что такое соусы в живописи

Художественный соус — что это за материал для рисования?

Что такое соус для рисования и из чего его делают? Рассказываю в статье подробно о таком материале в живописи, как художественный соус. Что же это такое и из чего изготавливают, читайте ниже.

Недооцененный материал

Мы с вами в предыдущих статьях уже говорили про такие популярные графические материалы, как, простой карандаш, уголь и сепию. Теперь же я хочу обратить ваше внимание на еще один интересный материал – художественный рисовальный соус.

Мне кажется, на фоне угля, сангины и сепии, соус остается как бы в стороне и незаслуженно забывается некоторыми художниками. И очень жаль, ведь с его помощью можно добиться очень интересного эффекта в рисовании и своих работах.

Так что же такое рисовальный соус и какой у него состав? Карандаш ли это, или все-таки краска? Давайте разбираться со всем вместе и по порядку.

Что такое художественный соус

Многие начинающие художники часто задаются вопросом, а можно ли создавать красивые и хорошие работы, используя маленький арсенал средств выразительности? Конечно можно! И отличной такой альтернативой будет черный соус для рисования.

По своим внешним характеристикам, художественный соус чем-то напоминает пастель, с той лишь разницей, что его палитра намного скуднее. Сейчас нам доступны только 10 цветов этого материала, от черного до белого цвета. Кстати, светлые оттенки соуса художники используют реже, чем черные или коричневые, или даже серые. Поэтому, вы можете не покупать сразу целый набор со всеми цветами соуса, а взять на пробу одну-две палочки черного или коричневого цвета, чтобы потренироваться им работать.

Также, в отличие от пастели и сепии, художественный соус, более насыщенный по своему тону. Ровно, как и угольный карандаш, соус в рисовании для художников может служить и как подготовительный материал для эскизов и набросков, так и материал для самостоятельных работ.

Художественный соус появился несколько веков назад и был очень популярен среди живописцев тех лет, но потом его стали сменять другие материалы. Из русских художников в своей живописи соус использовали Илья Репин и Иван Крамской, который писал им прекрасные графические портреты в черно-белой цветовой гамме.

Несмотря на то, что рисовальный художественный соус все реже применяют в своих работах профессиональные художники, его свойства и техники работы с ним продолжают изучать в художественных школах.

В моей онлайн-школе на курсе «Портреты карандашом для начинающих» мы тоже изучаем принцип работы с этим художественным материалом, учимся создавать красивые и правильные портреты при помощи соуса.

Из чего делают соус для рисования

Художественный соус для рисования – что это такое? Из чего сделан такой соус? Давайте разбираться!

hudozhestvennyy sous chto eto takoe foto 3

Художественный соус – это состав, созданный на основе продуктов сгорания с добавлением растительного клея, мела, глины и красителей. Глина придает соусу те самые свойства, благодаря которым он ценится в живописи. При растворении соуса в воде, появляется именно глиняный характерный запах. Как и уголь, его прессуют в палочки, длиной по 5-6 сантиметров, очень хрупких на ощупь. Продают соус в наборе, или поштучно – от 5 до 10 цветов в упаковке.

Используют в основном черный соус для рисования, но и светлые цвета тоже можно применять в живописи. Например, вы можете светлым соусом наносить тон на общий слой бумаги перед деталировкой. Или, вы можете смешивать светлые тона с темными, получая новые, не похожие ни на что, цвета и оттенки.

Популярные производители материала

hudozhestvennyy sous chto eto takoe foto 6

Примечательно, что художественный соус – это чисто русский материал. Он, конечно, продается и в зарубежных странах, но у нас, в России он более известен и популярен.

В нашей стране художественный соус делает фирма «Подольск Арт». Это одна из крупных компаний, расположенных в Подольске и основанной еще в 1962 году. «Подольск Арт» специализируются на товарах для художников, и производят масляную краску, холсты, мольберты, пластилин, пастель, сангину, сепию, и, конечно же, соус.

За границей соус известен больше под названием, как «русский соус», и производится такими фирмами, как «Jack Richeson», семейной компании из Америки, а также австрийский производитель графических материалов, «Brevillier’s Cretacolor». У этой фирмы, кстати, соус имеет название «твердая пастель».

Конечно, в зависимости от фирмы и магазина, в котором вы купите соус, будет зависеть и его цена, но все-таки, это более демократичный и недорогой материал, по сравнению с масляными красками. Поэтому, если вы хотите попробовать им поработать и сделать несколько рисунков, покупайте, не пожалеете!

Заключение

Художественный рисовальный соус состоит из глины, сажи, клея и пигментов, которые придают ему оттенок. Всего в наборе может быть до 10 цветов соуса, но вы можете создавать свои, уникальные цвета, смешивая темные и белые оттенки.

hudozhestvennyy sous chto eto takoe foto 9

Соус можно использовать и как для набросков, и как для самостоятельных работ.

По своим свойствам он может напоминать вам пастель, хотя и будет иметь некоторые отличия.

Читайте также:  Исламский сонник кольцо обручальное кольцо

В своих следующих статьях я расскажу, как именно работать этим материалом для рисования и какая бумага нужно для соуса.

А если вам понравилась эта статья, не забудьте поставить 5 звезд, мне будет приятно!

Источник

Мастер-класс: уникальный соус и букет

В этом посте хочу познакомить вас с соусом — уникальным материалом, аналогов которому нет за границей. Такой исторически русский материал для рисунка. Его очень любили Репин, Крамской, Саврасов, использовали и для набросков, и даже как подкладку на холсте под масло.

Соус — это такие толстые палочки из прессованного пигмента и клея. Он дает богатую возможность в тональном рисунке, имеет глубокий бархатистый тон, хорошо растушевывается. Соус обычно продается в монохромных гаммах.

Главная его особенность в том, что он хорошо разводится водой. Свойство редкое для любых так называемых «мелков». Все остальные так себя не ведут. Соусом можно рисовать, как жидкой акварелью, только после высыхания он выглядит на бумаге, как обычная пастель.

И эта особенность дает возможность разноплановой работы с соусом.
Например, после высыхания его можно стирать ластиком практически до бела. Можно корректировать, дорабатывать и растушевывать. Высохший соус в рисунке можно смешивать с пастелью, углем, обычной акварелью, карандашами.

d8d3c532fc3d3450fe14d49cf12948e3

Давайте посмотрим на конкретном примере, как можно работать с соусом. Нарисуем, небольшой натюрморт — букетик сухоцветов.

1. Прежде всего натираем пигмент в палитру в большом количестве. Наберем зеленый цвет, охру, обязательно черный, темно-серый и можно добавить немного коричневого. Чем больше вы натрете сухого пигмента, тем будет лучше.

Разводим все это водой достаточно в крепкой консистенции, чтобы потом можно было или высветлить при необходимости, или использовать изначально получившийся густой тон.

6ade8352f27f4b8810bd654cada446b1

2. Используем плоскую кисть. Начинаем с краев, где расходятся самые дальние веточки в одну сторону, в другую, в третью, четвертую и внизу завершаем форму. Смотрим, где она заканчивается. Плоская кисть помогает сделать максимально точные выходы, так как она дает сама по себе тонкие линии.

После этого вооружаемся кисточкой круглой среднего размера, чтобы она хорошо набирала краску. Прокладываем цветные пятна там, где у нас охра — охрой, где у нас холодные — там соответственно голубоватым и зеленоватым оттенком. Выходим на края, на кончики букета, чтобы сами пятна, как в акварели, создавали силуэтную цветную заливку. Эта заливка показывает максимально точно сам контур и приблизительное расположение цветов внутри, то есть делает зонирование по оттенкам.

f5d93b41a489ca99bfe21337e635cc98

3. После того, как силуэт получен, можно вторым слоем положить более темные оттенки — обозначить тени. Но сильно не увлекайтесь. Если положить краску густо, то при высыхании этот пигмент начнет отслаиваться с бумаги.

Лучше подождать, когда просохнет этот второй «теневой» слой, и положить еще несколько слоев для усиления темных мест. Опять же не густо, чтобы высохший соус потом не отслаивался.

5241556b5ef53f38198cfaea61cad54d

4. После того как заливка высохла, продолжаем проработку теневых мест. Смешиваем темно-серый и голубой — получается довольно насыщенный оттенок. Старайтесь найти баланс между насыщенностью набранного цвета и консистенцией краски — она не должна быть густой. Прорабатываем полоски, тени под веточками. Заполняем самые темные глубинки между ветками и покрываем самый темный цветок, он тут самый синий. Закрываем цветом его полностью, и благодаря мазкам получается такая живая фактура.

Задача этого этапа — покрыть тени, подчеркнуть веревочку, подчеркнуть тени под веревочкой, а также тени внутри всех веточек и залить синим цветом те места, где будут цветы. Не прорисовываем их, а просто обозначаем заливкой это место. Ждем, когда все высохнет и идем дальше.

589f1ec01a6779b476a65df00215fa0a

5. Следующий этап — высветляем (стираем ластиком) самые светлые места. Например, белые цветы, если они у нас не получились с первого раза в нужном тоне.

На свету выделяем какие-то веточки особенно активные. Выделяем также то, что потеряли при заливке, какие-то контрасты. Советую взять мягкий ластик «Милан», срезать его по диагонали, чтобы края были обязательно острыми. Острым краешком работать удобно. А вот стандартный ластик «Кохинор» со слоником будет размазывать все.

ccffbbbb3f4406ca0eeb6d26685b3a96

6. Следующий этап — проработка черным цветом. Мы уже наметили контрасты, доработали их серо-синими оттенками кисточкой, но все равно не хватает максимальной насыщенности тона в букете, поэтому берем именно черный и дотягиваем контрасты между веточками максимально точно, чтобы придать глубину нашему объекту.

Обращаем внимание на освещенность букета в целом: с какой-то стороны он будет более светлым, с какой-то более темным. Я решила, что более темная сторона находится справа (на референсе есть такой намек на это) и, соответственно, работала там более контрастно.

a828ddc5cf37dc23b22864b2900589ad

7. Предпоследний этап — начинаем проработку цветом. Пригодится цветаня пастель. Берем охру, зеленый и белый цвета и дорабатываем все оттенки. Прорабатываем участки пастелью с нажимом, чтобы заполнить форму, и разница веточек по цвету проявилась максимально эффектно.

Белый также накладываем с нажимом, чтобы мелок прямо ломался и крошился. Так он будет хорошо погружаться в бумагу и в другие цвета, как бы вмешиваться в них, и тогда получится более насыщенным.

b25b2448af7fcf749c605af8d9752bd3

8. Последний этап — прорисовываем цветы темно-синим цветом. И «вишенка на торте» — добавляем синий в некоторые тени. Так работа в целом приобретет красивый холодный оттенок и будет более цельной тонально.

d0735f508176c767013191e3f95b3bea

Друзья, попробуйте этот уникальный материал в деле, делитесь впечатлениями и успехами в комменатриях!

Источник

Рисование соусом

П рочитав название, не поворачивайте голову в сторону кухни. Там вы точно не найдёте нужного соуса, рисование которым мечтают освоить многие любители изобразительного творчества. Сегодня мы познакомимся с удивительным материалом. Поражает то, что не всем он знаком. Если вы один из таких, то давайте поспешим познакомиться с художественным соусом.

Читайте также:  что такое поход на природу

izokurs syora spyashhij

Что такое мокрый соус

История умалчивает кому первому пришла в голову мысль смешать воедино мел, сажу, клей и цветную глину. Поговаривают, что это произошло в России в позапрошлом веке. Мы добавим своё предположение, что это был художник, который был прекрасным рисовальщиком, но цвета ему не давались. А ему так хотелось писать акварелью! Вот он и решил изобрести карандашную акварель. В итоге получился материал, которым может работать и рисовальщик и акварелист.

Наше предположение почти объяснило, что такое мокрый соус. Ведь сухие мелки в коробке с названием «Художественный соус» вряд ли вносят ясность в вопрос этого раздела. Акварельные краски тоже встречаются в сухих брикетиках, но стоит к ним добавить воды, и сказка оживает!

izokurs surikov petr i peretaskivaet suda

Воздушность, загадочность и притягательность работ, выполненных настоящими мастерами этого жанра не оставляют равнодушными зрителей. Надеемся, что наши старания привлечь вас к малознакомому материалу, не прошли даром. Вы готовы попробовать чародея в деле? Тогда вперёд!

Как рисовать соусом

Если вы научились рисовать карандашом, а кто-то первые рисунки делает мелками на асфальте и школьной доске, то можете пробовать творить соусом. Что для этого нужно?

izokurs kramskoj portret shishkina

Когда всё готово, можно приступать. Сухой вариант очень похож на работу с углем. При использовании нашего нового знакомого, важно помнить, что он очень сыпучий, поэтому следите за своими руками и рукавами. После наложения основных тонов, в ход идёт ластик. Им не только осветляют нужные места, но и делают плавные переходы от света к тени.

Мокрый вариант близок к акварельной технике. Начинают со светлых мест и после высыхания нижнего слоя накладывают верхний. Так доводят тональность до нужного уровня. Не бойтесь размазать такой рисунок. В отличие от сухого состояния, мокрый соус впитывается в бумагу и не нуждается в закреплении. Затем по высохшему подмалёвку прорисовывают детали. Это делают сухим вариантом или применяют другие графические техники. Сочетание мокрой и сухой техники помогает создавать удивительные произведения. Если вы применяли сухой соусовый мелок, то рисунок необходимо закрепить.

Не забывайте, что лаки делают работы более тёмными и контрастными. Если вы хотите сохранить соусовую воздушность, то пользуйтесь специальными закрепителями. Если подружится с цветом никак не получается, а рисовать акварелью вы любите ничуть не меньше, чем карандашом.

Освоив новую технику, вы наконец-то найдёте, то что так давно искали. Теперь карандаш и акварель у вас в одной коробке.

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

Источник

Как рисовать художественным соусом

Как рисовать картины художественным соусом? Рассказываю в статье о технике рисования соусом для начинающих художников, а также об особенностях рисования портретов, пейзажей и натюрмортов этим графическим материалом.

Еще один материал для рисования

Как вы помните из предыдущей статьи, соус – это такой мягкий, графический материал, напоминающий пастель, который изготавливают из глины, газовой сажи, мела, клея и пигмента.

kak polzovatsya sousom hudozhniku foto 2

Вот уже больше двух веков художники используют соус, как альтернативное углю и пастели средство выразительности, которое может давать глубокий и насыщенный черный тон.

С его помощью можно создавать эскизы и наброски, а можно использовать для создания самостоятельных работ. Соусом можно работать разным способом, и рисовать как пейзажи и натюрморты, так и портреты. В этой статье я расскажу про каждую технику рисования соусом, а также, как выбрать подходящую бумагу для работы с ним.

Техники рисования соусом

Существует несколько основных техник рисования соусом: можно рисовать мокрым способом, сухим, или, смешанным. Остановимся подробнее на каждом из них.

Сухая техника рисования соусом

tehnika risovaniya sousom foto 1

Этой техникой можно рисовать по аналогии с пастелью – взяв сухой мелок соуса. Как правило, соус используют для тонировки общей поверхности. При сухом способе нанесения можно так же, использовать прием растушевки, создавая плавные переходы цвета.

Чтобы показать более мелкие детали, можно использовать карандаш, или, соус в карандаше. Бумагу для такого соуса лучше выбрать плотную и фактурную, чтобы уменьшить риск опадания материала. Картины и рисунки, сделанные сухим способом, можно дополнительно зафиксировать специальным лаком.

Кстати, сухой способ рисования соусом идеально подходит для создания набросков, а растушевку можно делать прямо пальцем.

Мокрая техника рисования соусом

tehnika risovaniya sousom foto 2 1

Как вы уже поняли, при мокром способе, мы рисуем кистью. Лучше для этого взять мягкую кисточку для акварели. В отличие от сухого способа, рисунок соусом при мокрой технике фиксировать дополнительно вам не понадобится.

Бумагу тоже, как и кисточку, лучше брать акварельную. Также для работы в этой технике, вам понадобятся вода, ластик, карандаш.

Как правильно рисовать соусом на бумаге в мокрой технике:

Совмещенный способ рисования соусом

При смешанном способе, соусом работают сначала в мокрой технике, а затем, после высыхания, дополняют рисунок штриховкой и растушевкой сухим соусом.

Помимо соуса, в работе при смешанной технике, можно задействовать не только соус, но и другие графические материалы – угольный карандаш, пастель, сепию.

Уверена, что при использовании разных материалов и фактур, вы сможете допиться интересных изобразительных эффектов и создать красивую и уникальную работу.

Что можно нарисовать соусом

Пейзаж соусом

risunki sousom dlya nachinayuschih foto 1

При рисовании пейзажей нужно помнить про правила воздушной перспективы: чем дальше от нас расположены предметы, тем светлее они должны быть. Поэтому, нанося тон соуса помните об этом, и, если нужно, высветлите дополнительно дальний план ластиком.

Читайте также:  Горшки для цветов сонник миллера

Портрет соусом

Намечаем детали, не прорисовывая ничего детально, потому что соус все перекроет. Заливаем основные пятна светотени. Слой за слоем накапливаем тон, параллельно добавляя более мелкие детали. Бумага при мокром нанесении соуса успевает высохнуть и поэтому, слои жидкого соуса не смешиваются в грязь.

Детализируем все кисточкой с более темным оттенком соуса, а там, где должны быть светлые участки – убираем ластиком соус. Если ластиком стереть соус не получается, то скорее всего, рисунок еще просто не просох, либо, вы выбрали не подходящий тип бумаги.

Чтобы проверить, высохла бумага или нет, потрогайте ее рукой. Не стирайте ластиком соус с мокрой бумаги, это приведет к катушкам, которые уже ничто не уберет.

Но в остальном, работать с соусом легко и приятно, и, в отличие от акварели, его всегда можно поправить, если что-то пошло не так.

Еще один секрет рисования соусом портретов – не делайте его слишком плотным по густоте.

Натюрморт соусом

risunki sousom dlya nachinayuschih foto 15

Как и при работе с портретом, рисуя натюрморт, мы сначала наносим общий тон. Затем расставляем акценты – наносим контуры будущих предметов, обозначая их расположение на бумаге.

После этого накладываем более темный тон соуса, чтобы обозначить тени. Не забывайте, что если вы пишите мокрым способом, то нужно время, чтобы бумага и сам соус высохли.

После высыхания всех слоем, высветляем заостренным кончиком ластика все необходимые места в нашем натюрморте. Также, чтобы добавить дополнительного контраста рисунку, вы можете пройтись повторно черным цветом по некоторым местам в рисунке.

Подготовка к рисованию

kak pravilno risovat sousom na bumage foto 1

Соус не требует какой-то особой подготовки к рисованию, но все же, есть несколько отдельных моментов, которые вам стоит учитывать, о них я скажу ниже, а пока, вот основные этапы подготовки к рисованию соусом:

Для начинающих художников рисунки соусом даются легче, чем красками, так как его очень легко стирать с бумаги в сухом состоянии. Также при работе с соусом следует помнить, что:

Выбор бумаги для рисования соусом

От того, какую бумагу вы выберете, будет зависеть качество и долговечность вашего рисунка. Поэтому, не стоит брать первую попавшуюся. Лучше прочтите мои рекомендации.

Есть несколько видов бумаги – целлюлозная и хлопковая. Хлопковая бумага не подойдет вам, если вы хотите рисовать соусом именно как соусом, а не просто краской.

Дело в том, что по своим свойствам хлопковая бумага очень хорошо держит влагу, а для работы с соусом это не совсем подходит, ведь ластиком тогда нельзя будет работать.

Еще один вид бумаги – целлюлозная. С этой бумагой соус уже не будет так сильно впитываться в текстуру самой бумаги, что позволит вам спокойно работать ластиком.

Целлюлозная бумага очень хорошо и достаточно быстро сохнет, что тоже является преимуществом перед хлопковой. Но иногда на такой бумаге могут скапливаться катушки, из-за сильных нажатий ластиком.

Давайте рассмотрим несколько видов марок такой бумаги.

«Белые ночи» — акварельная бумага от российского бренда «Невская палитра»

Эта целлюлозная бумага имеет плотность 200 г/м2 и отлично подходит всем начинающим художникам, пробующим рисовать соусом! При своей достаточно не высокой стоимости, это очень хороший пример качественной и доступной бумаги:

Обладает теми же свойствами, что и бумага от «Невской палитры», только стоит дороже. Также не подходит для техники лессировки, в отличие от предыдущего вида бумаги.

«Brauberg» — художественная бумага кремового цвета с зернистой фактурой и плотностью 150 г/м2. Идеально подходит для эскизов и набросков графическими материалами, в том числе и соусом.

Скетчбук для акварели «Малевич» — тоже недорогой, но очень качественный формат бумаги для рисования.

Бумага здесь не постареет и не пожелтеет с течением времени, так как производители убрали из нее лигнин – химическое вещество, которым обрабатывают древесину.

Такая бумага тоже хорошо впитывает воду, но не идет волнами и не искажается. Стойкая к вымыванию, имеет хорошую заливку. Плотность 200 г/м2.

Закрепление результата

Чтобы ваш рисунок сохранился на долгие годы, его следует закрепить специальным лаком. Ведь соус – это не масло, которое в любом случае останется на холсте. Соус очень просто может выцвести или стереться и потускнеть.

Чтобы этого не произошло, используйте в конце работ специальный лак.

Если вы работали в сухой технике, то обязательно покрывайте рисунок аэрозольным лаком-фиксатором. Работы соусом, выполненные в мокрой технике покрывать лаком необязательно, их можно просто оформить в раму со стеклом. Но в принципе, вы можете также сбрызнуть рисунок фиксативом для пастели.

Лак-спрей «Koh-i-Noor» легко наносится и бережно защищает рисунок. Подходит для пастели, угля, и, конечно же, соуса.

Лак-фиксатив «Сонет» один из самых популярных лаков, для закрепления рисунков.

Заключение

Итак, из этой статьи вы узнали о нескольких техниках рисования соусом, основных видов бумаги и лаков, для закрепления результата, а также, как правильно пользоваться и рисовать соусом начинающему художнику.

Не важно, занимаетесь вы по академической программе, или самостоятельно, в любом случае, я советую вам попробовать порисовать соусом, сделать это в разных техниках, в том числе и в смешанной. Так вы узнаете еще один художественный материал и станете еще ближе на пути к цели – стать настоящим художником!

Ну а если вам понравилась моя статья, смело ставьте 5 звезд и пишите, что именно понравилось в комментариях!

Источник

DACHARAI - самый большой ресурс для садовода
Adblock
detector