что такое социометрия в педагогике

Что такое социометрия в педагогике

tochkaРобот сообщает Вам: для этой статьи он уже подобрал похожие материалы. Посмотреть Для студентов, проходящих педпрактику.

Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Социометрическая процедура может иметь целью:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.).

Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе.

Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.

Примеры вопросов для изучения деловых отношений. (Задание: выбрать один из трех вариантов.)

1. а) кого из своих товарищей из группы Вы попросили бы в случае необходимости помочь Вам в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)?
б) кого из своих товарищей из группы Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям?

2. а) с кем Вы поехали бы в продолжительное путешествие?
б) Кого из членов своей группы Вы не взяли бы в путешествие?

3. а) кто из членов группы лучше исполнит функции лидера (старосты, профорга и т.д.)?
б) кому из членов группы тяжело будет исполнять обязанности лидера?

Примеры вопросов для изучения личных отношений. (Задание: выбрать один из трех вариантов.)

1. а) К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации?
б) с кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем советоваться?

2. а) если бы все члены Вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вам хотелось бы поселиться в одной комнате?
б) если бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить в своей группе?

3. а) кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?
б) кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?

Полученные ответы обрабатывают математически и представляют в виде таблицы – социоматрицы.

Социоматрица (таблица). Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже).

s48719499

Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям.

Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую — +2 (-2), в третью — +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.

Лидером в группе является тот, кто набрал наибольшую сумму баллов.
Предпочитаемые члены группы – набравшие также большое количество баллов, но меньшее, чем у лидера.
Пренебрегаемые члены группы – набравшие минимальное количество баллов (1-2).
Изолированные – получившие только отрицательные выборы.
По количеству отрицательных выборов можно также определить того, кто вызывает к себе наибольшие антипатии.

На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов.

Социограмма – графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы на основе их статуса (популярности). Пример социограммы (карты групповой дифференциации), предложенной Я. Коломинским, см. ниже.

s17572763

Социограмма состоит из нескольких окружностей, обычно равных количесву выборов. В центре социограммы размещаются лидеры, в следующих окружностях – остальные члены группы, по мере уменьшения количества выборов, полученных ими.

Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.
Анализ социограммы заключается в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.
Представляемые на социограммах данные нередко для получения более подробной информации о положении человека в системе внутригрупповых отношений дополняются числовыми показателями — индексами. Наиболее известный из них индекс групповой сплоченности, которую характеризует систему групповых отношений в целом. Его формула выглядит следующим образом:

s00627013

На основе полученных данных требуется описать результаты исследования, дать рекомендации по улучшению психологического климата в классе.

Источник

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УЛЬЯНОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

по дисциплине «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов»

Социометрия как метод психолого-педагогического исследования

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

студентка 1 курса 103 А группы

Калягина Екатерина Николаевна

преподаватель ОГБПОУ УПК
Кафидова Ирина Александровна

2. Обработка результатов социометрии………………………………………. 7

2.3 Социометрические индексы…………………………………………. 9

Список литературы……………………………. 12

Социометрия как метод исследования изучения и анализ внутригрупповых отношений в малых группах.

Он применяется для диагностики межличностных, межгрупповых отношений с целью их улучшения, изменения. Результаты этого исследования можно использовать не только как диагностические, но и для коррекционной работы, изменения положения человека в системе межличностных отношений, разрешения конфликтов и т.п.

Метод исследования : изучение и анализ литературы по данной теме.

Актуальность данного исследования обусловлена требованиями современной образовательной практики.

Целью данной работы является изучение социометрии как метода психолого-педагогичского исследования, которая представляет процесс измерения эмоциональных отношений и влияния одних групп людей на другие.

Раскрыть понятия о социометрии, как методе психолого-педагогического исследования, применяемом для изучения эмоциональных отношений малых групп.

Рассмотреть метод социометрического опроса с точки зрения практичности для применения педагогом в ходе проведения психолого-педагогического исследования

ПОНЯТИЕ О СОЦИОМЕТРИИ

Целью социометрического исследования могут стоять следующие вопросы:

измерение степени сплоченности – разоблаченности;

выявление соотносительного авторитета внутри группы по позициям симпатии-антипатии;

обнаружение внутригрупповых подсистем;

Надежность социометрической процедуры зависит от правильного выбора критериев и оценки внутригруппового климата. Общая схема социометрического исследования такова. После постановки задач исследования формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. В ходе социометрии не может быть полной анонимности. Вопросы заносятся на карточку или предлагаются устно. Испытуемый обязан ответить на вопросы, исходя из собственных симпатий – антипатий, доверия или недоверия.

В процессе социометрии используются так называемые «социометрические опросы». Социометрический опрос отличается от обычного, ведь в нем вместо признака, как в обычном опросе, ответом является фамилия или номер, под которым зашифрована фамилия. При обычном опросе респонденты после обработки материала распределяются по данному признаку; в социометрическом же опросе создается структура отношений изучаемом множестве. Поэтому при обработке данных социометрии не используются методы, характерные для обычных опросов. Результаты социометрии, полученная в ходе исследования информация представляются в особых формах: социограммы и социоматрица.

Социометрическая процедура может проводиться в двух вариантах.

При непараметрической процедуре испытуемый неограничен в числе выборов и может записать в карточку всех членов группы. В данном случае число выборов равно N – 11, где N – число людей в группе. Точно также каждый член группы будет выбран N – 1 число раз. Непараметрическая процедура позволяет в полной мере оценить эмоциональную экспансивность каждого члена группы, увидеть все многообразие внутригрупповых межличностных связей. Но применение непараметрической процедуры будет нерационально в отношении больший групп, так как обработка результатов будет невозможна без применения вычислительной техники. Также еще один недостаток непараметрической процедуры – большая вероятность случайного выбора, ведь возможны ответы типа «выбираю всех». В данном случае можно говорить либо о недифференцированной системе отношений между испытуемым и другими членами группы, либо о заведомо ложном ответе респондента.

Параметрическая процедура характеризуется ограничение числа ответов, с помощью чего снижается возможность случайного выбора. Испытуемый может выбрать только строго ограниченное число людей. Ограничение числа выборов получило название «социометрического ограничения» или «лимита выборов». Введение социометрического

ограничения позволяет повысить надежность исследования и облегчить обработку материала. С другой стороны подобное ограничение заставляет испытуемых более серьезно и внимательно относиться к своим ответам, выбирать только тех людей, которые действительно считают подходящими для роли, предложенной в опросе. Ограничение числа выборов позволяет стандартизировать результаты и сравнивать данные, полученные в разных группах. Но у параметрической процедуры есть свои недостатки: она не позволяет раскрыть все многообразие взаимоотношений в группе, а показывает лишь субъективно значимые связи.

Вопросы могут быть социометрические и аутосоциометрические. При аутосоциометрических опросах предлагается оценить, кто из членов группы выберет данного респондента или предсказать, как будут отвечать те или иные члены группы, как будут друг друга выбирать.

Тип вопроса должен соответствовать характеристике, которую предполагается исследовать. Необходимо, чтобы вопрос был конкретен, то есть при вопросе “Кого бы Вы выбрали для проведения свободного времени?” необходимо уточнить, как именно будут проводить время: поездка в турпоход, посещение кинотеатра и так далее.

Источник

Методика социометрия для младших школьников и подростков

Социометрия – это методика для школьников, которой пользуются психологи, изучая межличностные отношения в классе. Как инструмент психодиагностики социометрия была предложена Дж. Морено, который рекомендовал методику для младших школьников.

В этой статье я расскажу об особенностях и разновидностях данного психодиагностического инструментария.

Определение понятия

chto takoe sociometriya dlya shkolnikov

Социометрия для младших школьников является разновидностью социально-психологического тестирования, которое позволяет узнать детали межличностных отношений одноклассников. В основу методики была положена идея о наличии связи (прямой зависимости) между самочувствием человека в коллективе и особенностями его общения с другими членами данной группы.

Суть тестирования сводится к анализу социально-психологического статуса индивида в группе, который положительно коррелирует со взаимными выборами членов сообщества и общим числом выборов, сделанных самим испытуемым. На основе полученных результатов психолог составляет рекомендации для оптимизации социально-психологической структуры коллектива.

Для школьников социометрия (как одна из основных методик диагностики коллектива) позволяет выявить:

Результаты социометрии не только помогают психологу спланировать работу со школьниками. Методика позволяет разработать рекомендации для педагогов по корректировке стиля педагогического общения.

В результате апробации методики при исследовании взаимоотношений детей школьного коллектива психологи пришли к выводу, что социометрию можно применять и в отношении участников производственной бригады.

Особенности

Дж. Морено писал о том, что при проведении методики социометрии для младших школьников должны соблюдаться следующие особенности диагностической процедуры:

Виды социометрии для школьников

yacob moreno

Разработанная Дж. Морено методика социометрии для младших школьников и подростков с течением времени трансформировалась. Практикующие педагоги-психологи адаптировали ее для разных возрастов. Сегодня существуют следующие разновидности этого теста:

Стадии проведения социометрического исследования

Социометрическое исследование имеет строго регламентированную схему проведения.

Подготовительный этап

Цель подготовительного этапа – создать у членов коллектива мотивацию на искренние ответы на вопросы теста. Для того, чтобы достичь этой цели, психолог должен четко сформулировать для испытуемых цель предстоящей диагностики.

Далее специалисту необходимо разработать анкету, сформулировав вопросы с учетом возрастных особенностей испытуемых.

Кроме того, на подготовительном этапе психолог объясняет правила заполнения анкеты, ограничивает количество положительных и отрицательных выборов.

Анкетирование

anketirovanie

Следующим этапом социометрии является непосредственно само анкетирование. Для его проведения психологу нужно подготовить бланк ответов для каждого испытуемого. Обязательными принципами этой стадии являются:

В качестве образца примерный перечень вопросов анкеты для школьников может выглядеть так:

Для того, чтобы была возможность правильно обработать анкеты, нужно напомнить респондентам, что листок необходимо подписать.

Обработка результатов

При обработке результатов социометрии составляют таблицу. В ней в столбцах и строках в алфавитном порядке пишут список испытуемых. В столбцах таблицы фиксируется суммарное количество выборов, полученное каждым испытуемым. В строках таблицы указывается, кто именно из членов группы сделал тот или иной выбор. Взаимные положительные и взаимные отрицательные выборы участников группы обводятся в кружок.

tablitsa obrabotki dannyh

В последних строках таблицы подсчитывается общее количество положительных и отрицательных выборов, полученных каждым участником социометрической процедуры.

Чтобы определить социально-психологический статус каждого участника группы, нужно разделить количество положительных выборов у того или иного испытуемого на общее количество участников диагностики без учета самого индивида, для которого в данный момент рассчитывается социально-психологический коэффициент.

Детализация результатов социометрического исследования осуществляется с помощью мишени, в которой социально-психологические уровни представлены в виде кругов:

Дети двух последних уровней нуждаются в комплексном психолого-педагогическом сопровождении.

Чтобы узнать коэффициент благополучия социально-психологического климата коллектива, нужно разделить количество взаимных выборов испытуемых на сумму всех выборов.

По итогам социометрии психолог составляет заключение для классного руководителя, дает адресные рекомендации детям и их родителям, проводит психокоррекционную работу с теми участниками, чей социально-психологический статус в коллективе оказался слишком низким.

Заключение

Социометрия среди практикующих психологов является самым удобным методом диагностики межличностных отношений участников коллектива. Данная методика позволяет специалисту не только узнать особенности психологического комфорта отдельно взятой личности, но и рассчитать индекс благоприятности климата в коллективе в целом.

Социометрия вскрывает ряд проблем группового взаимодействия. После проведенной диагностики психолог дает рекомендации классному руководителю по ведению воспитательной работы в классе. Следование советам специалиста позволяет учителю осуществлять профилактику психоэмоциональных проблем воспитанников.

Источник

Методическая разработка «Социометрические методики, используемые в начальных классах»

Социометрический метод как инструмент исследования межличностных отношений в детском коллективе.

Слово «социометрия» буквально означает «социальное измерение». Социометрия

получила распространение в зарубежной психологии после появления в 1934 году книги американского психолога Дж. Морено «Кто выживает?». Предложенные Дж. Морено экспериментальные, социометрические методы и его социологические установки приобрели большую популярность на Западе и легли в основу одного из модных течений буржуазной социологии — микросоциологии.

При социометрическом исследовании ученического коллектива его участникам

предлагается выбрать товарищей, к которым они испытывают наибольшие (наименьшие) симпатии, хотели бы вместе жить и работать (например, отдыхать в одном лагере, быть в одном классе и т.д.). Количество производимых выборов может быть ограниченным, скажем тремя или пятью, или неограниченным.

Социометрический опрос учащихся позволяет определить пары антагонистов, явных

и скрытых лидеров и аутсайдеров в классе; выявить подгруппы и их лидеров, а также

понять причины, формирующие эти подгруппы. Цель – обоснованное проведение

необходимых мероприятий по улучшению психологического климата в коллективе, и, в

конечном счете, повышении качества обучения и успеваемости.

Для лучшего понимания таких причин и для повышения качества мониторинга,

предусмотрена возможность учитывать данные по поведению и успеваемости на каждого ученика, а также социальные и иные характеристики, определяющие его положение в классе. Такие данные психологу предоставляет классный руководитель и соцпедагог.

Условия при проведении, обработке и применению результатов опроса должны обеспечивать конфиденциальность данных опроса участников. Отчетная таблица под названием «Матрица» предназначена только для работы психолога. Показывать эту таблицу кому-либо не рекомендуется. Ответственность за последствия утечки данных несут лица, проводящие тест.

Особый интерес представляет выявление и использование позитивных связей аутсайдеров с остальными детьми для вовлечения их в общественную жизнь класса.Также надо обратить внимание на пары антагонистов. Такие пары встречаются как между группами, так и внутри групп.

Нужно отметить, что выводы, представленные психологом, должны иметь только

информативный (не рекомендательный) характер. Все решения по мероприятиям

принимает классный руководитель.

определились устойчивые отношения между учениками, чтобы во втором полугодии

можно было на основании результатов провести работу по улучшению психологического климата в классе.

1. Социометрическая методика «Капитан корабля».

Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или

игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:

1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники,

2. когда отправился бы в дальнее путешествие?

3. Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?

4. Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?

5. Кто еще остался на берегу?

Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и

2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие

отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или

2. Социометрический метод вербальных выборов

Дошкольники (5–7 лет). В индивидуальной беседе задаются ребенку следующие

1. С кем ты хотел бы дружить, а с кем дружить никогда не станешь?

2. Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?

3. С кем ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?

image001

Сумма отрицательных и положительных выборов позволяет выявить его

социометрический статус. Статусы:

• популярные («звезды») – более четырех положительных выборов,

• предпочитаемые – один-два положительных выбора,

• игнорируемые – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных

• отвергаемые – дети, получившие в основном отрицательные выборы.

3. Социометрическая методика «Два домика» (по Т.Д. Марцинковской)

Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений

в группе, выявление симпатий к членам.

Оборудование: Лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них –

большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик

принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

Ход исследования: В процессе исследования педагог-психолог индивидуально беседует с каждым из детей, а воспитатель решает вопросы дисциплины, то есть “присматривает” за ребятами, которые либо уже выполнили задания методики и освободились, либо ждут свой очереди.

Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок

поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.

Если воспитательная группа насчитывает 10–15 человек, ребенку предлагают

сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25 человек – до 5 выборов. В том случае, если ребенок не желает никого выбирать, воспитателю не стоит настаивать на принятии им решения.

Обработка и интерпретация результатов:

Ответы детей заносятся в специальную таблицу (матрицу), в которой фамилии ребят

расположены по алфавиту. Таким образом, каждому воспитаннику присваивается

порядковый номер, который должен быть одним и тем же при проведении других

вариантов социометрического исследования

Условные обозначения для социоматрицы:

+ – положительный выбор (ответ на первый вопрос)

– отрицательный выбор (ответ на второй вопрос)

Определение социометрического статуса.

Сумма отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком,

позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).

Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить

среднюю сумму положительных выборов (ССПВ), которая является своеобразным

ориентиром распределения мест в иерархии коллектива:

image002

Выделяют следующие типы социометрического статуса:

· «Популярные» («звезды») – дети, получившие в 2 раза больше

· положительных выборов от средней суммы положительных выборов.

· «Предпочитаемые» – дети, получившие среднее и выше среднего значения

· положительного выбора (до уровня показателя «звезды»).

· «Пренебрегаемые» или «оттесненные»– дети, получившие меньше среднего

· значения положительного выбора.

· «Изолированные» – дети, не получившие ни положительных, ни

· отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками)

· «Отвергаемые» – дети, получившие только отрицательные выборы.

Не всякая группа имеет четкую структуру межличностных отношений, в которой

ярко выражены как “звезды”, так и “отверженные”. Иногда дети получают примерно

равное количество положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания и формирования межличностных отношений в детском коллективе.

Нередко понятие социометрической «звезды» смешивается с понятием лидера. Это

неверно, так как здесь не учитывается, что «звездность» – показатель эмоциональной

притягательности человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей. Ребенок может стать социометрической «звездой», потому что красивый или дает конфеты, а не в силу личностных качеств, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.).

Лидерство же – это процесс реального главенствования одного над другим,

показатель действительного влияния того или иного члена группы на сверстников.

Поэтому неудивительно, что лидером и «звездой» могут быть разные дети: ведь для

завоевания положения «звезды» и положения лидера нужны различные качества личности. Например, лидер должен обладать организаторскими способностями, которые могут отсутствовать у «звезды».

Для получения наглядной информации о соотношении в группе различных

социометрических статусов, можно составить таблицу.

Опираясь на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений группы:

· Высокий уровень благополучия взаимоотношений фиксируется в том случае, если в группе больше детей с первой и второй статусной категорией.

· Средний уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и трех последних группах число лиц примерно одинаково.

· Низкий уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом («пренебрегаемые», «изолированные» и «отвергаемые»).

При анализе данных социометрии важным результатом является взаимность

выборов детей, на основе которых высчитывается коэффициент сплоченности группы:

image003

Показатель хорошей групповой сплоченности лежит в диапазоне 0,6 – 0,7

Высокий коэффициент сплоченности может свидетельствовать о том, что в

воспитательной группе детей связывают прочные взаимные отношения, которые ими

Но эта величина ничего не говорит о том, на какой основе возникла взаимность.

Коэффициент сплоченности, следовательно, может выражать различный характер

отношений, существующих в коллективе. Он может быть показателем действительного

единства коллектива на базе совместной деятельности, направленной на выполнение

общественно полезных дел (уход за животными и растениями, уборка территории, помощь воспитателю в сервировке стола). Но с другой стороны, высокий коэффициент взаимности может свидетельствовать и о фактической разобщенности группы на отдельные пары, микрогруппы, об отсутствии в группе выработанного общественного мнения, о круговой поруке и т. д. Отсюда ясно, что за одинаковыми количественными показателями могут скрываться противоположные взаимоотношения. Поэтому важно уяснить, что собой представляет структура группы, из каких «союзов» она состоит.

возможным наглядное представление социометрии в виде схемы-«мишени», что является существенным дополнением к табличному подходу.

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

набравшие максимальное количество выборов.

II) Второй круг-зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в

количестве ниже среднего показателя.

в количестве ниже среднего показателя.

Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и

взаимоотношения между ними (симпатии, контакты). Группировки составляются из

взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в

социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2-3 членов,

реже из 4 и более членов.

image004

4. Социометрическая методика диагностики коммуникативных навыков Дж.Морено

Методика диагностики коммуникативных навыков Дж.Морено

Методика «Cоциометрия» Дж. Морено используется для диагностики

межличностных и межгрупповых отношений у учеников 2-11 классов.

Данная методика позволяет косвенно определить уровень сформированности

коммуникативных навыков у учащихся.

Задачи диагностического исследования:

1. измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

2. выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам

симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

3. обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с

Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.

Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора.

измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор товарищей для досуга). В зависимости от ориентации критерии делятся на позитивные («С кем бы вы хотели учиться?») и негативные («С кем бы вы не хотели учиться?»).

Подготовка исследования. Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора. Критерий — это вид деятельности, для выполнения которой

индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными, С помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор «товарищи для досуга»).

Материалы для проведения диагностики.

Бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица (Пример заполнения см. в табл.).

image005

Перед началом опроса — инструктаж тестируемой группы (социометрическая

разминка). И ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть

важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания,

гарантировать сохранение тайны ответов.

Инструкция для учащихся:

«Отвечая на вопрос, укажи фамилии одноклассников, которых ты бы выбрал.

Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну

Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой.

Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор. После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.

Возможны три основных способа выбора:

1. Количество выборов ограничивается 3—5;

2. разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает);

3. испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.

С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее

С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов — третий.

image006

Обработка данных и интерпретация результатов

1. Составление социоматрицы.

Социоматрица — это таблица, в которую вносятся результаты опроса.

2. На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы — «мишени».

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

I. Внутренний круг — это так называемая «зона звезд», и которую попадают

лидеры, набравшие максимальное количество выборов.

II. Второй круг — зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие

выборов в количестве выше среднего показателя.

III. Третий круг — зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие

выборов в количестве ниже среднего показателя.

IV. Четвертый круг — зона изолированных, это те, которые не получили ни одного очка.

Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и

взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).

Выборы членов группы отображаются красными стрелками, отклонения — синими.

Возможны варианты взаимных выборов и отклонений, такие случаи отображаются

двухсторонними стрелками. Для того чтобы они выделялись на общем фоне,

целесообразно использовать более толстые линии.

Далее можно вычислить социометрический статус каждого учащегося, который

определяется по формуле: C = M:(n – 1), где С – социометрический статус учащегося; М – общее число полученных испытуемых положительных выборов (если учитывать

отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число

Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является

коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в

общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле: KB = Количество

взаимных выборов/Общее число выборов.

Высокий уровень сформированности коммуникативных навыков (5 и более выборов, «звёзды») – 3 балла.

5. Социометрическая методика «Наши отношения», анкета «Взаимоприемлимость» для учащихся 1 – 5 классов.

1. Наш класс очень дружный и сплоченный

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

2. Наш класс дружный

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

7. У нас в классе принято нести ответственность друг за друга. Все мы боремся за

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

8. В нашем классе недостатки и плохие поступки беспокоят большинство учащихся

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

9. В нашем классе виновные в нарушении дисциплины и лодыри осуждаются только

самыми активными учащимися

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

10. В нашем классе не обращают внимания на нарушителей дисциплины и лодырей.

За свои поступки они отвечают только перед классным руководителем и учителями

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

11. Мы стараемся «не выносить сор из избы», т.е. делаем так, чтобы о наших

поступках как можно меньше знали классный руководитель, учителя

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

12 В нашем классе кто как хочет, так себя и ведет. Мы особенно не обращаем

внимания ни друг на друга, ни на требования учителей.

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

13. В нашем классе принято помогать друг другу без напоминаний

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

14. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

15. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

16. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда заставляет учитель

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

17. В нашем классе не принято помогать друг другу

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

18. В нашем классе отказываются помогать друг другу

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

6 – абсолютная удовлетворенность жизнью классного коллектива

5 –удовлетворенность жизнью классного коллектива

4 – частична удовлетворенность, острое желание улучшить взаимоотношения в

3 – неудовлетворенность жизнью классного коллектива

1 – полное равнодушие, нежелание менять жизнь классного коллектива

6. Социометрическая методика (болгарский вариант)

Обучающихся просят вписать фамилии своих одноклассников, выбранных в 1),2),3)

очередь, в предложенный лист с семью вопросами:

1.Кто в вашем классе добросовестнее всех относится к учёбе?

2.Кто в классе обладает огромными знаниями вне рамок учебного процесса?

3.Кто активнее всех проявляет себя в жизни класса?

4.Кто хорошо умеет сделать что-либо своими руками?

5.Кого бы ты пригласил на свой день рождения?

6.С кем тебе интереснее всего проводить свободное время, общаться?

7.У кого в классе наибольшее число отрицательных черт характера? (Каких?)

Результаты опроса заносят в социометрическую матрицу, где по вертикали

расположены номера по порядку и фамилии учащихся, а по горизонтали только их номера.

Пометки о выборе учащихся делаются напротив их фамилий на пересечении с номерами ими выбранных. Для пометок используются условные обозначения:

1 вопрос-красный кружок

2 вопрос-красный треугольник

3 вопрос-зелёный кружок

4 вопрос- зелёный треугольник

5 вопрос- синий кружок

6 вопрос- синий треугольник

7 вопрос-чёрный квадрат.

7. Социометрическая методика «Цветовая социометрия»

Цель: Исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений

ребенка с окружающими.

Подготовка. Подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5×5 рядовквадратов), состоящей из 13 цветовых и 12 белых квадратов, расположенных:

– 1-й ряд: черный, белый, синий, белый, черный квадраты;

– 2-й: белый, зеленый, белый, зеленый, белый;

– 3-й: синий, белый, красный, белый, синий;

Подготовить цветные фишки: красного, зеленого, желтого, синего, белого, черного,

коричневого, розового, малинового, серого, оранжевого, фиолетового, сиреневого цветов, каждого – по 3.

Инструкция дается по ходу выполнения задания:

1. «Выбери цвет, который больше всего нравится, и размести фишку на красном

2. Выбери цвета для людей (взрослых, сверстников), которых ты считаешь самыми

близкими (ты их любишь, они любят тебя), и размести фишки на синих квадратиках.

3. Выбери цвета для людей, с которыми ты хотел бы общаться, и положи

соответствующие фишки на зеленые квадраты.

4. Выбери цвета людей, которые тебе не нравятся (часто обижают; причиняют тебе

боль; ты их боишься ), и размести фишки соответствующего цвета на черные квадраты».

1. Не все квадраты могут быть заполнены.

2. Выбор цвета может быть расширен. Например, одним и тем же цветом могут

быть обозначены несколько человек.

3. Если ребенок захочет выбрать большее количество людей (чем четверых), то это

фиксируется в протоколе, а дополнительные фишки размещаются на белых квадратах.

Источник

Читайте также:  Если вас обижают во сне
DACHARAI - самый большой ресурс для садовода
Adblock
detector