что такое социология массовых коммуникаций

Социология массовых коммуникаций

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Социология массовых коммуникаций – это специальная отрасль социологии, изучающая закономерности массовых информационных процессов и деятельности социальных институтов, производящих и распространяющих массовую информацию, а также исследующая роль и место коммуникации в обществе, механизм ее воздействия на сознание и поведение как отдельных индивидов, их социальных групп и общностей, так и на общество в целом.

Среди основных функций социологии массовых коммуникаций можно выделить собственно коммуникативную (как средство общения), социальной организации (ее упорядочения), собственно информационную (производство социальной информации), функцию обратной связи, социокультурную, образовательную, познавательную, хранение и распространение социального опыта, социальной защиты, социального контроля, информационного обслуживания, социального взаимодействия, управленческую, прогностическую (конструирования будущего). Важным является изучение потребности в том или ином виде информационного общения, роста запросов на информацию того или иного вида.

Коммуникация (от лат communicatio – сообщение, передача) – социальный процесс, в ходе которого происходит обмен идеями, мыслями, суждениями, той или иной информацией, социальным опытом, навыками взаимодействия. Коммуникация пронизывает все сферы общественной жизни и производства. От характера, содержания и уровня их развития зависит уровень социальной культуры, цивилизации в целом. По объектно-субъектным признакам коммуникации могут быть деловыми, научными, досуговыми, бытовыми, политическими, хозяйственными и т.д., по охвату и масштабам включенности в них людей следует различать интимные, межличностные, групповые и массовые коммуникации.

Массовая коммуникация – это всеобъемлющее и постоянное общение людей с теми или иными источниками информации, удовлетворяющими их интересы и потребности, информационное обслуживание больших масс людей, рассчитанное на ту или иную реакцию. Под массовыми понимают именно социальные коммуникации.

Исследования социологии массовых коммуникаций традиционно разделяются, исходя из структуры процесса массовой коммуникации, на исследования проблем коммуникатора, аудитории, содержания и восприятия массовой информации или проблем изучения функционирования отдельных средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино, реклама) либо всей системы массовой информации в целом. Целью исследования социологии массовых коммуникаций является, с одной стороны, изучение социальной обусловленности их функционирования, с другой – изучение социальных последствий этого функционирования.

Средства массовой информации обслуживают специфическую форму духовного общения, которая характеризуется массовостью, быстротой и регулярностью распространения информации, одновременностью ее потребления, стереотипностью. Важнейшие элементы этой формы общения – источник и содержание массовой информации, а также аудитория.

Толчком к развитию социологии массовых коммуникаций в рамках социологии стало развитие радиовещания в 20-х годах ХХ века, поскольку возникла потребность в знании размеров и состава аудитории радиопередач. Кроме того, актуальной проблемой стало изучение эффективности осуществляемой через радиовещание пропаганды и контрпропаганды. Считается, что начало социологии массовых коммуникаций было положено М. Вебером, который еще в 1910г. обосновал необходимость социологии прессы, очертил круг ее проблем: ориентация прессы на различные группы, вклад ее в формирование человека, социальные требования к журналисту, методы анализа прессы. В трудах социологов В.Парето и особенно К.Мангейма наметилась тенденция к изучению идеологического манипулирования общественным сознанием посредством средств массовой коммуникации. Важную роль в развитии социологии массовых коммуникаций сыграли работы таких исследователей, как П. Лазерфельд, Г. Лассуэл, Р. Мертон, Г. Олпорт и т.д.

ХХ век создал невиданные прежде возможности для передачи и распространения информации. Беспроволочный телеграф, черно-белое, цветное, кабельное, спутниковое телевидение, телетайпная и факсимильная связь, спутники связи – все это дало человечеству двадцатое столетие, столетие массовой коммуникации. Производство компьютеров, появление модемной связи, информационных сетей в последней четверти ХХ века существенным образом расширило возможности коммуникационных связей и повысило значение информации в целом. Сегодня можно говорить о том, что информация становится специфической формой власти и ее ключевым средством.

640 1

Для системы средств массовой коммуникации характерны некоторые специфические признаки, а именно: косвенный характер контактов общающихся сторон, своеобразие обратной связи (преимущественно опосредованной), одновременность воздействия на различные группы аудитории, которые рассредоточены в пространстве, высокая степень частоты и регулярности передачи информации, универсальность (с элементами стереотипизации) содержания сообщений, использование разнообразных технических средств, а также специальных организаций, занимающихся сбором, обработкой и распространением информации.

Главным направлением исследований в области социологии массовых коммуникаций является изучение эффективности массовой информационной деятельности, поиск научно и практически обоснованных путей ее повышения. При этом исследуются как субъект деятельности по производству, распространению массовой информации, так и субъект ее восприятия и потребления, а также органы массовой информации как специализированные социальные институты и сама массовая информация как совокупность знаний, ценностей и норм.

Социология массовых коммуникаций изучает также информированность населения в целом и различных его групп о тех или иных процессах, явлениях, фактах, определяет уровень этой информированности, разрабатывает ее типологии, формирует социальное мышление и социальное поведение, выявляет совпадение или несовпадение характера и содержания информации с различными типами суждений и решений, выявляет каналы дезинформации и т.п.

Основными методами социологического изучения массовой коммуникации являются анкетные опросы населения в целом и аудитории отдельных каналов, опросы коммуникаторов, работников редакций, авторов и внештатных корреспондентов, представителей издающих органов. Широкое применение находит и контент-анализ сообщений. В исследовании эффективности массовой коммуникации используются также экспериментальные методы.

Результаты социологических исследований позволяют регулировать интенсивность функционирования средств массовой коммуникации и массовой информации, формировать их содержание.

Источник

СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Полезное

Смотреть что такое «СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ» в других словарях:

СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ — область социологии, предмет к рой закономерности массовых информационных процессов и деятельности соц. ин тов, производящих и распространяющих массовую информацию. Исследования С.м.к. традиционно разделяются (исходя из структуры процесса массовой … Российская социологическая энциклопедия

СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ — (SOCIOLOGY OF THE MASS MEDIA) Исследователи, работающие в этой области, в настоящее время занимаются, главным образом, тремя вопросами. (1) Основной интерес вызывает исследование сообщений массовой коммуникации (масс медиа), и для этой цели был… … Социологический словарь

СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ — (mass media of communication) методы и учреждения, посредством которых централизованные поставщики передают или распределяют информацию и другие формы символической коммуникации обширной, разнородной и географически рассеянной аудитории. Первое… … Большой толковый социологический словарь

СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ — (знания), направление теоретич. и эмпирич. исследований, рассматривающее проблемы социальной природы познания, социально историч. обусловленности знания, познания и сознания, социальные аспекты производства, распространения, использования … Философская энциклопедия

Социология коммуникаций — Социология коммуникаций отрасль социологии, занимающаяся исследованием роли и места коммуникации в обществе, а также воздействием, которая она оказывает на сознание и поведение индивидов. Социология коммуникаций в основном имеет дело с… … Википедия

СОЦИОЛОГИЯ — (франц. sociologie, букв. учение об обществе, от лат. societas общество и греч. слово, учение), наука об обществе как целостной системе и об отд. социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым … Философская энциклопедия

СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА — исследовательское направление, изучающее разнообразные формы взаимодействия искусства и общества, проблемы социального функционирования искусства. В качестве самостоятельной дисциплины С.и. складывается в сер. 19 в. В этот период происходит… … Философская энциклопедия

Социология — (франц. sociologie, от лат. socictas общество и греч. lógos слово, учение; буквально учение об обществе) наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с… … Большая советская энциклопедия

Социология средств массовой информации — СМИ) отрасль социологической науки, изучающая тенденции и особенности массовых информационно пропагандистских процессов в обществе или шире массовой коммуникации. Под СМИ в социологии понимается социальный институт производства и распространения… … Социологический справочник

Социология искусства — смежная область социологии (См. Социология) и искусствознания (См. Искусствознание) (литературоведения (См. Литературоведение)), предмет которой социальные функции и зависимости искусства. В широком смысле С. и. исследование определённых… … Большая советская энциклопедия

Источник

Социология массовых коммуникаций

Социология массовых коммуникаций – это специальная отрасль социологии, изучающая закономерности массовых информационных процессов и деятельности социальных институтов, производящих и распространяющих массовую информацию.

Читайте также:  Если во сне идут слюни

Коммуникация (от лат communicatio – сообщение, передача) – социальный процесс, в ходе которого происходит обмен идеями, мыслями, суждениями, той или иной информацией, социальным опытом, навыками взаимодействия. Коммуникация пронизывает все сферы общественной жизни и производства. От характера, содержания и уровня их развития зависит уровень социальной культуры, цивилизации в целом. По объектно-субъектным признакам коммуникации могут быть деловыми, научными, досуговыми, бытовыми, политическими, хозяйственными и т.д., по охвату и масштабам включенности в них людей следует различать интимные, межличностные, групповые и массовые коммуникации.

Массовая коммуникация – это всеобъемлющее и постоянное общение людей с теми или иными источниками информации, удовлетворяющими их интересы и потребности, информационное обслуживание больших масс людей, рассчитанное на ту или иную реакцию. Под массовыми понимают именно социальные коммуникации.

Исследования социологии массовых коммуникаций традиционно разделяются, исходя из структуры процесса массовой коммуникации, на исследования проблем коммуникатора, аудитории, содержания и восприятия массовой информации или проблем изучения функционирования отдельных средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино, реклама) либо всей системы массовой информации в целом. Целью исследования социологии массовых коммуникаций является, с одной стороны, изучение социальной обусловленности их функционирования, с другой – изучение социальных последствий этого функционирования.

Средства массовой информации обслуживают специфическую форму духовного общения, которая характеризуется массовостью, быстротой и регулярностью распространения информации, одновременностью ее потребления, стереотипностью. Важнейшие элементы этой формы общения – источник и содержание массовой информации, а также аудитория.

Толчком к развитию социологии массовых коммуникаций в рамках социологии стало развитие радиовещания в 20-х годах ХХ века, поскольку возникла потребность в знании размеров и состава аудитории радиопередач. Кроме того, актуальной проблемой стало изучение эффективности осуществляемой через радиовещание пропаганды и контрпропаганды. Считается, что начало социологии массовых коммуникаций было положено М. Вебером, который еще в 1910г. обосновал необходимость социологии прессы, очертил круг ее проблем: ориентация прессы на различные группы, вклад ее в формирование человека, социальные требования к журналисту, методы анализа прессы. В трудах социологов В.Парето и особенно К.Мангейма наметилась тенденция к изучению идеологического манипулирования общественным сознанием посредством средств массовой коммуникации. Важную роль в развитии социологии массовых коммуникаций сыграли работы таких исследователей, как П. Лазерфельд, Г. Лассуэл, Р. Мертон, Г. Олпорт и т.д.

ХХ век создал невиданные прежде возможности для передачи и распространения информации. Беспроволочный телеграф, черно-белое, цветное, кабельное, спутниковое телевидение, телетайпная и факсимильная связь, спутники связи – все это дало человечеству двадцатое столетие, столетие массовой коммуникации. Производство компьютеров, появление модемной связи, информационных сетей в последней четверти ХХ века существенным образом расширило возможности коммуникационных связей и повысило значение информации в целом. Сегодня можно говорить о том, что информация становится специфической формой власти и ее ключевым средством.

Для системы средств массовой коммуникации характерны некоторые специфические признаки, а именно: косвенный характер контактов общающихся сторон, своеобразие обратной связи (преимущественно опосредованной), одновременность воздействия на различные группы аудитории, которые рассредоточены в пространстве, высокая степень частоты и регулярности передачи информации, универсальность (с элементами стереотипизации) содержания сообщений, использование разнообразных технических средств, а также специальных организаций, занимающихся сбором, обработкой и распространением информации.

Главным направлением исследований в области социологии массовых коммуникаций является изучение эффективности массовой информационной деятельности, поиск научно и практически обоснованных путей ее повышения. При этом исследуются как субъект деятельности по производству, распространению массовой информации, так и субъект ее восприятия и потребления, а также органы массовой информации как специализированные социальные институты и сама массовая информация как совокупность знаний, ценностей и норм.

Основными методами социологического изучения массовой коммуникации являются анкетные опросы населения в целом и аудитории отдельных каналов, опросы коммуникаторов, работников редакций, авторов и внештатных корреспондентов, представителей издающих органов. Широкое применение находит и контент-анализ сообщений. В исследовании эффективности массовой коммуникации используются также экспериментальные методы.

Результаты социологических исследований позволяют регулировать интенсивность функционирования средств массовой коммуникации и массовой информации, формировать их содержание. Социология массовых коммуникаций изучает также информированность населения в целом и различные его групп о тех или иных процессах, явлениях, фактах, определяет уровень этой информированности, разрабатывает ее типологии, формирует социальное мышление и социальное поведение, выявляет совпадение или несовпадение характера и содержания информации с различными типами суждений и решений, выявляет каналы дезинформации и т.п.

Среди основных функций социологии массовых коммуникаций можно выделить собственно коммуникативную (как средство общения), социальной организации (ее упорядочения), собственно информационную (производство социальной информации), функцию обратной связи, социокультурную, образовательную, познавательную, хранение и распространение социального опыта, социальной защиты, социального контроля, информационного обслуживания, социального взаимодействия, управленческую, прогностическую (конструирования будущего). Важным является изучение потребности в том или ином виде информационного общения, роста запросов на информацию того или иного вида.

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Впервые понятие социологии культуры было введено в социологическую науку М. Адлером. Под предметом социологии культуры он понимал изучение социальных факторов становления и функционирования культурных ценностей и норм, их воздействия на общество и социальное поведение человека. Однако в такой трактовке понятие социологии культуры не получило широкого распространения в западноевропейской литературе. Главный аргумент критиков М. Адлера сводился к тому, что его «социология культуры» подменяет понятие «социология».

Резко сузила предмет социологии культуры теория структурного функционализма Парсонса, базирующаяся на принципе культурного детерминизма, согласно которому культура является основой развития и функционирования всех сфер жизнедеятельности общества.

Социология культуры, сформировавшаяся в ФРГ и Франции в 70-е годы ХХ века, опиралась на методологические принципы М. Вебера (идея о социологии как эмпирической науке о культуре), на учение о динамике культурных объективаций Г. Зиммеля, на взгляды К. Мангейма в области социологии знания и теории идеологии.

Можно сказать, что социология культуры возникла как реакция на известную ограниченность позитивистской социологии, не справившейся с анализом сложных социальных процессов, в том числе – процессов в сфере духовной жизни, науки, искусства, религии, идеологии.

Неоднозначность трактовки понятия «культура» обусловливает разнообразие подходов при социологическом ее изучении и в отечественной науке. В широком смысле социология культуры не просто отрасль социологии, она охватывает всю проблематику общественной жизни под своим, специфическим углом зрения. Культурное содержание можно выделить в сфере любой целенаправленной социальной деятельности человека: труде, быту, политике, здравоохранении и т.д., т.е. в социальной деятельности, направленной на максимальное развитие заложенных в человеке способностей, на реализацию его социальных целей. В узком смысле социология культуры – относительно самостоятельная система, локализующаяся в духовной сфере.

При социологическом изучении культуры особое значение имеет ее аксиологический аспект, выделение ценностного компонента, что позволяет объединить элементы культуры в систему, обеспечивающую их взаимосвязь

на различных иерархических уровнях: общества в целом, социальных групп, личностей.

Аксиологизация культуры связана с изначальным наделением ее положительными свойствами, акцентированием внимания не просто на уровне развития общества, но и на цели, ради которой применяются достижения, созданные человеческим умом и руками, применяются ли они в гуманистических целях, служат ли развитию личности и т.д. Человек при этом рассматривается одновременно как объект и субъект культурного развития, а культура как мера гуманизации и гармонизации общества и личности.

Одна из важнейших задач социологии культуры – социологическое изучение интересов, предпочтений, ориентаций как ступеней формирования ценностей, что создает широкую возможность для перехода от количественного анализа явлений культуры к качественному, для совершенствования методов измерения социокультурных процессов.

Социология культуры активно изучает тенденции культурного развития общества. Она выявляет воздействие научно-технического прогресса на культурные процессы, исследует социально-культурные последствия урбанизации, влияние средств массовой информации на социализацию личности, на общественные настроения. Социология культуры фиксирует изменение национальных, духовных, семейных, бытовых отношений, вызванное распространением образования, динамикой численности учреждений культуры и рядом других факторов.

Содержание социологии культуры составляют:

— существующие в данном обществе формы и способы освоения и передачи объектов культуры;

— устойчивые и подвижные процессы в культурной жизни и детерминирующие их социальные факторы и механизмы;

Читайте также:  Как продлить утренний сон грудничка

— конкретный вклад той или иной социальной общности в развитие культуры;

— оценки освоения культуры членами социальных общностей и групп их собственного культурного окружения;

— социокультурные нормы, регулирующие отношения в социальных общностях, между социальными общностями, в обществе в целом;

— специфические формы культурной жизни различных социальных общностей, общества в целом на каждом этапе его развития.

Социология культуры изучает все виды преобразовательной деятельности человека, социальных общностей и общества в целом, а также результаты этой деятельности. Сама целенаправленная созидательная деятельность формирует человека как субъекта исторического творчества. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к созданным в обществе ценностям, накопленным традициям, овладения опытом, навыками и приемами деятельности, присущими данной культуре. Культуру можно определить как меру человеческого в человеке. Культура дает человеку чувство принадлежности к сообществу, воспитывает контроль за своим поведением, определяет стиль практической жизни. Вместе с тем культура есть решающий способ социального взаимодействия, интеграции индивидов в общество.

Таким образом, социология культуры как отрасль социологического знания изучает указанные сложные феноменологические ряды и системы, стремится к пониманию и оформлению в научных терминах закономерностей их развития.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Социология образования – отрасль социологического знания, которая изучает развитие и функционирование системы образования как социального института и ее взаимодействие с обществом, с другими институтами. Социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основные потребности общества.

Таким образом, социология образования изучает все направления удовлетворения потребностей общества, решающиеся через систему института образования, например, такие как духовное и социальное воспроизводство, передача накопленных знаний и опыта, переход новых поколений к более высокому уровню образованности и культуры. Она изучает социальную политику в области образования, ценностные ориентации специалистов, образовательные системы и структуры, отношение к образованию различных социально-демографических групп, вопросы управления и кадрового обеспечения образовательных учреждений и др. Социологию интересует социальная сторона образования, т.е. как благодаря образованию человек включается в те или иные социальные группы, занимает те или иные позиции в социальной структуре общества, осваивает и выполняет разнообразные социальные роли.

Основы социологии образования как самостоятельной дисциплины были заложены Э. Дюркгеймом. В дальнейшем социология образования и основные ее проблемы разрабатывались в трудах многих видных социологов, в частности, П. Бурдье (Франция), К. Дженкса (США), Дж. Коулмэна (США) и др. В ХХ веке социология образования активно развивалась в Польше, СССР.

Несмотря на многообразные подходы к определению предмета и объекта образования в разных школах можно остановиться на следующем определении: предметом социологии образования как отрасли науки является выявление закономерностей функционирования системы образования как социального института, ее взаимодействия с обществом, прежде всего с его социальной структурой. Объектом же является изучение сферы образования с позиций его социальной природы, изучение института образования как социального явления, включающего всех людей, их объединения, организации, связи между ними в системе образовательного процесса и в обществе.

Образование как социальный институт представляет собой систему, имеющую внутреннюю структуру: учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (обучающие и обучаемые, педагоги и учащиеся) и учебный процесс как вид социокультурной деятельности. Социологический анализ всех структурных компонентов образовательного процесса позволяет более эффективно разрешать проблемы, которые возникают в сфере образования, особенно в трансформные периоды жизни общества. К числу наиболее актуальных проблем социологического анализа института образования в современных условиях можно отнести следующие:

— насколько существующая в стране модель образования удовлетворяет потребности общества, в частности, в подготовке специалистов для различных сфер его деятельности;

— устойчиво ли функционируют национальные системы, ступени и типы образования, соответствуют ли они международным стандартам;

— имеется ли ассиметрия (разрыв, несоответствие), дисфункция и диспропорция в подготовке кадров;

-достаточно ли высокое качество профессиональной подготовки специалистов и уровень их конкурентоспособности;

— действенны ли стимулы и мотивации к получению образования у различных социальных групп населения в условиях реализации рыночной модели экономического и социального развития страны;

— насколько полно реализуется закономерность взаимодействия образования, обучения и воспитания с принципами гражданского общества;

— действует ли механизм интеграции, взаимодействия наук, исследующих систему образования.

Особо следует отметить интегративную роль социологии образования, которая, во-первых, состоит в том, что, оставаясь философской наукой на теоретическом уровне, она выполняет методологическую функцию при проведении исследования проблем образования как в рамках узкоспециальных дисциплин, так и в рамках конкретно-практического решения. Во-вторых, социология образования как теория среднего уровня, дающая целостное видение любых проблем образования, позволяет их разрешать не только «по-вертикали», но и «по-горизонтали» в рамках действующего социального объекта. В-третьих, обеспечивая взаимодействие на прикладном уровне родственных наук, таких как социальная педагогика, социальная психология, социальная антропология и т.д., изучающих проблемы образования, воспитания, становления личности со своих позиций, социология сама обогащается, развивается и дифференцируется как теория и практика.

Фундаментальными проблемами анализа в социологии образования остаются:

— образование как устойчивый социальный институт;

— структура института образования и ее модификации;

— институциональная система общества и ее влияние на институт образования;

— социокультурные изменения в обществе и образование;

— государственное и коммерческое образование;

— глобализация, этнические, демографические и региональные проблемы

— важнейшие функции института образования (воспроизводство культурных и социальных ценностей, социализация членов общества, функция

социальных и культурных изменений);

— образование как фактор интеграции и дифференциации общества.

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ И БРАКА

Семья является объектом исследования многих общественных наук – социологии, экономики, права, этнографии, психологии, педагогики, демографии. Каждая из наук в соответствии со своим предметом изучает специфические стороны функционирования и развития семьи. В центре внимания экономики находится семья или домохозяйство как экономическая, главным образом, потребительская ячейка. Этнографические исследования связаны с изучением особенностей уклада жизни и быта семей с разными этническими характеристиками. Для демографии основной интерес представляет роль семьи и семейной структуры населения в воспроизводстве населения.

Социология сосредоточивает внимание на анализе семьи как социального института, основанного на браке и выполняющего определенные социальные функции. Социология семьи и брака рассматривает изучает типы социальных отношений, характерные для семьи, факторы, определяющие численность и структуру семейной общности, связь семьи с другими социальными общностями и сферами социальной жизни, общественные функции семьи и ее особенности как социального института и психологической группы, мотивацию браков и разводов, а также психологические и социальные факторы, способствующие планированию семейной жизни, возникновению и преодолению внутрисемейных конфликтов, интеграции и дезинтеграции семьи, исторические типы и формы брачно-семейных отношений, тенденции и перспективы их развития. Таким образом, социология семьи и брака – это область социологического знания, предметом которой является формирование, развитие и функционирование брачно-семейных отношений в конкретных культурных и социально-экономических условиях.

В рамках социологического исследования семья рассматривается как социальный феномен, имеющий существенные черты социального института и малой социальной группы. При анализе семьи как социального института обычно рассматриваются образцы семейного поведения, характерные роли в семье, специфика формальных и неформальных форм и санкций в сфере семейно-брачных отношений, специфических для тех или иных социальных групп или для определенного типа культуры.

При анализе основных проблем семьи, таких, например, как выбор брачного партнера, принятие решения о рождении первого и последующего детей, мотивов и причин семейных конфликтов, выполнение основных функций семьи, отношений между родителями и детьми и т.д., семья рассматривается как малая социальная группа. В этом случае используются понятия, разработанные в социальной психологии для изучения динамики групповых взаимоотношений и взаимодействий, такие как сплоченность, включение индивида в группу (в данном случае в семью), стабильность, ролевое поведение, структура власти, ролевые ожидания и т.д.

Теоретические проблемы исследований семьи обычно связаны с эффективностью ее функционирования как социального института или малой группы. К числу таких проблем относятся несоответствие функционирования института семьи общественным потребностям (низкая рождаемость, высокая разводимость, низкий воспитательный потенциал семьи и т.п.), противоречия между мужской и женской ролями в семье, низкая сплоченность семейной группы. Эти теоретические исследования тесно переплетаются с практическими, которые в индустриально развитых странах делятся на 4 группы: а) высокий уровень разводов и числа неполных семей; б) низкий уровень рождаемости; в) недостаточно высокий воспитательный потенциал семьи; г) высокий уровень лиц брачных возрастов, не состоящих в браке.

Читайте также:  Встретить бывшего любовника сонник

Наиболее распространенным методом сбора данных по социологии семьи является опрос. Учитывая сложный, а порой интимный характер данных, получаемых о жизнедеятельности семьи, в исследованиях по проблемам семейно-брачных отношений интервью применяется чаще, чем во многих других областях социологии. Информация о брачно-семейных отношениях и характере функционирования семьи может быть получена от различных членов семейной группы и, как показывают исследования, эти данные далеко не всегда совпадают. Поэтому информация, полученная от одного члена семьи, субъективна и может приводить к существенным искажениям. При опросе нескольких членов семьи возникает проблема объединения полученных данных. Наличие информации интимного характера вызывает необходимость разрабатывать специальные методики опроса. В некоторых случаях применяются методы анализа документов (школьных сочинений, публикаций в печати по проблемам семьи, исследование читательских писем). Наблюдение применяется чаще всего в ходе лабораторных экспериментов при анализе взаимодействия и взаимоотношений супругов.

ТЕМА 8. ПОДГОТОВКА И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Современная социология немыслима без проведения эмпирических исследований. Под эмпирическим исследованием понимается система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой в целях получения достоверных данных об изучаемом социальном явлении или процессе.

Эмпирическое социологическое исследование состоит из трех основных этапов, каждый из которых содержит в себе ряд процедур: 1) подготовительный (разработка программы исследования); 2) основной (проведение эмпирического исследования); 3) завершающий (обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций).

Стратегия и тактика эмпирического исследования задается программой исследования.

Программа социологического исследования представляет собой изложение общей концепции исследования и обычно включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов:

Социальная проблема – это существующая в самой реальности, в окружающей нас жизни противоречивая ситуация, носящая массовый характер и затрагивающая интересы больших социальных групп либо социальных институтов. Важной задачей социолога является перевод проблемной ситуации в постановку проблемы. Для этого он должен проделать специальную теоретическую работу:

1) установить реальное наличие данной проблемы: а) есть ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему; б) есть ли учет и статистика по этому показателю; в) достоверны ли учет и статистика по этому показателю;

2) вычленить наиболее существенные моменты, элементы или факторы проблемы, решение которых принадлежит социологии, а не другим наукам. Социологу надо решить, какие социальные группы и личности связаны с этой проблемой;

3) вычленить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа и выступают как информационная база для рассмотрения неизвестных элементов;

4) выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основное направление поиска;

5) проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем. С этой целью необходимо изучить всю литературу по данному вопросу и провести беседу с экспертами.

На основе сформулированной проблемы в программе определяются цели и задачи исследования. Этот раздел программы регулирует отношения заказчика и социолога на стадии предварительного определения ожидаемого результата, а также определяет объем затрат, времени и финансовых ресурсов, необходимых для получения результата. Цель исследования – это общая направленность исследования, всегда ориентированная на разрешение поставленной проблемы. Задачи конкретного социологического исследования – это совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы. Они определяют предполагаемые пути и средства разрешения исследуемой проблемы. Задачи могут быть основные и дополнительные. Основные предполагают поиск ответа на центральный вопрос исследования – каковы пути и средства разрешения поставленной проблемы? Дополнительные (неосновные) задачи направлены на выяснение сопутствующих главной проблеме исследования обстоятельств, причин, факторов.

Следующим этапом в программе является определение объекта и предмета исследования. Предмет исследования включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и скрывающиеся в ней противоречия. Таким образом, предмет исследования предстает как концентрированное выражение взаимосвязи социальной проблемы и объекта исследования.

Если объект исследования невелик, то возможно сплошное обследование. Если же объект исследования многочислен, то осуществляется процедура выборки, посредством которой из объекта берется та совокупность, которая будет исследоваться.

В программе социологического исследования должно быть четко указано: I) каков объект эмпирического исследования; 2) является исследование сплошным или выборочным; 3) если оно является выборочным, то претендует ли оно на репрезентативность.

Роль гипотезы в социологическом исследовании, как, впрочем, и в любом другом научном исследовании, чрезвычайно велика. Гипотезы вырабатываются на основе имеющихся фактов и являются отправными точками исследования. Дальнейшие этапы эмпирического социологического исследования находятся в прямой зависимости от выдвинутых гипотез, поскольку они обусловливают логику всего процесса исследования и последующего анализа результатов. Гипотезы должны быть сформулированы четко и однозначно. В зависимости от теоретического уровня интерпретируемых понятий гипотезы делятся на основные и дополнительные (гипотезы основания и гипотезы следствия). Они образуют иерархические цепочки, дублирующие теоретическую интерпретацию понятия. Эмпирические данные, полученные в ходе исследования, служат для проверки выдвинутых гипотез.

Важное место в программе исследования занимает логический анализ основных понятий, которые будут применяться в исследовании. Эта процедура заключается в точном объяснении содержания и структуры основных понятий, т.е. их интерпретации, которая осуществляется с помощью их расчленения (операционализации) на составные элементы, способные описать содержание понятий. Получаемые при этом более простые понятия называются операциональными понятиями.

Весь процесс логического анализа основного понятия в исследовании состоит из двух этапов:

1. Выявление главных сторон предмета исследования путем интерпретации такого понятия, которое наиболее полно и точно выражает его сущность.

2. Выявление совокупности операциональных понятий, на которое «раскладывается» основное понятие.

Каждое общее понятие раскладывается на такие операционные составляющие, которые могут быть исследованы количественными методами и доступны учету и регистрации. Понятия, обозначающие такие элементарные фрагменты социальной реальности, называются понятиями-индикаторами. Нахождение понятий-индикаторов помогает уяснить, как и в какой форме надо подойти к ее информации и каким образом ее измерить. Поэтому социолог должен стремиться обеспечить максимальное описание изучаемого предмета в понятиях-индикаторах.

Так как всем индикаторам присущи различные характеристики, выступающие в качестве ответов на вопросы, то их расположение в той или иной последовательности по позициям образует шкалу измерений. Измерить можно любой признак, но шкалы (эталоны, измерительные инструменты) будут разными. Правильный выбор индикаторов и построение на их основе шкал позволяют разработать инструментарий для непосредственного измерения сторон и свойств изучаемого явления.

Наибольшее распространение в социологии имеют номинальные, порядковые (ранговые) и интервальные шкалы.

Порядковая (ранговая) шкала устанавливает интенсивность проявления признака, т.е. позволяет расположить все варианты в порядке возрастания (убывания) некоторого свойства. Расположение вариантов в порядке возрастания (убывания) свойства называется ранжированием, а числа, приписываемые вариантам, рангами.

Интервальная шкала позволяет измерить те признаки и свойства, которые можно выразить числом. Позиции в такой шкале расположены по равным или неравным интервалам, в зависимости от значения индикатора, используемого для конструирования шкалы. С помощью такой шкалы можно измерить стаж работы (до 5 лет, до 10 лет, до 15 лет и т.д.), учебы.

Тщательно разработанная программа социологического исследования – гарантия успешности самого исследования, обоснованности его результатов, их теоретической практической ценности. При невозможности по каким-то причинам разработать полноценную программу разрабатывают ее макет, т.е. упрощенный вариант, в котором содержатся все перечисленные выше компоненты (этапы), но без подробной детализации.

Грамотное поэтапное программирование предстоящей исследовательской деятельности позволяет правильно выбрать метод социологического исследования и перейти ко второму этапу эмпирического исследования – процедуре сбора первичной социальной информации.

Ключевые понятия темы: постановка проблемы, объект исследования, предмет исследования, цель исследования, задачи исследования, генеральная совокупность, выборочная совокупность, выборка, репрезентативность, ошибка репрезентативности, гипотеза, интерпретация основных понятий, операционализация понятия, индикатор, номинальная шкала, ранговая шкала, интервальная шкала.

Источник

DACHARAI - самый большой ресурс для садовода
Adblock
detector