Современное искусство
Современное искусство (англ. contemporary art ; в 90-х годах в ходу был перевод «актуальное искусство») — совокупность художественных практик, сложившихся во второй половине ХХ века. Обычно под современным искусством понимают искусство, восходящее к модернизму, или находящееся в противоречии с этим явлением. Не случайно, что существуют Museums of Modern Art и Museums of Contemporary Art, в коллекциях которых часто можно обнаружить работы одних и тех же авторов.
Содержание
История термина
Краткая история современного искусства
Современное искусство в нынешнем своем виде сформировалось на рубеже 1960-70-х годов. Художественные искания того времени можно охарактеризовать как поиск альтернатив модернизму (зачастую это выливалось в отрицание через введение прямо противоположных модернизму принципов). Это выразилось в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения, вплоть до дематериализации объекта (перформансы и хеппенинги). Многие художники последовали за французскими философами, предложившими термин «постмодернизм». Можно сказать, что произошел сдвиг от объекта к процессу.
Самыми заметными явлениями рубежа 60-х и 70-х годов можно назвать развитие концептуального искусства и минимализма. В 70-х заметно усилилась социальная направленность арт-процесса как с точки зрения содержания (тем, подымаемых в творчестве художниками), так и состава: самым заметным явлением середины 70-х стал феминизм в искусстве, а также нарастание активности этнических меньшинств (1980-е) и социальных групп.
Конец 70-х и 80-е годы охарактеризовались «усталостью» от концептуального искусства и минимализма и возвратом интереса к изобразительности, цвету и фигуративности (расцвет таких движений как «Новые дикие»). На середину 80-х приходится время подъёма движений, активно использующих образы массовой культуры — кэмпизм, искусство ист-виллиджа, набирает силы нео-поп. К этому же времени относится расцвет фотографии в искусстве — всё больше художников начинают обращаться к ней как к средству художественного выражения.
Ряд художников 2000-х, возвращается к товарному объекту отказываясь от процесса и предлагают коммерчески-выгодную попытку модернизма 21 века.
Актуальное искусство
В России 90-х использовался также термин «актуальное искусство», который во многом схож, но не тождественен по смыслу термину «современное искусство». Под актуальным искусством участники художественного процесса в России подразумевали новаторское современное искусство (в плане идей и/или технических средств). Актуальное искусство быстро устарело, и вопрос вхождения его в историю современного искусства 20-го или 21-го столетия открыт. Участники художественного процесса в России наделяли определение «актуальное искусство» смыслом, которое в свое время приписывалось авангардизму (новаторство, радикальность, использование новых техник и приемов).
Институции современного искусства
Современное искусство экспонируется галереями современного искусства, частными коллекционерами, коммерческими корпорациями, государственными художественными организациями, музеями современного искусства, арт-студиями или самими художниками в artist-run space. Современные художники получают финансовую поддержку за счёт грантов, наград и премий, а также получают средства от продаж своих работ. Российская практика несколько отличается в этом смысле от западной.
Музеи, Биеннале, фестивали и ярмарки современного искусства постепенно становятся инструментами привлечения капитала, инвестиций в туристический бизнес или частью государственной политики (см., например, Пермский музей современного искусства).
Институции современного искусства нередко выступают объектом критики со стороны художников и независимых арт-критиков. Такой вид деятельности называется институциональная критика. В России этот вид практики отсутствует за редкими исключениями (такими, как например творчество Авдея Тер-оганьяна [8] ).
Что такое «современное искусство»?
Прежде чем дальше рассуждать о таком запутанном вопросе, как «современное искусство», надо, полагаю, понять и разобраться в терминах, из которых состоит наше искусство. Именно этому и будет посвящена сегодняшняя дискуссия.
Итак, это продолжение темы, начатой в прошлый раз в статье:
В первую очередь нас интересует само словосочетание «современное искусство». Что же оно означает на самом деле? А то любят сейчас запутать все смыслы так, что потом сами разобраться не могут в этой каше.
Давайте заглянем во всемирно известную википедию. И вот что мы там видим:
Современное искусство (англ. contemporary art; в 1990-х годах в ходу был перевод «актуальное искусство») — совокупность художественных практик, сложившихся во второй половине XX века. Обычно под современным искусством понимают искусство, восходящее к модернизму, или находящееся в противоречии с этим явлением. Это термин исторически укорененный — им обозначается передовое искусство со времени окончания Второй мировой войны до настоящего. Оно генетически связано с искусством авангарда или модернизма, но представляет собой новый виток изобразительных языков, с акцентом на собственно языковые модели.
Если говорить проще, то современным искусством называют большую часть того, что создано после Второй мировой войны. И чаще всего подразумевают авангардные, абстрактные и наивные направления. Теперь стало немного понятнее, но всё ещё остаётся целый ряд вопросов, так как точного определения нет. Нигде не говориться чётко, ясно и однозначно. И зачастую даже совсем противоположные смыслы вкладываются.
Поэтому давайте разбираться в вопросе дальше с разных сторон, чтобы однозначно понять смысл термина «современное искусство».
Реальный смысл термина «современное искусство»
А что, если мы рассмотрим это словосочетание по отдельности? Не как словосочетание, а каждое слово как самостоятельное определение. Возможно, так удастся лучше вникнуть в самую суть.
Итак, поехали, начнём с первого слова:
Современный – означает относящийся к настоящему времени, существующий сейчас, теперешний.
К сожалению, я не смог найти более точных характеристик этого термина. В основном везде только общие слова в виде настоящего времени и сейчас. Точных временных рамок нет, есть только понятие, что современный – это в данную эпоху. А дальше понимайте, как хотите.
Я буду считать, что сейчас – это последние лет 20, например. Или может 30 взять? Мне кажется, большие временные рамки брать уже не стоит. Вот и как понимать сейчас, настоящее время?
Хорошо, а что второе слово. Обозначение есть в википедии, цитирую оттуда:
Искусство (от церк.-слав. искусьство, ст.‑слав. искоусъ — искушение, опыт, испытание) — одна из наиболее общих категорий эстетики, искусствознания и художественной практики. Обычно под искусством подразумевают образное осмысление действительности; процесс и итог выражения внутреннего и внешнего (по отношению к творцу) мира. Следовательно, искусство — творческая деятельность, отражающая интересы не только самого автора, но и других людей.
Т.е. искусство представляет собой всё то, что автор (человек) создаёт, воспринимая окружающий его мир. Не просто творит, а сначала изучает, пропускает через себя, через свой внутренний мир всё окружающее. И лишь затем, после переосмысления, создаёт свои новые образы.
С этим как-то больше понятно. Искусством можно назвать то, что человек создаёт, как говорится, творит, на основе своего внутреннего мироощущения. Это если очень грубо. Например, художник увидел закат, восхитился им. А затем перенёс на бумагу свои ощущения от увиденного.
А что же в итоге получается, давайте посмотрим. Дословно «современное искусство» – это то, что человек сейчас, в настоящее время, создаёт на основе своего мироощущения. Если же взять более официальную терминологию, то это существующее сейчас образное переосмысление окружающей действительности, результат восприятия мира в настоящем времени. Т.е. всяческая творческая деятельность в настоящем, теперешнем времени. Это и есть реальный смысл словосочетания «современное искусство».
Термин «современное искусство» в официальной документации?
А теперь давайте взглянем на этот вопрос с другой стороны. Есть же официальные принципы, которыми оперируют искусствоведы, юристы и многие другие, кому по долгу работы нужно принимать решения о самых различных произведениях искусства.
И, раз уж пришлось к слову, посмотрим что такое произведение искусства, или художественное произведение — объект, обладающий эстетической ценностью; материальный продукт художественного творчества (искусства), сознательной деятельности человека. Произведение искусства отвечает определённым категориям эстетической ценности.
Это определение пригодится нам немного позже, в следующей статье. Запомним на будущее и обсудим там уже.
Возвращаясь к теме официальной документации. Например, в среде искусствоведов обычно, когда идёт исследование о современном искусстве той или иной местности, всегда берут последние 10-15 лет. Это считается более актуальным периодом. Всё что было раньше, уже не совсем современное, и должно уйти на второй план, т.к. является частью истории.
В законе нет такого определения как «современное искусство». Однако существует понятие «культурная ценность». И это очень интересный момент, когда именно государство начинает считать ту или иную работу частью достояния народа и защищать законом.
Для любого вида творчества, будь то живопись, скульптура, произведение декоративно-прикладного искусства законом установлен рубеж в 50 лет. А именно, произведение искусства старше 50 лет автоматически становится культурной ценностью, защищаемой законом, ограниченной к перемещению за границу и т.п.
Выводы
Так что же мы имеем в итоге после долгих рассуждений? Если посмотреть в общем и кратко, под современным искусством можно рассматривать только всё то, что человек (автор) сейчас, в пределах последних 15 лет, создаёт на основе своего мироощущения. Так называемая творческая деятельность в настоящем, созданная не более 50 лет назад.
Современное искусство это всё, что делается в последние 10 лет. Это не какие-либо отдельные направления, как утверждают многие, не новое веяние или слово. Это буквально всё, чем живёт сегодня художник и автор.
А вот насколько всё то, что делает сейчас автор является произведением искусства? Тут уже совершенно другой вопрос, достойный отдельного рассмотрения.
Поэтому называть «современным искусством» то, что было создано в прошлом веке просто смешно. Это уже часть истории, которую нужно принять, осознать, сделать выводы и двигаться дальше, создавать новое.
Сегодня, в качестве источника вдохновения и картинок, я выбрал замечательный фильм «Трасса 60». Там есть несколько моментов рассуждений об искусстве, которые заставляют задуматься. Так же рекомендую к просмотру.
Я вполне верю, вернее знаю, что моя точка зрения не нравится некоторым и её не примут, закидают меня тапками или чем потяжелее. Однако, давайте будем объективны и прямо посмотрим в глаза реальности. Современное искусство – это всё то, что мы создаём сейчас, прямо сейчас. Это и есть современное искусство! А не какое-либо определённое направление в искусстве. Нельзя говорить, что абстрактные направления это современное и прогрессивное, а реалистические – отсталый анахронизм.
магистр искусствоведения Вячеслав Шайнуров
Современное искусство: что это такое и как разобраться в нем
Современное искусство завораживает, притягивает и отталкивает: все сразу. Чтобы разобраться в нем, для начала надо понять, а что же такое «современное искусство»? Что скрывается под таким уже привычным термином?
Казалось бы, нет ничего проще – все то искусство, которое происходит вокруг нас сейчас, и есть современное. И да, и нет одновременно.
Что называют современным искусством в России и на Западе
В России современным искусством принято считать период с конца XIX века до наших дней, включающий в себя модернизм и постмодернизм. На Западе – период с 1960-х годов XX века.
Впервые термин «современное» применила к искусству Розалинда Краусс, американский теоретик и критик, в конце 1960-х годов, дав новой эпохе звучное название contemporery art (транслитерация на русский – контемпорери арт). В России в 90-х годах часто использовали термин «актуальное искусство», но он не прижился.
У нас в стране сейчас большинство людей ориентируется на Запад, поэтому будем считать, что и у нас эпоха современного искусства началась в 1960-х.
Но, в любом случае, корни современного искусства наших дней уходят в модернизм, поэтому стоит немного поговорить о нем.
Во всем виноваты импрессионисты
Из самого названия «современное искусство» понятно, что это искусство, идущее в ногу со временем, отражающее действительность. Но у каждой эпохи свое настоящее. С 60-х годов XIX века, когда начал развиваться технический прогресс, художникам стало тесно в рамках классических традиций и эталонов. Тогда и произошло зарождение современного искусства.
Все началось с Эдуарда Мане и его картины «Завтрак на траве», которая в 1863 году просто шокировала публику и стала предтечей многих новых направлений в искусстве, объединившихся в дальнейшем в одно название – модернизм. Художники активно искали новые способы реализаций своих замыслов.
Модернизм
Первым направлением модернизма оказался импрессионизм – воплощение мимолетных впечатлений, переход от изображения реальных объектов к чувствам и, затем, идеям. К импрессионистам относятся Э. Мане, О. Ренуар, К. Моне, К. Писсаро, Э. Дега и другие.
Далее появляются футуризм, кубизм, фовизм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, супрематизм, абстракционизм. Все направления можно сравнить с одной большой необычной семьей – каждое имеет свой индивидуальный характер, но при этом объединены одним общим глубинным фундаментом.
В целом, эпоха модернизма, продолжающаяся вплоть до 1960-х годов, – это новый взгляд на общество и на роль творческой личности в нем. Художникам хотелось отразить свое отношение к современному миру, преобразить его и даже выдумать новый.
Сотворить заново!
Ребята-модернисты всегда были рисковыми людьми и ходили на грани эстетически приемлемого. В своем творчестве они использовали разные методы, которые мы наблюдаем и по сей день в современном искусстве:
Постмодернизм и contemporary art
В конце 60-х годов XX века в России современное искусство продолжилось с привкусом постмодерна, а на Западе пришло contemporary art.
В этот период появляются аудио и видео технологии, потом компьютеры, а в 90-х годах начал захватывать власть интернет. Вместе с новыми технологиями появляются и новые направления, соответствующие эпохе – концептуализм, гиперреализм, минимализм, поп-арт, хеппенинг, перфоманс.
Сегодня современное искусство поражает многообразием видов, порой даже шокирующих, о которых будет сказано далее. А пока разберемся в другом.
Как понять современное искусство простому человеку?
Художники – это совесть общества. Они привлекают внимание на разные проблемы: социальные, политические, экологические, психологические, бытовые и показывают мир таким, каким его мыслят.
Если исходить из того, что современное искусство – это самовыражение автора и его ощущение настоящего мира, то понять его несложно. Нет правильного и неправильного понимания. Любой зритель – соавтор и может дополнить произведение своим толкованием, принять его или нет.
Есть авторы-исследователи, которые выражают в работах результаты своих исследований социальных процессов. Для понимания их работ лучше, конечно, знать мысль и суть (можно почитать табличку с объяснением), и хоть немного знать теорию.
Есть авторы, которые выражают самого себя, свои эмоции, чувства и переживания. Здесь полный расчет не на ум, а на чувства и ощущения зрителя. И таких художников большинство.
Нет прямого ответа на вопрос: как понять современное искусство. Стойте, всматривайтесь, вглядывайтесь, вдумывайтесь. Чем сложнее сегодня, тем проще завтра.
Как разобраться в современном искусстве?
Очень просто – надо всего лишь начать изучать историю искусств, ходить на лекции, коих сейчас великое множество, и тогда современное искусство не будет казаться пугающим и непонятным. Не ленитесь быть любознательным, ведь современное искусство уже никуда не денется. Нам с ним жить.
Зачем нам эти знания?
Можно спросить: а зачем нам современное искусство? Зачем тратить время на его изучение? Многие и вовсе считают его бессмысленным.
Здесь все просто — современное искусство предлагает прекрасную пищу для ума и выявляет тенденции развития общества.
Знание современного искусства значительно расширяет кругозор и позволяет мыслить на более высоком уровне. Это помогает человеку представлять связи между формой и содержанием, между идеей и реализацией. Таким образом, развивается масштабное мышление и повышается осознанность.
А осознанного человека, хорошо разбирающегося в современном искусстве и понимающего логику развития творческих трендов, не обмануть рекламными ходами и социальными экспериментами.
Он легко отличит художественную акцию от политической провокации. И сразу увидит, где философский концепт, предназначенный для интеллектуалов, а где просто сиюминутная выходка, нацеленная на хайп.
Виды современного искусства
А теперь, как и было обещано, многообразие видов современного искусства (contemporary art) во всей красе.
Граффити и обратное граффити
Если для простого граффити нужны чистые стены, чтобы рисовать баллончиками с красками, то для обратного граффити (Reverse Graffiti) наоборот – чем грязнее, тем лучше. Авторы используют моющие средства, а иногда и моющие машины для удаления грязи, рисуя шедевры.
Рисование на грязных машинах
То же, что и обратное граффити на грязных стенах, только на машинах. После такого и машину мыть уже не хочется.
Картины, написанные собственным телом
Вместо кисти может пригодиться любая часть тела.
Жидкости тела (органические)
Некоторые экстравагантные авторы не чураются использовать кровь и мочу для создания своих отвратительных мрачных шедевров.
Мани-арт
Для аппликаций и поделок в ход идут любые купюры, которые не жалко.
Резьба по книгам
Из старых книг с помощью пинцетов, щипчиков, скальпелей, клея и других приспособлений, художники создают потрясающие пейзажи.
Боди-арт иллюзии
Тело человека используется в качестве объекта творчества. Но теперь это не просто картинки, а настоящие раны и реальные хищники.
Тени в искусстве
Свет падает на сооружение из всевозможных предметов, а отбрасываемая тень, например женской фигуры, это и есть произведение искусства. Бывают даже цветные тени из-за цветного стекла.
Анаморфоз
Из специально искаженного изображения появляется правильное при взгляде под определенным углом. Многие уличные художники так имитируют ямы, трещины на земле и стенах.
Акционизм
Вовлечение произведения в действие, т. е. в акцию. Часто художник сам становится участником действия.
Хеппенинг
Акционизм с участием зрителей без всякого сценария. И куда все это заведет не понятно.
Перфоманс
Акционизм с участием зрителей по прописанному сценарию.
Фотореализм
Слайд фотопленки проецируется на холст, и получается произведение большого размера с фотографической точностью.
Реди-мейд
Это когда обычный готовый объект, например унитаз, помещают на пьедестал и под стекло.
Инсталляция
Композиции из различных материалов разных размеров: от миниатюрных до занимающих огромные залы.
Статья о современном искусстве на Википедии.
Роузли Голдберг — основательница биеннале Performa и исследователь перформанса, не раз приезжавшая со своими выставками и в Москву. «Искусство перформанса» — это дополненное издание книги Голдберг 1979 года, как ясно из названия, глубоко погружающая в вопрос: три сотни страниц как о «Победе над Солнцем» и представлениях «Кабаре Вольтер», так и об акциях Мэтью Барни. В серии «Имена» издательство Ad Marginem публикует портреты-эссе выдающихся специалистов о представителях русского искусства. Например, здесь философ Борис Гройс разбирается в феномене Казимира Малевича и в его попытках создать вневременное искусство.
Спасибо, Дмитрий, за уточнение. Действительно так и есть.
Ваш комментарий Отменить ответ
Мистический Сергиев Посад. Паломничество в Лавру
«Цемент» Фёдора Гладкова – лучшее из советской революционной прозы
Мятущийся гений Фёдор Гладков
Всеволод Гаршин. Грустный гений
Мистический Петербург. Взгляд на город через призму Вечности
Чюрлёнис. Симфония жизни и смерти
Чюрлёнис прожил всего тридцать пять лет, но интенсивность его жизни была.
Художник Анатолий Константинов. Думать о вечном и творить вечное
Старорусский художник Анатолий Константинов искренне любит свою малую Родину.
Елена Гуро. Вглядываясь в жизнь
Художница и поэтесса Елена Гуро была существом нежным и возвышенным. Ее взор.
«Цемент» Фёдора Гладкова – лучшее из советской революционной прозы
Мало кто сегодня знает роман Федора Гладкова «Цемент». А ведь это книга.
Мятущийся гений Фёдор Гладков
В наши дни популярный в Советском Союзе писатель Фёдор Гладков стал жертвой.
Всеволод Гаршин. Грустный гений
Это был честный, скромный и хрустально чистый человек. Нечто солнечное и тёплое.
Ладислав Клима. В бездне свободы
Ладислав Клима – выдающийся чешский писатель, поэт и философ. Первый.