что такое социальные отношения в обществознании

Что такое социальные отношения в обществознании

Человек как биосоциальное существо неотделим от общества. В соответствии с этим он должен уметь налаживать связи с различными общественными группами.

Социальные отношения — совокупность общественных связей между людьми и группами людей, которые протекают согласно существующим в социуме законам.

ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Поскольку социальные отношения действуют по установленным в обществе порядкам, их внутреннее содержание неизменно. Сохранение стабильности социальных отношений регулируется социальным контролем (лишение свободы за нарушение порядка).

СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ

Исходя из того, что социальные отношения осуществляются при участии непосредственно человека или групп людей, возникло определение «социальная общность».

Социальная общность — реальная группа людей, которая обладает определёнными признаками:

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Поскольку существуют различные социальные общности, социальные отношения также могут различными способами взаимодействовать друг с другом.

Контакт — вид отношений между двумя объектами или субъектами, без установления глубокой связи между людьми. Каждый индивид может быть легко заменён другим. Контакты бывают:

Социальные связи возникают в том случае, если контакт вызывает взаимную заинтересованность.

Немецким социологом Максом Вебером были выделены четыре типа социального действия:

Согласно теории Макса Вебера, действие получает статус социального только в том случае, когда оно:

Взаимодействия — регулярно повторяющиеся действия людей по отношению друг к другу. Глубокая взаимосвязь между участниками. Взаимодействие бывает:

СФЕРЫ И ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Социальное взаимодействие осуществляется во всех наиболее важных сферах человеческой жизни:

Люди и группы людей могут взаимодействовать друг с другом посредством четырёх способов:

Только после налаживания регулярного взаимодействия между субъектами можно говорить о возникновении социальных отношений.

Вы смотрели конспект «Социальные отношения (характеристика)».

Источник

Социальные отношения: понятие, примеры, классификация, типы

lazy placeholder

Социальные отношению пронизывают все сферы жизнедеятельности человека. Социальное взаимодействие с другими является неотъемлемой частью жизни любого человека вне зависимости от области его деятельности. Из этой статьи вы узнаете, что такое социальные отношения, рассмотрим примеры и виды социальных отношений.

Что такое социальные отношения?

Социальные отношения — это относительно устойчивые связи, которые формируются между индивидами и социальными группами. Социальные отношения обеспечивают взаимодействие людей, обмен информацией и опытом в рамках одной социальной группы.

Взаимодействие людей друг с другом не носит случайный характер. Они выступают в качестве представителей определенных социальных групп, занимают определенное место в сложившейся иерархии. На основании этого осуществляется подбор людей для налаживания коммуникации. Социальные отношения воспроизводятся в рамках функционирования социума, являются его продуктом. Изменение социального статуса человека приводит к тому, что изменениям подвергаются и характер его отношений с другими людьми. Изменения социального характера подразумевают изменение всей системы взаимоотношений.

Важно отметить, что коммуникация между людьми осуществляется не на основании их чистых «Я», а как между индивидами, которые находятся на определенной ступени развития производственных сил и потребностей. В связи с этим их личное, индивидуальное отношение друг к другу, взаимно обусловленная коммуникация двух людей как индивидов на основе разделяемых или неразделяемых ими норм и ценностей конкретной социальной группы создало, и каждый день воспроизводит социальные отношения. В рамках взаимодействия людей не только проявляются уж сформированные социальные отношения, но и складываются новые, которые соответствую новым экономическим отношениям.

Структура социальных отношений

В структуру социальных отношений составляют 3 основных элемента:

На современном этапе существует широкий спектр социальных отношений, отдельного внимания заслуживают те, которые имеются во всех остальных отношениях и представляют собой основу. Речь идет об отношениях социальной зависимости и власти.

В качестве примера можно рассмотреть романтические отношения между двумя людьми, которые подразумевают взаимные обязательства и зависимость одного партнера от другого. Такой формат распространяется на дружбу, уважение, управление и руководство, где отношения зависимости и власти проявляются больше всего.

Виды социальных отношений, примеры

Социальные отношения – это комплексное понятие, в содержании которого представлено несколько видов взаимодействий, разделенных по следующим признакам:

Важно отметить, что некоторых из видов социальных отношений могут состоять из подвидов.

Существует еще одна классификация социальных отношений — по степени регулярности, в рамках которой выделяют следующие виды:

Типы социальных отношений

В качестве основного фундамента для возникновения и развития социальных отношений между людьми выступает наличие полной взаимности, при этом оно не всегда является выгодным для всех заинтересованных сторон. К примеру, один человек хочет, чтобы другой человек был рядом с ним и для достижения этой цели используется все способы, в том числе принуждение и навязывание ненужной совместной деятельности. При этом второй человек не разделяет его стремлений и отталкивает, в результате возникает конфликт интересов.

Принято выделять четыре типа социальных отношений:

Заключение

Социальные отношения выступают в качестве обязательного элемента жизнедеятельности любого человека. Их можно рассматривать в качестве инструмента, с помощью которого человек можно вступать в коммуникацию с другими людьми на основании общих интересов, целей и потребностей.

В условиях развитого гражданского общества на первый план выдвигаются социальные связи с правовым подтекстом, отдается предпочтение уважению личности и свобод человека, реализацию и защиту его прав. Социальные отношения проявляются в различных формах, позитивных и негативных, способствуют развитию человека в рамках одной социальной группы, определяют его место в иерархии.

Источник

01.1.Социальные отношения

Урок 1. Обществознание 10-11 классы. Социальные отношения. Политика ФГОС

20210413 vu tg sbscrb2

1

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

20210706 unblock slide1

20210706 unblock slide2

20210706 unblock slide3

Конспект урока «01.1.Социальные отношения»

«Человек есть общественное животное, наделённое разумом», – заявлял Аристотель.

image001

Аристотель (384–322 гг. до н. э.)

Жил он, если помните, в IV веке до нашей эры. Так что идея – Человек – существо биосоциальное – отнюдь не нова! Практически любой из нас, включая самых упёртых индивидуалистов и мизантропов, согласится: жить, не взаимодействуя с другими людьми, мы не можем. Формы этого взаимодействия и конкретные его примеры можно называть в течение нескольких часов без остановки. Вспомните хотя бы сегодняшний день с самого утра.

image002

Взаимодействуя, мы неизбежно вступаем в связи с другими людьми. Некоторые из них мы осознаём, некоторые нет. Те связи, которые действуют постоянно, превращаются в социальные отношения.

Давайте разберёмся с определениями упомянутых терминов.

Социальное взаимодействие – обмен социальными действиями. То есть действиями, которые имеют значение для других людей, других групп или общества в целом. Причём это значение может проявляться как сейчас, в данный конкретный момент, так и в будущем. Возможно, завтра, а может быть, через год или через пару десятков лет.

image003

В социологии, с лёгкой руки Макса Вебера, социальные взаимодействия принято называть интеракциями.

Социальная связь – действия людей, которые учитывают возможные действия других людей. Термин «связь» используется не только в социологии. Самое общее его значение – отношение взаимной зависимости, обусловленности, общности между чем-либо или кем-либо.

Социальные отношения – это осознанные и чувственно воспринимаемые совокупности повторяющихся взаимодействий, соотнесённые по своему смыслу друг с другом и характеризующиеся соответствующим поведением. Что, сложновато сформулировано? Тогда попробуем попроще.

Социальными называют, во-первых, устойчивые отношения между людьми и группами людей. Устойчивые – значит, повторяющиеся. Контактировать, взаимодействовать со своими родителями, одноклассниками, учителями, государством вы будете и завтра, и послезавтра, и на следующей неделе.

Во-вторых, это отношения понятные их участникам. Что собой представляют родительские права и обязанности. Как должны вести себя хорошие сыновья и дочери. Чего ждать на уроке от учителя.

image004

И с государством тоже, в общем-то, всё понятно. Оно должно обеспечивать порядок и стабильность. А мы должны соблюдать правила, которые оно устанавливает. Ну, и материально обеспечивать, если имеем какие-либо доходы, подлежащие обложению налогами.

В-третьих, раз уж мы упомянули о правилах, социальные отношения – это нормированные взаимодействия. То есть их регулируют различные социальные нормы. Более подробно о нормах поговорим в другой раз.

image005

И четвёртое. Социальные отношения не существуют просто так, сами по себе. Они находят своё выражение в конкретных действиях, в определённом поведении людей. Например, когда вы приходите в магазин, то не рассчитываете на то, что получите мороженое, приглянувшуюся вам маечку или новые наушники бесплатно. Вы прикидываете свои финансовые возможности, прежде чем сделать выбор, и используете тот или иной способ оплаты.

Читайте также:  что такое релиз песни простыми словами

image006

Совершеннолетние граждане с постоянным доходом, для того чтобы купить что-то более серьёзное, могут оформить кредит.

И ещё кое-что напоследок. Социологи особо выделяют отношения социальной зависимости. Они присутствуют в любых отношениях.

Что значит «социальная зависимость»? Одна социальная система (человек, группа людей или социальный институт) не может совершить необходимые для неё действия, если другая социальная система не совершит других действий. Работник не сможет купить, скажем, новый компьютер своим детям, если работодатель не выплатит ему зарплату. А чтобы компания получила доход, необходимый для возмещения своих затрат, в том числе и на оплату труда сотрудников, ей нужно реализовать произведённый товар. То есть покупатели, возможно, и этот работник в том числе, должны захотеть его приобрести и иметь на это средства.

image007

Мы зависим друг от друга. Об этом нужно помнить, строя отношения с окружающими.

Зависимость может быть явной: подчинённые зависят от руководителя. И скрытой. Руководитель может зависеть от подчинённого, который дал ему взаймы крупную сумму денег. Или шеф при принятии решений полагается на мнение авторитетного для него родственника, который работает в этой же компании. Часто, для того чтобы разобраться с проблемами в отношениях в коллективе, разрешить конфликты, приходиться выяснить, кто в нём является «серым кардиналом».

· Люди постоянно взаимодействуют друг с другом, вступая в разнообразные связи.

· Осознаваемые, устойчивые, нормированные связи, которые выражаются в определённом поведении, – социальные отношения.

· В любых отношениях присутствуют отношения социальной зависимости.

Источник

«Социальные отношения» конспект по обществознанию

Конспект «Универсального справочника» по обществознанию Кишенковой О. В. и Семке Н. Н. издательства ЭКСМО 2010

6.1. Социальное взаимодействие и общественные отношения

Общественные отношения — отношения, возникающие между группами людей и внутри них в процессе жизнедеятельности общества.

По своему характеру могут быть:

солидарными — партнерскими, основанными на согласовании интересов сторон;

конфликтными — конкурентными, когда интересы участников противоположны.

Кроме того, отношения различаются и по уровню взаимодействия :

Сложная система социальных связей и взаимодействий пронизывает все сферы общества сверху донизу.

Принимая какое‐либо политическое решение, мы сможем проследить его последствия во всех сферах.

Основными типами социальных связей выступают:

причинно‐следственные — выделяются в том случае, когда одно из явлений вызывает к жизни другое, является его основой;

функциональные — прослеживаются во взаимообусловленности целей и задач, осуществляемых обществом и его отдельными элементами. Например, задача производства жизненных благ неотделима от распределения результатов труда, осуществления управления.

6.2. Социальные группы, их классификация

Социальная общность — совокупность людей, объединенных общими условиями существования.

В современной социологии выделяется несколько типов общностей.

Номинальные общности — совокупности людей, объединенных общими социальными признаками, которые устанавливает ученый‐исследователь для решения поставленных им научных задач.

примеру, быть могут объединены люди одного цвета волос, кожи, любящие спорт, коллекционирующие марки, проводящие отдых на море, причем все эти люди могут никогда не вступать в контакт между собой.

Массовые общности — реально существующие совокупности людей, случайно объединенных общими условиями существования и не имеющих устойчивой цели взаимодействия. Чертами массовых общностей можно считать случайность их возникновения, временность и неопределенность состава.

Социальные круги — общности, созданные с целью обмена информацией между их членами. Эти общности не ставят каких‐либо общих целей, не предпринимают совместных усилий. Их функция — обменяться информацией (обсудить изменение курса доллара, выступление национальной сборной, намечающиеся правительством реформы).

Разновидностью таких социальных кругов является профессиональный круг, например, ученые, педагоги, артисты, художники. Наиболее компактным по составу является дружеский круг.

Cоциальная группа — совокупность людей, объединенных на основе совместной деятельности, общих целей и имеющих сложившуюся систему норм, ценностей, жизненных ориентиров.

Виды социальных групп

семья, группа друзей, спортивная команда,

совет директоров фирмы

По количеству участников

трудовой коллектив, жители микрорайона,

этносы, конфессии, программисты

По характеру отношений

политическая партия, трудовой коллектив

По месту жительства

горожане, селяне, жители столичного мегаполиса,

По полу и возрасту

мужчины, женщины, дети, старики, молодежь

русские, белорусы, украинцы, вепсы, марийцы

богатые, бедные, средние слои

По характеру и роду

программисты, операторы, учителя,

предприниматели, адвокаты, токари

христиане, буддисты, мусульмане

Подобный перечень можно продолжать и продолжать. Все зависит от основания классификации.

примеру, определенной социальной группой можно считать всех пользователей персональных компьютеров, абонентов мобильной связи, совокупность пассажиров метрополитена и так далее.

Социальный статус — положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением, и связанный с этим определенный набор прав и обязанностей.

Все статусы делятся на две большие группы:

исходные (предписанные, прирожденные) — включают пол, расу, возраст, национальность, религиозную принадлежность и прочее;

достигаемые — закрепляется только с учетом индивидуальных качеств человека, благодаря его выбору, таланту, активности, способностям, исполнительности или везению.

Выделяют и другие виды статусов:

главный — наиболее характерный для данного человека статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они его отождествляют;

социальный — положение человека как представителя большой социальной группы;

личный (индивидуальный) — положение, которое человек занимает в малой группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам (лидер, аутсайдер и пр.).

современном обществе каждый может достигнуть высокого статуса, многое зависит от самой личности.

Авторитет — степень признания обществом достоинств личности конкретного человека.

6.4. Социальная роль

Социальная роль — способ поведения, который соответствует принятым в данном обществе нормам, выражающимся в ожиданиях окружающих людей. Также роль может быть рассмотрена как совокупность требований, которые выдвигаются по отношению к человеку, занимающему определенную позицию.

каждой роли существуют свои правила, требования, права, ожидаемое поведение — то, что позволено делать в роли футболиста, не подходит для пассажира (играть в мяч даже в пустом автобусе неприлично). К тому же, в роли, например, водителя автомобиля директор предприятия не может приказывать другим водителям, даже если среди них будут его подчиненные.

какой‐то степени статусы и роли похожи друг на друга, но главная разница между ними в том,

что статус предполагает оценку окружающих, а роль выполняется самим человеком.

6.5. Неравенство и социальная стратификация

Социальное неравенство — характеризует положение по отношению друг к другу различных людей и их объединений.

Неравенство существовало в обществе на разных ступенях его развития, но для каждого периода были

определенные, присущие именно данной эпохе черты и признаки. Люди в обществе не были равны по своему положению, всегда существовало разделение на богатых и бедных, уважаемых

презираемых, достигших успеха и неудачников.

Сословие — группа людей, обладающих определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству.

Некоторые из сословий имели привилегии — особые права, возвышающие этих людей

позволяющие им жить за счет других. Так, в Российской империи привилегированным сословием было дворянство. И, напротив, подавляющее большинство людей в стране были лишены даже элементарных человеческих прав. Крепостные крестьяне являлись собственностью помещиков,

можно было продавать и покупать, причем даже детей отдельно от родителей.

Классовое деление — осуществляется, прежде всего, по месту людей в экономической системе, по отношению к собственности, по размеру получаемых ими доходов. Принадлежность к классу не передается по наследству, переход из одного класса в другой никак не регламентируется, многое зависит от самого человека.

XIX веке основными классами в ведущих странах мира стали буржуазия и пролетариат (наемные рабочие). Именно тогда появилась теория К. Маркса и Ф. Энгельса о классовом делении общества. Они полагали, что классы всегда противостоят друг другу, находятся в состоянии борьбы, и эта борьба между ними является движущей силой истории. Сначала противоборствующими классами были рабы и рабовладельцы, затем — феодалы и зависимые крестьяне и, наконец, — рабочие и буржуазия.

Современное обществознание обозначает важным признаком классовой принадлежности определенный образ жизни, обусловленный профессией и уровнем дохода.

структуре общества сегодня принято выделять три основных класса :

высший — банкиры, работодатели, владеющие производством и контролирующие его, топ‐менеджеры, выполняющие ведущие управленческие функции;

средний — служащие и квалифицированные рабочие, коммерсанты с определенным уровнем дохода;

низший — работники без специального образования, обслуживающий персонал.

особую группу также включают людей, работающих на земле, — фермеров, крестьян. Конечно, подобное деление предельно условно, а реальное распределение людей по общественным группам значительно сложнее.

Маргиналы — люди, по разным причинам выпавшие из привычной социальной среды и неспособные примкнуть к новым группам. Например, человек, прежде бывший инженером, учителем, преподавателем вуза, не вписавшийся в современные рыночные отношения, может стать безработным, перебиваться случайными заработками, заниматься челночным бизнесом. Этот человек становится маргиналом.

Люмпены — это группа людей, опустившихся на социальное дно, нищие, лица без определенного места жительства. Люмпенизация обычно связана с периодами социальных потрясений, углубления кризисного состояния общественных структур.

Читайте также:  Во сне увидеть мертвого мужчину

6.6. Социальная мобильность

Социальная мобильность — совокупность социальных перемещений людей в обществе с изменением их статуса.

Основные виды мобильности :

вертикальная — перемещение индивида или группы между стратами с изменением социального статуса (можно рассматривать как восходящую, если человек поднялся вверх, или нисходящую, если он опустился вниз в общественной иерархии);

горизонтальная — переход индивида или группы с одной позиции на другую без изменения социального статуса. Примером подобной мобильности может служить переход врача из одной поликлиники в другую, переезд в новый район города в связи с переменой квартиры и пр.

межпоколенная (долговременная) — изменение статуса детей по сравнению с их родителями (в зависимости от того, поднимаются дети по социальной лестнице или опускаются, она может называться восходящей или нисходящей );

внутрипоколенная (кратковременная) — когда один и тот же человек на протяжении своей жизни может несколько раз поменять свою социальную позицию;

индивидуальная — изменения социальных характеристик индивида в следствие его личных усилий (например карьерный рост) ;

групповая — изменение социальных характеристик индивида, вызванная повышением или понижением значимости той социальной группы, к которой он принадлежит, в следствие организованных массовых социальных перемещений;

Существуют и другие классификации мобильности:

географическая — подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса;

организованная — перемещение человека или групп людей под управлением государства — раскулачивание, этнические чистки, насильственное переселение ;

Социальные нормы — предписания, требования, рекомендации и ожидания, образцы поведения, которым должно соответствовать поведение людей.

определяют должное, социально одобряемое, допустимое, а также то, от чего следует воздерживаться;

представляют своего рода идеал, и зачастую находятся в конфликте, противоречии с реальностью;

в общем и целом регулируют жизнь общества;

нередко определяют обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам.

Иногда нормы могут стать отличительным признаком определенных групп. Например, накачанные бицепсы, бритые головы отличают так называемых «скинхедов».

Социальные нормы могут быть универсальными, а могут распространяться только среди определенного круга людей. Такие нормы можно назвать «групповыми привычками».

примеру, нормы могут существовать в рамках одной семьи, фирмы, дружеского круга. Немало норм складывается в трудовых коллективах. Например, футбольная команда, которой

не нравится вновь назначенный тренер, будет негативно относиться к тем игрокам, которые нарушают общее согласие и выполняют установки данного тренера на игру.

Нормы, утвердившиеся в больших социальных общностях, обществе в целом, принято называть общими правилами.

точки зрения сферы и способов действия социальные нормы принято подразделять следующим образом:

Моральные нормы (называемые также этическими) — соответствующие представлениям людей о добре и зле, обеспечиваемые силой общественного мнения, авторитета.

Правовые нормы — выражающие волю государства, сформулированные и закрепленные в издаваемых государством нормативных актах, обеспечиваемые силой государственного принуждения. Нормы права носят общеобязательный характер.

Политические нормы — распространяющиеся на отношения личности и власти, власти и общества, отношения между государствами.

Религиозные запреты и предписания — распространяются среди приверженцев определенных конфессий.

Эти нормы содержат в себе элементы моральных и правовых норм.

Эстетические нормы — соответствующие представления, сложившиеся в обществе о прекрасном и безобразном.

Традиции и обычаи (а также ритуалы, нравы, привычки) — превращение в норму тех образцов поведения, которые многократно повторяются в обществе, переходят из поколение в поколение.

Социализация (становление) личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний и навыков. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В ее процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли.

6.8. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления

Отклоняющееся (девиантное) поведение — отклонение от того образца, который предписывает норма.

Девиантное поведение может по‐разному восприниматься обществом. На основании этого социологи выделяют два типа отклоняющегося поведения:

Негативное отклонение — отклонение, которое предполагает нарушение общепринятых норм, противоречие

Позитивное отклонение — девиация в сторону максимально одобряемого поведения — поведения, которое не соответствует среднему, массовому уровню, значительно превосходит его. Позитивное отклонение, как правило, вызывает восхищение в обществе. Не каждый человек способен стать выдающимся ученым, художником, совершить героический поступок.

Деликвентное поведение — нарушение особо значимых для общества норм, которые закреплены

законодательством. Деликвентное поведение часто влечет применение наиболее жестоких санкций,

то есть уголовное наказание. К деликвентному поведению относят наркоманию, алкоголизм, преступность.

6.9. Социальный контроль

Cоциальный контроль — совокупность норм, которые определяют поведение человека в обществе, упорядочивают взаимоотношения между людьми. Социальный контроль представляет собой особый социальный институт, который обеспечивает следование нормам и включает в себя способы, при помощи которых общество приводит граждан к нормальному поведению.

Социальный контроль осуществляется в следующих формах :

влияние общественного мнения;

регламентация в социальных институтах;

Как показывает практика, далеко не всегда принуждение, жесткие полицейские меры, применяемые

нарушителю, способствуют исправлению поведения. Гораздо более эффективным становится самостоятельный осознанный выбор человеком поведения, соответствующего нормам, и принятие на себя ответственности за него.

Внешний контроль — совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность людей.

Внешний контроль разделяют на :

формальный — основан на инструкциях, предписаниях, нормативных актах;

неформальный — базируется на реакциях окружающих и не закреплен в официальной форме.

Внутренний контроль — осуществляется самим человеком и представляет собой самоконтроль, направленный на согласование своего поведения с принятыми нормами. Регуляция осуществляется при помощи чувства вины, стыда. Законом для человека становится его собственная совесть.

Социальные санкции — средства утверждения социальных норм. Могут быть позитивными и негативными, формальными и неформальными.

hello html 2e417c10hello html 326293cehello html 2e417c10hello html 7a32e3a1hello html m4ffcd7ddhello html m89da612hello html m89da612hello html m89da612hello html m89da612hello html m1665a88bhello html m41dff4b5hello html m1665a88bhello html m89da612hello html m3e38e327

hello html m4ffcd7dd

государственная награда, премия, вручение почетных знаков, грамот,

hello html m4ffcd7dd

лишение свободы, штраф, увольнение с работы, выговор

hello html m4ffcd7dd

Позитивная неформальная похвала, комплименты, аплодисменты

hello html m4ffcd7dd

Негативная неформальная осуждение, критика, насмешка, жалоба

6.10. Семья и брак как социальные институты

Семья — малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью.

Семья обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие потребности (в общении, в понимании, в любви, в половых отношениях и пр.).

Различают две основные формы организации семьи:

супружеская — участниками отношений являются муж, жена и их дети. Они живут отдельно, имеют собственное хозяйство, достаточно самостоятельны материально. Отношения с другими родственниками могут быть более или менее тесными, но в любом случае не существует сильной зависимости от них.

родственная — родственники живут вместе со своими супругами и детьми. Такая традиция характерна для многих восточных народов. В нашей стране, в результате острой жилищной проблемы, можно говорить о специфическом характере некоторых семей, где супруги вынуждены проживать с родителями и родственниками, ощущая себя при этом отдельной семьей.

Основные социальные функции семьи:

репродуктивная — рождение детей, продолжение рода;

экономическая — включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;

эмоциональная — позволяет членам семьи удовлетворять потребности в любви, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите;

воспитательная — состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;

рекреативная — связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи;

регенеративная — означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения;

социально‐статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры.

6.11. Демографическая и семейная политика

Демографическая политика — политика в области развития народонаселения, причем не только количественного роста, но и обеспечения качества жизни человека в нашей стране.

6.12. Молодежь как социальная группа

Молодежь — социально‐демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, обусловленных социально‐психологическими свойствами. Под возрастными границами молодежным принято считать интервал от 14 до 30 лет.

Нижняя граница связывается с половым созреванием, окончанием общеобразовательной школы, началом профессионального обучения. Верхняя граница определяется юридическим совершеннолетием, окончанием профессионального обучения, вступлением в брак, достижением экономической самостоятельности, рождением первого ребенка, а это возраст до 30 лет.

За столь относительно короткий отрезок жизни (от 14 до 30) молодежь несколько раз переживает смену своего социально‐демографического статуса:

младшая группа — подростки до 18 лет (учащиеся);

средняя группа — молодежь 18‐24 лет (студенты, молодые рабочие);

старшая группа — молодые взрослые 25‐30 лет.

Социологи в качестве социального признака верхней границы молодежного возраста нередко выбирают образование семьи. Семейный мужчина или замужняя женщина — это уже как бы не молодые, а вполне взрослые люди. И это правильно, поскольку семья накладывает на человека совершенно новые обязанности и статусные полномочия, которые выходят за рамки понятия «молодежь».

зрелом и, особенно, пожилом возрасте ничего подобного уже не требуется. В этот период жизни мы ценим старых друзей, выработанные привычки, домашний уют и удобный диван.

Читайте также:  К чему расстаются во сне

6.13. Этнические общности

Этническая группа — группа людей, имеющих особые этнические (культурные, языковые, религиозные или расовые) черты, которых объединяет полное или частичное общее происхождение и которые сами осознают свою причастность к общей группе.

Основные виды этнических общностей, существовавших в истории человечества:

род — объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, единым языком, общими обычаями и верованиями;

племя — объединение нескольких родов. Именно племена считаются исторически первым этническим объединением;

народность — более крупная общность с единством языка, территории, экономическими

и культурными связями. Они зачастую образовывали одно государство, но сами еще оставались достаточно разобщенными, потому что господствовало натуральное хозяйство, при котором каждое селение производило все необходимое для жизни и мало нуждалось в установлении торговых связей;

нация — устойчивая общность людей, сложившаяся на основе общего происхождения, единой культуры, совместного проживания и тесного общения между собой. Самым главным при формировании наций являются налаженные отношения — экономические, политические, культурные и межличностные. Исторически они появились с распространением торговых отношений.

6.14. Межнациональные отношения

В современном мире ни одна нация не может жить в полной изоляции и обязательно вступает

межнациональные отношения, устанавливает экономические, политические, идеологические, культурные, правовые, дипломатические и другие связи. Отношения могут быть:

стабильными (постоянными) и нестабильными (периодическими) ;

основанными на соперничестве и на сотрудничестве;

равноправными и неравноправными.

Сепаратизм — стремление отдельных народов выйти из многонационального государства и создать собственное.

мире достаточно примеров национальных конфликтов — кризис и многолетняя кровопролитная война в бывшей Югославии, территориальные споры между республиками бывшего Советского Союза, войны между центральноафриканскими государствами и так далее.

Человечество пытается решить эту проблему. Существуют различные организации, занимающиеся вопросами взаимодействия народов, — Организация Объединенных Наций, Лига арабских государств, Организация африканского единства, Ассоциация стран Юго‐Восточной Азии и другие.

Многие конфликты были прекращены благодаря их содействию или при непосредственном вмешательстве этих организаций.

Дифференциация — стремление народа к самостоятельности, сохранению и развитию национальной культуры, экономики, политики.

Интеграция — тесное сотрудничество, обмен культурными ценностями и поддержание взаимовыгодных контактов.

Многообразие национальных культур не должно вести к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними.

6.15. Социальный конфликт и пути его разрешения

Конфликт — столкновение, вызванное противоречивыми установками, целями и способами действия по отношению к конкретному предмету или ситуации.

данной ситуации существуют разные варианты дальнейшего поведения :

приспособление — если предмет конфликта не очень ценен для одной из сторон, то она может поступиться своими интересами и изменить позицию;

компромисс — ведутся переговоры, в результате которых стороны договариваются о взаимных уступках;

сотрудничество — стороны садятся за стол переговоров и вместе вырабатывают общее решение, обсуждая каждый шаг;

игнорирование — делается вид, что конфликта не существует, его причины не устраняются;

соперничество — упорное отстаивание своей позиции, нежелание поступаться принципами, агрессивная линия поведения.

Ученые выделяют два способа разрешения конфликтов:

конструктивный — ведет к примирению сторон, нахождению взаимоприемлемого решения;

деструктивный — чаше всего завершается взрывом ситуации, может быть даже ликвидацией одной из конфликтующих сторон. Крайняя степень подобного деструктивного разрешения — применение насилия.

современном мире, когда общение людей становится все более тесным, столкновения интересов случаются постоянно. Конкурирующие фирмы вступают в конфликт друг с другом, претенденты на освободившуюся должность стараются оттеснить соперников, подростки отстаивают свое понимание жизни в спорах с родителями. Конфликты могут сопровождаться обманом, провокациями, интригами, и в открытом противоборстве выливаются в словесные прения с обменом угрозами и оскорблениями, в драки и поножовщину, а также в забастовки, демонстрации, политическую борьбу.

Самым же опасным и трагическим разрешением конфликта является война.

Все конфликты можно разделить на несколько видов :

внутриличностный — столкновение происходит в душе самого человека. В течение жизни у каждого наступает такой момент, когда он задумывается о смысле своей жизни, сопоставляет свои достижения с достижениями других людей, разочаровывается в своих целях и интересах;

межличностный — разногласия возникают между двумя или более членами группы, но при этом главными сторонами являются личности, а не группы людей. Такие ситуации встречаются на каждом шагу: в час пик пассажиры становятся свидетелями скандалов, возникающих почти из ничего, даже в самой благополучной семье время от времени случаются столкновения ;

межгрупповой — в борьбу втягиваются группы людей, каждая из которых имеет собственные интересы и цели. Большинство самых опасных конфликтов относятся именно к этой категории — национальные, расовые, религиозные и большая часть производственных;

конфликт принадлежности — человек входит в две группы, которые конкурируют между собой. Вспомните трагическую историю Ромео и Джульетты — они одновременно были членами своей семьи и любили человека из вражеского стана. В такое же положение попадает представитель оппозиционной партии, вошедший в правительство, или футболист, играющий против команды своего родного города. Человек в таких конфликтах должен сделать свой выбор, не боясь его последствий и понимая свою ответственность;

конфликт с внешней средой — неприятие государственных организаций, законов, норм, правил, традиций и обычаев. В такое противостояние вступают преступники, революционеры, некоторые представители интеллигенции, отдельные журналисты.

Каждый из представленных видов конфликтов имеет свои последствия. И совсем не обязательно, что они окажутся отрицательными. Так, например, люди или группы в ходе конфликта раскрывают свои цели

ожидания, что позволяет остальным, при желании, лучше понимать их; внутри конфликтующих сторон усиливается сплоченность и взаимопонимание, это особенно заметно в периоды войн, когда народ объединяется для отпора врагу во имя общей цели — защиты Родины, несмотря на существовавшие ранее внутренние противоречия и разногласия. Наконец, в результате конфликта всех его участников часто возникает желание перемен, обновления. Даже неудачные революции и восстания влекли за собой изменение государственной политики, принятие новых законов и принципов управления.

Вместе с тем, никогда не следует забывать о том, что конфликт ведет и к озлоблению, гибели людей, материальному ущербу, потере времени, беспорядку и неустойчивости. В случаях, когда нерешенные проблемы или обиды остаются и после прекращения конфликта, тлеющие угли неприязни в любую минуту вспыхнут огнем столкновения.

6.16. Конституционные основы национальной политики в России

Россия — многонациональная страна. Века и века она смешивает и соединяет судьбы больших и малых народов и народностей, многие культуры и многие языки. И все они становятся россиянами.

От истоков своих Русь складывается как полиэтничная государственность. С течением времени изменяется сам облик россиян, черты лица, цвет волос, глаз. Шире становятся скулы, темнее и жестче волосы, глаза привыкают смотреть в лицо степному ветру.

Вдумайтесь в различие смысловых аспектов слов — русский и российский. Чем они отличаются?

Об использовании этих понятий разгорелась целая дискуссия при принятии «Выборгского воззвания»

— обращения депутатов Государственной думы 1‐ого созыва.

Сначала первые парламентарии обратились к народу таким образом — «К русским гражданам!», затем после дискуссии формулировка изменилась — «Ко всем гражданам России!», и, наконец, в окончательном виде документ начинался словами — «Народу от народных представителей!».

Национальный вопрос — означает проблему равенства народов, их самоопределения, экономического развития, сохранения культурных особенностей и традиций, создания условий для всестороннего развития любой этнической группы, в том числе и в составе многонационального государства.

Самым серьезным проявлением межнациональной проблемы на территории России был кризис

Чеченской республике. После затяжного противостояния сегодня в республике налаживается мирная жизнь, строятся новые школы, поликлиники, жилые дома, восстанавливаются промышленные предприятия. Восстановлено воздушное сообщение между столицей России — Москвой и столицей Чеченской республики — Грозным. Восстановлен аэропорт, уже принявший первые пассажирские авиалайнеры. Восстановлено железнодорожное сообщение. Постепенно восстанавливаются и иные нити и связи между республикой и всей страной, разорванные во время конфликта.

Другой проблемой современной России является сохранение так называемых малых народов, в первую очередь северных. Экономические рыночные преобразования осложнили их положение — традиционные занятия (оленеводство, рыболовство и резьба по кости) окончательно пришли в упадок. В районах Крайнего Севера царят безработица, бедность, высокая смертность и низкая рождаемость.

ряде регионов подобные проблемы уже успешно решаются. Например, в Якутии. Интересен опыт по сохранению своего национального языка и культуры в Туве, Хакасии, Бурятии, Калмыкии. В школах преподается наряду с русским языком национальный язык, бережно поддерживаются традиции, изучается народное искусство, песенное творчество, танцы. Дети вместе с родителями и учителями участвуют в подготовке и проведении народных праздников. Важно при этом, чтобы данные культурные традиции изучались разными детьми, обучающимися в классе.

Чем больше языков ты знаешь — тем больше раз ты человек. Так звучит мудрость древних.

Источник

DACHARAI - самый большой ресурс для садовода
Adblock
detector