Методические материалы «Технология «Социального театра»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Малокалмашинская средняя общеобразовательная школа»
Технология «Социальный театр»
Составитель: Глухова Наталья Павловна, старший вожатый высшей категории МБОУ «Малокалмашинская СОШ»
В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья школьников становится весьма важной для школы. Особое беспокойство вызывает рост употребления ПАВ (психоактивных веществ) детьми и подростками.
Решить задачу уменьшения употребления ПАВ возможно при объединении усилий различных ведомств, общественных организаций, образовательных учреждений.
Сфера первичной профилактики употребления ПАВ среди детей и подростков занимает значительное место в школьной системе здоровье сбережения.
Какие темы могут быть затронуты в социальном театре:
· Конфликты в семье, со сверстниками
Шаги социального театра:
1. Создание инициативной группы (активисты ОО, волонтеры)
2. Установка мотива (для чего?)
4. Образовательный блок (лекции, игры, социальные видеоролики)
5. Создание сюжетов, микро сценариев (участники создают сами)
6. Объединение всех в общий сценарий.
7. Первое чтение сценария
8. Подбор реквизита, музыки, декораций и др.
9. Доработка (диалоги, фразы, герои, характеры и др.)
10. Второе чтение сценария
11. Обсуждение сценария
Использование технологии «Социальный театр» позволяет проводить профилактическую работу по принципу «Равный-равному»
В 2017 году постановка «Нужно во время сказать «Нет!»» была оценена высоко, члены РВО «МЫ» получили диплом за 1 место.
Эти две постановки были направлены на профилактику употребления ПАВ, в какой период и при каких обстоятельствах происходит первичной употребление ПАВ. Особенность социальных театров РВО «МЫ» это выход на позитив, и спользование оригинальной музыки и танца может оказаться очень эффективным для данного вида деятельности, придает театрализации законченность.
После показа социального театра, было проведено анкетирование зрителей подростков, анализ которых показал, что тема социального театра актуальна и понравилась ровесникам (см. приложение).
В 2018 году социальный театр «Ты не один» был направлен на взаимоотношение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) среди сверстников. Проблема эта так же актуальна, так как трудно детям с ОВЗ – они не такие как все, и их сверстникам: чувство ревности, непонимания, иногда даже агрессии. Необходимо формировать у детей и подростков эмпатии по отношению к людям ОВЗ.
Постановки социального театра ежегодно были и показаны не только на районном фестивале, но и в школе. После показа были организованы беседы по проблеме, затронутой в театрализации.
Социальный театр «Нужно во время сказать «Нет!»», был показан в рамках единого методического дня для директоров школ Каракулинского района.
За победу в конкурсе участники были поощрены поездкой в Сарапульский драматический театр. В 2017 году спектакль «Жизнь прекрасна» и 2018 году «Сана, Ваня и ними Римасс», эти спектакли выбраны не случайно, в них так же поднимаются социальные проблемы, а так же школьники могут увидеть игру профессиональных актеров.
Проблемы молодежи в разных проявлениях существовали во все времена. Молодежи свойственно рисковать, играть в опасные игры, так пусть это будет происходить на сцене социального театра, а не в реальной жизни. Наш опыт может быть полезен специалистам по работе с детьми и молодежью, которые захотели внести свой вклад в профилактику социальных проблем.
Социальный театр – эффективная форма профилактической работы с подростками в системе дополнительного образования детей
Социальный театр – эффективная форма профилактической работы
с подростками в системе дополнительного образования детей
Учить – это узнавать что-то, что ты уже знаешь.
Практиковать – значит демонстрировать, что это ты знаешь.
Обучать – напоминать другим, что они знают, точно так же, как и ты.
Мы все и ученики, и практики, и учителя.
В последнее время большой интерес у педагогов дополнительного образования Удмуртской Республики вызывает социальный театр, как эффективная форма профилактической работы с подростками и молодежью. Происходит активное развитие театра как средства передачи знаний и навыков. Все в большей степени театр рассматривается в качестве мощного инструмента социальных преобразований.
Говоря о социальном театре, мы, прежде всего, говорим об образовательной его функции, которая подразумевает гораздо больше, чем просто развлечение аудитории.
Данная профилактическая форма базируется на двух важных частях: спектакле на социально-значимую тему и образовательном блоке, который проводится непосредственно сразу после спектакля. Спектакль «настраивает» зрителей на определенную тему, заинтересовывает, пробуждает чувства. В ходе второй части аудитория продолжает размышлять на заданную тему, получать достоверную информацию, формировать навыки поведения.
Целью театральных постановок по принципу «равный-равному» является изменение знаний, отношения или поведения целевой аудитории, обучение навыкам общения, формирование позитивного отношения к себе и к окружающему миру, улучшение здоровья молодежи, предотвращение социально-значимых заболеваний, снижение дискриминации по отношению к различным целевым группам.
Театр всегда был мостиком между воспитанием, образованием и развлечением.
При эффективном использовании театр служит превосходной площадкой для обсуждения различных деликатных вопросов, о которых не принято говорить публично. Благодаря театру, аудитория получает информацию в увлекательной и занимательной форме. Театр способен изменить рискованное и опасное поведение молодежи на более защищенный и здоровый образ жизни. В ходе демонстрации социальных постановок создается неформальная обстановка, в ходе которой происходит «проигрывание» опасных ситуаций с целью выработки стратегий по их разрешению на личностном уровне.
Социальный театр является продуктивной формой воздействия, которая позволяет поддержать и отвести от опасной черты колеблющихся молодых людей и заставляет задуматься тех, кто находится за чертой. Социальные постановки способствуют формированию позитивного осознанного отношения к себе как к личности, которая может выбирать и осознанно говорить «нет» искушениям молодежной субкультуры. Социальные постановки позволяют молодым людям по-новому оценить себя, свой статус и перспективы в жизни, что является базовой основой для изменения негативного социального поведения на позитивное.
Театр приковывает внимание подростков, активно вовлекая их в происходящее. Активное вовлечение означает, что воздействие оказывается на чувства зрителей, а не только на их интеллект. Именно это способность затрагивать чувства, позволяет театру оказывать влияние на взгляды и представления людей, таким образом, который недоступен при использовании традиционных образовательных методов. Однако, чтобы изменить поведение молодых людей, недостаточно просто затронуть их душевные струны.
Ему необходимо донести свое послание в такой форме, которая позволит молодежи понять его и поступать соответствующим образом. Следовательно, театральные постановки должны строиться на соответствующей образовательной и теоретической основе, включать в себя исследовательские и оценочные компоненты, усиливающие воздействие предполагаемого материала.
Важными аспектами социального театра являются его мобильность, гибкость, выход на широкую аудиторию и возможность охватить разные социальные слои подростков и молодежи, от социально-успешных до безнадзорных. В профилактику и образовательный процесс вовлекаются представители целевой группы, воплощается принцип «равный-равному», создается и поддерживается социально-безопасное пространство для молодежи. Все это способствует наибольшей эффективности и результативности.
Образовательный театр основывается на новаторских трудах Альберта Бандуры, отца теории социального обучения. Бандура установил, что люди учатся как себя вести и как изменять свое поведение, наблюдая за другими людьми. В процессе театральной постановки для зрителей создается определенная модель поведения. Зрители видят персонажей, представляющих как позитивную, так и негативную поведенческую модель.
Для образовательного театра, формирующего здоровый образ жизни, центральное значение имеет переходная модель: молодой персонаж, отказывающийся от рискованного поведения в пользу более безопасного, демонстрирующий молодежной аудитории, что перемена возможна, что у него достаточно сил, чтобы контролировать свое поведение и влиять на свое будущее. Необходимо создавать таких персонажей, которые будучи носителями модных в молодежной среде взглядов и убеждений, придерживаются безопасного поведения.
Успешные постановки часто показывают персонажей, которые находятся в струе современных модных тенденций, говорят на языке молодежи, стильно одеваются, демонстрируют модели поведения, типичные для данной молодежной среды, осознают свою склонность к рискованному поведению, показывают, почему они делают выбор в пользу наименее рискованного поведения и здорового образа жизни.
Исследования показывают, что наиболее успешными являются те рассчитанные на молодежную аудиторию театральные проекты, авторами и участниками которых являются сами молодые люди. Но постановки должны строиться с учетом возраста и культурных особенностей аудитории. Подростковая аудитория не воспримет постановку, рассчитанную на более юных зрителей, ученики начальной школы будут не в состоянии понять драматический материал, рассчитанный на старшеклассников, следует различать также сельскую и городскую молодежь.
Существует множество способов разработки сценариев. Однако, в создании социальных постановок используется прием, основанный на импровизации.
В течение десяти лет Республиканский центр дополнительного образования для детей активно внедряет социальный театр, как форму профилактической работы с подростками и молодежью, в Удмуртской Республике, проводя обучение методике социальных постановок педагогов, руководителей общественных объединений Республики, а также их воспитанников.
Финальным завершением обучающих театральных тренингов-семинаров для педагогов и подростков системы дополнительного образования становятся Республиканские Фестивали социальных театров, которые проводятся один раз в 2 года.
В социально-сложных условиях чрезвычайно важными являются поиск и внедрение эффективных форм и методов педагогической деятельности, в ходе которых происходит активное вовлечение подростков и молодежи в работу по профилактике негативных социальных явлений среди своих сверстников.
Литература:
— «Использование театральных методик в обучении по принципу «равный-равному». Практическое руководство. Издано при финансовой поддержке Фонда ООН в области народонаселения, ЮНФПА. 2009
— «Социальный театр. Спектакль плюс..» Руководство по работе с молодежью. Санкт-Петербург, 2010
Социальный театр как форма профилактики девиантного поведения подростков
Социальный театр – это площадка, на которой реализуется постановка спектаклей на острые социальные темы (понятие Синявской Я.Э.). Социальный театр имеет широкий спектр тем: проблема употребления подростками ПАВ, безнадзорность, толерантность к детям-инвалидам, понятие дружбы, бесконфликтного поведения, взаимоотношений «дети-родители» и т.д.
Просмотр содержимого документа
«Социальный театр как форма профилактики девиантного поведения подростков»
Социальный театр как форма профилактики девиантного поведения подростков
Профилактика девиантного поведения подростков в школе традиционно включает в себя проведение классных часов, бесед, занятий с элементами тренинга для детей «группы риска», контроль посещаемости, занятости во внеурочное время и в период каникул, посещение учащегося на дому с целью проверки условий проживания и воспитания, а также вовлечение в различные внеурочные мероприятия/школьные празднования и т.д. Одной из инновационных форм профилактики считается социальный театр. Рассмотрим это понятие подробнее.
Социальный театр – это площадка, на которой реализуется постановка спектаклей на острые социальные темы (понятие Синявской Я.Э.). Социальный театр имеет широкий спектр тем: проблема употребления подростками ПАВ, безнадзорность, толерантность к детям-инвалидам, понятие дружбы, бесконфликтного поведения, взаимоотношений «дети-родители» и т.д. Данную форму работы можно использовать как отдельно, так и в ходе классного часа с последующим обсуждением с учащимися представленной проблемы. В социальном театре используется подход «равный – равному», где актерами являются сами ребята, повествующие историю другим учащимся, таким же, как они подросткам. Наблюдая со стороны, учащиеся могут сопоставить действия героев истории, где-то узнать себя в герое, примерить различные роли, увидеть последствия социально- неодобряемого поведения на чужом опыте и оценить свое поведение, задуматься об ответственности за те или иные поступки, расширить кругозор и т.д. Спектакль в данном случае может рассказать подростку о проблемах, с которыми он сталкивается в повседневности или которые ему могут встретиться на жизненном пути, а также раскроет альтернативные одобряемые обществом варианты поведения, даст толчок к изменениям в личности самого подростка.
Таким образом, социальный театр может выполнять многие функции: воспитательную, просветительскую, социализирующую. Совокупность всех форм и методов профилактики снизит риск приобщения подростка к различным видам девиантного поведения.
Социальный театр полезен не только пассивным участникам, но и самим актерам. Участие в театральной деятельности дает им показать свои возможности, повысить свою самооценку, перевоплощаться в различные образы, повышают коммуникабельность, выдержку (так как постановка спектакля – коллективное дело, актерам приходится учиться общаться и договариваться, контролируя свои эмоции).
Сценарий для 6-х классов «Дружба и обиды в школе» (основано на притчах «Гвозди» и «Три Сократа»).
Принимают участие 3 актера: отец, мальчик (первоначально злой, агрессивный, любящий обижать всех в классе, не имеющий друзей) и девочка (его одноклассница, постоянно передающая сплетни).
Мальчик: Папа, ты обязан мне помочь!
Отец: Что случилось, сын? (спокойно спросил отец)
Мальчик: Почему в классе со мной никто не хочет дружить? (грубо спросил он).
Отец: Давай подумаем вместе. Как ты ведешь себя с ними?
Они вышли во двор частного дома. Отец взял горсть гвоздей и молоток в сарае. Сын очень удивленно смотрел на отца.
Отец: Вчера мне позвонили из школы и сказали, что ты много раз обзывал своего одноклассника…
Мальчик: (грубо перебив реплику отца). А чего я? Его все обзывали. Возьми гвоздь и вбей его в забор (строго сказал отец).
Отец: Вспомни случай, когда ты без спроса взял пенал одноклассницы, а потом еще и выбросил его в мусорное ведро.
Мальчик: Она заслужила! Её на уроке спросили, пятерку поставили, а меня не спросили, а я выше руку тянул, даже с места встал (немного тише ответил).
Отец: Возьми ещё гвоздь и вбей его.
Сын снова вбил гвоздь.
Отец: Я помню случай, когда ты специально толкнул одноклассника на уроке физкультуры, потому что забил гол он, а не ты.
Мальчик: Потому что я сам хотел забить гол, хотел, чтобы меня похвалил учитель (еще тише ответил он, отец дал ему гвоздь, сын забил гвоздь в забор).
Отец: Вспомни, когда тебе кто-то рассказал, что твой товарищ раскрыл твой секрет всем. Эту информацию ты не проверил (ведь на самом деле, он ничего не рассказывал), а сразу побежал и наговорил ему столько обидного.
Отец: (протянул гвоздь, а сын начал вбивать) А когда ты разбил горшок с цветком на подоконнике в школьном коридоре, сказав, что это сделал не ты, а твой одноклассник?
Отец протянул следующий гвоздь, а сын послушно вбил его.
Мальчик: Я просто испугался (очень тихо сказал он, опустив голову).
Отец: Эх… (вздохнул отец и огорченно отвел голову в сторону).
Отец протянул еще пару десятков гвоздей.
Отец: Подумай, кого ты еще обидел и за каждое обидное слово или поступок вбивай в забор по одному гвоздю.
Через некоторое время сын подошел к отцу.
Мальчик: Я вбил все гвозди. Я понял, почему со мной никто не дружит… и я хочу всё исправить. Как мне это сделать, папа?
Отец: Теперь сделаем так: старайся никого не обижать – ни делом, ни словом. Выдержишь день – вытянешь из забора один гвоздь, не обидишь никого в следующий день – вытянешь ещё один и так ты сможешь вытащить все гвозди из забора.
Прошло несколько недель.
Мальчик: Папа, я вытащил все гвозди, за все это время я никого не обидел (радостно).
Отец и сын подошли к забору.
Отец: Ты хорошо вёл себя, но посмотри на эти дыры в заборе. Когда ты говоришь вещи, которые могут сделать больно, передаешь другим непроверенную обидную информацию о товарищах, слухи и сплетни, ты наносишь другу рану вроде этой. Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Друзья – это редкие драгоценности. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце. Старайся не ранить их.
На следующий день мальчик пошел в школу. Ему стало казаться, что все и вправду стали к нему по-другому относиться, однозначно лучше, в классе даже появился друг.
Девочка: Привет! Знаешь, что я знаю о твоем друге?
Мальчик: Подожди, давай сделаем так: просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.
Девочка: Три сита? (удивленно) Причем тут сито?
Мальчик: Мой отец дал очень хороший совет (он прочитал его у древнегреческого мудреца Сократа): прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито правды. Ты уверена, что это правда?
Девочка: Нет, я просто слышала это.
Мальчик: Значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда просеем через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моём друге что-то хорошее?
Девочка: Нет, напротив.
Мальчик: Значит, ты собираешься сказать о нём что-то плохое, но даже не уверена в том, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?
Девочка: Нет, в этом нет необходимости.
Мальчик: Итак, в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы (говорил медленно и загибая пальцы). Зачем тогда говорить?
После происходит обсуждение сказки (О чем сказка? На какие смысловые части можно ее разделить? Что понял главный герой? Чему он научил свою одноклассницу? и т.д.).
Что такое социальный театр для подростков
Аннотация: Театр всегда был мостиком между воспитанием, образованием и развлечением.
Статья:
Все в большей степени театр рассматривается в качестве мощного инструмента социальных преобразований.
Говоря о социальном театре, мы, прежде всего, говорим об образовательной его функции, которая подразумевает гораздо больше, чем просто развлечение аудитории.
Данная профилактическая форма базируется на двух важных частях: спектакле на социально-значимую тему и образовательном блоке, который проводится непосредственно сразу после спектакля. Спектакль «настраивает» зрителей на определенную тему, заинтересовывает, пробуждает чувства. В ходе второй части аудитория продолжает размышлять на заданную тему, получать достоверную информацию, формировать навыки поведения.
Целью театральных постановок по принципу «равный-равному» является изменение знаний, отношения или поведения целевой аудитории, обучение навыкам общения, формирование позитивного отношения к себе и к окружающему миру, улучшение здоровья молодежи, предотвращение социально-значимых заболеваний, снижение дискриминации по отношению к различным целевым группам.
Театр всегда был мостиком между воспитанием, образованием и развлечением.
При эффективном использовании театр служит превосходной площадкой для обсуждения различных деликатных вопросов, о которых не принято говорить публично. Благодаря театру, аудитория получает информацию в увлекательной и занимательной форме. Театр способен изменить рискованное и опасное поведение молодежи на более защищенный и здоровый образ жизни. В ходе демонстрации социальных постановок создается неформальная обстановка, в ходе которой происходит «проигрывание» опасных ситуаций с целью выработки стратегий по их разрешению на личностном уровне.
Социальный театр является продуктивной формой воздействия, которая позволяет поддержать и отвести от опасной черты колеблющихся молодых людей и заставляет задуматься тех, кто находится за чертой. Социальные постановки способствуют формированию позитивного осознанного отношения к себе как к личности, которая может выбирать и осознанно говорить «нет» искушениям молодежной субкультуры. Социальные постановки позволяют молодым людям по-новому оценить себя, свой статус и перспективы в жизни, что является базовой основой для изменения негативного социального поведения на позитивное.
Театр приковывает внимание подростков, активно вовлекая их в происходящее. Активное вовлечение означает, что воздействие оказывается на чувства зрителей, а не только на их интеллект. Именно это способность затрагивать чувства, позволяет театру оказывать влияние на взгляды и представления людей, таким образом, который недоступен при использовании традиционных образовательных методов. Однако, чтобы изменить поведение молодых людей, недостаточно просто затронуть их душевные струны.
Ему необходимо донести свое послание в такой форме, которая позволит молодежи понять его и поступать соответствующим образом. Следовательно, театральные постановки должны строиться на соответствующей образовательной и теоретической основе, включать в себя исследовательские и оценочные компоненты, усиливающие воздействие предполагаемого материала.
Важными аспектами социального театра являются его мобильность, гибкость, выход на широкую аудиторию и возможность охватить разные социальные слои подростков и молодежи, от социально-успешных до безнадзорных. В профилактику и образовательный процесс вовлекаются представители целевой группы, воплощается принцип «равный-равному», создается и поддерживается социально-безопасное пространство для молодежи. Все это способствует наибольшей эффективности и результативности.
Образовательный театр основывается на новаторских трудах Альберта Бандуры, отца теории социального обучения. Бандура установил, что люди учатся как себя вести и как изменять свое поведение, наблюдая за другими людьми. В процессе театральной постановки для зрителей создается определенная модель поведения. Зрители видят персонажей, представляющих как позитивную, так и негативную поведенческую модель.
Для образовательного театра, формирующего здоровый образ жизни, центральное значение имеет переходная модель: молодой персонаж, отказывающийся от рискованного поведения в пользу более безопасного, демонстрирующий молодежной аудитории, что перемена возможна, что у него достаточно сил, чтобы контролировать свое поведение и влиять на свое будущее. Необходимо создавать таких персонажей, которые будучи носителями модных в молодежной среде взглядов и убеждений, придерживаются безопасного поведения.
Успешные постановки часто показывают персонажей, которые находятся в струе современных модных тенденций, говорят на языке молодежи, стильно одеваются, демонстрируют модели поведения, типичные для данной молодежной среды, осознают свою склонность к рискованному поведению, показывают, почему они делают выбор в пользу наименее рискованного поведения и здорового образа жизни.
Исследования показывают, что наиболее успешными являются те рассчитанные на молодежную аудиторию театральные проекты, авторами и участниками которых являются сами молодые люди. Но постановки должны строиться с учетом возраста и культурных особенностей аудитории. Подростковая аудитория не воспримет постановку, рассчитанную на более юных зрителей, ученики начальной школы будут не в состоянии понять драматический материал, рассчитанный на старшеклассников, следует различать также сельскую и городскую молодежь.
Существует множество способов разработки сценариев. Однако, в создании социальных постановок используется прием, основанный на импровизации.
В течение десяти лет Республиканский центр дополнительного образования для детей активно внедряет социальный театр, как форму профилактической работы с подростками и молодежью, в Удмуртской Республике, проводя обучение методике социальных постановок педагогов, руководителей общественных объединений Республики, а также их воспитанников.
Финальным завершением обучающих театральных тренингов-семинаров для педагогов и подростков системы дополнительного образования становятся Республиканские Фестивали социальных театров, которые проводятся один раз в 2 года.
В социально-сложных условиях чрезвычайно важными являются поиск и внедрение эффективных форм и методов педагогической деятельности, в ходе которых происходит активное вовлечение подростков и молодежи в работу по профилактике негативных социальных явлений среди своих сверстников.
Литература:
— «Использование театральных методик в обучении по принципу «равный-равному». Практическое руководство. Издано при финансовой поддержке Фонда ООН в области народонаселения, ЮНФПА. 2009
— «Социальный театр. Спектакль плюс..» Руководство по работе с молодежью. Санкт-Петербург, 2010