что такое социальный опыт в педагогике

Социальный опыт ребенка или формирование моральных норм

2764e4187260138764d743dbb9e25009 Елена Алтушкина
Социальный опыт ребенка или формирование моральных норм

Дошкольный возраст – период активного познание мира и человеческих отношений. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко.

Ребенку с малых лет нужно прививать моральные нормы, научить везде и во всем уважать общество и каждого его члена в отдельности относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему.

Характерным для детей дошкольного возраста является развивающая у них социальная направленность. Она проявляется и в реальных детских взаимоотношениях, и в их высказываниях, и в оценке поступков сверстников, и в общей направленности совместной деятельности всех членов детского коллектива. У ребят этого возраста начинает складываться общественное мнение, на которое в известной мере может опереться воспитатель. Дети могут осудить поведение сверстников – их поступки, недобросовестное отношение к делу – и высказать одобрение хорошего поведения товарища.

Сегодня все чаще подрастающий ребенок, вступая в жизнь, начинает с неотчетливым страхом и досадой отмечать, что ему катастрофически не хватает качественных навыков для переложения их на реальную действительность, казалось бы, знакомых игровых ситуаций. Он начинает понимать, что в жизни все далеко не так, как было в предлагавшихся ему играх, чаще компьютерных, а сам он не располагает запасом необходимого опыта для ожидаемых от него поведенческих реакций. В итоге из-за недостаточности опыта и знаний, накапливаемых ребенком в процессе жизнедеятельности, начинает замедляться его реальное взросление.

В житейской практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегда осуществляются. А между тем, человеческое отношение, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенок, умеет общаться с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и с незнакомыми людьми.

При благоприятных условиях общественного и семейного воспитания у ребёнка старшего дошкольного возраста сильно проявляется чувство привязанности к сверстникам, воспитателю, детскому саду. Дети приветливы с окружающими, легко вступают в общение, добры, чутки, внимательны к замечаниям взрослых, способны остро переживать их. Одобрение своих поступков воспринимают с радостью и выражают готовность делать ещё лучше.

В каждой эпохе свой стиль, у каждого общества свои правила поведения, но есть ценности общечеловеческие и именно на их основе развивается культура любого народа. Подражая взрослому человеку, ребёнок начинает осваивать основные нормы общения. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка могут быть развиты довольно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему соответственно овладевшими моральным нормам и правилам.

В процессе формирования социального опыта у детей старшего дошкольного возраста участвуют одновременно образовательное учреждение и семья. Развитие социального опыта предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в семье, координацию стремлений педагога и родителей. Очень важно для педагогов найти методы, позволяющие установить тесные контакты с семьёй в целях обеспечения целостности в развитии социального опыта.

Организация усвоения социального опыта осуществляется через организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп (коллективов); организацию взаимодействий, а также обучение ему; стимулирование самодеятельности в формализованных группах и влияние на неформальные микрогруппы (неформальные объединения).

Диапазон путей формирования социального опыта широк,так как соответствует видам человеческой деятельности: учению, труду, общению, досугу, но когда эта деятельность организована в форме игр, упражнений, занятий то его усвоение наиболее продуктивно.

Воспитание компетентности ребенка является важным фактором в становлении его личности.

Источник

Понятие и педагогическая структура социального опыта

bfa07b9a757befaded1fa808e6694a17 Анна Жбанова
Понятие и педагогическая структура социального опыта

Содержательный аспект системы социального опыта ребёнка выражается через материальное и когнитивно-аксиологическое содержание его деятельности.

Структуру социальных представлений принято рассматривать как единство когнитивного, эмоционального и действенного компонентов.

Когнитивный компонент содержит информацию, которую ребёнок получает из разных источников, в различной степени осознаёт структурирует, используя для объяснения событий и явлений.

Эмоциональный компонент социальных представлений выражает эмоциональное отношение ребёнка к тем или иным явлениям социальной действительности, к людям или самому себе как члену социума.

Действенный (поведенческий) компонент социальных представлений детей проявляет их мотивационную сущность, желание или нежелание действовать в смысловой «рамке» данного представления Этот компонент опостредует поведение ребёнка указывает на то, что социальные представления – это не столько система знаний об обществе, сколько система смыслов.

Социальный опыт присущ ребенку изначально как некая «априорная» сущность, а в условиях целенаправленного воспитания и обучения (особенно в их жестких, авторитарных формах) она беднеет и даже умирает. Не случайно Л. Н. Толстой считал, что каждый ребенок знает о жизни гораздо больше, чем взрослый, потому что «знает» он сердцем, душой, а взрослые уже утратили этот «канал» восприятия мира.

Индивидуальный социальный опыт представляет собой самобытный синтез различного рода запечатленных ощущений и переживаний; знаний, умений, навыков; способов общения, мышления и деятельности; стереотипов поведения; интериоризированных ценностных ориентации и социальных установок.

Социальный опыт человек приобретает на протяжении всей жизни в процессе социализации как стихийной, так и социально контролируемой.

Однако содержание социального опыта дошкольников в контексте современного содержания дошкольного образования до настоящего времени не определено. Нами также не обнаружено работ, в которых бы содержалось критериальное описание данного результата образования. Для восполнения указанного недостатка мы проанализировали ряд литературных источников, в которых с позиции разных наук трактуются, раскрываются понятия «опыт» и «социальный опыт», а также характеризуются социально-психологические новообразования личности в дошкольном возрасте. Результаты проведенной работы, их интерпретация и сделанные на этой основе выводы приведены ниже.

Читайте также:  что такое преформа для пэт бутылок

Философия, педагогика, социальная педагогика отмечают позитивный настрой, положительные эмоции, возникающие в процессе (либо в результате) какой–либо деятельности, свидетельствуют о сформированности опыта этой деятельности. Кроме того, сущностной характеристикой всякого опыта является эмоциональное переживание и отношение к соответствующей деятельности (познанию, общению, игре и пр.); личностный опыт включает и отношение к миру, и отношение к себе в мире. Так, Н. Ф. Голованова отмечает, что «ребенок дошкольного возраста еще не включен в научное познание действительности, но в его социальном опыте уже сложился на эмоционально-образном уровне некий метафорический “образ мира”», который является важным регулятором социальных отношений. Поэтому, на наш взгляд, к проявлениям социального опыта следует отнести, помимо достижения во взаимодействии поставленных целей, еще и эмоционально позитивное самочувствие ребенка – как показатель того, что освоенные ценности, сформированные паттерны и т. д. помогают учащемуся не только вести себя сообразно социальным нормам, но и выстраивать психологически комфортные отношения с окружающими.

Социальный опыт дошкольника в качестве своего основного содержания включает опыт эффективного взаимодействия с окружающими. Он формируется на основе развития важных личностных качеств (активности, ответственности, самостоятельности, доброжелательности и пр., интериоризации гуманистических ценностей общества, принятия социальных норм и овладения способами конструктивного (адекватного, социально одобряемого) поведения и совместной деятельности. Основными субъектами взаимодействия для дошкольников являются сверстники, педагоги и родители.

Предметом взаимодействия является учебно-познавательная деятельность, совместная творческая деятельность, общественно полезный труд.

Отчет о прохождении научно-исследовательской практики с 18.02 по 17.03.2013 года на базе ДОУ №22 «Алсу» Тема ВКР: Роль сенсорного развития в социализации детей раннего дошкольного возраста Цель.

Сущность и содержание социализации дошкольников Под социализацией понимают процесс усвоения индивидом определенной системы знаний и норм, позволяющих осуществлять свою жизнедеятельность.

Источник

«Формирование социального опыта обучающихся».

Формирование социального опыта обучающихся.

учитель начальных классов

города Ржева Тверской области.

Социализация ребёнка предполагает решение конкретных теоретических заданий: анализ исторических и современных концепций социализации, рассмотрение личности в системе общественных отношений; анализ системы формирования личности на всех этапах ее развития, а также изучение основных социальных функций и ролей личности.

Социальный заказ общеобразовательного учреждения – это требования общества, интегрирующее вопросы личности и семьи в области общего образования, сформировать у учащихся:

— умение вести безопасный и здоровый образ жизни;

— готовность к соответствующему поведению на основе получения знаний и умений

— активную жизненную позицию;

— готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие в условиях рыночной экономики;

— идеалы равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей;

— осознание нравственного смысла свободы и её неразрывной связи с ответственностью, умение делать осознанный и ответственный

Социализация – сложный и длительный процесс приобретения человеком социально-психологического статуса.

В связи с этим в настоящее время ускорился поиск оптимального варианта решения проблемы преемственности в формировании социального опыта детей в период смены социальных институтов, перехода из дошкольного в младший школьный возраст.

Обучение в начальной школе обладает уникальными возможностями, используя которые учитель актуализирует в младшем школьнике процесс социализации.

Виды деятельности педагогических работников, способствующих формированию социального опыта обучающихся.

Вид деятельности

Диагностическая

Изучение и определение уровней развития, воспитанности обучающихся ( для этого учитель должен уметь наблюдать, владеть методами диагностики по предмету)

Прогностическая

Постановка реальных целей и задач в педагогическом процессе и прогнозирование конечного результата.

Конструктивная

Умение проектировать учебную и воспитательную работу, отбирать содержание, соответствующее познавательным способностям учащихся, делать его доступным и интересным.

Информационная

Передача обобщённого опыта старших поколений молодым.

Умение устанавливать и поддерживать контакт с детьми, строить взаимоотношения с ними на уровне сотрудничества, понимать их.

Социальный педагог, психолог.

Консультативная

Преодоление затруднений в общении или поведении ребёнка., развитие желания учиться.

-отношений в детских коллективах;

-способностей, черт характера, возможности самоопределения обучающегося, оказание помощи в выборе профессии старшеклассникам.

Просветительская и преподавательская

Проведение уроков, факультативов, лекториев, диспутов для учащихся, приобщение к психологическим знаниям, знакомство с основами самовоспитания.

Формирование потребности в психологических знаниях и желания их использовать.

Психолого-педагогическое и медико-соци-альное сопровождение обучающихся;

создание благоприятного психологического климата в классном коллективе;

логически выстроенные педагогические действия, направленные на личностное развитие и саморазвитие ученика, педагогическую коррекцию поведения, нормализацию взаимоотношений с окружающей средой, обеспечение социальной защиты;

формирование убеждённости школьника в том, что он обладает большим потенциалом, который должен быть реализован, что он может самостоятельно выйти из кризисных ситуаций и решить возникающие проблемы, но для этого необходимо верить в свои силы и возможности, проявить инициативу, активность, самостоятельность.

Воспитательная

Передача молодому поколению общественно- исторического опыта, накопленного предыдущими поколениями. В процессе воспитания происходит планомерное и целенаправленное воздействие на сознание человека, цель которого – формирование норм поведения, ценностей, установок, моральных принципов.

Результатом этого процесса становится готовность выпускника лицея к самостоятельной жизни в обществе, к производительному труду.

Профориентационная

Профессиональная диагностика, целе- направленная работа, предполагающая оказание помощи старшеклассникам в сознательном выборе профессии в соответствии с их способностями, интересами, оказание помощи в выборе своего собственного жизненного пути.

Способствование закреплению знаний и умений, приобретённых обучающимися на уроке, во внеучебной деятельности;

проведение совместной работы с учителями- предметниками по развитию познавательных интересов детей;

планирование и организация внеучебной работы в классе.

Превращение воспитательной системы лицея в непрерывный инновационный процесс- освоение передовых технологий воспитания, развитие проектной культуры обучающихся в социальной сфере как перспективной формы формирования лидерских качеств;

развитие системы информационного обеспечения, расширение взаимодействия с внешней средой;

организация и поддержка школьников в осуществлении социальных проектов.

Организация и поддержка обучающихся в осуществлении социальной практики.

Профориентационная

Профессиональное просвещение, консультирование;

Формирование готовности обучающихся к участию в экономических отношениях, что предполагает вхождение в определённую сферу трудовой деятельности на основе собственного волеизъявления.

Социальная защита ребёнка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды, активное содействие социализации и адаптации обучающихся.

Подготовка учеников к самостоятельной жизни на уровне максимальной личностной реализации.

Читайте также:  К чему сняться яблоки сонник

Гражданское и патриотическое воспитание школьников, развитие у них политической культуры, социальной ответственности, способности самостоятельно делать выбор в критической ситуации;

стимулирование волевой сферы на основе формирование гражданской позиции и социальной ответственности в процессе школьного самоуправления;

участие в различных социокультурных программах;

развитие ученического самоуправления как важнейшее условие воспитания патриотизма и становление гражданской зрелости

( социальной адаптации обучающихся)

Формирование, сохранение и укрепление физического, психического, духовного и социального здоровья учеников средствами физкультурно-оздоровительной деятельности, гигиенической профилактики;

Формирование культуры здоровья через реализацию здоровьесберегающих программ и развитие классных и школьных традиций здорового образа жизни; рациональное питание, нормальные условия быта, рациональная организация учебного процесса, труда и отдыха, сформированность устойчивого отрицательного отношения к вредным привычкам.

Развитие эмоционального интеллекта обучающихся на ключевой компетенции формирования условий творческого самовыражения;

Приобщение детей к культуре предков, возрождение народных традиций;

Укрепление лучших школьных традиций.

Формирование нравственной позиции обучающихся во взаимодействии с людьми, определения отношения к религии, проба сил в гуманных поступках;

Создание благоприятного психологического климата в классном коллективе;

Воспитание духовно- нравственных качеств обучающихся через развитие чувственно- эмоциональной сферы( сопереживание, сострадание, сопричастность, милосердие)

Экологическая

Развитие позитивной чувственно- эмоциональной сферы обучающихся через активизацию взаимодействия с окружающей природной и социальной средой в процессе экологически целесообразной деятельности, общения с миром природы и социумом.

Правовая

-качеств, которые составляют основу взаимоотношений обучающихся с людьми, обществом, государством и миром в целом;

-готовности школьников к участию в сложной системе социальных отношений в экономической, политической и духовной сферах;

профилактика правонарушений и ассоциального поведения обучающихся;

воспитание законопослушания и социальной ответственности.

Активное участие детей в поиске путей реализации социальных ролей в процессе самореализации обусловлено их возможностью проявить и осознать себя в ситуации социальных проб. Самостоятельно овладевая социальными ролями, проходя путь «проб и ошибок», ребенок учится приобретать знания, умения, опыт, навыки в избранной сфере деятельности, самостоятельно оценивать ситуацию, изменять ее в соответствии с приобретенным опытом. Любое изменение, происходящее в ребенке, есть результат его участия в процессе социализации.

Разнообразные формы деятельности помогают учащимся приобретать социальные знания, понимать социальную реальность и повседневную жизнь, позитивно относиться к базовым ценностям общества, получать опыт самостоятельного социального действия.

1.Бабич И.Н. «Гуманитарно-социальные аспекты формирования образовательной среды с позиций синергетических подходов» Межрегиональная общественная организация « Женщины в науке и образовании», М., 2003

Источник

Вопросы формирования социального опыта детей дошкольного возраста в ДОО

Данная статья освещает вопрос формирования социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада. Раскрыт механизм социализации. В статье обращается внимание на тот факт, что накопление ребенком необходимого социального опыта происходит самостоятельно и под руководством взрослых. Работа основана на изучении имеющейся отечественной литературы и наблюдения собственного опыта.

Ключевые слова: социальный опыт, механизм накопления социального опыта, старший дошкольный возраст, условия социализации, дошкольная образовательная организация.

Человек – существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. С первых дней своего рождения ребенок окружен другими людьми, поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни. В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности. Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.

По мнению многих ученых (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн) младший дошкольный возраст – это важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психологического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, предметным миром. На этом этапе происходит формирование основ первоначальной социализации и формирование важнейших личностных новообразований, определяющих в последующем всю систему отношений человека с окружающим миром и с самим собой[1, с. 23].

— благоприятная социальная ситуация развития;

— посредничество взрослых, через достижение взаимодействия процесса социально-педагогической деятельности ДОУ и процесса социализации ребенка в семье;

— организация полноценной деятельности и общения как ведущих форм развития и взаимодействия с окружающим миром[3,с. 9].

В рамках реализации ФГОС ДО в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития детей. Это направление работы реализуется в процессе общения, игровой, трудовой, познавательной, творческой деятельности, через приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование гендерной, семейной, гражданской позиции, формирование принадлежности к мировому сообществу; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания.

Социальный опыт ребенка – это «всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром». Овладеть социальным миром – значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, умений, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является.

Исключительно важное место в формировании социального опыта ребенка занимает дошкольное образование. На что же должна быть направлена деятельность педагога с целью формирования социального опыта ребенка в ДОО? Важнейшей основой полноценного социального опытаребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Важно, чтобы у ребенка возникло желание и умение оказать помощь, поддержку другому человеку.

Механизм процесса социализации имеет личностный характер и реализуется через деятельность.

• Игровая деятельность — дает ребенку возможность почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат[6,с. 19].

• Исследовательская деятельность — дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.

Читайте также:  что такое распределительный закон умножения

• Изобразительная деятельность — позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

• Предметная деятельность — удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

• Наблюдение — обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

• Коммуникативная деятельность (общение) — объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

• Двигательная деятельность — активизирует самостоятельную деятельность ребенка, повышает двигательную активность.

• Конструктивная деятельность — дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением. [2, с. 105]

Первый уровень предметного содержания социального опыта ребенка дошкольного возраста складывается вокруг знания о том, «как делать»: как есть ложкой, как переходить улицу, как завязывать шнурки, как слушать сказку, как рисовать и так далее. В этом содержательном наборе социального опыта ребенок нуждается сразу после рождения и в течение всей жизни, опыт с годами расширяется в разнообразных действиях ребенка, как спонтанных, так и специально организованных взрослыми.

Второй уровень предметного содержания социального опыта ребенка связан с формированием «вторичного знания», получаемого в общении, знания «как делают другие». Ребенок включает в свой опыт не только то, что было продуктом его собственной деятельности, но и то, что сделали другие люди. Но это произойдет лишь при условии, что действия «другого» или сам их «продукт»как-то эмоционально затронут ребенка: заинтересуют, вызовут любопытство, удивление или тревогу, страх. В противном случае ребенок лишь заучит то, что ему сказали взрослые, организовавшие обучающую ситуацию. Воспитание как раз и способствует тому, что процесс социализации от форм прямых воздействий, от совместных актов деятельности взрослых и детей постепенно выходит к самоконтролю поведения, к собственной инициативе и ответственности взрослеющего ребенка.

Рассмотрим некоторые методы, которые служат накоплению детьми социального опыта.

1.Педагогическое требование: прямые, краткие, категоричные команды, указания, запрещения, или облеченные в юмористическую форму намеки и советы, и искренне высказанное доверие, которое ребенок воспринимает, как указание действовать именно так.

Когда ребенок получает поручение, он попадает в очень важную в воспитательном смысле систему «ответственных зависимостей».Любое поручение имеет две стороны: меру полномочия (тебе доверили, тебя попросили, от тебя этого ждут, кроме тебя это никто не сможет сделать, от тебя зависит успех общего дела) и меру ответственности (от тебя требуется усилие воли, требуется отложить свои занятия и найти время, довести порученное дело до конца). Понятно, что, если какая-либо из этих сторон организована слабо, поручение не будет «работать», то есть попросту его воспитательный эффект окажется ничтожным или даже вызовет раздражение, протест, нежелание выполнять поручение.

4. Пример. Этот метод воспитания призван организовывать образец деятельности, поступков, образа жизни. Действие этого метода строится на естественном психологическом механизме подражания. Подражание, особенно в годы детства, обеспечивает растущему человеку возможность присвоить большой объем обобщенного социального опыта.

5. Ситуации свободного выбора. Природа этого метода моделирует момент реальной жизни.Ведь в жизни люди постоянно встают перед выбором: поступить так или иначе, сказать или промолчать, сделать или забыть. Для становления социального опыта ребенка чрезвычайно важно, чтобы он умел действовать не только по требованию и прямому указанию взрослого, в рамках его конкретного поручения, где все определено, не только ориентируясь на пример, образец, но и самостоятельно, мобилизовав свои знания, чувства, волю, привычки, ценностные ориентации, мог принять решение.

Формирование социального опыта детей осуществляется в ходе их игровой деятельности как ведущей деятельности. Особую роль в этом процессе играет сюжетно-ролевая игра.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. Их воспитательные функции различны, но для достижения полноценной и успешной социализации ребенка-дошкольника необходимо их взаимодействие. Если дошкольное образовательное учреждение способствует интеграции (унификации) ребенка в социум, то семья призвана обеспечить индивидуализацию (дифференциацию) детского развития. Задача взрослых — воспитание активной творческой личности, способной к самореализации, умеющей устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, с самим собой.

Таким образом, процесс социализации осуществляется посредством целенаправленного воспитания, обучения и случайных социальных воздействий в деятельности и общении.

detsad 471285 1468130557Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

detsad 747659 1495814911Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

detsad 216312 1426440660Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

detsad 785475 1550941560Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

detsad 28925 1604864823Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Цель: формирование.

detsad 1671245 1554111175Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

detsad 526578 1592373185Примеры для формирования представлений о симметрии у детей дошкольного возраста через ручную деятельность Сегодня я расскажу о том, как легко и понятно донести понятие симметрия детям дошкольного возраста. Начнем с главного: зачем это вообще.

Вопросы викторины «Кто самый, самый… в мире животных» для детей старшего дошкольного возраста 1. Какое самое большое млекопитающее животное на Земле? (Кит) 2. Какое самое большое сухопутное животное? (Слон африканский) 3. Какое.

Источник

DACHARAI - самый большой ресурс для садовода
Adblock
detector