Что такое эмпатийность и социорефлексия?Эмпатийность учителя
По данным С. П. Ивановой (2000), уровень эмпатийности у учителей — практических психологов к родителям, старикам и животным выше, чем у учителей-предметников, по отношению к детям и литературным героям — одинаковый, а по отношению к незнакомым людям — ниже. Учителя, получающие второе образование практического психолога, по отношению ко всем объектам имеют более высокую эмпатийность, чем учителя-предметники. Меньше всего эмпатийность выражена у студентов — выпускников педагогического вуза.
Важным профессиональным качеством педагога является проницательность. А. А. Борисова (1982) выявила, что это качество связано с эмоциональной сферой человека. Лица с низкой проницательностью чаще всего «гипоэмотивные», имеющие низкие баллы по всем трем модальностям (радость, гнев, страх), а также «боязливые», имеющие высокий балл по эмоции страха, и «гневливые», имеющие высокий балл по эмоции гнева. Таким образом, данные А. А. Борисовой свидетельствуют о том, что для нормального функционирования психологической проницательности необходима достаточная выраженность эмоциональности.
Что касается структуры эмпатии по В. В. Бойко, то, по данным С. П. Ивановой, у учителей более выражен рациональный канал эмпатии, а у студентов — эмоциональный канал. Интуитивный канал выражен у тех и других приблизительно одинаково.
Недостатки в развитии эмоциональной сферы у тех же контингентов обследованных выражены тоже довольно явственно. У учителей по сравнению со студентами эмоции менее выразительны, а студенты в большей мере склонны проявлять негативные эмоции и хуже умеют адекватно проявлять эмоции.
Успешность взаимодействия учителей с учащимися зависит не только от эмпатийности первых, но и от социального статуса и особенностей личности вторых. Среди трех типов педагогов, выделенных Р. Бушем (Busch, 1973), имеются учителя, ориентированные на личность учащихся. Их особенностью является высокая эмпатичность, коммуникабельность. Оказалось, что оптимальное взаимодействие этих учителей имеется только с отверженными учениками. С другими учащимися (активными и общительными, принятыми коллективом и т. п.) у этих учителей могут возникать не только неоптимальные, но даже конфликтные отношения (Zaborowski, 1973). Отсюда можно предположить, что эмпатичные нужны в основном страждущим, нуждающимся в сочувствии, поддержке, помощи. Других же высокая эмпатичность объекта взаимодействия, его чрезмерная заботливость, участливость может и раздражать.Социорефлексия проявляется в стремлении и умении человека посмотреть на себя глазами других людей, оценить себя со стороны.
Прокомментируйте!
Выскажите Ваше мнение:
Вакансии для учителей
Рефлексия как показатель успешности учителя
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ПЕДАГОГОВ
Рефлексия как показатель успешности учителя
Цель: фомирование представлений о рефлексии, ее видах и функциях; использование знаний о рефлексии для личностного и профессионального саморазвития учителя.
Форма проведения: лекторий с элементами психологической диагностики.
Вопросы для рассмотрения:
Психологическое содержание рефлексии.
Роль рефлексии в педагогическом процессе, ее функции.
Модель рефлексивного процесса.
Формирование и развитие рефлексии.
Рефлексия как способ достижения успешности.
Психологическая диагностика выраженности педагогической рефлексии (Приложение 1).
Подборка техник по формированию рефлексии у обучающихся в ходе урока (Приложение 2).
РЕФЛЕКСИЯ (от лат. Reflexio – обращение назад, отражение) – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения.
— умственный процесс, направленный на структурирование и реструктурирование опыта, проблемы, существующего знания или представлений;
— обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, психические качества и состояния.
Термин появился первоначально в философии, затем стал популярным и в других науках, в том числе и в психологии. Было сформировано отдельное направление – интроспективная психология (Джон Локк), в которой рефлексия рассматривается как особый источник знаний.
На объекты внешнего мира человек направляет свои чувства и в результате получает впечатления (идеи) о внешнем мире. Деятельность же ума, к которой Джон Локк причисляет мышление, сомнение, познание, веру, рассуждения, познается с помощью особого внутреннего чувства – рефлексии. По Локку, рефлексия – «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность».
Рефлексия как свойство начинает развиваться в младшем школьном возрасте, а в подростковом возрасте становится основным фактором регуляции поведения и саморазвития (главная проблема отрочества, по мнению Э.Эриксона, связана с рефлексией над вопросом «Кто Я?» и поиском самоопеределения, идентификации).
В последнее время рефлексии в педагогической практике уделяется достаточно много внимания. Ведь именно она позволяет посмотреть на учебный процесс «глазами учеников», учесть их индивидуальные особенности, самостоятельную оценку ими своей деятельности и ее результатов.
Зачастую, потенциал этой группы технологий (рефлексивных) используется не полностью. В основном педагоги используют различные приемы рефлексии, позволяющие понять эмоциональное состояние учеников, отследить динамику в ходе урока или учебного курса. А ведь есть еще ценность рефлексивного материала, касающегося, например, того, как воспринимается сам педагог, или того, как сам учащийся оценивает свое продвижение в освоении предмета или личностное развитие.
РЕФЛЕКСИЯ в ПЕДАГОГИКЕ – это процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого.
«Без рефлексии нет обучения».
Индивид, повторяющий деятельность, предложенную в образце сто раз, может так ничему и не научиться!
Использование рефлексивной практики позволяет выстроить эффективные межсубъектные отношения в системе «ученик-учитель». А также может стать фундаментом для образовательного процесса, так как обучение на основе рефлексируемого опыта эффективно уже потому, что рефлексия сама по себе «всегда порождение нового знания в сознании индивида» (д.Боуд, Р.Кеог, Д.Уокер).
Рефлексия выполняет определенные функции. Ее наличие,
во-первых, позволяет человеку сознательно планировать, регулировать и контролировать свое мышление (связь с саморегуляцией мышления);
во-вторых, позволяет оценивать не только истинность мыслей, но и их логическую правильность ;
в-третьих, рефлексия не только улучшает результаты решения задач, но и позволяет решать задачи, которые без ее применения решения не поддаются.
В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ РЕФЛЕКСИЯ выполняет следующие функции:
— проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);
— организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);
— коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);
— смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);
— мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);
— коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).
ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ В ПСИХОЛОГИИ (Н.И.Гуткина)
Личностная – в области аффективно-потребностной сферы, связана с процессом развития самопознания;
Межличностная – по отношению к другому человеку, направленная на исследование межличностных коммуникаций.
ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ В ПРОЦЕССАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ:
Социально-перцептивная – предметом которой является переосмысление, перепроверка педагогом собственных представлений и мнений, которые у него сформировались об учащихся в процессе общения;
Коммуникативная – заключается в осознании субъектом того, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие («Я глазами других»);
Личностная – осмысление собственного сознания и своих действия, самопознание.
МОДЕЛЬ РЕФЛЕКСИИ Г.ГИББСА
(достаточно проста, но, на мой взгляд, помогает лучше понять, что такое рефлексия и как ей научиться)
Описание (Что произошло?)
Чувства (Что чувствовал и думал?)
Оценивание (Что было хорошо, что плохо?)
Анализ (Какова была идея этой ситуации, смысл?)
Выводы (Что можно было еще сделать? К каким выводам прийти?)
План деятельности (Что я буду делать, если ситуация повторится?)
ФОРМИРОВАНИЕ и РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИИ предпологает:
Предоставление возможностей для регулярной рефлексии.
Взаимные наблюдении с последующими обратной связью и обсуждением.
В процессе рефлексии обращать внимание на связь теории и практики.
Создание благоприятной, безопасной и поддерживающей среды.
ЧТО ПРИОБРЕТАЕТ ЧЕЛОВЕК В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕФЛЕКСИИ?
(почему рефлексия является показателем успешности?)
Возможность управлять собственным мышлением, т.е. продуктивно думать;
Принятие рефлексии как способа, который позволяет человеку получать новый взгляд на себя и предметы окружающего мира;
Понимание важности диалога;
Преодоление эгоцентризма, убеждения, что только он (индивид) правильно видит решение;
Развитие творческого умения, основанного на альтернативности мышления.
ДИАГНОСТИКА ВЫРАЖЕННОСТИ РЕФЛЕКСИВНОСТИ
Разобрав теоретический аспект вопроса, можно предложить педагогам пройти психологическую диагностику, которая поможет определить показатели выраженности личностной и профессиональной рефлексии. А также провести обратную связь, обсудив с учителями полученные результаты диагностики.
1) М. Грантом разработан исследовательский опросник, позволяющий оценить уровень выраженности и направленность рефлексии субъекта. Опросник состоит из двух шкал — саморефлексии и социорефлексии. Каждая шкала включает в себя 10 прямых и обратных утверждений, каждое из которых, в свою очередь, оценивается по 6 балльной шкале:
1 – абсолютно не согласен,
4 – скорее согласен.
6 – абсолютно согласен.
Таким образом, в результате диагностики получаются два показателя – саморефлексии и социорефлексии, варьирующиеся от 10 до 60 баллов. Анализируется соотношение двух форм рефлексии. Наиболее «адаптированным» считается средний уровень саморефлекии и высокий или выше среднего уровень социорефлексии.
1. Я склонен анализировать свои чувства.
2. Я редко задумываюсь над причинами своего поведения.
3. Как правило, я просто поступаю по ситуации, не раздумывая.
4. Мне важно понимать, как работает моя мысль.
5. Я часто раздумываю, почему поступаю так или иначе.
6. Я обычно прислушиваюсь к своим внутренним ощущениям.
7. Я всегда оцениваю свои чувства и поступки.
8. Когда я работаю, я тщательно контролирую свои действия.
9. По характеру я человек, склонный к самоанализу.
10. Я люблю проводить время наедине с собой.
Утверждения: 2 и 3 являются обратными.
1. Поведение других людей часто озадачивает меня.
2. Я легко прогнозирую слова и поступки знакомых людей.
3. Очень важно понимать мотивы поведения других людей.
4. Мнение окружающих очень важно для меня.
5. Мне неинтересно, какие чувства вызывают у других людей мои слова и поступки.
6. Мне нетрудно управлять ходом беседы или переговоров.
7. Я могу сознательно произвести на другого человека нужное мне впечатление.
8. Мне бывает трудно понять чувства других, даже близких мне людей.
9. Я люблю наблюдать за поведением окружающих людей.
10. Истинные мотивы поведения людей практически невозможно раскрыть.
Утверждения: 1, 5, 8, 10 являются обратными.
2) Определение уровня сформированности педагогической рефлексии (по О.В.Калашниковой).
О просник состоит из 34 вопросов, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Ответы «да» в регистрационном бланке обозначаются знаком «+», а «нет» – знаком «-«.
Были ли у Вас случаи, когда анализ Вашего поступка примирял Вас с вашими близкими?
Изменялись ли Ваши духовные ценности после того, как Вы, проанализировав свои недостатки, приходили к решению изменить их?
Часто ли Вы прибегаете к анализу своего поведения в конфликтных ситуациях?
Часто ли бывает так, что Ваше поведение в конфликтной ситуации зависит от эмоционального состояния?
Ставите ли Вы себя в своем воображении на место какого-либо незнакомого Вам неудачливого человека?
Анализируете ли Вы причины своих неудач?
Долго ли Вы вспоминаете встречу с неудачливым человеком?
Пытаетесь ли Вы анализировать свое поведение, если у Вас долгое время не возникало проблемных ситуаций?
Как Вы считаете, это связано с личностной потребностью разобраться в себе?
Вы анализируете свое поведение, чтобы сравнить себя с другими?
Были ли у Вас случаи, когда анализ ситуации приводил к изменению решений, принятых Вами ранее, изменению Вашей точки зрения или переоценке самого себя?
Часто ли Вы осознаете причины собственных поступков?
Часто ли Вы анализируете поведение окружающих Вас людей, избегая анализировать свое?
Пытаетесь ли Вы выявить для себя причины своего поведения?
Считаете ли Вы однозначным и беспрекословно правильным для себя мнение человека, авторитетного в интересующей Вас проблеме?
Пытаетесь ли Вы анализировать мнения авторитетных людей?
Подвергаете ли Вы критическому анализу позицию авторитетного человека, группы людей?
Противопоставляете ли Вы мнению авторитетного человека свои хорошо обдуманные аргументы против?
Совпадает ли, как правило, Ваша точка зрения на какую-либо проблему с мнением авторитетного человека в этой области?
Пытаетесь ли Вы найти причину каких-либо неразрешенных жизненных противоречий, относящихся к Вам?
Бывает ли так, что человеческие ценности, принятые в обществе, Вы подвергаете критическому анализу?
Часто ли общественное мнение способно диктовать Вам определенный образ мыслей?
Считаете ли Вы, что умение анализировать Вами свое поведение всегда приводит к принятию единственно правильного решения?
Пытаетесь ли Вы анализировать свое или чужое поведение, если понимаете, что это может привести к возникновению отрицательных эмоций, неприятных для Вас?
Задумываетесь ли Вы о поведении посторонних Вам людей, сравнивая их с собой?
Пробуете ли Вы занять позицию постороннего Вам человека в конфликтной ситуации, пытаясь сопоставить ее с собственной?
Вели ли Вы когда-нибудь дневники, куда записывали свои мысли, переживания?
Анализируя свои неудачи, склоняетесь ли Вы к оценке своего поведения?
Часто ли, анализируя свои неудачи, Вы в большей степени приходите к выводу, что виноват беспорядок в социальной жизни?
Присуща ли анализу Вашего поведения в большей степени эмоциональная оценка?
Присутствует ли в анализе собственного поведения большей степени четкая словесная логика?
Часто ли общество способно навязать Вам определенную манеру поведения?
Считаете ли Вы обязательным для себя придерживаться всех рекомендаций моды, определенного стиля одежды и т.п.?
Часто ли бывает так, что, проанализировав свое поведение, Вы меняете свой стиль общения с людьми?
Для определения уровня сформированности педагогической рефлексии необходимо сопоставить результаты, полученные в ходе проведения диагностики, с ключом для ее обработки. За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает 1 балл, в противоположном – 0 баллов, полученные баллы суммируются.
Эмпатийность и социорефлексия
Самообразование, самовоспитание, саморазвитие как компоненты становления педагогического мастерства учителя начальных классов, у которого все уроки современные, который всегда мобилен, сам современен.
Что пишут дети о современности уроков?
Из чего слагается СОВРЕМЕННЫЙ урок?
1. Педагогическая технология — это чётко продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).Сюда можно включать все мероприятия как средства диагностики текущего состояния обучаемых, представления планируемых результатов обучения, проектирования, организации и проведения всего учебного процесса.
Слагаемые педагогической технологии:
— педагогическое общение;
— педагогическая оценка;
— педагогическое требование;
— информативное воздействие;
— педагогический конфликт.
2. Педагогическая техника. Психофизическая подготовка организма педагога (совокупность приемов и средств воздействия) как инструмента взаимодействия:
— речь (техника, звукообразование, дикция, дыхание, ритмика, культура речи, профессиональные требования и гигиена голоса);
— средства общения (вербальные и невербальные);
— внешний вид педагога (осанка, походка, одежда, личная гигиена);
— психическая саморегуляция, рефлексия, релаксация.
Педагогическое мастерство как система.
Структура педагогического мастерства:
— гуманистическая направленность личности,
— профессиональные знания,
— педагогические способности,
— педагогическая техника.
Профессионально-значимые качества личности педагога. Уровни владения педагогическим мастерством. Специфические требования к педагогам начального образования.
Самосовершенствование педагога начальной школы.
Коммуникативная культура педагога. Коммуникативная задача и этапы её решения. Личность учителя как фактор установления педагогически целесообразных взаимоотношений. Самообразование, самовоспитание, саморазвитие как компоненты становления педагогического мастерства учителя начальных классов. Самоанализ педагогической деятельности.
Направления самосовершенствования педагога начальной школы и пути ее реализации (непрерывное пополнение педагогических знаний, умений; совершенствование педагогического мастерства; расширение общего кругозора; нравственное и физическое совершенствование; умение эффективно организовать свой рабочий день).
Урок и учитель неотделимые понятия.
Требования к учителю ставятся следующие:
Компетентность в области личностных качеств: эмпатийность и социорефлексия, самоорганизованность.
Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности:
Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся; умение перевести тему урока в педагогическую задачу; умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач.
Компетентность в области мотивации учебной деятельности: умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности; умение создавать условия, обеспечения позитивной мотивации обучающихся; умение создавать условия для самомотивирования обучающихся.
Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности: компетентность в методах преподавания; компетентность в предмете преподавания; компетентность в субъективных условиях деятельности.
Компетентность в области разработки программы деятельности и принятии педагогических решений: умение выбрать и реализовать типовые образовательные программы; умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы; умение принимать решения в педагогических ситуациях.
Компетентность в области организации учебной деятельности: умение устанавливать субъект-субъектные отношения; умение организовать учебную деятельность обучающихся; умение реализовать педагогическое оценивание.
Критерии оценки занятий/ уроков/ внеклассных мероприятий/ методических семинаров
Наименование показателя | Максимально возможный балл по критериям |
Компетентность в области личностных качеств | |
1.1 | Эмпатийность и социорефлексия: Эмпатийность (от греч. empatheia – сопереживание) – это свойство личности, которая может носить познавательный (способность понимать и предвидеть), аффективный (способность эмоционально реагировать) и активно-деятельностный (способность к соучастию) характер. Социорефлексия проявляется в стремлении и умении человека посмотреть на себя глазами других людей, оценить себя со стороны. · Все обучающиеся безбоязненно обращаются к учителю за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи. · Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания. · Умеет поддержать обучающихся и коллег по работе. · Умеет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося · Умеет анализировать причины поступков и поведения обучающихся. |
1.2 | Самоорганизованность: · Умеет организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения всех намеченных целей урока · Рабочее пространство учителя хорошо организовано. · Конструктивно реагирует на ошибки и трудности, возникающие в процессе реализации педагогической деятельности. · Своевременно вносит коррективы в намеченный план урока в зависимости от сложившейся ситуации. · Сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой. |
1.3 | Общая культура: · Обладает широким кругозором, легко поддерживает разговоры на различные темы. · Поведение и внешний вид учителя соответствуют этическим нормам. · Осведомлен об основных событиях и изменениях в социальной жизни. · Обладает педагогическим тактом, деликатен в общении. · Высказывания учителя построены грамотно и доступны для понимания, его отличает высокая культура речи. |
Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности | |
2.1 | Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся: · Умеет обоснованно ставить цели обучения по предмету. · Умеет ставить цели урока в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. · Корректирует цели и задачи деятельности на уроке в зависимости от готовности обучающихся к освоению материала урока. · Умеет ставить цели урока в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся. · Знает и учитывает уровень обученности и развития обучающихся при постановке целей и задач урока. |
2.2 | Умение перевести тему урока в педагогическую задачу: · Умеет сформулировать цели и задачи на основе темы урока. · Умеет конкретизировать цель урока до комплекса взаимосвязанных задач. · Может сформулировать критерии достижения целей урока. · Умеет добиться понимания обучающимися целей и задач урока. · Умеет соотнести результаты обучения с поставленными целями. |
2.3 | Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач: · Умеет вовлечь обучающихся в процесс постановки целей и задач урока. · Предлагает обучающимся назвать результат деятельности на уроке и способы его достижения. · Предлагает обучающимся самостоятельно сформулировать цель урока в соответствии с изучаемой темой. · Спрашивает, как обучающиеся поняли цели и задачи урока. · Обучающиеся принимают участие в формулировании целей и задач урока. |
Компетентность в области мотивации учебной деятельности | |
3.1 | Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности: · Умеет вызвать интерес у обучающихся к своему предмету. · Отмечает даже самый маленький успех обучающихся. · Демонстрирует успехи обучающихся родителям. · Демонстрирует успехи обучающихся одноклассникам. · Умеет дифференцировать задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех. |
3.2 | Умение создавать условия, обеспечения позитивной мотивации обучающихся: · Выстраивает деятельность на уроке с учетом уровня развития учебной мотивации. · Владеет большим спектром материала и заданий, способных вызвать интерес обучающихся к различным темам преподаваемого предмета. · Использует знания об интересах и потребностях обучающихся в педагогической деятельности. · Умеет создать доброжелательную атмосферу на уроке. · Обучающиеся удовлетворены образовательной деятельностью, выстраиваемой учителем: содержание, методы, результаты и др. |
3.3 | Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся: · Умеет активизировать творческие возможности обучающихся. · Демонстрирует практическое применение изучаемого материала. · Поощряет любознательность обучающихся, выход за рамки требований программы при подготовке школьных заданий. · Дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности. · Создает условия для вовлечения обучающихся в дополнительные формы познания по предмету: олимпиады, конкурсы, проекты, внеурочная деятельность |
Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности | |
4.1 | Компетентность в методах преподавания: · Своевременно вносит коррективы в методы преподавания в зависимости от сложившейся ситуации. · Применяемые методы соответствуют целям и задачам обучения, содержанию изучаемой темы. · Применяемые методы соответствуют имеющимся условиям и времени, отведенному на изучение темы. · Владеет современными методами преподавания. · Обоснованно использует на уроках современные информационно-коммуникативные технологии. |
4.2 | Компетентность в предмете преподавания: · Учитель хорошо знает преподаваемый предмет. · Рабочая программа по предмету построена с учетом межпредметных связей. · При подготовке к урокам использует дополнительные материалы по предмету (книги для самообразования, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.). · В процессе формирования новых знаний опирается на знания обучающихся, полученные ими ранее при изучении других предметов. · Добивается высоких результатов по преподаваемому предмету |
4.3 | Компетентность в субъективных условиях деятельности: · Ориентируется в социальной ситуации класса, знает и учитывает взаимоотношения обучающихся. · Хорошо знает и действует в соответствии с Конвенцией о правах ребенка · Систематически анализирует уровень усвоения учебного материала и развития обучающихся на основе устных и письменных ответов, достигнутых результатов и др. диагностических показателей. · Имеет «банк» учебных заданий, ориентированных на обучающихся с различными индивидуальными особенностями. · Подготовленные учителем характеристики обучающихся, отличаются хорошим знанием индивидуальных особенностей, обоснованностью суждений. |
Компетентность в области разработки программы деятельности и принятии педагогических решений | |
5.1 | Умение выбрать и реализовать типовые образовательные программы: · Знает основные нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам учебной деятельности по предмету, учебники и учебно-методические комплексы по преподаваемому предмету, допущенные или рекомендованные МинобрнаукиРФ. · Может провести сравнительный анализ учебных программ, УМК, методических и дидактических материалов по преподаваемому предмету, выявить их достоинства и недостатки. · Обоснованно выбирает учебники и учебно-методические комплексы по преподаваемому предмету. · Рабочая программа учителя предполагает решение воспитательных задач. · Рабочая программа учителя составлена с учетом нормативных требований, темпа усвоения материала, преемственности и др. моментов, повышающих ее обоснованность. |
5.2 | Умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы: · Вносит изменения в дидактические и методические материалы с целью достижения высоких результатов. · Самостоятельно разработанные учителем программные, методические и дидактические материалы по предмету отличает высокое качество. · Продуктивно работает в составе групп, разрабатывающих и реализующих образовательные проекты, программы, методические и дидактические материалы. · Выступает перед коллегами с информацией о новых программных, методических и дидактических материалах, участвует в конкурсах профессионального мастерства. · Проводит исследования, направленные на доказательство эффективности реализуемой рабочей программы, новых методических и дидактических материалов |
5.3 | Умение принимать решения в педагогических ситуациях: · Поощряет высказывания и выслушивает мнения обучающихся, даже если они расходятся с его точкой зрения. · Коллеги по работе используют предложения учителя по разрешению актуальных вопросов школьной жизни. · Умеет аргументировать предлагаемые им решения. · Умеет пересмотреть свое решение под влиянием ситуации или новых фактов. · Учитывает мнение родителей, коллег, обучающихся при принятии решений. |
6. | Компетентность в области организации учебной деятельности |
6.1 | Умение устанавливать субъект-субъектные отношения: · Умеет устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися, вести с ними диалог. · Умеет разрешать конфликты оптимальным способом. · Умеет насыщать общение с обучающимися положительными эмоциями и чувствами. · Умеет выстраивать отношения сотрудничества с коллегами, проявляет себя как член команды при разработке и реализации различных мероприятий, проектов, программ и др. · Умеет создать рабочую атмосферу на уроке, поддержать дисциплину. |
6.2 | Умение организовать учебную деятельность обучающихся: · Использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать. · Формирует у обучающихся навыки учебной деятельности. · Излагает материал в доступной форме, в соответствии с дидактическими принципами. · Умеет организовать обучающихся для достижения запланированных результатов учебной деятельности. · Умеет организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи (книги, компьютерные и медиа-пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.). |
6.3 | Умение реализовать педагогическое оценивание: · Учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при оценивании. · Аргументирует оценки, показывает обучающимся их достижения и недоработки. · Применяет различные методы оценивания обучающихся. · Умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся. · Способствует формированию навыков самооценки учебной деятельности. |
Итого |
Компетентность в области
личностных качеств
Эмпатийность и социорефлексия