спардек
Смотреть что такое «спардек» в других словарях:
СПАРДЕК — (Spar deck) вышедшая из употребления на гражданских судах верхняя легкая палуба, простиравшаяся от форштевня до ахтерштевня и располагавшаяся выше главной палубы. При расчете продольной прочности С. в расчет не принимается. В настоящее время С.… … Морской словарь
СПАРДЕК — [дэ], спардека, муж. (англ. spardeck) (мор.). Верхняя палуба (обычно у трехпалубных судов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
спардек — сущ., кол во синонимов: 1 • палуба (13) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
спардек — спардек. Произносится [спардэк] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
спардек — верхняя палуба корабля легкой конструкции (Лавренев). Из нем. Sраrdесk – то же или голл. sраrdеk – то же (относительно которого см. Штенцель, Seemänn. Wb. 389) … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Спардек — м. 1. Верхняя легкая палуба на трехпалубных судах XIX в. и начала XX в. 2. Палуба средней надстройки на судах современной конструкции. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
спардек — спардек, спардеки, спардека, спардеков, спардеку, спардекам, спардек, спардеки, спардеком, спардеками, спардеке, спардеках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
спардек — спард ек, а … Русский орфографический словарь
спардек — (2 м); мн. спарде/ки, Р. спарде/ков … Орфографический словарь русского языка
спардек — а, ч., мор. Верхня легка палуба на трипалубних суднах 19 – початку 20 ст. або палуба середньої надбудови на суднах сучасної конструкції … Український тлумачний словник
СПАРДЕК
(Spar-deck) — вышедшая из употребления на гражданских судах верхняя легкая палуба, простиравшаяся от форштевня до ахтерштевня и располагавшаяся выше главной палубы. При расчете продольной прочности С. в расчет не принимается. В настоящее время С. часто называют палубу средней надстройки на судах.
Смотреть больше слов в « Морском словаре »
Смотреть что такое СПАРДЕК в других словарях:
СПАРДЕК
спардек м. 1) Верхняя легкая палуба на трехпалубных судах XIX в. и начала XX в. 2) Палуба средней надстройки на судах современной конструкции.
СПАРДЕК
спардек м. мор.spar-deck, shelter deck; superstructure deck амер.
СПАРДЕК
СПАРДЕК
спарде́к (англ. spardeck) мор. палуба средней надстройки на гражданских судах, а также сама средняя надстройка. Новый словарь иностранных слов.- by Ed. смотреть
СПАРДЕК
1) Орфографическая запись слова: спардек2) Ударение в слове: спард`ек3) Деление слова на слоги (перенос слова): спардек4) Фонетическая транскрипция сло. смотреть
СПАРДЕК
СПАРДЕ́К, а, ч., мор.Верхня легка палуба на трипалубних суднах XIX – початку XX ст. або палуба середньої надбудови на суднах сучасної конструкції.Гасом. смотреть
СПАРДЕК
Сакер Сак Сад Репс Репка Репа Река Рапс Ракс Рак Раек Пра Пес Перс Перка Пек Пед Парсек Парс Парк Пакер Пак Паек Падре Креп Крап Кедр Кед Сап Сапер Сапр Сард Седа Кеа Карп Каре Каперс Сек Сера Капер Кап Серка Кадр Серп Ера Ска Еда Дск Дрс Скаред Скерда Скрап Спад Дрек Спардек Драп Дпса Дек Дар Арек Апк Апекс Адрес Среда Акр Арк Аск Аскер Дак Деп Дер Спред Скреп. смотреть
СПАРДЕК
СПАРДЕК
-а, м. мор. Верхняя легкая палуба на трехпалубных судах в 19 и начале 20 вв. или палуба средней надстройки на судах современной конструкции.[англ. spa. смотреть
СПАРДЕК
-а, ч., мор. Верхня легка палуба на трипалубних суднах 19 – початку 20 ст. або палуба середньої надбудови на суднах сучасної конструкції.
СПАРДЕК
(2 м); мн. спарде/ки, Р. спарде/ковСинонимы: палуба
СПАРДЕК
СПАРДЕК
спарде́к м. (самая верхняя палуба)spardeck* * *spardeckСинонимы: палуба
10 Шкафут, клотик и спардек 16 мая 1971
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)
Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».
10. Шкафут, клотик и спардек. 16 мая 1971 г.
Фотоиллюстрация: БПК проекта 1135 типа «Буревестник», Real/Designs/Russia/SKR/Pr.1135/Krivak (НАТО). http://www.shipbucket.com/
Источники данных:
Багрянцев Б. И., Решетов П. И. Учись морскому делу. — 2-е изд., доп. — Мл ДОСААФ, 1986, — 175 с, ил, 8 л. ил.
В понедельник 16 мая 1971 года утром в 09:00 начались регулярные ежедневные занятия в Морской школе ДОСААФ города Севастополя. Общее расписание занятий было составлено таким образом, что мы на переменах не встречались с девушками и женщинами, проходившими своё профессиональное обучение и повышение квалификации.
Нас это очень огорчало, девчата и парни делали всё возможное, чтобы отпроситься с занятий «на минутку», чтобы встретиться тайком где-нибудь в укромных уголках и закоулках комплекса зданий ДОСААФ…
Чтобы всё как надо запомнить, преподаватели диктовали нам конкретные трудные термины и определения, чтобы мы по конспектам могли вспомнить и подготовиться к экзаменам. Экзамены будут каждую неделю по пятницам…
Нам пригрозили: учёба в Морской школе – это не развлечение, это освобождение от работы с сохранением среднего заработка, государственная обязанность обучения военному делу должным образом, поэтому мы отвечаем за качество обучения и практической подготовки.
Нам сказали, что мы должны учиться так, чтобы нам было легче входить в морскую службу, во взаимоотношения с матросами и командирами, успешно выполнять боевые задачи.
Мы были не против, тем более, что с первого же занятия нам было всё очень интересно и любопытно.
Руки, спины, плечи, ноги тех, кто вчера грёб на шестивёсельных ялах под руководством «морского волчары», болели ужасно, но это не мешало нам с интересом внимать преподавателям.
Первое, что нам рассказали и показали на макетах – это было устройство корабля.
Корабли отличаются от судов силуэтом, оснащением и предназначением. Суда – перевозят, корабли – воюют. Однако корабли и суда имеют много общего, например, принципы устройства и строения.
Все корабли и суда плавают в воде и обладают главным качеством – живучестью (непотопляемостью). Живучесть обеспечивается водонепроницаемыми переборками и палубами корабля, а также способностью экипажей следить за прочностью и герметичностью корпуса корабля, переборок, палуб, иллюминаторов, дверей, горловин, сальниковых уплотнений, кингстонов, клапанов и их приводов. При этом обеспечение пожаро- и взрывобезопасности также является главным условием обеспечения живучести корабля.
Чтобы плавать в море корабль должен обладать мореходными качествами – плавучестью, остойчивостью, плавностью качки, ходкостью, манёвренностью, устойчивостью на курсе и управляемостью. Всё это обеспечивается конструкцией корабля, обводами корпуса, размещением оборудования и вооружения, техническими средствами, умелостью экипажа.
Далее мы узнали что такое: диаметральная плоскость, стандартное, полное, нормальное и наибольшее водоизмещение.
Потом мы узнали, что корабли плавают согласно физическому закону природы Архимеда: «. На погруженное в жидкость тело действует выталкивающая сила, равная массе вытесненной этим телом жидкости». Поэтому сколько корабль вытесняет воды своим корпусом, столько он может и перевозить грузов. Вода стремиться вытеснить корабль из себя или заполнить его корпус, а корабль давит своим весом и весом груза на воду, поэтому корабль и плавает. Примерно так…
Когда обе силы (выталкивания и веса) равны, то корабль и море находятся в относительном равновесии, но вода очень коварна. Если вода просочится в корабль и заполнит его внутреннее пространство, то корабль и всё, что на нём находится, утонут…
Для любого корабля очень важно обладать остойчивостью, то есть непременным восстановлением строго вертикального положения в воде при качке и плавностью качки, то есть способностью плавно, без рывков («клевков») переходить из одного крайнего положения наклона в другое. Для остойчивости и плавности качки на кораблях применяются боковые успокоители качки (горизонтальные боковые рули).
Главное устройство на корабле – это, конечно, главный двигатель, гребной вал, гребной винт и руль. Без них корабль недвижим, неуправляем и беззащитен.
На современных боевых кораблях, как правило, по два главных двигателя, два гребных вала, два винта и два руля. Характеристики гребного винта: шаг, диаметр, число лопастей и число оборотов в минуту. Шаг винта – это расстояние, которое корабль пройдёт за один полный оборот в плотной неподатливой среде (воде).
Управляемость – это способность корабля удерживать или изменять заданное направление движения, то есть устойчивость на курсе и поворотливость. Из-за обводов корпуса корабль в спокойной воде может «уводить» в сторону, поэтому требуется подправлять рулём этот «увод». Если число этих поправок движения рулём меньше 4-6 за 1 минуту, что это считается хорошей устойчивостью корабля на курсе. При этом «увод» от курса не должно превышать ±3-5°.
Поворотливость корабля измеряется радиусом поворота на полном ходу с максимальным поворотом пера руля в левую и в правую сторону. Чем меньше радиус установившейся при повороте циркуляции, тем лучше поворотливость корабля.
Есть ещё один параметр поворотливости – чуткость к повороту, то есть способность (время реакции, диаметр циркуляции) корабля чутко реагировать на повороты руля при малом, среднем и полному ходе корабля. Естественно, чем выше скорость движения корабля, тем выше чуткость к поворотам.
Корабли строят в основном из стали, но в корабельном судостроении используются практически все виды и сорта металлов, дерева, пластика и других материалов. Бимсы, шпангоуты, стрингеры и другие элементы корпуса корабля делают из профильной стали, обшивку, палубы, второе дно и переборки – из листовой стали. Клюзы, якоря, цепи, секторы рулей, штевни, дейдвудные трубы – литые, а штевни – кованые или сварные.
Основа корабля – киль (килевая балка), прочная стальная балка или коробка, идущая вдоль корпуса по его диаметральной плоскости. В носовой и кормовой части корпуса корабля продолжением киля являются штевни: в носу — форштевень, в корме — ахтерштевень, которые служат для соединения перекрытий обоих бортов. Форштевень, киль и ахтерштевень придают корпусу корабля необходимую жёсткость.
Каркас корабля – это сложное сочетание конструктивных элементов, обеспечивающих продольную и поперечную прочность корпуса корабля, его прочность и устойчивую сопротивляемость внешним и внутренним напряжениям и воздействиям (ударам, давлению, тряске, взрывам, пожарам, затоплению и т.д.).
Герметичная и прочная обшивка каркаса корпуса корабля стальными листами обеспечивает плавучесть и непотопляемость корабля. Обшивка корабля подразделяется на днище, скулы, борта, палубы и переборки (между отсеками). Переборки отсекают внутренние помещения корабля друг от друга, чтобы не быть затопленными…
Кроме штормовых портиков в корпусе корабля по краям палубы устроены шпигаты – специальные отверстия для схода самотёком воды с палубы за борт.
Леерное ограждение – это стальные стойки высотой около 120 см, соединённые между собой туго натянутыми тросами – леерами, цепочками или ролингами (стальными прутьями). В местах размещения катеров, шлюпок, забортных трапов, швартовного и якорного устройств леерное ограждение делается съёмным.
Очень важный элемент структуры-системы обеспечения непотопляемости и прочности корабля – это переборки, палубы, двери, люки. Двери и люки на корабле двух видов: на петлях с клиновидными задрайками и клинкетные. Первые закрываются и уплотняются специальными рукоятками-рычагами, вторые – ручными и механическими приводами уплотнения.
Палуба – это единое горизонтальное перекрытие от носа до кормы с водонепроницаемыми люками. Палубы разделяются на верхние (открытые), средние и нижние. Палуба в пределах какого либо отсека или части отсеков корабля – это платформа.
Отсек – это отдельное или смежное помещение (помещения), отделяемое от остальных помещений водонепроницаемыми переборками и дверями.
На верхней палубе находятся отсеки-надстройки и рубки, устанавливается различное оборудование, устройства и механизмы.
Верхняя палуба делится на части: от форштевня до фок-мачты (передней мачты) — бак, от фок-мачты до грот-мачты (центральной мачты) — шкафут, от грот-мачты до ахтерштевня (кормы) – ют.
Надстройки на баке и юте, идущие от одного борта до другого, носят названия: полубак и полуют. Открытые (без крыши) надстройки называются мостиками, рострами и площадками.
Внутри корабля много помещений для людей (экипажа и пассажиров): каюты, кубрики, кают-компании, камбуз (корабельная кухня и посудомойка), помещения бытового назначения (баня, туалеты, каптёрка), лазареты и другие служебные помещения, отделённые друг от друга лёгкими звуконепроницаемыми переборками (перегородками).
От машинного отделения в корму уходят специальные водонепроницаемые выгородки, так называемые тоннели или коридоры гребных валов. Входы в эти тоннели гребных валов из машинного отделения закрываются водонепроницаемыми клинкетными дверями.
После перемены на втором занятии мы на макетах разных кораблей показывали преподавателю где и что находится: где бак, где ют, где шкафут, где ходовая рубка и мости, где какие мачты, где киль, форштевень и ахтерштевень и т.д.
Затем он рассказал и показал нам на макетах расположение рангоута и такелажа современного корабля.
Все и любые вертикальные, наклонные и горизонтальные балки на верхней палубе – это рангоут корабля.
Рангоут необходим для размещения постов наблюдения и визуальной связи, установки антенн радиотехнических средств и огней судовой сигнализации, подъёма флажных сигналов и крепления деталей грузоподъёмных устройств.
Рангоут корабля – это, прежде всего, мачты, стеньги, реи, гафель, флагшток, штаговая стойка, грузовые стрелы, шлюпбалки и так называемые «выстрела».
На большом по размерам корабле, как правило, установлены две мачты: передняя (фок-мачта) и задняя (грот-мачта). На малых кораблях устанавливают одинарные мачты с надставками к ней – стеньгами. Надставки фок мачты – это фор-стеньги, надставки грот мачты – грот-стеньги.
Верхняя часть стеньги заканчивается небольшим металлическим диском, к которому крепятся шкивы (блоки) для пропуска фалов (тросов для подъёма флагов и сигнальных знаков). Верхняя часть стеньги – это знаменитый клотик, мыть который бывалые моряки отправляют «салаг» (то есть новичков).
— Кроме этих стоек-мачт и стеньг, на корабле есть ещё две главных стойки – это флагшток на корме или на юте и штаговая стойка на самом носу корабля, на баке. Флагшток служит для подъёма Флага корабля, а штаговая стойка – для подъёма гюйса корабля.
— Реи используются для крепления сигнальных фалов, знаков, парусов, а также для повешения нерадивых, преступивших закон. Законы моря суровы, но справедливы.
Мы даже очнулись от дрёмы, после этих слов преподавателя, сказанных самым простым, обычным, деловым и твёрдым голосом…
— Что такое «выстрел» в корабельном рангоуте? – спросил нас преподаватель, мы недоумённо переглянулись. – Выстрел – это горизонтальная металлическая или деревянная балка, выставляемая в пространство на уровне одной из палуб, перпендикулярно борту, во время стоянки корабля на якоре.
Флагшток на юте и штаговая стойка на баке служат для размещения на них сигнальных огней, фигурных знаков и поднятия Военно-морского флага и гюйса во время стоянки корабля 1 и 2 ранга на якоре или швартовах в дневное время.
Вся оснастка рангоута называется «такелаж». Вся оснастка, которая используется для удержания рангоута в определённом положении, называются стоячим такелажем. Стоячий такелаж – это крепёжные стальные тросы, такелажные цепи или прутковое железо.
Вся подвижная оснастка рангоута, то есть снасти, оборудованные различными шкивами и блоками, – это бегучий такелаж. Бегучий такелаж изготавливают из растительных и стальных гибких тросов.
Преподаватель опять подошёл к макету корабля и мы опять сгрудились вокруг него.
— Вот эти неподвижные растяжки, крепящие вершину фок-мачты к бортам корабля называются «фок-ванты». Вот эти ванты, крепящие стеньги фок-мачты к бортам в носовой части корабля – фор-стень-ванты. Ванты, связывающие вершину стеньги с концами рей – это топенанты рея (стень-варгы). Вот эти ванты, протянутые от сочленения стеньг и рей к носу корабля – фока-штаг и фор-стень-штаг.
— На грот-мачте соответственно такой же такелаж: грот-ванты, штаг-карнак, грот-стень-контрштаг, грот-стень-штаг, топенанты грот-рея и т.д.
К фока-рей с сигнального мостика протянуты через шкивы и блоки сигнальные фалы, к которым сигнальщики крепят сигнальные разноцветные флаги и фигуры.
Когда выставляют «выстрел», то снизу, сверху и с боков крепят его такелажем: выстрел-топенантом (верхним вант), будундуком (кормовой вант) и выстрел-брао (носовой вант). Чтобы держаться рукой за опору при ходьбе по выстрелу, туго натягивают «выстрел-леер».
— А что такое «спардек»? – осмелился я в конце занятия задать вопрос преподавателю.
— А вы как думаете? – переспросил он меня и обратился ко всем присутствующим. – Может кто-то знает, что такое спардек?
На перемене мне досталось масса тычков, хлопков по спине и плечам, дружелюбные замечания и даже враждебные выговоры от товарищей по группе.
Впервые в нашей группе слушателей севастопольской Морской школы ДОСААФ наметился раскол на «сачков» и «работяг»…
Значение слова «спардек»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
СПАРДЕ’К [дэ], а, м. [англ. spardeck] (мор.). Верхняя палуба (обычно у трехпалубных судов).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
спарде́к
1. верхняя лёгкая палуба, простиравшаяся от форштевня до ахтерштевня и располагавшаяся выше главной палубы; в настоящее время спардеком часто называют средние надстройки на судах
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: соблазниться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «спардек»
Предложения со словом «спардек»
Понятия со словом «спардек»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «спардек»
В то же время в него один за другим попало несколько крупных снарядов, которыми броненосцу было нанесено несколько пробоин и разбит спардек.
Угля на «Смоленске» было взято 4500 тонн, которые, кроме ям, поместились в четырёх из его трюмов; 500 тонн, уложенные в мешках, были сложены на просторном спардеке крейсера.
Зато со стороны завода сразу после окончания разборки спардека работы прекратились.
СПАРДЕК
(Spar-deck) — вышедшая из употребления на гражданских судах верхняя легкая палуба, простиравшаяся от форштевня до ахтерштевня и располагавшаяся выше главной палубы. При расчете продольной прочности С. в расчет не принимается. В настоящее время С. часто называют палубу средней надстройки на судах.
Полезное
Смотреть что такое «СПАРДЕК» в других словарях:
СПАРДЕК — [дэ], спардека, муж. (англ. spardeck) (мор.). Верхняя палуба (обычно у трехпалубных судов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
спардек — сущ., кол во синонимов: 1 • палуба (13) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
спардек — спардек. Произносится [спардэк] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
спардек — верхняя палуба корабля легкой конструкции (Лавренев). Из нем. Sраrdесk – то же или голл. sраrdеk – то же (относительно которого см. Штенцель, Seemänn. Wb. 389) … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Спардек — м. 1. Верхняя легкая палуба на трехпалубных судах XIX в. и начала XX в. 2. Палуба средней надстройки на судах современной конструкции. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
спардек — спардек, спардеки, спардека, спардеков, спардеку, спардекам, спардек, спардеки, спардеком, спардеками, спардеке, спардеках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
спардек — спард ек, а … Русский орфографический словарь
спардек — (2 м); мн. спарде/ки, Р. спарде/ков … Орфографический словарь русского языка
спардек — а, ч., мор. Верхня легка палуба на трипалубних суднах 19 – початку 20 ст. або палуба середньої надбудови на суднах сучасної конструкції … Український тлумачний словник