что такое социальное сопровождение в системе социального обслуживания

Карта технологии

В России создана система государственной поддержки граждан, нуждающихся в помощи, социальных услугах и сопровождении. Федеральный закон от 28.12.2014 № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» определяет правовые рамки формирования нового государственного механизма поддержки граждан – социального сопровождения.

Социальное сопровождение – деятельность по оказанию содействия гражданам, нуждающимся в медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия.

Таким образом, социальное сопровождение является одной из основных технологий современной социальной работы с представителями «уязвимых» групп населения, нацеленной на решение всего комплекса имеющихся у них социальных проблем

Преодоление жизненных трудностей граждан, минимизация негативных последствий и формирование социально положительных ориентаций посредством предоставления медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи в соответствии с потребностями личности и характера самих проблем

Граждане, в т.ч. родители (законные представители), опекуны, попечители, признанные нуждающимися в социальном обслуживании и сопровождении:

Организации социального обслуживания населения, образования, здравоохранения, культуры и спорта, КДН и ЗП, ОДН, центры занятости населения. Социальные педагоги, специалисты по социальной работе, психологи, юристы, волонтеры

Социальное сопровождение – это комплекс мер, направленных на поддержание процессов активной жизнедеятельности и развития естественных способностей получателя социальных услуг, а также создание условий для предупреждения развития негативных последствий и различных социальных проблем, мобилизация человека на активизацию скрытых резервов, обучение новым профессиям, способности самостоятельно справляться с возникшими проблемами.

Социальное сопровождение включает в себя элементы обучения и развития способностей получателя социальных услуг к дальнейшему повышению своего социального статуса, умению самостоятельно владеть подходами, социальными технологиями и практиками, предлагаемыми специалистами социальной сферы

Механизм реализации (формы и методы)

Процесс социального сопровождения цикличен и включает в себя следующие этапы:

первый этап – этап проблематизации. На этом этапе специалисты обнаруживают и актуализируют вместе с получателем социальных услуг предмет социального сопровождения. Выявляются суть, причины возникновения, обнаруживаются противоречия, формулируется проблема;

на втором (вариативном) этапе осуществляется поиск вариантов решения проблемы и определяется степень участия сопровождающего в этом процессе, а также средства сопровождения;

на третьем (практическом) этапе совершаются совместно с получателями социальных услуг реальные действия, которые приводят сопровождаемого к решению проблемы;

на четвертом (аналитическом) этапе сопровождающие и получатели социальных услуг анализируют происходящее, прогнозируют возможность появления новых трудностей и путей их преодоления.

При этом необходимо конкретное определение меры этой помощи (степени вмешательства), оказания помощи как через действия получателя, так и через действия специалистов.

Формами социального сопровождения являются стационар, полустационар, обслуживание на дому.

Социальное сопровождение может быть индивидуальным, когда принимается на сопровождение один из членов семьи, и групповым, когда сопровождаются все члены семьи.

В процессе социального сопровождения специалистами осуществляется:

Результативность (критерии и показатели)

Для оценки результатов социального сопровождения получателей социальных услуг могут использоваться индикаторы и показатели, характеризующие:

Источник

Социальное сопровождение

Социальное сопровождение является формой социальной поддержки и предусматривает предоставление конкретному лицу или семье комплекса социальных услуг.

Цель социального сопровождения — преодоление жизненных трудностей, минимизация негативных последствий или даже полное решения проблем семьи или лица.

Социальное сопровождение оказывается гражданам, в т.ч. родителям (законным представителям), опекунам, попечителям, признанным нуждающимися в социальном обслуживании и сопровождении:

семьям, воспитывающим детей-инвалидов;

семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от рождения до 3-х лет;

малообеспеченным семьям (с низким уровнем дохода);

семьям, имеющим намерение отказаться от ребенка (в т.ч. от новорожденного);

семьям с одним родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей;

семьям, находящимся в социально опасном положении;

семьям переселенцев, беженцев, мигрантов;

семьям с несовершеннолетними детьми, в которых один или оба родителя страдают алкогольной или наркотической зависимостью;

семьям, в которых несовершеннолетний ребенок находится в конфликте с законом;

женщинам с детьми и беременные, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Социальное сопровождение предусматривает:

осуществления социальной помощи, предоставления социальных услуг и социальной реабилитации в соответствии с потребностями личности и характера самих проблем;

социальное воспитание, включающее создание и проведение мероприятий, направленных на овладение и усвоение общечеловеческих и специальных знаний, социального опыта с целью формирования социально-положительных ценностных ориентаций;

психологическую, социальную и юридическую поддержку, назначению которой является предоставление профессиональной посреднической помощи в решении различных проблем;

консультирование, в процессе которого выявляются основные направления преодоления сложных жизненных обстоятельствах;

сохранение, поддержание и защиту здоровья семьи или лица, содействие в достижении поставленных целей и раскрытии их внутреннего потенциала и т.д.

В процессе осуществления социального сопровождения предоставляются следующие услуги:

Предоставление информации, необходимой для решения сложной жизненной ситуации (справочные услуги), а именно:

о видах социальных выплат (если семья или лицо имеет на них право в соответствии с действующим законодательством);

предоставление контактов служб или учреждений, куда необходимо обратиться за соответствующей помощью, учреждений, предоставляющих услуги, условия получения социальных услуг и т.п.

психологическая диагностика, направленная на выявление социально-психологических характеристик личности;

предоставление консультаций по вопросам психологического здоровья и улучшения взаимоотношений с окружающей средой;

обсуждение проблем и предоставления советов по решению социальных и психологических проблем, обучение преодолевать трудности и конфликты с окружающими;

содействие в предотвращении возникновения недоразумений и конфликтов между членами семьи, психологическая коррекция и психологическая реабилитация

планирование совместно с семьей или лицом мер и действий по устранению причин, повлекших сложные жизненные обстоятельства;

мониторинг выполнения запланированных действий; выявление и содействие развитию разносторонних интересов членов семьи;

просветительская работа по всестороннему и гармоничному развитию ребенка, особенностям развития семьи и семейных отношений;

обучение родителей эффективным методам воспитания, мобилизации собственных ресурсов семьи для решения проблем в дальнейшем;

помощь родителям в решении конфликтных ситуаций семейного воспитания, осуществление мониторинга защиты ребенка от жестокого обращения и насилия;

педагогическое консультирование по вопросам решения педагогических проблем семьи и ее членов, устройство ребенка в секцию, кружок и т.д.

посредничество в осуществлении профилактических, лечебно-оздоровительных мероприятий;

консультации по вопросам сохранения и укрепления здоровья;

формирование идеологии здорового образа жизни и преодоления вредных привычек;

содействие в поддержке и охране здоровья и т.п.

предоставление консультаций по вопросам действующего законодательства, гарантий и льгот;

осуществление защиты прав и интересов семьи или лица, защита прав ребенка

помощь в привлечении дополнительных ресурсов для удовлетворения материальных интересов и потребностей семей или лиц, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах;

содействие в получении государственных социальных пособий, в предоставлении денежной помощи, а также помощи в виде денежных компенсаций;

информирование по вопросам трудоустройства и содействие в этом;

посредничество в оказании гуманитарной помощи и т.п.

Уровни социального сопровождения семьи с детьми:

1. Адаптационный уровень включает реализацию мероприятий сопровождения, направленных на обеспечение взаимного принятия и привыкания членов замещающей, приемной, молодой и иной семьи, в течение первого года ее создания.

2. Базовый (профилактический) уровень включает реализацию мероприятий сопровождения, направленных на оказание социальной, психологической, педагогической и иной помощи семьям с детьми с целью предупреждения кризисной ситуации во взаимоотношениях.

3. Кризисный уровень включает реализацию мероприятий сопровождения, направленных на оказание семье с детьми специализированной помощи по устранению конфликтных и иных кризисных ситуаций, возникших на ранней стадии и угрожающих семейным отношениям.

4. Экстренный уровень включает реализацию мероприятий сопровождения, направленных на оказание помощи семье с детьми с целью предотвращения существующей угрозы для сохранения семьи.

Источник

Социальное сопровождение

Социальное сопровождение — особый вид деятельности социальных служб и особый тип деятельных взаимоотношений со специалистами социальной сферы.

Социальное сопровождение — это комплекс мер, направленных на поддержание процессов активной жизнедеятельности и развития естественных способностей клиента, а также создание условий для предупреждения развития негативных последствий и различных социальных проблем, мобилизация человека на активизацию скрытых резервов, обучение новым профессиям, способности самостоятельно справляться с возникшими проблемами.

Социальное сопровождение включает в себя элементы обучения и развития способностей клиента к дальнейшему повышению своего социального статуса, умению самостоятельно владеть подходами, социальными технологиями и практиками, предлагаемыми специалистами социальной сферы.

При социальном сопровождении решаются следующие задачи:

Социальное сопровождение осуществляется специалистами социальной сферы, психологами, педагогами и медицинскими работниками на основе новейших технологий с использованием методов индивидуальной и групповой работы.

Служба социального сопровождения — это система, которая ставит целью создание равных возможностей как для людей, имеющих инвалидность, так и для других категорий населения (пожилые люди, многодетные родители, одинокие матери, семьи, воспитывающие ребенка-инвалида и проч.).

При патронаже или надомном обслуживании лиц, имеющих право на участие социального работника, помощь осуществляется все же в замкнутом круге жизнедеятельности — клиент в определенной степени зависит от помогающего.

И совершенно по другому принципу строится деятельность социального сопровождающего: он помогает, содействует инвалиду или другому лицу, нуждающемуся в постороннем участии, стать конкурентоспособным в секторе своей деятельности, приносить пользу окружающим людям и государству, активно участвовать в жизни общества.

Человек, имеющий инвалидность, не должен зависеть от социального сопровождающего — напротив, специалист готов содействовать инвалиду (или лицу, нуждающемуся в помощи) стать свободным в своем выборе и от жизненных обстоятельств, взять в свои руки управление своими жизненными ситуациями. В процессе внешнего социального сопровождения человек с ограничениями приобретает возможность самому решать, что, когда и как делать. Он получает возможность планировать и последовательно осуществлять свои жизненные и творческие планы.

Осуществлять социальное сопровождение может человек любой профессии, имеющий высокий уровень сознательности и достаточный уровень социальных знаний.

Социальный сопровождающий способствует инвалиду в удовлетворении основных потребностей как в его доме (таких как выполнение процедур личной гигиены, одевание и раздевание, принятие пищи, общение), так и вне дома, в том числе помогая делать покупки, сопровождая в социальные и медицинские учреждения, на работу, на важные встречи и мероприятия.

Социальное сопровождение — это качественно новая услуга, которая позволит лицам, имеющим инвалидность, и другим категориям лиц, нуждающимся в посторонней помощи, открыть доступ к образованию, участию в трудовой, культурной, спортивной, общественно-политической деятельности.

Социальный сопровождающий может пользоваться различными методами, чтобы помочь клиенту восстановить независимый образ жизни. Здесь могут быть использованы технологии и медицинской реабилитации, и социальной адаптации, и восстановления деятельности за счет использования вспомогательных приспособлений, например, с помощью оккупациональной терапии.

Таким образом, специалист, осуществляющий социальное сопровождение, исходит из представления о том, что состояние здоровья человека определяется рядом факторов, которые лежат за границами понятий о болезни или патологическом состоянии. Процесс обучения компенсаторным приемам складывается из нескольких последовательных этапов:

В центре внимания социального сопровождающего находится деятельность, которая включает в себя три области:

— самообслуживание или уход за собой;

— проведение досуга и отдыха.

На характер действий по уходу за собой, проведению досуга и трудовой деятельности оказывают влияние социальные и культурные факторы. Действия, которые в одних условиях считаются типичными и уместными, могут оказаться неприемлемыми в других. Необходимо учитывать эти различия в практической деятельности по осуществлению социального сопровождения, руководствуясь при этом следующими принципами:

На основании изложенного можно сказать, что деятельность по социальному сопровождению состоит из комплекса знаний, умений и навыков, которые помогают лицам с ограниченными возможностями сохранять здоровье, уменьшать последствия травм и инвалидизации и вести независимый образ жизни.

Например, социально-педагогическое сопровождение диалектически связано как с социальным воспитанием, так и с социальным обучением. Несомненно то, что если сопровождение является фактором воспитания, то воспитание является целевой функцией социально-педагогического сопровождения.

В процессе сопровождения формируется социальная компетентность клиентов, что, следовательно, способствует социальному обучению, и, в свою очередь, социальное обучение опирается на социально-педагогическое сопровождение, которое регулирует социальную практику, например, детей и молодежи.

В социально-психолого-педагогическом аспекте сопровождение чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение — это всегда взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого.

Социальное сопровождение человека — это процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных действий, помогающих человеку понять возникающую жизненную ситуацию и обеспечивающих его саморазвитие на основе рефлексии происходящего.

Социальное сопровождение не может быть сопровождением вообще. Это не пассивный процесс следования за развитием человека. Оно должно иметь четко выраженные цели.

Можно выделить следующие группы целей социального сопровождения.

Идеальная цель — адекватная социализация и развитие индивидуальности человека. Эта идеальная цель всегда отражается в персонифицированной цели достижения каждым человеком своего более высокого уровня социальности, проявляющейся в его социальном самоопределении и развитии его индивидуальности.

Процессуальной целью является отражение в социально-педагогических средствах актуальных потребностей развивающейся личности, на основании которых ребенок или взрослый человек могут решить возникающую у них личностную проблему.

Социальное сопровождение всегда персонифицировано и направлено на конкретного человека, даже если специалист работает с группой.

Именно сопровождение, включающее в себя помощь и поддержку, предполагает не решение проблемы за сопровождаемого, а стимулирование его самостоятельности в решении возникающей проблемы.

Субъектами социального сопровождения являются:

— члены ближайшего окружения клиента;

— профессионалы, которые осуществляют его целенаправленно в рамках реализации своих профессиональных функций (социальные педагоги, специалисты по социальной работе, психологи и др.);

— волонтеры, реализующие перечисленные выше функции этого процесса в рамках своей общественной деятельности.

Функция социального сопровождения, отражая цель данного процесса и его специфику, определяет содержание действий. Необходимо выделить две группы функций социального сопровождения.

Первая группа — целевые функции, отражающие содержание основных задач реабилитации, социализации и интеграции, решаемых субъектами социального сопровождения.

Вторая группа — инструментальные функции, отражающие технологию социального сопровождения.

Несомненно, что в совокупности все целевые функции социального сопровождения реализуют цель развития личности и индивидуальности человека. Поэтому первой и важнейшей является развивающая функция, реализация которой предполагает оказание целенаправленного влияния на социальное развитие клиента. Субъекты социального сопровождения, реализуя цели данного процесса, призваны заботиться прежде всего о развитии личности и индивидуальности клиента. В этом смысле развивающая функция является основной, так как соответствует смыслу любой гуманистически направленной деятельности.

Социальное сопровождение как процесс рассматривается диалектически, выделяя источник его развития, движущую силу и основные этапы.

Цель этого процесса — формирование социальности клиента; источником является противоречие между актуальным уровнем социального опыта и недостаточностью его для решения возникшей социальной проблемы. Такой недостаток как раз и может быть компенсирован в процессе взаимодействия клиента с субъектом социального сопровождения. Это взаимодействие и есть движущая сила данного процесса.

Процесс социального сопровождения цикличен и включает в себя следующие этапы.

Первый этап — этап проблематизации. На этом этапе специалисты обнаруживают и актуализируют вместе с клиентом предмет социального сопровождения. Выявляются суть, причины возникновения, обнаруживаются противоречия, формулируется проблема.

На втором (вариативном) этапе осуществляется поиск вариантов решения проблемы и определяется степень участия сопровождающего в этом процессе, а также средства сопровождения.

На третьем (практически-действенном) этапе совершаются совместно с клиентами реальные или виртуальные (в случае имитации ситуации) действия, которые приводят сопровождаемого к решению проблемы.

На четвертом (аналитическом) этапе сопровождающие и клиенты анализируют происходящее, прогнозируют возможность появления новых трудностей и путей их преодоления.

При этом необходимо конкретное определение меры этой помощи (степени вмешательства), оказания помощи как через действия клиента, так и через действия специалистов.

Помощь может быть предложена (именно предложена, а не навязана) в различных формах: консультации, привлечения определенных лиц для оказания помощи клиенту, организация совместной деятельности и др.

В основе определения принципов социального сопровождения лежит реализуемый специалистами экзистенциальный подход к пониманию социальных явлений. Основной идеей экзистенциального подхода к социальному процессу, выделение в качестве идеальной цели является формирование человека, умеющего прожить свою жизнь на основе сделанного им экзистенциального выбора, осознающего ее смысл и реализующего себя в соответствии с этим выбором.

Принципы социального сопровождения:

— личностного центрирования сопровождения, который предполагает рассматривать личность каждого клиента как уникального в своем социальном становлении, способного самостоятельно сделать свой социальный и экзистенциальный выбор, для которого социальное сопровождение выступает в качестве средства осмысления своей жизненной ситуации;

— персонификации, который предполагает выбор задач и средств сопровождения, адекватных социальной ситуации каждого клиента;

— конвенциалъности, предполагает, что реализация задач сопровождения ограничена соглашением на его осуществление, основой которого являются потребности самого клиента;

— оптимистической стратегии, предполагает, что субъекты сопровождения рассматривают социализацию, адаптацию и интеграцию клиента с учетом того позитивного социального опыта, которым он владеет, при этом должно доминировать убеждение в позитивном его развитии;

— социального побуждения, который предполагает включение клиента в ситуации, требующие волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, овладения определенными способами этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, формирования социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

Социальный сопровождающий видит свою задачу в том, чтобы человек, которому он помогает, смог обходиться без этой помощи и без социального сопровождающего, что и считается основным критерием профессионального успеха.

Процесс, посредством которого этого пытаются достичь, называют по-разному: реабилитация, нормализация, реадаптация, социализация, интеграция и др. Но главная цель всегда состоит в том, чтобы вернуть клиенту или сформировать у него способность действовать самостоятельно в данном социальном контексте.

Основные задачи социального сопровождения в контексте:

Социальное сопровождение должно отражать подход к предоставлению услуг, при котором соблюдается право клиента:

o на частную жизнь и конфиденциальность;

o на внимательное, непредвзятое отношение и уважение;

o на самоопределение и самостоятельность в выборе;

o на получение социальных услуг высокого качества. Программа социального сопровождения предполагает, что

клиент остается в контакте со специалистом по социальному сопровождению до тех пор, пока не будут определены пути решения проблем, возникающих у клиента, однако виды предоставляемых услуг могут варьироваться в зависимости от конкретных потребностей клиента на конкретном жизненном этапе.

Таким образом, социальное сопровождение является важнейшим компонентом социальной деятельности, суть которого в усилении позитивных и в нейтрализации негативных тенденций в жизни и деятельности клиента.

Источник

Социальное сопровождение

Социальное сопровождение – деятельность по оказанию содействия гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, нуждающихся в медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, неотносящейся к социальным услугам, путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия.

Целью социального сопровождения является помощь (содействие) в преодолении жизненных трудностей граждан, минимизации негативных последствий и формировании социально-положительных ориентаций, повышении психологической устойчивости и формировании психологической и педагогической культуры семьи в сферах межличностного, семейного и родительского общения посредством предоставления медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи в соответствии с потребностями личности и характера самих проблем. Социальное сопровождение предоставляется организациями социального обслуживания населения автономного округа. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе получателя социальных услуг.

Содержание и формы социального сопровождения семьи с детьми

Содержание социального сопровождения в рамках межведомственного взаимодействия включает в себя меры медицинской, психологической, педагогической, юридической и социальной помощи, не относящейся к социальным услугам.

Социальное сопровождение может включать различные виды помощи:

Уровни социального сопровождения семей с детьми:

Адаптационный уровень это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на обеспечение взаимного принятия и привыкания членов замещающей, молодой и иной семьи в течение первого года ее создания. Как правило, в мероприятиях адаптационного уровня сопровождения нуждаются семьи с детьми со следующими признаками: первый год нахождения ребенка в замещающей семье (трудности в социальной адаптации ребенка к жизни в семье); повторный брак у родителей (воспитание мачехой или отчимом); молодая семья с ребенком; семья беженцев/вынужденных переселенцев с детьми в первый год пребывания на территории субъекта Российской Федерации

Базовый (профилактический) уровень социального сопровождения семей с детьми – это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание социальной, психологической, педагогической и иной помощи семьям с детьми с целью предупреждения кризисной ситуации во взаимоотношениях. Как правило, базовому уровню социального сопровождения подлежат семьи с детьми со следующими признаками: педагогическая безграмотность родителей (неразвитость родительских навыков и чувств, гиперопека или гипоопека); семья с несовершеннолетними детьми, один из которых отбывает наказание в местах лишения свободы; семья, восстановившаяся в родительских правах; временная нетрудоспособность или инвалидность одного из родителей; семья в после разводном состоянии (психологические проблемы у родителей и детей, недостаток общения у родителей и ребенка); семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от рождения до 3-х лет; семья с несовершеннолетними детьми, получающая государственную социальную помощь на основании социального контракта; семья с низким уровнем социализации и правовой компетенции.

Кризисный социального сопровождения семей с детьми – это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание семье с детьми специализированной помощи по устранению конфликтных и иных кризисных ситуаций, возникших на ранней стадии и угрожающих семейным отношениям. Как правило, в кризисном уровне сопровождения нуждаются семьи с детьми со следующими признаками: нарушение межличностных отношений в семье (эмоциональная отверженность всех членов семьи); нарушение детско-родительских отношений (частые конфликты между родителем и ребенком); семья в процессе восстановления в родительских правах; семья в состоянии развода (ребенок является свидетелем семейных конфликтов, объектом эмоциональной разрядки конфликтующих родителей, «орудием» разрешения семейных споров); пренебрежение нуждами ребенка (неудовлетворительное питание, несоблюдение правил предупреждения заболеваний и своевременного лечения ребенка); грубое обращение с ребенком (оскорбления, угрозы, преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.)

Документы, регламентирующие деятельность Учреждения по социальному сопровождению:

Источник

Читайте также:  Во сне танцевать с негром
DACHARAI - самый большой ресурс для садовода
Adblock
detector
Название технологии Социальное сопровождение
Характеристика технологии