Мониторинг качества образования
В педагогику понятие “мониторинг” пришло из экологии социологии. В экологии мониторинг – это непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важным параметрам.
“Педагогический мониторинг – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием и прогнозирование её развития”.
Одним из важнейших условий повышения эффективности управления учебным процессом является систематический анализ объективных данных о состоянии результатов обучения учащихся. Без осуществления постоянной обратной связи процесс управления неэффективен, уровень эффективности принимаемых решений недостаточно высок. Такая обратная связь функционирует сегодня в практике недостаточно эффективно. Необходимым инструментом в решении этих проблем является мониторинг. Постоянный мониторинг за качеством учебного процесса, результатов обучения школьников становится особенно актуальным в условиях модернизации школы, обновления содержания образования, введения образовательных стандартов, нормализации учебной нагрузки обучающихся.
В настоящее время мониторинг все прочнее входит в систему образования. Сегодня как никогда возрос спрос на объективную информацию о результатах деятельности.
Исследованию проблем внедрения в практику новейших научно-педагогических технологий и достижений в области управлении посвящены труды отечественных педагогов С.А.Иванова, М.М. Поташника, В.И. Зверевой, В.П. Симонова и многих других ученых.
Всегда остается объективным вопрос: насколько объективно выставляются отметки? Для проведения такой работы желательно использовать в работе не только такой показатель как степень обученности по предмету, но и дисперсия стабильности успеваемости и коэффициент вариации. Всё это позволяет получить объективную картину соответствия выставленных оценок к их качественному показателю.
Возникают ситуации, когда нарушается соответствие выставленных оценок, и тогда делаются прогнозы-рекомендации, появляется необходимость совершенствования качества обучения не только по отдельным предметам, но и во всей школе.
В основу расчета СОУ желательно применять десятибалльную шкалу по Симонову В.П.
Симонов В.П. выделяет следующие уровни обученности:
I – различение;
II – запоминание;
III – понимание;
IV – элементарные умения и навыки;
V – перенос.
Всегда ли достаточно одних, даже очень хороших, индикаторов для качественного анализа? Что, если, например, средний балл успеваемости по классам приблизительно один и тот же, а соотношение пятерок, четверок и т.д. в этих классах различается, и весьма серьезно? Или как интерпретировать ситуацию, когда у одного преподавателя класс получает сплошь одинаковые оценки, допустим, “четверки”, а у другого по другому предмету – очень широкий диапазон успеваемости: от “пятерок” до “двоек”? Означает ли это, что осваивать один предмет дети могут примерно с одинаковым успехом, а другой предмет дается не всем? Или причина контраста успеваемости класса по разным предметам кроется в ином?
Помочь провести более тонкий анализ этих индикаторов может аппарат математической статистики, используя методику Иванова С.А.
Если сравнить классы только по среднему баллу, то можно сделать вывод, что ситуация во всех трех из них абсолютно одинаковая – везде учатся преимущественно “хорошисты”. Но если посмотреть на разброс оценок, то неизбежно возникнет вопрос, почему оценки оказались такими разными. Что стоит за таким разбросом оценок и как оценить сам этот разброс?
Разобраться в этом вопросе поможет математическая статистика. Для обобщенной характеристики некоторой совокупности признаков можно использовать средние значения этих признаков для данной совокупности. Что такое “средний балл”. Это рассчитанная средняя арифметическая величина из совокупности оценок, полученных классом. Простая средняя арифметическая рассчитывается как сумма отдельных значений признака, деленная на число этих значений. Рассчитывается средняя арифметическая по известной формуле:
где x1, x2, x3,…,xn отдельные значения признака (оценки учащихся в баллах), а n – число единиц совокупности (количество учеников в классе).
Для анализа разброса оценок (вариации значений признаков) используют дополнительные статистические приемы обработки. В частности, рассчитывают среднее линейное отклонение, дисперсию, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации и пр.
Для того чтобы дать обобщающую характеристику распределению отклонений, исчисляют среднее линейное отклонение (d), которое учитывает различие всех единиц изучаемой совокупности. Среднее линейное отклонение определяется как средняя арифметическая из отклонений индивидуальных значений от средней, без учета знака этих отклонений:
Среднее квадратическое отклонение-это обобщающая характеристика абсолютных размеров вариации признака в совокупности. Выражается оно в тех же единицах измерения, что и признак, в нашем случае в баллах.
Среднее квадратическое отклонение дает обобщающую характеристику колеблемости всех вариантов совокупности. Чем меньше среднее квадратическое отклонение в нашем примере, тем более ровно по успеваемости учится класс. Иными словами, низкая величина среднего квадратического отклонения говорит о том, что в классе все успевают примерно в равной степени, нет резкой поляризации на “двоечников” и “отличников”.
С другой стороны, если величина среднего квадратического отклонения близка к нулю, это тоже определенный сигнал, но это сигнал о другом. Отсутствие каких-либо различий в уровне успеваемости различных учащихся может свидетельствовать либо о необъективности оценок, выставляемых этим учителем, либо о действии каких-либо иных факторов.
Высокое значение среднего квадратического отклонения также подлежит тщательному анализу. Непосредственно такая ситуация является сигналом того, что класс разделился на успевающих и неуспевающих. При даже относительно высоком среднем балле большая величина среднего квадратического отклонения говорит о том, что в классе много запущенных детей. Резкие различия в успеваемости могут быть следствием либо необъективности, либо педагогической некомпетентной преподавателя.
Для определения критичности ситуации используется такой статистический оператор, как коэффициент вариации:
Коэффициент вариации является наиболее распространенным индикатором колеблемости, используемым для оценки типичности средних величин. При этом исходят из того, что если V больше 40 %, то это говорит о чрезмерно большой колеблемости признака в изучаемой совокупности.
Анализируя с помощью статистических операторов ситуацию, мы видим, что при одинаковом среднем балле успеваемости, они весьма сильно различаются по разбросу величин статистических операторов, что обуславливается различиями в оценках конкретных учащихся.
Как видим, использовать данные статистики можно как для мониторинга качества образования внутри самой школы, так и для межшкольных сравнений. И в том и другом случае администрация школы получает дополнительные инструменты анализа деятельности отдельных классов, учителей. Но при этом очень важно, чтобы, во-первых, все индикаторы, методика их расчета были понятны всем участникам мониторинга, а во-вторых, чтобы исходные данные и результаты расчетов были доступны, легко проверяемы также любым участником мониторинга. И самое главное, индикаторы должны быть “привязаны” к целям анализа, предмету оценки.
Для учителя и администрации является трудоемким осуществить мониторинг учебной деятельности каждого ученика класса, но это необходимое условие при планировании индивидуальной работы с учащимися.
Для этих целей разработана программа объективности педагогической оценки и педагогической деятельности учителя за четверть или полугодие. Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4. Примечание: Все приложения и папка basa (имя папки basa и входящих в неё папок и файлов не менять!) связаны между собой и должна находиться только в папке Приложение 1. Перемещать их в другие папки нельзя, т.к. при этом нарушиться работоспособность всей программы!
Программа разработана с учетом особенностей образовательного учреждения. Она может быть использована и легко адаптирована во всех общеобразовательных учреждениях, которые ведут обучение по 4 четвертям или по двум полугодиям.
Данная программа адресована для классных руководителей и администрации образовательных учреждений для автоматизации обработки результатов по итогам четверти, полугодия или года. Классный руководитель, после завершения отчетного периода вводит данные (список учащихся на данный учебный год (Приложение 2),текущие оценки по учебным предметам за четверть или полугодие (Приложение 3)). Автоматически формируются такие показатели: качество, успеваемость по классу и по каждому ученику; средний оценочный бал ученика; рейтинг ученика; средний балл по предмету, качество знаний по предмету, успеваемость по предмету, дисперсия стабильности успеваемости и коэффициент вариации (Приложение 4). Примечание: Приступая к работе, сначала запустите Приложение 2, после внесения всех данных выйдите из него.
Затем запустите Приложение 3,после внесения всех данных выйдите из него.
Запустив после Приложение 4, выберите учебный год, учителя, предмет и т.д. При выборе класса активируйте программу, кликнув по номеру класс, при этом изменится цвет окна класс, затем кликните по кнопке ВВОД– данные по классу, или данные по учителю.
Полученные материалы могут быть использованы классным руководителем при проведении классных родительских собраний и администрацией образовательного учреждения при прохождении аттестации учителя.
Необходимость и практическая значимость системного анализа качества образовательного процесса сейчас ни у кого уже не вызывает сомнения. Контроль в сфере обучения – дело важное, а системное его осуществление – одна из актуальных задач, без решения которой невозможно получить информацию о качестве различных инновационных технологий, сравнительной эффективности вариативного обучения, а также об индивидуальном развитии обучаемых.
Оценки учащихся за четверти и полугодия по предмету и пропущенные занятия записываются в отдельный файл. Программа обрабатывает внесенные данные по каждому ученику и по классу в целом. Выводятся традиционные данные: средний бал, процент успеваемости, процент качества знаний, процент пропусков и степень обученности.
Вместе с этим выводится рейтинг “Активность” учащихся в процентах. Он зависит от пропусков занятий, от активности ученика на уроках и от самого предмета, т.е. от его коэффициента.
Показатель “Рейтинг” отражает в большей степени работу учителя на уроке с данным учеником и с классом в целом. По этим показателям можно судить о том, применяет ли данный учитель современные педагогические и компьютерные технологии на занятиях, какова степень организации индивидуальной работы с учащимся. Этот показатель зависит количества часов по предмету, категории предмета, степени работы ученика на уроке.
РУД – рейтинг учебных достижений учащихся (средний балл по классу).
СОУ – степень обученности учащихся, выраженная в % зависит от уровня подготовки (обучения) учащихся (гуманитарный – уровень A, базовый – уровень B, профильный – уровень C) и трех уровней достижений учащихся (репродуктивный, конструктивный, творческий).
Результаты мониторинга по СОУ отражают процентные показатели обученности учащихся, полученные на основе методики В. П. Симонова: в переводе на десятибалльную систему оценивания. Рекомендуемая оценка рассчитывается по методике В. П. Симонова.
Разработанная педагогами методика расчета реальной степени обученности учащихся, которая по своей сути является статистическим методом, основана на эмпирическом подходе. Можно привести еще множество работ, рассматривающих проблему контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся, но их анализ показывает, что большая часть из них касается вопроса объективности оценки. Это можно объяснить тем, что объективность – основное требование к оценке знаний, умений и навыков учащихся, с одной стороны. С другой, оценка служит результативным средством стимулирования учения, формирования положительной мотивации, влияния на развитие личностных качеств ученика. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности школьников и обеспечивали их выявление. С этой точки зрения данная программа повышает ее диагностическую значимость и объективность.
Полученные результаты мониторинга позволяют проанализировать работу учителя. Сопоставление результатов мониторинга учебной деятельности с выявленными уровнем памяти, внимания, мышления, общих способностей, обучаемости учащихся, дает возможность корректировать деятельность учителя по осуществлению учебного процесса. Разрабатывать программу индивидуальной работы с классом, с отдельными учащимися.
Систематический анализ результатов мониторинга на каждом его этапе позволяет определить “болевые” точки, пробелы в процессе учебной деятельности, пути преодоления трудностей в обучении для каждого ученика.
Для работы требуется персональный компьютер с операционной системой Windows 95 (и выше).
Под входными данными понимают: список учеников (вводится один раз в начале учебного года), оценки учащихся (вводятся после каждой учебной четверти). После каждой учебной четверти классному руководителю необходимо проставить текущие оценки и сохранить отчет. Все остальные выходные данные в программе обрабатываются автоматически. Также генерируются такие показатели: средний балл учащегося, статус учащегося, качество знаний по классу, успеваемость по классу, качество знаний по каждому учащемуся, успеваемость по каждому учащемуся, коэффициент вариации, персональная информация по каждому учителю предметнику (качество, успеваемость, средний балл, СОУ, коэффициент вариации). С отстающими учащимися проводится работа по ликвидации пробелов в знаниях.
Гласность результатов работы стимулирует учителя к добросовестному отношению к своей работе, качественному проведению уроков, системы индивидуальной работы, направленной на конечный результат.
Использование информационных технологий значительно облегчает и ускоряет проведение подобных расчетов. Показатели степени обученности учащихся, коэффициент вариации и дисперсия стабильности успеваемости могут служить оценкой фактической эффективности деятельности преподавателя. При этом учитель заботится о прочности, глубине и осознанности знаний, которые получают ученики. Именно эти показатели и определяют высокое качество образования. Применение данной методики позволяет получать более достоверную рейтинговую оценку и проводить качественный мониторинг образовательного процесса.
Памятка «Подсчет степени обученности учащихся»
«4»
+количество»4х0.64( см.готовый результат в таблице )
разделить на количество учеников и умножить на 100%.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: 59651040429
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
В Якутии проведут первую в РФ федеральную олимпиаду по родным языкам
Время чтения: 1 минута
Создана Ассоциация руководителей школ России и Беларуси
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Школьники из России выиграли 8 медалей на Международном турнире по информатике
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Система оценки качества образования как эффективный метод контроля знаний учащихся.
Добавлено в закладки: 0
Каждая образовательная организация стремится к повышению объективности внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) и судить о ее успешности в школах можно на основе независимых диагностик и итоговой государственной аттестации. Традиционная система оценки знаний, включает в себя измерение качества знаний (КЗ) и уровня успешности классов и школы в целом, измерение средней степени обученности учащихся (СОУ) классов, подсчет резерва «хорошистов» и «отличников». В то время как образовательные организации, входящие в рейтинги лучших школ, в большинстве своем, используют другие критерии. Они отказались от измерения «средней температуры по больнице», то есть не проводят измерений КЗ и СОУ 3-4 раза в год, у них нет единых аттестационных периодов для всех предметов, нет понятия резерв «хорошистов и отличников», они измеряют индивидуальные достижения каждого обучающегося с использованием контролируемых элементов содержания (КЭСов), и применяют различные шкалы системы оценивания знаний на равне с традиционной пятибалльной системой.
Если осуществлять аттестацию по модулям, то контрольные работы равномерно распределяются по всему учебному году. Количество контрольных точек по классу увеличивается на 7 штук, что дает возможность более детального анализа, при этом у учащихся появляется эффект «закаливания», когда они часто, но мало проходят контрольные точки. Подобный прием применяется в оздоровительной гимнастике, когда человеку дается частая, но малая физическая нагрузка. В тоже время у учащихся сохраняются «разгрузочные» учебные недели, когда не проводятся какие-либо контрольные мероприятия. При таком подходе пиковая нагрузка, связанная с итоговым контролем, воспринимается учащимися намного легче.
Что такое соу в электронном журнале
Мониторинг начинает осваиваться и в системе образования, где он реализуется как комплексное, динамическое, аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения в объекте. Педагогический мониторинг можно определить также как форму организации, сбора, обработки, хранения и распространения информации о качестве образовательного процесса, обеспечивающую непрерывное слежение за ее содержанием и прогнозирование ее развития, а также как систему накопления инновационного опыта.
Мониторинг, в отличие от контроля, выявляющего рассогласование целей и результатов, исследует промежуточные состояния и выступает в определенной степени катализатором положительных изменений. Поэтому не случайно мониторинг в теории внутришкольного управления рассматривается как механизм управления развитием системы, и в этом его отличие от внутришкольного контроля.
Как использовать ИИП «КМ-Школа» для мониторинга качества образования?
Информационное пространство школы на основе использования ИИП «КМ-Школа» объединяет взаимодействия всех участников образовательного процесса и позволяет автоматизировать выполнение привычных функций.
Так, директор и завуч с помощью конструктора автоматически составляют расписание и управляют штатом сотрудников, оперативно отслеживают результаты образовательного процесса и принимают управленческие решения, поскольку со своего автоматизированного рабочего места имеют доступ к классным электронным журналам, обмениваются с вышестоящими организациями отчетной документацией, используют шаблоны, позволяющие автоматически формировать необходимые отчеты, организуют общение с родителями при момощи сервиса SMS-КМ-Школа.
Учитель назначает задания, рассылает подготовленные материалы на рабочие места учащихся в КМ-Школе или проводит урок в мультимедийном классе, проводит консультации, участвует в работе виртуальных методических объединений, отвечает на вопросы родителей при помощи сайта школы.
Ученики могут выполнять задания в режимах on- и off-line, причем результаты проверки сохраняются в электронном классном журнале и используются при выставлении итоговых оценок, консультируются, участвуют в совместных проектах, ведут рейтинг знаний, рекордов или пропусков занятий.
Родители имеют возможность следить за учебой своих детей, не выходя из дома, пользуясь SMS-сервисами и школьным сайтом: просматривать заданные им на дом уроки, а также общаться с учителями и администрацией школы, знакомиться с объявлениями.
В школе на основе использования «КМ-Школы» может развертываться единая система информационно-технологического сопровождения школьного мониторинга. Система включает в себя следующие направления:
Направление 1. Оценка качества учебных программ и образовательных технологий
Использование виртуального методического кабинета «КМ-Школы» обогащает образовательное пространство школы и региона, позволяет накапливать информацию, принимать решения для оптимизации выбора программ и технологий, представлять решения для ознакомления и обсуждения на методических форумах «КМ-Школы».
Вот как выглядит Методический кабинет из рабочего места Учителя:
Из Методического кабинета АРМа «Учитель» открыт доступ к статьям и форумам по ним на сайте km-school.ru. Страница форумов выглядит вот так:
Соответственно, можно качественно оценить востребованность тех или иных предложений, курсов, новаций.
База данных школы по данному направлению мониторинга может быть наполнена следующими документами:
Направление 2. Мониторинг успеваемости и степени обученности учащихся (СОУ) на основе отметок в электронном классном журнале
В практике работы школы активно используются следующие методики диагностики результативности работы учителя и образовательного учреждения, основанные на количественно-качественных показателях, выраженных в школьных отметках (баллах):
Ниже в таблице эти показатели систематизированы:
Основным достоинством этого вида диагностики является то, что для проведения исследований не надо использовать никакие дополнительные диагностические материалы, достаточно обратиться к отметкам в школьном журнале. Достоинства этой методики имеют и свою слабую сторону: отметка, выставленная в классный журнал, всегда несет развивающую, стимулирующую, воспитывающую нагрузку, а не только оценивает знания и умения ученика. Все мы знаем, что за одинаковое количество ошибок одному ученику мы поставим «объективную оценку», а другому, для которого этот результат является личным достижением, поставим более высокую (на вырост). Понятно, что вычисление среднего балла в таких условиях является столь же информативным, что и вычисление «средней температуры по больнице».
Для преодоления этого противоречия между сложившейся системой школьных отметок и необходимостью содержательного анализа результатов обучения В.П. Симонов разработал систему целей обучения и соотносимые с ней уровни усвоения.
Эта таксономия приобрела широкую известность и получила довольно широкое применение. Она содержит пять уровней усвоения:
В этой таксономии подразумевается иерархическая последовательность уровней усвоения. Для оценивания по качественным показателям В.П. Симонов предлагает использовать десятибалльную шкалу оценки степени обученности учащихся (СОУ). Но одним из препятствий, с которым можно столкнуться при введении данной шкалы, является то, что официальной в системе нашего образования считается пятибалльная шкала оценивания, фактически являющаяся трехбалльной. Выходом из сложившейся ситуации может стать рассматриваемая В.П. Симоновым «cуррогатная» шкала. В широкой практике используется формула степени обученности учащихся (СОУ) В.П. Симонова:
Данную методику оценки эффективности учебно-образовательного процесса можно использовать на каждом занятии и при этом наблюдать за динамикой изменения качественных показателей с первого по итоговое занятие, оценивая каждый уровень усвоения.
Вот формула для СОУ, которая автоматически обсчитывает отметки в электронном классном журнале «КМ-Школы»:
СОУ = (кол-во «5»х100 + кол-во «4»х64 + кол-во «3»х36 + кол-во «2»х16 + кол-во «н/а»х7)/ общее кол-во учащихся.
Если в школе систематически заполняется электронный классный журнал, ИИП «КМ-Школа» поможет учителю, классному руководителю, завучу в течение минуты сформировать необходимые отчеты. Для этого из своего АРМа надо перейти к модулю «Классный журнал», активизировать ссылку «Сформировать отчет» и далее ссылку «Загрузить шаблон отчета». На экране появится окно со списком доступных шаблонов отчетов, выберем «Отчет по успеваемости». Далее алгоритм общий для формирования всех отчетов в «КМ-Школе»: задаем период, за который формируется отчет, выбираем один класс или несколько, мы можем так же составить отчет по отдельным учащимся класса, и по окончании не забудем кликнуть на кнопку «Построить отчет».
Вот так, например, будет выглядеть отчет по 11 классу за 3 четверть:
Таким образом, мы сразу получаем данные по степени обученности учащихся (СОУ), качеству обученности учащихся (КОУ), средний балл по каждому учащемуся и по классу в целом. Этот отчет можно вывести на печать через принтер, подключенный к данному компьютеру, можно сохранить на жестком диске компьютера или на любом съемном носителе, отчет сохраняется в формате Excel. Этот формат удобен для построения диаграмм и графиков, с помощью которых можно наглядно представить данные отчета.
Направление 3. Рейтинговая система стимулирования достижений учащихся
Для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного процесса в школах все чаще прибегают к составлению рейтингов учащихся на основе их учебных достижений.
Рейтинговая система оценки знаний особенно хорошо работает в средних и старших классах средней школы, когда школьники начинают рассматривать учебу как способ проявить себя, выделиться, обратить на себя внимание. С помощью рейтинга всегда виден «статус-кво» данного ученика на фоне всего класса, и легко определить, как «близко» или «далеко» в данный момент времени до оценки в четверти или в году, на которую ученик рассчитывает.
Такая система оценки стимулирует соревновательность в учебном процессе. В отечественной педагогике этот метод завоевывает все больше и больше популярности и используется не только в школе, но и во многих вузах.
С помощью конструктора отчетов «КМ-Школы» классный руководитель и учитель-предметник могут получить рейтинг учащихся класса и школы. Очевидно, что при этом будут учитываться оценки, занесенные в электронный классный журнал. Из модуля «Классный журнал» по ссылке «Сформировать отчет» переходим к конструктору отчетов. В меню по ссылке «Загрузить шаблон отчета» переходим к перечню шаблонов отчетов, которые автоматически формируются в «КМ-Школе» на основе оценок электронного классного журнала. Перед нами открывается окно «Выберите шаблон отчета», выбираем «Рейтинг уровня обученности» и не забываем нажать на кнопку ОК.
Теперь нам необходимо задать период, за который составляется рейтинг (можно выделить дату на всплывающем календаре, либо в строке ниже выбрать даты, заданные как основные учебные периоды или четверти). Далее выбираем классы или отдельных учащихся, участвующих в рейтинге. Обратите внимание, что учителю-предметнику доступны только классы, которые ему назначены в расписании, классному руководителю доступен так же журнал класса, который ему назначен для классного руководства, отчеты может формировать завуч, которому доступны все журналы всех классов.
Ниже приведен отчет «Рейтинг учащихся 11-а класса».
Вот так будет выглядеть рейтинг учащихся 9, 10, 11 классов. Как видим, в отчете представлен средний балл за указанный период обучения, список учащихся представлен по классам. Если вас устраивает такая форма предоставления отчета, выводим его на печать, для этого активизируем ссылку «Распечатать отчет». Эта функция работает, если к вашему компьютеру подключен принтер. Если вам необходимо сохранить отчет в файл для того, чтобы распечатать его с другого компьютера, если вы хотите изменить вид отчета, например, создать рейтинг не по классам, а по всему списку учащихся, то вам необходимо воспользоваться ссылкой «Сохранить отчет». Ваш отчет сохранится как файл.
Направление 4. Диагностика качества потенциала научно-педагогического состава
Объектом диагностики деятельности учителя могут быть уровень его профессиональной компетентности, степень коммуникабельности и другие, социально значимые для педагога качества, уровень рефлексии, степень технологической грамотности и др.
Базовыми данными внутришкольного мониторинга педагогической деятельности могут быть:
При подготовке самоанализа педагогической деятельности педагог может оперативно получить данные об успеваемости СОУ, КОУ и среднему балу по своему предмету в классах, в которых он преподает. Например, учитель преподает в 9а, 10а, 11а классах физику. Формируем отчет типа «Обучение по предмету», выбираем предмет из списка, назначенного данному учителю в нагрузке, и формируем отчет. Такой отчет может сформировать сам учитель, а также директор и завуч.
Направление 5. Мониторинг качества знаний, умений, компетентностей, тематический, итоговый контроль
В этом разделе мы рассмотрим подходы к качественному анализу результатов обучения. О формализме школьной оценки мы говорили выше. Дело, конечно, не в самих баллах, а в том, подлежит ли анализу та педагогическая реальность, которая стоит за школьными отметками. Речь идет о предметных и надпредметных знаниях и умениях, компетентностях, которыми владеет ученик. Поэтому система мониторинга, в первую очередь, зависит от педагогически грамотных контрольно-измерительных материалов. Нельзя было ожидать качественных КИМов, когда разработка системы мониторинга была возложена на образовательное учреждение. Ситуация стала выравниваться по мере того, как возникали центры мониторинга, расширялся опыт ЕГЭ и практика участия в международных исследованиях качества.
Сегодня уже оформилось общее представление о требованиях к контрольно-измерительным материалам:
Система диагностики по предмету включает конкретный набор инструментов (тесты, карточки, задания, анкеты…) для регистрации учебных результатов отдельного ученика или по параллели, по классу, по предмету в целом. До недавнего времени учителя вынуждены были самостоятельно разрабатывать диагностические материалы. Однако, с формированием региональных Центров качества образования и других структур, призванных поставить на научную основу систему педагогических измерений, образовательные учреждения используют готовые диагностические материалы, предоставляемые ученикам, как правило, на бумажных носителях.
ИИП «КМ-Школа» предоставляет возможность проводить внутришкольный мониторинг на основе компьютерного тестирования, оперативно обрабатывать результаты компьютерного тестирования, формировать отчеты и наглядно представлять результаты исследования.
Результаты мониторинга могут быть представлены и в «бумажном», и в электронном виде. Для компьютерного проведения диагностики, презентации результатов мониторинга можно использовать:
На примере исследования естественнонаучной подготовки покажем, как могут быть использованы возможности «КМ-Школы» для проведения мониторинга и анализа его результатов.
Шаг 1. Контрольно-измерительные материалы, предоставленные Владимирским ИПК, мы представили в виде электронных тестов, в формате kma, используя шаблоны тестовых заданий «КМ-Школы». Для этого мы использовали возможность создания в «КМ-Школе» собственных уроков, содержащих тестовые задания, и многовариантных контрольных работ. В ходе этой работы мы еще раз убедились, что существующие в «КМ-Школе» шаблоны тестовых заданий позволяют полностью реализовать замысел разработчиков контрольно-измерительных материалов. Мы использовали практически все 10 шаблонов тестовых заданий, а так же возможность вставлять задания в форме рисунков, графиков. Важно, что учитель может использовать разработанные нами контрольные работы в готовом и виде, используя функцию «импорт». При необходимости учитель может редактировать готовую контрольную работу.
Шаг 2. Проведем пробное сетевое компьютерное тестирование, в ходе которого учащиеся выполнят двухвариантную контрольную работу. Для этого используем ссылку «Провести урок в классе», далее назначаем учащимся по списку класса варианты.
Учащиеся каждый в своем автоматизированном рабочем месте отвечают на вопросы тестов.
Шаг 3. Для проверки результатов контрольной работы мы использовали возможности «КМ-Школы». Раскрыли вкладку «Меню», кликнув по пиктограмме «Результаты урока», раскрыли окно результатов тестирования. Эти результаты обрабатываются автоматически, что существенно сокращает время на проверку. Знаком «+» обозначаются правильные ответы, знаком «-» — неправильные.
Шаг 4. Интерпретация результатов. Используя Спецификацию к данному исследованию, выявляем уровень предметной подготовки. Для этого обратимся к таблице «Распределение заданий в зависимости от предметного материала».
Анализ проводим по такой схеме. Количество заданий по предмету умножить на количество участников тестирования, произведение есть 100% результат. Например, в тесте было 8 интегрированных заданий (№1,2,3,6,7,9,10,15), тестировалось 2 ученика, значит, всего может быть 16 правильных ответов, это 100% результат. Теперь изучаем результаты урока, т.е. считаем «+» в заданиях №1,2,3, 6,7,9,10,15, получаем 9 правильных ответов, это 56% от максимального значения. Покажем результаты по другим предметам: химия — 50%, физика — 100%, биология — 75%, география — 50%. Итак, наибольшую трудность вызвали задания, требующие интеграции естественнонаучных знаний.
Рассмотрим более детально, какие темы, и по каким учебным предметам вызвали у учащихся наибольшие затруднения. Для этого выпишем номера заданий, которые имеют больше всего «минусов». Далее обратимся к таблице «Распределение заданий проверочной работы по содержанию и уровням сложности». Можно сделать вывод, что ученики слабо усвоили материал тем «Биология человека» (11 вопрос), структура и свойства вещества (10 вопрос), химические, физические изменения (8 вопрос). Все эти вопросы относятся к среднему уровню сложности и требуют проявления умений описания, объяснения, прогнозирования естественнонаучных явлений.
Нижнему уровню шкалы естественнонаучной грамотности соответствуют задания, проверяющие умения:
Итак, используя Спецификацию к данной контрольной работе и результаты автоматической обработки тестирования, мы можем сделать следующие выводы об уровне естественнонаучной подготовки участников исследования. Учащиеся продемонстрировали естественнонаучную грамотность на среднем уровне, в дальнейшем следует обратить внимание на развитие умений прогнозирования естественнонаучных явлений, а так же развивать способность использовать предметные знания для описания и объяснения явлений и процессов, имеющих комплексный, интегрированный характер.
Безусловно, использование возможностей «КМ-Школы» существенно сократило время на проверку и интерпретацию результатов.
Шаг 5. Подсчет баллов и занесение отметок в классный журнал. С помощью «КМ-Школы» мы можем подвести итоги, для этого активизируем ссылку «Пересчитать баллы», результаты тестирования будут автоматически представлены в 5-балльной системе. Нажав на ссылку «Занести все оценки в журнал», мы сохраним результаты работы. Теперь можно завершить контрольную работу, для этого кликнем на иконку «Завершить урок в классе».
Особенности использования или подбора заданий тестовой формы для контрольно-измерительных материалов
Многие контрольно-измерительные материалы составлены на основе тестовых заданий. Тестовые задания имеют ряд преимуществ и дают возможность проверить большой объем материала и отследить успешность ученика по нескольким параметрам.
К несомненным достоинствам тестов, которые не оспариваются даже их противниками, относится возможность более полного охвата содержания предмета (минимум 30 заданий в тесте против 2-5 вопросов в традиционной контрольной работе) и технологичность, особенно при компьютерной обработке результатов. При тестировании экономятся время и силы, как преподавателя, так и учащихся.
При традиционных формах контроля оценки заведомо субъективны, поскольку основаны на предъявлении нестандартизированных заданий и зависят, в конечном счете, от квалификации и добросовестности преподавателя или комиссии, выставляющих оценку. В силу этого оценки, полученные учащимися в разных образовательных учреждениях одного профиля и даже у разных преподавателей, не могут быть сопоставлены. Пятибалльная шкала (а на самом деле она трехбалльная, ведь оценка «1» при аттестации не выставляется вообще никогда, а оценку «2» преподаватели стараются не выставлять по мере сил), принятая при проведении традиционных испытаний позволяет лишь грубо ранжировать учащихся, не предоставляя возможности сравнить уровень учащихся с одинаковыми оценками, диагностировать их затруднения. Применение такой шкалы имеет далеко идущие последствия, а именно вынужденное дублирование экзаменов за среднюю школу и вступительных при поступлении в вуз.
С помощью тестов, используя специальные шкалы, можно объективно оценить и сопоставить уровень подготовки, можно выявить структуру полученных знаний (т.е. выявить затруднения в усвоении учебного материала), а также оценить качество преподавания.
Что же такое тест и тестирование применительно к оценке уровня подготовки? Педагогический тест — это система заданий определенной формы, расположенных по возрастанию трудности, которая дает возможность измерить уровень подготовки испытуемых и оценить структуру этой подготовки. Соответственно тестирование (от англ. — опыт, проба) — метод диагностики уровня подготовки испытуемых и способ оценки структуры подготовки, использующий стандартные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Ключевым здесь является слово «измерить», которое приписывает тесту свойства измерительного инструмента. Неслучайно наборы тестов стали называть контрольно-измерительными материалами.
Создание теста, который бы отвечал требованиям, содержащимся в определении, — задача простая лишь на первый взгляд. Эта обманчивая простота во многом способствовала дискредитации тестирования, породив появление, в том числе и в печати, огромного количества заданий, большинство из которых в лучшем случае можно назвать лишь «тестоподобными», «псевдотестовыми» контрольными материалами. Результат применения таких продуктов для контроля знаний вызывает недоверие. Причины этого различны, например, при тестировании разные по уровню подготовки испытуемые могут получить одинаковые баллы, велика вероятность угадывания правильного ответа и т.д.
Тестовое задание должно содержать инструкцию по его использованию. Инструкция тестового задания — словесные указания испытуемому, связанные с выполнением тестового задания (выбором правильного ответа из нескольких вариантов; решением математической задачи и т.п.). Указывается способ записи правильного ответа (что, каким образом и где надо отметить, вписать и т.д.). Инструкция может быть единой для нескольких заданий теста, если эти задания однотипны по действиям.
Следует сразу оговориться, что любые виды и формы контроля, помогающие преподавателю в его работе, имеют право на существование, но не следует опрометчиво считать их тестами.
Как всякий хороший измерительный инструмент, тест должен отвечать определенным требованиям.
Требования к тестовым заданиям:
Работа над подбором тестовых заданий или созданием теста начинается с определения цели использования теста и отбора содержания предмета в соответствии с этой целью (требование содержательной валидности). При планировании содержания теста следует заранее предусмотреть количество заданий по каждой из контролируемых тем (в соответствии с образовательным стандартом), их оптимальную форму, желательный уровень трудности каждого из них, количественное соотношение заданий разной трудности (уровневая валидность), расчетное время их выполнения. Необходимо следить за соблюдением пропорций содержания теста и тем стандарта; не перегружать тест малозначимым, необязательным материалом, который не вносит заметного вклада в определение уровня подготовки. Результатом этого этапа работы является спецификация теста.
Далее составляются или подбираются задания, которые предполагается включить в тест. На этом этапе обычно руководствуются не только требованиями государственного образовательного стандарта, но и также интуицией, здравым смыслом и опытом педагогической работы. Очевидно, что задания должны быть ясными, точно и четко сформулированными, оптимально краткими, определенными и нетривиальными.
Выбор формы тестовых заданий диктуется целями тестирования и особенностями содержания контролируемого предмета. Задания одной формы или уровня объединяются в блоки и снабжаются стандартной инструкцией выполнения. Составитель теста определяет правило оценивания заданий, систему подсчета тестового балла, способ предъявления результата выполнения теста испытуемыми т.д. Все это, во избежание неопределенностей и двусмысленностей, затрудняющих выполнение теста и интерпретацию его результатов, должно быть отражено в инструкциях для испытуемых и проводящих тестирование преподавателей.
Пока задания не предъявлены выборке испытуемых и не имеют никаких эмпирических и статистических характеристик, они не могут считаться тестовыми. Результатом этого этапа является создание системы так называемых предтестовых заданий, т.е. инструмента, которым предположительно можно измерять. Предтестовые задания, чтобы стать тестом, должны пройти экспертизу, при которой априорно оцениваются их параметры, и при необходимости пройти коррекцию. Наконец, выполнены все предварительные шаги, и можно попробовать применить тест, чтобы получить его эмпирические и статистические характеристики, определить нормы и иметь уверенность в их устойчивости. Для этого необходимо проведение выборочного исследования (апробации теста на репрезентативной выборке).
В наших методических рекомендациях мы используем контрольно-измерительные материалы, которые прошли представительную апробацию на выборке достаточного объема при проведении исследований школах нескольких городов и районов Владимирской области. Это дает возможность говорить о том, что основные признаки генеральной совокупности были бы представлены. Результаты, полученные на такой выборке, могут быть заведомо распространены (генерализуемы) на всю генеральную совокупность школ Владимирской области. В ряде случаев создание представительных выборок было проведено в рамках методических объединений учителей-предметников области. Генерализуемость результатов такого исследования является непременным условием стандартизации теста.
Еще одна проблема использования тестов связана с необходимостью составления нескольких вариантов одного и того же теста. В идеальном случае должна быть обеспечена параллельность вариантов, т.е. тесты в целом и каждое из их заданий должны иметь одинаковые характеристики (в том числе, и трудность). Если это не соблюдается, то необходим достаточно основательный анализ тестового набора материалов, привлечение для анализа математического аппарата исследования, необходимость делать компьютерную обработку результатов, что в наших условиях не всегда возможно. Чтобы избежать подобных сложностей, в приведенных в сборнике контрольно-измерительных материалах, как правило, реализован принцип параллельности заданий в разных вариантах.
Используя материалы этого раздела, учитель вправе изменить контрольно-измерительных материалы, однако, чтобы не нарушить требование стандартизации следует оставаться в рамках приведенной спецификации, т.е. менять задания на аналогичные.
Литература: