месяцев); эмоциональное мышление (от 30 до 48 месяцев).
Что такое социальное развитие личности, и как оно должно выглядеть на практике
Много приходится слышать про физическое развитие личности, про духовное, волевое, эмоциональное и прочее, но почти совсем ничего не говорится про социальное развитие личности. А ведь человек — существо социальное. Поэтому социальное развитие личности — одна из важнейших составляющих её общего, гармоничного развития.
Что такое социальное развитие? Человек — существо социальное, он, в принципе, не может жить один, как медведь. Хотим мы того или нет, мы живём в обществе, нуждаемся в других людях и зависим от других людей. Жить в обществе и быть свободным от общества — нельзя! Как же научиться мирно уживаться с другими людьми, с пользой и для себя, и для окружающих? Это и есть социальное развитие личности.
Социально развитая личность прекрасно ладит с окружающими людьми, принося пользу и себе, и другим людям. На практике часто сталкиваешься с двумя крайностями. Одни сильно зависят от мнения окружающих, постоянно думают: «А что люди скажут?», «А что люди подумают?», «А как я выгляжу со стороны?». Такая постоянная оглядка на окружающих до добра не доводит. Другие, наоборот, думают: «Чихать я хотел на окружающих и на их мнение!», «Что хочу, то и делаю, никто мне не указ!», «Только мать родная имеет право делать мне замечания, и то не всегда!». Такая позиция тоже до добра не доводит.
Вообще за всю историю человечество выработало 4 основные позиции по этому вопросу: эгоизм, индивидуализм, коллективизм, альтруизм. Эгоист ставит на первое место свои собственные интересы и вообще игнорирует интересы других людей, интересы общества, коллектива. Индивидуалист ставит свои собственные интересы на первое место, а интересы других людей — на второе. Коллективист ставит интересы других людей на первое место, а свои собственные — на второе. Альтруист ставит на первое место интересы других людей и вообще игнорирует свои собственные интересы. Две крайности однозначно плохие. Эгоистов никто не любит. В детском коллективе их, как правило, бьют, и правильно делают! Во взрослом, где драться не принято (хотя иногда могут поддать и во взрослом коллективе!), их, как правило игнорируют, бойкотируют, с ними никто не хочет общаться. Но и альтруизм — тоже плохо! Если бы все были альтруистами, то очень быстро умерли бы от голода, при этом каждый из последних сил пытался бы накормить другого. В мире, где не все альтруисты, окружающие садятся альтруисту на шею и начинают погонять. Это плохо и для самих окружающих, они от этого деградируют как личности, но ещё хуже для самого альтруиста, жизнь которого становится просто невыносимой! Поэтому эгоизм и альтруизм сразу исключим и даже не будем обсуждать. Сложнее с индивидуализмом и коллективизмом. Многие скажут, что индивидуализм лучше! Существует даже научное направление — индивидуалистическая этика, представители которого пытаются научно обосновать полезность индивидуализма и вредность коллективизма. По их мнению, человек должен позаботиться сначала о себе, потом уже о своей семье, потом — о прочих родственниках, друзьях, близких, знакомых, а потом уже, если время останется, и обо всех остальных людях. На самом деле, конечно, это вопрос сложный, но, я думаю, что человек всё-таки должен быть коллективистом. Не альтруистом, но коллективистом. Жить надо не для себя, но и не для других, а вместе со всеми и для всех. Поэтому не надо никому, даже родственникам, позволять садиться себе на шею, манипулировать, использовать, эксплуатировать и т.п. Но и сами старайтесь этого не допускать по отношению к другим людям, относитесь к другим людям уважительно, дружелюбно, старайтесь сделать им приятное.
Тут, правда, есть один нюанс. Иногда думаешь, что сделал человеку приятное, а ему неприятно, он обиделся, а то и рассердился. Это бывает, потому что все люди разные, и то, что приятно одному, вполне может быть неприятно другому. «Золотое правило морали» гласит: «Никогда не поступай по отношению к другим людям так, как ты не хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе, а всегда поступай так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе». Однако, с позиции современных научных исследований, это правило неверное. Например, я люблю шоколад и хочу, чтобы мне дали шоколадку, а человек не любит. Я, следуя «Золотому правилу морали», дарю человеку шоколадку, чтобы сделать ему приятно, а ему не приятно, он вслух, может, и не скажет, но обязательно подумает: «Да чтоб ты провалился со своим шоколадом!» Поэтому психологи дают другой совет: «Никогда не поступай по отношению к другим людям так, как они не хотят, чтобы ты поступал по отношению к ним, а всегда поступай по отношению к ним так, как они хотят, чтобы ты поступал по отношению к ним».
Другими словами, все люди разные, и к каждому нужен индивидуальный подход. Поэтому учитесь разбираться в людях, учитесь чувствовать их и понимать, что они хотят, а не только то, чего хотите вы. Присматривайтесь к другим людям, особенно к тем, с кем вы собираетесь жить, работать, строить отношения или иметь общие дела. Присматривайтесь, изучайте их, старайтесь их понять, что они думают, чувствуют, их интересы, потребности, желания. Старайтесь быть терпимее, толерантнее по отношению к другим людям, особенно по отношению к родным и близким.
Иногда бывает, что самые близкие люди нас сильно раздражают. Меня самого раздражала собственная мать, и я, бывало, срывался и даже кричал на неё. Но потом мне стало стыдно, и я подумал: «Ну что я делаю? Ведь это же мама!» Но совсем не раздражаться не получалось, и тогда я решил кричать … «про себя». А потом сам себе говорю: «Ну что, проорался? Ну вот и молодец! А теперь всё, хватит. Теперь подойди и поцелуй маму!» Вот такие специальные приёмы, хитрости, иногда очень помогают в общении и с близкими, и с дальними людьми.
А теперь рассмотрим противоположный случай. Иногда близкие или не очень близкие люди сами нетерпимы, не толерантны, грубы и раздражительны по отношению к нам. Что делать в этой ситуации? Здесь можно действовать несколькими способами. Иногда, особенно с самыми близкими, имеет смысл поговорить откровенно: «Давай, поговорим. Давай расставим все точки над «и». Что тебя не устраивает? Почему ты меня не любишь? Что тебе от меня надо?» Правда, надо демонстрировать не готовность идти на односторонние уступки, а готовность к поиску консенсуса, компромисса. Иногда надо давать отпор. В первую очередь, отпор надо давать ловким манипуляторам. Особенно тем, кто пытается манипулировать вами в тёмную, незаметно для вас. Как давать им отпор? Иногда имеет смысл наглеца в прямом смысле слова «послать», правда, лучше всё-таки мысленно, но если человек сильно назойлив, то можно решительно сказать: «Да пошёл ты!» — с тем, чтобы человек понял — здесь ловить нечего, все остальные попытки манипулирования бесполезны! Однако не совсем верным является совет некоторых психологов — «сначала научитесь говорить «нет!»». Сначала нужно учиться отвечать «да». Это разнообразит вашу жизнь и поможет вам найти цель. Сделав это, научитесь отвечать «нет», чтобы полностью сосредоточиться на этой цели и отказаться от всего лишнего.
Ещё раз обратим внимание на первые две составляющие социального развития личности: коллективизм и умение понимать других людей, «влезать в их шкуру», помогать им, делать им приятное, но не позволять им «садиться себе на шею». Третья составляющая социального развития — общительность, коммуникабельность. Тем, кто уже общителен — это не актуально, но актуально для людей робких, стеснительных, зажатых, не умеющих общаться. Есть много самоучителей — как развить общительность и коммуникативные навыки. Самые классические — Д. Карнеги: «Как эффективно общаться с людьми», «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей», «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей выступая публично». Но несколько общих советов дам.
Как развить общительность, коммуникабельность? Чтобы повысить коммуникабельность, не следует ограничиваться определённым кругом лиц. Надо уметь общаться с любым человеком, какой бы характер у него ни был. Коммуникативные навыки приобретаются тогда, когда вы учитесь выражать мысли чётко, кратко. Ни в коем случае не перебивайте собеседника и не критикуйте его, не допускайте сарказма. Всё это оттолкнёт человека. Никому не нравится, когда собеседник в разговоре пытается вызвать интерес к собственной персоне, совершенно не интересуясь собеседником и не слушая его. Такие люди отталкивают от себя, и общаться с ними в другой раз не захочется. Такое «общение» и общением-то назвать сложно. В разговоре всегда можно найти тему, интересную для обоих. Старайтесь больше читать и совершенствовать интеллект, будьте в курсе событий и новостей, тогда всегда найдёте, о чём говорить с окружающими. Некоторые люди в силу замкнутого характера испытывают трудности в налаживании контактов и страдают от одиночества. Окружающие тоже избегают такого человека из-за его замкнутости и нежелания общаться. Если вы обладаете таким характером, постарайтесь чаще вступать в разговор. Делая это, вы перестанете бояться людей. Иногда причиной некоммуникабельности человека является страх перед грубостью окружающих. Но такая реакция обусловлена временным раздражением или плохим настроением собеседника. Не огорчайтесь, если встретите грубый ответ, и не перенимайте у этого человека плохое настроение. Чтобы расположить к себе людей, учитесь делать комплименты. Это вызовет у человека симпатию и расположит к дружескому общению. Не забывайте про улыбку. Она — друг в процессе повышения коммуникабельности. Искренняя улыбка располагает людей к общению и поднимает настроение. Применяя в жизни эти правила, вы будете легко находить контакты с людьми и добьётесь в жизни немалых успехов.
Социальное развитие человека
Развитие — это направленное, закономерное изменение чего-либо под влиянием внешних и внутренних факторов. В результате развития происходят качественное и количественное изменения. Социальное развитие личности — это количественное и качественное изменение личностных структур в процессе формирования человека, его социализации и воспитания. Оно представляет собой естественное и закономерное природное явление, характерное для человека, находящегося с рождения в социальной среде.
Социальное развитие человека имеет непрерывный, но неравномерный характер. Непрерывность его заключается в постоянной потребности социального изменения, сохранения, утраты социального опыта как естественного социального роста человека. Социальное в личности обогащается, приобретает или утрачивает что-либо, сохраняет определенный уровень возможного в чем-либо и т.д. Неравномерность социального развития выражается в том, что оно не имеет линейного и постоянного характера. Этот процесс меняется в зависимости от многих факторов, в том числе от возраста, типа темперамен-
та, предрасположенности, состояния человека, условий среды, самоактивности и пр.
Выделяют актуальный и потенциальный уровень развития ребенка. Первый свидетельствует о возможности ребенка самостоятельно решать задачи. Другими словами, по уровню развития он представляет собой личность в настоящий момент. Зона ближайшего развития (Л.С. Выготский) свидетельствует о ранних возможностях развития ребенка. Потенциальный уровень — это его индивидуальные способности, которые могут быть в нем реализованы в дальнейшем.
Социальное становление человека тесно связано с его психикой. В специальной литературе выделяют такое понятие, как «психосоциальное развитие». Его особенности на этапе раннего возраста (Мэри Эйнверт и Джон Болби) заключаются в следующем: приспособление и интерес к миру (с момента рождения до 3 месяцев); влюбленность (от 2 до 7 месяцев); развитие интенциальной коммуникации (от 3 до 10 месяцев); появление устойчивого чувства Я (от 9 до 18 месяцев); возникновение эмоционального воображения (от 18 до 36 месяцев); эмоциональное мышление (от 30 до 48 месяцев).
Социализация человека как социально-педагогическое
Явление
Как отмечает А.В. Мудрик, в науку о человеке термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» — земли, средств производства и т.п. Применительно к человеку он нашел отражение в работе американского социолога Ф.Г. Гиддингса «Теория социализации» (1887). В ней термин «социализация» применяется в значении близком к современному: «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».
Социализация (от лат. зойаНз — общественный) — процесс становления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих Данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта.
Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и Результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление —
Раздел II. Социальное формирование личности
Глава 4. Педагогика социального становления личности
это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.
Социальные ценности рассматриваются в широком и узком смысле. В широком смысле они определяют наиболее значимые общественные явления и факты реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальных групп и личности. В более узком смысле — это нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания. Социальный опыт представляет собой совокупность социальных знаний и усвоенных умений и навыков жизнедеятельности личности в определенном социуме. Он включает различные проявления человека в сферах познания среды и самопознания, взаимодействия с другими людьми, профессиональной деятельности, выполнения различных социальных ролей.
Наследственные и врожденные особенности составляют определенный потенциал, определяющий предрасположенность человека в развитии. В процессе социального развития и воспитания человека он может быть реализован, приумножен, ослаблен или вообще не осуществлен. Выделяют позитивные и негативные предрасположения в формировании человека, становлении его как личности. Такие предрасположения можно подразделять в зависимости от их социальной важности и перспективности.
Позитивные предрасположения — это наиболее целесообразный базис социальных задатков для стимулирования направленного развития человека в процессе социализации, в котором он впоследствии может добиться наибольших результатов в самосовершенствовании и самореализации как личность. Это главным образом важно в работе с детьми, имеющими особые нужды.
Негативные предрасположения — это те характерные особенности, которые либо ограничивают его в возможностях социального развития, либо имеют четко выраженный отрицательный социальный характер, что может негативно сказаться на его социальном развитии.
В социальной педагогике существуют биогенное (биогенетическое) и социогенное (социогенетическое) направления, определяющие своеобразие перспектив социального развития и воспитания человека.
Сторонники биогенного (биогенетического) направления считают, что развитие человека предопределено наследственностью. Именно от лее зависит, кем может стать в будущем этот человек. С позиции науки такой подход не имеет достаточных оснований. Наследственность определяет только возможное, но не достаточное для социального развития личности. Нужны еще соответствующие условия для их реализации и порой значительное личное участие человека.
Отрицательные наследственные предрасположения в семьях риска, когда один или оба из родителей являются алкоголиками, наркоманами, имеют отклонения в психике и т.д., являются условиями, которые могут быть трансформированы в сдерживающие факторы в процессе роста ребенка. Направленная работа с такими детьми, предупреждение появления условий, которые могли бы стимулировать развитие у них негативных предрасположений, позволяют предусматривать и в значительной степени сдерживать возможность их социально-негативного развития и воспитания. В этом, по сути, и состоит профилактическая социально-педагогическая работа с конкретным ребенком, причем не только с ним, но и с его непосредственным окружением, прежде всего с родителями (лицами, их заменяющими).
Сторонники социогенного (социогенетического) направления в педагогике считают, что человек с рождения очень динамичен и из него можно «лепить» все, что угодно воспитателю. Однако реальная жизнь такова, что далеко не все можно сформировать и развить у ребенка, что хотел бы воспитатель. Если ребенок не имеет предрасположения к тому, что у него развивают, перспективы будут ограничены. Имеют место факты, когда воспитатель, не реализовав собственный позитивный потенциал в развитии и воспитании ребенка, формирует у него качества, которые впоследствии негативно скажутся на саморазвитии и самореализации. Характерно, что если не считаться с возможностями ребенка, то можно «сломать» его, разрушить личность. Последствия такой воспитательной деятельности иногда могут привести к серьезным социальным и личностным проблемам^ потребуется значительная помощь психиатра или психолога.
Реальная жизнь диктует необходимость обеспечения единства не только биогенного и социогенного подходов, но и других в воспитательной работе с ребенком. В процессе социального развития и воспитания ребенка необходимо знать его индивидуальные особенности и возможности. Одновременно следует уметь создавать средовые условия, позволяющие обеспечивать наиболее полную и целесообразную Реализацию того индивидуального, которое присуще конкретному ре-
Раздел II. Социальное формирование личности
Глава 4. Педагогика социального становления личности 47
Факторы среды — это все то, что непосредственно и опосредованно воздействует на человека: семья, детский сад, школа, школьный коллектив, личность учителя, неформальные молодежные объединения, в которые входит ребенок, средства массовой информации, книги и пр.
И. Бронфенбреннер выделяет четыре группы таких факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся: микросреда — это то, что непосредственно окружает человека с самого рождения и оказывает наиболее существенное влияние на его развитие (она, в частности, включает: семью, родителей, условия жизни, игрушки, книги, которые он читает и пр.); мезосистема — складывающиеся взаимоотношения между различными жизненными областями, определяющими и существенно влияющими на действенность воспитания (к ним относятся, например, школа и семья; объединения, в которые входят члены семьи; среда семьи и улицы, где дети проводят свое время и др.); экзосистема — это общественные институты, органы власти, административные учреждения и т.д. (они опосредованно влияют на социальное развитие и воспитание ребенка); макросистема — это нормы культуры и субкультуры, мировоззренческие и идеологические позиции, господствующие в обществе (она выступает нормативным регулятором воспитывающей системы человека в среде жизнедеятельности).
Мудрик выделяет три группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся: макрофакторы — космос, планета, мир; мезофакторы — этнокультурные и региональные условия, тип поселения, средства массовой коммуникации; микрофакторы — ин- ; статуты социализации (семья, дошкольные учреждения, школа, вуз, трудовой коллектив), религиозные организации, группа сверстников и субкультура.
Десоциализация (от фр. йез. — приставка, означающая уничтожение, удаление чего-либо и социализация) — утрата человеком по каким-либо причинам или под воздействием неблагоприятных для его жизнедеятельности факторов (например, длительные болезнь, отпуск, изоляция от естественной среды, сильная травма головы, дискомфортные для этого человека условия самопроявления и пр.) социального опыта, отражающаяся на его самореализации в среде жизнедеятельности. Основные причины десоциализации обусловлены различными факторами. Особое место принадлежит личностным, средовым и воспитательным факторам.
Личностные факторы характеризуются потенциалами и состоянием человека, сдерживающими проявление его активности в естественной для него среде, самоограничениями либо сменой характера привычной для него деятельности, способствующей приобретению иного
социального опыта. Состояние организма создает настроение, желание и способность проявлять себя в определенной деятельности. Негативное (нездоровое) состояние сказывается на желаниях, интересах и способности проявлять естественную для человека активность. Сре-довые факторы характеризуют нетипичные для данного человека условия, влияющие на его способность проявлять естественную активность. К таким факторам относятся преимущественно: новизна обстановки; давление со стороны коллектива, группы, отдельной личности. Воспитательные факторы характеризуют результат или особенности воспитательной деятельности, негативно сказывающиеся на самопроявлении человека. Такая воспитательная деятельность может формировать определенную активность, не соответствующую возможностям ребенка и сдерживающую его проявление в какой-либо обстановке, в присутствии определенных лиц.
Десоциализация может играть положительную или отрицательную роль в жизни и социальном развитии ребенка. Положительная роль заключается в том, что она помогает человеку избавиться от негативного социального опыта; способствует приобретению нового опыта, расширению его социальных возможностей. Данный фактор активно используется в воспитании человека, в исправительной и перевоспитательной работе с ним. Отрицательная (негативная) роль десоциализации заключается в том, что человек теряет накопленный позитивный социальный опыт, необходимый ему для естественной самореализации. Она негативно сказывается на профессиональной деятельности человека, на его самопроявлении в естественных для него условиях.
Ресоциализация (от лат. ге. — приставка, обозначающая повторное, возобновляемое действие; противоположное, обратное действие или противодействие и социализация) — восстановление у человека утраченных социальных ценностей и опыта общения, поведения, жизнедеятельности. На ресоциализацию и ее результаты также существенно оказывают влияние различные факторы, в том числе личностные, средовые и воспитательные.
Между социализацией, десоциализацией и ресоциализацией существует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Этот фактор оказывает неоценимую помощь в воспитательной работе в процессе исправления и перевоспитания человека.
Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли.
Раздел II. Социальное формирование личности
Глава 4. Педагогика социального становления личности
Роль — это жизнедеятельность человека в системе норм, определяющих его поведение, общение и отношения в данной социальной позиции. Социальная роль — поддерживание человеком определенного социального статуса в соответствии с потребностями повседневной жизни, профессиональной деятельностью, выполняемой функцией и пр. Социальная роль может быть усвоена им на уровне знакомства (знает суть деятельности), основ (умеет выполнять), совершенства (владеет умением на уровне специалиста, опытного человека).
Выделяют различные виды социализации, в процессе которых усваиваются социальные роли. К основным из них относят: полороле-вую, семейно-бытовую, профессионально-трудовую, субкультурно-групповую. Полоролевая социализация представляет собой освоение человеком опыта социального поведения в соответствии с его половой принадлежностью и проявлением его в повседневной жизни в зависимости от возраста и изменяющихся вместе с ним социального положения и роли в обществе (мальчик или девочка, невеста или жених, муж или жена, отец или мать и пр.). Семейно-бытовая роль — исполнение человеком социальной роли в соответствии с социальным положением в семье. Она проявляется в усвоении и проявлении опыта семейной жизни, укреплении семейных отношений, ведении хозяйства, воспитании детей. Профессионально-трудовая роль осуществляется на основе социального опыта выполнения человеком определенной профессиональной деятельности. Субкультурно-групповая роль — это социальная роль, которую он усвоил и которая своеобразно проявляется с учетом культуры среды, где он жил, учился, общался, трудился. Каждый регион имеет социокультурные особенности поведения, общения, речи, что способствует формированию своеобразия социума. Субкультурно-групповая роль отличает людей различных регионов, национальной и религиозной принадлежности, социального окружения, возраста, профессиональной деятельности и пр.
Овладение человеком той или иной социальной ролью происходит постепенно, в соответствии с его возрастом, средой жизнедеятельности. В процессе социализации он проходит определенные стадии (этапы) и ступени.
Существуют различные подходы к выделению этапов социализации, например, по характеру протекания: стихийный, относительно направляемый, социально контролируемый и самоуправляемый.
В 1920-е гг. выделяли этапы, ориентированные на анатомо-фи-зиологические изменения организма ребенка. В 1970-е гг. Д. Б. Эль-конин (1904—1984) предложил возрастную периодизацию развития психики, основанную на смене ведущих деятельностей: дошкольники — игра; младшие школьники — обучение; подрост-
ки — интимное личное общение, юноши — учебно-профессиональная деятельность. В 1980-е гг. А.В. Петровский выдвинул концепцию возрастной периодизации развития личности, определяемую типом деятельностно-опосредованных отношений индивида с наиболее референтными для него группами.
Существует подход выделения стадий социализации человека в зависимости от отношения его к трудовой деятельности: возрастные (Ловингер): 1) досоциальная (младенчество); 2) импульсивная (раннее детство); 3) самозащитная («дельта», раннее детство); 4) конформистская (позднее детство/отрочество); 5) сознательная (отрочество/юность); 6) автономная (юность/зрелость); 7) интеграционная (взрослость); (Кеган): 0) инкорпоративная (младенчество); 1) импульсивная (от 2 до 7 лет); 2) имперская (7—12 лет); 3) интерперсональная (13—19 лет); 4) институциональная (ранняя взрослость); 5) интериндивидуальная (взрослость); по характеру отношения к трудовой деятельности: дотрудовая (ранняя социализация) — до школы, стадия обучения; трудовая — стадия высшей школы, стадия трудового коллектива; послетрудовая — стадия выхода на пенсию, стадия самореализаии на пенсии.
Основные ступени социализации человека: идентификация, индивидуализация, персонализация.
Каждый человек в отдельности — индивид — это особый мир со своими возможностями и особенностями. Категория «индивид» (от лат. 1патос1иит — неделимое) по отношению к человеку означает, что этот конкретный человек является единичным природным существом, представителем вида Ното 8ар1еп5. Он — носитель индивидуального своеобразия в сообществе других людей. Термин «индивид» иногда употребляется как синоним индивидуальности. Идентификация» (от лат. ЫепИпсаге — отождествлять) означает отождествление человека с кем-либо, чем-либо. 3. Фрейд (1856—1939) ввел это понятие и типы идентификации для характеристики процессов усвоения ребенком значимых для него образцов поведения:
а) первичная идентификация в младенчестве — примитивная
форма эмоциональной привязанности ребенка к матери;
б) вторичная идентификация — проявление защитного механиз
ма. По Фрейду, маленький ребенок старается отождествлять себя с
наиболее значимой для него личностью. Он копирует некоторые осо
бенности поведения таких лиц. Ребенок идентифицирует себя с лю
бимым человеком или с людьми, которых он ненавидит или которым
завидует;
Раздел II. Социальное формирование личности
Глава 4. Педагогика социального становления личности
жении объекта психологически вживается в его состояние, болезнен-1 но переживая его.
В процессе социализации происходит развитие особенностей кон- ] кретного человека, формируется индивидуальность. Это означает, что 1 все то, что присуще этой личности, получает еще большее своеобразие, уникальность, обретает неповторимую самобытность. Индивиду- | альность означает особенное, самобытное, свойственное данному ин-1 дивиду природное и социальное своеобразие проявлений человека в | мире своих способностей и стремлений, личностных отношений и | жизненных смыслов.
В процессе социализации происходит персонализация (от лат. рег- ; зопа — личность) — процесс, в результате которого субъект получает ■ идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступать в общественной жизни как личность (Петровский). I
Имеет место и деперсонализация — как следствие отчуждения про- I дукта труда от его создателя или присвоения плодов чужого труда I (например, отделение архитектора от результатов его деятельности). I Деперсонализация возможна не только как следствие приписывания ] себе чужих заслуг, но и как «трансляция» своих недостатков и ошибок 1 кому-нибудь другому.
Личность — это конкретный человек, наделенный сознанием, ин- | дивидуальностью, сложившийся в процессе социального развития. 1 В широком традиционном смысле под ней понимается индивид как | субъект социальных отношений и сознательной деятельности, | В узком смысле личность, обладающая системным качеством, определяется включенностью в общественные отношения, формируемые в совместной деятельности и общении.
На социализацию человека значительное влияние оказывают наследственные и врожденные особенности, факторы среды, личная роль \ в саморазвитии, самосовершенствовании.
Человек выступает как объект и субъект социализации. Как объекту, ему принадлежит значительная роль в процессе усвоения соци- | ального опыта для развития и саморазвития. Она имеет осознаваемый
(человек сам принимает решение, чем и как заниматься и что делать я интересах самосовершенствования) и неосознаваемый (человек под воздействием различных факторов включается в деятельность, которая обусловливает его социальное развитие) характер. На начальном уровне развития человека (на ранних этапах его возраста) роль личности в социализации выражается в естественной активности ребенка в самопроявлении. В дальнейшем с развитием сознания возрастает значение направленной активности человека в деятельности, общении, в работе над собой по самосовершенствованию. Факторы, обусловливающие самопроявление личности на различных возрастных этапах, — это игра, учение, общение, профессиональная деятельность.